fantlab ru

Василий Щепетнёв «Чёрная Земля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
52
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрная Земля

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Семидесятилетняя (с 1927 примерно по 1997 год) история противостояния людей и нелюдей на примере нехорошего воронежского захолустья. Прибыв туда, типичный для эпохи герой (то комсомолец-двадцатипятитысячник, то красноармеец при летучем отряде НКВД, то спецврач, а то бомбила на грузовике) сталкивается с по-настоящему жуткими чертями, оборотнями или просто неуловимым, но смертоносным злом.


Содержание цикла:


7.44 (93)
-
5 отз.
7.51 (96)
-
7 отз.
6.82 (84)
-
6 отз.
7.41 (92)
-
3 отз.
7.23 (73)
-
5 отз.
6.97 (46)
-
2 отз.
  • Стражник-2
7.33 (6)
-
1 отз.
7.00 (5)
-
7.28 (75)
-
7 отз.
8.00 (5)
-
6.52 (122)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Ликвидация последствий
1999 г.
Черная Земля
2003 г.
Череп Шерлока Холмса
2006 г.
Герои: Новая реальность
2010 г.
Гамбит смерти
2015 г.
Чёрная Земля
2016 г.
Дым Отечества
2018 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 10, октябрь 1991 г.
1991 г.
Уральский следопыт № 7, июль 1992 г.
1992 г.
Фантакрим MEGA № 2, 1993
1993 г.
Уральский следопыт № 4, 1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Мистер Шерлок Холмс, выпуск 3
2003 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем, неплохой цикл, из которого можно было бы сделать серию романов ужасов типа кинговского цикла про городки в штате Мэн (Дэрри и пр...) Но не случилось. Ниасилил В. Щепетнев, не дотянул... Это не значит, что написано плохо, просто могло бы получиться и получше...

Что же вышло? Цикл рассказов и повестей про воронежскую глубинку и мистику, неких неопределенного вида упырей и как бы оборотней, а еще в проекте боком вставлена радиация и что-то еще... Пересказывать сюжеты не буду, и спойлер, и написано уже и сам я отзывы писал по ходу дела, отмечу то, что бросилось в глаза.

1. Цикл писался полтора десятка лет и за это время жанр и франшиза здорово изменились. Здесь надо отследить время создания и описываемое время. Так, первыми были созданы тексты про конец 1980-х и 1990-е, написанные практически в то же время, то есть, описана актуальная для автора современность (Ночная стража, Черная охота; Те, кто не спит..) Это скорее НФ и шпионские боевики, хотя и с уклоном в оккультизм, плюс бытописание, очевидная нелюбовь к советской власти и советской жизни, т.е. классический «совок» во всех разрезах и аспектах, затем постепенно прирастали новые тексты разных жанров, где был сделан поворот собственно к мистике и появился исторический аспект. Последняя повесть 2015 года, это уже классические ужасы, жаль, что не роман, а только повесть, и та недоделанная.

2. Герои по факту разные, хотя доктор Петров повторяется трижды, но и он в каждом следующем рассказе разный. Что характерно? ГГ, как правило, люди в возрасте, имеют опыт и успели хлебнуть чего-то такого, не очень хорошего, однако, энурезом, алкоголизмом, от дефицита внимания и т.д. не страдают. То есть, автор не увлекается детскими страхами, комплексами неполноценности, жертвами абьюза и т.п. Обычно, авторы ужасов здорово нагоняют текст за счет этих тем. Внутренний мир героя отслеживается, но без фанатизма, в меру. Зато обязательно включает в текст бытовуху и социальные проблемы — от талонов и ченобыльской радиации в позднем СССР, до продажной науки и тушенки «китайская стена» (кто пробовал — век не забудет!) в 1997-м. Это создает атмосферу.

3. Сюжеты недоделаны и недокручены. НЕинтесно автору пять страниц протыкать упыря колом, потом все это выведено за скобки или брошено на полуслове (другие в этом случае только начинаю по настоящему). Да и франшиза с упырями какая-то рыхлая, противоречивая, толком они и не показаны. У меня сложилось впечатление, что В. щепетневу больше интересен процесс создания этой самой атмосферы, нагнетание, намекание, погружение в неведомое, а в итоге — понимание и принятие героем решения. Ну а как только все становится ясно не только читателю, но и герою — так автор все быстренько сливает.

Мне, в целом, больше всего понравился «Одиночка. Летняя практика», остальные, га мой взгляд, заметно слабее. Есть еще повесть «Дети луны», которая тоже про это и тоже атмосферная, но почему-то включены в другой цикл. Почитаю — будет видно.

Двух рассказов я так и не смог найти, судя по отзывам, они не сильно принципиальны, но оценивать весь цикл не могу. По моим ощущения где-то между 6 и 7. Минус — недоработанный сюжет, пляс — стиль и атмосфера.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Щепетнев долгое время был ярким примером того, что судьба хорошего писателя иногда злодейка, а иногда сука рваная просто. Врач воронежского центра антиСПИДа заявил о себе в начале 90-х, постепенно стал знаменитым в фэндоме и кругу читателей «Компьютерры» автором, одним из создателей и видным пропагандистом жанра литературного альманаха, обладателем аж двух «Бронзовых улиток», чуть ли не единственным стоящим фантастом России по версии пары особо оголтелых критиков – и не издал ни одной книги. Хотя успел написать чуть ли не с десяток повестей – сухих, жестких и очень цепляющих. Да к тому же медик Щепетнев-то – а в России медики-писатели-фантасты обычно ребята не только талантливые, но и пробивные.

Понятно, что экзерсисы на тему упырей Центрального Черноземья, царского ГУЛАГа на Марсе или впавшей в полуфашизм Российской империи не имели особого коммерческого потенциала несмотря на несомненные литературные достоинства – а может, и благодаря им. Но все равно, в эпоху, когда заметным тиражом публикуется любой климактеричный бред и антологии молодых графоманов, подобный игноранс издателей выглядел почти неправдоподобным. Сам Щепетнев относился к данному вопросу с самурайским спокойствием, отмечая, что хотел бы, конечно, напечататься при жизни, но наизнанку ради этого выворачиваться не будет. Это многое объясняло, но мало утешало.

Прорыв случился в 2002, когда АСТ опубликовал покетбук «Темные зеркала». С учетом маститости почти 50-летнего автора выбор малого формата и мягкой обложки для сборника почти классических повестей выглядел издевательским, но не Щепетневу было жаловаться. Тем более, что им издательство открыло целую серию, названную «Библиотека фантастики «Сталкера»», да и тираж был стандартным для дебюта – 6 тысяч. Серия не задалась, но не в этом дело.

Затем тот же АСТ уже 7 тысячами выпустил новый, что неожиданно, роман «Хроники Навь-Города», в котором Щепетнев попытался сыграть на чужом, чуть ли не фэнтезийном поле (бывшие космонавты в роли рыцарей сражаются с чудовищами и изощренными интригами подлых баронов, все такое). Попытку можно засчитать, игра удалась, хоть и оставила поклонников в легком замешательстве, которое не развеяли ни фирменное щепетневское пугалово, прущее с некоторых страниц, ни включение в корпус романа пары старых повестушек.

В связи с этим я и не знал даже, когда и какой будет следующая книга Щепетнева. И вдруг увидел в книжном роман «Черная земля», который, оказывается, вышел еще в 2003 году усилиями «Терры» и «Северо-Запада». Тираж застенчивые издатели не указали, зато вписали книгу в серию «Полночь XXI век: Русский роман ужасов», чем, очевидно, и обрекли на бесславие – как известно, отечественные ужасы читатель не приветствует (в той же серии вышла книга Точинова, которого я не читаю, и двух неизвестных мне дебютантов).

Но все равно спасибо товарищам огромное. Как полиграфический продукт «Черная земля» сделана с любовью, качественно и без малого стильно. Как литературное произведение «Черная земля» вполне соответствует уровню автора, а он сильно выше среднего. По старой привычке Щепетнев включил в роман несколько уже известных повестей, которые, выстроившись в ряд, заиграли по новому. – ну, и дописал кой-чего, конечно. Повествование построено по известной схеме: 6 не то 7 глав, в каждой из которых новый (в трех – сквозной) герой, то комсомолец-двадцатипятитысячник, то красноармеец при летучем отряде НКВД, то спецврач (естественно), а то бомбила с грузовиком, сталкивается с чертилами и оборотнями, выскакивающими из подвалов и лесов воронежского захолустья. Многое, как положено у Щепетнева, объясняется происками Советской власти, сносящей церкви и взрывающей энергоблоки, но беспристрастному читателю автор, как, опять же, ему положено, дает понять, что большевики лишь сняли крышку с обустроенного не ими адского инкубатора. Иногда «Черная земля» мучительно напоминает аналогичные книги последних лет, типа «Академонгородка». Но матерый сценарист и кавээнщик Бачило все-таки старался из каждой главки сделать черный анекдот с хлесткой концовкой. А Щепетнев, давно играющий с альтернативным течением истории, стремился, такое ощущение, грубо воткнуть классический сюжет в реальную деревенскую жизнь. Чтобы показать, например, как историю гоголевского «Вия» увидел бы левый путник, по партийной линии ночующий в церкви, пока Хому колбасят под крики «И ты, Брут!» Или как повернулись бы события в отеле «У погибшего альпиниста», если бы туда съехались естествознатцы да спецлаборанты, а вместо инопланетян шалили зомби с верволками. Вынужден доложить, что все равно ничего хорошего не вышло. Часть главных героев живой осталась – и то хлеб. Черный такой.

Очень неплохая книга вышла. При некоторой раскрутке Щепетнев может попасть в топ отечественных авторов. Похоже, это не только мое мнение, и воронежский врач все плотнее вписывается в издательский мейнстрим – например, только что он дуплетом отметился в сборнике повестей по мотивам Шерлока Холмса. Это радует.

Ведь хотелось бы, наконец, целиком прочитать «В ожидании Красной Армии» и давно анонсированные автором вторую и третью книги «Черной земли».

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творения господина Щепетнёва считаю для себя литературным деликатесом. Лакомством. Чтение его книг — настоящий праздник. Блестящий, образный русский язык. Изумительнейшие описания окружающего мира. Бесподобно реалистично и колоритно выписанные герои. Точнейшие и узнаваемые детали действительности. Совершенно живые диалоги. Сказка!

Ну так почему же Василий Павлович так намеренно калечит сюжет в угоду каким-то непонятным своим соображениям художественности!? Почему так тухло, беспомощно развивается действие в момент достижения кульминации!? Мощнейшие фабульные посылы почти каждой его книги, каждого рассказика заканчиваются пшиком! Там, где интрига начинается, там же и заканчивается. Каждая, каждая книга — облом! Текст прописан просто идеально, но когда начинается действие и нужно пойти в атаку, раздаётся команда «Стоять на месте! Отступаем!» Такое впечатление, что писатель Щепетнёв дописывает произведение, дальше у него появляются новые идеи, корпеть над старым становится неинтересно, и он просто обрывает, херит книгу в самой высокой точке полёта. Точнее охарактеризовать фирменные методы построения интриги господином Щепетнёвым не могу.

Причём, судя по интервью одного из издателей (кто-то из «Северо-Запада» вроде), позиции этой Василий Павлович придерживается сознательно и решительно отказывается подвергнуть хоть что-нибудь редактированию. И об этом (о необходимости ввести в интригу жизнь, закончить сюжет, расставить необходимые точки над «i») ему талдычат многие умные люди. Писатель не оспаривает утверждение, что при внесении корректировок можно увеличить читательскую аудиторию в десятки раз. И нет никакой необходимости снижать при этом планку художественного уровня текста. Но нет, фигвам — индейская избушка.

Всё вышесказанное в полной мере относится к серии книг цикла «Чёрная Земля». Всюду поставил оценки 9. Очень хотел 10, но нет, невозможно.

Василий Павлович Щепетнёв — гениальный писатель нашей современности. Несостоявшийся из-за своего дурацкого упрямства. Прямо математик Перельман какой-то. Оп чём и говорят оценки на ФантЛабе. Средняя оценка — 8,5. Всего оценок на момент написания отзыва — 2.

Гад. Всегда буду покупать и читать его книги, будь он неладен.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший отечественный ужастик. Серия состоит из десятка повестей, которые связаны между собой или общим героем, или местностью, где происходят события.

Первая и вторая части, про события, произошедшие в Воронежской губернии в 1926 и 1936 годах, они покороче и попроще, а вот третья часть — полноценная повесть. Упыри и вампиры в современном советском уездном городке- на мой взгляд оригинально. В первой части перепевки с «Вием» Гоголя. Стиль произведения захватывает и интригует, довольно страшная история. Реализма прибавляет российская действительность, мне это ближе, чем средневековый Запад. Не шедевр, но хорошие мистические повести.

Несколько последующий историй объединены общим главным героем — доктором Петровым, который работает на некую государственную секретную спецслужбу, и оказывается вовлечён в загадочные и мистические проишествия.

Ну и последняя повесть цикла — «Лето сухих гроз», описывает приключения знаменитого английского сыщика Шерлока Холмса, расследующего преступление на российской земле. Мне эта история не понравилась, но это, мое, сугубо личное, мнение.

Цикл неоднородный, как по структуре, так и по сюжету. Некоторые повести посильнее, другие — попроще.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх