fantlab ru

Роберт Шекли «Премия за риск»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
1424
Моя оценка:
-

подробнее

Премия за риск

The Prize of Peril

Другие названия: Большая охота; Безумный приз

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 206
Аннотация:

Рэдер находится на волоске от смерти, ведь он принимает участие в известнейшем и опасном теле-шоу «Премия за риск». Шоу это не совсем обычное, ведь главная задача участника шоу продержаться живым семь дней. А сделать это Рэдеру будет непросто, ведь на него охотится банда Томпсона, а от этих ребят живым еще никто не уходил…

Другая аннотация:

Власти приняли закон об добровольном суициде, и ,на фоне этого ,предприимчивые телевизионщики запустили ряд смертельно опасных, но очень рейтинговых телешоу, участие в которых сулит огромный выигрыш, но при этом и смертельную опасность. Рэдер, не обладая особыми талантами, решил рискнуть.


С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1958», 1958 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.

— сборник «Лавка бесконечности», 1960 г.

— журнал «Искатель 1962'3», 1962 г.

— антологию «Карточный домик», 1969 г.

— антологию «Histoires de demain», 1975 г.

— антологию «Social Problems Through Science Fiction», 1975 г.

— антологию «Science Fiction. English and American Short Stories», 1979 г.

— антологию «TV: 2000», 1982 г.

— антологию «Среща с Медуза», 1983 г.

— сборник «Is THAT What People Do?», 1984 г.

— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.

— антологию «Фантастика, 87», 1987 г.

— антологию «Безработный робот», 1989 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 20 (1958)», 1990 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Four», 1991 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.

— журнал «Подвиг 1991'05», 1991 г.

— антологию «Англо-американская фантастика», 1992 г.

— антологию «Премия за риск», 1993 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.

— антологию «Dangerous Games», 2007 г.

— антологию «Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True», 2010 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction, Volume Two», 2014 г.


Экранизации:

«Цена риска» / «Le prix du danger» 1982, Франция, Югославия, реж: Ив Буассе



Похожие произведения:

 

 


Карточный домик
1969 г.
Фантастика 87
1987 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Безработный робот
1989 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Избранное
1991 г.
Англо-американская фантастика
1992 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1992 г.
Премия за риск
1993 г.
Остров мертвых
1993 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 8
1994 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Цивилизация статуса
2003 г.
Координаты чудес
2007 г.
Цивилизация статуса
2009 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Билет на планету Транай
2018 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1958
1958 г.
(английский)
Искатель № 3 1962
1962 г.
Подвиг 1991'05
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Человеко-минимум
2017 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Похмелье и другие рассказы
2004 г.
Лавка бесконечности
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Histoires de demain
1975 г.
(французский)
Social Problems Through Science Fiction
1975 г.
(английский)
Science Fiction. English and American Short Stories
1979 г.
(английский)
The Wonderful World of Robert Sheckley
1979 г.
(английский)
TV: 2000
1982 г.
(английский)
Среща с Медуза
1983 г.
(болгарский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
Histoires de demain
1985 г.
(французский)
Le grandi storie della fantascienza 20
1990 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 20 (1958)
1990 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 20
1999 г.
(итальянский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Dangerous Games
2007 г.
(английский)
Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True
2010 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction, Volume Two
2014 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 20
2016 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика, которая с каждым годом всё больше и страшнее начинает напоминать реальность. Во всяком случае, зритель уже подготовлен многочисленными реалити-шоу к подобному зрелищу. Как только будут выделены достаточные деньги, появятся и желающие заработать эти деньги ценой собственной жизни. Дело за малым: согласиться, что такое развлечение достойно звания человека. Сорок лет назад я читал этот рассказ с восторгом, как остросюжетную, приключенческую небывальщину. Сейчас я читаю его с мрачным предчувствием. Утешает лишь одно; кто-то из фантастов, чуть не сам Шекли сказал однажды: «Я не предсказываю будущее, я предупреждаю его». Дай бог, чтобы эти слова оказались вещими, и чтобы следующее поколение читателей вновь воспринимало этот рассказ лишь как остросюжетную и очень фантастическую историю.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз, когда читаю произведения «старых» фантастов, моделирующих будущее, задумываюсь о том, что дар предвидение доступен не только эктрасенсам. Скорее известные экстрасенсы выглядят шарлатанами по сравнению с писателями.

Фантастичен в рассказе «Премия за риск» разве что полный отказ общества от понятия «ценность человеческой жизни». До этого мы, слава богу, еще не докатились. Хотя остался маленький шажок. Уже бесстыдно выносятся на всеобщее обозрение и обсуждение глубинные проблемы личности и межличностных отношений в различных ток-шоу, причем цель этих обсуждений — не помощь, а создание рейтинга передачи и ведущего, а значит — деньги. Кстати, обсуждение подобных проблем в кабинете психолога проходит под грифом «медицинская тайна», а священники соблюдают тайну исповеди. Конечно, дело участников, насколько обнажать свою душу, но... Уже полностью отказались от тайны личной и интимной жизни в реалити-шоу, разве что особо откровенные сцены не транслируются для всеобщего обозрения — цензура и законы не позволяют. Уже стимулируется стремление к материально мотивированному публичному экстриму во телепроектах типа «Бои без правил», «Последний герой», «Большие гонки». Мотивация может быть не только финансовой, это и стремление к славе, и самореклама. Но это все материальное. Духовные ценности постепенно утрачивают свою значимость в обществе, ориентированном на развлечения: «хлеба и зрелищ». Ничего не напоминает? В этом плане символична сцена в церкви у Шекли: в безудержном стремлении к наживе и развлечениям в человеческих душах не остается ничего святого. Адреналиновая наркомания за счет чужих страданий, элементарный скрытый садизм.

Так что готовьтесь, скоро можно будет неплохо заработать на собственной жизни, хотя вряд ли за нее предложат достойную цену. Ведь жизнь человеческая бесценна и хрупка.

И если сбудется предсказание Шекли, задумайтесь: много ли среди нас окажется «добрых самаритян»? Если учесть, сколько выкладывается в интернете роликов об избиении иностранцев, да и просто людей, сколько человек с удовольствие смотрят садистские фильмы, сколько «деятелей» от «литературы» и «кинематографии» откровенно пропагандируют насилие в различных формах, то шансов у реального героя подобной передачи будет намного меньше, чем у Джима Рэдера. Заманчиво, правда?

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые об этом рассказе я узнал лет семь назад. Дело в том, что в аннотации к «Клинку Тишалла» М. Стовера содержалась следующая строчка: «Вам нравится «Плата за риск» и «Бесконечный вестерн» Р. Шекли?». На тот момент я ничего не знал об этих произведениях, да и вообще с рассказами Шекли мое знакомство только начиналось. Позднее оказалось, что «Плата за риск» – это «Премия за риск», а сам рассказ очень даже хорош.

Мир не очень далекого будущего, люди которого развлекают себя различными шоу. Это сейчас по ящику крутят всякий бред про «построй свою любовь» и «с помощью интуиции определи кто из 12 незнакомцев мама десятерых детей, если все они мужчины среднего возраста». А в будущем такого нет, там людям интереснее смотреть, как другие люди находятся в опасности. Смерть дышит герою в затылок? Замечательно. Избегая пули, герой выпрыгнул в окно? Вообще круто. Через минуту героя подстрелят и шоу закончится? Не, рейтинги же упадут, такого нам не надо, героя обязательно спасут, ведь он популярен.

Главный герой – участник популярного шоу «Премия за риск» Рэдер. Все, что ему нужно, – выжить в течение недели и не попасть под пули банды Томпсона, которая ведет на Рэдера охоту. И будет главный герой изворачиваться изо всех сил, чтоб не получить в свое тело несколько дополнительных отверстий.

Про саму концепцию я уже писал в отзыве на «Бегущего человека» С. Кинга, созданного на подобной основе, так что повторяться не буду. Скажу лишь, что рассказ Шекли смотрится достойно и по сей день, и перечитал я его с удовольствием.

Рекомендую эту историю всем любителям качественного экшна и иронии.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимейших рассказов Шекли. Написанный ярко, живо, по-настоящему динамично (чему совсем не мешали вставки на тему «как Джим Рэдер докатился до такой жизни») осел в моей памяти всерьез и надолго. Конечно, сейчас, по прошествии 50 лет с момента написания, рассказ более приключенческий, нежели устрашающий.

Ассоциации с сегодняшними шоу пока что не сильно явственны, по крайней мере для российского телевидения. Можно, конечно, решить что это-де благодаря вот таким вот рассказам, но на самом деле, конечно же, не по этим причинам, а просто, как говорится, «кишка тонка». Безусловно, нашлись бы участники для подобного шоу: кто бы джимом-рэдером был, а кто и в банду Томпсона с удовольствием пошел бы; кто-то кричал бы, завидев игрока, «вон он, скорее...», а кто-то впустил бы в дом и накормил. Пребываю в относительной надежде, что нынешнему ТВ до такого далеко. Взять хотя бы ведущего Майка Терри, образ которого до того отталкивает, что аж жуть. Слегка безумный, жестокий и черствый, алчный до рейтинга шоу — вот он изумительный клубок из елея и ханжества, кровожадной жестокости и лицемерия. За словами «Беги, Джим, беги, они уже близко, эти мерзкие убийцы...» скрыто не сочувствие к Джиму, не желание ему победы ради его жизни, а тонкий расчет на популярность, аудиторию и рейтинги. Ужасно, но пока что маловероятно появление такого ведущего.

Другим читателям увидилось множество параллелей с «Бегущим человеком» — но не с романом Стивена Кинга, а с фильмом Пола М. Глейзера. Я бы не сказал, что эти параллели очень уж параллельные. (Хотя известен факт, что Шекли подал в суд на создателей фильма за плагиат, а Кинг был очень недоволен этой постановкой). Каркас, идея — да, но не реализация. В этом плане они различны достаточно крепко. Например, если в рассказе Джим Рэдер — обыкновенный человек, не профессиональный спортсмен и актер, он — «народ, а народ может всё» по словам ведущего шоу, и участвовал в шоу исключительно добровольно, за деньги, то в фильме герой — накаченный, сильный полицейский, притом, принявший участие в шоу, если мне не изменяет память, вынужденно. Так что, я лично эти два творения не равняю, и ставлю рассказ по качеству гораздо выше. Ну, а украл ли Ричард Бахман ака Кинг идею у Шекли или нет, не так уж важно.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня я бы и сам в это не поверил, но прочел я этот рассказ, будучи совсем юным пионером. Но даже не это удивительно. Удивительно то, что прочитал эту напряженную историю об Игре не где-нибудь, а в журнале «Искатель», который я очень шибко полюбил. Поданный как разоблачение гангстерской Америки с ее куплей-продажей рассказ потом прочли мои однокашки. Очень нам всем понравилось. Потом через много лет узнал, что было еще много историй об Игре и премии за победу у многих писателей, было несколько фильмов. И продолжается эта история по сей день, то в виде «Голодных игр» и про разных соек-пересмешниц, то в виде взаимного уничтожения детишек в виде убийственной игры на острове, либо же в жанре криминальных гонок на мощных автомобилях. Почему-то я верю в то, что этот жанр изобрел именно Шекли, начав с рассказа «7-я жертва», и продолжив тему в «Премии за риск».

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет прост: парень ради больших денег соглашается участвовать в шоу, где он на неделю становится преследуемой жертвой, которую вполне могут убить. Причем все законно, и он подписал для этого кучу бумажек. Студия не несет никакой ответственности.

Замечательная сатира на реалити-шоу. Мысль о добровольном решении рискнуть своей жизнью у Шекли встречается довольно часто, но если в цикле об охоте он слишком уж увлекается самим боевиком и немного отходит от более глубоких вопросов, то здесь моральная дилемма раскрыта более чем. Особо показательно, что простые жители помогают как жертве, так и убийцам. Ну и оказывается, что студии все-таки важен хэппи-энд, на рейтинг-то влияет, но полностью спасти его они не могут, ведь все должно выглядеть правдоподобно... «Если вы не сможете выпутаться, то постарайтесь хоть умереть как следует,« — говорит ему работница студии в один из опасных моментов...

В общем, один из тех рассказов Шекли, где проявляется не только его юмор и любовь к логическим играм, но еще и что-то более серьезное и глубокое. Оценка 9.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно было бы провести исследование, кто же был первым придумавшим релити-шоу, где ставкой является жизнь человека. Сегодня это одна из самых покупаемых тем на телевидении, в кино и на страницах фантастических и не фантастических произведений. А сюжет рассказа просто великолепен, и это написано в 1958 году, но не потеряло актуальность и в наше время, ибо читается на одном дыхании. Неужели мы так любим экстрим со смертельным привкусом, но чтобы это нас не касалось. Мы смотреть любим, читать любим... Психологи говорят так человек стресс снимает. А мне кажется лучше бы он решением интеллектуальных задач снимал свой стресс, преступности и войн было бы меньше. А так сами распространяем и сами получаем удовольствие. А рассказ очень хорош.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, описанное в рассказе уже стало реальностью. Нюанс только в том, что нишу телевидения у нас заполняет интернет. Зачем снимать дорогостоящие шоу, если в соцсетях можно найти достаточно придурков, готовых подвергать себя смертельному риску — даже не ради денег, а ради просмотров и лайков.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В фокусе внимания этого рассказа — два аспекта социальной и индивидуальной психологии. Или, можно уточнить, психопатии. Причем необходимо отметить, что оба этих аспекта плотно базируются на коммерческом подходе.

Первый аспект — визуальная привлекательность насилия. Проблема эта весьма старая, и в былые времена людям были доступны куда более жестокие зрелища, нежели то, что описано в рассказе Шекли. Общеизвестен феномен гладиаторов (хотя в действительности там было гораздо меньше смертей, чем принято изображать в литературе и кино — хотя бы по той причине, что подготовка гладиатора стоила больших денег). Но в моем читательском кругозоре самая одиозная история (вернее, две в одном произведении) изложена Гансом Эверсом в рассказе «Богомол».

Второй аспект по историческим меркам гораздо более молодой. Можно сказать, современный. Это тема массовой передачи насилия кино- и телекоммуникационными средствами. Я давно наблюдаю за этим процессом, и у меня сложилось представление, что люди на самом деле (в подсознании, если можно так выразиться) не разделяют насилия реального и мнимого. Войны, криминал и т.п.: что художественные фильмы, что документальные, что реалити-шоу — в подсознании воспринимаются примерно одинаково.

В рассказе речь идет именно о реалити-шоу. По этому поводу возникает мысль, что современные технологии телевидения и интернета как раз оказались нацеленными на эти шоу. И самое главное — люди массово, с огромным энтузиазмом, погрузились в них. В основном, конечно, без насилия, но это лишь деталь. Важно, что реалити-шоу сейчас стали определяющим «лайф-стайлом»; и я уверен, что это будет иметь (уже имеет) крайне пагубные последствия для человеческой психологии. Думаю, со временем будет появляться все больше произведений, посвященных этой грандиозной проблеме.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот небольшой рассказ Шекли стал всемирно известен благодаря кино. В 1982 году французские кинематографисты сняли по нему полуторачасовой фильм «Цена риска» (Le prix du danger). Лично мне сюжет запомнился своим несколько противоречивым финалом: чтобы выжить, герою пришлось нарушить правила — поднять оброненное убийцами оружие. Помнится, после фильма я впервые задумался о порочности человеческой морали. Решил ознакомиться с первоисточником. В титрах стояло имя Шекли, который был мне уже известен по ряду новелл. Прочитав рассказ, я осознал, что тот несколько расходится со сценарием (никакого оружия Джим Рэдер в руки не брал и не пытался втолковывать зрителям свою мораль). На конкретном примере понял, что значит приписка «по мотивам произведения».

Видать, идея рассказа понравилась не только мне одному: пятью годами позже на экраны вышел американский фильм «Бегущий человек», где идея смертельной охоты на человека приобрела уже вселенский размах. И хотя создатели фильма туманно намекали, что они всего лишь создали римейк французского фильма, было очевидно, что в основе сюжета лежит совсем другое произведение. Позднее один из сценаристов выпустил сборник, одна из новелл которого так и называлась — «Бегущий человек». Как многие уже догадались, ее автором был известный ныне мастер «ужастиков» Стивен Кинг. Знакомство с его произведениями добавило в мой словарь пару новых слов: «заимствование» и «адаптация». Без сомнения, «Бегущий человек» — это коммерческая адаптация рассказа Шекли, написанная специально для киноиндустрии.

Что же так привлекает всех в «Премии за риск»? Во-первых, идея разрешенной законом охоты на человека. Она поражает своей жестокостью, щекочет нервы множественными опасностями, через которые приходится пройти герою, и интригует предчувствием необычной развязки. Хотя, честно сказать, развязка у фильма «Бегущий человек» будет покруче и поинтересней...

Во-вторых, факт появления в эфире множества reality show (правдивых показов). Зараза, пришедшая к нам с Запада, началась вполне невинно — с телевизионных мостов, где между собой общались простые люди, а закончилась той самой «ТВ-отравой», о которой предупреждал еще Брэдбери в своем романе «451 градус по Фаренгейту». Сегодня эта «малина» цветет буйным цветом на российском телевидении: «За стеклом», «Дом», «Танцы со звездами», «Голос», «Минута славы», «Давай поженимся», «Форт Байярд», «Последний герой», «Кто хочет стать миллионером» и прочая и прочая. Куда ни глянь — везде одни постановки! Особой веры телевидению это, правда, не добавляет. Я не отношусь к любителям ТВ, но каждый раз, просматривая телепрограмму, боюсь увидеть в ней передачу с названием «Премия за риск» или «Бегущий человек». Почему боюсь? Потому что в таком случае ничего хорошего наш мир уже не ждет — это пир во время чумы и развлечение висельников в одном флаконе. За ним, как правило, следует Конец Света.

В-третьих, наглядная демонстрация пороков современного общества потребления. Жестокость, фальшь, глупость и безвкусица — выбирайте, что вам ближе к сердцу! Не буду приводить конкретные примеры по каждой категории: думаю, вы вполне в состоянии дописать их сами. Наоборот, крайне сложно назвать что-то более-менее приличное. Даже спортивные репортажи перестали быть национальной гордостью — куда уж хуже! Американское телевидение в этом смысле куда более опытное и искушенное: оно знает, чем удивить и как удержать своего зрителя. Они там целую науку по данной тематике разработали! А про современные информационные сети вообще молчу — там полный бедлам и бесстыдство. Самое ужасное, что нынешние дети воспринимают подобную грязь с философским спокойствием — плавали, знаем! Не думаю, что на таком примере можно воспитать высокоморальных граждан своей страны.

Да, проблемы, поднятые новеллой, весьма важны и тревожны. Сумеет ли наше общество перешагнуть через гордыню и страсть к наживе, чтобы «дать миру шанс», как в свое время пели «битлы»? Боюсь, на такие «жертвы» сегодня мало кто способен. И это внушает опасения...

----------

ИТОГ: остросюжетный боевик и триллер в одном флаконе с острым социальным подтекстом. Будет полезен современным телевизионщикам, чьи передачи медленно, но неуклонно разрушают мораль молодого поколения. Неужели мы готовы безропотно следовать по гибельному пути? Выходит зловещий опыт Римской империи («Хлеба и зрелищ!») не пошел нам впрок? Тогда почему мы продолжаем называть свой вид Homo sapiens (человек разумный)?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, написанный более 50 лет назад, он с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее. Думаю, что лет через 10-15 появятся первые пробные ласточки в этом направлении. Посудите сами, сейчас реалити-шоу популярны, но не так, как в начале; «Герой», «Дом», «ФЗ» собирают не так много зрителей, а все потому, что зрителям хочется хлеба и зрелищ. На хлеб они могут заработать, а вот зрелища без крови, драйва, головокружительных погонь, чуда, секса в конце концов приедаются. И телевизионщикам для поддержания рейтинга приходится идти все дальше и дальше.

Рассказ наверняка получил бы от меня большую оценку, если бы я прочитал его не сейчас, а раньше. После «Бегущего человека» Стивена Кинга, безусловно позаимствовавшего идею из этого рассказа, рассказ показался более слабым в техническом исполнении, да и сюжет у Кинга вышел намного увлекательнее.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв побудило написать удивление. Это, конечно же, не Тесла vs Эдисон, но справедливости ради, до сегодняшнего дня, я был уверен, что столь любимый мною в юношестве фильм «Бегущий человек» (одна из первых моих видеокассет на ВМ-12) -это по Кингу. А выясняется теперь, что это коммерческая видеоадаптация «Премии за риск» Шекли. Уже во время прочтения невозможно не проводить параллели между циклом «Жертва» Шекли и «Бегущим человеком», но если «Седьмая жертва» цикла Шекли вышла в 1953-м, то «Бегущий человек» Кинга в 1982, а фильм в 1988. Прочтя несколько отзывов по рассказу, все стало на свои места, ай-яй-яй мистер Кинг :)

   А рассказ отличный. Как раз в духе сегодняшних реалити-шоу когда в погоне за рейтингом и все большей прибыли компании делают все возможное, не важно насколько это соответствует нормам этики и морали. Все больше и больше «хлеба и зрелищ». Стали неинтересны проффи спортсмены и специалисты по выживанию? Давайте на экраны такого как все, обычного парня из народа Джима и посмотрим выживет он или нет! Добрые самаритяне могут помочь, а могут и убийц позвать, лишь бы было интересно и зрелищно для публики.

   Судя по популярности «Голодных игр» и новоиспеченного сериала «Игра в кальмара» Шекли оказывется  был еще и отличным психологом...

   В общем, читать надо обязательно, по-моему. Особенно должно понравится любителям цикла «Жертва» так как «Премию за риск»  можно рассматривать как внецикловый рассказ

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я прочитал этот рассказ в «Искателе» то не поверил, что в цивилизованном мире может быть такая дикость. А сейчас глядя даже наши реалити-шоу верю. За деньги сейчас сделают всё. Поэтому фантастов и боялись-какие идеи они ещё преподнесут.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пророческий текст, мотивы которого потом будут неоднократно тиражироваться во множестве других произведений других авторов. Рассказ остросоциальный, хоть и написан в приключенческом ключе, читается легко и вызывает оторопь тем фактом, что уже тогда автор мог видеть признаки и предпосылки тех изменений в обществе, которые мы видим сегодня. Фантастика фантастикой, но однозначно найдутся люди, которые пойдут в такие шоу. Найдутся те, кто будет подобное организовывать, снимать и показывать. А мы с вами, добрые самаритяне, будем это смотреть. К этому всё и идёт.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как грибы после дождя, так и на современном телевидении растут разного рода реалити, экстрим и бойцовские шоу. Глядя на все это, понимаешь, что мир, описанный Р. Шекли в этом рассказе, его фантастическое допущение – не столь уж и фантастическое. Ведь спрос рождает предложение, а публика, как в Древнем Риме требует зрелищ. И она не хочет «вторсырья». Ей подавай что-нибудь новое, захватывающее, чтобы уровень адреналина зашкаливал. И этому всячески способствуют руководство телекомпаний, воротилы шоу бизнесса – нам зрелище им навар. И если попробовать заглянуть в недалекое будущее, то не исключено, что рассказ «Премия за риск» перейдет из ряда фантастических в ряд к пророческим рассказам, где автор предугадывает, предсказывает и предупреждает нас. В этом его можно поставить в один ряд с повестью Л. Нивена «Органлегеры», где автор предсказал подпольную торговлю человеческими органами.

Хотя в этом рассказе нет свойственных данному автору иронии и юмора – это одно из моих любимых произведений Шекли. Это рассказ –предостережение. И может, стоит к нему прислушаться?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх