fantlab ru

Сергей Александрович Калашников «Четвёртая дочь императора»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.58
Оценок:
68
Моя оценка:
-

подробнее

Четвёртая дочь императора

Роман, год; цикл «Мир Посейдонии»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

В городском парке студент Георгий Куксин заблудился по вполне банальной причине — с перепою. Однако на этом банальности закончились. Потому что он очутился в Посейдонии. В параллельном мире. Где есть неправильная империя, неправильный император и неправильная война, в которой ему предстоит стать неправильным героем... И кто сказал, что все это ему не понравится?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 404

Активный словарный запас: очень высокий (3347 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Четвертая дочь императора
2010 г.
Четвертая дочь императора. Оператор совковой лопаты
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно неожиданный для жанра утопии социальный состав государства: коммунизм во главе с императорской династией и служилое дворянство, как главная составляющая часть граждан-альтруистов. На первый взгляд — вроде бы явный и горячечный социальный бред, но когда читаешь книгу — почему-то начинаешь верить автору в возможность такой странной комбинации.

Что касается научно-технического обоснования полнейшего отсутствия электричества в этом параллельном мире: технарь-теоретик, наверное конечно, вволю похихикает, но для читателя-гуманитария изложено достаточно наукообразно, чтобы в возможность такой естественно-научной «загогулины» как-то даже и поверить.

А вот, что касается того, что местное руководство считает своей главной проблемой (из за отсутствия электричества) недоступность передачи экстренных сообщений из конца в конец своей островной империи — позвольте усомниться. Учитывая указанное в книге количество многих тысяч островов и островков, входящих в состав империи, и при её протяжённости — создание сети семафоров с подвижными поперечинами (семафор Клода Шаппа) с «шагом» в 30 км. — должно бы в целом и укладываться. Ну а где не укладывается — при редчайшем максимальном волнении океана в 4 бала — вполне можно организовать какие-то плавучие точки.

Внутренняя хронология книги: где-то в рамках пяти лет — и приключения нашего героя-попаданца вполне могли бы быть развёрнуты и ещё в парочку томов. Но автор явно сознательно ограничил своё повествование эпилогом и все сюжетные линии вроде бы (хотя и не всегда достаточно явно) закрыты. Наверное это и хорошо, ведь очень часто главное — это вовремя остановиться.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаем разговор об утопиях, начатый в отзыве на «Странный мир» Сергея Калашникова. Если в предыдущем романе утопия строилась на коммунистических и анархических началах, делающих ненужным государство (во всяком случае, как аппарат насилия и принуждения), то в «Четвёртой дочери императора» автор рисует образ сверхсильного государства, которое старается регулировать все сферы человеческой жизни.

История начинается с попадания нашего соотечественника в параллельный мир, где уже давно привыкли к гостям с нашей планеты и где их знания и таланты стараются использовать в полной мере. Впрочем, первая половина романа посвящена отнюдь не описанию идеального общества, а приключениям главного героя и его феерической карьере в военно-морском флоте Рысской империи. Поскольку по задумке автора на планете Посейдония отсутствует электричество, то местный научно-технический прогресс затормозился примерно на уровне начала XX века. Любителям русско-японской войны, возможно, стоит просмотреть хотя бы по диагонали эту книгу. Конечно, в описании морских баталий Калашников заметно не дотягивает до Дойникова с его «Варягом», но всё же встречаются довольно забавные места, вроде описания многодневной битвы у архипелага под названием Мясорубка.

Собственно утопическая часть начинается со второй половины романа, когда автор начинает более подробно описывать социальное и экономическое устройство аналога Российской империи. Всё государство, ведущее бесконечные войны, представляет собой военный лагерь (куда там Пруссии XVII – XIX веков!) Все граждане с точки зрения правителей – служат защите страны, просто кто-то делает это с оружием в руках, а кто-то «у станка». С одной стороны, государство требует интенсивного труда (рабочий день в десять часов здесь норма, а выходные — праздник). С другой стороны, императоры ещё двести лет назад, когда только вводили такие правила, поставили перед государственным аппаратом задачу минимизацию социального недовольства, так как просто невозможно вести бесконечные войны и при этом подавлять мятежи внутри державы. Поскольку военной силой решить эту проблему невозможно, было решено сделать упор на социальное обеспечение населения. В итоге взамен интенсивному труду, что требует Империя от своих подданных, государство гарантирует не только бесплатные образование и медицину, но и прочие широчайшие социальные блага, в том числе и обязательное наличие работы. Опять же, при воспитании подданных делается упор на минимизации своих потребностей (в этом роман перекликается со «Странным миром»). Так как государство представляет собой огромный военный лагерь, то предметы роскоши здесь почти не производят, а их импорт ограничен. Экономика носит плановый характер.

Отсюда проистекает довольно забавный момент. Поскольку население чувствует уверенность в завтрашнем дне, поскольку оно обуто-одето-накормлено и имеет уверенный заработок, падает социальная активность в обществе. А так как даже деньги в этом обществе имеют не столь значительный вес (тратить их особо не на что) у обывателя нет стимула рвать жилы и стремиться к чему-то большему. В результате Империя, не желающая допустить стагнации в обществе, буквально ВЫНУЖДЕНА трястись над каждым гражданином, который хоть как-то проявляет инициативу. Хочет человек сменить работу – власти ему предоставят несколько различных вариантов, причём человек будет уверен, что на новом месте его будет ждать не только работа, но и дом и прочие бытовые удобства. Если потребуется переквалификация или получение дополнительного образования государство пойдёт и на это. Если человек почувствует в себе «патологическую склонность к руководящей работе», то государство позволит проявить себя и на государственной службе, благо полномочия и ответственность у чиновников – огромные. Человек обуян страстью к изобретательству? Государство внимательнейшим образом рассмотрит его прожекты, и если в них найдётся хоть какой-нибудь толк... Ну и так далее. Подданный хочет покинуть Империю? Прекрасно, государство укажет в какую страну ему эмигрировать и снабдит его изрядной денежной суммой, что бы тот смог обустроиться на новом месте. Другое дело, что человек, взращённый при супер-социализме, вряд ли будет чувствовать себя уверенно в капиталистическом обществе, что царит за границами Рысской империи. Да и на место уехавшего всегда найдётся десяток желающих въехать в державу. Так что государству приходится не столько удерживать своих подданных от эмиграции, сколько отбиваться от наплыва иммигрантов, которые могут принести разлад в отлаженный образ жизни Империи.

Автору удалось нарисовать картину общества, где народ и правящая элита составляют единое целое. Причём единое целое – это не преувеличение, а констатация факта. Не смотря на то, что империей правит аристократия, отличить правителей страны от простых подданных не представляется возможным. И дело не в успешной социальной маскировке, сколько в том, что правящий класс точно так же воспитан в духе минимизации своих потребностей, что и рядовые жители империи. Поразительно, но за несколько поколений выросла такая элита, которая не видит ценности в драгоценных цацках, банковских счетах и прочих признаков «удавшейся» жизни, но более всего ценящих реальную власть и возможность заниматься любимым делом. Живя в России, где власть настолько отдалена от народа, что порой кажется, что тобой правит даже не колониальная администрация, а захватившие твою Родину марсиане, образ Рысской империи может вызывать только умиление. «Четвёртая дочь императора» – это действительно фантастика. Бластеры и космические корабли, способные достигнуть далёких звёзд мы когда-нибудь изобретём. Возможно, даже научимся путешествовать во времени и встретим братьев по разуму. Но я сильно сомневаюсь, что когда-нибудь людям удастся создать государство с честными и справедливыми чиновниками, которые будут думать не о своём кармане, а о благе Родины. «Нет, сынок, это фантастика!» (с)

Вся прелесть данной книги – это не военные приключения главного героя, а описание тех или иных ситуаций, в которых раскрываются различные грани социального устройства Империи. Один только эпизод с предотвращением денежной махинации японцев, когда ради срыва аферы местные чиновники и предприниматели жертвуют своими собственными деньгами стоит многого. Недаром у героя от всего увиденного происходит когнитивный диссонанс (а проще говоря – разрыв шаблона).

Итог: если бы была возможность бросить всё и эмигрировать в это идеальное государство, то я бы сильно подумал над этой возможностью. С одной стороны жизнь там довольно скучна, а с другой – порой хочется бросить всё и покинуть Родину, которая уже давно стала филиалом планеты Торманс. И Рысская империя далеко не худший вариант для эмиграции.

Ну а если говорить серьёзно, то романы Сергея Калашникова полны оптимизма, несут веру в человеческий разум и пропагандируют нормальные моральные ценности. При всём они написаны хоть и суховатым, но лёгким языком без излишних заумствований.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучно, други мои... откровенно скучно. Я как не очень технически подкованная представительница слабого пола не смогла по достоинству оценить данный продукт писательского творчества. И дело тут не только в технических описаниях. Сам ГГ показался мне каким то безжизненно- неинтересным. Одно только его утверждение, что ему не страшно умирать так как он тут не живет а доживает, убивает все желание читать дальше (если уж ему все равно, то нам и подавно))))

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я так давно искал книгу по душе!!!! Это шедевр, не побоюсь таких выражений... Вроде неказисто и интереса по началу не вызывает ну попал ну нет электричества... но потом... боже, боже, боже мой! Это надо прочесть. Не отрываясь читал весь вечер и пол ночи.

Очень опечален видя такую низкую оценку данной книги ...

Кстати, спешу сказать что объяснение куда делось электричество, было дано! Оно никуда не девалось, просто...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все вещества проводят электрический ток, а диэлектриков нет или сложно найти
вот такие пироги. Из-за низкой оценки вынужден ставить десятку, хоть произведение на девять. Язык суховат и не хватает красивости... но для меня эт даже плюс с одной стороны.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смесь физики, истории, военной науки и политологи в одной книге. Читая эту книгу, вспоминал как Приключения капитана Врунгеля, так и Капитана Немо, не сколько за то, что много действия происходит на море, сколько за тягу автора дать читателю знание в простой и непринуждённой форме. Книга написана простым и понятным языком без каких-либо словесных состязаний автора с самим собой.

Сюжет книги прост – студент из нашего времени попадает то ли на другую планету, то ли в параллельный мир. Это в принципе и не важно, т.к. новый для него мир, очень похож на наш. «Добрая сказка» этого произведения заключается в том, что наш студент становится не просто приближенным к императору (что сразу понятно из названия книги), но и, как мечтает любая творческая личность, может свободно творить на благо той страны, в которой живёт.

В книге много описаний технических (физических) явлений простым языком, который поймёт даже школьник-троечник.

Книга оставляет лишь одну загадку – куда делось электричество. Очевидно, автор даст нам это знать в следующей книге.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел эту книгу про паровые котлы на кораблях дореволюционной постройки , два раза засыпал на описаниях — нудятина . Минимум фэнтези не развлекательная фантастика , мне не понравилась , как фантастика — 2 балла , как книга пособие по паровым котлам 4 .

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх