FantLab ru

Александр Бушков «Золотой демон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.02
Голосов:
146
Моя оценка:
-

подробнее

Золотой демон

Роман, год; цикл «Шантарский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Конец XIX века. Сибирь в окрестностях Шантарска. Купеческий обоз направляется в Петербург. Его поход сопровождают мистические происшествия со вполне реальными последствиями: исчезает золото, словно тает снег… Будто неизвестный слизывает драгоценный металл с дорогих вещиц, орденов и запечатанных казенных мешков. Вскоре золотой туман над Сибирью обретает человеческий облик. Желтый зверь вырвался на свободу и рассчитывает вернуться в мир людей после сотен лет заточения, во что бы то не стало.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 188

Активный словарный запас: высокий (3101 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Золотой демон
2010 г.
Золотой демон
2011 г.

Прочие издания:

Золотой демон
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне очень и очень понравилось! Бушкова никогда не читал, поэтому не знаю какой он лучше: поздний или ранний, но первое впечатление прекрасное. 19-й век, Большой Сибирский Тракт, глухомань, снег, древние верования, археология. Это не «Террор», но атмосфера чувствуется. Я с огромным удовольствием прочитал эту книжку, стилизация под речь 19-го века ни разу не напрягла, а наоборот, помогла мысленно очутиться в этом уютном ледяном крае. То, что не понравилось многим рецензентам, а именно,поведение загадочного существа, на мой взгляд, является несомненным плюсом этого романа. Почему всем обязательно нужно, чтобы древние демоны вели себя в соответствии с заветами Кинга и Лавкрафта? Бушков нашел необычное существо из татарской мифологии, наделил его нетипичным поведением, потребностями, желаниями и логикой, но для нас все это оказывается «не по фэн-шую». Видите ли не должны приличные демоны бояться острого клинка и всяких минералов. Неправильно это. «Демонической логики поведения нет». Мы точно знаем, мы читали:)

Да и поведение персонажей также нетипично. Оно какое-то...настоящее! Тут нет героев и злодеев, все ведут себя так, как и должны люди в экстремальной ситуации. Кто-то паникует, кто-то геройствует, кто-то печется о корыстных целях, кто-то спасает шкуру. Все как в жизни. И это столкновение разных характеров в экстремальных условиях, да еще и когда над тобой маячит непонятное нечто, является второй сюжетной линией этого романа, не менее интересной, чем мистическая составляющая.

В общем, я советую всем. Атмосферный мистический триллер, с не совсем типичными персонажами. Поклонникам «зимней» тематики особенно рекомендуется.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Проглядывая новинки некогда хороших и интересных авторов, посещает вопрос: куда же они скатываются с возрастом? Вот и непонятно это. Вот Александр Бушков — автор когда-то хороших рассказов, нынче — борзописец-романист. В каждом жанре пишет, решил попробовать силы и в мистике. Вспомнил о вечной своей зависти к Акунину (предполагаю, что она есть) он перенёс действие в XIX век (современные страсти будут читателю неинтересны). Из уездных городов действие можно перенести куда-нибудь в тайгу, пусть через неё чешет обоз... Добавляем колоритных личностей — несколько офицеров, пусть один будет с женою молодой, и пусть её ревнует... Так, можно ещё богатого молодого купчину, парочку казачков, жуликов-обозников, одного-двух тунгусов (с шаманскими способностями). Да, пусть ещё будет прохфессор с немецкой фамилией, дающий периодически научные объяснения происходящим страстям, и... Да, японец, как забыть можно! Знатный японец, из дворянского рода, потомок жрецов-экзорцистов, со слугой переводчиком и изукрашенной катаной.

Сюжет ужасен. Сначала всё нормально, герои едут через тайгу, обсуждают насущные проблемы, а тут вдруг происходят всякие мистические случАи, и снятся весьма странные сны. Оказывается, это таинственный демон-джинн проснулся, который для материализации собирает золото со всех караванщиков. Уж не знаю, как Бушков планировал напугать читателя, но все эти иссушенные лошадиные трупы на дороге как-то не впечатляют, а что уж говорить о явлении демона в облике золотистого облака, который диавольски хохочет при попадании пули, но шарахается от самурайского меча. Может, это пародия? Так вроде смешного мало — нет лёгкости и искромётности, а скрытой иронии не присутствует даже близко.

Итог: отстой и дешёвка. Вроде бы язык — неплох. Но содержание... Это же недостойно автора «Анастасии» и «Лабиринта». Очень жаль.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С книгами Александра Бушкова я расстался еще десять лет назад, в самом начале двухтысячных. Помню несколько неплохих боевиков о «Пиранье», помню первые три романа о Свароге – в то время с большим удовольствием читал эту серию; помню «Волчью стаю», тоже хорошую книгу о том, что пропасть между человеком и зверем очень мала. Потом как-то не заладилось, переключился на других писателей, но хорошие воспоминания не раз призывали вернуться к творчеству Бушкова. И вот наконец-то я это сделал, благо в этом году он начал новую серию, аннотация к первой книге которой меня весьма заинтересовала: таинственная история, девятнадцатый век, далекая и загадочная Сибирь…

…Заснеженный тракт, ведущий из Шантраска в Челябинск. Купеческий обоз, что медленно движется по нему. Несколько купцов с товарами и казаки с золотом, профессор истории и двое «черных» археологов, японский дипломат с переводчиком и батюшка-священник. Обычные люди, привычная накатанная дорога. Но в этот раз поездка обернется встречей с неизведанным и непознанным для нашего материального мира. Начинается все с того, что у главного героя поручика Савельева и его попутчиков исчезает все золото: кресты, деньги, части орденов и часов. Поиски воров ни к чему не приводят. Затем гибнут лошади, ямщики, появляется странное золотое создание, что неотступно следует за обозом, и непонятные сны.

Начало у «Золотого демона» весьма неплохо. Неторопливые беседы героев настраивают на размеренный лад, понемногу привыкаешь к мерной поступи лошадок из обоза. Исчезновение золота и появление странного существа обещают что-то очень интересное, читаешь с большим удовольствием. Вспоминаются первые два тома «Сибирской жути», сборники необычных происшествий в Зауралье. Тоже хорошее чтение, и «Золотой демон» вполне мог стать частью тех историй.

Персонажи обрисованы слегка поверхностно, но у каждого есть свой характер. Это приятно. Исключением вот только становится сам главный герой, который хоть и является непосредственным участником событий, но складывается такое впечатление, что Савельев постоянно находится где-то в стороне от происходящего. И, честно говоря, я почти ничего о нем, как человеке, не могу сказать. В отличие от других героев. Вот, скажем, Самолетов. Типичный представитель молодого купечества, отец и дед которого нажили свое состояние разбоем на дороге. На первый взгляд, не самый приятный человек: к простым людям относится с пренебрежением, любит похвастаться своим состоянием – есть у него такая привычка постоянно катать в руке золотой шар. Я думал, что он окажется в этой истории одним из отрицательных героев. Но нет. Когда над обозом нависает опасность, Самолетов проявляет себя с самой лучшей стороны. Штабс-капитан Позин. Уже пожилой военный. Любитель выпить, рассказать интересную историю. Четыркин – кутила и пьяница, выделывающий коленца на остановках… У каждого есть свои личные черточки. А вот у самого Савельева – нет. Да, порядочный человек, благородный, но что еще можно про него сказать? Даже не знаю. Вот это один из моментов, что мне не совсем приглянулся в «Золотом демоне».

Вообще со своими героями Бушков обошелся пусть и обыденно, но весьма интересно расписал произошедшее. Он, как это понятно даже из аннотации, собрал в одном месте самых разных по характеру людей и поставил их в нестандартную ситуацию. Встреча с Золотым Демоном показала истинную сущность многих героев, и многие из них оказались совсем не теми, кем можно было подумать в начале. Вот как Самолетов, о котором я чуть выше сказал. Постоянное чувство опасности, напряжение, страх – все это делит людей на два лагеря: на тех, кто готов предать ради своей жизни хороших людей и пойти на сделку с демоном, и тех, кто до последней капли крови будет придерживаться чести и благородства. Наблюдать за этим весьма любопытно.

Но все это только к первой половине романа относится. Чем ближе город Челябинск и финал романа, тем картина происходящего становится все более печальной. После появления Золотого Демона воочию, происходящее превращается вообще в какое-то паясничество, чему очень способствует поведение-клоунада таинственного существа. Теряется серьезность, убедительность; мистический настрой исчезает почти мгновенно, а в итоге – разочарование и в какой-то степени даже обида.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бушкова читаю всегда с удовольствием, что бы он не писал, — легкий язык, стремительно развивающийся сюжет, простая как три копейки философия, — что ещё надо для лёгкого развлекательного чтива! Эта книга не стала исключением, хотя на мой взгляд она существенно слабее других произведений автора.

Фактически, это приквел (если не сказать, предисловие) к задуманной серии, идея которой появилась у автора после написания романа «А.С. Секретная миссия». ГГ едет из Шантарска в Петербург, ещё не зная, что ему придется служить в сверхсекретном подразделении, занимающемся борьбой с «другими». А по дороге ему как раз и попадается такой «сосед», чтобы в следующей книге не объяснять, кто они такие и зачем их надо «мочить» где попало и когда (!) попало.

Образы героев, как всегда стандартны для Бушкова, — честный (от слова честь) служака-офицер, тароватый сибирский купец, пылкая романтическая девушка из глубинки, которая к тому же оказывется реинкарнацией древней сибирской принцессы, «золотой демон» с повадками Мефистофеля, ну и, конечно, наглое беспринципное быдло, которому дороже всего собственная шкура.

В общем, вполне приемлемая вещь для того, чтобы приятно скоротать вечерок за чтением.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну-с, для Бушкова образца 2010 года, очень даже не плохо. Мэтр всё же смог мне доказать, что всё ещё может...

Когда я понял, собственно идею романа, возникло серьёзное опасения выливания его в полный маразм, однако автор сумел сохранить меру, и удержать стиль.

Сюжет вполне свежий, с самобытной идеей. Авантюрная цепочка сцен и событий захватывает. Есть некоторый сбой ближе к развязке, когда изложение идёт буквально на границе хорошего вкуса, однако мне удалось стерпеть и это.

Понравилась самобытность образов и антуража героев, в характерной Бушкову тоске по их благородиям, жандармам, ямщикам и прочим атрибутам на букву Ъ...

Роман не затянут, неплохо увлекает и развлекает. Моральный вопрос простенький, но тем легче представить себя в ситуации, когда потребуется его решить.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редко читаешь вещь, фантастику на историческом материале XIX-го века, так филигранно заточенную под экранизацию в стиле фильма-ужасов. Обычно город нужен, на худой конец замок (пороскошней или хотя бы побольше), а тут заснеженные пространства, лошади, возки и меньше ста человек массовки.

Автор оторвал от сердца сценарий?

Или в расчете на работу какой-то студии решил «анонсировать» будущий фильм?

Не знаю. Но по содержанию книга — почти пьеса. Дальше спойлер, предупредил

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть некий обоз, который идет по снегам из точки А в точку Б. Самые разные персонажи движутся в этом обозе. Везут казенное золото. Едет по делам японец, непременно с мечом самурайским и переводчиком. Поручик Савельев движется с женой в Петербург. Едет профессор. Есть в обозе и чиновник, и купец, и довольно много ямщиков.

Разговоры поначалу идут больше про государство и политику, Бушков такое любит. Есть неизменные намеки на город Шантарск. Поручик Савельев ревнует жену к купцу, хотя совершенно безосновательно.

Но потом начинают героям сниться одинаковые сны. Там, в мрачном подземелье просыпается какая-то чертовщина. От простого ужаса дело идет к оргиям совершенно животного типа, потом к относительно приличным возлияниям.

А наяву в первый день кто-то на фиг уносит все золото. Корпус золотых часов — фьють. Казенное золото — фьють. Украшение на орденах — фьють. Возникает от этого в попутчиках некоторая напряженность. Кто ближних своих желает оприходовать, а кто и себя — за утрату груза суд и каторга. Дальше — толще. Обоз начинает сопровождать какое-то жужало-кружало (спецэффекты 90-х), которое насмерть вымораживает/высушивает нескольких лошадей, да и людям достается. Еще это жужало-кружало снег двигает, придавая ему формы то медведей, то кого еще (спецэффекты 2000-х).

Единственный эпизод, который требует больших декораций — деревня, которую проезжает обоз. Местные думают дать гостям от ворот поворот, становятся стеной, да еще и местный колдун вступает в игру. Но тут проснувшееся нечто (а попутчики уже разобрались, что проснулась неведомая Е.Х., типа джинна, которая спала в неосторожно распечатанном кувшине, взятом из могильника) показывает, кто в тайге медведь — и обоз в деревне останавливается.

И вот, когда все уже изрядно устали, и до Челябинска еще несколько дней пути, к демону возвращается здравый ум и трезвая память. Назвавшись Иваном Матвеичем, и принявши человеческий облик, он поначалу обещает спутникам разнообразные приятности, если станут его поддерживать, а потом прямо говорит — хочу жену поручика Савельева в жены (на поругание, для секса — выбрать по вкусу). Здесь и сейчас:blush:.

/Краткая перебивка — снится поручику сон, явно исторического характера, про то как посадили демона в кувшин. Но там всякая магия фигурирует, которой поручик не владеет, так что подсказка почти мимо кассы/

Тем временем демон мобилизует местных волков, и большой стаей начинает шантажировать обоз. Не отдадите красавицу — съедят. В самом обозе он же начинает толкать соответствующие речи ямщикам-обозникам, и те вроде согласны, что одна женщина дешевле всех жизней.

В этот критический момент профессор соображает, что все попытки убить демона, которых он хоть как-то боялся — были связаны с бирюзой. В украшениях, отделке японского меча и персидского кинжала — её хватало.

Дальше все просто: охотничьи ружья заряжаются небольшими камушками, залп, и счастливый конец.

Выдох...

Что хорошо:

- это не самый плохой мистический детектив. На твердую четверку по пятибалльной шкале;

- явно годно для экранизации, и будет вполне себе фильм, автор выписывает эпизоды, расстановку персонажей «в кадре». Если делать, то будет «дешево и сердито»;

- исторический пласт проработан, автор явно в своей тарелке. Разнообразные фразы в стиле «всех не перестреляешь» и обстоятельства, при которых эти фразы произносятся, придают некоторую политическую оживленность;

- герои присутствуют, они вполне живые и узнаваемые.

Что плохо:

- автор порой перебирает с «русским языком второй половины XIX-го века». Вычурность имеет место быть с превышением;

- какой-то свежей, оригинальной идеи, интересного фантдопущения — автор не выдал. Собственно, когда понимаешь, что это за история — финал угадывается с середины;

- мамонтов, слонопотамов и прочих крупных животин, чтобы с хоботом — отмечено не было. Все-таки аккуратнее надо быть с названиями.

Итого. Вещь сама по себе — разве что убить время в электричке. Стандартный уровень Бушкова — крепенький и кругленький, сбитый и приглаженный, а спросят тебя через час о подробностях — и не вспомнишь. Экранизация может быть вполне пристойной и оживить произведение. Тогда я с удовольствием посмотрю фильм.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что мешало нормальному восприятию книги — стилизация под речь XIX века. Она, мягко говоря, неудачная.

Достаточно почитать прозу Пушкина, Лермонтова, Тургенева, чтобы понять, что язык XIX века не так уж сильно отличается от современного. Все эти «азъ есмь» были совсем неуместны. Особенно неестественно эти речевые изыски выглядели во время «экшена»: вроде пора делом заняться, а герои эпитеты позаковыристей подыскивают.

Вдобавок автор, как на грех, оказался любителем словесных перепалок, из-за чего многие диалоги получились чересчур затянутыми, бессмысленными и, благодаря стилизации и кривляниям, нелепыми.

С другой стороны, подобный язык несколько отвлекал от довольно заурядного сюжета. Плюс это или минус, сказать сложно.

Ближе к середине то ли автору надоели все эти словесные изыски, то ли я подпривык. Читать стало легче.

Персонажи вышли несколько шаблонными. Если купец, то обязательно кичиться деньгами, японец — значит с катаной наперевес, ямщик — тупая деревенщина, девушка — чуткая романтическая натура. Почти все бесконечно пьют водку.

Главный герой — просто сторонний наблюдатель. За всю книгу он толком ничего не предпринял.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже в тот момент, когда ямщики пытаются повязать жену Савельева, он просто стоит столбом. За нее вступаются все положительные персонажи, но только не ее муж, главный герой!

Кроме того, если каждый второстепенный персонаж имеет хоть какую-то запоминающуюся особенность, то поручик Савельев отличительными чертами напрочь обделен.

Главный злодей, Золотой Демон, практически лишен какой-либо, даже демонической, логики поведения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он может воровать золото, высасывать жизнь из людей и животных, может сотворить из снега гигантского медведя, может заставить толпу людей передраться друг с другом, может наслать эротический кошмар, может швырять силой телекинеза людей и предметы, может подчинять своей воле волков. Кроме того ему под силу наколдовать несколько красивых платьев.

Но почему-то бирюзы он боится.

Помимо этого меня беспокоил вопрос: что если демон освободился бы не в обозе с кучей золота, а в каком-нибудь другом обозе? Что бы с ним было?

Своими невообразимыми возможностями он скорее напоминал не персонажа из мистического фэнтези, а джинна из диснеевского мультфильма про Алладина.

Сюжет книги довольно прост. Автор мимоходом «развешивает ружья» и в том же порядке из них стреляет. Никаких действительно интересных поворотов событий, философии или морали замечено не было.

Кроме того очень не понравился рояль в кустах:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в очередном сновидении какая-то древняя амазонка, один в один Лиза, победила злодея.

Кто наслал этот сон-подсказку? Зачем? Обладает ли Лиза какой-то силой?

Итог: было скучно. Сюжет не зацепил, повсюду нелогичности и картон. Хорошо, что автор хотя бы не растянул свое творение на много страниц, а то я бы точно бросил.

Справедливости ради, стоит заметить, что мне понравились мысли героя в безвыходных ситуациях, когда он, несмотря на свои принципы, невольно задумывался лишь о спасении собственной шкуры. Это выглядело очень натурально.

_________

Еще одна забавная деталь.

Автор неоднократно упоминает, что ГГ проснулся очень рано, с первыми лучами солнца. С учетом того, что зимой еще часов в 9 утра темно как ночью, подвергается сомнению столь раннее пробуждение :)

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое перспективное начало — и такой заурядный, антиклимактический конец. Разочаровался в момент окончательной антропоморфизации антагониста, изначально было загадочное существо, а вылилось всё в юродствующего мелкого афериста.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх