fantlab ru

Наталья Щерба «Часодеи. Часовой Ключ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
405
Моя оценка:
-

подробнее

Часодеи. Часовой Ключ

Другие названия: Часовой Ключ для Василисы

Роман, год; цикл «Часодеи»

Аннотация:

Василиса — обычная земная девочка, живущая с бабушкой, — неожиданно узнает, что ее отец — влиятельный маг Эфлары, мира, построенного на особой часовой магии. Попав в страну часодеев, фей и лютов, Василиса оказывается в центре опасной игры. Даже друзья не могут понять, кто же она сама? Неумеха, ничего не знающая о своем происхождении? Шпионка, засланная отцом, чтобы заполучить трон? Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?

Примечание:

1 место в конкурсе «Новая детская книга», проводимого изд-вом Росмэн (Москва, 2010)

Жанр: подростковая фантастика, клокпанк (clockpunk)


Входит в:

— цикл «Часодеи»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 262

Активный словарный запас: низкий (2560 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 52%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Новая детская книга, I сезон (2009-2010) // Приключения и фэнтези. 1-е место

лауреат
Звёздный Мост, 2011 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 2 место «Серебряный Кадуцей»

Похожие произведения:

 

 


Часодеи. Часовой ключ. Специальное издание
2011 г.
Часодеи. Часовой Ключ
2011 г.
Часодеи. Часовой Ключ
2023 г.

Аудиокниги:

Часодеи. Часовой ключ
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Часодії. Часовий ключ
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что закончила читать. Нечего сказать, очень здорово! Естественно, здорово как сказка. Хорошая подростковая сказка. Напряжение повествования невероятное. Нет ни одного места, где бы читатель начинал засыпать от скуки. Сюжет, герои, психологизм — выше всяких похвал. Но главное — атмосфера. Я всегда думала, что Гарри Поттер взял мир прежде всего атмосферой староанглийских замков, уютной Европы, и все прочим, что российскому писателю недоступно. В наших серых городских многоэтажках сказки выходят жутко неуютными. Но Наталье Щербе удалось невозможное. Она создала не менее привлекательный мир чем Роулинг, только в отличие от британской писательницы, в книге Натальи нет ни одной затяжки. Ни одной. И отношения между подростками накалены до предела. Дружба, предательство, любовь — все очень настоящее. Всем любителям этого жанра рекомендую найти книгу «Часовой ключ для Василисы». К сожалению, она пока не вышла на бумаге, поэтому желаю удачи. Вдруг вам повезет так же как и мне:)

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вначале я прочитал отзывы от мэтров на обложке и хмыкнул, уверенный в том, что увижу очередное приключение волшебников в волшебной стране. Но не тут-то было.

КНИГА ПОРАЖАЕТ. Оказывается, у нас есть авторы, способные создать нечто совершенно новое и оригинальное. Часодеи — это удивительно, ново, свежо. Великолепный фантастический мир, основанный на законах часодейства — этакой часовой магии. В книге присутствует много технических описаний, подробностей работы часовых механизмов. Пожалуй, подобное я встречал в детской сказке только у Пулмана. Много ярких, новых, необычных слов — часодеи, часовщик (в ином, не опривычном понимании), РадоСвет, Лазорь, Черновод.

Красочные картины сменяют одна другую, интрига закручена так лихо, что невозможно оторваться — я читал до трёх ночи. Сюжет непредсказуем — пару раз ловил себя на мысли, что не знаю, куда повернёт автор. И не угадывал!

Единственное, что напрягло лично меня: Василиса и её друзья — не по возрасту умные дети. Я читал и думал, что самой героине как минимум 15 лет, а остальным и того больше. Действуют, рассуждают, сражаются, дружат и предают, даже влюбляются, совершают благородные поступки... Или я слишком стар и не помню себя в этом возрасте? Всё может быть.

Хочется выделить интересный момент — сюжет многослоен, и развивается сразу на двух планах. Героиня, ведомая по лабиринту часодейного мира отцом и прочими сильными мира «того», на самом деле совершает самостоятельные поступки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вначале бежит из дома, путешествует с друзьями. Преодолевая свои страхи, проходит посвящение у фей, а после — отказывается в пользу нового друга от заветного желания.

Ещё один интересный момент: сопереживание. Героиня попадает из одного приключения в другое и, хоть я догадываюсь в силу своей взрослой рассудительности, что всё будет хорошо... пару раз я в этом сомневался.

Кстати, что особо понравилось: основная идея книги — это человеческие отношения. Дружба, предательство, честность, обострённое чувство справедливости, даже максимализм — всё то, что так важно для подростков. ВАЖНО. В Часодеях эти темы поднимаются как самые важные, самые необходимые и самые правильные. Так и должно быть в книге, обращённой к детям. Автор, браво! Примите мой почтение.

Я бы и рекомендовал книгу в первую очередь подросткам — это их мир, их сказка, их герои — девчонки и мальчишки. И взрослым, у которых сердце ещё горячее, для которых дружба — это дружба. Как в книге сказано:

«Почему я должен ей помочь?

— Потому что ты мой друг»

Если вторая книга окажется не хуже, я могу с чистой совестью заявить, что в России наконец-то появился талантливый подростковый автор.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю одного, почему если ГГ подросток или ребенок, то литература подростковая или детская. Неужели взрослой книгу делает насилие, секс и мат? В современной жизни черствости, серости и жестокости хватает и в повседневной жизни. Иногда даже мне, вполне взрослому человеку, хочется отвлечься от проблем, помечтать, отдохнуть душой. Хотя бы на несколько часов погрузиться в волшебный мир, в котором обязательно есть Добро и оно конечно же победит.

Люди, читайте добрые книги!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я приступала к чтению книги Натальи Щербы « Часодеи . Часовой ключ» я была заинтригована: идея часовой магии, реализованная на отечественной почве, сама по себе манила, а уж восторженные отзывы на четвёртой сторонке прямо-таки настаивали на том, что книга мне непременно понравится. Должна сказать, я не разочаровалась.

Эта книга о большой игре. Детективный элемент присутствует на протяжении всего романа и выполнен автором на ура: проблема вполне реалистична, её развитие продумано и чётко структурировано, сюжет стройный и интересный, собирание кусочков мозаики героиней детально, сама интрига понятна и доступна читателю среднего школьного возраста. Поздравляю.

Но автор заявляет нам, что это сказка. А раз это сказка, значит, должны быть свои герои и злодеи, должна быть борьба добра и зла, светлого и тёмного со всеми вытекающими и предсказуемыми. Разберём персонажей.

Начнём, пожалуй, со злодеев. Они здесь невероятно алчные, тщеславные, самолюбивые, богатые, властные и до ужаса привлекательные. Если характер прописан хорошо, читатели к нему потянутся – неизвестно, сколько вёдер детских слёз пролито по безвременно ушедшему Тёмному лорду в «Гарри Поттере». И читать эту книгу будут как раз в том возрасте, когда начинаешь самостоятельно анализировать происходящее, оценивать поступки людей, давать свою собственную трактовку событий – читатели 11-12 лет будут не без интереса наблюдать за стараниями группы внеземных экстремистов прибрать к своим рукам власть. Да что греха таить, и многие взрослые, в детстве мечтавшие стать Тёмными Властелинами, выделят свою долю сочувствия чертовски хитроумному Нортону Огневу и не в меру честолюбивой красавице Елене. Да, эти злодеи испытывают некие нежные чувства к своим детям (Нортон) или к возлюбленным (Елена), но на протяжении книги подчёркивается, что их симпатии основаны на стремлении к выгоде, просто предметом «любви» случайно оказалась не наша героиня, но при случае, конечно, она могла бы занять вакантное место в сердце своего отца, ежели такое найдётся. Итак, злодеи здесь, как и положено злодеям, мучают, вероломничают, сеют обман и несправедливость, по пути не забывая обогащаться – словом, абсолютно чёрные, неисправимые и, безусловно, яркие личности.

Ну а что же герои? Даёт ли Добро отпор Злу? Прилетела ли Добрая Фея утешить плачущую обиженную девочку, дала ли ей конфетку и покарала ли никудышного родителя? С Добром в этой книге дело обстоит сложнее. Нет ни одного взрослого, в противовес злым персонажам, выкрашенного белой гуашью с головы до ног (исключение составляет, пожалуй, тренерша Василисы, которая появляется только в Предисловии). Те, кто по всем правилам должен был сеять добро и справедливость, оказывается, лучше злодеев только тем, что преследуют свои цели, не выказывая героине открытой враждебности. Они мило улыбаются и одаривают смертоносными подарками. Они жалеют и строят далеко идущие планы с проталкиванием своих отпрысков в элитные частные школы посредством доброты героини. Вот настоящая изобретательность, куда там Нортону Огневу, у которого на лице написано, что он вот-вот приведёт в исполнение свой очередной Коварный План по Захвату Вселенной.

И вот героиня одна. Бросили злые, бросили «добрые», у взрослых началась большая игра, где девочке нет места. Сможет ли она закончить игру на своих условиях? Без помощи – нет, потому что она всё же ребёнок, ей нужна опора, да, она сильная девочка, она многое сможет выдержать, но на кого же ей опереться? Её друзья-герои, такие честные, такие добрые, сами оказались втянуты в игру, они – пешки, они исполняют свою роль и в мыслях даже не держат бросить всё и бежать спасать подругу. Помощь, конечно же, приходит (спасибо, нет чудовищных перумовских «собрав остаток сил» в 24-й раз за день с последующим разгромом превосходящих дивизий противника), но от кого? Из заведомо тёмного источника, правда, тёмный он только номинативно, ибо совершенно неизвестно, в чём его «темнота» заключается – соответственно, и сама «неожиданность» такого поворота событий под вопросом. Этот «кое-кто» преследует свои цели, но получается, что именно он больше остальных заботится о благе ребёнка. Рискует, лечит, уговаривает, терпит… В течение 20 минут, правда, но в итоге оказывается человечней всех остальных.

Так что же мы имеем в итоге? Ярко выделяющийся лагерь Тёмных Сил, лагерь Добра, подмочившего свою репутацию и лагерь Зла, временно перешедшего на сторону героини, чтобы решить какие-то свои проблемы. Какой же вывод должен сделать ребёнок из всего этого? Правильно, по доктору Хаусу: «Все врут». А раз все врут, то никому и верить-то нельзя, только самым близким, тем, кто всегда был с тобой и стоял за тебя, горстке проверенных людей, а чрезмерно доверчивая героиня пострадала именно из-за своего гипертрофированного чувства всеобщей справедливости. Вы пишете сказку с обязательным условием борьбы Добра и Зла, или фэнтези-роман со сложными характерами, показывающий проблемы реального мира на примере вымышленной реальности? Определитесь, товарищ автор.

Вместе с тем, героиня, конечно, хороша. Ответственная, дисциплинированная, трудолюбивая, честная, умеющая за себя постоять, дружить и осознавать последствия своих поступков. Это безусловный положительный герой, со своими недостатками, здоровой долей самокритики и при этом абсолютно живой, т.к. читатель понимает, что сделало её такой – тяжёлая жизнь, отсутствие семьи, проблемы со сверстниками. Василиса – это и пример для подражания (упорство, скромность, целеустремлённость), и пример того, как не надо делать (чрезмерная доверчивость, неумение сопоставить факты и выявить ложь, ношение предметов, подаренных заведомо плохо настроенным человеком без проверки их свойств на предмет возможного негативного воздействия). Это живой, целостный образ, за развитием которого интересно наблюдать, как ребёнку, так и взрослому.

Теперь несколько строк о мире «Часодеев».

В игры со временем всегда играли фантасты, а писатели фэнтези обходили эту тему стороной, т.к. кругом было полно нетоптаных полей с магическими школами, греческими богами и говорящим драконами (ну это из последнего, что в голову пришло). Обратившись к теме магии времени, замешанной на магии разума, Наталья Щерба открыла новое пространство для строительства фэнтези-миров, что позволило ей обрести некоторую свободу действий, которой у вас уже никогда не будет, если вы, скажем, задумаете писать о возвращении на трон королей или о путешествии в другую страну через дверцу платяного шкафа. Хочется поздравить автора: переход между мирами выполнен блестяще, придраться можно к мелочам типа описания непосредственно акта перемещения и несостыковки чисел при звонке героини по мобильному из другого мира (минуты-секунды). Безусловным плюсом данного произведения для ценителей жанра будет то, что природа магии в этом мире получает достаточно подробное объяснение, чего стоит одно «я поменял тарелке будущее с пирожками на будущее без пирожков» — это умно, забавно и свежо.

Но есть одна деталь, на которую я не могу не указать: назвать мир абсолютно самобытным мне мешает уже довольно затасканная (к сожалению), идея зависимости магии от истинных имён, которые следует скрывать, если не хочешь, чтоб тебя зомбировали противники. Конечно, здесь тема истинных имён не несёт той психологической окраски, которая была у Урсулы Ле Гуин: скрывание своего подлинного обличия, своей сущности, проблема одиночества людей на одиноких островах – здесь всего этого нет. Но можно провести аналогии и с «Эрагоном», где также эксплуатируется эта идея, произведением, которое, наверно, ближе и автору, и современным детям, чем сложные миры Ле Гуин.

Конечно, никто не запрещает автору искать вдохновения в трудах предшественников, на преемственности основан прогресс в литературе, и Наталья Щерба блестяще реализовала идею истинных имён в своём романе.

Я не сказала только про язык. Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только для детей. Только вот одни книги страдают излишне снисходительным тоном к своему маленькому читателю, авторы других «мудрствуют» так, что и взрослому бывает трудно понять. Книга Натальи Щербы « Часодеи . Часовой ключ» написана о детях, для детей и языком детей. Здесь подняты проблемы детей: дружба, предательство, отношения со сверстниками и взрослыми, взросление, понимание того, что мир не делится на чёрное и белое, на хороших и плохих людей – всё то, что так остро стоит перед человеком, входящим в тяжёлый подростковый возраст, когда он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Попытка найти себя в мире, причем без посторонней помощи – само по себе довольно смело. В книге много диалогов, предложения лаконичные, автор, в отличие от меня, не страдает толстовской болезнью длинных текстов. Стиль выдержан на протяжении всей книги, автор ни разу не «сбилась».

Помимо небольших минусов, которые я отметила выше, книга мне очень понравилась. Хороший для своей читательской аудитории язык, внятный сюжет, интересные герои, необычный мир, масса всяких деталей, которые так любят поглощать фэнтези-маны. Отличное чтение для маленьких и взрослых детей.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как хорошо, что в мире существуют сказки.

Как хорошо, что в мире существуют авторы, сочиняющие эти сказки. Особенно, увлекательные и захватывающие.

Про «попаданцев» читать я люблю. А про «попаданцев» в сказочный, полный волшебства, мир особенно.

Если говорить о сюжете, то, конечно, он традиционен. Некто, ничего не знающий и ничего не подозревающий, попадает в чужой мир, где его ждут необыкновенные приключения, испытания, загадки. Этому Некто (в данном случае обыкновенной двенадцатилетней девочке Василисе) приходится приспосабливаться к незнакомому миру, учиться жить в нем, принимая его законы. Все как и должно быть в подобных книгах.

Но не это главное в «Часодеях». Здесь главное отличное создание автором этого самого чужого мира. Мир часодеев прописан подробно, продуманно до мельчайших деталей, емко и цельно. Создание новых миров — дело сложное, сопряженное с балансированием на грани дозволенности. Как говориться, и «недоборщить» плохо, и «переборщить» недопустимо. Читатель-то должен верить в него, принимать, как существующий.

Автору удалось это сделать. Причем, Наталья Щерба не только создала новый мир, придумала его законы, описала устройство, но и пошла дальше — затронула святое святых, ввела в повествование новые слова.

Особенно хочется отметить серьезный подход автора к описанию разных чародейских, вернее сказать — часодейский, штучек. Знает автор в них толк.

Книга «Часодеи» заявлена, как книга для подростков. И главная героиня в ней в ней соответствующего возраста, и проблемы у Василисы обыкновенные, девичьи, и отношение к жизни. И черно-белое определено точно, так, как в детстве, когда не слишком ясно воспринимаешь полутона. Злодей — значит, злодей. А друг — так друг навеки.

Книга Натальи Щербы «Часодеи» стала победителем в конкурсе «Новая детская книга», проводимого изд-вом «Росмэн» в 2010 году. Благодаря ему, как я понимаю, и издана.

«Часодеи» — книга, достойная того, чтобы ее читали не только дети, но и взрослые. Есть там чему поучиться и, конечно, насладиться чтением.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга! Вся семья прочитала! Очень понравилась. Начинала,думала,наверное,слизано с Поттера. А вот и нет. Все свое и даже,в какие-то моменты, интереснее. Отлично подходит и для подростков, и для взрослых. Давно не читала книгу,чтобы даже забыть лечь спать. Брат за 4 часа проглотил. В их группе на фб написано, что вторая часть выходит в октябре. Надеюсь, будет также интересно. Еще раз, ре-ко-мен-дую!:smile:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная книга!! Когда начинаешь читать, то не оторвешься — хочется читать еще и еще. Это книга, полная интриги и приключений; это абсолютно новая грань волшебства, которая РЕАЛЬНО зачасовывает!! Когда заканчиваешь читать, сразу хочется продолжения.

Книга подарила мне сказку, новый мир, мечту. Прекрасно, что Наталья выбрала именно часы, потому что этот предмет призывает к себе, содержит огромнейший запас магии, чудес и волшебства...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитывала второй раз. Сама люблю сказки и эту сказочную историю читала на одном дыхании. Сама задумка про время-впечатляет. Чувства, что испытывают герои-испытываю сама, пока читаю. На данный момент с нетерпением надеюсь на шестую часть и жду не дождусь развязки истории)))

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

?Тому, кто знает секрет времени, легко управлять чужой судьбой.

?Одна из самых популярных отечественных фэнтези-история, и, как мне кажется, самая лучшая. Здесь рассказывается о мире, который находиться рядом с нами. Там живут феи, темные феи-люты и часодеи/часовщики. Они могут управлять временем. Главная героиня Василиса — самая обыкновенная девочка, вдруг оказывается в эпицентре опасной игры, при этом она сама не знает свою роль в ней. Что ж, тогда придётся менять правила игра самой.

?С самого начала в книге закручивается сюжет. Появляется море вопрос, на которые автор постепенно даёт ответы, но не на все. Неординарный мир, удивительные существа, населяющие его, магия и, естественно, дружба и любовь. Многие на месте Василисы давно бы уже сломались, но она не отчаивается. Со своими новыми друзьями, я уверена, девочка переживёт множество приключений. Надеюсь, к концу никто из положительных героев не умрёт.

?Больше всего на протяжении всей части меня бесила(именно бесила, раздражала тут не корректно звучит) Елена. Только из-за происхождения Василисы эта женщина хотела убить бедную девочку, хотя в момент знакомства были совсем иные планы. Неоднозначным героем для меня стал отец юной часовщицы-Нортон-старший. То ему интересна жизнь дочери, то нужно от девчонки избавиться. Мужчина сам не знает, чего хочет. Но, возможно, он следует своему плану, а нам просто неизвестны его мотивы. Думаю, в следующих частях всё прояснится.

?Эта детско-подростковая история просто потрясающая! Для многих она даже лучше Гарри Поттера. Но хотя я не читала ГП, считаю, что они правы. Обязательно прочитать этот цикл, понятно??

?—Кому нужны двери, когда есть окна?

?Серебряный, Бронзовый и Золотой будут соперничать между собой. Железный откроет цветения тайну, Расколотый Замок укажет Хрустальный. Рубиновый Ключ все секреты расскажет, а Черный — путь к самому сердцу укажет…

olesya_and_books

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне все равно какие на авторе «весят ярлыки».Можно быть распиаренной мировой знаменитостью,как Филипп Пулман со своим «мировым бестселлером» «Темные начала»,который я еле смог дочитать или знаменитым писателем К.С.Льюисом с «Хрониками Нарнии»,цикл который почему-то многие считают обязательным к прочтению,так как это классика мировой подростковой фэнтези.Ни первый ни второй цикл не считаю суперлитературой,единственная оговорка,что в «Хрониках Нарнии«есть неплохой,самобытный мир..В цикле Пулмана и этого Нет!Для меня беспорным Шедевром подростковой фэнтези был и остается цикл Джоан Роуллинг «Гарри Поттер»-волшебный,завораживающий мир.Цикл для Всех Возрастов.Еще одним очень качественным циклом считаю «Трилогию Бартимеуса«Джонатана Страуда».Лично для меня хуже цикла Роуллинг,но тоже очень Хорош.Теперь после прочтения цикла Натальи Щербы могу сказать,что «Часодеи» вошли в тройку моих любимых подростковых произведений и сейчас эта тройка выглядит так:1)Джоан Роуллинг «Гарри Поттер»;2)Наталья Щерба «Часодеи»;3)Джонатан Страуд «Трилогия Бартимеуса».Я не ошибся-именно в таком порядке.

Теперь перехожу непосредственно к первой книге цикла-«Часовой ключ».Перед нами открывается завораживающий,не копирующий никого мир и сюжет.Действительно надо родиться Писателем,настоящим Писателем,чтобы придумывать такие оригинальные миры от которых трудно оторваться.

Сюжет.Много я прочитал разных книг в разных жанрах,но автор смог придумать действительно Свой,Новый мир.Обычная девочка Василиса живет вместе с бабушкой,ходит в школу,занимается гимнастикой.Жизнь проходит как у обычного подростка,в ее жизни есть один настоящий друг Лешка-человек,которому она полностью доверяет и который действительно является ее другом.Но вдруг в ее жизни все переварачивается с ног на голову.Бабушка попадает в больницу,а тут и папаша появляется после двенадцати лет молчания.Папа,человек о котором Василиса часто думала долгими бессонными ночами.Отец забирает ее к себе и оказывается,что у него кроме Василисы есть еще четыре ребенка-три сына и дочка,почти все приблизительно одного возраста с нашей героиней.Начиная жить в новой семье,Василиса столкнется с непониманием и призрением к ней всей семьи,в том числе и ее отца-жесткого,властного человека.Зачем Василиса понадобилась отцу,ведь все годы он спокойно обходился без нее?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается,все наследники семьи Огневых должны пройти испытание и узнать какой у них Часовой дар.Кто мог предположить,что у нашей юной леди окажется самый высокий уровень Часодейства,который поможет Огневу-старшему пройти в РадоСвет,о котором он мечтал и где он займет место рядом с самыми сильными людьми Элфары.
В этой книге мы увидим Волшебный Часодейный мир,где плетутся свои интриги,где Могущественные Часодеи противостоят коалиции во главе с Часовых Дел Мастером-Лазаревым,где одни становятся на сторону Черной Королевы,другие на сторону Белой.В романе «Часовой ключ«мы получим много ответов на эти вопросы.Как увидим и много приключений,знакомство и поход для посвящения к феям Василисы вместе с молодым часодеем Фэшем,феей Дианой,спасением Ника,нового друга Василисы,который находится на грани жизни и смерти.У Василисы будет возможность загадать одно желание.Что перевесит-вернуться в свой родной мир к другу Лешке или спасти Ника-нам предстоит это узнать.

Персонажи.Больше всех «зацепили«персонаж Лазарева-старшего,мастера своего дела,отличного политика и просто хорошего человека,за судьбу которого я больше всех переживаю,тот кто прочтет первую книгу цикла поймет меня-почему.Полной противоположностью Лазареву становятся Нортон Огнев и Елена Мортинова,которые ведут свою политику и мечтают об истребление всех существ без Часодейного дара.Эти двое с их подкормышем Марком пытаются собрать Семь Волшебных Ключей(для меня аналогии с крестражами в «Гарри Поттере») и полностью изменить мир Эфлары.

Если вы думаете,что я сильно раскрыл сюжет,то ошибаетесь.В этой книги присутствует большое количество персонажей,интриги сплетаются в совершенно разным местах.Автор закручивает сюжет по полной и «когда выстрелят ВСЕ ружья» нам еще предстоит узнать.Тем более,что о многих действующих и могущественных лицах мы только слышим в этой книге,но еще не видим их.Меня больше всех заинтересовал могущественный Астариус-маг вне времени,перед которым трепещут сильные мира сего и которого побаиваются даже Королевы.

В заключение хочу сказать,что если я,что-то смыслю в жанре фэнтези,то этот цикл через пару лет будет известен во всем мире,ведь качественные книги,что у нас,что за рубежом-это большая редкость.Если я смог Вас заинтересовать своим отзывом,то начинаем-Часодеять!А пока заслуженные 9,5

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая качественная литература для подростков. Будет не только увлекательно, но ии поучительно. А то ведь в большинстве книг как: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и бесплатно....». А тут прямо «Не верь, не бойся, не проси» :biggrin:

Сюжет закручен тугой часовой пружиной, стрелки уже сошлись на без тринадцати тринадцать — читатели с нетерпением ждут многоголосого боя и истречных воплей раздавленной жерновами времни кукушки....

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что столь незамысловатая книга меня захватила с головой, да настолько, что была проглочена в два дня. Теперь надо избавится от навязчивой мысли сунуть ее дочке почитать. Много хорошего сказано в рецензиях, много и плохого, вплоть до обвинений во вторичности, не будем это мусолить. Для себя отдельно отмечу несколько деталей:

1. В произведении действительно есть парочка неожиданных для меня лично поворотов сюжета. Да, все шаблоны мировой литературы уже песком на зубах скрипят. А тут удивили. Хотя о большинстве я догадывалась если не при первом намеке, то в самом начале сюжетного заворота.

2. Некоторые имена не соответствуют ожидаемому. Видела мнение, что вообще мешать выдуманные и русские не стоило, но это же отличный способ разграничения персонажей! Русские имена — Остала, выдуманные и вычурные — Эфлара. Но все смешала Елена, Нортон Огнев, Маришка... Разнобой, печально.

3. Вот что покоя не давало, так это обилие буквы Ч. Нет, серьезно! Часодеи, часы, часовые стрелки, часовой круг, часовщики, часовых дел мастера, часология... Я понимаю тематику, но это придавало какой-то особый привкус повествованию, привкус с буквой ч...))

4. Радует, что Василиса таки — обычная девчонка. Обычная, в смысле, не типичная мерисью, а со своими страхами, чувствами, провалами и успехами. У нее не всё получается, но она честно старается. Однако, как ни крути, ей написана в этой книге великая судьба. И не высшим провидением, а вполне силами её окружающих и хитросплетением их интриг (ну и Щербы, конечно :D ).

5. Пункт, являющийся для меня очень спорным, — это кинематографичность. С одной стороны, книга — фактически готовый сценарий для экранизации, лично у меня в голове все действие происходило под камерами. Но с другой — не хочется думать, что автор в процессе думала именно об этом. Хочется верить, что именно хорошая подростковая сказка была самоцелью.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весь цикл «Часодеев» прочитала на одном дыхании. Тут народ пишет, язык, мол простоват, сюжет плосковат, детишки — дебилишки. Я из возраста подростка выросла лет семь уж как, но читала книги с невероятным удовольствием. По мне, так и мир часодейский классно создан и отношения между героями очень даже настоящие и конечно — приключения и динамизм книг просто затягивает. Смешно, когда взрослые дяденьки и тетеньки начинают рассуждать, какие книги нужно читать подросткам. Так и хочется спросить: «Если ты такой умный, то почему я не читаю твоих книг и не писаюсь кипятком от восторга?»

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фактически роман Натальи Щербы «Часодеи. Часовой ключ» не может быть назван романом в полном смысле этого слова. В нем отсутствует та композиционная завершенность, которая должна быть в любом оконченном произведении. Целый ряд заявленных романом вопросов так и остался неразрешенным. Однако, если учесть что это — всего лишь первая книга трилогии, то в этом случае «Часодеи» становятся лишь прологом большой истории, ее экспозицией.

На страницах романа читатель знакомится с его главной героиней, Василисой Огневой, и вместе с ней окунается в водоворот головокружительных приключений, сдобренных изрядной долей тайны и нешуточных опасностей.

Завязка романа достаточно стандартна. Обычная школьница, сирота, оказывается вдруг дочерью не самого обыкновенного человека. Однако радость от обретения отца, братьев и сестры омрачается их подчеркнуто холодным, даже враждебным отношением к ней. Вырванная из привычного окружения, лишенная поддержки друзей, Василиса вынуждена полагаться лишь на себя.

Хотя роман написан от третьего лица, что, казалось бы, дает автору свободу перемещения между персонажами, Василиса Огнева практически постоянно остается в центре повествования. С одной стороны это помогает в полной мере сохранить интригу романа, когда читатель обладает ровно той же информацией, что и главная героиня, и, так же как и она, может лишь строить догадки о мотивах поступков прочих персонажей. С другой стороны этот же прием мешает полному раскрытию их характеров. Оказавшись в странном мире, где все относятся к ней одинаково подозрительно и даже враждебно, Василиса не знает, кому верить. Она постоянно обманывается в оценке поступков окружающих — братьев, сестры, отца, новых, случайно приобретенных друзей. Лучше всего, пожалуй, на страницах романа прописаны такие однозначно отрицательные персонажи как Елена Мортинова и Марк. Линия их поведения четко очерчена с самого начала, и ни разу Василисе не пришлось усомниться в их намерениях. Однако ни Елена, ни Марк не представляются ведущими характерами этой истории.

Её главные действующие лица по прочтению первой части так и остались нечетко прорисованными, заявленными, но не прописанными до конца силуэтами. Остается надеяться, что загадка личности отца Василисы, сложности сближения с новыми друзьями и обозначенный буквально на самых последних страницах романтический треугольник Лёша-Василиса-Фэш — все это получит свое развитие далее, в следующих частях трилогии.

Хотя роман событийно полон, и читателю не приходится скучать, следя за перипетиями сюжета, в финале книги главная героиня все еще стоит на пороге настоящих приключений. Бесспорно, в ходе повествования раскрываются черты характера самой Василисы Огневой. Автор рисует привлекательный образ доброй, открытой девочки, не раз страдающей из-за своей доброты и открытости, но все же не теряющей этих замечательных черт. Нельзя сказать, что этот характер дан в развитии. Оказываясь в разных непростых ситуациях, Василиса так или иначе проявляет себя, позволяя читателю познакомиться с нею поближе. К финалу книги нельзя не проникнуться симпатией к отважной, умной, талантливой девочке. Однако, равно как и мотивы всех прочих персонажей книги, ее мотивы также прорисованы не четко. Даже финальное решение, принять новый мир, стать Часовщицей, этот заключительный аккорд книги, призванный придать роману завершенность, закрыв одну из заявленных в самом начале проблем, даже его Василиса принимает скорее под давлением внешних обстоятельств.

Чувство долга, жертвенность, готовность идти на риск не ради себя, но ради других — еще одна черта Василисы Огневой, прописанная в романе очень ярко. Фактически это — одна из основных движущих пружин романа. Василиса не столько ставит собственные цели, сколько пытается вырваться из-под гнета обстоятельств — в начале, и спасти попавших в беду друзей — в конце.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Решение о поступлении в Часовую школу, принятое несмотря на безрадостную перспективу встретиться там с главными своими врагами — Еленой Мортиновой и Марком — кажется больше душевным порывом, нежели результатом взвешенных размышлений. Василиса, до последнего терзаемая сомнениями, окунается в опасные тайны нового мира вдруг, решительно и безоглядно. И не ясно до конца, что именно в итоге склонило чашу весов. «Решение» главной героини кажется отчаянной авантюрой.

Перспективы, открывающиеся перед юной Часовщицей, остаются весьма туманными. Очертив на страницах романа яркий, необычный мир, автор не спешит раскрывать читателю его законы. Можно только догадываться, к каким новым приключениям приведут непростые взаимоотношения многочисленных обитателей Эфлары. На всем пространстве первой книги автор умело запутывал сложные узелки, сулящие небезынтересное чтение в дальнейшем.

Полная многообещающих намеков, книга действительно ставит читателя на порог приключений, и ему остается лишь надеяться, что так сложно построенный механизм трилогии не даст сбоя, и все туго скрученные в ее первой части пружины распрямятся, чтобы привести в движение стрелки волшебных часов удивительной детской сказки.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некогда, прочитавши опус какого-то графомана, я дал страшную клятву, что если встречу у кого бы то ни было свисающий с потолка канделябр, то немедленно выставлю этому произведению заслуженную единицу. В этом романе свисающие канделябры встречаются дважды, так что с ним всё ясно. Тем не менее, разберём роман по порядку.

Есть в моей личной классификации такое понятие: «Девачковая литература». Это то, что пишут девочки препубертатного возраста, когда им очень хочется написать нечто, но они не знают как и о чём. Тогда они выводят в главные героини себя любимых, в остальных героев своих подружек, приятелей и врагинь. Далее, какие бы разужасные приключения ни происходили, сюжет всё равно вертится вокруг девчачьей болтовни, мелких подколок и прочих важных вещей. Роман Натальи Щербы несёт следы этого направления (по счастью, только следы). Герои в критической ситуации, враг идёт по пятам, надо делать ноги или готовиться к обороне, но именно в эти моменты начинаются какие-то обидки, выяснения отношений и прочие ненужности. И добро бы раз или два, но вопль: «Она шпионка!» -- звучит постоянно. По счастью, кроме пристёбок и подколок в книге есть ещё и крепко сколоченный сюжет, что многое извиняет.

Со времён «Золушки» и по Гарри Поттера включительно, детская фантастика начинается с того, что бедная сиротка подвергается всяческим заушениям, а потом объявляется некто чудесный, и жизнь волшебно преображается. Наталья Щерба в данном случае идёт своим путём. Никто особо сиротинку не обижал, а вот когда начались чудеса, жизнь стала тяжкой и непростой. Я не собираюсь ругать автора за такое самовольство, напротив, это один из значительных плюсов романа. Пойти своим путём удаётся не каждому. Хотя удивительно читать: появляется отец, и жизнь становится неуютной, объявляются братья и сёстры, после чего вовсе, хоть в петлю лезь. Так или иначе, Щерба справляется с образом «девочки, которая всем мешает». Непонятно другое: Василиса рождена от феи, которая погибла, вернее, на неопределённый срок покинула мир, по ходу романа господин Огнев женихается с Еленой, а кусок жизни, когда он успел завести четырёх детей, напрочь выпадает из повествования. Что-то слишком быстро Огнев утешился, ведь эти детишки практически ровесники Василисы. И куда потом делась мама этих детей? Никакого реалистического или часодейного объяснения нет, все персонажи введены как данность.

Ещё печальнее обстоит дело с финалом. В отзыве на рассказ «Золотая петля» я уже говорил, что финал рассказа перечёркивает весь рассказ. Здесь происходит почти то же самое. Невероятной силы роялепад начинается на последних страницах. Разумеется. как только мы узнаём, что Василисина мама фея, а погибшая фея в принципе может вернуться, мы понимаем, что она вернётся. Но сюжетно это никак не обыгрывается, просто Василиса как бы между прочим, говорит: «Это моя мама».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Более того, выясняется, что мама и не погибала вовсе, а всё это время делала карьеру, поднявшись на самые высоты местного истеблишмента. И за двенадцать лет не нашла минутки, чтобы навестить дочурку. Хороши повелители времени! И даже встретившись с дочерью, мамаша не проявляет никаких чувств, а прочитав некоторое количество нотаций, дарит самошивную иголочку, которую на следующий день отнимает.

На последних страницах вводятся новые сущности, которые никак не вытекают из сюжета романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Господин Огнев оказывается вовсе и не часодеем, а могучим духом, из тех, что часодейством не владеют. О существовании таких вскользь упоминается, но в действии они не участвуют. Но Огнев в виде исключения, часодейством владеет. Белая королева фей оказывается вовсе не феей, а какой-то полукровкой.
Короче, все законы часодейного мира грубо нарушаются, причём просто так, безо всякого обоснования. И как, спрашивается, серьёзно относиться к такому миру?

Самым большим роялем оказывается наличие в Эфларе Астариуса -- всемогущего и всеведущего (ведь ему известно не только прошлое, но и вариативное будущее). Раз! -- и невинно состаренный часовщик молодеет. Два! -- и невинно арестованный мальчишка на свободе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эдак легко разрешать любые проблемы. Вот только мир, который создавался на протяжении трёхсот страниц, обесценивается.

Кажется, я достаточно потоптался на сочинении Натальи Щербы, и можно выставлять заслуженную единицу. Но, есть ещё одно но... Дело в том, что я не только толстый занудливый старикашка. Я ещё счастливый дедушка, у которого семь внуков. Вернее, трое внуков и четыре внучки. Две младшеньких ещё не умеют читать, двое постарше читают по слогам и не скоро доберутся до часодейной эпопеи. Старшему парню всё это уже не интересно, он сказки перерос. Но есть ещё две девчонки в самом том возрасте. А книга Натальи Щербы, при всех её недостатках подобна лучу света в тёмном царстве современной детской фантастики. Среди котов да Винчи, наследниц драконов и ведьм победительниц зомбей книга Щербы как глоток свежего воздуха после затхлого чулана. Поэтому от имени своих внучек я выставляю книге Натальи Щербы восьмёрку. Один балл снят, чтобы автор видела, что ей очень есть куда стремиться, а второй -- да-да-ДА!!! -- за свисающий с потолка канделябр.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх