fantlab ru

Май Шёвалль, Пер Валё «Исчезнувшая пожарная машина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
73
Моя оценка:
-

подробнее

,

Исчезнувшая пожарная машина

Brandbilen som försvann

Другие названия: Человек по имени Как-его-там

Роман, год; цикл «Мартин Бек»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Дом на Шёльдгатан, за которым следит шведская полиция, взорвался и сгорел дотла за несколько минут. В доме находились 11 человек, спасти удалось только восьмерых. В числе погибших оказался и Гёран Мальм, подозреваемый в нескольких автомобильных кражах. Довольно быстро выяснилось, что Мальм расстался с жизнью до того, как начался пожар.

© Ank

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Шведский детектив. Выпуск 2
1993 г.
Человек по имени Как-его-там
2002 г.
Человек по имени Как-его-там
2012 г.
Человек по имени Как-его-там. Полиция, полиция, картофельное пюре! Негодяй из Сефлё
2020 г.

Аудиокниги:

Человек по имени Как-его-там
2012 г.

Издания на иностранных языках:

消えた消防車
2018 г.
(японский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Смеющегося полицейского» этот роман показался мне некоторым шагом назад. Точнее сказать, после по-хорошему сбалансированного и цельного «Смеющегося полицейского» этот казался мне более сумбурным, каким-то даже хаотичным. И если в первом Мартин Бек сокрушался, что дело о расстреле в автобусе трудно назвать чётко проработанным, то здесь ему бы стоило и вовсе схватится за голову. Она даже начинается из какого-то хаоса –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
из задания, суть которого никому не была известна; и заканчивается сумбуром в аэропорту…
Хотя в этом и есть определённый смысл. Авторы, как сторонники показывать реальную картину происходящего, таким образом (устами Меландера) обратили внимание на типичные ошибки следствия, вызванные профессиональной деформацией –
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бросать все силы на разработку самой очевидной версии, и то, что чаще всего убийства совершают дилетанты. Но вот преступление совершает профессионал (впервые за весь цикл) – и стройная система начинает буксовать; даже сам факт преступления нужно ещё обнаружить, а разработка главных версий ведут в никуда…

Если преступная картина «Смеющегося полицейского» напоминала матрешку, то здесь она больше напоминает пазл, к тому же изначально собираемый неправильно.

В романе возникает свободное пространство, авторы забивают его личными для героев вещами – их не так много, они сильнее раскрывают некоторых героев, особенно Ларссона, а уж за ним и новичка Скакке, и, наконец-то, Меладера, и, как всегда, Бека; сильнее всходит в историю Монссон, которому в следующей уже придётся стать одним из центральных персонажей. Появляется химия – особенно ярко с неприязнью между Ларссоном и Кольбергом, особенно интересная тем, что они во многом похожи. Это хорошо, но всё же чуть размывает основной сюжет, добавляя в общий хаос и некоторой воды. А ещё тут неожиданно много откровенных сцен и намёков на них, а так же странной концентрации на цвете волос на гениталиях… а без всего этого вполне можно было обойтись.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пятый роман криминального цикла «Мартин Бек» и очередная запутанная цепочка преступлений.

Полицейские в романах Валё и Шёвалль показаны, как весьма разноплановые персонажи. Если в первых историях это не так заметно, то в «Исчезнувшей пожарной машине» ощущается уже в полной степени. Среди них есть хмурые, ироничные и грубоватые, но талантливые и неравнодушные люди, хорошие следователи. Индивидуумы с чуткой интуицией или феноменальной памятью. Встречаются глуповатые, ленивые, посредственные (Ульхольм, Квант и Кристианссон, Цакриссон, Хаммар). Есть старательные, но неопытные и наивные. Разнообразный спектр — как в реальности.

Порой, кто-то из них раскрывается с неожиданной стороны, совершив геройский поступок. В этом романе подобная роль выпала прямолинейному человеку действия — Гунвальду Ларссону. Сцены с его участием, одни из самых ярких в сюжете. Все начинается с пожара. Сам пожар и последующие следственные действия показаны подробно, впрочем, как и сбор доказательств по остальным взаимосвязанным преступлениям.

Хороший роман. С закрученной интригой. Психологически точный. Несколько суховатый и затянутый, но это сделано специально, как мне кажется, чтобы добиться ощущения реализма, когда не все ярко, успешно и гладко.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока качество серии на высоте.

Сюжет традиционен — зима, полутьма, промозглая сырость, Стокгольм, необычное преступление, спокойное и обстоятельное расследование. Отличие лишь в том, что автор фактически полностью поменял Ггероя и его подтанцовку, теперь в главной роли не Бек, а другой полицейский и помогают ему другие персонажи. Бек на втором плане. Плюс раскрытие Гзлодея вышло немного скомканным, оно получилось как бы независимо от хода расследования — просто индивидуальное умение одного персонажа. Концовка неплоха, первый раз когда экшен вышел у автора уместным.

Во всем остальном это обычный традиционный роман серии. Почему то Вале постоянно позиционировался как писатель с социальным уклоном, но пока в серии нет никакой социалки, в целом продукт немного напоминает американских детективных авторов с поправкой на скандинавскую деревянность персонажей.

Мне понравилось, хотя первый раз за весь цикл имело бы смысл сократить объем романа. Есть некоторые провисания в сюжете.

7 из 10.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман понравился мне чуть меньше четырех предшествующих.

Снова было очень интересно следить за работой шведских полицейских, которые для продвижения дела на каждый малюсенький шаг просеивали сотни и тысячи мелких фактов, кропотливо выделяя относящиеся к делу. Снова изначально пустое пространство постепенно заполнялось сведениями о погибших, подозреваемых, свидетелях. И складывалась картина преступления. Практически из ничего, из мелочей, мимо которых большинство людей проходят, не задумываясь, и только профессионалы выявляют эти мелочи, сопоставляют их и делают выводы о действиях и мотивах людей. Такая у них работа — преступления раскрывать.

Они очень разные — офицеры шведской полиции. Иногда кажется, что герой в силу своего характера в принципе не способен ничего раскрыть. И это действительно так. Из всех героев романа на роль сыщика-одиночки не тянет никто. Но вместе они — команда. И личные недостатки каждого в каких-то случаях делают его наиболее эффективным.

Например, Гюнвальд Ларссон даже не подумал поинтересоваться, с какой целью ему поручено осуществлять наблюдение за Мальмом. Поручено — значит, так надо. А во время пожара этот же слегка ограниченный на первый взгляд полицейский в одиночку спас нескольких человек. И здесь он тоже не задавался вопросом, его ли это работа и насколько велик риск. Людей можно было спасти, и он спасал. У Фредерика Меландера так вряд ли бы получилось, зато он сумел собрать для экспертов максимум материала с места происшествия, и это позволило установить факт поджога. К раскрытию преступления приводит сумма действий всех участников команды, даже если они себя членами какой-либо команды не считают.

Слабым моментом в этой книге мне показалось искусственность раскрытия преступления. Сначала мы наблюдали постепенное накопление и анализ фактов. Казалось, полиция исчерпала все источники информации, дело дальше уже не продвинешь, как вдруг на последних трех десятках страниц инспектор Монссон преподнес всю отсутствующую информацию что называется «на блюдечке». Концовка получилась сильно скомканной, а финальная фраза оборвала действие так внезапно, что я некоторое время раздумывала — это так роман заканчивается или у меня пропущено несколько страниц. В предыдущих книгах цикла такого не было — Авторы до самого конца выдерживали изначально задаваемый темп расследования и каждый следующий шаг логично вытекал из предыдущих событий.

Кроме того, в финальной части прозвучало несколько фраз, которые выглядели как ружья, готовые выстрелить. Но не выстрелили. Зачем они были развешаны, совершенно непонятно, тем более что раньше за Авторами такого не замечалось. Создается впечатление, что Авторы не знали, как бы завершить этот роман, чтобы и дело раскрыть, и в борьбу с мафией а-ля комиссар Катанья не ввязаться. В итоге получилось не очень хорошо. Так мне кажется.

Но общее впечатление от прочитанного всё равно самое позитивное. Следить за расследованием и перипетиями личной жизни героев было очень интересно, в этом плане Авторы просто молодцы.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О как долго разыскивал этот роман. Зачитывался произведениями Пьер Валё и Май Шеваль, которые выходили в советское время. Искал по-возможности сведения о их остальном творчестве и особенно о цикле с Мартином Беком. И естественно знаменитый фильм «Полиция, полиция, картофельное пюре». Потом, посчастливилось. Приобрел первый изданный двухтомник, куда входил и этот роман. А вот теперь, в библиотеке нашел еще одно новое издание и решил перечитать. Нет, впечатление от того времени не утратило сущности. Опять интрига преступления, опять кропотливая работа. Изнанка работы шведской уголовной полиции, где (а ведь это 60 годы) описываются не только мотивы следствия, но и мелкие, житейские подробности, поступки героев произведения.

Не много о сюжете. В Стокгольме, в пригороде произошёл пожар. В котором, погибли несколько человек и особенно, Мальм, за которым следили полицейские. Потом, выясняется, что это был поджог. И подозреваемый – Бертиль Олафссон. А потом выясняется, что его труп находят в затонувшей машине в Мальмё. И убили его, раньше, чем был поджог.

Вобщем, очередной роман о действии организованной преступной группы, занимающейся кражей автомобилей. И где двое, решили действовать самостоятельно. За, что и были убраны, нанятым «наёмным убийцей» из Франции. И все следствие, группы Мартина Бека, это поиски мотивов и участников преступлений и главное выявление убийцы. Который с помощью Интерпола, всё таки был задержан (пристрелен в аэропорту).

И не особо главное, а причём первое название романа «Исчезнувшая пожарная машина», что меня смутило. И спутал с одной экранизацией. Это небольшая история, произошедшая в семье, одного из инспекторов Эйнара Рённа. Он купил сыну, красивую пожарную машину. Которая, через несколько дней исчезла из его дома. И только, уже в конце следствия по делу, приехавший в Стокгольм Пер Монсон, помогает Рённу найти игрушку. Её просто прихватил сантехник, вместе с инструментами, ремонтируя отопление. Вот такая житейская подробность, которая подчеркивает, в следствии каждая мелочь значима.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо показан процесс расследования — перекапывание сгоревшего дома, вывоз кучи материала на экспертизу, многодневное хождение по квартирам в определенном районе с зачеркиванием адресов и стремлением охватить всех жителей. Колоссальный массив нудной и рутинной работы, чтобы сделать очередной шаг.

Мартин Бек в этом романе фактически не является главным персонажем. Основную роль играют Гуннвальд Ларссон и Пер Монссон из полиции Мальме.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх