fantlab ru

Оноре де Бальзак «Обедня безбожника»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Обедня безбожника

La Messe de l'athée

Рассказ, год; цикл «Человеческая комедия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Хирург Деплен прослыл отъявленным атеистом. Но однажды ученик Деплена застал его в церкви за молитвой...

Примечание:

Впервые рассказ был опубликован Бальзаком в газете «Кроник де Пари» 3 января 1836 года, затем в 1937 году он вошёл в двенадцатый том «Философских этюдов», в 1944 году — во второй том «Сцен парижской жизни» (первое издание «Человеческой комедии»), и, наконец, согласно намерениям Бальзака, во втором издании «Человеческой комедии» рассказ был включён в «Сцены частной жизни».

(c) Из комментариев В. Даниловой


Входит в:

— цикл «Человеческая комедия»  >  Этюды о нравах  >  Сцены парижской жизни

— антологию «Неведомый шедевр», 1983 г.

— антологию «Классика зарубежного рассказа», 2008 г.



Собрание сочинений в пятнадцати томах. т. 3
1952 г.
Рассказы
1953 г.
Собрание сочинений в 24 томах. Том 3
1960 г.
Отец Горио. Гобсек. Полковник Шабер. Покинутая женщина. Брачный контракт. Обедня безбожника
1981 г.
Шагреневая кожа. Полковник Шабер. Отец Горио. Обедня безбожника
1982 г.
Неведомый шедевр
1983 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2
1983 г.
Сцены частной жизни
1984 г.
Шагреневая кожа
1984 г.
Избранное
1985 г.
Повести и рассказы
1985 г.
Избранное
1988 г.
Тридцатилетняя женщина
1988 г.
Гобсек
2008 г.
Отец Горио
2008 г.

Аудиокниги:

Классика зарубежного рассказа. Выпуск 1
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1835-36 годах Бальзак, видимо, был на пике вдохновения, и его рассказ «Обедня безбожника» продолжает чреду его очень удачных текстов. Пожалуй, когда (если) я дочитаю весь цикл, я построю график с такими красивыми параболами, оценивая тексты по 10-бальной шкале. И «Обедня безбожника», идущая в цикле после «Шабера», «Горио», «Гобсека» будет продолжать почти прямую линию авторской удачи. Скоро настанет спад, наверняка, Бальзак ведь часто халтурщик и идеалист, но пока очень здорово.

«Слава хирургов напоминает славу актеров: они существуют, лишь пока живут, а после смерти талант их трудно оценить. Актеры и хирурги, а также, впрочем, великие певцы и музыканты-виртуозы, удесятеряющие своим исполнением силу музыки, все они — герои одного мгновения», -- пишет он тут совершенно справедливо о врачах. Даже теперь, в эру мгновенного пиара, очень трудно обессмертить имя врача, только основанием какого-то особенно хорошего института или документацией особо собачьего рефлекса.

Другой путь -- если в тебя «влюбился» какой-то художник или писатель. Как это случилось с хирургом Сергеем Юдиным. Наверно, он был великий врач, но нам было бы это без разницы, если б Михаил Нестеров не оставил его великолепный портрет. То же самое с французским врачом по имени Гийом Дюпюитрен (Guillaume Dupuytren). Да, ему поставлена статуя в Париже, и какая-то там кафедра названа его фамилией, но все, кого он исцелил -- давно умерли. И главным памятником ему оказывается рассказ Бальзака, где он выведен под именем Деплен -- гениальный циничный хирург.

Как ругался Салтыков-Щедрин на «Анну Каренину» -- это роман о функционировании мочеполовой системы, и, в целом, про Бальзака это определение тоже обычно справедливо. Как мы уже детективно-филологическим способом выяснили, заболевание органов таза является одним из ключевых сюжетообразующих элементов «Тридцатилетней женщины», стыдливо упущенных советскими переводчиками. Возможно, Бальзака тоже упрекали за чрезмерную плотскость и любовность, потому что, уже который текст подряд, у него сюжет не про страсть М/Ж, а про самопожертвование и совсем другие связи. «Обедня безбожника» оказывается очередным текстом про самопожертвование, весьма искусно выжимающем слезу из читателя. И наслаждение тем мастерством, с которым автор в очередной раз использует эту стратегию -- для меня в очередной раз оказывается большим.

Спойлерить не буду, но намечу сюжет. В тексте молодой и талантливый врач Бьяншон, которого мы уже читали в цикле встречали несколько раз, раскрывает тайну своего учителя, великого Деплена -- почему же тот, признанный атеист, ходит к мессе? Очередной мастерский бытописательский очерк про бедность, стремление выбиться, отеческую (а может и нет) любовь и то, как человек находит себя. И затем -- вот это поворот! Чем абзац закончить -- не знаю, наверно, фразой из «Дня радио»: песня очень красивая, кавалеры могут приглашать дам. То бишь, если вы еще не начали читать Бальзака, то начните уж наконец с этого рассказа, он короткий и классный.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, хирург Деплен был и остался атеистом, но прежде всего, он был человеком. А что он мог сделать для того, кто стал ему вместо отца, положил свою жизнь за бедного студента? Только заказать за него заупокойные мессы и добросовестно отстаивать службу. Атеизм или христианская вера не имеет к такому поступку никакого отношения. Этот рассказ о человечности.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх