fantlab ru

Роберт Шекли «Попробуй докажи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
791
Моя оценка:
-

подробнее

Попробуй докажи

Proof of the Pudding

Другие названия: Всё проверяется на практике; Не попробуешь — не узнаешь

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 143
Аннотация:

У него не возникает и тени сомнения, что он последний живой человек на Земле. Ведь война, разразившаяся на планете, стёрла всё живое. И теперь он высекает прощальную надпись на камне, чтобы те, кто впоследствии прибудут сюда, прочитали это послание…

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в августе 1952 в «Galaxy Science Fiction».


Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, August 1952», 1952 г.

— антологию «Galaxy of Ghouls», 1955 г.

— сборник «Ловушка для людей», 1968 г.

— антологию «Surhommes, télépathes et suresprits», 1976 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Three», 1991 г.

— антологию «Послание Фениксу», 1991 г.


Похожие произведения:

 

 


Чудовища. Язык любви. Не попробуешь — не узнаешь
1990 г.
Послание Фениксу
1991 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1992 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 8
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Миры Роберта Шекли. Прикладная демонология
1997 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Осколки космоса
2007 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Координаты чудес
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, August 1952
1952 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Galaxy of Ghouls
1955 г.
(английский)
Off the Beaten Orbit
1959 г.
(английский)
Off the Beaten Orbit
1961 г.
(английский)
Surhommes, télépathes et suresprits
1976 г.
(французский)
Недокоснат от човешки ръце
1983 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изящный, поэтичный, грустный и тёплый рассказ. Я включаю его в свою «десятку» лучших произведений Шекли.

А ведь это, видимо, вообще второй из появившихся в печати рассказов автора. Раньше был опубликован (в мае того же 1952 года) только «Final Examination», но его писатель впоследствии ни разу не включал в сборники своих рассказов; перевода на русский язык нет.

В этом рассказе вполне проявился основной творческий приём Шекли: используя, как правило, совершенно неправдоподобную и «ненаучную» фантастическую предпосылку, создать поразительную парадоксальную или юмористическую ситуацию. Часто этот приём не оправдывает себя.

Но в данном случае всё получилось удачно. При всей искусственности ситуации переживаешь за персонажей, волнуешься: а что с ними будет дальше? Удастся ли им стать новыми Адамом и Евой? Вопрос остаётся открытым.

Самое трогательное в рассказе – наблюдать, как невесть откуда взявшаяся женщина быстро утверждает себя в жизни мужчины. Когда она заявляет, что «и этот мир принадлежит мужчинам», то немного лукавит. Умная женщина, она в состоянии быстро сделать себя центром жизни для мужчины, объектом его заботы и любви (тем более, что он и не особенно противится этому). Для этого все средства хороши: хитрость, женская логика, соблазнительность… Так что соединение необыкновенной творческой способности мужчины с практичным женским руководством даёт этой паре немалые шансы:smile:.

Оригинальное название рассказа («Proof of the Pudding») – отсылка к английской пословице «The proof of the pudding is in the eating» (чтобы судить о пудинге, надо его отведать; всё проверяется на практике; обо всём судят по результатам).

Если «нечто» выглядит как женщина, во всех отношениях ведёт себя, как женщина, и его можно использовать – в широком смысле слова:smile: – как женщину, то это «нечто» и есть настоящая женщина, и искать каких-то дополнительных доказательств ни к чему. Если вы можете «ощущать тепло её рук, прислушиваться к дыханию, вдыхать аромат её волос и кожи, уникальный и неповторимый», то что ещё надо?

Здесь можно увидеть и философский подтекст: если вещь есть совокупность свойств, то стоит ли ставить вопрос о стоящей за этими свойствами непознаваемой «вещи в себе»?

Сравнивая перевод А. Волнова с переводом Е. Санкова и М. Качелкина, отдаю предпочтение первому. Особенно удачно использование переосмысленного слова «растворить».

Дополнение 13.10.2014: Наконец-то опубликован перевод «Final Examination» – и любопытно, что эти два рассказа симметричны друг другу и их можно рассматривать как своего рода дилогию. Сюжет «Последнего испытания» заканчивается ядерной войной и гибелью человеческого рода – действие в «Попробуй докажи» начинается вскоре после такой войны и описывает (возможное) начало возрождения человечества. Пессимистическая тональность первого рассказа сменяется сдержанным оптимизмом второго.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И пошел род людской от Адама и Евы... К тому же Адам был Богом. А почему бы и нет. Святая троица. Бог — дух, бог — сын, бог — отец. И жизнь будет вечной. Ведь она должна быть вечной. Она пришла ниоткуда и уйдет в никуда. Она вечна и бесконечна, как вселенная. А написан рассказ красиво, с верой в жизнь, с верой в хорошее, и зачем выяснять, что есть настоящее, в смысле реальное, хотя ведь и время относительное понятие.Так что автор предложил нам новое начало библии откуда род людской пошел...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бактерии, газы или радиация — «выбирай на вкус». С удивительным упорством человечество ныне движется к своей гибели. Сколько времени продержится у вас в голове тревога за наше будущее? И сколько надо напечатать подобных рассказов, чтобы подобного не случилось? Никто не даст ответ, но данный рассказ Шекли — очередная гирька, брошенная на чашу весов во имя нашего с вами спасения.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каша однако: трагедия гибели человечества в огне ядерной катастрофы и шутливая задачка для главного героя — откуда же всё-таки взялась появившаяся перед ним женщина. Не самый удачный рассказ Мастера. Хотя читается он действительно легко и не без интереса, а неожиданно приобретённые героем способности даже заставят читателя пару минут помечтать о том, что бы сделал он сам, имея такие возможности.

Но вот то главное, вокруг которого, в общем-то, и строится весь этот шутливый сюжет, для читателя так и остается загадкой: на кой ляд главному герою понадобилось обязательно понять — настоящая женщина перед ним или нет? Создается впечатление, что Шекли выдумал это страстное желание героя только для того, чтобы написать рассказ. Потому он и не производит такого впечатления, как его лучшие вещи: слишком уж простенько и довольно надуманно.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я уже отмечал ранее, ни одну из своих новелл Шекли не пишет «просто так» — в каждой из них обязательно сидит какая-то мораль. Но данный рассказ интересен сразу в нескольких «номинациях».

Во-первых, затронутой автором проблемой апокалипсиса. Люди не нашли между собой какого-то взаимопонимания и просто уничтожили друг друга. Наверно, кто-то сочтет данную мысль ироничной и даже юмористичной. Отнюдь! Автор не собирался шутить на такую серьезную тему. Его внимание было направлено на постъядерное существование человечества. Тех, кого интересует сам апокалипсис, автор отсылает к своему знаменитому рассказу «Битва». Именно поэтому в данной новелле гибели человечества отведено так мало места. Но, вместе с тем, само исчезновение человеческого рода кажется каким-то несущественным событием перед лицом философии отношений мужчины и женщины. С одной стороны это можно воспринять как иронию автора (женщину понять сложней, чем развязать ядерный апокалипсис), а с другой — показать, что все мировые проблемы нужно решать любовью, а не оружием (вспомним знаменитое изречение Леннона: «Make love — not war» (Занимайтесь любовью, а не войной)). К сожалению, нынешний мир идет не по ленноновскому пути: противостояние между двумя полюсами мировой политики достигло стадии «абсолютный идиотизм» и в смертельный «танец с саблями» вовлечены даже микро-государства, не играющие большой роли уже на региональном уровне (Латвия, Эстония, Грузия, Сирия, Северная Корея и Венесуэла), а мировые лидеры, вместо того, чтобы наводить порядок в этом «детсаде», под совершенно надуманными предлогами натравливают этих «мосек» на «слонов». Смешно и грустно одновременно. Если тенденция к размежеванию сохранится, апокалипсис произойдет по сценарию Шекли.

Во-вторых, вопросом постъядерного устройства мира. Шекли предлагает абсурдный вариант: один мужчина + одна женщина = возрождение человечества. Понятно, что такой расклад не сработает в реальной ситуации, поэтому автор награждает мужчину «комплексом Бога». Почему мужчину? Потому что Шекли, как настоящий американец, поддерживает мужской шовинизм. По их заокеанским понятиям женщина угробит любое, даже самое верное, дело. Поэтому «творить» дано только Ему. Остальное мы уже знаем по Библии: «На первый день отделил Бог свет от тьмы...»

В-третьих, проблемой взаимоотношения полов. Мужчину традиционно мучает один и тот же вопрос: «Откуда взялась женщина?!» Он был уверен, что на планете погибли все, а тут такой казус: на корабль пробрался заяц! Точнее, зайчиха. Мужчину гложет червь сомнения: а не я ли ее создал? Не зайчиху, конечно, а женщину. Отношение поэтому соответственное. Тем более, что женщина довольно спокойно отнеслась ко всеобщей гибели и явно намекает на «продолжение банкета». Верить ей или нет? Шекли оставляет этот вопрос без ответа, давая возможность каждому мужчине пофантазировать на столь скользкую тему. Такая «открытая» концовка — фирменный знак многих западных писателей. Должен сказать, мне она очень импонирует. Читатель активно включается в процесс обсуждения поставленной автором проблемы, а сюжет получает при этом дополнительный бонус интриги. Кстати, Шекли мастерски обыграл и стандартную «женскую загадку»: на вопрос о своей фамилии женщина ловко уходит от ответа, говоря, что девушки берут фамилию мужа. А ее-то мы и не знаем! Имя женщины нам известно (Джоан), а про мужчину нет ни слова! Может, это тоже какой-то гендерный символ?

И, наконец, в-четвертых: а реально ли всё происходящее? Повод к такому сомнению дает сам мужчина, когда опасается, что всё созданное им исчезнет без следа после его смерти. На этот вопрос автор также ответа не даст, как, впрочем, и какой-то захудалой подсказки. Каждый тут должен решить в меру своей осведомленности.

-----------

ИТОГ: очередной философский рассказик, заставляющий пересмотреть мужское отношение ко всему на свете — от Конца этого самого Света до вопроса роли женщин в становлении нового мира. Если это и юмореска, то очень тонкая.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, где автор раздвигает рамки страшной реальности — человечество себя таки уничтожило — и наполняет его философским смыслом. Ведь действительно человек мог творить, пусть и не в такой степени как главный герой, но, тем не менее, он все имел для счастья, а вместо этого сравнял планету и уничтожил все живое. Рассказ не дает ответа на вопрос — так какая же дальнейшая судьба человека? Умереть, исчезнуть или все таки начать сначала? Мне он тоже перекликается с книгой Бытия и похож на притчу.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Война, уничтожившая все человечество кроме одного спасшегося главного героя, который получил непонятно откуда возможность творить, создавать города, горы, реки. Но так-как мужчина без женщины никуда, то появилась и женщина: или действительно прятавшаяся на его корабле, или созданная им во время сна, или данная ему кем-то выше, как и его способность творить. Хороший рассказ, но до лучших рассказов Шекли не дотягивает, да и историй про Адама и Еву хватает.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поразило то, что многие в своих отзывах пишут в первую очередь о женщине, созданной ГГ, о том, как хорошо иметь его способности и т.д. Плоско мыслите, господа. На мой взгляд, один из самых серьезных рассказов автора. Один из немногиз расскозов, где Автор пишет непосредственно о последствиях ядерной войны, а не о том, как Человечество к этому шло. Советую читать вместе с гениальнейшим «Складом миров» того же Шекли.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный рассказ.

Рассказ о последнем человеке нашей цивилизации. Очень тонко и ярко передано чувство Одиночества человека во вселенной.

Как мне кажется, все что было в рассказе это предсмертный бред умирающего человека. Откуда у него взялись эти способности творить? Конечно только в его предсмертных фантазиях. Душа отделяясь от тела стремилась создать то самое лучшее что было в его памяти. В его воспоминаниях переплелись и Библейский рай и Любимая женщина которую сам себе и создал. Перед смертью его Разум цеплялся за лучшее что могло бы быть в его жизни, поэтому и умер с улыбкой на губах и светлым чувством надежды.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что будет после конца света? Благодатная тема для любого писателя в жанре фантастики.

Шекли описывал мир после катастрофы не раз. Но этот рассказ, мне кажется, немножко не об этом, а о том, что делать с одиночеством, можно ли научиться жить наедине с самим собой или попытаться «включить» свою фантазию и уверовать в нее.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один на всей планете -- мрачноватая перспективка. По ярким идеям Шекли нет равных, особенно если учесть, как давно был написан рассказ. Казалось бы, тема ядерной войны не так актуальна -- а ведь с тех пор в мире мало что изменилось. Интересны и сомнения героя по поводу девушки. При желании можно покопаться и вытащить не одну философскую мысль. Перевод А.Волнова, придраться не к чему, разве только опять курсив в прямой речи :wink: Очень красиво сделано описание волшебного города.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный признак писательского мастерства, или, если угодно, таланта автора является многовариантность трактования его текстов.

Этот рассказ отличный повод ещё раз об этом вспомнить.

Что мы видим на страницах «Попробуй докажи»? Агонию последнего человека на Земле? Образы его помутившегося в результате глобальной катастрофы сознания?

Или перед нами начало Новой истории человечества? Обретение, так сказать, Адамом своей Евы? А может мы лицезреем рождение нового Творца и первые акты его Творений? И создал он женщину... по памяти своей и образу своему...

Что мы прочли? Психоделику или мейнстримную постапокалиптику? Новый апокриф?

Читайте. Решайте. Выбирайте свой вариант. У вас он может быть свой.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё-таки есть шанс на выживание цивилизации — даже после уничтожения всего и вся на планете. Прекрасный сюжет -герой в растерянности -он уверовал, что он один остался и тут такой подарок судьбы. Надежда на то, что хоть эти двое оставшихся не наплодят снова людей с умом зверей.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный рассказ. Вроде говорит от автора Бог, но в то же время он признаёт, что не является Богом, хотя всё говорит о нём как о главном творце всего человечества и самого мира. Зарождение всего сущего, но... рассуждения творца в один момент касается еды и крутятся вокруг гамбургеров и прочего фастфуда. Добавляет странности и причастность к войне самого героя, ведь он говорит о своём корабле и прошедшей войне.

Возможно, сюжет рассказа — это рассуждения единственно выжившего человека, который создаёт новый мир взамен уничтоженного атомной войной. История мира идёт на новый виток. Вероятно, именно это было задумкой, но всё равно рассказ остаётся восприниматься странным.

Скорее всего, это просто один из тех рассказов Шекли, который вышел в первые годы его творчества, но опубликован был только после издания более новых рассказов, сделавших его известным.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путанный, непонятно что хотел сказать автор, явно не лучший его рассказ, написанный, видимо, под заказ. Хотя мастерство и прослеживается. Но, увы.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх