fantlab ru

Максим Горький «На дне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
457
Моя оценка:
-

подробнее

На дне

Другие названия: На дне жизни

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

Действие разворачивается на самом «дне жизни» — в ночлежке, где последнее человеческое отребье выясняет отношения, поёт песни, пёт водку, убивает друг друга. Когда в ночлежке появляется некий старец Лука, разговоры всё больше начинают приобретать другой оборот...

Примечание:

Впервые напечатано отдельной книгой, под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене, без указания года, и под заглавием «На дне», издательством товарищества «Знание», СПб. 1903. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г., петербургское — 31 января 1903 г.


Входит в:

— антологию «Русская драматургия», 1974 г.

— антологию «Вечное солнце», 1979 г.

— антологию «Русская драматургия начала XX века», 1989 г.

— антологию «Драматургия русских классиков», 2002 г.

«Театр FM», 2004 г.

— антологию «Драматургия русских писателей», 2005 г.


Экранизации:

«На дне» / «Les bas-fonds» 1936, Франция, реж: Жан Ренуар

«На дне» / «どん底 / Donzoko» 1957, Япония, реж: Акира Куросава

«Без солнца» 1987, СССР, реж: Юлий Карасик



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в тридцати томах. Том 6. Пьесы. 1901-1906
1950 г.
Пьесы
1953 г.
Старуха Изергиль. На дне. Мать. В. И. Ленин
1957 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 16. Пьесы. 1901-1906
1963 г.
Мещане
1966 г.
Полное собрание сочинений. Художественные произведения в двадцати пяти томах. Том седьмой. Пьесы, Драматические наброски. 1897-1906
1970 г.
На дне. Мать. В.И. Ленин
1971 г.
На дне. Мать. В.И. Ленин
1972 г.
Русская драматургия
1974 г.
Пьесы
1975 г.
Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы
1975 г.
Избранное
1977 г.
Рассказы. Пьесы. Мать
1977 г.
Вечное солнце
1979 г.
Пьесы
1979 г.
Собрание сочинений в 16 томах. Том 15
1979 г.
Старуха Изергиль. На дне. Мать. В.И. Ленин
1979 г.
На дне
1981 г.
На дне. Мать. В. И. Ленин
1981 г.
Избранное: Рассказы. Очерки. Пьесы
1983 г.
Пьесы
1985 г.
Дело Артамоновых. На дне. Сказки об Италии
1987 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1987 г.
Русская драматургия начала XX века
1989 г.
Русская драматургия начала XX века
1989 г.
Избранное
1989 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
1990 г.
Драматургия русских классиков
2002 г.
Избранное
2002 г.
Рассказы. Детство. На дне. Фома Гордеев
2002 г.
Рассказы. Пьесы
2004 г.
Рассказы. Пьесы
2004 г.
Драматургия русских писателей
2005 г.
Мать
2005 г.
На дне
2005 г.
Рассказы. Пьесы
2007 г.
На дне
2008 г.
На дне
2009 г.
На дне
2010 г.
На дне. Дачники
2010 г.
На дне
2011 г.
На дне
2011 г.
На дне. Пьесы
2013 г.
На дне
2015 г.
На дне
2016 г.
На дне
2016 г.
На дне
2016 г.
На дне
2017 г.
На дне
2018 г.
На дне. Детство. Песня о Буревестнике. Макар Чудра
2018 г.
На дне. Детство. Песня о Буревестнике. Макар Чудра
2018 г.
На дне
2019 г.
На дне. Старуха Изергиль. Челкаш. Рассказы
2019 г.
На дне. Старуха Изергиль. Челкаш. Рассказы
2019 г.
Малое собрание сочинений
2020 г.
На дне
2020 г.
На дне. Пьесы
2020 г.
На дне
2022 г.
На дне
2023 г.

Аудиокниги:

На дне
2011 г.
Великие исполнители. Том 16
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Kalinin, Trên Thảo Nguyên, Dưới Đáy
2017 г.
(вьетнамский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение я в первый раз не прочла, а увидела в нашем театре, впечатление спектакль произвёл колоссальное, и я, тогда девятиклассница, села за чтение.

Горький меня поразил глубиной своих размышлений, его интересуют вопросы, на которые очень сложно дать однозначный ответ: что есть истина? нужно человеку сострадание? всегда ли правдой можно вылечить больную душу? что есть человек и каково его предназначение? Причём истину автор пытается установить в спорах между «бывшими людьми», выброшенными из общества, живущими на дне, в пещере, куда не проникает солнце.

Поначалу Горький так и назвал свою драму: «Без солнца». (Название это было выбрано автором неслучайно. Горького чрезвычайно интересовали легенды, в которых рассказывалось о сотворении мира, по одной из них, землю и человека создал падший ангел Сатанаил, который всё мог сотворить: и землю, и зверей, и людей — всё , кроме солнца и живой души. Бог смилостивился над человеком и вдохнул в него душу, и дал ему солнце. Но ночлежники солнца этого не видят, они духовно мертвы. ) Так они и живут: с темнотой в душе, безымянные, не надеющиеся выбраться со дна жизни.

А возможно ли это вообще: выбраться? А если тебя поддерживает надежда? Ведь надежда на лучшее — это мощный стимул к самосовершенствованию. Но всегда ли это так? Горький даёт такую надежду практически каждому из ночлежников. В «пещере» появляется странствующий проповедник с многозначным именем Лука (кто он: светлый или лукавый?), который обещает излечение, успокоение, любовь, уважение... «Во что веришь, то и есть,« — вот его философия. «Человека жалеть надо,« — вот его этика. И подкрепляет он эти мысли притчей о праведной Земле: пока верит — жив человек, веру убили — и человек погиб, незачем жить стало. Или обмана не вынес?

Ответ приходится искать самим, потому что авторский, высказанный Сатиным в монологе о человеке не слишком устраивает: слишком абстрактно, никак не привязано к жизни, неприменимо! И хоть Горький несколько раз высказывал свои порицания в адрес Луки, называл его «лукавым старцем», принесшим в ночлежку обветшалые христианские истины, и объяснял, что в «карете прошлого далеко не уедешь», всё же вынужден был признать, что противопоставить этим истинам ничего не смог.

Да, вот сейчас пишу и думаю, а как интересно было бы узнать о пути на дно каждого из героев, ведь Горький почти не приоткрывает завесу прошлого. Кем они были, а главное, какими они были: бывший барон, бывший телеграфист, бывший актёр...? И кем был Лука?

Надо бы почитать об этом.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда ты на самом дне, то все возможные пути ведут только вверх (и тут снизу постучали)

В очередной раз убеждаюсь, что составители школьной программы по русской литературе при её формировании исходили непонятно из каких соображений. Потому что пьеса «На дне» явно адресована не прыщавым 16-летним юнцам и созревающим девицам, а людям уже более зрелым. Мне кажется, что такого рода произведения если и нужно «проходить» в школе, то не в форме попыток тщательного анализа, а просто в художественном виде, т. е. лучше всего в формате просмотра пьесы по видео (а лучше всего вживую) и последующего обсуждения.

А обсуждать тут конечно же есть что. В первую очередь это представленные в произведении типажи человеческих личностей и особей (потому что некоторые персонажи на личность ну никак не тянут, только на особь того или иного пола). Прямо готовая копилка психопортретов, бери и заполняй шкалы и графы разных психологических нюансов и характерологических особенностей. К тому же тут не простые маргиналы и алкаши всех мастей, а люди из категории «бывшие», т. е. когда-то вполне благополучные и затем по тем или иным жизненным обстоятельствам спустившиеся вниз по социальной лестнице и оказавшиеся «на дне». И истории этих грехопадений, пусть даже изложенные кратенько, добавляют зловещности и мрачности и самой атмосфере ночлежки, и всему тому, что здесь происходит.

Далее, конечно же, напрашиваются на обсуждение взгляды наиболее ярких личностей: Лука (непременно), Актёр и Сатин, Васька Пепел и Барон, Клещ и женские персонажи. К тому же зачастую эти мировоззренческие взгляды едва ли не напрямую противоположны и потому полемичны. И у каждого носителя этих взглядов и убеждений имеется своя собственная объяснялка, почему дОлжно быть так, как они считают и представляют. И тут уже можно вовсю поупражняться в спорах относительно мировоззрения Луки (кем он тут был, ангелом-миротворцем, или, наоборот, возмутителем и соблазнителем, идеалистом-мечтателем или жестоким коварным прагматиком-шутником, вредным старикашкой или благостным старцем…) и других персон.

Наконец, вполне можно попробовать разыграть самим некоторые эпизоды пьесы с последующим «судом» над каждым персонажем (суд просто как формат обсуждения). И заодно поискать другие негорьковские варианты финала драмы…

К тому же пьеса начинена таким количеством афоризмов и фраз-«хайфлаков», что можно цитатить если не половину, то треть реплик. Ибо актуальность пьесы несомненна, и пусть сейчас всё не совсем так, как было в самом начале XX века, однако же типажей, подобных горьковским, да и судеб, вполне хватает ещё на одну такого рода пьесу.

В общем, не школьное это дело, разбираться во всём сложном горько-горьковском ночлежечном мире. И потому от школьного восприятия почти ничего в памяти и не осталось (хотя у нас была отличная литераторша). А жаль...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повторение пройденного

Конечно же помнится и сюжет пьесы, и не забыты главные герои/персонажи, и даже собственные мысли и чувства. Тем более, что последний раз обращался к аудиоверсии пьесы совсем недавно, всего-то пару лет назад.

Однако же вот вдруг захотелось обратиться уже не к аудиокниге, а к радиоспектаклю — всё-таки волшебный мир театра порой манит со страшной силой, а опытный актёр способен дать тебе в разы больше, нежели самый толковый учитель литературы или твой собственный ум.

На этот раз это был спектакль Александринского театра, запись 1972 года, а в главных ролях блистали Николай Черкасов, Николай Симонов, Константин Скоробогатов… И надо ли говорить, что несмотря на хорошо знаемый сюжет спектакль вызывает и новые чувства, и новые мысли. Ну, а о зрительском наслаждении и вовсе речи не идёт — оно бесспорно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правда, сюжета в данной пьесе почти нет, но дело то тут не в сюжете вовсе...

«Красочная» зарисовка, как выглядят люди самых разных происхождений и увлечений на ДНЕ общества.

Пожалуй в этом основной интерес пьесы и есть.

Пожалуй отдельного внимания (как исключение) стоит разве что странник — Лука. Но он не житель дна, он лишь гость из вне, который боламутит воду — к добру ли или не совсем...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пьеса без действия, хотя и не сказать, чтобы без конфликта. Внешний сюжет (убийство) есть, но он никак не связан ни с проповедями Луки, ни со знаменитым монологом Сатина. Получается, смерть Костылева — сама по себе, а «Чело-век! Это звучит... гордо» — само по себе. Хоть вырезай из книги и издавай отдельной брошюрой.

Вообще, Сатин, конечно, интересный персонаж («А убил — из-за бабы? — Нет. Из-за родной сестры... А славная, брат, человечинка была сестра у меня!») Но его одного мало, чтобы вытянуть сюжет. Вышла в итоге просто бытовая зарисовка. Затянутая и потому не слишком любопытная.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх