fantlab ru

Роберт Силверберг «Пассажиры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
304
Моя оценка:
-

подробнее

Пассажиры

Passengers

Другие названия: Оседланные; Наездники

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Никто не знает откуда они появились, ни кто они такие, ни как они на самом деле выглядят. Но все их называют — пассажиры, или наездники. Они просто захватывают на время (три дня, неделя, месяц — никогда нельзя угадать заранее) ваше сознание и овладевают вашим телом. Потом, также внезапно они покидают вас. И вы остаетесь сами, наедине со своими проблемами и провалами в памяти. Но как тогда жить? Если совершенно невозможно строить свою жизнь, какие-либо отношения, если каждый из нас в следующую минуту может оказаться жертвой наездника...

© ceh
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые в антологии «Orbit 4», 1968


Входит в:

— антологию «Orbit 4», 1968 г.

— антологию «Nebula Award Stories 5», 1970 г.

— сборник «The Cube Root of Uncertainty», 1970 г.

— сборник «Moonferns and Starsongs», 1971 г.

— антологию «Best Stories from Orbit», 1975 г.

— сборник «The Best of Robert Silverberg», 1976 г.

— антологию «The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural», 1981 г.

— антологию «The Science Fiction Hall of Fame, Volume III», 1981 г.

— антологию «Histoires de sexe-fiction», 1985 г.

— антологию «Monsters», 1988 г.

— антологию «The Best of the Nebulas», 1989 г.

— антологию «Безумная Луна», 1990 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «The Ultimate Zombie», 1993 г.

— антологию «Девушка из золотого атома», 1993 г.

— сборник «Ringing the Changes: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 5», 1997 г.

— антологию «The Greatest Horror Stories of the 20th Century», 1998 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— сборник «Phases of The Moon: Stories of Six Decades», 2004 г.

— сборник «To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)», 2007 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «A Large Anthology of Science Fiction», 2015 г.

— сборник «First-Person Singularities», 2017 г.

— антологию «Ноябрьский фантастический марафон 2018», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1969 // Рассказ

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1970 // Рассказ

номинант
Великое Кольцо, 1990 // Малая форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной рассказ. 4-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Безумная Луна
1990 г.
Безумная Луна
1991 г.
Девушка из золотого атома
1993 г.
Ночные крылья
1994 г.
Железная звезда
2009 г.

Аудиокниги:

Ноябрьский фантастический марафон 2018
2018 г.

Электронные издания:

A Large Anthology of Science Fiction. Volume 1
2015 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Orbit 4
1968 г.
(английский)
Orbit 4
1969 г.
(английский)
The Cube Root of Uncertainty
1970 г.
(английский)
Nebula Award Stories Five
1970 г.
(английский)
The Cube Root of Uncertainty
1971 г.
(английский)
Moonferns and Starsongs
1971 г.
(английский)
Nebula Award Stories Number Five
1972 г.
(английский)
Orbit 4
1972 г.
(английский)
Best Stories from Orbit
1975 г.
(английский)
The Best of Robert Silverberg
1976 г.
(английский)
The Best of Robert Silverberg
1977 г.
(английский)
The Best of Robert Silverberg
1978 г.
(английский)
The Best of Robert Silverberg
1980 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural
1981 г.
(английский)
Great Tales of Horror and the Supernatural
1981 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame Volume Four
1981 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume III
1982 г.
(английский)
Histoires de sexe-fiction
1985 г.
(французский)
The Best of Robert Silverberg
1986 г.
(английский)
Great Tales of Horror & the Supernatural
1988 г.
(английский)
Monsters
1988 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1989 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1989 г.
(английский)
Monsters
1989 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1990 г.
(английский)
The Giant Book of Horror Stories
1991 г.
(английский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
The Ultimate Zombie
1993 г.
(английский)
Great Tales of Horror & the Supernatural
1994 г.
(английский)
Ringing the Changes: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 5
1997 г.
(английский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
Phases of the Moon: Stories of Six Decades
2004 г.
(английский)
Phases of the Moon
2004 г.
(английский)
To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)
2007 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)
2012 г.
(английский)
First-Person Singularities
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороша участь человека: без борьбы быть покоренными. Без боли и страдания просто забываются часы, дни, недели жизни. А за человека всё решают неизвестные Наездники, которым нет дела до завоеванного народа. Им нужны только развлечения, забавы. И они пользуются существующими телами и мечтаниями, чтобы потом, ослабив поводок, понаблюдать за действиями покорённого, блуждающего вслед за своими мимолетными, почти исчезнувщими, мечтами человека, а в решающий момент Они вовзращаются обратно, к своим забавам.

И ведь нет такой возможности, чтобы можно было защитится от чужой напасти, наступи она сегодня. Слишком уж уязвимым оказался человек перед возникшей угрозой, что смирился с изменившимися условиями своей жизни и предпочел не обращать внимания, чем пытаться изменить ставшим привычным всего за 5 лет своеобразный симбиоз.

Слегка мрачным получился рассказ: нет никакого выхода, нет избавления от чужого непонятного разума, который окружает со всех сторон. И не понятна участь человека в этих условиях, ведь невозможно постоянно играться новой, пусть и хорошей, игрушкой, которая может умереть.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых сильных антифашистских рассказов мировой НФ. Необычайно зло Силверберг высказался о желании людей снять с себя ответственность за совершаемые поступки. Дескать, это не я, это меня заставили, меня мобилизовали, а я не виноват, я ничего не помню, на самом-то деле я хороший...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жутковатый рассказ. Нечасто даже в самых мрачных произведениях фантастов человечество оказывается в столь беспомощном состоянии, в столь полной зависимости от неизвестных существ. Попытки героев, несмотря ни на что, жить нормальной жизнью в те часы, которые готовы оставить им неизвестные захватчики, внушают уважение. Вот только зачем негуманоидам нужны человеческие эмоции? Рассказ производит сильное, но тяжелое впечатление.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая самодостаточная новелла из тех времен, когда фантастика заменяла футурологию.

Довольно оригинальный подход к проблеме «контакта» — диалога культур и цивилизаций здесь нет, только диалог физический. Пришельцы-паразиты используют людей для удовлетворения своих потребностей, временно управляя их сознаниями и телами. Человечество вынуждено смириться, пытаться жить как прежде. Но теперь никто не может доверять другому...

В каком-то смысле, подобные пришельцы есть неплохая метафора алкоголя — меняют поведение, три дня на работе не появляешься, ничего потом не помнишь. Опять же — отчуждение в последствиях. Но это слишком специфическое толкование. Может быть мне стоит прекратить искать тайные смыслы и наслаждаться сюжетом и приятным стилем повествования?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарное произведение, веет от которого атмосферой безнадежности.

Сама идея очень даже оригинальна, как по мне. Именно в такой формулировке я ее до сих пор не встречал.

Существа, которые вселяются в человека, которым невозможно ничего противопоставить. Сейчас ты это ты, но в любую минуту тебя оседлает пассажир и будет делать с твоим телом что захочет.

Хорошо прописана атмосфера мира который полностью смирился со своей участью, эдакая безнадежность и смирение. Нет никакой возможности договориться с существами, ведь их нельзя зафиксировать или остановить. Можно только пытаться выжить в этом мире и уповать на свою удачу. Если ты неудачлив, то «седлать» тебя будут очень часто. Если удачлив — то редко, или возможно даже никогда. Но сам то ты не знаешь, к какому из типов себя относить.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень, очень, очень унизительная перспектива для человечества. Но кто сказал, что это невозможно? Рассказ произвёл на меня сильнейшее впечатление:super:

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно идея рассказа не такая уж и фантастическая. Человек под воздействием большой дозы алкоголя или наркотиков своим поведением очень напоминает «оседланных». Кто знает, может это не просто биологические закономерности.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших историй прочитанных мной за всю жизнь и лучшая из известных мне у Силверберга. Автор в этом рассказе прям фантанирует идеями, размышления над которыми вызывают даже у одного человека противоположные эмоции.

Так, например, с одной стороны, период существования людей, когда они одержимы «пассажирами», когда они не помнят себя, не контролируют свои действия — это конечно же несвобода, существование только в виде оболочки, способствующей удовлетворение потребностей вселившихся в тебя сущностей. Соответственно очевидно, что каждый человек, понимает, что он не застрахован от того, что в любой момент будет одержим, что адекватность лишь временное явление и что за пару дней он может накосорезить столько, что потом не разгрести за всю оставшуюся жизнь, что планировать и стремиться к какой-либо цели бессмысленно, так как вокруг зона неизвестности. Но с другой стороны, уж очень все это смахивает на то, когда люди грешат на опьянение, одурманивание и прочее, оправдывая тем самым свои поступки или наоборот бездействие. Если так рассуждать, то можно опуститься до самого днища и уже не подняться.

В рассказе главный герой просыпается после нескольких дней «гуляния» под «пассажиром», постепенно начинает вспоминать что было до и частично что было во время. И понимает, что был не одним, а в компании барышни. У него возникает морально-этическая дилемма между тем чтобы продолжить общение с девушкой, которая кстати тоже была под «пассажиром» и выстроить с ней отношения, либо же лучшее для всех даже об этом не думать и все оставить на стадии «без обязательств».

Отличная история, которая не смотря на 1968 год написания, очень современная и актуальная для сегодняшнего дня.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня такое ощущение, что автор описал нашу современную жизнь, когда наше поведение подчиняется догмам и идеологическим штампам, которые навязываются нам нашими правителями. И мы понимаем, как глупо мы выглядим, но смиренно принимаем их к исполнению и поступаем и мыслим, как хочет наш правитель. Мы фактически зомби, заложники наших наездников, которые ездят на нас как хотят, превращая нас в пустоголовых болванчиков. А рассказ грустный...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наряду с его же рассказом «Увидеть невидимку» — лучшее, написанное Силвербергом в жанре короткой формы. И как же всё-таки важен перевод! Лишь прочитав в переводе Л. Сизого, под названием «Наездники», я прочувствовал весь вкус текста, его замысел, силу и трагизм! Тот самый случай, когда за буквами и предложениями действительно стоит душа и добросовестный подход к делу, а не просто механический перевод...

Вердикт: один из маленьких бриллиантов зарубежной фантастики прошлого века в короткой форме.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

ФантИдея — шикарная, фактически — прообраз «Видоизменённого углерода», но на полвека раньше. И можно было бы сказать, что — «…видимо, эти 50 лет — всё-таки — серьёзный барьер, и необъятного, таки, не обнимешь, как ни старайся, не тот уровень развития технологии…» и т.п. Если бы не одно «НО».

Если бы не «Главный полдень» Мирера, который вышел — всего-то через год после «Пассжиров». Да, «вселенцев» Мирера — по степени деталировки процесса, по разнообразию фактологии получившейся «реальности» — конечно же, не сравнить с героями Моргана, да и 7 веков разницы (в живописуемых мирах) — тоже существенно. Но оба оных текста объединяет нечто существенно общее, а именно: агрессивность человечества в отстаивании собственного «я». Не просто способность противостоять внешней силе, обладающей столь убойным преимуществом, не просто мужество и воля, а именно — «равноценность соперника». Как говорится — «…договариваются с тем, кто может нанести неприемлемый ущерб, из прочих просто делают рабов…».

Здесь же, уважаемый потенциальный читатель — во всей своей красе — именно упадническая психология рабства: «…это — не я, это — хозяин приказал, а я, что, я — просто выполнил приказ…». Это не просто мерзко само по себе, мерзко и унизительно. Это — глубоко противно нашему менталитету, это никак не стыкуется с базовой основой бытия, буквально — впитанной с молоком матери: «…лучше умереть в бою, чем жить на коленях…».

Если же говорить о неких морально-этических терзаниях или размышлениях, что автор пытается нам изобразить, то лично мне — гораздо ближе позиция пассажира, чем тех безвольных существ, что нам преподносят под видом людей. Если ты человек — то и веди себя соответственно. Не можешь противостоять — попробуй внезапно умереть, ведь тогда — теоретически — можно нанести вред и пассажиру. Короче — делай хоть что-нибудь, не ной и не скули!

Так что, уважаемый потенциальный читатель, впечатление от текста — мягко говоря, неприятное. Упадничество как способ существования — зачем нам такая Фантастика. Да и Фантастика ли это? Я бы назвал это абсурдом. По-моему, это ближе к истине. Никоим образом не навязываю тебе, уважаемый потенциальный, своей точки зрения на сей рассказ, исключительно — высказываю оную точку. Ибо сказано: «…я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать…». Посему — и сам рассказ имеет, конечно же, право на существование, несомненно: «…правд на Земле — что заборов, у каждого — свой удел…»

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно оригинальный рассказ на тему посещения Земли инопланетянами.

Что если им неинтересен «контакт», обмен какими-то там знаниями или даже воевать с землянами они не собираются, а просто хотят время от времени использовать тела землян в качестве носителя, ведь как видно из рассказа, обычные плотские удовольствия им вовсе не чужды?

Согласитесь, ведь может наступить довольно скверная ситуация, когда по чужой прихоти у вас может поменяться характер, стиль жизни и даже сексуальная ориентация?

Впоследствии будет стыдно и это как минимум, хотя человечество уже практически приспособилось к «сожительствованию» с Пассажирами.

Никакой политической подоплёки в произведении не нашёл — это обычный развлекательно-фантастический рассказ на тему «а что если...».

И к слову сказать — очень хороший рассказ.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх