FantLab ru

Роберт Шекли «Чудовища»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
745
Моя оценка:
-

подробнее

Чудовища

The Monsters

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

Что это за остроконечный предмет, извергающий пламя, спускается с небес на землю? О, да это же космический корабль! И из него выходят какие-то непонятные существа с раздвоенным хвостом и ужасным шарообразным наростом в верхней части туловища.

Кто они такие? Нравственны ли они или может быть они… ЧУДОВИЩА?

Примечание:

Впервые опубликован в 1953 в «The Magazine of Fantasy and SF»; был переработан для включения в сборник «Is THAT What People Do?» (1984; номинировался на «Locus» — 1985).


Входит в:

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de planètes», 1975 г.

— условный цикл «Alpha»  >  антологию «Alpha 9», 1978 г.

— сборник «Где не ступала нога человека», 1954 г.

— сборник «Так люди ЭТИМ занимаются?», 1984 г.

— антологию «Те, кто уходит из Омеласа», 1990 г.

— антологию «Клуб любителей фантастики — 21-й выпуск», 1992 г.

— журнал «Измерение-Ф. № 2», 1990 г.

— антологию «Китеж», 1992 г.

— журнал «ГЕЯ № 7», 1989 г.

— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.

— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.

— антологию «Histoires de planètes», 1997 г.

— антологию «Robert Silverberg's Worlds of Wonder», 1987 г.


Похожие произведения:

 

 


Те, кто уходит из Омеласа
1990 г.
Чудовища. Язык любви. Не попробуешь — не узнаешь
1990 г.
Клуб любителей фантастики
1992 г.
Китеж
1992 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 8
1994 г.
Миры Роберта Шекли. Обращаться с осторожностью
1997 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Паломничество на Землю
2007 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Билет на планету Транай
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

ГЕЯ 1989 - № 7
1989 г.
Измерение-Ф. Выпуск 2
1990 г.

Аудиокниги:

Запах мысли
2008 г.
Где не ступала нога человека
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Histoires de planètes
1975 г.
(французский)
Mai toccato da mani umane
1978 г.
(итальянский)
Alpha 9
1978 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
Histoires de planètes
1985 г.
(французский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1987 г.
(английский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1988 г.
(английский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1989 г.
(английский)
The Collected Short Fiction of Robert Sheckley
1991 г.
(английский)
Histoires de planètes
1997 г.
(французский)
Science Fiction: 101
2001 г.
(английский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Store of the Worlds: The Stories of Robert Sheckley
2012 г.
(английский)
Science Fiction: 101: Exploring the Craft of Science Fiction
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, отлично описан взгляд «с другой стороны» — со стороны другой цивилизации. Но для меня «второе дно» открылось, когда на защиту аборигенов встали... их жены! Их угнетаемые жены, которых пришельцы старались освободить, в соответствии со своей моралью. Тут стало ясно — это произведение не только о проблемах встречи с далекими цивилизациями. Это и о нас — о разных культурах, которые иногда в соответствии со своими взглядами пытаются расширить сферы влияния — и неизбежно сталкиваются с самоотверженными патриотами других культур и взглядов, которые даже ценой жизни готовы не допустить «чужаков»...

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотя сама идея далеко не нова, но рассказ просто покорил качественным и оригинальным исполнением. Ярчайший пример гиперболизации, как литературного приема. За счет этого рассказ получился таким забавным и отчасти шокирующим. Что шокирующим, это точно. Я буквально вздрагивал при каждом ударе хвоста любого из расы «нравственных» человеков, обладающих щупальцами, безпозвоночным строением тела и темпераментным характером.

Роберт Шекли так описал инопланетных гостей, вышедших из космического корабля, что хотя я и узнал в них представителей планеты Земля, но действительно как бы взглянул на них глазами хозяев планеты, которую они посетили с визитом. Зрелище было интересное. Сильный ход. А когда в самом начале рассказа одному из героев нужно было до заката прийти домой и убить свою жену, я думал это что-то типа аллегории и после «убийства» жена встанет, отряхнется и будет дальше заниматься своими делами. Но этого не произошло, вместо этого она была похоронена. Я был просто сражен наповал. Очень яркий пример коренного отличия от нас инопланетян. Ведь на нашей планете ни у кого, ни у зверей, ни у насекомых, не в ходу такие методы. Потому что эволюция шла по одному пути и различает нас и братьев наших меньших не только наличие разума, но ещё и разное количество аминокислот. Как говорят некоторые биологи, вот пожалуй и всё. Припоминается только какой-то из примеров, когда самочка какого-то вида насекомых съедает самца после совокупления. Но это немного не то. А вот в этом рассказе всё достаточно достоверно. Хотя и с юмором. Черным юмором. Вспоминается почему-то одно из любимых произведений раннего Азимова, роман «Сами боги». Там тоже автор был на высоте и изобразил такую цивилизацию из паравселенной, которую даже представить довольно затруднительно.

Интересный вопрос поставил Роберт Шекли в рассказе. Что есть человечность? Нравственность, или гуманизм?

Что есть нравственность? Неспособность солгать, или же неприятие традиции «прореживать» население, для того, чтобы дать место для жизни потомству?

Что есть гуманизм? Дать жизнь как можно большему количеству самцов и осчастливить как можно большее количество молодых самочек, или же полнейшее неприятие смерти ближнего своего?

Сильный рассказ. Качественный и эмоциональный.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изумительный рассказ о толерантности. Болтая о ней, обычно как-то забывают, что это понятие предполагает дорогу с двусторонним движением. Рассказ о том, что происходит, когда встречаются взаимоперпендикулярные направления. И благожелательное отношение одних «толерантов» воспринимается другими «толерантами» весьма специфически.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждые 25 дней-новая жена, я бы тоже хотел так жить. Даже в гаремах султана не было такой быстрой смены жен. К тому же каждый раз жены молоды и для местных аборигенов наверное красивы. Феминисткам действительно рассказ не понравится, жен не только быстро меняют их еще и убивают сами мужья, как отработанный материал. Но с другой стороны, что еще ожидать от жителей планеты, если у них на 1 мальчика приходится по 9 девчонок. Прикольный рассказ, психология, философия, традиции чужих существ намного отличаются от людских и землянам нужно держать ухо востро, иначе кто-то может из чувства уважения и хвостом кого-то замочить.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ.

Тема у него конечно избитая, но за счет своебразного стиля письма Шекли он был прочитан на ура.

Что есть человек? Кто есть человек? Какой из двух народов, опираясь лишь на свои принципы и нормы морали и не рассматривая позицию другой стороны, вправе считаться более нравственным и «правильным». Возникает конфликт из-за непонимания этой стороны жизни и вместо попыток наладить мирный диалог — происходит эскалация конфликта. К сожадению, так зачастую происходит и у на с вами, на планете Земля..

Все мы разные. Живите и уважайте мнение других людей, или хотя бы изредка попытайтесь поставить себя на их место!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Шекли во всей красе!

Простая и ясная идея – и впечатляющая художественная форма её воплощения.

Сама-то идея – об относительности морали и её обусловленности условиями жизни общества – далеко не нова, но, пожалуй, нельзя более ярко и, так сказать, экстремистски выразить её в небольшом художественном тексте.

Персонажи рассказа – существа не просто разумные, но высокоморальные. У них есть и знания истины, и понятия добра и зла. А если эта мораль, мягко выражаясь, сильно отличается от земной – так что взять с этих чудовищ (и в физическом, и в нравственном плане), т. е. землян.

Даже просто ложь для этих созданий ненавистна и отвратительна, а уж «заранее спланированное убийство» – выше их человеческого понимания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну а то, что они с регулярностью раз в двадцать пять дней убивают своих очередных жён (причём с соблюдением принятого этикета) – так это же строгое соблюдение высоких моральных норм (неизбежных в обществе, где на одного самца рождается восемь самок). Во всяком случае, женщины (они же самочки) в восторге от такого обращения. А насмерть пришибить в ходе вполне интеллектуальной, хотя и немного эмоциональной, дискуссии своего невежливого или излишне упорного оппонента – вам кажется, что это убийство? О, как вы чудовищно безнравственны!

«Это был кошмар наяву, самый страшный, который только мог привидеться. Оказалось, что [прилетевшие] существа не убивают женщин, а, несомненно, позволяют им беспрепятственно размножаться. Мысль об этом вызывала тошноту у самых мужественных.»

Ошеломлённому читателю не остаётся ничего, кроме как, разинув рот, следовать за динамичным сюжетом и созерцать, как неистощимая авторская фантазия прямо-таки с издевательским пафосом не оставляет камня на камне от заповеди «Не убий!».

И если теперь вы услышите выражение «общечеловеческая мораль», то поневоле вспомните о рассказе Шекли.

И всё же сбавлю один балл от максимальной оценки. Почему? Уж больно идея рассказа удручающе отрицательна. Спустя некоторое время по прочтении почувствовал, словно в душе остался какой-то горький привкус…

Маленькое замечание о переводе. У Шекли одного из персонажей зовут Hum, и произношение этого имени так и воспроизведено в русском тексте – Хам; однако это создаёт ассоциацию с библейским Хамом (тем более что оценка постыдного поступка последнего лежит в сфере морали), отсутствующую в оригинале, – ведь по-английски имя библейского персонажа пишется как Ham и в поведении Hum-а нет ничего, что напоминало бы о сыне Ноя. (По-моему, можно было бы избежать такой смысловой связи, обозначив в переводе персонажа рассказа, например, именем Хум).

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если даже в нашем мире всё относительно,то что уж говорить о других мирах,куда нельзя подходить со своей меркой.Мы,считающие,что мы самая цивилизованная и развитая раса,кажемся со стороны других существ и народов дикарями и чудовищами.У всех разные ценности,пристрастия,жизнь.Шёкли великолепно показал это в рассказе.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как уже здесь было сказано, все в этом мире относительно. Относительно и понятие морали. То, что для нашего общество — преступление, вполне может быть для других нормой жизни. Что за примером далеко ходить, существует даже на земле племена — каннибалы. Для европейцев — это отвратительно, для туземцев же — норма жизни. И вполне возможно, что для этих племен мы кажемся «чудовищами», как в рассказе Шекли. Очень хороший и даже, я бы сказала, нравоучительный рассказ.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все в мире относительно. У каждого свои законы. Мы сами-то совсем относительно недавно приносили в жертву детей только ради хорошей погоды или удачного похода. Мы и есть чудовища.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Философский рассказ, через нелепость действий инопланетян показывающий нам рассуждения о нравственности. Непривычный для них облик людей не ввел их в заблуждение. Ты можешь выглядеть как лягушка, но твои поступки красноречиво подтвердят наличие разума и морали. Но то, что для одних норма поведения, для других — неприемлемый абсурд. И кто тогда — чудовище?

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал этот рассказ несколько лет назад и, пожалуй, запомню его на всю жизнь. Инопланетянам, для которых убийство своего собрата — пустяковое повседневное дело, мы можем показаться омерзительными чудовищами, которые почему-то запрещают инопланетянам убивать и даже (что особенно ужасно) могут говорить неправду.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да этот рассказ как нельзя лучше показывает верность слов в «чужой монастырь со своим уставом не ходят»,а также то что в нашем мире все относительно.И поэтому нельзя относится к этому субъективно,как это сделали «чудовища».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мораль этого замечательного рассказа такова — больше жен хороших и разных!:lol::lol::lol:

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ неплохой, но вот только жен убивать ненадо!:gigi:

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно бессмысленно сравнивать, сопоставлять и оценивать принципы жизни абсолютно различных существ. Это просто разные системы координат... Поэтому суть рассказа — сугубо развлекательная, упражнение по описанию неземной формы жизни. Конечно, можно считать его некой «гипертрофированной» формой сосуществования различных человеческих сообществ, но здесь уж слишком несовпадаемые морльные и прочие позиции.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх