fantlab ru

Роберт Шекли «Корпорация «Бессмертие»»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
2014
Моя оценка:
-

подробнее

Корпорация «Бессмертие»

Immortality Inc.

Другие названия: Time Killer; Immortality Delivered

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 172
Аннотация:

Томас Блейн, возвращаясь из отпуска на личном автомобиле, не справился с управлением, выскочил на встречную полосу, спровоцировав лобовое столкновение с другим автомобилем. Подсознательно он приготовился к смерти, ощутив, словно при замедленной съёмке, как ломается руль в его руках, как трещат ребра и хрустит позвоночник. Он очнулся в больничной палате в чужом теле в 2110 году. Могущественная компания «Рэкс Корпорэйшн» переместила его сознание из прошлого в тело нового человека.

Кто он, чьё тело ему досталось? Сможет ли он спокойно жить в новом времени? Так ли страшен потусторонний мир?..

Примечание:

Под названием «Immortality Delivered» в 1959 г. опубликован сокращённый вариант романа, не получивший одобрения автора.


Входит в:

— журнал «Galaxy Magazine, December 1958», 1958 г.

— журнал «Galaxy Magazine, November 1958», 1958 г.

— журнал «Galaxy Magazine, October 1958», 1958 г.

— журнал «Galaxy Magazine, February 1959», 1959 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1959 // Роман

Экранизации:

«Корпорация «Бессмертие»» / «Freejack» 1992, США, реж: Джеф Мерфи



Похожие произведения:

 

 


Корпорация
1990 г.
Корпорация Бессмертия
1991 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1992 г.
Корпорация «Бессмертие»
1992 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Координаты чудес
1993 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 1
1994 г.
Корпорация «Бессмертие»
1997 г.
Корпорация
1999 г.
Корпорация
2000 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Координаты чудес
2004 г.
Цивилизация статуса
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Корпорация «Бессмертие»
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.
Паломничество на Землю
2021 г.

Периодика:

Galaxy Magazine, October 1958
1958 г.
(английский)
Galaxy Magazine, November 1958
1958 г.
(английский)
Galaxy Magazine, December 1958
1958 г.
(английский)
Galaxy Magazine, February 1959
1959 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Корпорация «Бессмертие»
2002 г.

Издания на иностранных языках:

Immortality Inc.
1959 г.
(английский)
Immortality Inc.
1991 г.
(английский)
Anonima aldilà
1993 г.
(итальянский)
Корпорация „Безсмъртие“. Цивилизация на статуса
2011 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вчера он был обыкновенным конструктором яхт и ехал домой из Мэриленда. Он погиб в автокатастрофе и снова возродился к жизни в будущем. В будущем! Возродиться! Конечно это не может не радовать, об этом только мечтается. Но не всё так просто и радужно, как кажется.

Главный герой оказался в мире, где при наличии финансов человек может надёжно обеспечить себе загробное существование, а при отсутствии таковых добровольно продать своё тело в обмен на загробную жизнь, в мире, где люди разговаривают с умершими родственниками, где существовуют космические корабли, где человека выдёргивают из прошлого ради рекламной кампании, а потом легко сбрасывают со счетов, где человек – всего лишь тело, а смерть тела имеет в глазах закона не большее значение, чем заноза в пальце и рассматривается как придаток сознания, которое имеет право освободиться от него по своему усмотрению, а попросту объявить на тело охоту или продать. Ведь после научного подтверждения о существовании жизни после для людей началось настоящее Безумие – для человека пропал сдерживающий фактор, они решили брать от жизни по максимуму, а после такого наступило пресыщение, когда ничего не радует, не вдохновляет и даже некоторых не удерживает в жизни. Насилие стало в этом мире повседневным явлением, и смерть человека стала его собственным делом.

Но оказывается, что и сами то учёные не особо уверены, а что ждёт там, за Порогом. Вдруг всё это — научно доказанная послежизнь, голоса мёртвых, призраки — всё это только гигантская мистификация, огромнейший обман в целях наживы и все усилия по–выгодней продать своё тело, по–благородней устроить свою смерть – всё впустую. Но люди всё же готовы верить и верят более чем охотно.

Интересно было наблюдать за главным героем, как постепенно из отстранённого наблюдателя жизни в 2110 году он становится непосредственным её участником, актёром, а не зрителем, как он пытается принять правила игры, испытав на себе многие перспективы жизни уже будущего, когда приходилось брать, что дают, делать то чего не делал никогда и обладая полной памятью о своей первой жизни вступать в противоречие со своим новым телом, при этом с удивлением открывая, что это не всегда так – кто и в какой момент выходит на первый план: сам Томас Блейн или тело, помнящее привычки прежнего хозяина. Удивительно, что все неприятности главный герой переносит невероятно стойко, достаточно быстро принимая условия жизни – другой бы свихнулся от такой лавины информации.

Несмотря на сохраняющуюся напряжённость на протяжении всего романа, местами повествование неровное, персонажи в целом прописаны не очень. История не лишена интересных деталей, например, упоминание марсианской еды и китайцев-марсиан. Приключения главного героя и острый сюжет сочетаются здесь с вопросами психологии, религии и философии. Автор описал жутковатый и где–то даже безумный мир, но окончание книги в итоге, всё–же, настраивает на оптимистический лад.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как остальным, а на мой взгляд, роман потрясающий. Он конечно не безупречный, да и редко бывают такие произведения, которые не за что было бы поругать.

Шекли затронул в романе ту тему, которая волновала человечество на протяжение всего его существования и будет волновать еще очень долгое время. А именно тему смерти, вернее загробной жизни или просто того, что будет когда мы умрем. Нет, упаси боже, он не пытается показать нам загробную жизнь или что-то в этом духе, он наоборот ясно дает понять, что человеку это все же знать не следует. Ведь не даром в романе после опубликования научного подтверждения, что после смерти есть жизнь, начались Годы Безумия, когда у людей пропал этот сдерживающий фактор и они решили брать от жизни все. Да, потом выяснилось, что загробная жизнь есть, но лишь для единиц из миллионов, способных подготовить себя для этого шага.

И вот тут в романе появляется другой философский аспект. Что бывает, когда наука пополам с бизнесом подменяет собой религию? Теперь обрести жизнь после смерти могут в большинстве своем люди способные оплатить себе эту самую загробную жизнь. Хорошее такое равноправие... Но и этого им мало. Появляются такие явления как бекрсеркеры и жертвы. По-моему ничего отвратительнее и придумать нельзя. Люди, заведомо уверенные в продолжение своей жизни после смерти, хотят сделать эту самую смерть более «благородной» и пафосной, за счет других людей. Неудивительно, что многие охотники работают не сколько из-за денег, сколько из желания убить таких подонков. А самое смешное во всем этом, что даже сами ученые не знают что будет за Порогом, будет ли там рай, нирвана или может быть сама преисподняя, но люди хотят верить в лучшее и охотно берут кота в мешке.

С литературной точки зрения роман конечно не претендует на звание эталона или идеала. Не очень хорошо проработанные персонажи, правда, к этому я уже начал привыкать у Шекли. Местами дерганое повествование. Кто-то скажет, что сюжет не доработан, хотя мне он в целом показался вполне нормальным. Особенно хочется отметить очень логичный конец, немного грустный, но при этом настраивающая на оптимистический лад.

Критиковать или хвалить этот роман можно до бесконечности, но истина заключается в том, что прошло уже чуть более 50-ти лет с момента написания романа, а «Корпорацию» до сих пор читают и, я уверен, еще очень долго будут читать.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

После современной фантастики читать книги середины прошлого века − все равно что пересаживаться из нового автомобиля в раритет зари автомобилестроения. Никаких примочек, все просто до схематизма, но зато колеса не пробуксовывают и в экспериментальной модели чувствуется огромный потенциал, который еще раскрывать и раскрывать.

Сюжет прост. Главный герой погибает в автокатастрофе, но спустя миг после смерти его забирают в будущее и переселяют в другое тело. Далее он потихоньку обживает новый мир, обзаводится врагами, друзьями, возлюбленной и пытается выжить в новой жизни.

Идея очень интересна − жизнь сознания после смерти, переселение сознания в другое тело, и все это в отрыве от религиозных представлений. Пожалуй, в этом и проблема мира будущего − в бездуховности. Зачем вести праведную жизнь, если можно просто купить посмертное существование, а то и просто новое молодое тело? Обе идеи − и посмертного существования, и торговли телами − впоследствии получат развитие в литературе.

Что касается исполнения. Вот тут все четко и прямолинейно − просто сюжет и экшен. Проработки мира будущего нет даже минимальной. Главный герой постоянно сетует, что не может прижиться в будущем, где для него все чужое и непонятное. А я по скупым деталям вижу мир середины 20 века и не верю, что на дворе уже 22-й. Да, сейчас мы избалованы. Фантасты стараются придумать оригинальные миры и дать логичное объяснение всем реалиям. Полвека назад с этим было проще − вот это будущее, сознание можно перемещать из одного тела в другое, обрести бессмертие можно при помощи какого-то технического устройства и инъекции. Как это работает? Неважно, просто поверьте на слово.

Персонажи не менее схематичны. Если главный герой еще похож на живого человека, то остальные − просто картонки. Злодей, который ненавидит главгероя просто потому что ненавидит и потому что он плохой. Друг, который пытается помочь просто потому, что внезапно проникся симпатией. Девушка, которая вдруг влюбилась.

В то же время любители динамичного сюжета могут быть довольны − его ничего не притормаживает, поскольку никаких более-менее подробных описаний и пояснений нет.

Несомненное достоинство романа − его идеи. Что же касается исполнения… что ж, первопроходцам всегда было трудно. Это сейчас, когда придумать что-то принципиально новое уже трудно, большее внимание уделяется именно исполнению.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что будет после смерти? Кто из нас не задумывался над этим вопросом, не размышлял о вариантах, не искал пути выхода? Как сделать чтобы не умирать навсегда? Ведь для человека невыносима сама мысль, что когда-нибудь мир продолжит жить дальше, а его не будет.

В романе «Корпорация бессмертие», номинировавшемся на премию Хьюго, Роберт Шекли предлагает научную концепцию жизни после смерти и реинкарнации. Идейная насыщенность романа очень велика. Автор весьма щедр на идейные находки, которые вовсе не потеряли актуальность, что бы там ни говорили (многие современные авторы до сих пор их эксплуатируют). Ситуации, связанные со смертью и реинкарнацией, в которые попадает герой, постоянно примеряешь на себя и мысли надо сказать приходят очень интересные.

Однако несмотря на россыпь интереснейших идей и фирменную иронию Шекли, общее впечатление от «Корпорации» довольно таки среднее. Сюжет романа простоват, не имеет какой-то внятной красной линии и нарочито развлекателен. Рояли в кустах гоняются друг за другом, а герои настолько схематичны, насколько это вообще возможно. Однако читается книга легко и весело, и надолго запоминается.

Итог: Неплохой образец приключенческой научной фантастики «золотого века», немного наивной сюжетно, но максимально насыщенной интересными идеями и действием.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — великолепный представитель фантастического жанра, фантастического триллера. Прочитал за рекордно короткий срок, еле успевая перевести дыхание!

«Корпорация «Бессмертие» первое из прочитанного мной из Роберта Шекли, не считая пары рассказов, с которыми я ознакомился, чтобы составить представление о писателе и двух или трех, которые я читал в различных антологиях. И сразу точное попадание в цель! Ну, во-первых, напомнило любимейшие шедевры мировой фантастики — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» легендарного Филипа Дика, «Хищные вещи века» непревзойденных братьев Стругацких, мультсериал «Футурама», а в особенности первые несколько серий (плюс серия про подземный Нью-Йорк, где живут родители Лилы) и многое, многое другое. Во-вторых, этот роман не является типичным представителем данного направления. Несмотря на небольшой объем, он очень многогранный, содержит в себе большую концентрацию мыслей, идей и событий. Местами он забавен, местами становится по настоящему жутко, иногда наступает сентиментальная грусть. Но в целом всё складывается в единую картину нового мира и он действительно завораживает.

Читал и удивлялся главному герою, тому, как стойко переносит он все неприятности. Ставил себя на его место и понимал, что я бы себе заработал нервный срыв как минимум. Конечно, если бы предварительно не сменил тело на более сильное и опытное :-) А Шекли во многом предугадал сегодняшний мир!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман читается на одном дыхании. Тема книги — жизнь после смерти. Редко когда кому-то удаётся написать что-то действительно сильное на эту тему. Обычно получается либо фантастическая сказка, либо что-то инфернально-мистическое. Шекли же создал повествование о загробном мире в духе классической американской научной фантастики, используя научно-фантастические допущения для объяснения таких понятий, как смерть, призраки, зомби, одержимость духами. В романе много интересных деталей, например, упоминание китайцев-марсиан. Острый сюжет, приключения главного героя, сочетаются здесь с вопросами психологии, социологии, философии, религии; всё это разбавлено фирменным юмором Шекли.

Действительно, как будет выглядеть общество, если наконец-то будет получен ответ на вопрос «Есть ли жизнь после смерти?»

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать, и у меня появилось чувство дежавю. Вроде мне уже знакома эта атмосфера. А потом вспомнил. Кто смотрел фильм «Бегущий по лезвию» знаменитого Ридли Скота? Согласитесь, стиль нуар очень подходит к Корпорации Бессмертие. Теперь по поводу книги.

»+«

- Хорошая книга не может существовать без хорошо продуманной темы. Здесь все присутствует в полной мере. Тема — люди научились делать жизнь после смерти.

- Сюжет также весьма неплох. Здесь вам и погони, и перестрелки, и любовь, и тайны, и постоянное напряжение. В общем, Шекли порадовал.

- Стиль также под стать. Он такой, каким должен быть стиль фантастического романа. Без особых изысков, но с присущим ему шармом и юмором.

- Идеи. Здесь Шекли тоже приятно удивил. Ведь, казалось бы, такая малость, как открытие того, что человек может жить после смерти, не может перевернуть всю мировую цивилизацию! Но Шекли думал может! И ему веришь!

Далее должны идти минусы, но я скажу пару слов о нейтральных вещах.

= Вроде хорошие фантасты приучили нас к вере в светлое и доброе начало не только в каждом человеке, но и в человечестве в целом. Шекли иного мнения. Он показывает всю грязь, которая копиться в нашей цивилизации сотнями лет. Его герои — одиночки. Им никто не помогает, они чувствуют себя одиноко среди всех людей. Мне показалось, что человек из прошлого — всего лишь аллегория. Ведь вспомните, Блейн и в собственном времени был героем-одиночкой.

Теперь что не понравилось.

»-«

10 я ставлю тем произведениям, где могу найти для себя ответы на извечные вопросы. Здесь Шекли поднял очень интересную тему, но в итоге превратил ее в боевик. Вместо того, чтобы переходить от частного к целому, он сосредоточился на глагерое, который всеми силами пытается устроить свою жизнь. То есть, масштабности не получилось. Поэтому минус бал.

И вторая недоработка — концовочка. Вечно мне не нравятся завершающие штрихи. Считаю, что образ Мэри оказался недостаточно продуманным. Если она всю книгу была треской-мороженной, то я в жизни не поверю, что она поедет за главгероем за тридевять земель чтобы замуж за него выйти. А затем еще и добровольно уйти из жизни. Не было этого в романе, не было чувств. Как-то слишком механически вели себя главные герои. НЕ ВЕРЮ.

Пы.Сы. Да. Из приятного. Помню, когда только купил себе сборничек Шекли, то Корпорация Бессмертие на Фантлабе была с оценкой 7,31. Поэтому я долгое время не читал. Ну типа зависимость от общественного мнения и т.д. Но в последнее время я заметил, что добротные фантасты с именем начинают прибавлять в рейтинге по сравнению с современными авторами-однодневками. Что ж, приятно. Судя по всему, плохой литературы появилось настолько много, что читатели могут легко сравнивать и отличать хорошее от плохого. И снова приятно. Спасибо Фантлабу )))))

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пробежался я тут по отзывам... Смотрю, многим будки понравились. Ну те, что для «камикадзе». Идея, конечно, оригинальная, но я, вот, не верю! Ну что хотите говорите не верю я, что для человека возможно так вот просто покончить жизнь самоубийством, не ощущая ни страха, ни сожаления. Да ещё и каких-то охотников нанимать, чтоб поизощрённее тебя убили. Ведь автор пишет, что никто в его выдуманном мире не знал наверняка, что там за Пределом, в послежизни. А если ничего? А если окончательное уничтожение? Но, не смотря на это, все так просто раставались с жизнью! На самом деле даже очень глубоко верующие люди, уверенные в последующей жизни, и те боятся смерти. Страх перед нею и ценность жизни заложена у человека в генах, и передается на уровне инстинкта. А у автора так всё просто получается. Ещё Куприн писал, что «тот, кто говорит, что не боится смерти, либо лжец, либо безумец...». Так что, описанный автором вариант будущего, в любом случае нереален. Ну да ладно — на то она и фантастика!

А вот что касается самой книги, то любовная линия тут какая-то вымученная. Как-то не вяжется она со всем ходом повествования. Такое впечатление, что автору сказали, что не напечатаем, мол, если не потешите романтические чувства читателя. Вот он и всунул. Уж лучше было без неё. Произведение было бы более эффектным, драматичным.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

От романа осталось двойственное впечатление. С одной стороны отличная концепция мира будущего с его реально существующим послесмертием — жизнью сознания человека вне его телесной оболочки. С остроумными объяснениями феноменов зомби, полтергейста, спиритических сеансов. С индустрией обмена телами и сознаниями, черным рынком тел, мошенничеством, связанным с телами и проч. и проч.... С идеологией общества, в котором жизнь личности не кончается со смертью тела...

С другой — весьма посредственный сюжет, зауряднейшее чисто американское приключенческое чтиво с достаточно примитивным, надуманным псевдоморализированным финалом.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, для молодежи роман не годится. У них всё впереди, они ещё бессмертные. А вот старикам в самый раз — что там впереди, за Порогом... Роман подкупает массой проблем, поставленных автором, будущее, которое описал автор, отличается от нашего времени только датой, человек был, есть и остается зверем-хищником, выживает сильнейший. Понравился текст, люблю, когда читается и не нужно коверкать слова или пропускать их, как не произносимые, он мягко журчит рисуя образы и нагоняя мысли. Роман необычен, неординарен, подлежит прочтению.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман.

Один из лучших, если не лучший у Шекли. Все-таки замечаю, что автор написал все свои наиболее сильные вещи до 60-х годов. Это касается и рассказов и романов. Та же Корпорация мне нравится на порядок больше, чем распиаренный «Обмен разумов». Нету этого психоделического бреда, все написано просто прекрасно.

Мир будущего, в который против своей воли попадает главный герой: восторгает, устрашает, обрушивается на читателя нескончаемым количеством новшеств и загадок. Здесь есть все о чем мечтал, грезил человек: потусторонняя жизнь, духи, зомби, берсерки и пр. Честно сказать каша получилась невероятная, однако автор смог это все соединить в отдельную историю, которая захватывает с первых минут.

Сначала кажется, что мир будущего не похож на наш, однако чем дальше ГГ пребывает в нем, тем больше он напоминает ему его собственный двадцатый век. Люди ведь не поменялись: остались убийства, любовь, предательства, взаимовыручка. Особенно понравилось то, что где бы не жил Томас Блейн, он все равно оставался строителем яхт. И в этом есть большая ирония любой жизни: человеку не убежать от самого себя и от того, кем он должен быть по призванию)

Конец великолепен! Десятка

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каким будет мир XXII века? Межзвездные перелеты, колонизация планет Солнечной системы, подводные фермы, новые социальные институты, развлечения, мода — всё это мы уже неоднократно встречали на страницах различных фантастических романов. Фантазия Р. Шекли простирается гораздо дальше, ему удалось создать мир, в котором древние легенды, религиозные постулаты нашли строго научное обоснование. Потусторонний мир, жизнь после смерти, зомби и оборотни — всё это превратилось в суровую реальность на страницах «Корпорации «Бессмертие». Трудно поверить, но это дебютный роман писателя, которого многие признают отличным рассказчиком, но критикуют за крупные произведения. На мой взгляд, этот роман, наряду с «Координатами чудес» и «Цивилизацией статуса» входит в тройку лучших крупных произведений писателя. Здесь каждая составляющая выглядит продуманной и детально проработанной — начиная с фантдопущений и заканчивая строением сюжета и образами основных персонажей.

В начале романа, который состоит из четырех частей, автор знакомит нас с главным героем. Том Блейн — младший конструктор фирмы, занимающейся проектированием яхт. В результате автокатастрофы Том погибает, но, благодаря достижениям науки будущего, его сознание переносится из 1958 в 2110 год стараниями корпорации «Рекс», которая планирует использовать Тома в рекламных целях. После переноса руководство изменяет планы и Том остается предоставленным самому себе — один на один с пугающим и непривычным миром будущего, который таит для выходца из XX столетия массу опасностей буквально на каждом шагу. Отлично показана проблема взаимодействия физического тела и сознания — Том получает тело совсем не свойственное его духовному складу и проходит через сложный процесс сживания со своей новой оболочкой — может ли внешность оказывать влияние на характер и поступки героя — всё это Тому предстоит испытать на себе.

Фантазия автора поистине безгранична, Нью-Йорк будущего, который предстает перед нами на страницах романа, играет тысячами причудливых красок — описания улиц, домов, баров и отелей, даже подземной жизни города — всё выглядит необычно, но в тоже время достоверно. Реально описаны проблемы «попаданца», который в новых условиях, подобно младенцу, не защищен от возможных опасностей, найти работу практически невозможно, как быть, как выжить без посторонней помощи? Особое внимание следует уделить концепции загробной жизни, под которую автор подвел научную базу. Все сверхъестественные явления, известные человечеству, получили логичное объяснение — наличие Пороговой зоны, предшествующей переходу в лучший мир, возможные травмы сознания, связанные со смертью — всё это влечет определенные последствия и проявляется на физическом уровне. Какие есть способы для обеспечения посмертного существования, каждому ли гарантирован рай — ответы на эти вопросы определяют жизнь социума.

Если честно, мне сложно понять, как можно жить и не сойти с ума обычному человеку в таком мире. В нашей реальности мы можем верить, что после смерти грешники попадают в ад, а праведникам уготовано блаженство, но если нам докажут, что никакой высшей справедливости не существует, что сила и богатство торжествуют не только на Земле, но и в загробном мире — нет, уж лучше верить атеистам и считать, что каждый человек из праха рождаясь, в прах обратится, а душа и сознание бесследно растворяются в потоках атмосферы. Тем не менее, автор раскидывает по тексту шпильки и заставляет героев и читателя сомневаться в этой концепции — да, существование Пороговой зоны — факт, но что дальше — никто не знает, любая теория может оказаться верной, человечество сделало лишь первый шаг на пути познания жизни после смерти, дальше по-прежнему простирается terra incognita. При таком раскладе не кажется абсурдом существование в будущем старой Церкви, которая считает все эти концепции кознями Сатаны.

Гарантия посмертного существования снимает проблему страха смерти, тот кто имеет страховку послежизни может ни о чем не беспокоиться. Тело начинает восприниматься в качестве временной оболочки, а самоубийство — уже не грех, но освобождение. При таком раскладе естественно появление т.н. берсерков, устраивающих самоубийственные атаки на случайных прохожих в людных местах. Кроме того, концепция Охоты, прозвучавшая в рассказе «Седьмая жертва», получает на страницах романа закономерное развитие. Здесь Жертва, планирующая яркий уход из земной жизни, сама нанимает группу Охотников, как правило десять охотников преследуют одну жертву, а в качестве оружия разрешено использовать только предметы ближнего боя. Закон о самоубийствах делает статус Охотников легальным, а вот если Жертва убивает Охотника, то это уже считается преступлением, хотя рука закона, как правило, до нарушителя дотянуться не успевает.

Автор поддерживает сюжетную интригу благодаря линии зомби, называющего себя Смитом. Зомби утверждает, что каким-то образом связан с главным героем и его воспоминания должны оказать ключевую роль на развитие сюжета. Все ружья выстреливают в свой черед, автор доводит все линии до конца, обеспечивая яркий и напряженный финал. Благодаря обилию фантастических идей, наличию сюжетной интриги и сложных философских тем, поданных доступным языком, роман читается на одном дыхании. Я считаю, что «Корпорация» ничем не уступает известному роману Ф.К. Дика «Убик», с которым во многом перекликается. Упрекнуть Р. Шекли, покритиковать его в рамках данного романа просто не за что — может быть сказалось и то, что я очень люблю темы, связанные с загробным миром, потусторонним и сверхъестественным, поэтому изначально воспринимаю подобные произведения с повышенным интересом, но перечитав «Корпорацию» в очередной раз я не могу не отметить и то, что определенные находки автора впоследствии были использованы в других фантастических произведениях, по крайней мере неоригинальностью и плагиатом здесь и не пахнет.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткая форма всегда удавалась Шекли больше и потому стала его фирменным знаком. А что же романы? Не могу сказать, что они были провальными, но и гениальными их тоже не назовешь. Взять, к примеру, «Корпорацию Бессмертие». Что привлекает в романе, а что кажется несерьезным и надуманным?

Надо сказать, роман написан серьезным языком, но сам сюжет явно дает нам понять, что автор явно иронизировал над таким будущим человечества. Кто ж в здравом уме и твердой памяти воспримет всерьез возможность «жизни после жизни»? По этому вопросу за прошедшие века сломана масса копий (и даже более крепких видов оружия), но реальность загробной жизни так и не была доказана как на философском уровне, так и экспериментальным путем. Если он и есть, этот «иной» мир, то с нашим материальным он не взаимодействует никак. Все эти библейские легенды о девяти и сорока днях после смерти, о неупокоенных душах и страдающих привидениях так и остаются сказками для великовозрастных романтиков. Даже само понятие «душа» с точки зрения науки лишено всякого смысла — нет такой субстанции в нашем мире. Шекли прекрасно понимал всё это и, тем не менее, сделал посмертную жизнь главной темой своего обширного произведения. Зачем?

Думаю, дело в морали. Зама загробная жизнь писателя мало интересовала — его волновали вопросы, касающиеся внутреннего мира человека и его ответственности за свои поступки. Именно это больше всего подходит под описание той самой пресловутой «души». Мастер просто описал мысленный эксперимент: что станет с человеком, если вдруг научно будет доказано наличие у каждого бессмертной нематериальной оболочки — души? Ответ он дал в виде «длинной формы», т.к. сложность и запутанность описанной проблемы не позволяла уместить ее в форму короткого рассказа (как это произошло с парапсихологическими способностями человека в рассказе «Носитель инфекции»). К чему же пришел мастер в результате своих размышлений?

Во-первых, человек перестал бояться смерти и начал экспериментировать с ее формами, особенно после того, как была открыта возможность переселять свое сознание в другое тело. Вместо того, чтобы налаживать неудачно сложившуюся жизнь, многие предпочитали начать ее заново, посетив «кабину самоубийств».

Во-вторых, тут же начали плодиться фирмы, помогающие людям сойти на «тот свет» за определенную сумму долларов. Как это по-американски! Самая удачливая из корпораций — та самая Immortality Inc., давшая название роману — ведет активную рекламную кампанию и не гнушается ради популярности «выдергивать» души людей из прошлого. Томас Блейн — одна из ее многочисленных жертв. Никто не спрашивал его желания (а уж, тем более, разрешения) на подобную пересадку сознания в тело другого человека. Этим организациям на человека вообще наплевать — главное, деньги и популярность! В их помощи нет ничего гуманного — один только чистый расчет.

В-третьих, люди стали относиться друг к другу значительно прохладней, исчезло милосердие и сострадание. Трещит по швам весь институт семейных отношений: как можно оставаться верными одному человеку, когда открывается так много возможностей?! Внимание толпы приковано только к внешнему виду людей, а любое отклонение в поведении тут же трактуется окружающими как берсерк, зомби или полтергейст со всеми вытекающими последствиями. Наиболее богатые стали даже развлекаться, играя роль жертвы в полулегальных шоу типа «Бегущий человек» (горячий привет Стивену Кингу!). Мораль разложилась до практически полного исчезновения: прощение у других просит один только Блейн, а остальные даже не знают такого слова!

В-четвертых, элита использует свое положение, чтобы либо застолбить себе теплое местечко «на том свете», либо перенести свое сознание в чужое тело, если анализы показывают, что они не перенесут посмертный шок. У других классов такого выбора просто нет.

В этом будущем ничего не слышно про строителей, врачей или фермеров — они явно «не в теме», и СМИ не уделяют им даже крохи внимания, хотя косвенно все от них зависят. Тот же Блейн не может найти здесь подходящую работу: его умения в области яхтостроения никому не нужны. Я еще удивляюсь, как только автор упомянул про астронавтов, которые колонизировали Венеру и Марс! Наверно, это было сделано ДО открытия бессмертия. Не удивительно, что единственным способом выживания нашего современника становится бегство на удаленный от цивилизации остров (как это происходит — отдельный вопрос!).

Интересно, что по мотивам романа Шекли в 1992 году был снят фильм «Загнанный заяц» (Freejack) с Эмилио Эстевесом в главной роли. Авторы сценария проигнорировали сатиру первоисточника и превратили сюжет в пугающий зрителя саспенс, сделав главной темой охоту за новыми телами. Фильм от этого стал «забористей», но потерял свою остроту в моральном и социальном планах. Герой Эстевеса легко сделал там революцию, одной левой победив и главу корпорации, и мировое правительство. Happy end! Только вот у Шекли конец совсем не счастливый...

------

ИТОГ: острый социальный роман в форме ироничной сатиры. Это сложно считать фантастикой — скорее, это мистика с элементами готического юмора. Вовсе не развлекательное чтиво, а серьезный труд для подготовленного читателя.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ интересен с точки зрения попытки автора логично объяснить существование потустороннего мира, а также приведений, полтергейста, зомби, путешествия сознания, обмен телами.

Честно говоря, как мне показалось, рассказ как будто склеен из отдельных кусков, каждый из которых касается определенного аспекта переселения сознания. Как экскурсия – всего понемножку на эту тему, кратко, но ёмко, как тезисами.

Становится печально, что доказав существование мира иного, и делая навар на потусторонних страховках, люди не стали более счастливы, а деньги возымели еще большую власть чем прежде, тела стали этакими сосудами, которые можно продать, украсть, чтобы его заполнить другим сознанием.

Для меня было два самых нелепых моментов в романе, к которым я даже не знаю как отнестись, то ли с юмором, то ли с иронией. Первый, это во время

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
охоты за Блейном, когда приведение Рей одел урну на голову одного из охотника
. А второй – это когда
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зомби Смит, сказал, что он понял Блейна, понял его сознание убийцы
. Каким образом?

Но приятно то, что многие доводы по поводу сознания, смерти и проч. совпадают с моими.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что это лучший роман автора (рассказы ему давались куда как лучше...) но двадцать лет назад прочитался взахлеб.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх