fantlab ru

Олаф Стэплдон «Из смерти в жизнь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
18
Моя оценка:
-

подробнее

Из смерти в жизнь

Death into Life

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

История развития Духа человечества — чего-то такого, что обладает своим собственным сознанием и стремится сделать человечество настолько духовно развитым, чтобы оно на равных вступило в великий союз космических цивилизаций.

Другая аннотация:

Главный герой философского романа «Из смерти в жизнь» — Дух Человеческий. Это обладающее самосознанием единство всего человечества. Через индивидуальную смерть каждый человек растворяется в этом Духе, а он сам через свою смерть — в Духе Вселенной. Поднимаясь вверх по цепочке смертей-единств взор Духа Человеческого доходит до Другого (Тёмного Чужака) — равнодушного творца миров...



В произведение входит:


10.00 (3)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— сборник «Worlds of Wonder», 1949 г.


Похожие произведения:

 

 


Из смерти в жизнь
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Тьма и Свет
2007 г.
Из смерти в жизнь
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Death Into Life
1946 г.
(английский)
Worlds of Wonder
1949 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор поражает меня глобальностью мышления. Все предыдущие похожие романы вместе с этим создают картину развития Вселенной и человечества, как первичной частицы этой громадности. Оперируя миллионами лет и парсеков, живыми и неживыми элементами, душами и духами автор предлагает вдумчивому читателю картину бесконечности, как мира, так и одного человека. Всё едино в этом мире, ничто не погибает не дав начало новому, и как в той старой песенке: а у кольца начала нет и нет конца... Не буду философствовать на фоне автора, лучше взять и прочитать, если хватит желания постичь огромность совершенного им. Однозначно пусть останется в коллекции.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан сразу после войны. И слышится отголосок великой трагедии народов — гибели миллионов людей. Роман написан тяжеловато в размышлениях автора, трудно читаем.

Его можно отнести к мистике — как размышления о Душе. Но я отнёс его к научной фантастике. Почему? По одной причине — неисследованности до сих пор наукой прикладной такого состояния организма как Душа.Уже две тысячи лет об этом все пишут и говорят, но есть ли Душа....? Ответа нет , да и никто и не занимается этими исследованиями. Мы жили да и живём в века материализма и данная гипотеза отвергается,хотя и некоторые ученые признают её наличие(гипотезы).

Автор же принял как априори, что Дух существует и нарисовал картину его развития и взаимодействия во Вселенной с другими подобными субстанциями. Вот взял и описал.И по его разумению — это сложная субстанция, которая переживает и при творении человека и при его гибели. И тоже не бессмертна.

Что же мешает нашей науке установить априори -что душа существует и с этой отправной точки начать её изучение посредством новых технологий, до Плутона долетели, чужие планеты чужих звёзд уже фотографируем, а на своей планете не можем начать изучать такое явление как Душа живого организма. Опасаются , наверно, доказательства существования. Если есть факт наличия Души, то ведь надо и изучить мир, в котором она существует и взаимодействует. А кто на это выделит деньги?

Роман заставляющий думать и размышлять о Вечном. Таков весь Стэплдон!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз, читая очередное произведение Олафа Стэплдона испытываешь ни с чем не сравнимое чувство трепета перед холодным величием вселенских бездн, проникаешься нездешним чувством тревоги, гордости и горечи за Человека, поражаешься размахом замыслов Автора. Романы Стэплдона – словно разные стороны одного явления, различные вариации единого подхода. Подход этот так или иначе связан с проблемой Человека космического.

Роман «Из смерти в жизнь» (1946), наверное, можно назвать квинтэссенцией всей фантастической философии Олафа Стэплдона. В нём мы можем увидеть множественные отсылки и настоящие ключи к своим более ранним работам, да и вся авторская концепция видения разумного мироздания проступает тут в наиболее явственном, завершённом виде.

Характерная черта большинства романов Стэплдона – отсутствие персонажей и сюжета в классическом понимании этого термина. Условным героем рассматриваемого романа можно считать Дух Человеческий. Что такое Дух? Это нечто труднопредставимое в реальном мире. Это некие незримые узы, объединяющие разумных существ рода Homo, единство всех людей в одной суперсущности. Чем больше люди идут навстречу друг другу, устраняют внутривидовое противостояние по классовому, национальному, политическому или какому-либо иному принципу, тем сильнее Дух Человеческий. Эта концепция слегка перекликается с понятиями субъективного и объективного духа у Гегеля, но дух у Стэплдона – не что-то абстрактное, а обладающее самосознанием явление.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот неплохой, вполне читабельный, хотя и спорный роман-эссе похоже что оказал влияние на таких авторов как Ричард Бах («Чайка по имени Джонатан Левингстон») и Лем («Одна минута Человечества») — во всяком случае по моей информации оба этих писателя были неплохо знакомы с творчеством Стэплдона, да и идейное и стилистическое созвучие налицо. Попытаться передать ощущение об этой занятной книге едва ли возможно... Полет чайки над приморским городом перед бурей, показанный глазами ЧАЙКИ — вот подходящее сравнение. Язык романа очень странный и как-то неуловимо напоминает сразу Балларда, Лема и Баха, заехавших в гости к Стэплдону на пикник. Коктейль смешать, но не взбалтывать...

Космические просторы, вторая мировая война, Иисус и Антихрист-Гитлер, Сократ, будущее сверхдалекое и сверхдалекое же прошлое, миг и вечность, гибель и воскресение, коллективный Прометей-Иисус-Будда против Яхве-«Создателя звезд», звезды, облака, брызги в лицо, секс, семья и дети, энтропия...

На уровне сюжета это посмертные «мытарства» военного летчика, погибшего во вторую мировую войну (кстати сын и дочь Стэплдона тоже в ней в разной степени участвовали, но не погибли), который видит, подобно герою «Создателя звезд», очередной вариант жизни и гибели Вселенной. Затем он сливается с коллективом космических разумов (мистико-телепатическим способом) и уже этот коллектив задает нелицеприятные вопросы «Создателю Звезд», который тут по некоторым признакам напоминает трансцендентного иудейского Яхве. Вопросы остаются без ответа, но коллективный Дух Космоса видит уже в самом своем существовании некий смысл. И смысл этот наподобие Теслы, запущенной Илоном Маском к поясу астероидов — уловили красоту момента (длиной в миллиард лет) и поставили точку. Шрифт красивый, буквы ровные, самолет с главным героем падал эпически и оставил яркий мазок на общем полотне Времени...

В «Футураме» герои, добравшись на машине времени до конца Вселенной еще и пивка там бухнули!

Стэплдон смотрит и рефлексирует на тему жертв Второй мировой через призму своей собственной спорной теории о мировом Духе (коллективном информационном поле цивилизации) и идей позднего Уайтхэда (дополненных идеями ислама и иудаизма). Чувствуется рука гуманиста-пацифиста, пережившего некий надлом во время 2-й мировой и пытающегося как-то примириться со всем этим ужасом. Рационализм автор на сей раз оставляет на земле, и пишет местами чуть ли не белым стихом поэму о человечестве. Любителей раннего Стэплдона книга удивит, т.к. в ней есть что-то упадническо-писсимистическое даже по сравнению с «Последними и Первыми людьми». Возможно дело в шоке и испуге самого автора, когда его дети чуть не погибли во второй мировой войне, при том, что он сам пережил этот ад уже второй раз (Стэплдон имел награды за участие еще в Первой мировой). Тут уже любой оптимист сломается. Не сломался в подобной ситуации тот же Станислав Лем, например, но он был евреем и у него пессимизм был видно «уже сразу в крови».

Лем был больше осведомлен о науке и более рационалистичен, может быть просто крепче духом — и не давал волю чувствам, как не плачет хирург на операции. Поэтому пан Станислав сразу встал на точку зрения, что бог трансцендентен до такой степени, что даже его существование есть тайна и не стоит забивать себе голову разными там домыслами. Стэплдон на такое не решился и в метафизическом смысле «трепыхается» как рыбка на крючке, пытаясь средствами искусства выискать в трансценденции логику и смысл.

Ошибался он или нет — судить читателям.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не фантастический роман в традиционном смысле, это философский трактат о присущем человечеству Духе, который старается развить человечество и поднять его до горних вершин. При этом, правда, он допускает ошибки, следствием которых является, например, Вторая Мировая война. Время действия книги — от зари человечества до его гибели в катастрофах конца Вселенной.

Роман сложно рекомендовать, но я не жалею, что прочитал

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх