FantLab ru

Роберт Шекли «Машина Шехерезада»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.97
Голосов:
141
Моя оценка:
-

подробнее

Машина Шехерезада

The Scheherezade Machine

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мартиндейл всё же купил у хозяина лавки древностей странный аппарат, когда случайно выяснил, что на самом деле это машина-рассказчица по имени. Шехерезада. В тот день к Мартиндейлу заглянул его старый друг Герн. Приятели, решив скоротать вечерок за новым необычным развлечением, попросили машину рассказать какую-нибудь историю. Но тут вдруг обнаружилось, что слушатели «Шехерезады» сами становятся персонажами её историй…

Примечание:

Впервые публиковалась с июня по декабрь 1991 г. в журнале «Pulphouse: A Fiction Magazine».


Входит в:



Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
И. Васильева (3)

Новые Миры Роберта Шекли. Том 2
1996 г.
Глаз реальности
1999 г.
Обмен разумов
2003 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, откуда писатели-фантасты черпают оригинальные идеи для своих историй? Где находится то источник неиссякаемого вдохновения — в наркотических грезах, беспокойных снах, потусторонних видениях или же в самой ноосфере? У многих известных авторов есть монографии, эссе, интервью, где они делятся своими профессиональными секретами, дают ценные советы новичкам, жаждущим испытать свои силы на литературном поприще. Свою лепту в общее дело внес и Р. Шекли, но как всегда избрал иной путь, не пожелав следовать проторенной тропой коллег по цеху. Его профессиональный мастер-класс воплотился в форме художественного произведения — повести «Машина Шехерезада», нетрудно догадаться, что машина-рассказчица историй здесь выступает в роли авторского альтер-эго.

Отличительная черта данной вещи заключается не столько в сюрреалистическом антураже, сколько в довольно смелой самоиронии. Автор не пытается показать себя недоступным обитателем башни из слоновой кости, который вещает презренным человечишкам непреложные истины, но, скрывшись за иллюзией цельнометаллической оболочки, показывает все сложности творческого процесса, то, как непросто рождаются интересные истории — зачастую творец вынужден большую часть времени блуждать в полутьме, периодически заходя в тупик и судорожно пытаясь придать рассказу свежие краски, вдохнуть жизнь в рукописный текст. Так становятся демиургами от литературы, дано не каждому — спору нет, но кто знает, может быть именно в тебе до поры до времени дремлет машина Шехерезада, которая ждет лишь того, чтобы кто-то, обратившись непосредственно к ней, нажал кнопку вкл.

Задумка повести действительно гениальна и в теории дает безграничную свободу в выборе средств, убирая все барьеры и рамки с пути следования фантазии. Жаль, что не удалось на все сто раскрыть вероятный потенциал идеи — получилось в целом хорошо, но чувствуется, что можно было и лучше. События начинают развиваться с того момента, как Ричард Мартиндейл переступил порог антикварной лавки и обратил внимание на странный металлический артефакт в форме яйца. Продавец разъяснил, что это редкая машина для рассказывания историй, и после того как Мартиндейл случайно активировал Шехерезаду, он не мог ее не приобрести. Пригласив в гости своего друга Герна, Ричард запускает машину и с этого момента начинается их странное, невероятное путешествие по виртуальным мирам, созданным воображением искусственного интеллекта.

Оба протагониста олицетворяют свой тип читателя — Мартиндейл ищет во всём логику и смысл, а Герн предпочитает погрузиться в повествование и дать воображению автора увлечь себя, не обращая внимания на логические неувязки и несостыковки рассказа. Выбирайте того, кто ближе именно вам, и отправляйтесь в путь! Начало истории Шехерезады выглядит несколько сумбурно и глупо, но так и задумано, ведь в самом начале машина указывала на то, что самое сложное в работе рассказчика — придумать внятное начало истории, остальное уже начинает развиваться само по себе. Герои вступают в противоборство с автором, возражая против его свободы вводить и снимать со сцены новых персонажей по своей прихоти. Они путешествуют по разным литературным жанрам — историческая проза плавно перетекает в фэнтэзи, волшебная сказка вновь превращается в историю, постепенно сюжетные линии множатся и перекручиваются, создавая собственную реальность, которая грозит заменить собой ту, что привычна для нас.

Герои теряют себя и снова находят, превращаются в других персонажей, испытывая странные метаморфозы и постоянно перемещаясь по множащимся реальностям, Земли становится мало, вот уже перед нам Марс и неизвестные науке планеты. Зловредная машина периодически нарушает логику повествования нелепыми анахронизмами, высовывается между строк предложения, чтобы вставить «очень важную ремарку» — короче всячески пытается влиять на происходящее. Сюжетные ружья здесь стреляют настоящими свинцовыми пулями, а картонные декорации при появлении персонажей стараются создать иллюзию псевдотрехмерности. Автор ненадолго пустил нас в свою песочницу, сделал участниками творческого процесса, показал, как читатель буквально погружается в атмосферу рассказа. Всем кому интересны подобные литературные эксперименты, кто неравнодушен к творчеству Р. Шекли и не имеет предубеждения против театра абсурда и царства сюрреализма, следует обратить свое внимание на эту небольшую повесть.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению никому этот бредовый поток сознания рекомендовать не могу. Сам прочитал обрывками с телефона в периоды когда нечего больше делать. Такая высокая оценка с моей стороны объясняется непреодолимой оптимистичностью моей натуры: думаю, что могу встретить ещё большую ахинею. По сюжету, стилю и интриге ничего сказать не могу — я их просто там не смог обнаружить, так редкие проблески...

Если попытаться ответить на вопрос о чем это произведение, первый приходящий ответ на ум — это о машине, которая рассказывает рассказы вовлекая слушателей в качестве персонажей. Но это не так. Вернее такой ответ хоть как-то можно отнести к первой половине повести, и то с натяжкой. Во второй же части, сама машина уже практически не фигурирует, да и герои полностью поменялись. А стиль повествования такой, что прочитав 2-3 главы сегодня, через пару дней уже можно читать продолжение как с чистого листа: оно не только слабо затрагивает предыдущие главы, но и настолько быстро выветривается из головы по причине своей нелогичности, несуразности и бессвязности, что почти не влияет на процесс дальнейшего чтения — в голове остаются только имена последних персонажей (события произошедшие с ними вытесняются ещё быстрее).

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество позднего Шекли тяготеет к фантасмагории и литературе абсурда. Вероятно, не всем придется по душе сюрреалистический поток сознания без пролога и эпилога. Но неповторимая ирония, основанная на глубоком понимании человеческой натуры, сложные аллюзии и игра слов всегда остаются в арсенале писателя. Чего стоит одно только сравнение тихого умиротворяющего плеска волн реки (Леты) с предсмертным храпом умирающего. В этом произведении автор, с присущим ему мрачноватым юмором и едва заметной лиричностью, широко и по своему использует мотивы античной мифологии (имеется в виду весь сборник историй). Рекомендуется всем поклонникам творчества Роберта Шекли.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Образец позднего, психоделического творчества Шекли.

В черновиках каждого писателя, думаю, найдется немало неоконченных сюжетов, которые просто не хотелось продолжать ввиду невозможности придумать небанальное дальнейшее развитие (а может быть, и какое-либо развитие вообще (а может быть, и просто из лени)). Похоже, что именно из таких отрывков Роберт Шекли и слепил «Машину Шехерезаду». Путаное повествование, рассказы в рассказах, вставные сюжеты – прямо «Тысяча и одна ночь», только короче, драйвовее, и безумнее. Где первичная, где вторичная, третичная а то и литературная реальность десятого или тринадцатого порядка – разобраться совершенно невозможно. Машина Шехерезада придумала эти миры? Или Шекли придумал Машину Шехерезаду? Или она придумала Роберта Шекли и мировую литературу заодно?

Итог: забавная психоделическая мешанина каламбуров, пародий и неоконченных сюжетов. Вещь на любителя, как и все позднее творчество писателя. Конечно, социального пафоса и мизантропического черного юмора ранних рассказов вы здесь не найдете, как и глубокой философии, но повесть по-своему хороша.

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самое худшее произведение мировой фантасмагористики. Я их, собственно, много и не знаю...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх