fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Дело о Сеггри»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
182
Моя оценка:
-

подробнее

Дело о Сеггри

The Matter of Seggri

Рассказ, год; цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

Социальное устройство Сеггри определяется половой диспропорцией — женщин на планете в двенадцать раз больше, чем мужчин. Вся наука, технологии, литература, даже браки — удел женщин. Мужчины, живущие в Замках, заняты только своим физическим развитием и продолжением рода. Многие годы Экумена направляет своих представителей на Сеггри, пока ситуация не начинает медленно изменяться. Истории людей, так или иначе причастных к этому, собраны в одном Деле о Сеггри...

Входит в:

— антологию «The Year's Best Science Fiction: Twelfth Annual Collection», 1995 г.

— антологию «Nebula Awards 30», 1996 г.

— сборник «День рождения мира», 2002 г.

— сборник «Volume Two: Outer Space, Inner Lands», 2012 г.

— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume Two», 2017 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1994

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1995 // Короткая повесть. 2-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1994 // Короткая повесть

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1995 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


День рождения мира
2003 г.
Король планеты Зима
2008 г.
Толкователи
2016 г.
Левая рука тьмы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Twelfth Annual Collection
1995 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twelfth Annual Collection
1995 г.
(английский)
Nebula Awards 30
1996 г.
(английский)
The Unreal and the Real: Outer Space, Inner Lands
2012 г.
(английский)
The Unreal and the Real: Selected Stories of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)
The Found and the Lost: The Collected Novellas of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)
Hainish Novels & Stories, Volume Two
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да не феминистичный это рассказ, а просто наивный. Тупо механическая смена ролей в художественной культуре может эффективно служить только в комических работах — ну вот, чёрт подери, никак нельзя поменять мужчин и женщин ролями — между нами тупо слишком много отличий. Куча различий в физиологии (начиная от гормонов и толщины костей и заканчивается месячными и долгим вынашиванием ребёнка с последующим восстановлением), делает невозможной ситуацию, описанную в рассказе. Даже в обществах, называемых матриархальными подобный абсурд был невозможен. Ну и так же со всем остальным — нельзя тупо поменять местами геев и натуралов, белых и негров, мужчин и женщин, ибо слишком сильно много условностей и объективных фактов из разделяет.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая чепуха!

Такие вещи ещё можно было писать в 60-ых, они недурно бы смотрелись в 80-ых, но к концу века повесть Ле Гуин уже выглядит детским лепетом — неравенство полов основательно побороли (глядишь, скоро обратно за «равенство» придётся бороться). Поздно уже вокруг проблемы прыгать, если ты, конечно, не упёртая феменистка или не фантаст-социолог. Но в любом случае, неужели нельзя прорабатывать историю серьёзнее и писать убедительнее?

Автор, «моделируя» экзотический социум, не придумала ничего сложнее, чем просто поменять мужчин и женщин местами, показав вместо утрированно патриархального общества гипертрофированно матриархальное. Естественно, со всеми классическими вывертами феминистки: руководящая роль у женщин, производством и наукой занимаются только женщины, мужчины в публичных домах, сегрегация и дискриминация по половому признаку. И однополые отношения бонусом, причём гомосексуалы, конечно, белые и пушистые. По таким книжкам можно диагнозы ставить...

Если бы автор не поленилась почитать этнографию и социологию, то узнала бы, что дефицит мужского пола в популяции вызывает социальную формацию типа «многожёнство» — с руководящей ролью мужчин, а не обратное ему «многомужество». Причём гомосексуальные отношения при любых типах половой структуры популяции считаются сублимационным типом связи, а не основным. Кроме того, в достаточно благополучных социумах индивидуумы хорошо обеспечены материальными благами, поэтому степень личной свободы перестаёт зависеть от социальной и половой роли особи. Таким образом, общество, описанное в повести, не могло сформироваться в условиях краха цивилизации и необходимости выживать — здесь волей-неволей ведущую роль начинают играть мужчины, т.к. женщины постоянно заняты заботой о потомстве (царят промискуитет и естественный отбор). Оно не является естественным и традиционным. Такое общество могло сформироваться только в благополучной среде при наличии мощных искусственных факторов, которые вели бы к изоляции полов и получению максимальной выгоды от такой изоляции. А их в произведении нет: кто именно поддерживает описанные порядки? Кто строит «Замки», кто ведёт в них хозяйство и почему полиция арестовывает мужчин вне их территории? Ну не бывает законов и традиций без необходимости — они быстро устаревают и пропадают. Даже если бы сохранялась диспропорция полов и дефицит половых контактов, приводящих к беременности (что крайне странно при уровне технического развития и науки, который подразумевает не только двигатель внутреннего сгорания, но и искусственное оплодотворение), то мужчины давно бы пользовались свободой, т.к. получали бы больше благ и в сексуальном плане были бы доступнее женскому социуму, чем сидя в «замках». Кто и что их там держит — даже персонажи повести не могут ответить на этот вопрос.

Выходит, автор просто поставила всё с ног на голову, но не потрудилась как-то адекватно подкрепить продемонстрированную систему. Умственного и литературного туда я здесь не вижу, как и социологического эксперимента — совершенно искусственный, нежизнеспособный конструкт. Зато вижу ответ на запрос определённой и специфической доли читательниц.

По качеству проработки и выбранной теме я бы сопоставил неуклюжую феминистическую поделку Ле Гуин с довольно экзотическим «Умирающим светом» Мартина (который, кстати, написан гораздо раньше) — последнее произведение выглядит намного лучше и сложнее. Так, Мартин хотя бы попытался дать обоснование «многомужеству» (вкупе с гомосексуализмом, между прочим) и убедительно показал как непрочны искусственные формации при исчезновении материальных стимулов, не уклоняясь в заигрывание с конъюнктурой. Даже личные драмы героев у Мартина выглядят естественнее и острее, чем у автора-женщины (хотя ожидать следовало бы обратного). Поэтому читать «Умирающий свет» мне было интересно и сейчас, а более свежее «Дело о Сеггри» кажется выписанным по устаревшим клише, давно набившим оскомину.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В повести о планете Сеггри Урсула Ле Гуин переворачивает проблему прав женщин наизнанку: из-за генетических особенностей на этой планете мальчики рождаются куда реже девочек, в результате чего между женщинами и мужчинами возникли особенные отношения, в которых первые управляют обществом, участвуют в хозяйственной и культурной деятельности, а вторые проводят всю жизнь в спортивных состязаниях и выполняют роль «быков-осеменителей».

Оставаясь беспристрастной (насколько это возможно, учитывая свободолюбивые взгляды самой Ле Гуин), писательница дает нам возможность посмотреть на общество Сеггри глазами посланников Экумены, а также местных жителей — с мужской и женской точек зрения.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма и весьма любопытный образчик литературы, сразу несколько жанров в оболочке социологического исследования. Конечно, в чём-то это напомнило стилизованное «Всегда возвращаясь домой», однако в более краткой форме и с более чётко выраженной идеей. В отличие от предыдущего рецензента, я не уверен, что это произведение — антифеминистическое — быть может просто Ле гуин решила показать мужчинам на более наглядном примере, как они относятся к женщинам. Хотя не отрицаю и обратного — есть вероятность, что это — манифест против оголтелого феминизма, который может быть чудовищней самого оголтелого шовинизма.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем тем, кто обвиняет Ле Гуин в излишнем феминизме, я советую прочитать этот рассказ. Здесь она яснее ясного показывает, что, если бы женщины стали заправлять всем в обществе, это была бы самая настоящая тирания, и только наивным представителям Экумены в их «прекрасном далеке» могло казаться, что на Сеггри ситуация «исправлена» по сравнению с земной. На деле же она «искривлена в другую сторону»... Любовь — под запретом. «Замки», больше напоминающие зоны или лагеря... Мир, где мужчины абсолютно бесправны — отчего, разумеется, женщинам не стало ни капельки лучше. Они-то (женщины) и не задумываются о «правах». Они просто тупо несут службу, являясь «винтиками» тоталитарной машины...

Очень узнаваемые реалии для человека, живущего в постсоветском государстве. Собственно, у нас тоже «прекрасную половину человечества» хотели сделать скорее «сильной» — и сделали (в тупых и грубых женщинах-полицейских с Сеггри легко узнать наших, родимых продавщиц из универмага, дворничих, которым проще ударить прохожего метлой по ногам, чем выйти на работу в такое время, когда прохожие не «помешают»... Про женщин, «рулящих» обществом, боссов, так сказать — что у нас, что у Ле Гуин — я вообще молчу...)

Плохо, когда ситуация искривлена. В какую бы то ни было сторону. Но те, кто стали жертвами этой ситуации — разве они виноваты, что их отупили, огрубили и заставили слепо «выполнять свой долг»?

Конечно, им уже не раскроешь глаза ни на всё это, ни на них самих... И тем не менее — разве они злые? Они просто несчастные... т.к. ограблены жизнью.

И феминизм ничем не лучше «маскулинизма»... Да, такие рассказы нужны. Хотя бы для того, чтобы их автора не упрекали в «одностороннем» подходе к проблеме...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх