FantLab ru

Филип Рив «Смертные машины»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Голосов:
286
Моя оценка:
-

подробнее

Смертные машины

Mortal Engines

Роман, год; цикл «Смертные машины»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Спустя много веков после фантастической Шестидесятиминутной войны наступила Эра Движения. Города вырвали себя из земли и встали на колеса. Мир живет по законам муниципального дарвинизма: города кружат по Охотничьим землям и пожирают друг друга. А когда добычи становится совсем мало, Движущийся мегаполис Лондон прибегает к чудовищному оружию Древних. С его помощью он намерен уничтожить города Лиги противников движения, а потом добраться до Марса, Солнца и звезд.

Герои романа Том и Эстер, оказавшись на Открытой территории, попадают то на пиратскую платформу, то в Воздушную Гавань, то на Щит-Стену, но оба — каждый по своей причине — стремятся вернуться на борт Лондона.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第38回 (2007) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Коста / Costa Book Awards, 2002 // Уитбредовская премия за Книгу для детей

Похожие произведения:

 

 


Смертные машины
2003 г.
Смертные машины
2006 г.
Хроники хищных городов. Книга 1. Смертные машины
2018 г.
Хроники хищных городов. Смертные машины. Книга 1
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Mortal Engines
2002 г.
(английский)
Mortal Engines
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я бы отнёс этот роман к жанру “приключенческая фантастика”. Чем-то он сродни “Звёздным войнам”. Идея, конечно, оригинальная и великолепная, но сам сюжет напичкан только динамикой действий. Хотелось бы, что бы дан был панорамный обзор этого столь далёкого будущего, в котором города начали передвигаться и пожирать друг-друга, хотелось бы некого аналитического подтекста. Но… это только одни приключения, и не более.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый тип пищевой цепочки

***

Со «Смертыми машинами» вот какая история – для этой книги сложно подобрать целевую аудиторию (читай – «ярлык»). Взять и откровенно отнести ее к подростковому чтиву (то бишь поставить в ряд с «Таней Гроттер», «Артемисом Фаулом) сложно. Всё-таки здесь полно смертей, здесь хватает занятных аллюзий на культуру (отнюдь не к самой популярной). Запихнуть ее в YA тоже вряд ли получится. Вроде смертей тут много, но это не Марк Лоуренс, не «Расшатанное море» Аберкромби. До взрослой книга тоже не дотягивает. В итоге подобная полупозиция отрицательно влияет на восприятие произведения. Если всё-таки нужно отнести по возрастному критерию, то ближе к YA. Но это очень условно. Еще один сложный момент – экранизация. Она вполне неплохая, но в чем она наголову бьет основу, так это в плане визуальной составляющей. Экранизация получилась очень красивой, эффектной и красочной. Назвать таким роман Рива сложновато.

Итак, «Смертные машины» — постапокалипсис. Причем весьма необычный. Это не «Метро 2033», не «Древний». Это ближе, как ни странно, к Лоуренсу и Джо, поскольку действие здесь происходит спустя сотни, а то и тысячи лет после апокалипсиса. Вот только это стимпанк, а не фэнтези. Стимпанка сейчас на рынке книг не так уж и много, поэтому плюсик Рив себе точно заслужил. Наш мир настолько изменился, что о былой географии нечего и говорить. Города отпочковались от стран. Теперь они стали движущимися, чтобы легче справляться с новыми условиями жизни. Наивно? Наивно. Зато необычно. Правда, есть города, что осели на месте. Повезло им, если они за стеной. В противном случае их ждет участь быть съеденными. Да-да, теми самыми движущимися городами. Принцип называется муниципальный дарвинизм. Подростковая книжка, говорите? Занятно.

Главный герой – Том – ученик 3го ранга. Он состоит в гильдии Истории. В общем, парень явно звезд с неба не хватает, но старается, амбиции у него точно есть. Его жизнь круто меняется, когда она встречает Эстер Шоу. Они оба сироты, им теперь некуда идти. Но у одного из них есть цель. У одной, точнее. Ее цель – месть Валентайну. Который, естественно, живет и процветает в Лондоне. В городе Тома. Вот такая завязка для сюжета. И вот она как раз выглядит как типичный янг-эдалт (вспомните «Голодные игры» или «Бегущего в лабиринте», где пара протагонистов крушат систему в дрова).

Что можно сказать о минусах? Их тут полно. Это наивность в деталях, это мотивация персонажей (особенно Том, когда только встретился с Эстер). Всё это довольно предсказуемо, поскольку является подочным эффектом YA (вышеупомянутые Лоуренс и Аберкромби вне списка и конкуренции, их YA будет похлеще кое-каких «взрослых» романов). С другой стороны, если знаешь о таком заранее и готов терпеть, то почему бы и не прочитать подобную книгу? Ведь у неё помимо атмосферы и антуража, есть хорошее свойство – читать интересно и легко. Порой именно это и нужно.

Заключение: «Смертные города» — занятный, легкий роман с лихим драйвом и необычным антуражем. Да, города двигались и в других романах. Ещё Прист (соотечественник Рива!) использовал эту фантазию. У Мьевиля что-то отдаленно похожее было в «Рельсах» (оп, тоже соотечественник). Но Рив неплохо развил идею. В общем, если вы заранее знаете, что ожидать (от представителя YA), если хотите экшена и легкого чтения в необычном исполнении (движущиеся города, стимпанк), то можете браться за «Смертные города». Даже если вам 16+.

8 движущихся городов из 10.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю почему вообще взялся за этот цикл, наверно соскучился по постапокалипсису, ну и наверно снова сыграла моя привычка ознакамливаться с первоисточником после просмотра фильма, ну или до, это уже как выйдет. Сам же фильм не произвёл вообще никакого впечатления, лишь заинтересовал концепцией и идеей движущихся городов, да красивой картинкой. Можно было снять что-то интересное, а лучше конечно сериал, но создатели как всегда решили не рисковать и сделали всё пресно, предсказуемо и скучно. Интересна была лишь линейка сюжета Шрайка, остальное не зацепило. Звук музыки при его появлений, ещё долго играл в моей голове, потом саундтрек скачал отдельно, что бы когда друг занял бы у меня бабосы и долго не отдавал, я мог ходить за ним со страшными святящимися глазами и хрипло произносить его имя.

Стоит ли читать? Думаю как лёгкое приключения на вечер — вполне сойдёт, но в остальном — это типичное новомодное подростковое направление, а то есть глубокого сюжета и истории не ждите. Много роялей, типичных клише и таких же плюшевых героев, заезженных приёмов нагнетания интриги с экшОн моментами, а наличие хоть какой-то атмосферы, увы не прощупывается. Сама причина движения городов и охоты за другими — абсолютно нелогична и даже абсурдна, можно было придумать что-нибудь более правдоподобное. Ну а далее, я просто тупо угадывал сюжет по ходу действия, и так на каждом шагу, даже финал оказался предсказуем. Шибанул три аудиокниги за каждый день, благо они не большие.

Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман в целом понравился. Но фильм, пожалуй, в плане расхождений сюжета понравился больше (по большей части потому, что не такой он там жестокий к персонажам).

Ничего не слышал об этом цикле, пока не вышел фильм, и ещё больший интерес подкрепил артбук-энциклопедия по этой вселенной — «Мир хищных городов».

Роман читается легко, мир, благодаря сопутствующим материалам, уже был знаком и визуализирован, в т.ч. и герои.

Сюжет имеет приличное расхождение с фильмом, кое-где, конечно, есть натяжки (особенно это касается преодолеваемых пространств, исходя из карт энциклопедии).

Уникальность концепции — это несомненно большой плюс истории. В остальном читается как подростковый (хотя и довольно жестокий)приключенческий роман, без претензий на философию. Главное, что история не заканчивается на Лондоне — существует множество других городов, о которых можно в следующих трёх книгах цикла.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир книги весьма оригинален и способен заинтриговать... по началу. К сожалению, почти сразу же выплывает непроработанность мира. Вот, к примеру, Том: пятнадцатилетний парнишка, живший в тепличных условиях, без особых знаний и навыков — и вдруг умеет управлять дирижаблем (внимательно читаем сцену с похищением дирижабля Фэнг, ага).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Также единственный, блин, догадывается стрелять ракетами (судя по описанию, неуправляемыми) по небронированным окошкам оппонентов (лифт на 13 этаж).
Что за супершкольник!? Кэтрин Валентайн — ну как может ребёнок, живущий в таком мире и окружении, быть таким наивным?!
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что за ерунда с «лучьше пусть нас съедят, чем мы жахнем из уберпушки по стене? Нет, я конечно понимаю — альтруизм и все дела, но это ж, ё-моё, стратегия выживания твоего города, заведённая испокон веков (больше 1000 лет прошло), тебе это должны были с детства привить. А ты ставишь интересы своих соотечественников ниже интересов чужих людей, которых, к тому же, называешь варварами.
Из героев более менее могут заинтересовать Фэнг и Валентайн, и то, видимо, потому, что автор не успел их хоть как то раскрыть.

И так не только с главными героями — всякие мелочи типа бога древних Микки Мауса: само по себе может и забавно, но не верится, что местные учёные имея представление о религиях в целом (вон у них целый собор стоит) и способные восстановить серьёзные военные технологии пришли к такому выводу.

В книге хороши две вещи: концепция движущихся городов, прекрасная в своей бредовости — этакий научпоповский трешак в хорошем смысле, призванный развлечь читателя, и короткие главы и объём книги в целом, которые не успевают вогнать в беспросветную тоску. Читать можно тем, кому охота обдумать наброски интересного мира, не вникая в его детали и кто при этом может смириться с посредственным сюжетом.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот сходила я в кино на фильм «Смертные машины», а потом из интереса прочла книгу, и что могу сказать. И фильм и книга мне не понравились. Хотя книга оказалась все же чуть лучше в плане проработки характеров и мотивации персонажей. В фильме герои абсолютно плоские и пустые, мне даже не получалось им сопереживать. И концовка в книге, в отличие от фильма, более логична. Безусловным плюсом книги, конечно, является интересная и неординарная идея о движущихся городах, пожирающих друг друга. Но написано все корявенько, какими-то рублеными фразами. Читать книгу было сложно, буквально продиралась через каждую страницу.

Моя оценка произведению — 5 из 10.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга не понравилась, дочитывал в мучениях, что бы не бросать!!! А читать начал исключительно из-за скорого выхода фильма.

Интересный мир, пожалуй, её главное достоинство, которое автором до конца не раскрыто, потому что мир не прописан, читатель не знает какие события привели к войне, которая уничтожила цивилизацию, как зародилась идея муниципального дарвинизма и Лига противников движения, история их конфликта. Автор почти ничего не рассказал читателям про историю Лондона, который также является одним из героев книги. Очень мало деталей самого мира, он какой-то «пустой».

Персонажи очень поверхностные, мотивы их поступков абсурдны и непоследовательны, действия лишены логики! Главный герой — Том Нэтсуорти вызывает раздражение, с середины читал его главы наискосок, лишь бы побыстрее кончилась это мука.

Более менее интерес вызывали Анна Фанг и Таддеус Валентайн, но опять им не хватает глубины проработки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
[и автор уже не даст им раскрыться в связи с кончиной]

Битвы и экшен не интересные, сюжет предсказуемый.

Кроме того, книга позиционируется как подростковая, но своему ребенку я не дам её читать из-за обилия смертей и насилия, а также сцены месящих человеческие экскременты заключенных, которая вызывает реальное отвращение, её почему-то Рив описал очень подробно.

В итоге: советую не тратить на неё время и не давайте читать своим детям, лучше посмотреть фильм.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Смертные машины». Посмотрев трейлер неизбежно надвигающегося на нас фильма с одноименным названием я решил сначала прочесть книгу. Так сказать познакомиться с первоисточником. Что бы потом можно было с постным выражением лица цедить сквозь зубы — «Ну книга то куда лучше. Там это совсем по другому».

Прочёл. Очень надеюсь что в фильме действительно всё будет по другому. Потому что самоё клёвое из всей истории я же по видимому видел. В трейлере.

В книге «Смертные машины» классная идея. Мне вообще нравится когда авторы придумывают необычный и яркий мир. Пусть даже иногда в ущерб логичности этого мира. Не важно. Так например иссечённый рельсами мир поездов в «Рельсах» Мьевиля, Механические Драконы Суэнвика ну и так далее.

Так вот у Рива, по просторам мира носятся огромные, поставленные на колёса города. Охотятся на меньшие поселения, убегают от мегаполисов и все очень ненавидят людей из Лиги противников движения. За этот мир Риву плюс. За всё остальное — посредственно.

Посредственная история мальчика и девочки, точнее двух девочек. С предсказуемыми и сильно наштампованными сюжетными ходами. Читается легко, но не очень увлекательно.

Итого: средняя книжка с интересным миром, но слабенькой историей.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Какая гадость ваша заливная рыба!».

Я не знаю, откуда восторги за эту книгу. Нет, таки мир может для кого-то и «очень интересный» (см. ниже). Но сама книга... Вот для кого её писал автор? Такое чувство, что для американских подростков. Описания? Ой, не смешите меня! Автору, как и героям, не до этого. Это, что — литература? Да какие-то графоманы про «попа данцев» пишут порой интереснее! Полный набор картонных героев и весь необходимый набор стереотипов присутствует более чем полностью.

Но если таки убрать из этой так называемой «книги» литературную составляющую, что останется? А останется абсолютно идиотский мир, где города стали кочевать вместе с жителями. Почему? Вы таки не поверите, но щлемазл-автор объясняет это «скудностью ресурсов». ШО? То есть, когда автору не хватает денег на коммунальные платежи, он выезжает с квартиры и начинает ездить на своём трейлере по стране.

Мой вам совет: не читайте ЭТО. Если, конечно, вы не подросток и других книг у вас нет.

P.S. Зачем прочёл ЭТО? Чтобы после просмотра фильма сказать, что книга — хуже :) Потому что, конечно, вряд ли у Питера Джексона получится снять хуже, чем эта книга.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начиная читать хотел сравнить книгу с трейлером будущего фильма и ожидал бредовой идеи и чего-то странного а на удивление наткнулся на бодрый внятный боевичок , пусть со спорным, но интересным и вменяемым сеттингом. Годно. 9.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор придумал довольно оригинальный мир. Собственно говоря именно этот мир и является основной изюминкой произведения. В остальном же, «Смертные машины» это добротный середнячок. Также в плюс произведению можно добавить живых и ярких персонажей, а вот сюжетные повороты не всегда логичны, как например в случае с пиратским городом. Тем не менее Филиппу Риву удалось заинтересовать меня как читателя и я с интересом прочел остальные книги цикла.

Перед читателем предстает мир далекого будущего, в котором населенные пункты всех форм и размеров поставлены на колеса, гусеницы, лыжи и прочие транспортные приспособления. Люди обитающие в таких городах живут по принципу «муниципального дарвинизма», то есть: выживает крупнейший и быстрейший город, а менее удачливые будут съедены. Противостоят им жители более привычных нам наземных поселений, которые объединились в «Лигу противников движения».

Главные герои — подростки Том Нэтсуорти и Эстер Шоу, оказываются выброшенными из движущегося мегаполиса Лондон. Пробираясь по пустынным Охотничьим Землям они пытаются вернуться обратно, у каждого для этого свои собственные причины, но как это часто бывает, во время путешествия их мотивы меняются под воздействием различных ударов судьбы.

Пожалуй соглашусь с остальными рецензентами, «Смертные машины» это отнюдь не подростковая фантастика, уж слишком много в книге жестокости и сцен призванных вызвать тошноту у читателя. Пожалуй это не самая лучшая книга для неокрепших умов подростков, а вот более взрослым читателям я порекомендую «Смертные машины» к прочтению.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга на тему постапокалиптического транспорта. Если честно, то книга не такая уж и детская, так как проблемы, с которыми встречаются ГГ и его спутники совсем не детские, проблемы, с которыми сталкиваются многие переходя из детства во взрослую жизнь — это и любовь и человеческие черты вроде жажды власти, мести, поиск грани между добром и злом.

к моему сожалению автор книги слабо описывает техническую составляющую своих выдуманных машин-городов и слабо представляет как могут такие огромные машины передвигаться со скоростью например 100км/ч да на гусеницах, но при этом очень хорошо описывает все что связано с людьми, их взаимоотношениями, вертикалью власти и способах выжить в этом суровом мире.

В книге есть все и приключения и темная сторона человеческой души, а так-же любовь и преданность в достижении своей цели.

Книга понравилась, но не хватает технических подробностей устройства этих машин — фактически самого интересного. Из за чего книга получилась довольно короткой, но от того не менее интересной.

Некоторые считают, что автор зря обосновывал существование своих фантастических городов, но это не так, ведь именно алчность, жадность и жестокость породили этот мир, в котором городам пришлось стать на колеса и гусеницы и они же чуть снова не уничтожили новый мир.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга скорее понравилась. Идея муниципального дарвинизма — безусловно, жемчужина данного романа. А вот назвать это произведение подростковым мне как-то сложно... Да, героям — Тому и Эстер — по 15 лет, но мир, в котором они оказываются, очень жесток, а персонажей будут косить налево-направо как-то уж очень логично и безжалостно.

Мир «Смертных машин» — это постапокаллиптические пустоши, на которых жизнь не может укоренится хотя бы «благодаря» движущимся городам-хищникам. Отношение к безымянным скитальцам Тому и Эстер будет такое же потребительское: накормят, если есть чем заплатить, оставят в живых, если в трюмах есть необходимость в рабах, или продадут на ближайшей ярмарке. Но все же в романе довольно интересно показано столкновение юношеского максимализма и детская вера в героев, справедливость и благородство возведенных на пъедестал политиков с «прозой жизни» во всей неприглядности живописующей тот самый закон муниципального дарвинизма — «города кружат по Охотничьим землям и пожирают друг друга».

Неплохая книга. Ничего нового, но читается с удовольствием.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читала эту книгу уже достаточно давно, но до сих пор помню, какую бурю эмоций она у меня вызвала. Идея пост апокалипсиса интересная и не изъеденная многими повторениями — движущиеся города, звероподобный бог древних Мики Маус (меня убил в хорошем смысле этого слова), и такой трагичный конец... Книга детская, но очень хорошая.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бредовый, сновидческий образ движущихся городов — единственное, чем замечательна эта книга. «Смертные машины» — роман для детей, и не лучший: простенькие характеры, условность мотиваций, несложный сюжет, избитые повороты действия... Детская свежесть восприятия нужна, чтобы прочитать эту книгу увлечённо. Тем неожиданнее финал.

Думаю, зря автор обосновывал существование своих фантастических городов — лучше было бы оставить его без обоснования, которое всё равно неубедительно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх