fantlab ru

Альберт Санчес Пиньоль «В пьянящей тишине»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.80
Оценок:
280
Моя оценка:
-

подробнее

В пьянящей тишине

La pell freda

Другие названия: Холодная кожа

Роман, год; цикл «Страхи»

Аннотация:

На богом забытый остров в Антарктике приезжает новый метеоролог. И обнаруживает, что его предшественник бесследно исчез. Единственный обитатель острова — смотритель маяка — молчит, явно что-то скрывая. Но вот наступает ночь... Первая в череде безумных ночей! Он должен выжить. Не сойти с ума. И понять, что это за странное существо, с которым столкнула его судьба? Отвратительный монстр? Или самая прекрасная и желанная в мире женщина?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первый роман условной трилогии Пиньоля, посвященной человеческим страхам.


Входит в:

— цикл «Страхи»


Экранизации:

«Атлантида» / «Cold Skin» 2017, Испания, Франция, реж: Ксавье Жанс



Похожие произведения:

 

 


В пьянящей тишине
2006 г.
Холодная кожа
2010 г.

Аудиокниги:

В пьянящей тишине
2013 г.

Издания на иностранных языках:

La pell freda
2002 г.
(каталанский)
La pell freda
2002 г.
(каталанский)
Хладна кожа
2007 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная и необычная история столкновения представителей совершенно разных цивилизаций. Безмозглые хищные чудовища с примитивными инстинктами убийц внезапно преображаются в понимании одного из представителей человечества в отважных героев, сражающихся насмерть в неравной борьбе с иноземными захватчиками за свою родину — клочок суши, скалистый вулканический остров в бескрайних просторах антарктического океана, озаряемый печальными лучами холодного солнца. Важно, что это понимание приходит к ирландцу, чей народ сотни лет ведет освободительную войну с английскими захватчиками. Еще здесь есть очень странная любовь, на грани (или за гранью) извращения, неразделенная и не понятая, но в конечном итоге приводящая к трагическому исходу. Великолепное описание «игры разума» представителей человечества, ну и неожиданная концовка, как бы вопрошающая — а как будет дальше — сами додумайте!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочитала быстро и с интересом. С удовольствием погружаюсь в миры неизвестных мне авторов. Мир Пиньоля в этой книге потряс своей...тишиной. Маяк, высокое и непригодное для жизни строение. Холод и одиночество. Люди черствеют в этом месте. Что и выясняется при встрече смотрителя и нового метеоролога. Меняются они от одиночества и от страха. Страха за свою жизнь. Страха от непонимания того, что происходит, кто приходит, зачем. Для меня так и осталось загадкой: ЗАЧЕМ? При описании ночных посещений-наступлений было ощущение кровожадности прищельцев, их голода. Но, возможно, всё что неизвестно, в первую очредь пугает именно с точки зрения физической.

С другой стороны, оказавшаяся фактически в плену представительница водного народа тянется к молодому человеку, заботится о нём, ищет с ним близости. Получает её. Но, оказывается, даёт больше, чем получает. Страх порождает насилие: физическое и духовное.

Роман написан в моём любимом развитии: требует осмысления.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не получала такого удовольствия от прочтения.

Сама не ожидала, что так понравится...

Книга о дискриминации и нетерпимости, о расизме и жестоком обращении к тому чего не понимаешь.

И очень понравилось, как кто-то написал, что самое ценное в книге, это желание человека попытаться увидеть чуть дальше,

почувствовать чуть глубже и сделать чуть больше.

Давно я не находила книгу, которая бы мне так понравилась.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

При появлении лягушанов всплывает орден Дагона из мира Лавфкрафта, видимо автор был под внушением этого романиста.Но после — все абсолютно по-другому.В книге только два главных героя, но это отнюдь не отталкивает.Интересны рассуждения ГГ насчет устоев жизни, и в конце — любовные отношения с каким бы это существо ни было — это невозможно описать.Прочитал за один день и был под большим впечатлением!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не соглашусь с тем, что роман о страхах. Конечно, мрачной атмосферы и жутких описаний тут достаточно, чтоб побаловать любителей «изнаночной стороны человеческой души». Но страх — это не основное.

Думаю, автор хотел задать вопрос:«Что есть человек?» Что есть человек, когда над ним уже не давлеет груз государственных законов и общественного мнения? Ответ даётся очень и очень неутешительный. Мерзкий ответ.

Кто из двоих позитивный персонаж: Кафф или ГГ? Автор намекает нам, что всё-таки главный герой. Но если ТАКОВО добро, то какое тогда зло?!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий автор, работающий в «тёмной» литературе, способен обойти стороной исследование человеческих страхов. Одни с помощью своих героев изучают фобии, другие выворачивают наизнанку психологические портреты персонажей, освобождая из недр подсознания их тайны и пороки, а кому-то интересен лишь внешний уровень — нарисованная картинка с жуткими чудищами. На страхе и держится жанр, так что препарирование этой эмоции будет вестись до тех пор, пока существует хоррор. То есть, всегда. И людям, на постоянной основе включившим в свой литературный рацион саспенс, нужно лишь выбрать среди многочисленных авторов тех, кто увереннее других обращается со скальпелем, кто ориентируется во внутренностях жанра, кто может потянуть за нужные нервы-веревочки, чтобы окатить читателя долгожданной волной мурашек.

Тему страхов Альберт Санчес Пиньоль задумал одолеть в три шага. Причем сделать это на фоне контакта человека с неведомым и фантастическим. Во второй книге условной трилогии — «Пандора в Конго» — людям противостоят подземные существа тектоны. В третьей автор обещает угрозу с неба. А началось все с тварей, вышедших из воды. Дебютный роман Пиньоля поначалу прошел незаметно, однако этому было простое объяснение: проживающий в Барселоне автор принципиально пишет только на каталонском. Но стоило книгу перевести, как он в одно мгновение стал мировой знаменитостью. Впервые на русском роман вышел под названием «В пьянящей тишине», что вкупе с аннотацией несколько путало читателя. Ведь тишина на уединенном острове иллюзорная, ее хватило на полторы главы. А потом из моря появились те, кого наверняка признал бы дедушка Лавкрафт, и со спокойствием можно было попрощаться. Поэтому заголовок «Холодная кожа» подходит книге гораздо больше.

На затерянный в южных широтах Антарктики остров прибывает новый метеоролог. Остров совсем мал, кроме скал и леса тут есть только маяк да хижина. Отличное место, чтобы наедине со своими мыслями отработать годовой контракт. Но все оказывается не так просто. Предыдущего метеоролога в хижине нет — как нет и на острове. Смотритель маяка оказывается невменяемым типом, из которого невозможно выудить хоть какую-то информацию о пропавшем человеке. Более того, в хижине метеоролога погром и запустенье, а маяк превращен в крепость, точно в ожидании осады. Но несмотря на все недобрые предзнаменования, герой решает остаться на острове, и сопровождавшая его команда уплывает. А Пиньоль не откладывает развитие событий в долгий ящик и в первую же ночь знакомит читателя с омохитхами или лягушанами.

Пиньоль утверждает, что придумал монстров на какой-то скучной лекции еще в университетские годы, хотя поклонникам «Мифов Ктулху» сложно будет не узнать знакомые черты. Но если за рыболюдьми всегда ощущается присутствие чего-то Древнего и Великого, то лягушаны сами по себе, без какой-либо внутренней мифологии.

С появлением глубоководных агрессоров жанровые маячки произведения сменяются в первый раз. Если начиналось все как философская притча о человеке, бегущем на край земли от жестокого мира и душевных терзаний, то уже к третьей главе перед нами «выживательный» хоррор с элементами лавкрафтианы. Сообразив, что долго в своем ветхом жилище он не продержится, герой ищет убежища на маяке. Вот только смотрителю по имени Батис Кафф эта идея совсем не нравится. Однако людям все-таки удается объединиться, и роман снова меняет курс, превращаясь в боевик.

Метеоролог и смотритель маяка, воспитанный отшельник по собственной воле и полубезумный мужлан, ирландец и австриец — будучи совершенно разными людьми, герои вынуждены существовать бок о бок, продолжая дело Роберта Нэвилла из романа Ричарда Матесона «Я — легенда». Ночью они отбивают атаки полчищ монстров, а днем ремонтируют укрепления, ставят ловушки и готовятся к очередной осаде. Через какое-то время похожие сцены отстрела лягушанов начинают напоминать один и тот же уровень компьютерной игры, создатель которой не брезгует некоторыми условностями. Пиньоль иногда слишком свободно обращается с реальным временем, растягивая его в своих нуждах, например, чтобы дать героям возможность перетащить динамит из затопленного судна до прихода темноты. Нескончаемая война с морским народом хоть и выглядит однообразно, но хорошо передает напряжение и безысходность, что нависли над маяком. И тут на первый план выходят отношения. Сбивающие с толку чувства, ведь Пиньоль фактически предлагает читателям любовный треугольник, третьей вершиной в котором становится Анерис — представительница лягушанов. Ненависть, отвращение, привязанность, похоть, ревность… Ломая характеры героев, Пиньоль убедительно доказывает, что за короткий срок человеческое существо может дойти до вещей, которые недавно казались невозможными.

Несмотря на более чем скромный объем, книга предполагает несколько «прочтений». Кто-то увидит незамысловатый 3D-шутер или зоофилические фантазии больного автора. Кто-то будет наслаждаться атмосферными описаниями скалистого острова или вместе с героями сходить с ума из-за того, что хорошее и плохое, оказывается, так просто может поменяться местами. А кто-то присмотрится к затронутым Пиньолем страхам, где страх перед неведомыми монстрами из глубины — самый простой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивая, жёсткая, простая (и притом внутренне сложная) аллегория на тему современной Европы. Фантастическое в «Холодной коже» — лишь маска проблемы «чужих», выступающих в книге как человекоподобные амфибии, атакующие субантарктический остров.

Два героя — ГГ и Батис Каф, — представляют две крайние точки зрения на пришельцев. Для Батис Кафа они — чудовища, от которых надо отбиваться, которых надо уничтожать. А ГГ пытается понять их, понять отношение глубоководной девушки Анерис к себе, наконец, понять самого себя...

Вопрос «Можно ли ужиться с амфибиями?» остаётся открытым. Каждый решает его сам и по-своему. Польза книги в том, что она заставляет думать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой дебютного романа Пиньоля бежит от внезапно обрушившейся на него действительности. Он отправляется на едва заметный на географических картах островок, расположенный вдали от оживленных морских путей и большой земли. Там, в тишине и одиночестве, ему предстоит провести самый скучный год своей жизни в качестве метеоролога. А помимо слежения за погодой герою предстоит выполнять и другие научные задания. Разводить в условиях острова кроликов, из которых кок приготовил потрясающее рагу. Бальзамировать в формалине представителей местной фауны, в надежде открыть новый вид, и обращать в католическую веру аборигенов. Ирония в том, что выполнить последние два задания у него будет шанс.

Первая часть книги представляет собой красочное описание прошлого героя. Его участие в борьбе за независимость Ирландии с детских лет и до момента отбытия на остров. Герой вспоминает все вехи, которые повлияли на его характер, мировоззрение и решимость сбежать подальше от родины.

Надо помнить, что Пиньоль по национальности каталонец, и что такое сепаратизм он знает не понаслышке. Он очень грамотно выстраивает эту часть, и ты быстро начинаешь понимать мотивацию поступков героя и сочувствовать ему. В этой же части лежат ключи к пониманию общего замысла романа. Совершенно не случайно героем становится именно ирландец.

Вторая часть написана на контрасте с первой. Как день на острове сменяется ночью, так и легкий тон истории вдруг взрывается вместе с нападением на остров неких неизвестных науке человекоподобных тварей. Ночь за ночью, страница за страницей, бесконечный поток смертей в борьбе за жизнь. Почти не отягощенный лирическими отступлениями кровавый экшен нон-стоп. И с каждым потраченным патроном напряжение нарастает и нарастает.

В третьей части, когда смерть врагов для героя становится рутиной, он начинает задумываться о природе конфликта с «чужими». К сожалению Пиньоль действует тут слишком грубо, и вместо легких намеков на аналогию ситуации с прошлым героя, он выкладывает ответы прямым текстом. И хотя в концовке он исправляется и изящно закольцовывает повисшие сюжетные линии, небольшой осадок все же остается, но в целом очень хорошо.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение довольно интересное и интригующее.Появление лягушанов является изюминкой этого романа, по крайней мере для меня.Так как приобрёл я эту книгу в отделе «Современная проза».Завороживающая мрачная атмосфера острова пугает и притягивает одновременно.Удивляет то,что автор умудрился вписать необычную любовную линию.Вобщем произведние впечатляет, но если вы имеете возможность выбора между двумя произведениями этого писателя «В пьянящей тишине» и «Пандора в Конго»,то советую прочитать второе. А что до «В пьянящей тишине»,то мне кажется что идея романа слегка заимствована у Г.Ф.Лавкрафта: произведение «Морок над Иннсмаутом».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом я согласен с уважаемыми коллегами, что автор завёл себя в тупик, с психологической подоплёкой романа.

Роман относится к циклу “Страхи”? Однако, страхи героев трудно посчитать преувеличенными или беспричинными, верно? Уж скорее, здесь вышел гротеск поведенческих шаблонов – вот человек борется за свою жизнь, вот он умильно играя с детёнышами, вот он сладострастно совокупляется с самкой иного вида, и вот он снова безжалостный убийца, без малейшего влияния одного шаблона поведения, на другой.

Несмотря на психологический провал, в лавкрафтовская линия Пиньолю вполне удалась. Сюжет захватывающий, с внезапными поворотами. Колорит мира романа яркий и колоритный. Персонажи, правда, крайне нестабильны, однако живы и сложны. (Пожалуй их чрезмерная сложность даже портит роман).

Недавно вышедший фильм куда более простой и понятный, но роман безусловно интереснее и сложнее.

Не смотря на огрехи, прочёл с удовольствием, на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который не оставил равнодушным. Вроде сюжет прост, героев не много, но…. Как же ОН ярко прописан, во время чтения появляется эффект присутствия, чувствуешь природу с ее погодой, морских тварей, со всей их неистовостью. И ГГ рядом, вот он, с его чувствами, эмоциями, страхами и переживаниями. Читая, видишь, как меняется характер человека попавшего в экстремальную ситуацию, как меняются и ломаются его мораль, устои, ощущения. Да и финал непрост, это не чик и всё, это заявка на осмысление человеческой сути, что в нем победит, в трудной не простой ситуации.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: небольшой объём романа; лавкрафтианские мотивы; смотрел экранизацию; невероятный международный успех романа в своё время; вроде бы читал положительную рецензию в «Мир фантастики»

В итоге: роман, написанный антропологом. И это прекрасно — повороты сюжета, благодаря непрофессионализму (в хорошем смысле) сложно предсказать.

На первый взгляд — это герметический сурвайвл-робинзонада. Двое на необитаемом острове, полчища чудовищ.

Дальше — метафоры колониализма и философия на тему всеобщего непонимания.

В конце — «дурная» бесконечность происходящего и неожиданно мысль о том, что все бабы стервы.

В качестве острой приправы — достаточно стыдливо описанный межвидовой секс.

Присутствует пара банальных и невразумительных сентенций в духе Ремарка.

Международный успех романа мне решительно не ясен. Скорее всего, это был такой очередной маркетинговый ход. Автор — каталонец и учёный, давайте его раскрутим.

Пересмотрел экранизацию. Вот она — очень атмосферная. Несколько упрощена и купирована по сравнению с романом, но смотрится хорошо.

Второй роман из концептуальной дилогии Пиньоля «Страхи» читать буду, но, видимо, не очень скоро.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня сложилось неоднозначное впечатление от книги.

Я считаю, что в романе виден стиль начинающего, но уже многообещающего писателя. Немногословно, ярко, атмосферно.

Другое дело — о чем этот роман...

На днях я взялась за «Гоген в Полинезии» Бенгта Даниельссона. Очень прикольное чтиво! Гоген в 43 года отправился на Таити в поисках неиспорченного цивилизацией уголка рая на земле, где туземцы ведут праздную жизнь, ходят голыми, резвятся как дети, ни в чем не нуждаются, бананы сами падают с веток и т.д. и т.п. Реальность подкачала... Девицы щеголяли в бесформенных платьях (спасибо миссионерам), чтобы добыть еду нужно было обладать определенными навыками (бананы так вообще росли на обрывистых склонах, куда ходить опасно), девушки за интим требовали подарков, и побольше, короч, рай оказался «порченым».

Вот пока читала Пиньоля, даже думала, может, я по рассеянности с Даниельссоном перепутала? Лягушаны «лучше нас», они-де ближе к природе, живут беззаботно, резвятся на острове или в корпусе затонувшего корабля... Главное, о той самой праздной жизни жителей морских глубин герой знает столько же, сколько Гоген о туземцах до поездки на Таити. И больше знать — не стремиться. Типа, «лучше я полежу, помечтаю». Тем не менее, они — лучше, они не испорчены цивилизацией. Доказательсва? Ну вот животина ходит голая, а что — голая синяя баба, но какие бедра!!!!

Лягушаны не оставляют раненых на поле боя. А Кафф не прикрывал спину герою? Только Кафф — вонючий, волосатый австриец, а вот лягушаны... Какие бедра!!!

В общем, поскольку прелести самки лягушана на меня не произвели впечатления, я никак не могла понять что же не устраивает героя в человеческой природе. Ну, или конфликт между двумя людьми на необитаемом острове прописан слабо.

Я к чему... Поза разочарованного в жизни вообще, и в европейской цивилизации в частности многообещающего писателя, которому вот позарез захотелось уединится с природой ( и симпатичной туземкой) на необитаемом острове, чтобы отдохнуть от цивилиpации, но ящик с тушнкой, ноутбук, ветрогенератор, подключение к интернету, аптечку, одежду, обувь, репеллент против комаров, каталог товаров почтой и последний альбом Dark Tranquillity оставьте там в углу... Ну, это уже такой штамп... Иногда мне думается, что такую позу многие принимают чисто автоматически, типа,... модно.

А хотелось бы чего-то свежего.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне необычное фантастическое произведение. Но взялся то я его читать, думая, что это не фантастика, а психологически мистический триллер. Психологический триллер, это да, но мистика тут какая-то фантастическая, точнее это и есть обычная фантастика, хоть и очень своеобразная, немного чуждая нам.

Говоря по существу, если разобрать по мелочам произведение, то его фантастическая часть разбивается в пух и прах. Начиная с того, что омохитхи описываются совсем не правдоподобно. По законам эволюции такие существа не смогли бы жить под водой. Автор вообще проходит мимо вопрос как они дышат под водой. По описаниям у них отсутствуют жабры, они дышат также легкими, но как тогда они задерживают воздух в своей основной среде обитания – в океане. Как? А строение тела? Оно опять же не особо подкреплено твердой аргументацией. Вопросы в пустую, автора мало интересуют такие мелочи, он и не думает их прорабатывать. Изюминки настоящей научной фантастики в данном романе отсутствуют.

Акцент ставится совсем на другие вещи. В первую очередь это психологизм одиночества, герой убегает от человечества. Во вторую, я думаю, это страх, всё вертится вокруг него, он главный двигатель романа. Но мы узнаем, что страх бывает разным и к разным последствиям может привести.

Мне не хватило в романе, наверное, именно атмосферы одиночества, ведь такое манящее название первого русского издания «В пьянящей тишине». Оно настраивает на особое настроение. «Холодная кожа» по существу и ближе к тексту. Наверное, именно из-за ожидания немного другого у меня подпортилось, хоть и самую малость, получаемое удовольствие во время чтения.

Концовка лично для меня тяжеловатая, какая-то гнетущая и обреченная. К сожалению, Пиньоль не дает лучика надежды.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман и первым делом полез уточнить биографические сведения об авторе — было полное ощущение, что роман написан в традициях и стилистике фантастики образца начала XX века. Тягучее вязкое повествование с тягучим и вязким смыслом. Густота и вязкость которого такова, что не сразу просачивается в черепную коробку, а просочившись, не сразу заполняет все пустоты и закоулки сознания.

Да, и в самом деле это скорее притча, нежели событийно-смысловое повествование. Но в моём понимании это притча о ксенофобии и ксенофилии одновременно. Ксено_фобос, ксено_деймос и ксено_филос — вот три смысловых спутника, вращающиеся вокруг содержательного материнского тела. При этом настоящими чужими друг другу являются не только существа разных биологических видов (да ещё и обитающие в разных средах) — с этим как раз всё понятно, — но и даже два человека, два homo и два sapiens, воплотившие в себе всё человечество, стали друг другу по-настоящими чужими. Да зачастую так оно и есть — с нашей урбанизацией и стремительным темпом жизни люди и в «обычных» городских условиях чувствуют и ведут себя по отношению друг к другу настоящими враждебными чужими и хищными. И обозначенный в романе даже робкий намёк на возможность взаимопонимания между этими разными видами — человеком и лягушанами — только лишь усиливает эту идею Пиньоля — с чужими и зачастую враждебными нам порой бывает легче договориться или хотя бы понять друг друга, нежели с самими собой — людям с людьми. Вот такой подтекст вылез у меня после прочтения этой занятной книжки.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх