fantlab ru

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Cygnus Dei»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Оценок:
141
Моя оценка:
-

подробнее

,

Cygnus Dei

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Русский астроном Олег Сахновский, умерший в наши дни от укуса ядовитого паука в крымских горах, вдруг возвращается к жизни. Место прежнее — Крым. Время — как минимум несколько тысяч лет тому вперёд. Всё остальное больше походит на бред сумасшедшего, или на адское наваждение. Как обстоит дело на самом деле, астроному и ещё нескольким «воскрешённым» предстоит узнать, пройдя сквозь смертельно опасные заросли туда, где неведомым народом воздвигнута Обсерватория, содержащая ответы на все вопросы.

Входит в:

— антологию «Бозон Хиггса», 2010 г.

— журнал «Если 2010'9», 2010 г.


Номинации на премии:


номинант
Бронзовый Икар, 2011 // Лучшее художественное произведение (повесть)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2011 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2011 // Премия "Фиолетовый Кристалл" [снята с номинации]


Бозон Хиггса
2011 г.

Периодика:

Если № 9, сентябрь 2010
2010 г.

Аудиокниги:

Cygnus Dei
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр научная фантастика. Приключения и экшен, но повесть неординарная и для любителей лёгкого чтива, думаю, не подойдёт.

Люди, умершие в разных эпохах, воскресают в непонятном, жутком, опасном и безлюдном мире будущего где-то две тысячи лет тому вперёд. «В мире, где на берегу Чёрного моря обитают птицы с человеческими лицами, деревья охотятся на людей, рыщут в поисках добычи гигантские кошки, а эсэсовский офицер, вооружённый чудо-оружием будущего, ведёт русского астронома с половинкой еврейской крови к странному зданию, именуемому энергостанцией.»

Поначалу их было четверо. Монах и чистокровный шваб барон Дитмар фон Вернер, гауптштурмфюрер отдельного горнострелкового батальона, каждый по своему объясняют происходящее. Для монаха это чистилище с бесовскими наваждениями, для шваб барона — выполнение некой миссии согласно теории Горбигера, учения, принятого нацистской наукой и основанного на идее вечной борьбы льда и пламени.

Для астронома Олега Сахновского, умершего в 2009 году в Крыму от укуса каракурта, попытаться разобраться в происходящем стало целью и смыслом жизни здесь. И он во многом разобрался. В сохранившейся обсерватории должны быть ответы на оставшиеся вопросы. Но до неё ещё нужно добраться через крайне опасную местность. Иначе не найти ответы. Поэтому он должен пойти туда даже не смотря на то, что может погибнуть по дороге.

Но открывшееся ему в обсерватории знание походило на бред, воплощённый в реальность. Как жить в таком бредовом человеческом обществе? Наверное для того чтобы поискать шансы на нормальное будущее. Может они всё таки есть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь ради того чтобы он добрался до обсерватории и получил свои ответы погибли, присоединившиеся к нему, монах и немецкий барон.

Хочется, чтобы было продолжение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь чисть приключенческая, ни на какие мысли и идеи, естественно, не претендующая, эмоциональной составляющей, аналогично, тоже не имеющая (если не считать за таковую любопытство читателя — что же случилось и чем все это закончится?:)). И все в ней, к сожалению, как обычно: очень интересное начало и совершенно не соответствующий ему по уровню увлекательности слабый финал. Первые страницы повести интригуют и читаются практически «на ура» — странное пробуждение, знакомый и одновременно незнакомый Крым с развалинами вместо городов, удивительная флора и фауна, включающая и мифологических существ, например тех же сирен (птица Сирин?), и... полное безлюдие.

В общем, читается эта первая половина повести совсем неплохо. Но ровно до тех пор, пока авторы не начинают сводить концы с концами. И поскольку умного, эффектного финала они так и не нашли, в ход, естественно идет метафизический туман, облаченный в яркие одежды псевдонаучности — читателю начинают рассказывать про плотности информационных потоков, добавив к ним уже в качестве фарса питекантропов с сильными ментальными способностями и навесив на все это сакраментальное «Кто же я?». Очарование от повести сразу же пропадает и дочитывать ее становится скучно и неинтересно.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из тех повестей, которая могла бы стать прекрасным романом. Но увы — не стала, хотя... возможно, авторы передумают и все же раскажут поподробнее о том необычном мире и его обитателях, прежде чем прихлопнут главного героя под аккомпанемент формул и уравнений. Честное слово, замах сюжета таков, что мог бы посоперничать, например, с Симмонсом с его пост-людьми и моравеками. Если авторы читают здешние комментарии — пусть считают этот официальной просьбой о расширении рамок повествования.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сперва это была история о чистилище, затем – о правдах, которых много. Потом вскрылся фундамент этого мира, и в конце был задан самый важный вопрос, возможно – важнейший. Тот самый, на который можно ответить только смертью: „Кто я?”

Мироздание, выстроенное Веровым и Минаковым, предполагает множество интерпретаций, и большинство их заведомо верные: мотив генетического эксперимента берется довольно быстро, вырождение человечества – тоже. Но здесь авторам удалась эдакая интеллектуальная игра: персонажи повести, сойдясь из разных, скажем для простоты, эпох, воспринимают будущее каждый по-своему. У всех свои представления о происходящем – и ни одно, кажется, не противоречит миру „Лебедя Божьего”: ни святой, ни нацист, ни астроном – не ошибаются. И пусть для одного ужасный новый мир ад, для другого – отражение теории Горбигера, для третьего – крах цивилизации, в идейном смысле всё куда хуже. Авторы смешали само понятие „правоты” с интерпретациями квантовой теории и получили то, что получили: вселенную, где возможен практически любой персонаж.

Идеальный плацдарм для постмодерниста.

Образ человека лучше, чем человек? А давайте-ка проверим.

Антураж от концепции не отстает. Ближайший аналог здесь все-таки, наверное, мир «Троянского цикла» Симмонса. Интересна и некоторая перекличка в ключевой роли квантовой теории. Но если американский автор не стал строить на своей квант-телепортации особых моральных дилемм (кроме, разумеется, мысли, что это вообще плохо), то Веров с Минаковым как раз на этой почве и работают.

Экзотичность мира победивших ГМО прописана разными средствами: от отсылок к сегодняшним реалиям до боевых эпизодов в стиле «Неукротимой планеты».

Новая версия абсолютного расслоения человечества. Новое предостережение от евгеники. И – что очень иронично – символом безотрадного будущего некоторое время был видоизмененный символ «универсального человека».

Одним из спрятанных мотивов внутренней композиции здесь является мелодия: «поют» хатули, поют сигнусы, песни-главы...

И финальный аккорд – «У человека всегда есть выбор». Вот она, лебединая песня человечества. Или человечья песня лебедя? В общем, она последняя и грустная.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал, подумал пару дней перед тем, как написать отзыв.

Неординарная повесть. Весьма неординарная. Очень, чёрт побери, неординарная.

Начало выше всяких похвал. Закрученный вброс в действо, отличные образы — и главгера, и шваб барона.

Насыщенный мир, по-настоящему интересный, такой, что хочется узнать, как он устроен, и так на протяжении всей повести.

Отличные ложные следы, попытки объяснить мир от персонажей. Да и сами персонажи, первые четверо, все хороши.

Прекрасная подводка насчёт не помнящей своей смерти героини, остроумно растолкованная в конце.

Ну, и наконец, глобальная, объясняющая, наконец, суть вещей идея-перевёртыш.

Нормальный финал, не скажу, что неожиданный, неожиданно было за страницу до него, но нормальный, достойный финал.

Фуф, это я хвалил. Теперь буду ругаться на то, что не понравилось.

Две вещи. Затяжной, перехлестнувший через чувство меры квест. В какой-то момент обилие беготни, хатулей, ловушек и прочего

начинают, как по мне, работать против сюжета, перегружают его и опускают до боевика. Количеством низводят, качество

остаётся на уровне. И второе — пятый образ, Ефросиньи. Вот он, в отличие от всех остальных показался... даже не знаю как сказать.

Возможно, авторы хотели подчеркнуть, что Евросинья — героиня бездарного фэнтезийного романа. Но только хотели, не подчеркнули,

и её ненатуральность всё время била мне по мозгам. Вот сколько раз она действовала — столько раз действовала ненатурально, и говорила

ненатурально, и вела себя, но не настолько ненатурально, чтобы её можно было принять за пародийную героиню. Мало того,

прочие персонажи в разговорах с ней тоже начинали выходить из образов. В результате осталось недоумение

и осадок от недостоверности.

Итого: Крайне неординарная, яркая, запоминающаяся повесть. Несомненно рекоменую к прочтению, равнодушной вряд ли оставит.

Того, что лично меня, как читателя, не устроило, тоже хватает, но, скорее всего, что это следствие перфекционизма с моей стороны.

Так или иначе, спасибо. Я рад и удовлетворён тем, что это прочитал.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть очень понравилась, несмотря на очевидные параллели с «Миром реки» Фармера.

Автор создал оригинальную концепцию, неплохих героев, интересный мир.

Не понравилось одно — скомканный финал.

Довольно оригинальное произведение, читается с интересом

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильные стороны повести — это отличная игра с цитатами и отсылками, замечательно — совсем не тяжело — прописанная научная часть. И — самое яркое — любовно и тщательно выписанный мир. Это восхищенное отношение к миру, существам, его населяющим, искреннее любование возможностями творения. Зачастую — некоторые вещи описаны не потому, что они нужны сюжету, не потому, что они создают атмосферу — а потому, что это классно, красиво, достойно восхищение и удивления. За текстом, особенно вначале, чувствуется потребность радостно удивляться. Современное общество (и современная фантастика) утратило эту способность — позволить себе удивляться и восхищаться. В этой повести лирическое восприятие красоты и неповторимости мира сквозит в каждом образе в первой половине текста. Но чем ближе мы подбираемся к финалу, тем меньше этого искреннего звучания. Образы героев эффектны, но как будто психологически чуть недокручены. Чем дальше, тем больше они из людей превращаются в типы. Существа становятся образами-символами и это прекрасно. Но люди! Люди в тексте порой совсем неживые, и это ощущение все усиливается. Потом читатель начинает догадываться, с чем связана такая подача героев. Однако эмоционально мы уже привыкли воспринимать их как людей. И за них становится как-то обидно.

Несмотря на экшен, несмотря на множество цитат, на научные построения, иногда повесть напоминает стихотворение в прозе. Рефренами с появлением сигнусов. Образным рядом. Потом к финалу поэтичность — которая так приглянулась мне — уступает место жесткому ровному стилю объяснения идеи. Но потом поэзия возвращается. И это замечательно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера повести сначала напоминает Шекли («Похмелье»), потом — Стругацких («Град обреченный»), но тем не менее у повести индивидуальный авторский стиль.

Лебеди, протянутые рефреном через всю повесть — очень красивый ход. Понравилось, как переплетаются брутальный экшн с романтичными песнями сигнусов. Тонко и аккуратно.

К сожалению, ничего не могу сказать умного по поводу теории Бома, поскольку в физике не сильна (уж простите блондинку). Но зато могу поделиться возникшей параллелью восприятия:

В психологии есть прием — реимпринт. Основан он на утверждении, что наша память не делает различия между выдуманными событиями и реальными. То есть, если убедить себя, что у тебя было счастливое детство, то при построении сценариев будущего, подсознание будет опираться на положительный (выдуманный) опыт, а не на реальный, негативный.

Вот такая возникла ассоциация с реальностью, где действует теория Бома, и для которой нет разницы между придуманной Анной Карениной и реальным тобой. И еще неизвестно, кого из вас она при случае воскресит.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная, печальная, непростая вещь. Всё в ней так, как я люблю, ничего лишнего, всё продумано, употреблено с толком, умом и, не побоюсь этого слова, талантом. Человек воскрес в будущем. Антураж странный, завораживающий, события развиваются так стремительно, что оторваться решительно невозможно. Одна загадка следует за другой, а когда тебе вместе с героем кажется, что ты всё расшифровал, возникает новый поворот. Над всем витает большая ТАЙНА. Какое оно, будущее, и что ждёт нас там, откуда не возвращаются — мы все мечтаем об этом знать. Вроде всё по отдельности достаточно узнаваемо, но вещь выглядит цельной и оригинальной. Очень понравилась топографическая привязка действия, Крым, описанный со знанием дела.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ вызвал неоднозначное и сложное впечатление. С одной стороны он дико понравился и как все хорошее быстро закончился. Понравилось по сути все от сюжета до стиля. Но с другой стороны гложет какое то не хорошее сомнение, обманка это все, шутит дядя автор, а мы ему верим. Но это может быть дежавю какое то...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странным образом эта вещь, пронизанная цитатами из братьев Стругацких, напомнила мне «Машину времени» Уэллса — такое же пустынное (при всей его внешней заполненности) будущее, такой же неутешительный прогноз для эволюции разума на Земле... Читать было очень интересно, искренне хотелось понять вместе с главным героем: «КТО и ЗАЧЕМ? главное — ЗАЧЕМ?» (с) Но ответ, полученный в финале, оказался неудовлетворительным. Заявленный масштаб не подкреплён сюжетом, который как-то слишком просто завершился. Тем более, на фоне субквантового океана неявленных уровней реальности...:wink:

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начиная читать «Cygnus dei», трудно не проводить параллели с другими произведениями, использовавшими этот сюжетный ход. Для меня это в первую очередь Фармер, чей социальный эксперимент на берегах Реки вспоминается сразу же. Но это совершенно не беда. Потому что это лишь приём, а идеи авторов оказались довольно интересны и свежи, как и смысловое наполнение повести. Особенно в той части, которая касается сохранения информации в структуре вселенной. Даже отсылки к мистическим учениям мне не показались лишними, а наоборот поддержали градус загадки при чтении.

Что касается сюжета, то он, безусловно, приключенческий и это хорошо. Читается повесть увлекательно, и до конца сохраняется интерес к разгадке тайны. Однако с чисто приключенческой стороны повесть свою функцию не выполняет. Что сюжет сделал (и за это ему спасибо), это расшифровал идею, лежащую в основе. Но в итоге можно констатировать, что хоть и стало всё ясно, но герой совершенно никуда не пришёл. Где был, там и остался. Мир не изменил и сам остался тем же. Потому что нет конфликта, есть только идеи и герой с сюжетом, которые призваны эти идеи показать.

Говоря другими словами, декорации нам расставили. Мы по ним побегали, нам понравилось, но тут повесть закончилась. А что дальше? Хотелось бы знать.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коль скоро это твердая НФ, по уверению авторов, давайте разбираться строго по науке.

Фантдопущение вряд ли можно назвать оригинальным, поскольку

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оживление персонажей книг, их конфликты и поиск ответа «Кто виноват?» и «Что делать?»
было описано сотни раз, от серьезной литературы до пародий, а приплетание довольно сложной физической теории как объяснения, я не могу назвать частью фантдопущения. И вообще, что касается вплетания подобных деталей, то об этом прекрасно написал Леонид Каганов в статье ««Чем пахнет в трюме звездолета» http://www.mirf.ru/Articles/print3267.html. «Читателю не интересно как устроен двигатель, ему интересны люди на корабле.»

За фантдопущение — 6

За литературность — 7

Итого — 7

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх