fantlab ru

Джон Грегори Бетанкур «Заря Амбера»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Оценок:
333
Моя оценка:
-

подробнее

Заря Амбера

The Dawn of Amber

Роман, год; цикл «Хроники Амбера»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Поклонники Роджера Желязны знают, насколько тщательно и кропотливо он строил свои миры, подчиняя развитие сюжета и взаимоотношения героев одному ему ведомой, но железной логике. И тем не менее в знаменитых «Хрониках Амбера» остались белые пятна, которые Великий Роджер явно собирался закрасить, если бы ему не помешала ранняя смерть. Дж. Г. Бетанкур с помощью супруги Желязны Джейн Линдсколд разобрал черновики задуманных книг об Амбере и на их основе написал «Зарю Амбера». Так кто же создал Амбер и сотворил Логрус? Почему хозяева Амбера находятся в состоянии постоянной войны с Владениями Хаоса? Новая книга — истинный подарок для тех, кто мечтал разгадать эти и многие другие загадки. Она дарит читателю долгожданную возможность вновь посетить знаменитый Янтарный Замок и встретиться с героями Хроник Амбера!

© издательская

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
О. Степашкина (3)

Заря Амбера
2003 г.
Заря Амбера
2006 г.
Заря Амбера
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последние полтора десятилетия весьма сложная ситуация с фанфиками. Сначала по значимым литературным произведениям составлялись антологии, потом, подобно грибам после дождя, стали рождаться романы. Слава Богу, большая часть из них пребывает в интернете, а на бумагу попали очень немногие. Похожую участь постигла и «Хроники Амбера».

Приквел к «Хроникам».... Сразу вспомнились пресловутые «Прелюдии к Дюне». И тут — первая приятная неожиданность: Бетанкур не стал разводить воду, и поэтому каждый из романов трилогии не превышает 300 страниц, что не может не радовать.

Вторая приятная неожиданность — на удивление хороший стиль. Похожим писал сам Желязны, и Бетанкур превосходно его скопировал. Текст приятно читать, и отторжения он не вызывает.

Теперь о недостатках, по традиции. Мир, само собой, не несёт даже следа оригинальности. Амбера, по сюжету, ещё нет, в мире существует только Хаос. Можно было бы как-то интересно расписать Тени, которые отбрасывает Хаос, показать их специфику, но нет... Очередное псевдосредневековье. Ну, не в этом суть.

Персонажи тоже не слишком хорошо прописанны. Оберон молод, но рассудителен, как настоящий солдат. Пожалуй, его образ более-менее удался Бетанкуру, но он не слишком запоминается, оставаясь несколько бледноват. Но он, конечно, выделяется — на фоне других персонажей.

Дворкин здесь мало похож на того полусумашедшего горбуна из «Девяти принцев...», или на грозного чародея из «Владений Хаоса». Наиболее загадочный персонаж оригинального цикла превратился в обычного для фэнтези правителя-колдуна, защищающего своё королевство. Читая, даже нельзя представить себе его ицо — слишком безлико изображён Дворкин.

Его дети — самая натуральная копия со знаменитой семейки обероновых отпрысков. Однако ни одного яркого типажа среди них нет. Вспомните ярчайших, врезающихся в память Корвина, Бенедикта, Брэнда! Великолепно прописанная психология Желязны у Бетанкура канула в лету — все лорды Дворкиновичи напоминают бледные копии амберского семейства, ни одного более или менее запоминающегося среди них нет.

О сюжете вообще молчу. Уникальный случай — роман состоит из начала и конца, кульминация в нём напрочь отсутствует. «Заря Амбера» делится на две половины: приезд Оберона в Джунипор и война с демонами Хаоса, от которых в конце книги всё семейство ускользает.

В итоге мы получаем качественно написанное, но пустоватое произведение. Впрочем, тому, кто захочет ещё раз почувствовать стиль старых добрых «Хроник...», роман очень даже сгодится.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фанфик в собственном смысле слова: ничего нового по сравнению с классическим сюжетом тут нет, просто «перепевается» в очередной раз всё то, что уже знакомо нам. Перед нами — двенадцать (если я правильно помню) принцев и принцесс, и почти у каждого из них есть свой «прототип» в тех Хрониках; соответственно, отношения между ГГероями не очень изменились... со времен будущего:wink2:. Карты и инициация через Лабу (естественно, названная здесь по-другому). И всё такое.

Но! Именно поэтому «З.А.» — самая удачная из всех книг Бетанкура. Здесь он ещё не начал пороть отсебятину. Просто (довольно бойко и неплохим стилем) даёт «краткое изложение» классических Хроник. (Примерно то же делал Перумов в первых главах КТ). Зачем это читать? Да за тем же, зачем обычно читают фанфикшен: чтобы увидеть знакомые образы и в очередной раз получить удовольствие от встречи с ними.

Только при этом имейте в виду, что книга: а) неглубокая, б) ничем особым не потрясёт, в) до уровня Желязны, разумеется, не дотягивает. Где у мэтра Роджера — фирменный цинизм Корвина, придающий некую «соль» (плюс жестокие нравы Янтарного двора) — здесь просто «милая сказочка» про не менее милых героев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ни одного негодяя в книге нет. Кроме нескольких безымянных и эпизодических «адских тварей», которых сразу же убивают.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Узнать о возникновении вечного города Амбер, как все начиналось — довольно заманчиво, не правда ли? К сожалению, предысторию Хроник пишет уже не Желязны, хоть Бетанкур и пытается копировать авторский стиль Роджера, всё же ощущается, что это уже не то. В качестве отдельного, самостоятельного фэнтези-романа всё смотрелось бы даже и неплохо, но сама необходимость «держать марку» уже задает неимоверно высокую планку высоты, с которой кто-то кроме Желязны вряд ли бы справился. Отвечать на массу вопросов касательно космогонии мира Бетанкур не торопится, выделяя на это всего пару строчек на весь роман, что ещё более усиливает эффект обманутых ожиданий. Условные «Хроники Оберона» больше напоминают лайт-версию приключений Корвина и Мерлина, ощущение вторичности безусловно довольно сильно, к тому же данная часть Хроник написана на минималках, не хватает привычного размаха, простора, полета мысли, характерных для романов Желязны.

В самом начале романа мы знакомимся с молодым лейтенантом армии короля Эльдарна, правящего Тенью Илериум, по имени Обере, в котором сразу узнается великий Оберон. В течение года королевские войска вынуждены отбивать непрестанные атаки полчищ адских тварей, порождений Хаоса. В одно совсем не прекрасное утро на пороге дома любовницы Обере появляется Дворкин собственной персоной и, особо ничего не объясняя, спасает нашего героя, забирая его в Тень, ставшую его резиденцией — Джунипер. Автор начинает нас знакомить с правилами игры с чистого листа — как путешествуют по Теням, как работают Карты — всё это мы уже видели и слышали десятки раз. Если начинать знакомство с Хрониками с романов Бетанкура, то такой подход имеет смысл, но абсолютное большинство читателей уже хорошо знакомо с правилами игры и постоянные повторы больше раздражают, нежели открывают что-то интересное и поражают воображение.

Главная интрига строится на том, что некий «злодейский злодей» в облике гигантского змея и явно происходящий из Владений Хаоса, замыслил под корень извести весь род Дворкина. Судя по всему антагонист пытается предотвратить появление Огненного пути и Амбера, а его действиями руководит сам Логрус, которому конкуренты, понятное дело, вовсе не нужны. Для этой цели змей похищает и пытает сыновей Дворкина на каком-то каменном алтаре в подземельях хаотической башни. Оберон способен во снах перемещаться в видениях и наблюдать действия змея. Потомство Дворкина по какой-то причине подверглось мутации и вместо обычного для лордов Хаоса узора Логруса несет в своей крови некий новый узор, как без труда можно догадаться — зачаток амберского Огненного пути, которому ещё только предстоит быть начерченным, наиболее выражена эта мутация в крови Оберона, но и в остальных его братьях и сестрах она наличествует с той или иной силой.

Джунипер, в котором Оберон оказывается после встречи со своим отцом, довольно сильно напоминает Амберский дворец, наполненный слугами, стражниками, всевозможными артефактами, а самое главное — братьями и сестрами Оберона. Даже по именам автор не стал сильно заморачиваться и параллели с родственниками Корвина прослеживаются, например, в именах Блэйзе, Фреда и пр. После знакомства с главными действующими лицами по закону жанра необходимо создать интригу, автор и создаёт её, но предельно просто: есть две фракции, одна под руководством Локе, напоминающего Эрика, к другой же негласно примыкает Оберон. Дополнительно задается условие о существовании в замке некого предателя, в итоге предпосылки войны всех против всех готовы и можно начинать. Все находятся в ожидании нападения адских тварей, возле замка копится армия по количеству не меньшая той, с которой Корвин и Блэйз в своё время штурмовали Амбер.

Дворкин в романе предстает не в привычном для нас образе бородатого карлика, а в качестве вполне стандартного лорда Хаоса, не лишенного определенного очарования, но всё свое время он посвящает непонятным экспериментам, в общем частично он отыгрывает роль безумного учёного. Если вспомнить Хроники Корвина, то там не раз упоминалось, что все Карты создал Дворкин, здесь же записным художником является брат Оберона Эйбер, чья роль напоминает Рэндома, приданного Корвину в самом начале «Девяти принцев Амбера». У Эйбера сотни разных карт и по необходимости он за пять минут может нарисовать любую, такое послабление появилось в Хрониках Мерлина, здесь же это возникает сразу. Близкая Эйберу Фреда исполняет роль предсказательницы, она использует карты для гаданий, о возможности подобного использования карт Желязны упоминал, но всерьез их так никто не использовал, разве что пару раз для развлечения, чтобы убить время.

Большую часть сюжетного времени персонажи не выходят за стены джуниперского дворца. И снова сплошные разговоры, пустопорожние интриги, обмены колкостями и попытки докопаться до факта, кто же тут предатель. У автора не получилось создать многогранный кристалл интриг, насытить повествование приключениями. Исследование Теней, неожиданные сюжетные повороты, непредсказуемость, постепенное раскрытие тайн мироустройства вымышленной вселенной — таковы были наиболее сильные стороны Хроник Корвина и Мерлина, здесь же мы видим лишь некое подобие, Тень, которая чем-то напоминает Амбер, но таковым не является, способная лишь отражать, но не быть истинной «вещью в себе». Смею надеяться, что первый роман Бетанкур мыслил как вводную часть, цель которой уравнять стартовые позиции новых читателей и тех, кто уже хорошо знаком с Хрониками, а раскрытие главных тайн мира автор оставил на потом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман из предыстории Амбера, открывающий Хроники Оберона. Как и в первых романах Хроник Корвина и Мерлина, главный герой оказывается в Тени. Оберон – солдат, воин короля, сражающийся с адскими тварями – порождениями Хаоса. Затем на арену выходит Дворкин, который как оказывается жил с матерью Оберона, а самого его учил сражаться и вообще заменял ему отца. Дворкин спасает Оберона от адских тварей, пришедших убить его, и переносит в Тень – Джунипер, замок, в котором обитают дети Дворкина.

Позже выясняется, что Оберон тоже сын Дворкина, хотя, на мой взгляд, это наверно и есть расхождение с основными «Хрониками», В Хрониках Корвина говорится, что Дворкин был придворным магом Амбера, и его создателем, о родственных отношениях намёков я не припомню. Конечно, сын мог заточить своего отца в темницу, учитывая угрозу для Амбера, но всё-таки это маловероятно.

Далее. В основных Хрониках упоминалось, что Дворкин проходил Логрус, т.е. являлся посвященным. В произведении Бетанкура, Дворкин и его дети тоже могли использовать силу Логруса, они все прошли его кроме Оберона. По словам Дворкина линии внутреннего узора Оберона слишком искажены, по этой причине Логрус его убьёт, если он ступит на него. Но затем Дворкин находит решение, перед читателем предстает во всей красе рубин, в котором точно повторяется внутренний узор Оберона, он на него настраивается и теперь может перемещаться по Теням. Несложно догадаться, что это будущий Судный Камень.

Что касаемо приключений Оберона, то они его находят не сказать, чтобы на каждом шагу, но, тем не менее, ему в этом романе придется вначале вместе с Дворкиным отбиваться от адских тварей, затем одолеть посланного убийцу, заподозрить предателей, сблизиться с некоторыми членами семьи, командовать армией в битве. Как и главные герои «Хроник», Оберон склонен к рассудительности, но несколько наивен. Здесь же описана его способность изменять черты лица, что имеет прямое отношение к основным «Хроникам».

Лично по моему мнению, вполне достойный роман, хотя и попадаются некоторые несостыковки, но в тоже время в нем можно найти и положительные моменты – это некоторые прямые отсылки к основным «Хроникам», Бетанкур отчасти сумел передать атмосферу интриг, присутствующую в романах Желязны, и это получилось у него вполне неплохо:smile:

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шестёрка только потому что боюсь быть слишком предвзятым. Так и хочется сказать: «Уважаемый, Джон, не ко всему можно писать продолжение (начало), нужно реально оценивать ситуацию!»

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

2 ivminin

«Позже выясняется, что Оберон тоже сын Дворкина, хотя, на мой взгляд, это наверно и есть расхождение с основными «Хрониками», В Хрониках Корвина говорится, что Дворкин был придворным магом Амбера, и его создателем, о родственных отношениях намёков я не припомню. Конечно, сын мог заточить своего отца в темницу, учитывая угрозу для Амбера, но всё-таки это маловероятно.»

Прочитай еще раз внимательно пятикнижие Корвина, а именно «Рука Оберона».

Цитата из него:

» Дворкин умолк . Я слушал , как потрескивают дрова в очаге . Не знаю, к чему прислушивался он. Потом он сказал:

— Но я ошибся. И ведь это так просто... Моя кровь, начертавшая Образ, способна его и стереть. Но понадобились века, чтобы понять: кровь крови моей тоже на это способна. Она тоже может стирать линии Образа и изменять их – вплоть до третьего колена.

Я не очень удивился, узнав, что он приходился всем нам праотцом. Мне почему-то всегда казалось, что так оно и должно было быть, что я всегда знал об этом, но никогда не говорил этого вслух. И все же... это известие поднимало куда больше вопросов, чем давало ответов. Еще одно поколение родственничков. В нашей-то разветвленной семейке... Я совсем запутался насчет Дворкина : кто же он все-таки такой? Особенно если учесть, что, согласно его собственным словам, это всего лишь сказка, сочиненная старым безумцем.

— А починить Образ... — начал было я .

Он ухмыльнулся; и я увидел ухмылку Дворкина на своем собственном лице, маячившем передо мной .

— Неужели ты совсем утратил вкус к тому, чтобы править живой пустотой и быть владыкой хаоса?

— Возможно, — ответил я .

— Клянусь Единорогом, матерью твоей, я знал, что к этому придет! Образ столь же силен в тебе, как и королевство. Так чего же ты хочешь теперь?

— Сохранить королевство.»

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх