FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Глаз цапли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Голосов:
134
Моя оценка:
-

подробнее

Глаз цапли

The Eye of the Heron

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Роман Урсулы Ле Гуин «Глаз цапли» повествует о разгоревшемся на планете Виктория конфликте между иерархическим, построенным на насилии и подчинении миром Столицы и обществом Шанти, потомков земных ссыльных-пацифистов, не приемлющих культа силы не только в отношениях между людьми, но и применительно к враждебной на первый взгляд природе планеты. Конфликт приобретает масштаб, несоизмеримый с его реальным содержанием, и превращается в борьбу между двумя противоположными стилями жизни.

Примечание:

Карту колонии Виктория можно посмотреть на сайте писательницы.


Входит в:

— антологию «Millennial Women», 1978 г.


Номинации на премии:


номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2016 // Научно-фантастическая книга (США)


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
И. Тогоева (3)

Глаз цапли
1997 г.
Глаз цапли
2004 г.
Порог
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ле Гуин — поразительна. Какие знания законов социального развития человечества надо иметь, просто — понимать человеческую натуру, чтобы в каждой новой книге создавать достоверную картину нового общества, традиций, верований, психологической подоплеки поступков. Создавать целые миры, чтобы поговорить о сегодняшних проблемах. В этот раз разговор будет о свободе.

На планете Виктория — благодатной и вполне безопасной, живут две группы землян. Первая -потомки бывших военных преступников, сторонников свергнутых диктатур, убийц и насильников, основавших Столицу колонии с почти феодальным строем и четким делением на касты. Вторая группа — ремесленники и крестьяне, потомки пацифистов, исповедующие принципы отказа от насилия в любом его проявлении. И эти две группы людей, приверженцы таких противоположных идеалов, худо-бедно существуют несколько десятилетий, пока одному из столичных жителей не приходит в голову изменить положение вещей, просто поработив миролюбивых соседей.

Казалось бы земляне — бывшие узники и изгои — обрели на новой родине свободу. Вот он- огромный, нетронутый мир. Но какая это свобода, если на протяжении десятилетий люди жмутся друг другу на маленьком пяточке, когда перед ними лежит целый мир, о котором они так и не удосужились что-либо узнать, не решаясь выйти за пределы очерченного ими самими круга. Когда они из поколения в поколение продолжают цепляться за правила и традиции, которые работали на далекой Земле, но совершенно не годятся для нового Мира. Какая может быть свобода, когда у них нет даже названий для новых растений, животных, рек и гор, даже для самой планеты, которая стала родиной для подрастающего поколения.

И даже нарастающий конфликт неразрывно связан с далекой Землей, с ее традициями и верованиями, с жестокостью и несправедливостью, которые колонисты привезли с собой, как багаж. Одни, опираясь на старую истории, готовы поработить других, которые, в свою очередь, согласны сдаться без борьбы, цепляясь за затверженные/но не прочувствованные/ с детства правила. И те и другие оказываются беспомощными, когда старые схемы в этих новых условиях не работают.

В романе многие герои говорят о свободе, но свободен только один человек. Это юная Люс, над которой не довлеют традиции и верования предков, мечта о свободе — выстрадана, а не передана по наследству, которую манят далекие горы и которая желает дать новые имена всему сущему. И только через обретение этой истинной, внутренней свободы она становится готовой стать частью огромного неизведанного мира, вступить на новый, отличный от всего заученного, путь.

Вот такой получился роман — размышление о свободе и порабощении, о духовном освобождении. И все это — на фоне приключений на неизведанной планете с девственными лесами, неизвестными животными и серыми «цаплями», которые бесстрастно наблюдают немигающим глазом за попытками людей начать новую жизнь.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ле Гуин продолжает свои эксперименты в социальной фантастике, снова и снова заставляя замкнутые группы людей оказываться в тяжёлых ситуациях, чтобы выстроить модель их поведения. Собственно, теперь для чистоты эксперимента писательница поместила свои антагонистические общества на вполне пасторальную и безопасную планету, житьё на которой, конечно, сопровождается массовым трудовым героизмом, но без лишних эксцессов. Итак, одно общество — анархисты, как и жители приснопамятного Анарреса, чья деятельность скреплена принципами полного гуманизма и свободы труда. Второе — потомки сосланных преступников, исповедующих культ силы и подчинения. Два таких общества долго рядом существовать не могут, рано или поздно должен произойти конфликт...

Правда, сразу закладывается впечатление о какой-то нелепости... смотрите — больше полувека люди с абсолютно разными взглядами на жизнь сосуществуют на крохотном пятачке земли, делая слабые, вялые попытки создать ещё хоть какое-нибудь поселеньице. Всё абсолютно статично... Развитие начинается с насилия. Когда общество потомков преступников пытается покорить мирных земледельцев. И тогда люди уже на деле идут осваивать новые территории, приступая к завоеванию планеты по настоящему.

Напомнило мне генеральную идею Тойнби о «вызове-и-ответе». Для того, чтобы общество развивалось, ему нужно с чем-то бороться? Интересно...

Ну и, конечно, вторая тема — это отягощённость обычаями. Виктория — не Земля, пора забыть о старой культуре. В новом мире всё должно отличаться от старого, и в этом проявляется подлинное стремление к свободе. Ле Гуин прямым текстом говорит, что нельзя забывать свою историю, нужно только её преодолеть. И если ты решил менять себя и окружающих — делай это, не останавливаясь на полдороги.

Конечно, этот роман сложно сравнить с любым из «Хайнских» — разве что с «Планетой изгнания». Для Ле Гуин это достаточно проходная, но от этого — не менее интересная вещь. Сюжет, конечно, немного вяловат, но пара резких сюжетных поворотов имеется, и читателю скучать не придётся. Вполне достойно прочтения.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Находить свободу для себя и для других, отказаться от добровольного ( будто-бы) рабства- так легко, если ты смотришь на эти события со стороны. А человеку , находящемуся в круге собственного рабства вырваться из круга — шаг в неизвестное, страшное, но какой счастливый конец ожидает любого, кто посмел!!!

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, в биографии Ле Гуин не упомянуто о ее отношении к течению хиппи. По прочтении романа у меня создалось четкое впечатление, что жизнь хипповских коммун знакома автору не понаслышке — со всеми ее внешними и внутренними проблемами. И самое интересное, что автор не идеализирует хиппи, она показывает коренные недостатки такого пути. Я воспринял этот роман как попытку осмыслить опыт коммун 60-х и причины их развала.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги, в которые я влюбляюсь с первых страниц. И «Глаз цапли» — одна из них.

Стоило только открыть обложку, пробежать взглядом первые строки, и, — готово – я уже зачитался – упал с размаху на солнечную лужайку наполненного терпкими незнакомыми ароматами леса далекой планеты Виктория, заглянул через плечо Льва, играющего с сидящим на его ладони уотситом.

Виктория – это мир, открывающий перед нами свои тайны далеко не сразу. Читая, то и дело я задавал себе вопросы – «почему?», «как такое могло произойти?», «что явилось предысторией описываемых событий?». На часть этих вопросов автор ответила, часть – так и остались за кадром.

Надо отдать Ле Гуин должное — в этом романе она выступает в роли достаточно искусного инженера-универсала, создателя новых миров. Фауну своего мира она населила интересными животными, из которых наиболее ярко описан уже упоминавшийся уотсит, флору – странным деревом-кольцом, жизненный цикл которого, насколько я понимаю, выдумала от начала до конца, и довольно подробно описала. Популяцию людей-колонизаторов, выходцев с Земли, разделила на две группы. Основные черты одной из этих групп она списала с колонизаторов земных Америк; основные черты другой выкрасила в цвета непротивленцев злу насилием. И, на протяжении всего романа, так или иначе изучала взаимососуществование этих двух групп.

Ну а остальные тайны романа я вам открывать не буду. :)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глаз цапли – пожалуй, один из самых противоречивых, сложных для читателя романов. «Глаз цапли» ни что иное, как история порабощения одними людьми других. История создания земельных наделов, находящихся во власти не сильных, но предприимчивых и не боящихся насилия людей, история утраты свободы другими, не менее сильными, но отрицающими применение силы даже ради спасения собственной жизни.

Что заставляет людей беспрекословно отдавать свою свободу? Позиция отрицания насилия? Редкостное благородство? Убеждение, что со всеми можно договориться, используя великую силу «слова»?

А может это лишь непонимание существующей жизни? Утопия для слабых духом? Миф о вечном мире и всепрощении, за бездумную веру в который придется заплатить немалую цену.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх