fantlab ru

Майкл Крайтон «Парк юрского периода»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
921
Моя оценка:
-

подробнее

Парк юрского периода

Jurassic Park

Роман, год; цикл «Парк юрского периода»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

Эксцентричный учёный-миллионер Хэммонд выкупил остров у побережья Коста-Рики для того, чтобы построить там уникальный реликтовый парк, который он собрался заселить (да, да, не удивляйтесь) живыми динозаврами. Уникальные возможности генетики и биотехнологий позволили воспроизвести как травоядных, так и хищных особей. До открытия небывалого аттракциона под названием «Парк Юрского периода» остаются считанные дни и Хэммонд приглашает двух известных учёных-палеонтологов посмотреть на своё детище. Но череда роковых случайностей приводит к тому, что обитатели парка оказываются на свободе и перед людьми остро встаёт вопрос выживания и спасения.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Jurassic Park / Congo», 1993 г.

— сборник «Michael Crichton’s Jurassic World», 1997 г.


Награды и премии:


лауреат
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1992 // Зарубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (США)

Экранизации:

«Парк Юрского периода» / «Jurassic Park» 1993, США, реж: Стивен Спилберг



Похожие произведения:

 

 


Парк юрского периода
1993 г.
Парк юрского периода
1993 г.
Парк юрского периода
2001 г.
Парк юрского периода
2005 г.
Парк юрского периода
2010 г.
Парк юрского периода
2013 г.
Парк юрского периода
2015 г.
Парк юрского периода
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Парк юрского периода
2020 г.
Парк юрского периода
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Jurassic Park
1990 г.
(английский)
Парк юрського періоду
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в Парк Юрского периода!

«Парк Юрского периода» — один из самых захватывающих триллеров, когда-либо написанных, поскольку мистер Крайтон мастерски увлекает читателя вступительным описанием компании генной инженерии и жертвы велоцираптора.

Эксцентричный миллиардер Джон Хаммонд владеет биоинженерной фирмой, которая занимается воссозданием динозавров с целью создания парка развлечений — первого в своем роде. Но инвесторы этого амбициозного проекта обеспокоены недавними событиями (в частности, из-за смерти нескольких рабочих из-за «несчастных случаев на строительстве», расследований Агентства по охране окружающей среды и нападений мелких динозавров на близлежащих островах) и хотят услышать не зависимое мнение. Юристы Хаммонда советуют привлечь экспертов со стороны. Они приглашают палеонтолога Алана Гранта, аспиранта-палеоботаника Элли Саттлер, известного математика и теоретика хаоса Яна Малкольма и юриста от инвесторов Дональда Дженнаро посетить парк. То, что задумывалось как ознакомительная поездка в выходные, вскоре оборачивается кошмаром, когда системы парка дают сбой.

Ну, давайте просто скажем, что все пошло не так, как планировалось. Я смотрел фильм миллионы раз! Книга так сильно отличается от фильма. Фильм представляет собой визуальное зрелище, рассказывающее авантюрную научно-фантастическую историю. Во время просмотра фильма вы будете кричать «ура, динозавры». В романе (почти) рассказана та же история, но он полностью сосредоточен на другом: науке. Автор — человек умный, эрудированный и это позволяет ему строить сюжет на многих теориях и фактах.

Те, кто читал мои предыдущие рецензии, мог заметить, что мне нравится фантастика с философским уклоном, размышлениями о науке. Сама идея создания жизни из ничего, опасности неконтролируемого развития и доказательство того, что человек не может держать играть в Господа Бога без последствий, кажется мне довольно интересной. Мне понравился стиль письма Крайтона — рассказ с вкраплениями научных теорий и объяснениями. Кроме того, есть здоровая порция теории хаоса, эволюции и выживания динозавров. Слабой составляющей книги оказались персонажи, в фильме они выглядят гораздо более харизматичными. Возможно, книга не такая захватывающая, как фильм, но она чертовски более содержательная и информативная!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение, а после фильма, то даже и определённо культовое. Крайтон возродил динозавров в современном мире. При чтение вживаешься в придуманный мир, сопереживаешь героям, вникаешь в теорию хаоса по Малькому. Но вот определённо не самое интересное у Крайтона, что я у него читал. Проблема в том, что вместе с неоспоримыми заслугами, автор его ощутимо недоработал. Я даже слышал мнение, что ляпы и недоработки у Крайтона — фирменная фишка. Не возьмусь это утверждение обобщать на всё творчество автора, но к Парку юрского периода, оно относится в полной мере.

Роман не просто приключенческий экшен, где динозавры ожидаемо будут охотиться на своих создателей, чтобы их сожрать. Роман оснащён и философской подоплёкой, так любимой автором: новые бесконтрольные, бездумные достижения науки и технологии несут человечеству существенную опасность. В данном романе такая технология — это генная инженерия, автор даже утверждает, что опасность генетики может превышать опасность, которую несут в себе ядерные технологии, а человечество, находя себе новую игрушку, не осознаёт и даже не пытается осознать, чем может быть чревата эта новая возможность. Когда, где-то в конце романа, у Ияна Малкольма уточняют, что бездумный человек может уничтожить Землю, Иян ухмыляется в духе: Земля существовала и будет существовать — человечество может исчезнуть само.

Философская часть построена на противопоставлении идей, теории хаоса в изложении математика Малкольма и владельца парка, его коммерческого вдохновителя Хэммонда. Первый утверждает, что всякая сложная система неконтролируема и обязана развалиться, тогда как Хэммонд носится с идеей застроить Землю эксклюзивными парками развлечений с живыми доисторическими динозаврами, каких больше ни у кого нет. По книге Хэммонд неправ и его съедят, и хотя автор изобразил этого престарелого коммерсанта явно не позитивным персонажем, я, как читатель, в этом противостоянии вынужден принять сторону Хэммонда, и в этом вижу самый большой прокол и недоработку произведения, если хотите передёргивание. Да, мне претит, такая черта старика, как бездумная жажда наживы. Да, я согласен с доводами Малкольма о неосторожности и тупости человечества. Но это не отменяет главного и не опровергает теорию хаоса: при должном развитии и осторожности человечество в состоянии строить и организовывать проекты всё возрастающей сложности. И я уверен, заимей мы детёнышей настоящих динозавров, такой парк, по задумке Хэммонда, мог бы быть построен и успешно функционировать. Тут вопрос только времени и продуманности.

Дело в том, что автор умышленно или по незнанию упускает такой обязательный параметр современных сложных систем как «обратная связь», без которой они действительно успешно разваливались бы. Ведь взять хотя бы такую простую и повсеместную вещь как мосты, по теории Малкольма они обязаны рано или поздно развалиться. И это действительно так, более того, периодически то там, то там случается разрушение или даже катастрофа, но это никак не заставит человечество от них отказаться:). А та же атомная станция без постоянной обратной связи по слежению за параметрами ядерной реакции и их постоянной коррекции и возвращению в заданные рамки, тоже не смогла бы функционировать.

Так и парк, надо было иметь достаточный персонал, протоколы и средства на случай даже гипотетических ЧП, системы безопасности с двух-, трёх-кратным перекрытием. А то что мы наблюдаем на страницах романа, это какой-то детский сад. Особенно убивает супер-компьютерная система (кстати выглядит достаточно наивно), которой никто в парке не владеет, кроме одного специалиста, которого нужно выписывать с материка. А потом с нею со второй попытки управляется подросток. Убивают некоторые эпизоды с поведением людей, они то выходят погулять, зная что по территории бесконтрольно бродят динозавры (тот же Хеммонд...), то лезут считать скорлупу в гнездо к рапторам, которые только-только растерзали нескольких из их комманды. Кстати, а что им та скорлупа дала? — всё равно их вывезли, а войска занимавшиеся зачисткой, даже не предупредили о гнезде...

Поведение динозавров: они то в упор не замечают людей, когда автору это выгодно (в том же гнезде), то преследуют их с каким-то маниакальным упорством. Ну зачем тиранозавр преследовал палеонтолога и детей добрую половину парка, имея возможность и поесть и поохотиться на более сытную живность? Кстати, потом его нейтрализовали на час, прошло полдня, но автор за него забыл и тиранозавр больше так и не появился. Рапторы так же маниакально грызут железные решётки на окнах и лупятся в двери и окна. Я бы ещё понял, если бы это был третьесортный ужастик. Но для технотриллера Крайтона, разве не логичнее существам вырвавшимся на волю, сразу этой волей воспользоваться — уйти в лес и поле, ведь там тоже есть пища и она более доступная.

Но самым неубедительным было поведение вздорной девочки Лекс. Да, я понимаю, что по сюжету это вздорный и избалованный ребёнок. Но в экстремальной ситуации поведение даже таких личностей будет другим — спрятаться от опасности, схватиться за соломинку, в конце-концов слушаться, что тебе говорят, иначе съедят. А что в итоге — раздаёт всем советы в самых неподходящих условиях и требует мороженного. При этом вместо того, чтобы её жестко поставить на место и спасать собственную жизнь, персонажи стараются ей потакать и удовлетворять её хотелки — ведь это же внучка хозяина! Хэммонда, кстати, совершенно не беспокоит судьба собственных внуков, что тоже выглядит неубедительно, как недоработка.

Таким образом я колебался между 7 и 8, но за идею и первенство Крайтона в деле возрождения динозавров, поставил 8.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научно-популярный фантастический роман с элементами триллера образца 1990 года. Весьма удачно экранизированный. Отмечу, что успех фильму Спилберга принесло тщательное — в структурной части — соответствие книге. Отклонений немного, и те касаются в основном судьбы некоторых персонажей, а также размышлений ученого Яна Малкольма. Конечно, с позиций сегодняшнего дня существование парка динозавров, никем не замеченного (крошки апатозавры и тираннозавры) ни с воздуха, ни из космоса, выглядят весьма наивно, как и отсутствие мобильной связи, и сопутствующих этому проблем, но на момент написания такая ситуация была теоретически вероятной. В результате интрига произведения в романе (это уже не спойлер, ибо фильм очень близок к оригиналу в части детективной составляющей) — невозможность связаться с внешним миром и экскурсантами, уже малоактуальна. Тем не менее, есть и выгодные отличия книги от фильма. Прежде всего это научпоп, мне так и вспомнилась учеба, программирование и прочая молодость. А для подростков это ещё и подробности про динозавров с точки зрения палеонтологии тех лет. И конечно, напряжённый, полный драматизма сюжет, более суровый чем в фильме для некоторых персонажей. Рекомендую

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга, показывающая, что не стоит шутить с технологиями и природой. Однажды, человек научится у нее. А пока это прекрасный триллер, лучше семейного фильма на его основе

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая вещь, отличный технотриллер, как , впрочем и большинство романов Крайтона. Книга и фильм разные, кому то больше нравится фильм, кому то больше книга, но оба произведения достойны внимания

Всем любителям научной, техногенной фантастики, любителям динозавров и разных доисторических ящеров и просто хороших романов — рекомендую!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка построенная по достаточно стандартной для крайтоновского технотриллера схеме. Выбирается относительно новая для человечества технологическая отрасль и начинается пугание последствиями безответственного отношения занятых в ней учёных к результатам своей деятельности. Тут под каток попала генетика.

Как триллер это наиболее удачное произведение автора. До момента прибытия главных героев в парк умело нагнетается напряжение нарастающим количеством свидетельств таинственного мероприятия. Затем напряжение умело поддерживается каскадом непредсказуемых проблем уже в самом парке и состоянием непрерывной опасности для ГГ. Хорошим штрихом являются эпиграфы к главам с описанием проявления своих непредсказуемых свойств комплексной системой. Видно биологическое образование автора, технологии описаны с подробностями и очень наукообразно.

Как поучительная история о опасностях безответственного использования новых технологий, роман откровенно слаб. Неприятности, которыми нас пугают в книге, вызваны не учёными, а недальновидными владельцами парка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все проблемы в парке произрастают от странного желания владельцев многомиллионного предприятия экономить на персонале. При наличии достаточного количества ветеринаров за несколько лет работы в парке они бы точно заметили немалое количество молодняка, а при регулярных медосмотрах животных (как неоднократно нам сообщают герои, стоимость которых исчисляется миллионами долларов) заметили бы изменения половых признаков у некоторых из них. Странное нежелание следить за состоянием своих гигантских денежных вложений. Системных администраторов в парке тоже нет. Как осуществлялась приёмка сложной компьютерной системы тоже загадка, если её никто даже толком перезагрузить не может. Вся эта надуманность заставляет с ухмылкой относится к потугам автора на морализаторство об ужасах новых технологий.

Загадочные намёки и умничанье Иана выглядят смешно. Ничего особо сложного в анализе ситуации нет, никакая теория хаоса тут не нужна, ситуация достаточно универсальна для многих сфер человеческой деятельности — сложную систему пытаются контролировать не прилагая к этому особого старания и не привлекая специалистов. Что, впрочем, математик в конце концов и декларирует, разрушая свои же потуги запутать ситуацию.

В итоге имеем крепкий триллер со слабеньким смысловым наполнением.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный приключенческий роман. Можно отнести его и к жанру фантастики, но мне кажется, что остросюжетная приключенческая составляющая доминирует.

Очень кинематографичная вещь. И это не потому, что на ее основе снят великолепный фильм. Сравнивать роман с его экранизацией я не буду. Просто, произведение написано очень живым, ярким и образным языком, и поэтому, читая книгу невольно представляешь себе этот придуманный мир. А это достаточно редко встречается при чтении книг. Оживить главных героев, описать природу так, что читатель ощущает запахи и звуки ночного леса, слышит гул водопада и крики динозавров, сложная задача для писателя.

Данная книга очень образная и атмосферная. Читается легко, а оторваться от неё трудно.

Что мне не очень понравилось, так это то, что Крайтон ввёл в роман математика Яна Малкольма. По мне, данный персонаж лишний. Писатель этим пытается придать книге больше документализма и реалистичности. Но мне это было не нужно, в существование Парка юрского периода читатель итак легко верит. Жуль Верн и Конан Дойл тоже добавляли в свои романы образ героя-ученого. Это расширяет кругозор читателя, несколько популястически, но знакомит его с наукой. Но у Крайтона отступления в сторону теории хаоса, математического моделирования и прогнозирования мне показались ненужными и чужеродными. Они отвлекают от основного сюжета и нарушают целостность книги. Но это, как говорится, на любителя. Некоторым читателям , наоборот, нравятся такие дополнения, усложняющие произведения. Для меня же эта книга чисто развлекательна.

Ещё упомяну о достаточно большом количестве ляпов, неточностей. То остров в длину 8 км, а героям остаётся пройти до базы целых 15 км. То травоядные динозавры питаются пальмами, которые с трудом тоже воссоздали на генном уровне ( как? Об этом ничего не говориться.) То диназавры пьют воду из залива. Морскую, соленую?! И вот таких , скажем, неточностей и погрешностей в книге довольно много.

Хотелось бы поставить оценку повыше, ведь книга интересная. Но, создаётся такое ощущение, что автор ее не доработал. Исправить бы все ляпы и роман был бы великолепный. А так — просто хорошая книга.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

О, это гениальный роман. Это потрясающий, великолепный, гениальный роман! Это роман-приговор науке. Человеческой жадности, подлости, тупому упрямству, но в первую очередь — науке.

Приговор жадности и подлости — это Недри. В сущности, если бы он намеренно не саботировал систему, чтобы за десять минут заработать полтора миллиона, ничего бы не случилось. И гибель его мне кажется даже символичной — на него плюнул дилофозавр. Большего он не заслуживает.

Приговор тупости и упрямству — это Хэммонд. У него была мечта, да, детишки, восторженно пищащие при виде динозавров в его восхитительном Парке... Но при этом когда Ву предлагает ему сделать их более мирными, изменив генотип, он возмущается, ведь тогда они будут не настоящие, отмахиваясь от возражений Ву, что они и так искусственно изменены! Отмахивается от сбоев программы, непроверенности маршрута, всего, что может помешать вовремя открыть Парк. Что ж, по крайней мере ему было не больно, когда его ели... Кстати, умер тоже символично — его сожрали падальщики.

А приговор науке — это Малькольм.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Первоначально кривая дробной размерности практически не даёт представления о структуре математической модели, которую она призвана выражать.

ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ При последующих представлениях дробной размерности могут появиться неожиданные изменения направления прямой.

ТРЕТЬЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ С каждым новым представлением кривой, структура модели становится всё более и более подробной.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Скрытые недостатки системы неизбежно начнут проявляться.

ПЯТОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Кривая показывает, что недостатки системы становятся всё более и более серьёзными.

ШЕСТОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Восстановление системы может оказаться невозможным.

СЕДЬМОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Математика требует всё большей храбрости, чтобы смотреть в лицо скрытым последствиям.

Наука ради науки, приносящая уже больше вреда, чем пользы, цепляющаяся за иллюзию всезнания, гигантская дубинка, ударяющая хозяина, — вот наука, о которой говорит Ян. Наука не сможет уничтожить Землю, но сможет уничтожить человека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мы жили тут всего какое-то мгновение. И если завтра исчезнем, планета не будет по нам скучать.

Аминь.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда, когда читаю Крайтона, поражаюсь тому, насколько он разбирается в тематике. А ведь пишет на совершенно разные темы. Вот и эта книга, вроде бы остросюжетный триллер, но при этом такое погружение в детали, что это поражает.

После прочтения я не могу сказать, что фильм Спилберга так уж гениален, скорее он удачно перенесен на экран со страниц книги. И то, многие классные моменты были опущены или использовались в следующих сериях.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман доставил фана больше, чем фильм, благодаря тонко и психологично выписанным героям, тщательно проработанному сюжету, множеству научных объяснений и рассуждений, ну и просто отлично и кроваво описанному экшену, к-го в книге гораздо больше и жёстче. В общем, Крайтон в очередной раз не подкачал. Жалею, что не прочитал лет 20 с лишним назад (а ведь была возможность, но отнёсся тогда без особого интереса к книге), по другому б тогда оценивал фильм, в общем-то тоже довольно отличный. А вот продолжение понравилось в разы меньше, но об этом уже в соответствующей теме....

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Качество произведения стандартное для Крайтона — весьма высокое. И хотя динозавры в книге описаны со знанием и любовью, и добавлены не для мебели, основная тема данного производственного романа, по-моему — свойственные любым, за чрезвычайно редким исключением, человеческим организациям бардак, дураки, кривая от них защита и превозмогание последствий. И никаких сомнений у меня нет в том, что при отсутствии злоумышленников история кончилась бы точно так же, просто несколько позже :)

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Диномания... Заразительная болезнь, сотни детей под неё подпадают. Кто просто листает энциклопедии про динозавров и фанатеет с картинок, кто смотрит кино Спилберга «Парк юрского периода» и от него заражается диноманией. Вот и я подхватил диноманию, посмотрев «Парк». Но затем прочитал книгу Майкла Крайтона, по которой Спилберг и снял своё знаменитое кино, — и сразу забыл про фильм.

Книга, как почти всегда и бывает, намного круче. Да, в кино были классные спецэффекты и захватывающий дух экшен, — тираннозавр, атакующий джип, прятки героев от рапторов... Казалось бы, книга должна оказаться в проигрышном положении. Но не оказалась! Во-первых, в ней куда больше этого самого экшена. Больше захватывающих сцен. Причем многие из этих сцен не попали в фильм, либо были заменены на другие, менее эффектные. Во-вторых, у Крайтона очень кинематографический стиль написания. В процессе чтения перед глазами словно встает грандиозное кино, и здесь не нужна дорогостоящая компьютерная графика — мозг сам всё выстроит в голове. Какой бы грандиозной не была атака тираннозавра на джип в фильме — поверьте, в книге она впечатляет ничуть не меньше. То же касается и беготни от рапторов. Которой в книге намного больше, и которая в книге намного напряженней. Будьте уверены — каждый раз, читая, как герои прячутся от этих древних хищников по комнатам, будете ёрзать и нервно сжимать книгу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тим услышал низкий свистящий звук, похожий на шипение огромной змеи. Звук ритмично то усиливался, то стихал. Это, конечно, мог быть и ветер, но Тим почему-то точно знал, что ветер здесь ни при чем.

— Тимми... — прошептала девочка. — Я боюсь...

Тим быстро подкрался к кухонной двери и через окошко выглянул наружу.

В темной столовой ровными рядами стояли прямоугольные столики. А между ними, скользя легко и неслышно, как кошмарный призрак, бродил велоцираптор. Ящера выдавало только его свистящее дыхание.

В конечном счете, книга — захватывающие приключения, пропитанные убойнейшим саспенсом. И по сравнению с фильмом она менее бездумная. Есть здесь один персонаж Ян Малкольм, который вплоть до финала выдает философские сентенции о хаосе, в котором всегда бывают повинны люди. И читать его рассуждения одно удовольствие. Они грамотно разбавляют экшен.

И ещё в одном книга безусловно обскакала фильм. Она куда кровожадней. Это вам не детское кино с рейтингом «до тринадцати лет», здесь скорей пахнет «16+«. Если уж динозавр в ней кого-то сожрет, то Крайтон не будет отворачивать перо, как Спилберг отворачивал камеру.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тут Недри вдруг ощутил новую острую боль — как будто в живот ему вогнали нож. Недри замер, прижал руки к животу... И нащупал края разодранной рубашки, а потом — какую-то плотную, скользкую массу, на удивление теплую... И с ужасом понял, что держит в руках собственные внутренности. Динозавр вспорол ему живот, и внутренности вывалились наружу..

Есть ли здесь недостатки? Конечно есть. Где же их не бывает? Но искать их мне не хочется. Упомяну лишь раздражающего персонажа Лекс — капризную девчонку, которая без конца ноет и доставляет проблемы окружающим. Правда, когда читал книгу в детстве, то переживал и за неё. А сейчас, перечитывая, желаю, чтобы её сожрали))

И несмотря на Лекс, все равно обожаю эту книгу — за то, что заставила сидеть за ней, не отрываясь, почти пять часов, и за подаренные ночные кошмары в виде стай рапторов, бегающих по нашему родному двору)) .

Впоследствии Крайтон создал и продолжение «Затерянный мир», но оно оказалось «тем же самым, только слабее» — как и подобает голливудским сиквелам.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описательные способности автора хороши, читается книжка легко, картинка в голове яркая. Самые «развлекательные» моменты заставляют напрячься куда больше чем фильм.

Особо зверские и напряженные моменты (распоясавшейся тираннозавр и побег велоцирапторов из вольера) заставляют напряженно вгрызаться в книжку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«И тут он вдруг ощутил новую острую боль – как будто в живот ему вогнали нож. Он замер, прижал руки к животу… И нащупал края разодранной рубашки, а потом – какую-то плотную, скользкую массу, на удивление теплую… И с ужасом понял, что держит в руках собственные внутренности. Динозавр вспорол ему живот, и внутренности вывалились наружу…

Он упал на землю – нет, не на землю, а на что-то холодное, твердое и гладкое. Это была нога динозавра. И сразу же почувствовал, как по истерзанному телу разлилась новая волна боли – на этот раз боль гнездилась по обеим сторонам головы. Боль становилась все сильнее, он почувствовал, как его тело поднимается в воздух, — и он понял, что динозавр держит его голову в пасти… Ужас от этого понимания слился с последним желанием — только бы все это закончилось поскорее…»

Герои неплохо мотивированы, большую часть книги ведут себя вполне адекватно. Есть конечно такие клишированные голливудские пассажи вроде: надоедливый ребенок, который по своей тупости всем усложняет жизнь или же по такой же тупости решает какую-то проблему; молодая симпатичная девушка ученый в коротких шортах; и прочее. Но их немного и потому сильно не раздражают.

Однако роман не был бы столь интересным, если бы не интересные мысли, местами даже философские, по поводу науки и человечества. Эти мысли автор вещает, в основном, из уст математика Яна Малькома. Он является сторонником теории Хаоса, и утверждает что любая модель, в основе которой заложена непредсказуемая основа, обречена, она рассыпется под всей своей тяжестью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«- Предположим, я капнул воду на тыльную сторону ладони. И капля вот-вот стечет с моей руки. Она может покатиться к запястью, а может – к большому пальцу. Может и вообще стечь в щель между пальцами. Я не знаю наверняка, куда, в какую именно сторону, покатится эта капля. Единственное что я точно знаю, — она будет двигаться вдоль поверхности руки. Ей просто некуда больше деться.»

Печально то, что почти все начинания человека имеют в основе не предсказуемый характер. И если сверху нагромоздить коммерческую структуру, научные открытия, жгучие желание иметь на этом прибыль, пытаться унифицировать и сэкономить, уменьшить кол-во работающего персонала, то потом не стоит удивляться тому, что только что твоего главного инженера сожрал велоцираптор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«… — Мастер карате не убивает людей голыми руками. Он не выходит из себя и не убивает свою жену. Убийцами становятся люди, в которых нет выдержки и внутренней дисциплины, люди безответственные и несознательные – те, которые получают способность убивать на дурняк, купив в магазине какой-нибудь дешевенький пистолет. И именно такой тип могущества разрешает и всячески поощряет современная наука. Именно поэтому вы и считаете, что создать парк развлечений, вроде вашего, очень просто.

- Но это же действительно просто! – возразил Хаммонд.

- Тогда почему у вас с ним столько неприятностей?»

Окружающему материальному миру, все равно на шатающихся по нему людей. Различные независимые и неучтенные обстоятельства сбегаются в кучу, скатываются с горы одним большим комом, и хорошо если ты не оказался у него на пути. Ибо иначе… будь ты бородатым палеонтологом, владельцем корпорации, математиком, младенцем или ребенком постарше, да хоть всем человечеством… обстоятельствам все равно. Тебя схватит острящими зубами, кинет об скалу, сломает пару ребер. И не будет никакого чувства какой-то высшей справедливости, только боль и вкус крови во рту. И на лучшее на что ты можешь надеяться, это на то что, корчась от боли, ты не лежишь на пути очередного кома.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Элли спросила:

- Вы что, хотите повернуть время вспять?

- Нет, ответил Малькольм. – Я хочу, чтобы люди наконец проснулись и открыли глаза. У человечества накопился четырехсотлетний опыт современных научных достижений, и нам уже пора бы научиться понимать, когда эти достижения хороши, а когда нет. Пришло время нам всем измениться.

- Пока мы не уничтожили планету?

Мальком вздохнул и закрыл глаза.

- О господи!.. Это-то как раз волнует меня меньше всего…»

Книга имеет очень хорошее оформление, которое способствует погружению в чтение. Перед вашими глазами могут предстать графики популяции динозавров на пол страницы, таблицы компиляции фрагментов ДНК, меню управляющих компьютеров и даже программный код. И все это важно для сюжета, герои могут далее по тексту разбирать чего там в этом программном коде или графике не так. Такое оформление весьма доставляет во время чтения.

Итого.

Книга, в отличие от фильма, не совсем про динозавров, которые почти всех пожрали. Она ещё и про то, как человечество уязвимо перед окружающим миром. Майкл Крайтон убедительно смоделировал эту слабость, локализовав катастрофу на острове.

Книга содержит добротный развлекательный элемент, достаточно стройно выстроена в плане сюжета и дает почву для раздумий. Имеются, конечно, некоторые неточности, ляпы, пропажа мотивации у персонажей. Но добротное оформление в купе с остальными достоинствами оставляет о романе положительное впечатление.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении романа у меня возникло подозрение, что Крайтон перед написанием «Парка» очень плотно ознакомился с творчеством М.А. Булгакова. В частности с «Собачьим сердцем» и с «Роковыми яйцами». И с каждой страницей это подозрение крепло. А что? — И у М.А. и у М.К. сюжетообразующим моментом являются научные открытия идущие наперекор биологическим законам. И там и там — стремление как-то подправить, изменить в «лучшую» сторону природу. И у того и у другого захватывающие сюжеты не дающие оторваться от книги. В конце концов они (Булгаков и Крайтон) даже тёзки.

Ну, а если говорить только о «Парке» то весь смысл романа можно уложить в перефразированный афоризм бессмертного (опять же русского) Козьмы Пруткова — «Не шути с наукой и природой — шутки эти глупы и неприличны». А у Крайтона, даже и опасны для человечества.

Написан роман просто здорово — действие непрерывное и захватывающее, причём чисто авантюрная составляющая щедро дополнена научно-популярными сведениями и по палеонтологии, и по математике, и по методологии научного поиска и познания мира.

Не забыта также и морально-нравственная сторона жизни. Чисто в социалистическом ключе показано, к чему приводит безоглядная жажда обогащения, стремление из всего извлечь выгоду.

Короче — читайте, думайте, делайте выводы.

P.S. Да, забыл предупредить: не стоит перед сном читать — уснуть не удастся.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все смотрели фильм «Парк Юрского периода», очень многим он нравится — кто в детстве не любил «про динозавров«! Роман послужит отличным дополнением и развитием темы. Фильм оказался однобок в том плане, что основную долю в нем получил «экшн»: спецэффекты, погони, собственно динозавры и выживание главных героев.

Роман же — значительно подробнее. Читатель узнает и про то, как создавался Парк; как «делали» динозавров; как Парк функционирует; массу разных подробностей из области геологии, биологии и других наук (даже «на пальцах» кое-что из высшей математики). В книге гораздо больше персонажей. Самое главное — в книге фактически совсем другая сюжетная линия. У фильма и книги общего только — сам Парк и произошедшая в нем катастрофа, все остальное — приключения, погони и так далее — другое. В романе все хорошо дозировано: погони сменяются разговорами, в них вплетается научно-популярная информация, — и вот читатель еще не успел от нее заскучать как кто-то снова куда-то бежит, спасается, думает, советуется... Так что кому нравится фильм, но его мало — прочтите книгу, вам понравится.

Отдельно хочется отметить в романе высказанные через героев автором неоднозначные взгляды на науку и научный прогресс. Один из самых интересных персонажей — математик Малкольм — сразу полон пессимизма относительно попытки создать управляемый кусочек древности на отдельном острове, причем он доказывает это математически. Хорошо показана опасность бездумных экспериментов, а генетика названа «оружием пострашнее ядерного».

Из того, что не понравилось: после того как все разразилось, куда-то пропал весь рабочий персонал острова. Можно еще попридираться к системе управления Парком, не выдерживающей никакой критики. И еще, очень раздражает персонаж-девочка. Если мальчик вполне удался (каждый из нас был бы таким героем в детстве, попади мы в такой парк, правда? Все ведь мечтали спасти кого-нибудь от динозавров и самостоятельно разобраться в сложном компьютере) — то девочка это какой-то ужас. Она словно не осознает реальности и ужаса происходящего. Ноет что хочет есть и спать в лесу, где ходит тиранозавр. Двадцать минут назад она видела охранника, убитого доисторическим монстром, и вот она уже жалуется что не хочет мороженое а хочет гамбургер. Очень хотелось чтобы ее съели побыстрее, уж извините.

Иногда угловатости сюжета просто вопиющи. Зачем понадобился этот пересчет ящеров в гнезде с огромным риском для жизни? Почему древние твари то обладают прямо-таки сверхъестественным чутьем, то не замечают людей в паре метров от себя? Зачем, только-только перехватив контроль над парком с разбежавшимися динозаврами отправляться на прогулку в лес подышать воздухом (с предсказуемым финалом)? Эх...

Надо отдать должное автору, после окончания романа он благодарит всех кто ему помог — ученых, художников, различных консультантов. Все ошибки он берет целиком и полностью на себя. И не забывает упомянуть авторов идей, лежащих в основе романа, всей этой «палеогенетики».

Так что в целом — отличный роман, про динозавров и немного про науку. И про то что смешивать одно с другим надо очень аккуратно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх