fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Старая Музыка и рабыни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Оценок:
233
Моя оценка:
-

подробнее

Старая Музыка и рабыни

Old Music and the Slave Women

Другие названия: Музыка Былого и рабыни; Олд Мьюзик и рабыни

Повесть, год; цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

Действие рассказа происходит на планете Уэрел, на которой, вместе с её соседкой Йеове, рабство долго было нормальным образом жизни. Но теперь рабы восстали и здесь идёт гражданская война. Главный герой, глава экуменской разведслужбы, известный на этой планете как Старая Музыка, оказался в плену у местных рабовладельцев. И посреди этой страшной войны, хотя она, похоже, единственный путь, ведущий от рабства к свободе.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Существует также неофициальный сетевой перевод под названием «Олд Мьюзик и рабыни» (переводчик Н.П. Фурзиков).


Входит в:

— антологию «Далёкие горизонты», 1999 г.

— сборник «День рождения мира», 2002 г.

— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume Two», 2017 г.



Далекие горизонты
2001 г.
День рождения мира
2003 г.
Король планеты Зима
2008 г.
Толкователи
2016 г.
Четыре пути к прощению
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Far Horizons
1999 г.
(английский)
Far Horizons
1999 г.
(английский)
Far Horizons
1999 г.
(английский)
Far Horizons
2000 г.
(английский)
Far Horizons
2000 г.
(английский)
Far Horizons
2005 г.
(английский)
The Found and the Lost: The Collected Novellas of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)
Hainish Novels & Stories, Volume Two
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

О рабстве, свободе и борьбе за них. То есть некоторые буквально борятся за чужое рабство, их противники — за собственную свободу. И описана безысходность борьбы здесь достаточно жутко... Когда люди боятся, даже знают, что и не победят никогда, но альтернатива слишком страшна и лучше погибнуть — здесь ведь речь не о каком-то метафорическом рабстве, а о том самом, при котором ты, твои дети и результат труда, это просто чужое имущество. Необыкновенно сильная и тяжёлая вещь, в то же время почти без экшена и ориентированная на размышление.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не являюсь противником творчества Ле-Гуин, но и сторонником меня также назвать нельзя. Ее произведения слишком сложны для простого чтения, в первую очередь, из-за их философии, которая заставляет напрягаться извилины и отвлекает внимание от основного развития сюжета. Похожее по стилю произведение есть даже и у признанного мастера приключенческой фантастики Станислава Лема — это «Магелланово Облако». Но оно у него единственное, а у Урсулы, наоборот, единственным «читабельным» (с моей точки зрения) произведением является только «Волшебник Земноморья». Во всех остальных ее творениях философия и моралистика значат куда больше, чем сам сюжет, что заметно снижает энтузиазм заинтересованных читателей. Вот и в данной повести впечатления и размышления главного героя составляют бОльшую часть объема. А сюжет настолько тривиален, что его вообще нельзя назвать не только фантастическим, но и приключенческим. Это, скорее, какая-то разновидность социальной беллетристики. Действие повести развивается на одной из планет Экумены — Вереле, охваченном гражданской войной. Повествование ведется от стороннего лица — главы разведслужбы Экумены Эсдардона Айа. По-видимому, его просто заела скука и обыденная рутина, раз он решился отправиться через блокаду в стан Армии Освобождения. Вдумайтесь только: глава разведуправления лично сует свою драгоценную голову в петлю, нарушая все правила невмешательства в жизнь подотчетных планет! Ради чего такой риск? Чтобы начать сепаратные переговоры с повстанцами! Выходит, Экумена не так уж и беспристрастна и невинна в своих политических взглядах? Совсем как США на нашей дорогой Земле, которые также беспардонно суют свой нос в дела всех государств, чтобы защитить т.н. «демократию». Только вот зачем ее защищать, если она так агрессивно ведет себя? Это уже не демократия, а самый обыкновенный фашизм! Единственной оригинальной идеей повести является «перевернутый» расизм: рабовладельцами на планете являются не белые, а черные. Правда, методы у них те же самые, несмотря на попытку автора чем-то разнообразить такое проявление расовой нетерпимости. Попытка эта неудачна, т.к. сложность общества Вое-Део настолько велика и многогранна, что вызывает в голове легкие завихрения мысли, не давая познать главную мысль. Все эти веоты, оги, задьо и прочие дьюли (или «дули») сильно сбивают с толку, мешая продуктивному чтению. Зачем выстраивать такую сложную социальную иерархию, если разговор идет о злоключениях стороннего наблюдателя и никак не касается общественного обустройства приютившей его страны? И что в ней такого особого, из-за чего приходится изучать новую фразеологию? За словами, по сути, не прячется какая-то умная мысль или парадоксальная истина — все эти термины нужны просто «для создания атмосферы». Но на самом деле они эту атмосферу и разрушают. Вот ведь какой парадокс! Почти как в бывшем СССР: автор хотела как лучше, а вышло совсем наоборот... Про образ главгероя ничего определенного сказать тоже нельзя: старик, страдающий то авантюризмом молодого повесы, то пессимизмом и плаксивостью старого пердуна. Симпатии подобный образ никак не вызывает. Как и его мотания «из огня да в полымя». Чтобы читатель не умер от скуки, автор приплетает к сюжету некую «биологическую бомбу», которую якобы имеют рабовладельцы. Но при дальнейшем изложении становится явной ее мифологичность: ее никогда не применяли и даже отказались от ее производства. Странен тот стимул, в который никто не верит. Словом, куда ни кинь взгляд, везде можно увидеть клин... И всё же не решился я поставить сему труду «шестерку» — в первую очередь, за гуманистическую направленность повести, неявную критику атавистических тенденций человечьего общества и ... за красивый слог.

--------------

РЕЗЮМЕ: скучный сказ про экуменского дипломата, познавшего на собственной шкуре все «прелести» верельского гостеприимства. Даже не знаю, кому можно его порекомендовать.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эсдардон Айя, глава разведывательной службы экуменического посольства на Уэреле, оказывается в самом центре гражданской войны. Революция, отгремевшая на Йеове, достигла Уэрела. Армия Освобождения наступает на Легалистов, защищающих старый порядок. Фракции внутри обеих сил сражаются за власть. Ситуацию усложняет возможность наличия у легалистов биологического оружия, способного уничтожить миллионы жизней и отравить всю планету. Посла экумены захватывают в плен и пытаются использовать в качестве рычага влияния, в то время, как сам Эсдардон испытывает бессилие. Все, что ему остается — разделить тяжесть своей судьбы с окружающими его людьми, рабынями и рабами, служащими на одной из старых плантаций.

Еще одна зарисовка о рабстве, о революции и ее неизбежных потерях, в которых страдают далеко не только бывшие хозяева, и о войне, во время которой «пленники — все».

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Философия рабства оказывается неискоренима. Что впитаешь в жизни. то и остаётся.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пятое колесо» истории о Уэреле и Йейове представляет очередной «взгляд снизу» на рабовладельческое общество, попытку понять психологию и мотивы двух различных человеческих страт. Сложная ситуация: рабы небольшого поместья, вместе с мобилем Эсдардоном оказываются меж двух огней — рабовладельцами и восставшими, и сложно сказать, кто из них хуже... А ведь рабы-то оказываются много свободнее людей, воюющих за свои идеи, за хорошую жизнь для себя.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простой рассказ, действие которого могло происходить в любое историческое время. Но к сожалению не просто в процессе войны между одну группировкой с другой. Война, войной со всеми вытекающими для мирного населения последствиями.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

О свободе очень трудно писать, поскольку большинство людей считают себя свободными, при этом находясь в тисках традиций, суеверий, страха, ненависти.

«Старая музыка и рабыни» — целиком о свободе. На планете Уэрел долгие века рабство было нормой, но уже несколько лет она охвачена Освободительной войной. Но в центре внимания — не война, а несколько недель из жизни представителя Эйкумены по прозвищу Старая музыка, который оказывается заложником то одной то другой фракции, которые хотят использовать его авторитет и влияние в своих целях. Лишенный физической свободы, подвергаемый пыткам инопланетный дипломат смог в полной мере узнать, что такое рабство, и понять пути к настоящей свободе.

Минимум героев, немного действия, но сколько заложено в этом небольшом тексте! В рассказе, в сущности, нет свободных людей. Несвободны бывшие господа, не способные изменить устоявшиеся веками образ жизни и мышление. Несвободны бывшие рабы-борцы за новый мир. Одни из них заражены разъедающей ненавистью к бывшим хозяевам и рабам, не желающим принимать участие в войне. Другие — жаждут власти и господства над бывшими хозяевами. Несвободны забитые и униженные обеими сторонами домашние слуги, потерянные в этом новом и жестоком мире. Несвободен сам Старая музыка мучимый страхом и сомнениями.

Только одна старая рабыня Гейна внутренне свободна: внешне покорная и тихая, но находящая радость жизни даже среди ужасов войны в слабой улыбке больного ребенка и в помощи близким. И какими человечными оказываются заботящиеся друг о друге и обо всех попавших в беду, но презираемые обеими воюющими сторонами, слуги!

В рассказе рабство и война — как болезнь, разъедающая души всех, кого она касается своими щупальцами страха и ненависти. Пронзительная история, горький урок об обретении через Человечность настоящей, внутренней свободы.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, единственная фантастическая деталь в этой повести — то, что более 400 лет «белые» были рабами «чёрных». Всё остальное более чем реально. Борьба за свободу, её перегибы и «трения» между революционерами, взятие в заложники представителей «нейтральной» стороны... Всё как в наше неспокойное время. Всё это показано глазами представителя Хейнской цивилизации. Всё это «густо замешано» размышлениями и наблюдениями г.г. Всё это предельно кроваво, жёстко и неторопливо описано. На грани занудства (на мой взгляд).

П.с. Опять вспомнил «переводы» АСТа. Эта повесть так же переведена «не очень».

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Литания, которую Старая Музыка твердит, когда его посадили в клетку, на самом деле помогает. Проверено.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшный, пронзительный рассказ о рабстве и о войне.

И о том, как страшно далека свобода и жизнь в мире где всё пропиталось рабством и войной.

И о том что даже здесь надо жить.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх