fantlab ru

Роберт Шекли «Премия за риск»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
1426
Моя оценка:
-

подробнее

Премия за риск

The Prize of Peril

Другие названия: Большая охота; Безумный приз

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 206
Аннотация:

Рэдер находится на волоске от смерти, ведь он принимает участие в известнейшем и опасном теле-шоу «Премия за риск». Шоу это не совсем обычное, ведь главная задача участника шоу продержаться живым семь дней. А сделать это Рэдеру будет непросто, ведь на него охотится банда Томпсона, а от этих ребят живым еще никто не уходил…

Другая аннотация:

Власти приняли закон об добровольном суициде, и ,на фоне этого ,предприимчивые телевизионщики запустили ряд смертельно опасных, но очень рейтинговых телешоу, участие в которых сулит огромный выигрыш, но при этом и смертельную опасность. Рэдер, не обладая особыми талантами, решил рискнуть.


С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1958», 1958 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.

— сборник «Лавка бесконечности», 1960 г.

— журнал «Искатель 1962'3», 1962 г.

— антологию «Карточный домик», 1969 г.

— антологию «Histoires de demain», 1975 г.

— антологию «Social Problems Through Science Fiction», 1975 г.

— антологию «Science Fiction. English and American Short Stories», 1979 г.

— антологию «TV: 2000», 1982 г.

— антологию «Среща с Медуза», 1983 г.

— сборник «Is THAT What People Do?», 1984 г.

— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.

— антологию «Фантастика, 87», 1987 г.

— антологию «Безработный робот», 1989 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 20 (1958)», 1990 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Four», 1991 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.

— журнал «Подвиг 1991'05», 1991 г.

— антологию «Англо-американская фантастика», 1992 г.

— антологию «Премия за риск», 1993 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.

— антологию «Dangerous Games», 2007 г.

— антологию «Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True», 2010 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction, Volume Two», 2014 г.


Экранизации:

«Цена риска» / «Le prix du danger» 1982, Франция, Югославия, реж: Ив Буассе



Похожие произведения:

 

 


Карточный домик
1969 г.
Фантастика 87
1987 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Безработный робот
1989 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Избранное
1991 г.
Англо-американская фантастика
1992 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1992 г.
Премия за риск
1993 г.
Остров мертвых
1993 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 8
1994 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Цивилизация статуса
2003 г.
Координаты чудес
2007 г.
Цивилизация статуса
2009 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Билет на планету Транай
2018 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1958
1958 г.
(английский)
Искатель № 3 1962
1962 г.
Подвиг 1991'05
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Человеко-минимум
2017 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Похмелье и другие рассказы
2004 г.
Лавка бесконечности
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Histoires de demain
1975 г.
(французский)
Social Problems Through Science Fiction
1975 г.
(английский)
Science Fiction. English and American Short Stories
1979 г.
(английский)
The Wonderful World of Robert Sheckley
1979 г.
(английский)
TV: 2000
1982 г.
(английский)
Среща с Медуза
1983 г.
(болгарский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
Histoires de demain
1985 г.
(французский)
Le grandi storie della fantascienza 20
1990 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 20 (1958)
1990 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 20
1999 г.
(итальянский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Dangerous Games
2007 г.
(английский)
Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True
2010 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction, Volume Two
2014 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 20
2016 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимейших рассказов Шекли. Написанный ярко, живо, по-настоящему динамично (чему совсем не мешали вставки на тему «как Джим Рэдер докатился до такой жизни») осел в моей памяти всерьез и надолго. Конечно, сейчас, по прошествии 50 лет с момента написания, рассказ более приключенческий, нежели устрашающий.

Ассоциации с сегодняшними шоу пока что не сильно явственны, по крайней мере для российского телевидения. Можно, конечно, решить что это-де благодаря вот таким вот рассказам, но на самом деле, конечно же, не по этим причинам, а просто, как говорится, «кишка тонка». Безусловно, нашлись бы участники для подобного шоу: кто бы джимом-рэдером был, а кто и в банду Томпсона с удовольствием пошел бы; кто-то кричал бы, завидев игрока, «вон он, скорее...», а кто-то впустил бы в дом и накормил. Пребываю в относительной надежде, что нынешнему ТВ до такого далеко. Взять хотя бы ведущего Майка Терри, образ которого до того отталкивает, что аж жуть. Слегка безумный, жестокий и черствый, алчный до рейтинга шоу — вот он изумительный клубок из елея и ханжества, кровожадной жестокости и лицемерия. За словами «Беги, Джим, беги, они уже близко, эти мерзкие убийцы...» скрыто не сочувствие к Джиму, не желание ему победы ради его жизни, а тонкий расчет на популярность, аудиторию и рейтинги. Ужасно, но пока что маловероятно появление такого ведущего.

Другим читателям увидилось множество параллелей с «Бегущим человеком» — но не с романом Стивена Кинга, а с фильмом Пола М. Глейзера. Я бы не сказал, что эти параллели очень уж параллельные. (Хотя известен факт, что Шекли подал в суд на создателей фильма за плагиат, а Кинг был очень недоволен этой постановкой). Каркас, идея — да, но не реализация. В этом плане они различны достаточно крепко. Например, если в рассказе Джим Рэдер — обыкновенный человек, не профессиональный спортсмен и актер, он — «народ, а народ может всё» по словам ведущего шоу, и участвовал в шоу исключительно добровольно, за деньги, то в фильме герой — накаченный, сильный полицейский, притом, принявший участие в шоу, если мне не изменяет память, вынужденно. Так что, я лично эти два творения не равняю, и ставлю рассказ по качеству гораздо выше. Ну, а украл ли Ричард Бахман ака Кинг идею у Шекли или нет, не так уж важно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шекли увлекся этой темой- шоу с убийствами в реальном времени. Об этом говорит целый перечень похожих его произведений. Да и кино сняли по этой теме, что придало популярности сюжету. Что это ? -желание заработать или предостережение процессам наживы на развлекаловке? Хотя динамика весьма увлекательна и читаема.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В такой будущий мир не хочется верить, где смерть — узаконенный ритуал, вполне реальная возможность интересно и со смаком закончить жизнь. Слишком ненормальное отношение к себе, почти наплевательское.

Сильный рассказ, а в лице Шекли это есть аксиома. У него «примитивного» отродясь и не было.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думется мне, скоро и в реальности появятся такие шоу.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг Шекли. Французский фильм немного по-хуже. Но то же вполне смотрибельно и интересно

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз, когда читаю произведения «старых» фантастов, моделирующих будущее, задумываюсь о том, что дар предвидение доступен не только эктрасенсам. Скорее известные экстрасенсы выглядят шарлатанами по сравнению с писателями.

Фантастичен в рассказе «Премия за риск» разве что полный отказ общества от понятия «ценность человеческой жизни». До этого мы, слава богу, еще не докатились. Хотя остался маленький шажок. Уже бесстыдно выносятся на всеобщее обозрение и обсуждение глубинные проблемы личности и межличностных отношений в различных ток-шоу, причем цель этих обсуждений — не помощь, а создание рейтинга передачи и ведущего, а значит — деньги. Кстати, обсуждение подобных проблем в кабинете психолога проходит под грифом «медицинская тайна», а священники соблюдают тайну исповеди. Конечно, дело участников, насколько обнажать свою душу, но... Уже полностью отказались от тайны личной и интимной жизни в реалити-шоу, разве что особо откровенные сцены не транслируются для всеобщего обозрения — цензура и законы не позволяют. Уже стимулируется стремление к материально мотивированному публичному экстриму во телепроектах типа «Бои без правил», «Последний герой», «Большие гонки». Мотивация может быть не только финансовой, это и стремление к славе, и самореклама. Но это все материальное. Духовные ценности постепенно утрачивают свою значимость в обществе, ориентированном на развлечения: «хлеба и зрелищ». Ничего не напоминает? В этом плане символична сцена в церкви у Шекли: в безудержном стремлении к наживе и развлечениям в человеческих душах не остается ничего святого. Адреналиновая наркомания за счет чужих страданий, элементарный скрытый садизм.

Так что готовьтесь, скоро можно будет неплохо заработать на собственной жизни, хотя вряд ли за нее предложат достойную цену. Ведь жизнь человеческая бесценна и хрупка.

И если сбудется предсказание Шекли, задумайтесь: много ли среди нас окажется «добрых самаритян»? Если учесть, сколько выкладывается в интернете роликов об избиении иностранцев, да и просто людей, сколько человек с удовольствие смотрят садистские фильмы, сколько «деятелей» от «литературы» и «кинематографии» откровенно пропагандируют насилие в различных формах, то шансов у реального героя подобной передачи будет намного меньше, чем у Джима Рэдера. Заманчиво, правда?

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня я бы и сам в это не поверил, но прочел я этот рассказ, будучи совсем юным пионером. Но даже не это удивительно. Удивительно то, что прочитал эту напряженную историю об Игре не где-нибудь, а в журнале «Искатель», который я очень шибко полюбил. Поданный как разоблачение гангстерской Америки с ее куплей-продажей рассказ потом прочли мои однокашки. Очень нам всем понравилось. Потом через много лет узнал, что было еще много историй об Игре и премии за победу у многих писателей, было несколько фильмов. И продолжается эта история по сей день, то в виде «Голодных игр» и про разных соек-пересмешниц, то в виде взаимного уничтожения детишек в виде убийственной игры на острове, либо же в жанре криминальных гонок на мощных автомобилях. Почему-то я верю в то, что этот жанр изобрел именно Шекли, начав с рассказа «7-я жертва», и продолжив тему в «Премии за риск».

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет прост: парень ради больших денег соглашается участвовать в шоу, где он на неделю становится преследуемой жертвой, которую вполне могут убить. Причем все законно, и он подписал для этого кучу бумажек. Студия не несет никакой ответственности.

Замечательная сатира на реалити-шоу. Мысль о добровольном решении рискнуть своей жизнью у Шекли встречается довольно часто, но если в цикле об охоте он слишком уж увлекается самим боевиком и немного отходит от более глубоких вопросов, то здесь моральная дилемма раскрыта более чем. Особо показательно, что простые жители помогают как жертве, так и убийцам. Ну и оказывается, что студии все-таки важен хэппи-энд, на рейтинг-то влияет, но полностью спасти его они не могут, ведь все должно выглядеть правдоподобно... «Если вы не сможете выпутаться, то постарайтесь хоть умереть как следует,« — говорит ему работница студии в один из опасных моментов...

В общем, один из тех рассказов Шекли, где проявляется не только его юмор и любовь к логическим играм, но еще и что-то более серьезное и глубокое. Оценка 9.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно было бы провести исследование, кто же был первым придумавшим релити-шоу, где ставкой является жизнь человека. Сегодня это одна из самых покупаемых тем на телевидении, в кино и на страницах фантастических и не фантастических произведений. А сюжет рассказа просто великолепен, и это написано в 1958 году, но не потеряло актуальность и в наше время, ибо читается на одном дыхании. Неужели мы так любим экстрим со смертельным привкусом, но чтобы это нас не касалось. Мы смотреть любим, читать любим... Психологи говорят так человек стресс снимает. А мне кажется лучше бы он решением интеллектуальных задач снимал свой стресс, преступности и войн было бы меньше. А так сами распространяем и сами получаем удовольствие. А рассказ очень хорош.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, описанное в рассказе уже стало реальностью. Нюанс только в том, что нишу телевидения у нас заполняет интернет. Зачем снимать дорогостоящие шоу, если в соцсетях можно найти достаточно придурков, готовых подвергать себя смертельному риску — даже не ради денег, а ради просмотров и лайков.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В фокусе внимания этого рассказа — два аспекта социальной и индивидуальной психологии. Или, можно уточнить, психопатии. Причем необходимо отметить, что оба этих аспекта плотно базируются на коммерческом подходе.

Первый аспект — визуальная привлекательность насилия. Проблема эта весьма старая, и в былые времена людям были доступны куда более жестокие зрелища, нежели то, что описано в рассказе Шекли. Общеизвестен феномен гладиаторов (хотя в действительности там было гораздо меньше смертей, чем принято изображать в литературе и кино — хотя бы по той причине, что подготовка гладиатора стоила больших денег). Но в моем читательском кругозоре самая одиозная история (вернее, две в одном произведении) изложена Гансом Эверсом в рассказе «Богомол».

Второй аспект по историческим меркам гораздо более молодой. Можно сказать, современный. Это тема массовой передачи насилия кино- и телекоммуникационными средствами. Я давно наблюдаю за этим процессом, и у меня сложилось представление, что люди на самом деле (в подсознании, если можно так выразиться) не разделяют насилия реального и мнимого. Войны, криминал и т.п.: что художественные фильмы, что документальные, что реалити-шоу — в подсознании воспринимаются примерно одинаково.

В рассказе речь идет именно о реалити-шоу. По этому поводу возникает мысль, что современные технологии телевидения и интернета как раз оказались нацеленными на эти шоу. И самое главное — люди массово, с огромным энтузиазмом, погрузились в них. В основном, конечно, без насилия, но это лишь деталь. Важно, что реалити-шоу сейчас стали определяющим «лайф-стайлом»; и я уверен, что это будет иметь (уже имеет) крайне пагубные последствия для человеческой психологии. Думаю, со временем будет появляться все больше произведений, посвященных этой грандиозной проблеме.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв побудило написать удивление. Это, конечно же, не Тесла vs Эдисон, но справедливости ради, до сегодняшнего дня, я был уверен, что столь любимый мною в юношестве фильм «Бегущий человек» (одна из первых моих видеокассет на ВМ-12) -это по Кингу. А выясняется теперь, что это коммерческая видеоадаптация «Премии за риск» Шекли. Уже во время прочтения невозможно не проводить параллели между циклом «Жертва» Шекли и «Бегущим человеком», но если «Седьмая жертва» цикла Шекли вышла в 1953-м, то «Бегущий человек» Кинга в 1982, а фильм в 1988. Прочтя несколько отзывов по рассказу, все стало на свои места, ай-яй-яй мистер Кинг :)

   А рассказ отличный. Как раз в духе сегодняшних реалити-шоу когда в погоне за рейтингом и все большей прибыли компании делают все возможное, не важно насколько это соответствует нормам этики и морали. Все больше и больше «хлеба и зрелищ». Стали неинтересны проффи спортсмены и специалисты по выживанию? Давайте на экраны такого как все, обычного парня из народа Джима и посмотрим выживет он или нет! Добрые самаритяне могут помочь, а могут и убийц позвать, лишь бы было интересно и зрелищно для публики.

   Судя по популярности «Голодных игр» и новоиспеченного сериала «Игра в кальмара» Шекли оказывется  был еще и отличным психологом...

   В общем, читать надо обязательно, по-моему. Особенно должно понравится любителям цикла «Жертва» так как «Премию за риск»  можно рассматривать как внецикловый рассказ

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я прочитал этот рассказ в «Искателе» то не поверил, что в цивилизованном мире может быть такая дикость. А сейчас глядя даже наши реалити-шоу верю. За деньги сейчас сделают всё. Поэтому фантастов и боялись-какие идеи они ещё преподнесут.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередное пророчество Шекли, которое становится все более реальным. Индустрия развлечений, набирая обороты, начинает все больше влиять на реальную жизнь, и иной раз это просто пугает. Сам рассказ написан очень хорошо. Сюжет чрезвычайно динамичен. Герой постоянно находится на волоске от гибели и каждый раз спасается чудом. Описание событий очень реалистично. Запоминающийся рассказ.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так вот откуда Стивен Кинг взял идею для своего «Бегущего человека«! Почти такое же будущее, где по телеканалам идут нескончаемые смертельные игры.

P. S. Интересно, согласится ли главный герой после этой игры сниматься и дальше. По-моему во всех случаях главному герою негласно помогало телевидение, дабы ГГ остался жив, тем самым повысив рейтинг передачи и прибыль.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх