FantLab ru

Роберт Шекли «Первая жертва»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Голосов:
423
Моя оценка:
-

подробнее

Первая жертва

Victim Prime

Роман, год; цикл «Жертва»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Соединенные Штаты покрыты зловонным туманом и промышленными отходами. В городах свирепствуют банды. Единственной отдушиной является островное государство Эсмеральда — мир Охотников. Удачный охотник получает все: статус, деньги и признание. Общественность города Кин-Уэлли направляет Хэрольда Эрдмана в Эсмеральду для участия в Охоте.

© jur

Входит в:

— цикл «Жертва»


Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Шекли. Книга 2
1994 г.
Первая жертва
1997 г.
Первая жертва
1999 г.
Десятая жертва
2003 г.
Десятая жертва
2007 г.
Десятая жертва
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Victim Prime
1987 г.
(английский)
Vittime a premio
2000 г.
(итальянский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Молодой мужчина покидает родной городок, в котором нет ни работы, ни денег, ни перспектив и отправляется в долгий путь на поиски лучшей жизни. Имеет с собой он старенький Смит-Вессон .44 калибра (лично мне представлялся Мк3 Скофилд), 34 патрона к нему, котомку еды, шесть с лишком футов росту да ничем не примечательный мозг «реднека». И была бы перед нами типичная история о Диком Западе в духе Лоиса Ламура, если бы действия не происходили в пугающе-мрачном будущем, а автором не являлся маэстро Шекли. Поэтому герой у нас отправится не перегонять мустангов из Аризоны в Техас, а участвовать в Охоте на небольшом курортном островке. Охота, конечно же, будет на людей.

Пара слов о сюжете: он нетипично для Шекли жесток. Ещё — предсказуем, ярок и динамичен. Тут нет психологических этюдов, как в «Десятой жертве», зато будут бои увешанных «пушками» автомобилей в стиле «Безумного Макса» или игры «The Rage». Довольно странно такое читать у автора сверхгуманного «Ордера на убийство».

Некоторое непонимание вызвал сеттинг романа — какой же мир пытался показать нам автор? Первую четверть книги мы имеем типично-постапокалиптические декорации (отравленные радиацией и химикалиями пустоши, вымершая природа, одичалые группки людей-мародёров, вездесущие бандиты, супермутанты, гули и «Братство Стали»... или последние откуда-то не отсюда? Впрочем, в атмосферу прекрасно вписываются). В этом мире пересечь на потрёпанном «Грейхаунде» пару штатов — подвиг наряду с прорывом фронта. Но по мере развития сюжета масштабы катастрофы мельчают, жизнь оказывается вовсе не такой ужасной — оказывается, по расписанию летают самолёты, исправно работает почта и служба денежных переводов, процветает туризм. Таким образом постапокалиптика как-то ненавязчиво забывается и освобождает место для антиутопии... Это странно. Если честно — более чем странно. Либо я не понял литературного приёма, либо Роберт Шекли начинал описывать одно, а закончил другим.

В общем, произведение вышло по моим меркам на «четвёрочку». Тут нет многих составляющих, делающих произведения Шекли такими особенными, но в романе присутсвует атмосфера, интересные персонажи и нарастающая динамика — поэтому удовольствие от прочтения скорее всего вы получите.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заключительное произведение в цикле «Жертва» подводит итоги социального эксперимента в ходе которого были легализованы убийства. Нужно признать, что идея себя не оправдала, мир не избавился от извечных общественных болезней, не избежал апокалиптического распада. Охота вновь запрещена повсюду, за исключением Охотничьего мира — карибского острова Эсмеральда, ставшего туристической меккой, одним из последних очагов роскоши и цивилизации. Упоминается о ядерной войне между Южной Африкой и Латинской Америкой, т.н. «рыбная война», т.е. главная цель Охоты — искоренить войны — провалилась. Почему так? Ответ очевиден — идеологи Охоты не учли всех аспектов, побуждающих человечество к войне. Помимо природной склонности людей к убийству себе подобных, войны, как правило, разжигаются государствами в борьбе за природные ресурсы и жизненное пространство. Изобретение ядерного оружия позволило вести глобальные конфликты практически без привлечения живых юнитов — для уничтожения миллионов людей теперь достаточно лишь парочки кнопкодавов с ядерными чемоданчиками.

Для того, чтобы положить конец войнам, мало разрешения на убийства, к этому нужно еще добавить демонтаж всех государственных структур. Однако в этом случае исчезнет и репрессивный аппарат, который призван следить за тем, чтобы участники Охоты строго следовали правилам. В итоге политическая анархия превратит всю территорию планеты в кровавую баню, где каждый будет вести свою личную войну против всех. Ситуация складывается безвыходная, Охота — очередная утопия, грамотное воплощение которой невозможно в реальных условиях. Помимо продолжающихся войн за столетие Охоты была почти полностью уничтожена природа, появились новые смертельные вирусы, обозначился кризис перенаселения, влекущий за собой нищету и голод. Люди постепенно начали откатываться в новое средневековье, власть стала слабой, а на дорогах бесчинствуют банды грабителей и отряды полицейских, отстреливающих неугодных без суда и следствия. При этом удивительно, как человечество умудрилось основать действующую колонию на Марсе. В общем, мрачные предсказания футурологов оправдались, и действие романа происходит в постапокалиптическом сеттинге.

Главный герой — 28-летний уроженец городишка Кин-Уэлли, штат Нью-Йорк, Хэрольд Эрдман, который стремится попасть на Эсмеральду, дабы принять участие в Охоте. Его земляки собрали немного денег, дали ему старенький револьвер и благословили на дорожку, за всё хорошее он обещался присылать им половину своих охотничьих заработков. Первые десять глав представляют собой дорожное приключение, в ходе которого герой путешествует по Штатам с Севера на Юг. В одиночку ему путешествовать не придется — среди его случайных спутников окажется банда испаноговорящих бандитов и странствующий профессор. Самым ярким эпизодом этого отрезка сюжета является посещение небольшого провинциального городка в День Сезонной Распродажи. Мне сразу вспомнился блестящий рассказ «Ордер на убийство» и чуть менее пришедшийся по вкусу «Ритуал». На мой взгляд, автор отлично умеет моделировать ситуации, когда общество утрачивает изначальный смысл некогда обыденных явлений и понятий, придавая им мистико-религиозное значение, именно такую картину мы видим в сценке с Распродажей.

После прибытия Хэрольда на Эсмеральду, автор постепенно знакомит нас с правилами Охоты, которые за несколько десятилетий претерпели ряд серьезных изменений. Теперь для получения билета Охотника требуется прохождение испытания на полигоне роботов, по завершении которого кандидат получает две тысячи долларов. Успешное убийство теперь фиксируют не случайные полицейские, а специально обученные Учётчики, на основании отчётов которых принимается решение о выплате вознаграждения. Действует кодекс Охоты, но на практике его часто нарушают, наказание за гибель случайных прохожих зачастую бывает чисто символическим, Наводчики могут отстреливать конкурентов, в убийстве высоко ценится эстетическая составляющая. Также интересное нововведение — особые карты, которые иногда рандомно рассылаются участникам Охоты, например, карты предательства или вендетты. Их использование добавляет смертельным поединкам дополнительной остроты.

Роль Жертвы в этот раз предстоит сыграть 34-летнему местному жителю Луэйну Добрею, в прошлом это был талантливый охотник, но в последнее время ему критически не везет — эстетическая ценность его убийств крайне низка, поэтому ему необходим мальчик для битья, смерть которого поможет восстановить пошатнувшуюся репутацию. Обладая солидным состоянием, Луэйн постоянно жульничает, чем заставляет читателя отчаянно сочувствовать главному герою, образ которого не отличается особой глубиной. В процессе Охоты хочется особо отметить моменты, напомнившие мне об игрушке Кармагеддон, изрядно занимавшей меня в школьные годы. Инспекторы ПДД на Эсмеральде следят за тем, чтобы движение было опасным — если ты пристегнулся или ехал слишком медленно на крутом повороте, то можешь получить штраф — «безумное вождение». За сбитых пешеходов начисляются призовые очки, а один из элементов красочного шоу, предваряющего открытие Сатурналий — главного празднества Эсмеральды, напоминающего бразильский карнавал — являет собой поединок экзотических смертоносных автомобилей.

Особенно ярко полет фантазии автора ощущается в пространном описании представления в Колизее. Помимо схватки на автомобилях, автор описывает выступление клоунов-самоубийц, инсценирующих ограбление банка, гладиаторские бои пешеходов и мотоциклистов на серпоциклах, дуэль автомобиля с пешеходом, вооруженным гранатами, в искусственном лабиринте. Финальным аккордом становится Великая Расплата — смертельная дуэль двух Охотников. Финал автор, к сожалению, срезал, оборвав повествование и не представив необходимого здесь эпилога — хотелось бы в общих чертах узнать о судьбе персонажей, решении намеченного любовного треугольника — ничего этого нет. К тому же финальный поединок сильно напоминает аналогичную сцену из концовки раннего шпионского романа Р. Шекли «Агент Х или конец игры». Еще одним минусом, который при желании можно было обратить в плюс — огромное количество интересных идей, которые автор только обозначил, для их реализации формат одного романа оказался тесен, очень жаль. В целом боевик получился довольно здоровским, если вам не важен особый психологизм. Социалка присутствует в достаточном количестве, постапокалиптические антуражи также доставляют, сцены Охоты, обычаи, традиции и нравы этого жестокого мира поданы очень красочно и с изрядной выдумкой. Считаю, что произведение вышло достойным, хотя обозначенные минусы и не позволяют наградить эту книгу высокими оценками.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохо. И уж точно лучше чем «Десятая жертва». (с другой стороны — и написано на 20 лет позже)

Описания боёв — весьма зрелищны.

К сожалению, каких либо глубоких мыслей в произведении — не увидел.

Просто хорошее, добротное произведение.

Хорошая проработка мира, где людям позволено свободно распоряжаться своей жизнью и, по договорённости с другими, и их.

(моменты, связанные с возможностью убивать людей и без их согласия — впрочем, не одобрил)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман парадоксов. Культ убийства; радостная смерть; Опасная Езда; Стриптиз Наоборот; рабы на дорогих машинах; жена в заклад спора... Что же такое это человечество, если оно способно прийти к такой жизни? Или весь этот абсурд показан именно как полный бред, до которого оно не дойдет никогда, следовательно, не найдет альтернативы «классической» войне?

Нас постоянно убеждают, что человеку необходимо «сбросить» избыток агрессии, — для этого ему едва ли не необходимо смотреть кровавые боевики, фильмы ужасов и жесткое порно. Перед нами созданный Шекли мир, где эта мысль доведена до абсурда. Да, это мир без войн. Хорош ли он? Нравится ли вам? Симпатичны ли вам персонажи этого мира — Охотники, Жертвы и Наводчики? А люди, с жадным любопытством и болезненным восторгом наблюдающие за их поединками?..

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как не люблю я шеклинские вещи, но эта мне как-то не «глянулась»/пожалуй лучшего слова для моего внутреннего состояния после прочтения не найти/. И хотя Шекли не упивается кровью, а по прежнему предупреждает человечество от возможных ошибок, все же излишнее мочилово- это не его , и не для меня:frown:

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эти книги может и пытаются нас предупредить, но из-за примитивности языка (автора или переводчика не ведую к сожалению) донести до людей скорее всего не получится, т.к они просто не будт это читать.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с первым произведением «Десятая жертва» это произведение мне показалось более кровавым. Если в «Десятой жертве» охота предполагала выпуск пара для особо активных и регулировку численности населения планеты, то в этой части, люди идут на сознательное убийство в основном из-за денег и только из-за них. Прескорбно ощущать, что сама жизнь уже не является ценностью, несмотря на прошедшие общечеловеческие катаклизмы. В первой части цикла, все закончилось хэппи эндом, а в этом произведение, только закончен абзац. Скорее всего, автор пытался показать, в какую пропасть мы скатимся, если будет продолжаться популяризация агрессии и мода на бестолковые триллеры.

Правильно однажды сказал Иосиф Виссарионович Сталин: «Смерть одного человека — это трагедия, смерть миллионов — это статистика...»

Вот этой страшной правды и нужно избежать человечеству...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх