FantLab ru

Юлия Остапенко «Легенда о Людовике»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
40
Моя оценка:
-

подробнее

Легенда о Людовике

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Суккубы, оборотни, ведьмы, Сатана — просто обычные части повседневной жизни короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов, одного из величайших королей Средневековья. Чудятся они ему? Или само время его жизни таково, что фантастическое в нем полноправно сосуществует с обыденным?

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 490

Активный словарный запас: низкий (2588 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 97 знаков, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Легенда о Людовике
2010 г.
Легенда о Людовике
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

13 век и Людовик Святой не слишком избалованы вниманием писателей. «Проклятые короли» Дрюона жили веком позже, но аналогия с ними приходит в голову первой, потому что близки эпохи и жанр − достаточно серьезный исторический роман.

Роман составляют последовательные эпизоды из жизни короля, начиная с его восшествия на престол в отроческом возрасте. Эта фрагментарность несколько мешает целостному восприятию книги, но, наверное, так было задумано, чтобы представить этапы становления личности короля. Образ Людовика показан глазами его близких − матери, жены, брата и друга, поэтому для читателя остается загадкой, что на самом деле за душой у «святого» короля. По крайней мере, я его не до конца поняла.

Короли в истории были разные. Были тираны, самодуры, безумцы, короли-завоеватели и короли-марионетки. Людовик Девятый − король, после смерти канонизированный католической церковью. В романе он старается поступать во всем согласно христианским заповедям. Он соблюдает посты, занимается тяжелой работой, омывает ноги нищим в Чистый четверг, вершит справедливый суд и наказывает нерадивых церковников, он как великую милость предлагает любимой дочери поступить в монастырь. Он организует крестовые походы во славу Господа. Первый из этих походов описан подробно с его бессмысленностью, безнадежностью и парадоксальными выводами о воле Божьей, к которым привела Людовика неудача. Но нет ли особой гордыни в этом стремлении к святости? Может ли любовь к Богу быть выше любви и простого внимания к жене, детям? Как любого средневекового святого, Людовика преследуют дьявольские искушения − как раз это показано в мистических эпизодах. В средние века вера в дьявола, ведьм и демонов была естественной, мистика могла бы очень органично вписаться в роман, но этого не произошло. Мистические эпизоды в книге сами по себе хороши, но среди вполне реалистичного повествования кажутся чужеродными вставками.

Психологические моменты удались автору, как всегда, хорошо, особенно в первой части книги. Это образ матери короля Бланки Кастильской, ее борьба за власть, вечная тема отношений свекрови и невестки. Хороши и психологически достоверны второстепенные персонажи. Но до «Тебе держать ответ» эта книга не дотягивает ни глубиной проработки центрального персонажа, ни напряженностью и динамичностью, которых здесь не хватает. Тем не менее, книгу можно читать как неплохой исторический роман об эпохе, которая не очень широко освещена в художественной литературе.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это попытка написать портрет идеального католического монарха.

Попытка с одной стороны вполне успешная, но с другой стороны — не слишком детальная.

Я бы сравнил этот портрет с акварельным эскизом перед созданием настоящего, масляного портрета. Разложены краски по листу, прочерчены контуры фигуры, но еще требует напрячь воображение (и порой изрядно напрячь), чтобы рассмотреть за этими пятнами краски и карандашными штрихами — настоящего, живого человека. Может быть, только лицо кажется уже почти завершенным, почти можно узнать...

Детали и мелочи. Подмалевок и лакировка. Этого всего нет.

Сработано крупными мазками — вот мать, волевая и умная, вот нечисть, искушающая и злобная, вот графы, вот епископпы, вот сарацины. Вот вера, рядышком фанатизм, вот сомнения, вот игра в религиозность. Ко всякой вещи и ко всякому движению души можно смело прикреплять бирку с подходящей надписью.

Но ведь в реальности так не бывает. Всегда есть переходы, полутона, тени. Бытие человека — это не картинка-раскраска. Достаточно взгляднуть на «Проклятых королей»

Разумеется, перед нами не биография, а легенда — и автор вполне ясно указывает на это в названии. Но в том-то и вся соль, что для вот такой лененды — имхо — это слишком длинно. Как там у Акутагавы Рюноске: короткое продолжение известнейшей японской легенды, почти сказка, и только одна фраза в конце «Будьте счастливее меня!» — и все становится ясно. Эта же вещь подогнана под книжный формат. А если полноценный роман, то надо куда как тщательнее прослеживать эволюцию человека и эволюцию его окружения.

Но в целом — очень неплохо. Если кому интересны религиозно-психологические коллизии Средневековья, я бы рекомендовал к прочтению.

Разумеется, с поправкой на кареты и канареек, которых, если я не ошибаюсь, тогда во Франции было не сыскать.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно сказать, мне повезло, что я не смогла прочесть эту книгу сразу после «Тебе держать Ответ». Думаю, тогда планка моих ожиданий была бы поднята до небес, и «Легенда» однозначно не смогла бы до неё дотянуться. Однако, волею судьбы, мои руки дошли до книги гораздо позже, и я уже не ждала произведение, способное переплюнуть «Ответ» или сравняться с ним, я ждала просто хороший роман. И, в общем-то, получила ожидаемое.

В центре всего произведения – фигура короля Франции Людовика IX, которого читатель видит глазами различных персонажей. Герой выбран, по моему мнению, удачно: долгий срок его правления позволяет показать и придворные интриги, и крестовый поход, и непростые отношения власти и религии в тот исторический период, и реформы и преобразования...но всё это, несмотря на детальность экскурсов в политику или экономику, остаётся только фоном, на котором изображается личность святого короля. И мистические элементы тоже остаются только фоном, причём, как и почти всегда в произведениях Остапенко, проявления магии явно не относятся к сильным сторонам романа. Они скорее выбиваются из общей канвы, чем органично вплетаются и обогащают её.

Сюжет в данном случае тоже нельзя назвать безупречным: неизбежная отрывочность эпизодов (учитывая, какой значительный временной промежуток охвачен, иначе и быть не могло) порой оставляет недосказанность и смазывает впечатление, интриги в общем её понимании в романе нет вообще, как и каких-то особо ошеломительных и непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Сюжет тоже служит лишь одной цели: показу личности героя. Ей же служат и образы других персонажей, которые, в общем и целом, удались, но раскрыты ровно настолько, чтобы оттенять Людовика. И я бы сочла такую узкую направленность всего произведения недостатком, не будь в книге действительно удачных и сильных сторон: отличного языка, красивых описаний, точно подмечаемых деталей и расставленных акцентов, а также нескольких сцен/линий, которые выстроены столь грамотно, что их хочется перечитывать снова и снова ради них самих, а не ради того, чтобы в очередной раз убедиться в фанатичном стремлении короля к святости. Лично мне особо приглянулась сцена в замке сира де Куси – мрачная, недобро напряжённая, притом не лишённая ноток иронии и даже сатиры.

И ещё в романе есть атмосфера, по крайней мере, мне удалось её прочувствовать и на какое-то время удержать после завершения чтения. Атмосфера спокойной холодной грусти и одиночества, принятого как должное.

Тем, кто ценит историчность и мрачновато-аскетичный средневековый антураж, кто не боится длинных описаний и диалогов, кто любит подмечать нюансы, характеризующие героя/героев и помогающие глубже проникнуть в суть образов, кто не требует от книги постоянного экшена и непременного наличия запутанного сюжета, «Легедна о Людовике» может быть смело рекомендована к прочтению.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странно, что так мало отзывов. Книга, во всяком случае, заслуживает прочтения. Она написана прекрасным языком, в ней есть сюжет и есть атмосфера, а ведь все это по нынешним временам бывает не часто. Более того, здесь есть интересные мысли, что встречается еще реже.

А еще здесь есть рассказ о том, каково это — святой в роли мужа, короля, полководца, отца. О том, есть ли для правителя разница между искренностью и пиаром, когда уже даже самый близкий друг говорит королю: «Никогда, сир, вы не могли хоть немножечко без театра». О том, прав ли юноша в зеленом, когда уверяет: без этой святости Людовик мог бы стать и прекрасным человеком, и прекрасным королем. И даже прекрасным христианином. Словом, перед нами — история человеческой души. А суккубы, демоны и прочая фэнтезятина здесь настолько внешнее, что о ней и говорить не стоит.

P.S. Не ставлю 10 из-за некоторой затянутости романа и еще из-за того, что, сосредоточившись на Людовике, некоторые симпатичные боковые линии сюжета автор просто оборвала.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, если сначала читать было интересно, то потом все скучнее и скучнее. Весь роман строится из очень подробных эпизодов, разделенных большими промежутками времени. Коронация Людовика и встречаемся мы уже через 2 года. Победа над вельможами — и прошло 4 года. Свадьба — и прыжок через 6 лет. К тому же начало истории показано со стороны Бланки Кастильской, продолжение — со стороны Маргариты Прованской. Пожалуй, будучи чисто историческим, роман был бы целостнее. Редкие вкрапления магии выглядят чужеродными и особого впечатления не производят, так как не видно последовательности в ее проявлениях.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хаецкая в одной из рецензий на книгу Ю.Остапенко (другую) пишет: «Книги Юлии Остапенко либо очень нравятся, либо не нравятся совсем. И не потому даже, что они хороши или плохи; они или для Вас, или вообще не для Вас.» Вот это , как раз тот случай, книга показалась мне просто неинтересной, характеры не раскрыты, но это не интригует. Как будто не люди, а картоные шаблоны. Я считаю себя несомненным поклонником творчества Юлии Остапенко, но, скорее раннего. «Лютый осторов» и «Легенда о Людовике» оставили совершенно равнодушной.

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на недостатки построения сюжета, отмеченные elent, книга очень увлекательная. С удовольствием читала от начала до конца, теперь даже жалко, что уже всё. Очень умно, психологично, атмосферно.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман воспринимается не как фэнтези, а как исторический роман.Очень достойно и, пожалуй , понравилось больше остальный произведений этого автора

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх