fantlab ru

Паоло Бачигалупи «Алхимик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
186
Моя оценка:
-

подробнее

Алхимик

The Alchemist

Повесть, год; цикл «Каим»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Империя широко использовала магию — чтобы дети были здоровы, чтобы росли урожаи, чтобы парили воздушные дворцы. Но у магии имелся побочный эффект — чем больше произносилось заклинаний, тем больше наступал на Империю магический терновник. Его было очень трудно уничтожить, он прорастал сквозь камень, он убивал прикоснувшихся к нему людей. Империя постепенно умирала.

Ученый-алхимик Джеоз 15 лет своей жизни потратил на поиски способа борьбы с терновником. И вот наконец ему удалось создать устройство, которое может спасти Империю.

Входит в:

— цикл «Каим»  >  сборник «The Tangled Lands», 2018 г.

— антологию «Epic», 2012 г.


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2010 // Повесть

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Большая или малая повесть зарубежного автора (США, 2011)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Алхимик
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Alchemist
2011 г.
(английский)
Epic
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обратная сторона технологий и ответственность изобретателей и открывателей за негативные последствия своих работ. Вечная тема. В том плане, что эта тема преследует нашу цивилизацию с того далекого времени, когда обтесали первый камень. Сразу же появились побочные эффекты новой и весьма перспективной технологии. Ведь камнем этим оказалось не только удобно колоть орехи, но колотить по башке соперника, косо взглянувшего на твою подружку, недруга, стянувшего из под носа кусок вкусненького, или просто несимпатичного и недружественного товарища по тяжелой пещерной судьбе .

Так был открыт фундаментальный закон Вселенной: у всего есть обратная сторона. Дуализм в действии. У всего хорошего есть кое-что плохое. Стрела поражает не только потенциальную пищу, но и потенциального противника. От дуста дохнут не только тараканы, но и клетки в ни чем не повинном организме. Порох не только для того, чтобы фейерверки запускать. Энергия атома не только для получения электричества, а интернет не только для распространения знаний, мира и красоты, но и... тут сами можете развить.

Потому сколько эту тему не поднимай, будет она всегда и стара, и актуальная одновременно. Потому как от того первого обтесанного камня остановиться мы не можем в своей страсти изобретать и совершенствовать. Да и не нужно это. Вопрос совершенно в другом.

Вопрос о том, что уже пора бы научиться за столько- то тысяч лет прогнозировать последствия своих открытий заранее, не бросаясь немедленно что-то внедрять, удивляясь потом, что опять хотели, как лучше, а получилось, как всегда. В этом месте мне всегда вспоминаются тагоряне Стругацких, которые, хочу напомнить, три четверти своих ресурсов тратили на изучение последствий новых технологий. Даже смешно вроде бы- столько сил на изучение побочных эффектов, да только вот мы две трети своих ресурсов уже тратим на устранение неожиданных последствий этих самых технологий. Хотя можно было бы и заранее мозгами пораскинуть. Ну, и помните этот вечный спор о прогрессе: следует ли его контролировать? И если, да, то как? А как же свобода творчества? И свобода вообще?

Вечная тема, уже и спорили, и разные варианты предлагали, и даже опробовали их с разной степенью результативности и последствий. Ответа пока нет. И, скорее всего, нет его общего ответа вообще, поскольку лежит он не в области общих законов и правил, а в области личного выбора каждого в отдельности.

Перед таким выбором и стоит герой этой небольшой повести. Где-то в далекой фэнтезийной стране живет ученый Алхимик, фанатик, захваченный одной благородной идеей- спасти мир от страшной напасти, которая губит не только его личную судьбу, судьбу его родных и близких, но и всех живущих. Этой идее подчинено все: каждое мгновение жизни, каждый шаг и вздох.

И вот мучительный и опасный поиск завершен. Решение найдено. Враг будет обязательно повержен, и вновь наступят времена благоденствия и счастья. Вот только у технологии всегда есть обратная сторона, будь то обтесанный камень, порох, «мирный атом» или приправленный чуточкой магии алхимический прибор. И, далее, как по писаному: хотели как лучше, получилось… Мучительные попытки найти выход, который бы устроил и волков, и овец, постепенное понимание того, что такого выхода в природе не существует, нелегкое решение и закономерный конец.

Что оказалось приятным? Мир, оказавшийся на грани поглощения неким опасным растением, появление которого- также побочное явление магической технологии – яркий, четкий и емкий. Понятно, что повесть не тот формат, в котором можно раскрыть детали, но и те, которые есть, позволяют создать притягательную и очень живую картину. Небольшие жанровые сценки и отдельные колоритные бытовые детали позволяют малыми средствами решить задачу по «оживлению» повествования, да так, что ясно представляешь себе охваченный страхом город, его улочки, дома, рынки. Такие же герои: пусть их немного, но они органично вписываются в созданные декорации.

Но вот что касается основной идеи, тут у меня есть некоторые претензии. Тема вечная, писано-переписано уже огромное количество всего. Поэтому хочется прочитать, нет, не новое, нового тут практически и не придумать уже, но более глубокое, более эмоциональное, что ли, но уж точно не очередной пересказ на тему «он хотел изменить к лучшему мир, но не учел, что мир не идеален». Вот я о чем. Ни в мотивациях, ни в переживаниях, ни в конечном решении не оказалось той глубины, которая заставила бы по-настоящему проникнуться тем ужасным положением, в котором оказался Алхимик благодаря своему фанатичному желанию облагодетельствовать мир и упорному нежеланию вникать в реальное положение вещей. Получилось не трагично, а как то условно и схематично. Это скорее пособие для подростков, только вступающих в вечную игру, предварительное их знакомство с тем, что у всего есть обратная сторона и лучше бы начинать учитывать этот вселенский закон прямо сейчас. Но на мне, как на любом взрослом человеке, этот закон Вселенная уже выбила крупными буквами прямо на шкуре, и вручила для напоминания индивидуальные и немаленькие грабли. Чтобы хотелось, как лучше, но не получалось, как всегда.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Но это же все-таки постапокалипсис, так ведь?.. Все детали налицо: терновник как глобальное бедствие, заполоняющее собой с каждым часом все больше земель, покинутые города, жители которых не в силах больше противостоять природной напасти, разгул преступности из-за побеждающего принципа «человек человеку волк». И последний, кажется, город людей, перенаселенный, обуреваемый тревожными новостями о сужающемся жизненном пространстве, с нищими горожанами, все сильнее терзаемыми голодом, и наконец, правительством, желающим лишь сохранить власть. Да и авторство соответствующее…. Но нет, «Алхимик» не таков. Это все же сказка. Жестокая, полная злых людей и порой нелицеприятных последствий от собственных действий.

А еще «Алхимик» напоминает конструктор Lego: когда из обычных деталек можно много чего собрать. Сказку – с фирменной стилистикой автора, с интригами власть имущих, и попытками простого люда не попасть под раздачу и вовремя оказаться на правильной стороне.

Только главный герой предпочел третий путь. Он боялся, плакал, но упрямствовал в своем выборе. И вот, кажется, добился своего, и теперь свои дела поправит, и другим крепко поможет, как и мечтал последние пятнадцать лет.… Но история вновь напомнит о своей недоброй сути, и заставит героя страдать вновь.

И оттого «Алхимик» хорош. Хорош миром, в котором причины природной катастрофы уже не так важны, как попытки отвратить кончину человечества, хорош героями, каждый из которых руководствуется собственным мнением о происходящем.

Несмотря на то, что повесть изначально кажется (и является) только частью большой вселенной, имеющегося «контента» вполне достаточно, чтобы увлечь читателя. С такой задачей текст отлично справляется.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А я вот фанат Бачигалупи. И очень мне была интересна его вылазка в жанр фэнтези, а скорее даже в литературную сказку а-ля Шарль Перро и Гриммы . Это даже нельзя назвать метафорой или аллегорией. Скорее отработка любимых тем Паоло — экология, маккиавеллистская политика, социальная критика человеческих обществ. Как всегда больше внимания уделено темам и идеям, нежели проработке характеров персонажей. Но здесь это удачней сработало, сказке излишний психологизм только вредит. Кстати — сейчас только понял — эта повесть очень напоминает Три толстяка Олеши. Политическая сказка. Интересно Бачигалупи Олешу читал?))

Потому что очень много отсылок в повести к нашему советскому прошлому. Усатый Веселый мэр любит вино и курит трубку. Магистр Скацзи одновременно возглавляет политический сыск иполицию, а также заведует научно-техническим прогрессом в стране. Даже приснопамятную «шарашку» Бачигалупи удалось включить в историю. Взгляды у автора, конечно, либеральные, ну хоть не пещерно-антисоветские.

В общем опыт блестяще удался! Я автору поверил и остался доволен весьма.

Даешь полный сборник Бачигалупи и Бакелла на русском!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что, если из известной сказки про фей, прялку, уколотый палец, непроходимый терновник и храброго принца, выбросить первые три и последний пункты?

Что, если эта мысль придет к писателю, собаку съевшему на описании экокатастроф, изобретателей и беспощадного коварства держащих власть? Вдобавок, склонного к Юго-Восточной Азии?

Что, если он совершит вылазку в страну фэнтези, страниц на семьдесят?

Как что? «Алхимик» Бачигалупи.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятная повесть. Яркий мир, живые герои, немного атмосферы упадка, сожаление по ушедшим волшебным чудесам, благородная задача увлеченного наукой мечтателя и коварство правителей.

Это грустная сказка — в том смысле, что средство для спасения мира (что правда без особого преувеличения) стало орудием расправы в мелких политических играх.

Это светлая сказка — потому что написано все ярко, живо, совсем не пессимистично. И в финале герои уходят в поисках своего маленького счастья.

Хотя город, конечно, жаль.

Отдельно отмечу, что терновник в качестве всемирной волшебной угрозы обладает каким-то особым непередаваемым шармом.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь сразу: я не большой поклонник творчества Паоло Бачигалупи, а от собравшей кучу престижных премий «Заводной» в своё время долго плевался, поэтому мучительно раздумывал — стоит ли приобретать относительно свежий том автора в серии «Фантастика: классика и современность»? С одной стороны, хотелось оценить фэнтезийную грань таланта автора, с другой — боялся разочароваться. Вероятнее всего, так и не собрался бы совершить покупку, если бы не шикарная фраза из отзыва уважаемого ааа иии: «Что, если из известной сказки про фей, прялку, уколотый палец, непроходимый терновник и храброго принца, выбросить первые три и последний пункты?» После этого я просто не смог пройти мимо, и знаете что самое интересное? Фраза действительно отлично характеризует сюжет повести! =)))

Что ещё добавить про содержание? Вылазка Бачигалупи на территорию жанра фэнтези, скажем прямо, довольно мало отличается от его фантастических произведений: в центре внимания очередная экологическая катастрофа, а ещё — людская алчность и нежелание думать о последствиях своих действий.

Мир, который медленно, но неотвратимо поглощает терновник, получился достаточно интересным, декорации вышли красочными и яркими, этого у «Алхимика» не отнять, да и просто красиво, по-восточному многословно и весьма кинематографично, если можно так выразиться, написано:

«Когда идешь вдоль реки, рынок пряностей переходит в картофельный рынок, а тот – в медный. Аромат молотых пряностей заполняет воздух, покупателей зазывают торговцы с длинными черными усами, которые смазывают и отпускают длиннее при рождении каждого нового ребенка. Руки у них красные от чили и желтые от куркумы, дыхание их поражает ароматами гвоздики и орегано. Они сидят под арками вдоль реки, выставив вперед большие джутовые мешки пряностей, а за их спинами – двери в лавки, где до высоты двух этажей сложены те же пряности. А дальше – женщины картофельного рынка, где раньше торговали только картофелем, а теперь – всевозможными клубнями, а потом семьи медников, где выкуют трубу или котел, где чеканят изящные подсвечники для богатых и кухонные горшки для бедных.

Когда я был молод, существовал только Каим. В то время еще что-то оставалось от Империи прежних времен. Великие чудеса Востока и грандиозная столица Джандпара ушли в прошлое, но все еще здравствовали Алакан, Турис и Мимастива. В то время Каим был небольшим городком, повсеместно ценимым за близость к реке, но куда как далеким от Джандпары, где когда-то правили могучие великие магистры с тремя алмазами на рукавах. Но медленно наползал терновник, рос Каим, а на том берегу реки Малый Каим воздвигался еще быстрее».

Довольно оригинальным показался и сюжетный ход с причиной появления терновника, а именно неконтролируемое использование человеком магии и как своеобразный ответ природы — появление ядовитой терновой поросли. Учитывая, что в фантастических историях автора объяснения причин той или иной катастрофы порой звучат настолько же «научно» (одни только «пружинные технологии» вместо нефти и газа чего стоят), читать вполне можно.

Подводя итог: если вам нравится «научно-фантастическое» творчество Паоло Бачигалупи, фэнтезийная повесть также наверняка придётся вам по душе — авторский стиль в ней весьма узнаваем.

P.S. Учитывая, что повесть «Алхимик» является частью межавторского цикла «Khaim», к которому помимо Бачигалупи приложил руку Тобиас Бакелл (не скажу, что в восторге от нескольких его переведённых рассказов, но роман «Хрустальный дождь», прочитанный несколько лет назад, показался достаточно оригинальным), хотелось бы надеяться, что совместный роман этих авторов «The Tangled Lands» мы также увидим на русском языке.

По крайней мере, я был бы не против вернуться в Каим, последний из великих городов, и узнать финал этой истории...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения этой повести не был знаком с творчеством данного автора.

Книга понравилась, очень достойный язык, яркий мир, живые персонажи.

Сюжет интересен и неоднозначен, поднимаемые автором вопросы заставляют задуматься. Что есть ответственность за свои поступки? Что справедливей: тотальный контроль, кровавые репрессии и, как следствие, устранение причины зла, либо некий спасительный прибор и вечная борьба со злом?

Но соглашусь со многими по сути это действительно сказка: хорошая и добрая, местами, правда, немного грустная.

К тому же финал мне показался немного скомканным, вроде действие разворачивалось, разворачивалось... потом ап и все закончилось, главные герои счастливы. Мне немного не хватило драматизма в финале

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не впечатлила меня эта повесть. После «Заводной» ожидал от автора гораздо большего. Всё как-то скомкано, неубедительно. Хотя сюжет интересный, мог бы послужить основой роману.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх