FantLab ru

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Голосов:
849
Моя оценка:
-

подробнее

Квантовый вор

The Quantum Thief

Роман, год; цикл «Квантовый вор»

Аннотация:

Жан ле Фламбёр — преступник в постчеловеческом мире, взломщик разумов, трикстер. Его происхождение окутано тайной, но слава о его достижениях разнеслась по миру. Однако Жан допустил одну ошибку, и начало романа встречает его в огромной виртуальной тюрьме Архонов (Archons) — Тюрьме Дилеммы (Dilemma Prison) — где он обречён играть в бесконечные вариации теоретико-игровой ситуации против бесчисленных копий себя, что должно бы исправить его характер, привив любовь к взаимопомощи. Бесконечная череда виртуальных смертей и неудач прерывается явлением Мьели (Mieli) и её мыслящего корабля Перхонен. Похищая Жана, они дают ему шанс вернуть свободу и своё былое могущество. В обмен на завершение одного ограбления, с которым он пока не справился.

«Квантовый вор» (Quantum thief) — блистательный образец твёрдой научной фантастики, действие которого разворачивается на просторах солнечной системы далёкого будущего. Роман об ограблениях, населённый странными пост-человеческими существами, но наполненный вполне человеческими мотивами предательства, мести и ревности.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2012 // Научно-фантастическая книга (Финляндия/Великобритания)

лауреат
Китайская премия «Галактика» / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2016 // Лучшая зарубежная книга (Финляндия/Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 5-е место

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2011 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Локус / Locus Award, 2011 // Дебютный роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Научная фантастика (Финляндия - Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第44回 (2013) // Переводной роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2014 // Зарубежный роман (Финляндия/Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Квантовый вор
2013 г.

Аудиокниги:

Квантовый вор
2017 г.
Квантовый вор
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Quantum Thief
2010 г.
(английский)
The Quantum Thief
2011 г.
(английский)
The Quantum Thief
2011 г.
(английский)
The Quantum Thief
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма психоделический киберпанк. Забористее Гибсона, надо признать... Тут герои не уходят в виртуал. Виртуал – часть реальности. Более того, сами герои не совсем герои, а совмещения физических или кибернетических тел с сознаниями-программами. Эти Программы настолько искорёжены творцами-программистами, что большую часть жизни не ведут себя как личности.

Роман, не смотря на жанр триллера, крайне сложен в понимании сюжетной линии. Автор заваливает нас потоком событий кибер-мира так, что реал просматривается с большим трудом.

Между тем, сценизм очень высок и колоритен. Персонажи весьма живы, реалистичны и сверх нестабильны. Ведь они частично софт…

Финал, на мой вкус, несколько “завален”.

Роман прочёлся с большим интересом, однако это была, я вам скажу, работа.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осторожно: в книге больше описаний технологий, чем героев.

Я изначально это знал, прочитав чей-то отзыв, и был к этому готов. Поэтому понравилось.

Сюжет довольно интересный, детали мира раскрываются далеко не сразу. Неплохая иллюстрация на мой взгляд того, как оно все потом будет, интересно было читать именно с этой точки зрения. Обилие околоквантовых фишек после университетского курса квантовой радиофизики не смущал, но и не царапал уши (мозг). Трудно сказать, насколько это тяжело читать неспециалисту. Но автор сам имеет степень и подает материал довольно грамотно. В основах классической физики, правда, немного напутал (возможно, это сделано специально) — про 0,6 g на Марсе тут уже писали, еще царапнуло глаза что-то там про «ускорился до нескольких десятков g» (ускориться можно до некоей скорости, но никак не до ускорения, это уже ускорение ускорения какое-то получается, третья производная, звучит в книге странно, хотя имеет конечно право на жизнь). Главное, потом, используя еще более судя по тексту необычную некую неважно какую технологию, тело достигло скорости 20 000 км/ч за несколько секунд — так при ускорении в 50, например, g, эта скорость будет достигнута за 11 секунд, и в этой связи эти 2 факта плохо смотрятся вместе. Типа как «я вам щас дам таких ... тумаков, а потом еще ударю». Остальные заморочки показались логичными и вполне. На счет фентезийности — ну а как еще подать всех этих «зоку», потомков игровых кланов фетезийных, в массе своей, миров. Тут тоже все логично.

Конечно, это не Артур Кларк с его абсолютной научностью, не «Ложная слепота» (с последней как не биологу пришлось труднее гораздо)), но вполне себе научно, квантовый мир он ведь и в науке такой, посмотрите на одну только официальную терминологию : очарованные кварки, квантовые запутанности, темная материя и т.п.

Сюжет и интрига чуть слабоваты, но не вот прямо на 2.

В общем, книга не заставляет отказаться от сна в будние дни, когда с утра на работу, но в периоды бодрствования заставляет себя дочитать.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: необычная НФ с кучей премий от финского автора

В итоге: будущее Человечества. Цивилизация ещё не покинула солнечную систему, но уже разделилась на несколько формаций, непохожих друг на друга ни телесно, но социальным строем.

Очень фантастичный мир!

Соборность, проповедующая идеи философа Фёдорова, с единением всех разумов, как идефиксом, но при этом сама не едина.

Кланы зоку, либертарианские по духу объединения, мутировавшие из игровых гильдий нашего времени.

Марсиане, живущие в шагающем городе и превыше всего озабоченные идеей приватности и с Временем в качестве валюты.

Технологии на нано- и квантовом уровне, телепатия, искусственные разумы, дополненная реальность, похищения идентичности и перезапись личности.

Продуманная предыстория мира — Протокольная война, Коллапс, Вспышка... Эпоха Королевства и революция на Марсе.

Главный герой — гениальный вор без памяти, который должен украсть нечто для воительницы из пояса Оорта в счёт благодарности за освобождение его из необычной космической тюрьмы.

Да, как все и отмечают — терминов переизбыток, но это не страшно. Неприятнее то, что если трезво взглянуть на сюжет — он полностью состоит из оборванных нитей. Истории Короля и сыщика практически ничем не кончились. Основной сюжет тоже продвинулся не сильно. Автору настолько нравится играться со своим и правда отличным миром, что про сюжет он временами забывает.

Две трети тома я сомневался, буду ли читать продолжение. Решил, что буду, но попозже. Это не трилогии цикла «Ойкумена» Олди, которые проглатываются как один роман. От творчества Райаниеми нужна передышка.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, написанное, да будет прочитано, но всё же!

Эта книга стала у меня одной из самых трудных для прочтения. Еле осилил.

Уж очень и очень специфическая манера писать (мыслить?) у автора.

На протяжении всего прочтения романа у меня складывалось (возможно, и параноидальное, но всё же) ощущение, что автор-таки издевается надо мной как над читателем.

Выражаясь образно, его роман напоминает китайский игрушечный конструктор, в котором нет инструкции, а вы в процессе сборки, когда уже и бросить жалко, понимаете, что деталей, вроде как, не хватает, и они как-то не совсем подходят друг к другу, собрать долго не можете, а когда собираете, то получается совсем не то, что на картинке и, тем более, не то, что вы сами хотели.

Такое впечатление возникало постоянно в процессе чтения книги.

Удивительно, но факт: свои разъяснения относительно множества придуманных им терминов, деталей и обстоятельств, которые существуют только в голове автора, но призваны в романе формировать общее и частное представление о мире, в который он нас погружает, автор соизволил в той или иной мере раскрыть примерно в третьей четверти книги.

А прежде все эти

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гевулоты, фобои, гоголы, зоку
и так далее как хочешь так и понимай! Или не понимай. То же самое относится и к странным особенностям и основам того мира, который худо-бедно показан в романе. Не никакой ясности, почему в нём всё именно так, а не эдак.

При чём абсолютно не понятно, чем автор руководствовался, когда избрал такой приём. Если попыткой раздуть интригу, то непонятно, почему за счёт недомолвок по множеству мелочей? Ведь это очень затрудняло понимание сути романа.

Стоит признать, что в целом элементы интриги, остроты сюжета, переплетения различных сюжетных линий и неожиданности их выворачивания в итоге в романе присутствуют. Но даже в этом компоненте имеются прорехи: остаётся очень много открытых вопросов, на которые автор не посчитал нужным ответить, некоторые итоговые сюжетные решения не имеют каких-либо причинных обусловленностей, которые возможно было бы проследить и предположить, присутствуют банальности, характерные для индийского кино

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(в стиле: так ты — мой папа, а ты — мой сын!)
.

Очень сильно напрягает ничем не обусловленное повествование в настоящем времени. Я вообще не понял сути этого приёма в книге. Насколько я понимаю, его обычно используют для придания драйва и динамизма в повествовании героя от первого лица, чтобы мы могли прочувствовать вместе с ним всю реалистичность его текущего положения, как бы прочувствовать момент лучше, проникнуться переживаниями, работой его мысли, рассуждениями в реальном времени и т.д.

Но в данном случае, это все было как-то неуместно. По крайней мере, мне это показалось непонятным. Особенно когда велось повествование в настоящем времени от третьего лица.

И сами эти перескоки в повествовании то от третьего, то от перового лица, смысл которых становятся более или менее понятными лишь ближе к финалу книги, тоже как-то напрягали. Обязательность их наличия в книге спорна и неубедительна.

На мой взгляд, произведение грешит низкой художественностью. Описательная часть как таковая либо вообще отсутствует, либо была столь незначительно, что даже навскидку и вспомнить-то хоть один описательный отрывок как-то трудно. Скудные черты мира, в котором калейдоскопически, в том числе, с временными разрывами, довольно динамично развиваются события романа, мы можем почерпнуть лишь из диалогов их участников, либо через описание их действий.

Описание образов героев, их характеров и внутреннего мира также крайне скудное. Какими хотите, такими их себе и представляйте.

Либо это пофигизм автора, либо его какая-то гениальная задумка, но для меня она также осталась непонятной.

В общем, я не готов поставить книге даже хорошую оценку.

А беря её руки, имейте в виду, что ответственность за её прочтение принимаете на себя.

Я хорошо подумаю, стоит ли обратиться к следующей книге цикла.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любо, когда автор научной фантастики сходу десантирует тебя в свой диковинный мир, засыпая терминологией технического и социального устройства выдуманного будущего, и где-то к середине книги детальки по-тихоньку складываются в жизнеспособную вселенную. А если это всё поражает воображение, а в момент состыковки всех фрагментов хочется сказать вау, то просто ништяк.

Ясное дело, в этом деле нужно соблюдать баланс и гармонию, и финский струнник здесь конечно дал маху — картинку я более менее сложил прочитав около 2/3 страниц, но всё поступающие новые подробности и интриги не позволили осмыслить и последовательно распределить кучу информации в своей голове. Эта штука вроде для этого, а та для того. Добрые чуваки сюда, злые туда. Но эта штука оказывается не для этого, а для того, а той штуки вообще нет. Добрые чуваки совсем не здесь, потому что здесь вам не там, а злые вообще теперь непонятно где. Как-то вот так.

Тем не менее. Вселенная Квантового вора представляет собой ни разу не скучный и вполне себе оригинальный вариант далёкого будущего, погружение в неё меня увлекло и доставило удовольствие, а недосказанности и непонятки побудили к чтению продолжения. Правда, перед этим понадобится повторно пролистать как минимум начало, благо, история не длинная.

Рэкомендую.

P.S. забавляет персонаж с отзывом 2015-го года, впервые открывший научную фантастику, но уже имеющий твёрдое представление о том, какой она должна быть =)

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то традиционно сложно у меня идут высокорейтинговые произведения. Вот и это, собравшее четыре награды на разных конкурсах, я не оценил. Да, интересно было почитать финского фантаста (вы еще финов-фантастов знаете?). Да, было интересно, что же напишет человек, имеющий PhD по математической физике (тоже не частое явление в среде фантастов). Идея в целом неплохая, но самое произведение показалось каким-то сырым, что-ли. Или моего образования не хватает для постижения всего замысла автора…

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Квантовый вор» прекрасный пример состояния современной художественной литературы. Слишком высокая плотность, чтобы появились новые жанры, и от этого — невероятное изобилие всяческих кроссоверов, скрещиваний и пересечений.

Если бы кто-то попросил меня назвать характерный пример такого редкого зверя, как сай-фай фентези, я бы не задумываюсь назвал трилогию Ле Фламбера. Да, несомненно, здесь вектор идет от НФ к фэнтези, не наоборот, как это бывает обычно. И вот эта отправная НФ-точка и отталкивает многих. Их смущает обилие авторских терминов, сложный мир, который никто не торопится объяснить, множественные технологии, открытия и прочие вещи, которые любой уважающий себя автор НФ стал бы долго и со вкусом расписывать. Но если посмотреть на это с позиции фентези, то все моментально расставляется по своим местам. И обилие авторских терминов. И сложный, мир со множеством рас, каждая из которых подается скорее как данность, нежели как весомый элемент. Описание мира без сложной экспозиции, а вплетенное в ткань повествования и разворачивающееся под нужды сюжета, интриги богов, в конечном итоге очень уж человекоподобных в своих характерах. Даже персонажи нормально вписываются в самый банальный набор архетипов «партии приключенцев». Это все фентези, чистой воды, и приемы, характерные именно для фентези. Но автор достаточно образован, чтобы не удовлетвориться простым «It's magic!», он подводит под все эти клевые колдунства и артефакты реальную научную основу и забавляется с этим так же легко и непринужденно, как обычно делают дети, адаптируя и интегрируя в свои игры все полученые в обозримом прошлом впечатления.

Это видно еще и в огромном количестве более понятных простому читателю отсылок к современной культуре, которыми текст густо пересыпан. начиная от базовых реверансов к авантюрным детективам начала двадцатого века, и кончая «Гарри Поттером», толкиенистами и прочими мелкими радостями.

По итогам текст выходит гиперконцентрированным, под завязку насыщенным в каждом абзаце. Кого-то это может напрячь, но это то, чего требует современная информационная среда. Плоский, «одновекторный» текст уже не удовлетворяет номрам восприятия.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что начиная читать новую книгу, ты понимаешь задумка автора проходит как-то мимо. Это вызвано разными факторами: слишком сложная подача научных знаний, необъяснимое желание писателя вводить собственные термины, отсутствие внятного начала, масса неизвестных величин без всякой возможности понять, где начало и где конец.

В какой-то степени «Квантовый вор» как раз всем этим критериям отвечает. Сложный и запутанный сюжет, масса непонятных терминов и слов, но самое неприятное это полное отсутствие каких-либо объяснений происходящему. Автор обрушивает на читателя массу самой разной информации, объяснения которой нет в свободном доступе и для обычного понимания она выглядит каким-то бредом.

Первый порыв — бросить чтение и забыть об авторе навсегда. А как же хорошие отзывы, высокие оценки лаборантов? Нет, необходимо не сдаваться и пытаться найти в чем смысл данного произведения. После прочтения первых 100 страниц начинаешь понемногу привыкать и к авторскому миру, и к персонажам. Становится понятно почему роман назван в честь преступника-вора, более подробно рассказывается о самом мире и о людях его населяющих.

Главной претензией к автору будет полное отсутствие хорошо прописанных персонажей. Такое ощущение, что описать мир и его устройство гораздо важнее, чем показать людей будущего. Стоит понимать, что это далекое будущее человечества и многие моменты будут просто непонятны нам, как жителям начала 21-века. Наверное, автор имеет право создавать совершенно невероятные вещи, но всё-таки необходимо как-то вводить в курс и простых читателей.

Вообще, самое интересное начинается в последних главах, когда автор начинает хоть немного делиться информацией о порядках в придуманном им мире. Непонятно почему этого нельзя было сделать вначале, чтобы у читателя не было необходимости ломать голову о значении того или иного термина.

Это всего лишь первая часть трилогии и вполне возможно, что следующие книги будут гораздо легче для понимания. Я пока решил сделать небольшой перерыв в чтении этой серии и отвлечься на что-то менее интеллектуальное, чтобы прийти немного в себя.

Наверное, для любителей научной фантастики, это обязательное к прочтению произведение, а для всех остальных, на мой взгляд, простая потеря времени.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слушал аудиокнигу, не достигнув и трети решил не заставлять себя, если не идет и никакого удовольствия не приносит. Напущено тумана с обилием терминологий типа жмахнули торпедой на квантовых частицах, наноракеты, погоня с ускорением 0,5 g ... Смысла никакого одна описательная абракадабра, трудно удобоваримая. Не хочу потом жалеть о потраченном впустую времени.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смотря на наличие непонятных (выдуманных автором) слов и терминов, читается роман довольно легко. Мне значительно сложнее было ориентироваться по началу в мире Дюны Френка Герберта (при условии, что к книге прилагался словарь)). Здесь же, на мой взгляд, такая манера повествования (будничное употребление новых терминов, без их объяснения) является нарочитой, мол для персонажей это само собой разумеющиеся понятия, при этом в течение романа все таки постепенно раскрываются их значения.

Очень понравился сам мир будущего, представленный автором, он действительно фантастичен, все кажется не реальным, но при этом вполне можно допустить как развитие нынешних технологий.

Добротный, приключенческий роман в декорациях проработанного (хотя пока что не очень раскрытого) мира.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вспоминается тот день, когда я получил посылку с данной книгой. Тогда отчего-то я пожалел что книгу купил. Не знаю, почему. То ли меня обложка отпугнула, то ли количество страниц в романе (он слишком маленький, особенно если учесть оформление) Сейчас это уже неважно. Важно другое. То что, роман в принципе, вышел неплохой. Несмотря на обилие непонятных терминов, я нисколько не запутался. Наоборот, мне это очень понравилось. Не запутаться в этих всех непонятных словечках, помог авторский стиль. Повествование не «скачет» с одного на другое. Оно идет ровно. Единственно что разочаровало, так это финальная битва. Как-то она примитивная, в сравнении с остальным содержанием и миром. Это пожалуй единственный минус в романе. 7/10

Оценка: 7
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже несколько лет (а может и десятилетий) ходит по миру плач, что песней зовется, о том, что не здоровится бедной научной фантастике. Что больна она серьезно, что загнобили ее орки с эльфами всякие. И из года в года, снова и снова, появляется автор, которого критики хором называют лекарем и спасителем жанра. И вот ты берешь, читаешь очередную припарку якобы мертвому жанру, и думаешь: а может, ну его? Может, не надо никого спасать? Может, пациент и не нуждается в спасении?

«Квантовый вор» стартует с места в карьер, бодро сыпет «фантастическими» словечками, причудливыми картинами и бросает в водоворот сюжета. Назовите меня ретроградом, но так твердую фантастику не спасают. Так бойкое фентези пишут. Или какой-нибудь художественный пролог к настольной РПГ. А может, я вот сейчас переверну страницу, и все войдет в нормальный темп и обретет человеческий язык, будет вводить читателя в курса дела с толком и постепенно? Или вдруг дальше будет подробная расписка кто тут кого и за что, зачем все это нужно, ну и пару примеров создания персонажей (ну вдруг это и правда просто задел на РПГ). Но нет. Это и твердой фантастикой не становится, и РПГ не оказывается. Поэтому пока автор продолжает бездумно сыпать все новыми терминами и заплетать спираль сюжета, я тихо прошу остановить гиперультраквантопоезд повествования и тихо схожу с него. Моя фантастика в другом нанокибермегазамке.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Авантюрный роман в антураже технологий. Приключения копии сознания ГГ в постсингулярном мире. Звучит неплохо, но. Слишком уж много человеческого в том, что должно быть нечеловеческим, постчеловеческим и сверхчеловеческим. Как-то похоже на эстетику комиксов, а не на твердую сай-фай. Не знаю, кому как, но мне это не нравится — то, что пытались соединить комиксы и научный жесткач. Органичного соединения не вышло, это гибрид ужа с ежом. Тут надо было либо экзистенциальный мрачняк в духе Уоттса, либо форма «Друуны» (натуралистичный жестокий комикс 18+ с упором на визуал — ну, вы поняли, комиксы всегда с упором на него). Ну не могу я представить, что постчеловечество руководствуется нашими человеческими мотивами. Не верю. Для описания сингулярного мира авантюрные интонации не подходят, и я не понимаю, на что рассчитывал автор.

Однако концепция города на Марсе шикарна. Эта концепция похожа на Таиланд у Бачигалупи («Заводная») — последняя искра во тьме мрака. Но это более масштабный взгляд, без перехода на личности. Думаю, ради этого города надо читать книгу до конца, тем более что финал впечатляет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все — ложь! Маргиналы оказались богами!

Далеко идущее следствие: Только благодаря пришельцам Марс сохранял видимость последнего оплота человечества, следовательно, само по себе человечество ничего не стоит и ничего в себе не содержит, кроме самомнения. Т. е. пришельцы потерпели аварию в Солнечной системе и, чтобы некоторое время выживать, создали себе временный фундамент в виде вот этого общества, которое живет в этом городе. Увы, эта тема совсем не развита. Возможно, сознательно, ибо незадолго был Уоттс с «Ложной слепотой», а также Воннегут и «Сирены Титана», и получилось бы некрасиво.

Вот это поворот, как говорится.

Читать или нет? Да.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу прочитал ровно половину и забросил, с сожалением о потраченном времени.

Просто не за что зацепиться, героев тут просто нет, они вписаны какими то безликими мазками, представляющими из себя неживое нечтО, которому невозможно сопереживать. Страница за страницей задавался вопросом: «нахрена мне это знать?» Вообще нету мыслей и никакого смысла. Смог разглядеть только замашки автора на технологическую часть, которая опять же мне показалась плохо оформленной подделкой, может для кого то это и будет в новинку, однако после «Безатказного Арудия» Бэнкса и «Счёта по головам» Марусека — это книга вызывает лишь сочувственную улыбку.

Банально. Не интересно.

Оценка: 3
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хватило меня на несколько глав. Впечатление — куда я попал и что здесь происходит. Следить за сюжетом совершенно не возможно, имена героев режут слух. Книга напомнила крокодила из старого анекдота.

Ранние советские времена, глухое село, и одному местному жителю довелось побывать в зоопарке. Вот его пригласили в клуб и начинают расспрашивать что он повидал. А мужик говорит

- Я видел зебру

- А какая она?

- Да такая же как и конь, только полосатая

- А кого еще ты выдел?

- Я видел жирафа.

- А как он выглядит?

- Так же как конь, только с длинной шеей.

- А что там еще интересное было.

- Был там крокодил.

- А это что такое

- Ну он такой же как конь, но только совсем на коня не похож.

Вот так и автор описывает мир этой книги.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх