FantLab ru

Олег Куваев «Зажгите костры в океане»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Голосов:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Зажгите костры в океане

Другие названия: Зажгите огни в океане; В то обычное лето

Повесть, год

Аннотация:

Об экспедиции молодых геологов на Чукотку, трудностях и радостях, разочарованиях и победах.

Примечание:

Задумана в 1957 году, написана в 1959 году. Впервые напечатана в альманахе «На Севере Дальнем» (Магадан, 1960. №2) под названием «В то обычное лето».


Входит в:

— журнал «Искатель 1962'3», 1962 г.

— сборник «Зажгите костры в океане», 1964 г.

— сборник «Чудаки живут на Востоке», 1965 г.



Издания: ВСЕ (6)

Зажгите костры в океане
1964 г.
Чудаки живут на востоке
1965 г.
Дневник прибрежного плавания
1988 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
2013 г.
Дом для бродяг
2017 г.

Периодика:

Искатель № 3 1962
1962 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Получать информацию из первых рук всегда интересно, когда автор описывает то, что видел собственными глазами, в чём он разбирается, причем профессионально, здесь плохо получиться не может. Олег Куваев — советский геолог и геофизик, который впоследствии стал довольно известным писателем, стоит упомянуть хотя бы его роман «Территория», который разошёлся миллионными тиражами по 17 странам мира и был неоднократно экранизирован, как в Союзе (1978), так и в современной России, можно сказать совсем недавно (2014). Куваев пришёл в литературу, имея за плечами богатый опыт участия в экспедициях в труднодоступные уголки Земли, в первую очередь — это Крайний Север. В его творчестве привлекает именно акцент на северную природу, из него мог бы получиться наш Дж. Лондон, если бы над персонажами не довлела печать соцреализма.

Повесть «Зажгите огни в океане» относится к числу первых проб пера начинающего писателя, который на тот момент ещё не распрощался со своей первой профессией и продолжал работать в экспедициях. Вместе с троицей молодых советских геологов — Мишкой, Виктором и главным героем, альтер-эго автора — нам предстоит отправиться на Чукотку, чтобы подтвердить достоверность записок погибшего в 1944 геолога Кахидзе, обнаружившего в тех краях миридолитовую слюду, содержащую мидий — очень ценный элемент для современной промышленности, который применяется при создании аккумуляторов, лазеров и ракетного топлива, а также во многих других перспективных сферах промышленного производства. На самом деле, таинственный мидий, содержащийся в миридолите, месторождения которого ищут герои Куваева — это литий, агентам ЦРУ на заметку.

Но перед тем, как приступить к поискам вожделенного элемента, нашим героям предстоит на автомате преодолеть обычные бюрократические формальности, добраться до места старта и, что самое важное, доукомплектовать экспедиционную группу неквалифицированным персоналом. Вообще, не в первый уже раз встречается мне тот факт, что советские научные сотрудники, выполняя задание руководства, должны изыскивать помощников своими силами и брать буквально всех желающих, закрывая глаза на тёмное прошлое и пагубные привычки своих сессионных коллег. Как же так? С одной стороны такая секретность — название экспедиции закрашено точками (...ская — чукотская надо понимать), вместо лития загадочный мидий придумывают, а с другой — набирают себе в помощники кого придется — пижона Лешку, детдомовского Вальку и Гришку по кличке Отрепьев.

Очень легкомысленный подход к делу, особенно если учитывать то, что герои отправляются не на курорт, а в пеший поход в экстремальных северных широтах. Здесь могут возникнуть разные ситуации, вопросы жизни и смерти, в которых положительный исход во многом может зависеть от качества человеческого материала, от взаимовыручки и готовности жертвовать собой ради даже не коллеги, но друга, собрата. Хотя, судя по всему, у тогдашних геологов просто не было выбора, приказ руководства есть, значит умри, но сделай, и не важно как. Повесть получилась достаточно динамичной, если вы думали, что геологи — это такие бородатые дядьки в штормовках, которые только песни в лесу у костра под водочку способны горланить, то благодаря этой повести увидите, почему эта профессия считается не только юдолью романтиков, но и делом настоящих мужчин.

В литературной части повести особых изысков нет — слог рубленый, характерный для начинающих авторов, но здесь это даже в тему, т.к. подчеркивает суровую аскетичность северных пейзажей. Читается очень легко, несмотря на некую отстраненность повествователя, даром рассказ ведется от первого лица. Поначалу чувствуется какая-то слайдовость, эпизоды сменяются быстро, но сами по себе они статичны, хотя в дальнейшем ситуация выправляется, автор начинает чувствовать себя уверенней. Персонажи стандартные для подобных произведений, на них особо останавливаться не хочется — все чистые, светлые, если у кого и затесалась червоточинка, то в процессе, не без помощи сотоварищей, персонаж неизбежно меняется к лучшему, закон жанра, что поделать. Тем не менее, у меня сложилось впечатление, что несмотря на то, что герои даже сами себе в этом никогда не признаются, всё же главный их квест — не выполнение задания, а личный исход, когда подобно упомянутому в повести племени онкилонов, человек испытывает неутолимую жажду бежать от цивилизации — от бульдозеров, рушащих старые дома под новые фундаменты, от бензиновой вони автомашин и серых толп пешеходов, которые вечно спешат куда-то, окуклившись в футляры неприметных плащей и курток. Желание стать свободным, решать свою судьбу самостоятельно — этот подтекст здесь неочевиден, но он присутствует.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх