fantlab ru

Бернгард Келлерман «Туннель»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
69
Моя оценка:
-

подробнее

Туннель

Der Tunnel

Другие названия: Тунель; Тонель; В туннеле

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Этот роман Келлермана, классический образец «производственной фантастики», появившись в 1913 году, сразу же стал бестселлером и принёс автору мировую известность.

Главный герой книги, талантливый инженер и изобретатель Мак Аллан, человек огромной энергии и выдающихся организаторских способностей, стремится воплотить в жизнь свою мечту — построить под Атлантическим океаном туннель, соединяющий Европу и Америку. Для постройки туннеля нужны огромные средства, которые изобретатель добывает, заинтересовав своим замыслом, в перспективе сулящим огромные же прибыли, представителей большого бизнеса. Однако, разумеется, это не последнее препятствие, стоящее на пути создателей подобного инженерного шедевра.

© vgi
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Переводы романа:

1913 — Бюллетени литературы и жизни. 1913. Сентябрь. N 2

1913 — ж. "Новое слово" №№ 11, с.64-90, № 12, с.61-75

(1913) — СПб.: М. М. Гутзац, 328 стр. (В туннеле)

1914 — альм. "На суше и на море" кн.5, с.4-40, № 6, с.3-47, сокр. Э. Пименова

1914 — сс. "Собрание сочинений в 4-х тт.", т.4, СПб.: Прометей, 404 стр.

1915 — М.: АО "Универсальная б-ка" (Универсальная библиотека № 1065-1069), 428(4) стр., Э. Пименова (3-е изд.)

1916 — М.: тип. АО "Московское изд-во" (Библиотека романов) (Беспл. прил. к газ. "Трудовая копейка" за 1916 г.), 92 стр. (Туннель под океаном)

1918 — М.: Универсальная б-ка (Универсальная б-ка № 1065-1069), 428(4) стр., Э. Пименова (5-е изд.)

1918 — М.: ВЦИК сов. раб., с., к. и крест. депут. (Общая б-ка № 14), 428(4) стр. (Э. Пименова)

1922 — М.: Гос. Изд-во (Всеобщая б-ка № 8), 429(3) стр., Э. Пименова

(1922) — Берлин: Русское творчество, 352 стр., А. Ф. Даманская, З. Журавская

1923 — М.-Пг.: Гос. Изд-во, 218 стр., Э. Пименова

1923 — авт.сб. "Заживо погребённый. Через трупы" М.: , стр. (два отрывка из рм)

1925 — М.: Изд. ВЦСПС, 136(8) стр., сокр. Ф. Гладков

1925 — М.: Труд и книга, 357(11) стр., Э. К. Пименова

1925 — М.: Рабочая газета (Беспл. прил. к газ. "Рабочая газета"), 158 стр., перераб. З. В.

1926 — Л.: Гос. Изд-во (Книга для Комсомола), 49(3) стр., сокр. Э. К. Пименова (рис. А. М. Литвиненко)

1926 — Л.: Мысль, 390 стр., С. В. Ромм, ред. Э. Пименова

1926 — Л.: Мысль, 341(3) стр., С. В. Ромм, ред. Э. Пименова (2-е изд.)

1927 — М.-Л.: Госуд. изд-во, 429(3) стр., Э. Пименова (т. 7000) (в перепл.-папке, худ. П. Алякринский)

(1927) — Л.: Прибой (Б-ка для всех) (Дешёвая б-ка № 101), 462(2) стр., Э. Пименова (т. 15 000)

1927 — М.-Л.: Гос. изд-во (Дешёвая б-чка. Для детей среднего и старшего возраста), 16 стр. (отрывок "Шахта дяди Тома") (т. 50 000)

(1929) — ж. "Роман-газета" (М.: Московский рабочий) № 11(41), 61(3) стр.

1930 — М.-Л.: Гос. изд-во (Для детей старшего возраста), 15(1) стр. (отрывок "Шахта дяди Тома") (рис. А. Щербаков) (т. 75 000) (2-е изд.)

1930 — сс. "Собрание сочинений в 6-ти тт.", т.1, М.-Л.: Земля и Фабрика (Прил. к ж. "30 дней"), 267(5) стр., авториз. З. А. Вершинина

1932 — М.-Л.: ГИХЛ (Дешёвая б-ка ОГИЗа), 320 стр., авториз. З. А. Вершинина (т. 80 000) (пред. акад Г. Кржижановского)

1935 — авт.сб. "Избранные произведения. т.2. Туннель" Л.: ГИХЛ, 284 стр., П. С. Бернштейн (т. 10 300)

Туннель [Текст] : Отрывки из романа : Книга для чтения на нем. яз. в 10-х классах средней школы / Бернгард Келлерман ; Отбор текста, подзаголовки, пояснения и словарь З. Л. Веденьевой Москва : Учпедгиз, 1952

Туннель [Текст] : Отрывки из романа : Книга для чтения на нем. яз. в 10-х классах средней школы / Бернгард Келлерман ; Отбор текста, подзаголовки, пояснения и словарь З. Л. Веденьевой Москва : Учпедгиз, 1956

1980 — Краснодар: Советская Кубань, 335(1) стр. (мяг. обл.)

1984 — Донецк: Донбас, 264 стр., П. С. Бернштейн (то же, 1988, 278 стр. ISBN 5-7740-0023-0)

1986 — Киев: Молодь, 270(2) стр., А. Логвиненко

В 1924 г. Всеволод Мейерхольд поставил спектакль по роману Келлермана "Туннель"


Входит в:

— журнал «Новое слово 1913`11», 1913 г.

— журнал «Роман-газета, 1929, № 11», 1929 г.


Экранизации:

«Der Tunnel» 1915, Германия, реж: Уильям Вауер

«Der Tunnel» 1933, Германия, Франция, реж: Кёртис Бернхардт

«Туннель» / «Le tunnel» 1933, Германия, реж: Кертис Бернхард

«Трансатлантический туннель» / «The Tunnel» 1935, Великобритания, реж: Морис Элвей



Похожие произведения:

 

 


В туннеле
1913 г.
Туннель
1917 г.
Туннель
1923 г.
Туннель
1925 г.
Туннель
1927 г.
Туннель
1927 г.
Туннель
1929 г.
Туннель
1930 г.
Шахта дяди Тома
1930 г.
Келлерман Бернгард. Избранные сочинения. Том 2
1935 г.
Туннель
1958 г.
Туннель. Город Анатоль
1960 г.
Туннель
1961 г.
Туннель. Пляска смерти
1978 г.
Туннель
1981 г.
Туннель
1981 г.
Туннель
1983 г.
Туннель
1983 г.
Туннель
1988 г.
Туннель
1988 г.
Туннель. Голубая лента
1988 г.
Туннель
2023 г.

Периодика:

Новое слово 1913`11
1913 г.

Издания на иностранных языках:

Der Tunnel
1913 г.
(немецкий)
The Tunnel
1915 г.
(английский)
The Tunnel
1915 г.
(английский)
Тонель
1927 г.
(украинский)
Der Tunnel
1963 г.
(немецкий)
Тунель
1986 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении постоянно ловил себя на мысли, что «Туннель» один в один плоть от плоти драйзеровской трилогии про финансиста. Если убрать фантастическую составляющую про тысячи километров на глубине 6 километров под океаном, то в остальном, это роман про прикладной американский капитал начала двадцатого века. Поначалу удивлялся интернациональному единству. а потом глянул на год написания — ещё до Первой Мировой и этот момент объяснился. Некоторые места очень сильно цепляли. Например, звериная злоба пролетариата. Все-таки нас со времен советского детства приучали к противоположной точки зрения.

Возможно, здесь есть грехи с точки зрения прописания характеров героя (уж больно они однофункциональные) или оющей композиции, словно туннель. ограниченной искуственными рамками, хоть весь роман как спектакль на сцене ставь — и проблем с локациями не будет. Но самое произведение достаточно любопытное и даже поучительное.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю почему роман засчитали в «производственную» фантастику, ибо это самое глубоко психологическое произведение, где столкнулись страсти человеческие, где стойкость и выдержка проходят проверку на прочность, а способность достигать цели измеряется тысячами человеческих жизней. По размаху проекта он может быть сопоставим лишь с проектами коммунистической России, равно, как и с жертвами. Цель — это все, жизнь, лишения и потери — это ничто, по сравнению с целью. Трагедия людей на фоне супер туннеля, разве это «производство»? Роман поражает своей масштабностью, набором героев с их реалистичными поступками и характерами, сюжет сверхнапряженный, динамика и события завораживают и увлекают. Произведение неординарное и заслуживает своего места в коллекции.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/764187.html

Библиография Бернгарда Келлермана не так давно появилась на Фантлабе. Тогда меня заинтересовала аннотация «Туннеля», но не более. И вот пару месяцев назад, проходя мимо старенькой библиотеки к своей работе, я увидел книгораздаточный шкаф. Там было очень много томиков стихов советских среднеазиатских поэтов, но в какой-то момент в глаза бросилось название «Туннель». Оставалось только усмехнуться и прихватить книжку с собой.

Это достаточно странное произведение. Келлерман писал его в 1913ом году, когда было еще далеко до революций, реакции и верденской мясорубки. Америка с ее комплексом selfmade-man'ов с одной стороны и плавильным котлом трудовых коллективов с другой смотрится здесь прочным фундаментом для социальных преобразований. Чего только стоит предложение главного героя сделать туннель достоянием всего человечества. Но я забегаю вперед...

Основное действующее лицо вынесено в название. Однажды молодой промышленник предлагает и обосновывает грандиозный проект — строительство туннеля, который должен соединить Америку с Францией. Связи помогли ему пробиться со своим стартапом к группе банкиров и промышленников, которые поддерживают его деньгами после определенных колебаний. Стройка начинается в полном соответствии с предложенным планом, но в определенный момент резко наступает осень инженера: катастрофы на стройке, бунт рабочих, семейная трагедия, биржевой крах, уголовное преследование... Только крепость духа и помощь друзей помогают главному герою постепенно вытянуть свою идею.

В человеческом плане роман рассказывает о жизни творца, поглощенного своим проектом. В какой-то момент главный герой даже спрашивает себя: отказался ли бы он от своего труда ради семьи и вынужден ответить правду — нет. Работа постепенно разрушает его семью и здоровье, но он продолжает двигаться вперед. Если бы главный герой лишился бы всего из-за роковой красавицы («Тихий Дон», «Касабланка», «Анна Каренина» и т.д.), то это была бы еще одна банальная история, на которую можно было бы сходить с девушкой в кино, но здесь получилось нечто более редкое — трагедия из-за страсти разума. Образ инженера как трудоголика появился еще 100 лет назад. Прошло совсем немного времени, и он переродился в сумрачного гения на службе у вождей.

Сам инженерный проект интересен до сих пор, чего уж говорить еще о теплом ламповом веке, столь обожаемом фанатами паропанка. Однако роман был написан с умопомрачительной верой в силы мировой экономики, которая хоть и может одним колебанием разрушить судьбы десятков тысяч людей, но продолжает жить несмотря ни на что. В первую очередь на политику. Роман написан в 1913ом, но судя по всему действие было отнесено в будущее. По словам одного из героев, туннель под Ла Маншем должен был быть построен через год после начала истории. В нашей вселенной о нем вновь начали задумываться в 1919ом, но проект не прошел. А чуть ранее в романе упоминается строящийся туннель под Беринговым проливом, что совсем уж курьезно... Главный герой собирался воплотить свою идею за 15 лет — 15 лет тишины, которых в нашем мире не было и в помине. Для успешности нужен был мир, в котором не было ни Первой мировой войны, ни Октябрьской революции, ни Великой депрессии, ни фашисткой реакции, снова закалившей национальные границы в Европе.

Итого: Хороший невикторианский паропанк, прямое наследие романов XIX века. Трагедия жизни, положенной на алтарь человечества. Практически песня человеческому гению, поднявшемуся из низов и покорившему мир ценой собственного счастья. Ведь так далеко еще было до газовых атак, которые появились благодаря другому гению по имени Франц Габер.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время читая этот роман, был потрясен описаниями, в каких нечеловеческих условиях реализовывался проект века по строительству тоннеля. Динамика повествования, накал страстей, упорство в преодолении сложнейших технических и природных проблем поражали. Роман четко вбивал мысль о том, что любую проблему в преобразовании природы решить можно, но только путем жертв и страданий, и не всегда победа может быть сладкой. Но она все-таки приносит удовлетворение. И грусть. Книжку эту отличал напряженный сюжет, приключенческая интрига. Надо будет попробовать перечитать. Интересно, как она воспринималась бы сегодня.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх