FantLab ru

Роберт Шекли «Рыболовный сезон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
929
Моя оценка:
-

подробнее

Рыболовный сезон

Fishing Season

Другие названия: Сезон для рыбалки, Сезон рыбной ловли

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 144
Аннотация:

Что видит рыба под водой, когда ей забрасывают наживку? Видит ли она разницу между настоящей и искусственной мухой? Если не видит — она оказывается на крючке. А видит ли человек разницу, когда забрасывают наживку на него? Если не видит, то на «крючке» оказывается он. Но сначала главному герою надо провести эту аналогию, а пока в маленьком городке пропадают люди.

Примечание:

Впервые опубликован в «Thrilling Wonder Stories»; рассказ переделывался для включения в сборник «Is THAT What People Do?» (1984; номинировался на «Locus» — 1985).

На русском языке рассказ также опубликован: журнал «Наука и жизнь», № 2, 2001, стр. 114-120 (перевод А. Оганяна).


Входит в:

— сборник «Ловушка для людей», 1968 г.

— сборник «Так люди ЭТИМ занимаются?», 1984 г.

— антологию «Иные миры, иные времена», 1990 г.

— антологию «Сезон для рыбалки. Поднадзорный», 1989 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Three», 1991 г.

— антологию «Terror in the Modern Vein», 1955 г.


Похожие произведения:

 

 


Сезон для рыбалки. Поднадзорный
1989 г.
Иные миры, иные времена
1990 г.
Разрешите ворваться в ваш сон
1990 г.
Избранное
1991 г.
Чумной район
1991 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 6
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Корпорация «Бессмертие»
1997 г.
Миры Роберта Шекли. Прикладная демонология
1997 г.
Охотник - жертва
1999 г.
Хождение Джоэниса. Повести. Рассказы
2000 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Координаты чудес
2007 г.
Паломничество на Землю
2007 г.
Координаты чудес. Романы. Рассказы
2010 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Корпорация
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Terror in the Modern Vein
1955 г.
(английский)
Terror in the Modern Vein
1955 г.
(английский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2014 г.

Почти квинтэссенция творчества Шекли – фантасмагория, триллер и ирония. Странная и пугающая ситуация вначале интригует, а потом повергает читателя в состояние когнитивного диссонанса. Собственно, ключ к происходящему с самого начала на виду (особенно для читателя, героям догадаться куда как сложнее).

Человек – наиболее высокоразвитое живое существо на Земле. Но так ли далеко он отстоит от той же рыбы? Не подвержен ли он тем же слабостям, что и довольно примитивные позвоночные? Шекли скептически относится к способностям человека и с этим трудно не согласиться. Человек так же «клюет» на наживку-пустышку, яркую блесну. Покупает вредные продукты из-за красивой упаковки, смотрит бессмысленные фильмы из-за дорогих спецэффектов и грамотной рекламной кампании, слушает бездарных исполнителей-эпигонов из-за звучных сценических имен и броского имиджа. Далеко ли мы ушли от рыб, если понимаем, что нас ловят на крючок, только тогда, когда кто-то уже попал в котел с ухой?

Помимо философской идеи, рассказ может похвастаться неплохой атмосферой классического мистического триллера – маленький городок, неведомая опасность и паранойя. Так что занудного нравоучения нет и рядом – читается легко и с удовольствием.

Итог: зловещая и немного мизантропическая притча. Как тут не вспомнить уэллсовского доктора Моро... Не глотайте крючок с наживкой – разве вы не люди?

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2017 г.

Безусловно, «Рыболовный сезон» — один из лучших рассказов Роберта Шекли. Очень жестокий, несмотря на видимую «мягкую иронию».

Любопытно, что почти все, рецензировавшие рассказ, попались на сюжетную удочку «людей ловят, как рыбак рыбу», и мало кто заметил главное, ради чего рассказ написан. Суть же «Рыболовного сезона» в том что, полагаясь на автоматизм восприятия, совершая повседневные действия рефлекторно, по привычке, не задумываясь, мы попадаем в ловушки. Иногда — как в этом рассказе — в смертельные ловушки.

Это рассказ-предупреждение. Ясное напоминание о том, что простого человека обманывает (или пытаются обмануть) повседневность или то, что прикидывается повседневностью, разнообразные вроде как давно знакомые весельчаки с грудой вполне предсказуемых обещаний, примерно похожих на то, что мы и так ожидали увидеть, и что надо очень внимательно следить за тем, что ты суёшь в рот, как переходишь улицу и за кого голосуешь на выборах.

Увы, многие читатели предпочли размышлять о дизайне рассказа — об этих метафорических «рыболовах», которые лишь обрамляют серьёзную мысль Роберта Шекли: привычка — убивает. На суть, на внятное, жёсткое предупреждение почти никто и внимания-то не обратил. Как следствие, сегодня мы имеет мир, который на четыре пятых состоит из подделок, прикрывающих смертоносные крючки. Подделок, рассчитанных на то, что, привыкнув, мы не приглядываемся.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2013 г.

Вчера, набрав в окне поиска название рассказа, поиск не выдал ничего. Оказалось, что я непроизвольно сделал опечатку и написал «Раболовный сезон». Что самое интересное: в контексте самого рассказа, такое название подходит даже больше, хотя оно и не так завуалированное, как у Шекли.

С места в карьер, автор нагнетает атмосферу таинственных исчезновений в районах городка Вэйнсвилл и делает это очень успешно. Главный герой Мэллен пытается разобраться в причинах пропажи людей и главной разгадкой становится любимое занятие чудаковатого старика Картера, который постоянно с увлечением ловит рыбу на мух, которых сам и делает.

Рассказ глубоко философский.

Мы думаем, что человек – венец творения, венец Вселенной, являющийся последним звеном в пищевой цепочке. Но так ли это? Этот рассказ если и не раскрывает ответ на этот вопрос, то дает очень интересную пищу для ума.

Какими бы природными инстинктами и чутьем не обладали рыбы, но даже они уже не умеют распознать ловушку, проигрывая игру в «съедобное-несъедобное», ухватывая муляж, а не хотя бы червя или кусочек хлеба. Пришельцы и прочие фантастические небылицы здесь не более чем просто антураж, за которым спрятана ужасная действительность, которую многие не могут распознать. Чью же наживку мы глотаем?

Увы, человек тоже перестал видеть и замечать, где истина, а где ложь, где натуральное, а где подделка, фэйк. Так складывается, что сейчас мы скорее выберем позолоченные черепки глины, нежели золото, измазанное глиной. Каждый день человеку дают наживу, причем, не скрывая, рекламируют, где она лучше, вкуснее и, в итоге, все больше и больше людей становятся такими вот рыбами. Они постоянно гонятся за яркой, цветной, красивой подделкой, попадая на крючок, позволяя себя ловить и отпускать, пока не созреют и не попадут, наконец, в уху. Рассказ 1953 года, но как же мы это ощущаем сегодня; мы перестали распознавать, когда нам постоянно подсовывают подделку, вместо качества, неправду, вместо истины (Начало 6-й главы). Мы, раз за разом, становимся этими рыбешками, раскрывая от удивления выпученные глаза, каждый раз, когда нас снова вытягивают из воды. Мы пытаемся что-то сказать, но, увы, рыбакам все равно, мы ведь для них немые. Но так не должно происходить бесконечно и каждый, повзрослев, должен выбрать, чего он хочет – попасть в уху или жить в своем водоеме. Пока мы будем знать правду, добиваться ее, до тех пор мы не станем легкой добычей, срываясь, сопротивляясь до последнего, как рыба в известном произведении Хэмингуэя. И уж если мы и попадем в уху, то прежде заслужим уважения в своем пруду и покажем пример молькам.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2015 г.

Рассказ с первых же строк погружает читателя в атмосферу тревоги. Ты ещё толком не разобрался что к чему, но уже понимаешь, а больше чувствуешь – произошло что-то из ряда вон.

Классический набор – маленький город, все друг друга знают, приезжает новая семья и вдруг что-то пошло не так (с), а именно: из города стали исчезать люди.

Шекли умело проводит параллель между исчезновением людей и ловлей рыбы. Устами одного из персонажей, Картера, он поясняет философию рыбалки: искусная имитация шершня-наживки, терпение, умение выбрать нужное место, подождать и вовремя дернуть удочку. По ходу повествования я не раз склонялась к мысли, что исчезновение жителей городка связано именно с Картером, что он и есть главный «маньяк». Мои подозрения усилились, когда появилась ещё одна параллель с рыбалкой: как рыбак отпускает пойманных мальков, так и исчезнувшие дети вдруг вернулись из ниоткуда в город. Но Шекли задумал всё иначе, остроумная развязка заставила меня улыбнуться и задуматься. Да, мы схожи с рыбой в заглатывании наживки – яркой обертки, обещаний, рекламы и т.п., но всё-таки мы отличаемся, и если малёк, по словам рыбака, не набирается опыта, попавшись на крючок один раз:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Молодой еще парнишка — я его брать не буду. — Он осторожно вытащил крючок и отпустил рыбу в воду.

— А когда вы бросаете их обратно — разве, по-вашему, он еще попадется? Разве не расскажет остальным?

— О, нет, — сказал Картер. — Такой опыт их ничему не учит. Некоторые молодые рыбины попадались мне по два-три раза. Им еще надо подрасти, тогда они немного поумнеют.»

то люди всё же, я надеюсь)), более сообразительны. И Мэллен – зять рыбака, с трудом освободившийся от иного рода крючка, бежит предупредить остальных «рыб».

Тот момент, что автор не даёт пояснений, кто же всё-таки и зачем вылавливал людей, что с ними происходило дальше, мне кажется правильным. Потому что соль не в том, что кто-то нас ловит, а в том, что мы позволяем себе ловиться.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июня 2016 г.

«Фантастическая вещь, эти облака!»

Р. Шекли «Сезон рыбной ловли», пер. М. Вторниковой.

В этом, одном из лучших рассказов Великого Мастера, содержится доселе не встречавшаяся мне идея, заключающаяся в том, что полусумасшедшие люди, которым ни до чего нет дела, кроме собственных маниакальных увлечений, могут послужить посредниками для вмешательства в жизнь социума неких потусторонних сущностей, абсолютно недоступных человеческому восприятию.

Читая эпизод, где ГГ попадается на «крючок», отведав кекса, я вспомнил «Пикник на обочине», феномен под названием «мясорубка». Примерно так и ловят «рыбу» те, кто скрывается неизвестно где, возможно, за облаками, возможно, похожие на тех, кто оставил на Земле ту самую Зону. Даже сам Шекли не смог бы подобрать слова для описания улыбки этого «рыболова», той улыбки, которой заканчивается рассказ.* Но вот «крючок», а точнее мушку, на которую ловит неизвестный «рыболов», Шекли придумал великолепно. И эта придумка не имеет никакого отношения к рекламе, т. к. замаскировано всё под очень малозаметные изменения в обычных вполне рядовых текстах, печатаемых на упаковках продуктов, текстах, которые мало кто читает.

Жители городка пытаются разгадать загадку пропажи людей, и за эти несколько дней пропадает 16 взрослых, которые, очевидно, погибают (последний пропавший ребёнок, скорее всего, будет возвращён) . Сделать такой вывод (о смертельном исходе) заставляет прозрачнейший намёк Автора, содержащийся в следующей фразе о мистере Картере: «Он держал две прекрасные форели выпотрошенные и вымытые...». Ближе всех к истине оказывается жена соседа ГГ. Тем самым Шекли намекает на то, что когда события не имеют логического объяснения, то помочь может женская логика — так называется парадоксальный метод мышления, который один только и способен проникнуть в суть всех других типов парадокса.

Такой вот страшноватый рассказик написал один из лучших юмористов мира более 60-ти лет назад. В нём содержится призыв к людям быть бдительными, поскольку враг может оказаться куда хитрее и коварнее даже таких мастеров КРЮЧКОтворства, как люди.

*) В связи с этой улыбкой пара слов о переводах. В переводе Белкина («Рыболовный сезон») последней фразы об улыбающихся рыболовах вообще нет. Но почему-то мне кажется, что Вторникова эту фразу не сама придумала. Ну, тут нужен оригинал. И ещё. У Вторниковой ГГ в конце рассказа кричит тестю, что он побежал домой, предупредить других рыбок. Тут нет вопросов. А у Белкина ГГ произносит нечто бессмысленное. Он кричит: «Все назад! Предупредите остальных!». Такое может заорать человек, сходящий с ума, т.к. вокруг на милю, как минимум, нет никого, кроме него и м-ра Картера. Такой вот странный перевод изготовил Б. Белкин, перевод, не внушающий доверия.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2017 г.

Кто-то ловит рыбку, кто-то ловит рыбачка. Видимо, рыбная ловля — универсальное развлечение для всех разумных, независимо от вида и уровня развития. С одной стороны, это показывает общность цивилизаций, что радует. С другой — жестокость данного невинного на первый взгляд развлечения. Что человеку плохо, то и форели хорошо быть не может.

Рассказ этот представляет собой образчик хоррора, нестрашного, но тревожного. Что за таинственные рыболовы закидывают людям наживку, где они находятся и какова судьба выловленных рыбешек, из рассказа не ясно. Но если продолжить параллель с форелью, перспектива вырисовывается безрадостная. Такие вещи пугают не сразу, их надо сначала осмыслить.

Шекли, как всегда, хорош. На минимальном объеме выдает законченную историю, где недосказанность на месте и играет на формирование именно того настроения, которое было нужно Автору.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2009 г.

Отличный рассказ, хоть я и не являюсь заядлым рыбаком, но идея с наживкой очень понравилась. Главное в наживке, это чтобы рыба клевала, а человек хватал, вот и приходится наверху ухищряться и выдумывать виды наживки, понравилось также, что детей в конце концов вернули. Но что произошло со взрослыми особями даже не хочется и думать об этом, но надеюсь, что из них не сделали уху.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2016 г.

Опять же, тот же самый актуальный Шекли, применимый к настоящему времени, как никогда.

Напомню. По сюжету параллельно развиваются две линии повествования: из города начинают пропадать люди целыми семьями и группами; старый рыбак ходит ловить рыбу на реку, он настоящий мастер и знает об этом всё.

Ну и какая же здесь связь? А самая прямая. Она заключается в принципе забрасывания наживки. Искусственной наживки для рыб, и такой же искусственной наживки для человека. И сейчас я говорю о рекламе. Но всё-таки почему именно рыбалка? Почему не охота? Ответ простой: охота — это очень активная деятельность по ловле жертвы, а рыбалка — более пассивная, забросил удочку (создал условия) и ждёшь. Конечно же, я не говорю, что рыбалка легче сама по себе, нет. Она предполагает целый арсенал условий: продолжительность рекламного ролика, яркий и главное положительный образ, простой запоминающийся слоган, и много чего еще. И вот, когда крючок готов и наживка заброшена, начинается игра. Человек — самое умное животное на планете. И о чем же это говорит? Да только о том, что на него нужна лишь наживка похитрее:)

Рассказ, играющий на прекрасной параллели, и, как всегда у автора, безмерно актуальный.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2008 г.

Блестящая работа великолепного писателя. В наличии имеются ВСЕ ингридиенты для того, чтобы интересная задумка превратилась в интереснейший рассказ. Это колорит маленького провинциального городка, простота и серьезность людей живущих в нём. Это колоритнейшие персонажи, совершенно одушевленные, мастерскими штрихами охарактеризованные, причём все — от главных героев, семейной пары и мистера Картера, до персонажей второстепенных, но не менее значимых. Это развитие событий в головокружительном темпе, которое достигается за счёт интересных диалогов, кадровки смены места действия и непрекращающихся происшествий. Это юмор и юмор хороший. Я смеялся, когда читал. Это фантастическая основная сюжетная линия, а она ко всему прочему ещё и классно сделана! Из всего этого, и не только этого, и получился рассказ «Рыболовный сезон» на оценку одиннадцать из десяти.

Да, действительно напоминает Стивена Кинга. В самом лучшем смысле. А кроме этого лично мне рассказ напомнил ещё роман Айзека Азимова «Сами боги», а также последнюю из вышедших полнометражную серию Футурамы «Чудовище с семью спинами». Только там существо из соседней Вселенной закидывало свои щупальца не с целью пропитания, а совсем даже наоборот. Те, кто смотрели, знают о чём я говорю :-)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2016 г.

Рассказ интересен, прежде всего, не в буквальном его прочтении (не припомню у Шекли таких рассказов вообще), а как некая сатира на человеческое превосходство в природе и мире. Человек – царь природы. Пусть не самый сильный, ловкий и смелый, но уж точно самый умный и хитрый. Так ли это?

Ловля рыбы на приманку показана, как еще одна стадия превосходства человека над видами, стоящими ниже в пищевой цепочке. Вот глупцы! Неспособны даже отличить настоящую муху от искусственной и, будучи раз уже пойманными, вновь и вновь они клюют на одну и ту же приманку. Ха-ха! Толи дело человек: умный, сообразительный, расчетливый и подозрительный.

Как правильно уже отмечали, нет смысла докапываться до того, КТО и ЗАЧЕМ? Шекли эти вопросы интересую постольку-поскольку. Вся соль тут в человеческой гордыне и тщеславии, как невозможности предположить, что к нему – царю природы, могут быть применимы те же методы, что и к остальным представителям фауны.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2011 г.

В отличие от некоторых комментаторов, мне совсем не показалась смешной мысль «пожалейте рыбу». Задумываться нужно о чувствах любого существа, которое убиваешь, пусть даже и для вполне естественных целей. Идея прекрасная, вполне раскрыта. Написано интересно, легко и динамично.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2009 г.

:mad:

А вот не получился рассказ. Шекли так увлекла аналогия рыбалки на наживку и ловли человеков, что он тут же сел и накропал зарисовку. Если в большинстве его рассказов есть идея (обычно — несколько), которую можно обдумать, осмыслить, оспорить, сделать выводы, то в «Рыболовном сезоне»... ну разве что пофантазировать на тему. Рассказа не получилось — нет мысли, которую автор преподносит читателю. Может быть — Пожалейте рыбу? Ха-ха.

Этюд, зарисовка удались. Написано блестяще. Но кому, зачем, для чего?

Я люблю Шекли, его мастерски придуманные и исполненные парадоксы, казалось бы безвыходные ситуации, из которых герои находят неожиданные и остроумные выходы. В этом же рассказе Шекли отчего-то не почувствовал грани между хорошо и отлично и так и не перешагнул ее. Блестящая идея осталась только обозначенной, но фактически нереализованной. Короче, отдохнуть мозгам — самое то, а если желаете почитать хоть с какой-то с пользой, возьмите что-нибудь другое.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2008 г.

Очень славный рассказ Мастера. На первый взгляд ничего такого уж неожиданного и оригинального (хотя смотрим на год написания, и берем слова обратно), однако воплощение — просто блеск. Поистине чеховская какая-то работа со словом, великолепно продуманы даже самые мельчайшие детали.

И еще -после этого рассказа я куда внимательнее буду читать то, что производители пишут на упаковках своих товаров:)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2017 г.

Мне кажется, хотя нет, я уверен, Роберт Шекли это такая марка качества или проверенный временем бренд, если угодно. Тонкий юмор, безграничная фантазия, замысловатые сюжетные ходы, от которых иногда голова идет кругом... И все это есть в одном из лучших его рассказов «Рыболовный сезон». Как всегда концовку предугадать невозможно, несмотря на простую завязку; рассказ затягивает с первых строк, несмотря на бытовое повествование; а кульминация, конечно, заставляет восхищаться. И как всегда у Мастера в итоге получился потрясающий шедевр. Отдельное спасибо автору за неординарное сравнение, после прочтения невольно чувствуешь себя на крючке, в хорошем смысле.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2013 г.

Идея, заложенная в данном коротком рассказе Роберта Шекли, могла бы быть основой толстого романа в жанре фантастического триллера. Но автор не стал «умножать сущностей», и в результате получилась одна из типично-неповторимых жемчужин Мастера.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх