FantLab ru

Оноре де Бальзак «Неведомый шедевр»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Голосов:
43
Моя оценка:
-

подробнее

Неведомый шедевр

Le chef d'oeuvre inconnu

Другие названия: Le chef-d'oeuvre inconnu; Catherine Lescault, conte fantastique; Скрытая картина; Непонятая картина; Великое произведение никому не известное

Повесть, год; цикл «Человеческая комедия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8

Входит в:

— цикл «Человеческая комедия»  >  Философские этюды


Похожие произведения:

 

 


Французская новелла XIX века. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в 24 томах. Том 19
1960 г.
Неведомый шедевр. Поиски абсолюта
1966 г.
Неведомый шедевр
1983 г.
Французская новелла XIX века
1984 г.
Искусство и художник в зарубежной новелле ХIХ века
1985 г.
Избранное
1985 г.
Повести и рассказы
1985 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 10
1987 г.
Избранное
1988 г.
Шагреневая кожа. Новеллы
2007 г.
Малое собрание сочинений
2010 г.
Неведомый шедевр
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта новелла о законах души, о музыке, пронизывающей живопись, о художнике, настоящем мастере, который настолько стремится создать непревзойденный шедевр – написать живой портрет, стать Пигмалионом, что постепенно мечта сводит его с ума.

Герою произведения не удалось написать живую картину, но это удалось Бальзаку – безумный художник настолько колоритен, страстен, одержим своей идеей, что кажется материальным. Мастерская Френхофера так тщательно изображена автором, что чудится, будто чувствуешь запах красок и растворителей, и стоит протянуть руку чтобы дотронуться до тяжелого холста.

В новелле противопоставляются две музы художников – живая и страстная Жиллетта, вдохновляющая молодого Пуссена, и воображаемая возлюбленная с картины, которой Френхофер посвящает десять лет жизни. Музы соперничают между собой и для безумца сладостнее созерцать «идеальный» портрет, видимый лишь ему, чем видеть живую красавицу. А ведь старик действительно гениален, так несколькими мазками он придает жизнь «мертвой» картине своего ученика Порбуса, он играет со светом и тенями, он видит сердцем красоту, ведь красота в душе, а не в форме.

«Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ. Впечатления! Впечатления! Да ведь они — только случайности жизни, а не сама жизнь! Рука, раз уж я взял этот пример, рука не только составляет часть человеческого тела — она выражает и продолжает мысль, которую надо схватить и передать. Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины, так как они нераздельны — одно в другом. Вот в этом и заключается истинная цель борьбы.»

Френхофер живет в собственном волшебном мире, и как только в мире была проделана брешь, нарушена его целостность – бедняга прозревает и гибнет от ощущения бессилия и безнадежности…

"— Ничего! Ровно ничего! А я проработал десять лет!

Он сел и заплакал.

— Итак, я глупец, безумец! У меня нет ни таланта, ни способностей, я только богатый человек, который бесполезно живет на свете. И мною, стало быть, ничего не создано!»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх