Ф. Дж. Коттэм «Дом потерянных душ»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы (Истории о привидениях )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Жизнь после смерти | Культы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Желая помочь своей девушке написать дипломную работу, Пол Ситон начинает собирать материал о фотографе Пандоре Гибсон-Гор. В его руки попадает дневник этой таинственной женщины, в котором она рассказывает об экстравагантном и сказочно богатом магнате Фишере и его гостях, проводивших сеансы черной магии и совершавших ритуальные жертвоприношения. Ситон посещает зловещий дом Фишера, надеясь найти там спрятанные Пандорой фотографии, и едва остается в живых. Он теряет все: любовь, работу, близких — и оказывается вовлеченным в цепь странных и страшных событий. Призраки дома Фишера не отпускают его. Пытаясь разобраться с разрушившими его жизнь зловещими силами, Пол Ситон еще глубже погружается в мистические события полувековой давности...
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2007 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sandman, 24 мая 2020 г.
Роман «Дом потерянных душ» английского писателя Ф. Дж. Коттэма оказался одним из самых спорных и неоднозначных произведений, в жанре мистики что были мной прочитаны за всё время. Это творение хочется, и хвалить, и ругать одновременно, настолько разную реакцию оно подчас вызывает.
Формально, если исходить из описания, то книга Коттэма является миксом «истории о привидениях» и мистического триллера. Но вся проблема заключается в том, что РЕАЛЬНО «ДПД» ВОВСЕ не хоррор/ триллер, а скорее мистическая драма, с КРАЙНЕ низким уровнем действия и мизерным объемом событий. Автор, произведения которого сравнивают с творениями Джеймса Герберта и Питера Страуба гораздо ближе не к этим двум писателям, чьи основные вещи никак не могут похвастаться СТОЛЬ ЯВНЫМ отсутствием динамизма, а скорее к Джеймсу Монтегю Родсу, одному из классиков английской мистической литературы. Главное в «ДПД» -- это не насыщенность действием, а очень грамотно созданная для мистического произведения атмосфера. Здесь на нее работает буквально все: и диалоги героев, и их воспоминания и описания города, домов, природы, людей… Сверхъестественные явления и привидения здесь тоже есть, но они появляются мельком, исподволь, примерно, так как это могло бы происходить в реальной жизни.
С моей точки зрения, создание такой атмосферы является безусловной авторской удачей.
Удачными оказались и главные герои-бывший журналист Пол Ситон и военный Ник Мейсон , люди непохожие, но оба в силу разных причин вступившие в конфликт с силами которые могут поглотить не только жизнь, но и душу человека.
Однако, здесь есть не только безусловные плюсы, но и плохо скрытые минусы, которые сильно портят общее впечатление о книге. Например, тут много авторских «заимствований»- разговоры о вере и Боге очень похожи на аналогичные из цикла Уильяма Питера Блэти «Экзорцист», события в конце книги мне здорово напомнили «Сияние» Стивена Кинга, а общая сюжетная фабула о группе сатанистов пытающихся с помощью черной магии и жертвоприношений вызвать извечное Зло отдает «Ребенком Розмари». Причем все эти «заимствования» сделаны так сильно топорно, что это не может не раздражать.
Также мне не понравилось то, что автор зачем-то включил в книгу и одновременно собрал в одном времени и месте реальных исторических персонажей — таких как Герман Геринг, Алистер Кроули и даже писателя — мистика (чьи книги кстати издавались в России ) Денниса Уитли. При этом Уитли, герои книг которого боролись с сатанизмом и черной магией, здесь сам объявлен сатанистом и соратником Кроули, хотя я не нашел информации о том, что они знали друг друга. Этот казалось-бы малозначительный аспект здорово бьет по книжной достоверности.
Ну и наконец, нельзя не отметить, что далеко не всем понравится, авторский стиль написания- очень он нетороплив и спокоен, для кого-то это плюс, для кого-то минус.
«Дом потерянных душ» трудно рекомендовать к прочтению, здесь есть и удачи и откровенные провалы (причем и то и другое в примерно равном количестве). Рискну посоветовать его «всеядным» любителям мистики, без четких любимых направлений и особенностей.
stray_stoat, 28 ноября 2017 г.
Прекрасная, очень атмосферная книга. К сожалению, только до момента ближе к концу, когда главные герои вдруг затанцевали и стали показывать друг другу одинаковые родинки. Финальное оглушительное соло на рояле в кустах это только подчеркнуло. Сюжетные ниточки обрываются, логика отсутствует, катарсис тоже. Зато написана книга так, что оторваться от неё невозможно.
pochtiodin, 22 октября 2017 г.
Весь роман читается не так легко, как кажется с первых страниц. Начнёшь представлять возможное будущее, как автор отравляет мысли главного героя прошлым, которого действующее лицо так боится, но рассказывает нам со всеми подробностями. Прошлое закончилось — книга подходит к концу, который разочаровывает своим лёгким несоответствием ранее рассказанному.
А может быть я просто упрям, чтобы признать объект страха и его последствия обычным
Мы верим в то, что сеется в округе,
Ведь цели кажутся всегда ясны,
Но вдруг окажется итог мрачнее,
Как наши души сомнением полны.
ru_ND, 4 апреля 2017 г.
Как и почти всякая книга, претендующая на жанр «мистика, ужасы» — вторично, заунывно и немного неприятно.
Больше всего понравились эпизоды про молодые годы главного героя и его детективное расследование, где повествование идет интересно и динамично, потому что в той части текста автор не тужится попытками нагнать в текст ужаса.
Kuntc, 27 июня 2011 г.
Сочинение на тему «Дома с привидениями и последствия посещения таких достопримечательностей». Сочинение – потому что «Дом потерянных душ» больше напоминает произведение поклонника подобных мистических историй, который решил написать что-нибудь свое на любимую им тему и теперь старательно пытается следовать всем правилам и особенностям книг от именитых авторов.
Роман состоит из трех историй, что вложены друг в друга, как матрешки. Внешняя оболочка рассказывает о том, как главный герой Пол Ситон пытается помочь девушке, которой не посчастливилось посетить вместе с подругами особняк Фишера. Врачи, психотерапевты бессильны против призраков, которые не дают покоя девушке, и только Пол, который двенадцать лет назад сам побывал в доме Фишера, может найти способ излечения. Вот эта «внешняя оболочка» мне понравилась меньше всего в книге. Пол Ситон на этих страницах инертен по большей части и малоинтересен. Слишком часто встречаются проявления потустороннего. Развязка истории смазана. И, как я сказал выше, Коттэм пытается подражать другим сочинителям, для чего, например, много внимания уделяет музыке и песням из прошлого, которые якобы должны тревожить израненную душу главного героя и создать фон для событий (так частенько поступает тот же Стивен Кинг). Получается это у автора плохо, искусственно, мне не понравилось.
Но чем дальше уводит читателя в прошлое, тем «Дом потерянных душ» становится интереснее. В центре у нас история самого Пола Ситона, рассказывающая о том, как этот человек впервые попал в особняк Фишера. Туда его приводят поиски сведений о женщине-фотографе по имени Пандора Гибсон-Гор, которая работала в двадцатых годах прошлого века. А дальше – дневник Пандоры и история таинственного особняка, Алистер Кроули, черная магия и тайные общества. Повествование становится крепче, появляется загадочность. Нет лишней перегрузки паранормальщиной. В финале очень хорошо распутываются все узелки, и что-то даже может оказаться неожиданным. Появляется уже ощутимая мрачная атмосфера, а не ее подобие, как на верхнем уровне романа. А самое лучшее – это образ Пандоры, трагичный и печальный. Так же как эта умершая много лет назад женщина увлекла главного героя, так же она поступила и со мной. Очень жаль, что на последних страницах все вновь возвращается на круги своя, и теряет свою привлекательность. Будь моя воля, я бы от «Дома потерянных душ» оставил бы только вот этот внутренний костяк.
К сожалению, есть у романа и общая для всех трех «матрешек» неприятная черта. Это чрезмерное внимание к описаниям вплоть до совершенно ненужных мелочей. Повествование в них иногда просто тонет. И, конечно, хотелось бы чуть большей оригинальности, чего-то лично от самого Коттэма, а не из других книг. В целом же не сказал бы, что особо плохо, просто как-то… по-ученически. И просто есть лучшие книги. Например, «Лесная дорога» Кристофера Голдена, в которой главный герой так же встречается с призраками, которые в итоге разрушат его жизнь, как случилось это с Полом Ситоном в этом романе.
nikn, 19 августа 2010 г.
Роману «Дом потерянных душ» очень не хватает особых мистических атрибутов и атмосферы, которые необходимы при соответствующем сюжете. Повествование слишком сухое и эмоционально замороженное, слишком много невнятных моментов. Структурно роман состоит из отдельных связанных историй, одна появляется из другой, что напоминает матрешку. Истории переносят нас из настоящего в начало и конец 20-го века и обратно.
По своему, роман интересен, но не стоит ждать добротных мистики и хоррора.