FantLab ru

Харуки Мураками «1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Книга 1. Апрель — июнь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Голосов:
527
Моя оценка:
-

подробнее

1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Книга 1. Апрель — июнь

1Q84. Book 1

Роман, год; роман-эпопея «1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Кто ответит на вопрос: сами ли выбираем дорогу в жизни или дорога выбирает нас, окружая наш путь высоким забором и лишь иногда делая снисхождение в виде развилок? Да и на самих развилках — можем ли мы сами выбирать, или выбор уже предопределен? Может быть, существует граница этой предопределенности? А может, наша судьба связана с выбором другого человека? Или же это обоюдный выбор? Или же за нас решает Третья сила? И что делать героине, которая, независимо выбрав необычный вариант, встречается глазами с двумя лунами?

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)


В планах издательств:

1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре
2016 г.
1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре
2016 г.

Издания:

1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре. Книга 1. Апрель-июнь
2011 г.
1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Книга 1: Апрель — июнь
2012 г.
1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре. Книга 1. Апрель-июнь
2016 г.
1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Книга 1. Апрель - июнь
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Единожды солгав всему миру, вынужден лгать всю оставшуюся жизнь. Да еще и увязывать очередное враньё с предыдущим. И для психики, и для извилин такая жизнь — Сущий ад.»

*

«Людям, не способным тронуться с места, остается только наблюдать за чужими попытками сдвинуться хоть куда-то.»

*

«Может, главная мудрость, которой люди учатся у Истории, и заключается в горьком вопросе: «Кто же тогда мог знать, что всё так обернётся?»»

*

Друзья, задумывались ли вы когда-нибудь, что совершив однажды необычный поступок, выйдя за грань привычного своего поведения, вы можете повернуть свою жизнь совсем в иное русло, в корне изменив ее? Всего один поступок...

Для меня сложно писать отзыв на книгу, которая является первой частью трилогии, одним словом — ЗАВЯЗКОЙ истории. Однако в данном случае, я движима прекрасной идеей — заинтересовать читателя этим замечательным романом.

Содержание первой части романа разделено на две линии повествования ТЭНГО и АОМАМЭ. Главы, посвященные этим главным героям, постоянно чередуются, что не дает читателю заскучать. Тем более, автор с первых строк погружает читателя в завораживающую атмосферу романа. Сначала, никаких точек пересечения этих двух, казалось бы никак между собой не связанных линий повествования не видно.

1984 год. Япония. Тэнго — молодой преподаватель математики в свободное от цифр время пишет романы, эдакий Льюис Кэрролл по-японски. Особым талантом он не обладает, звезд с неба не хватает, однако благодаря своему усердию и трудолюбию, снискал уважение в литературных кругах. Однажды от редактора одного журнала ему поступает авантюрное предложение: отредактировать роман начинающей 17-летней писательницы Эрико Фукадо (Фукаэри) с той целью, чтобы этот роман приобрел читабельный вид и, возможно, получил литературную значимость. В отличие от творений Тэнго, роман Фукаэри «Воздушный кокон» поражает всех необыкновенным сюжетом, при этом не имея должной формы повествования. С морально-этической точки зрения, такое предложение не могло заинтересовать Тэнго, который относился к категории здравомыслящих людей и всегда отдавал отчет своим поступкам. Однако «Воздушный кокон» настолько поглотил молодого писателя, что он не смог отказаться.

Аомамэ — инструктор в фитнесс-центре. В этом романе у нее своя история, невероятно пронзительная, трогательная и не менее интересная, чем у Тэнго. Тем не менее, о ней я

деликатно умолчу, дабы создать интригу вокруг этой персоны. Скажу лишь, что ее образ во мне вызывал бурю различных эмоций: от восхищения до отвращения. Несмотря на это, каждый ее поступок мне был по-человечески понятен. Именно ее глазами читатель видит, что мир вокруг героев по каким-то причинам изменился. С детства отличаясь наблюдательностью, Аомамэ чувствует, что происходит что-то необъяснимое и, глядя в звездное небо, понимает, что находится не в привычном мире 1984 года. Когда и где произошел переход в иной мир, как вернуться назад и, самое главное, по какой причине ее закинуло в мир 1Q84 года — на эти вопросы Аомамэ придется найти ответы.

*

Как и все книги автора, роман читается на одном дыхании, от него невозможно оторваться! Несмотря на то, что хотелось смаковать каждую фразу, страницы утекали одна за другой, как песок сквозь пальцы! Перевод Дмитрия Коваленина вносит свою прелесть, потому что обладает превосходным стилем. Все настолько ярко и образно прописано, что читатель погружается в атмосферу романа с головой. Как только я открыла первую страницу книги, я сразу поняла, что очутилась в параллельном мире, выбраться откуда мне окажется возможным, лишь прочитав последнюю страницу трилогии. Сплошные интриги и загадки, пропитанные жестокостью, грустью, а иногда и мистикой. Автор поднимает много злободневных вопросов: физическое насилие в семье, отношения в рамках «отцы-дети», проблемы суицида, призвание человека, безнаказанность и возмездие, тема вечной любви и верности. Истории главных героев настолько проникновенные, что твоя душа просто выворачивается наизнанку. Мураками не пишет про людей без проблем, на страницах его романов нет сладеньких девчулек и беззаботных мальчуганов. Все герои мастера имеют свою трагедию за плечами. И этот роман — не исключение.

В какую историю впутался Тэнго с романом «Воздушный кокон», кто такие Little People, как «Симфониетта» Яначека связывает главных героев и какую роль приготовила судьба Аомамэ в мире 1Q84 — на все эти вопросы нам предстоит найти ответы в следующих частях трилогии. Продолжение следует...

!!!NOTE!!! Строго 18+ (содержит сцены насилия и секса)

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу не читала — слушала. А восприятие на слух всегда немного отличается от непосредственного чтения книги. Здесь уже добавляются дополнительные чувства, и на восприятие книги накладывается отношение исполнителя. Чтец Игорь Князев выполнил свою работу на пять с плюсом. Четкий, неторопливый ритм, правильные интонации, выделенные акценты в определенных местах, — все это создает отличную платформу для восприятия книги. И музыкальный ряд... Словно погружаешься во что-то сладостное и красивое.

Конечно, слушание аудиокниги имеет и свои минусы. Продвижение от страницы идет медленнее, чем если бы ты читал сам.

Но это и хорошо для книг Харуки Мураками. Я люблю этого автора. Поэтому и за книгу взялась с огромным желанием, а не потому что на сей момент «книга модная».

Читать книги Мураками — это как блуждать в запутанном лабиринте. Никогда не знаешь, куда выведет новый поворот. И говорить о книге можно даже не тогда, когда перевернута последняя страница, а через некоторое время раздумий и осмыслений,когда наконец-то задумка писателя станет понятной до конца.

Тем более трудно что-то говорить, когда пройдена только первая часть трилогии. Поэтому и не буду пока делать окончательных выводов.

В книге два главных героя, и их истории вначале идут параллельно, казалось бы абсолютно не пересекаясь с друг другом. Но постепенно параллельность нарушается, так же как нарушается привычный мир героев. Параллельные линии изламываются и начинают приближаться. И точка пересечения, к которой ведет автор, невыразимо болезненна.

Две истории двух одиночеств, корни которых лежат в детстве. Все мы оттуда. Даже тогда, когда мы не хотим понять это. То, что заложено изначально, определяет и всю последующую жизнь, все последующие поступки. Насильное исключение из памяти в конечном счете ничего не меняет.

Можно ли изменить жизнь, выбросив прошлое? На момент знакомства с первой частью книги мне кажется, что это главный вопрос книги Мураками.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как Тэнго читал «Воздушный кокон», так и я читала это произведение. Вроде и интересно, но глаз постоянно «спотыкается» о несоответствия. Негладкий текст, рваный, но не в сюжетном плане – тут все понятно и отчасти предсказуемо, — но в плане описаний. Стиль написания глав разительно отличается, и если «Как можно тише, чтобы не проснулась бабочка» завораживает красивым описанием и стройным языком, то «Работа, требующая навыка и тренировки» кажется чем-то, что можно легко написать в книжку в мягкой обложке. Этот рваный стиль немного сбивает с толку, от него устаешь и уже не так интересна сама история, хотя ее занятности никто не отменял. Опять же присутствует изрядная доля физиологизма, и если в том же «Избави нас ото зла» Холланда такой прием вплетается в повествование более чем органично, то здесь он смотрится как-то сухо и не слишком приятно.

Может, к Мураками надо просто причитаться. В общем, читать стоит, но не запоем. И, пожалуй, все романы разом проглотить не удастся.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ты часто смотришь в ночное небо? Не бросил мимолетный взгляд и побежал по своим делам, а вгляделся, вгрызся взглядом в ночную мглу. Мглу разгоняет луна. Или — две луны. Так и главная героиня Аомаме однажды остановилась и увидела, что мир совсем не тот, в котором она жила свои прежние 30 лет. В новом мире — две луны. Ну и прочие мелкие несоответствия — в остальном же мир 1984 года и 1Q84 года идентичны. Маленькая приятная мистика придает книге особый шарм.

Мураками пишет обстоятельно, он может посветить описанию приготовления ужина отдельную главу. Будь это другой автор, менее талантливый, можно было бы умереть со скуки. К счастью, Мураками пишет хорошо, поэтому совершенно неторопливое развитие сюжета не приедается. Кто читал Мураками, знают, что он любит расписывать жизнь своих героев, чтобы мы полностью ее представили, в малейших черточках — и в истории «1Q84» это есть в полной мере. Особенно — в 1-й книге. Пожалуй, 1 том — это как раз знакомство с героями, самая-самая завязка, практически ни одного серьезного ответа в первой книге нет, одни вопросы.

Однозначный плюс книги — это история Аомаме, тренера боевых искусств и по совместительству наемной убийцы. Яркий персонаж с яркой историей. Главный герой, имхо, ей уступает, тем не менее это традиционный литературный герой — молодое (тоже 30-ник) дарование, которое пишет в стол и никак не может найти свой сюжет. С женщинами не складывается (ну а как с ними может сложиться, если герою давно пора пойти к психоаналитику и отработать одно детское воспоминание:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ему было где-то годик, но он увидел, как к его матери пришел незнакомый мужчина, она «сняла белую комбинацию, и мужчина целовал ее грудь»

Мураками это несчастное воспоминание мусолит практически в каждой главе про Тэнго. А то читатель непонятный, до него плохо доходит :biggrin:

Какая у книги цель? Наверно, рассказать историю двух людей, которые разошлись по жизни и не решают встретиться — это цель локальная. Глобальная цель — показать мир, где правит насилие, а благородство уже ничего не решает. Ну и, безусловно, разгадать загадку, кто такие Little People и как они связаны с насилием над детьми.

По жанру — это смесь бытоописательного и психологического романов, детектива, триллера, мистики, романтической истории (каплю и в лучших традициях), именно из-за этой смеси читать интересно. Читать, кстати, рекомендуется всем, так как написано хорошо и интересно. Единственное — быть готовым именно к самому неторопливому развитию сюжета.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В течение двух десятилетий господин Мураками не писал историй с продолжением. Эта книга в трёх (на сегодняшний день два переведены) томах — ответ знаменитому произведению Оруэлла «1984». Даже само это произведение неоднократно упоминается в истории, причём с разных сторон. Однако такие мнения, как мне кажется, не столь важны. В первую очередь это знакомство с популярным японским произведением, тиражи которого уже считаются миллионами. Имея возможность оценить новую книгу Мураками, полностью соглашаешься с надписью в аннотации/рекламе и вообще повсеместно: «обязательное чтение для любого, кто хочет разобраться в японской культуре наших дней».

В основе книги две сюжетные линии. Первая — история Аомамэ. Женщина, умеющая убивать незаметно. Её знакомство с женщиной-полицейским, однако, не становится прикрытием для противозаконных деяний. Женские желания, постоянная тяга к разнообразию в личной жизни, помощь в трудную минуту. Пожалуй, эту сторону книги больше поймут не читатели, а читательницы. Порвавшиеся чулки, желание найти мужчину для удовлетворения. Читательницы поймут. Для читателей здесь же приятные и интересные описания женского образа жизни.

Вторая сюжетная линия со стороны мужчины. Главный герой этой половины истории занимается литературой и переписывает произведение неизвестной семнадцатилетней писательницы. Зачем? Чтобы получить литературную премию «Дебют», заработать известность себе, продвинуть девушку, ну и в будущем зарабатывать хорошие денежки. Такая тематика произведения открывает обратную сторону литературы многим, не верившим в «честность» премий. Но вопрос не столько в моральном понимании вопроса, сколько в тексте произведения. Писательница, которая не пишет. Человек, не похожий на человека. Кто она? Что за странное дитя, плохо понимающее мир, выросшее под опекой сэнсэя, не умеющее писать, и только рассказавшее историю с неизвестными LittlePeople, появляющимися изо рта мёртвой козы, чтобы сплести Воздушный кокон? Общение с писательницей начинается так же, как со многими авторами странной и одновременно очень интересной литературы: предложение переписать книгу чтобы было доступно всем, попытка сохранения главного смысла истории, обучение что говорить на пресс-конференции по поводу получения премии... Но семнадцатилетняя девочка настолько не такая как все, что всё не ограничивается банальностями.

Эти два сюжета идут параллельно, при этом объединяют некоторые странности мира. Здесь действительно не 1984 год, а тысяча невестьсот восемьдесят четвёртый. Здесь пытаются соединить в себе человеческую историю каждого из основны персонажей, воспоминания о жизни японцев за последнее время. Упоминание исторических событий является важной частью книги, но не заставляет читателя знать историю восточного государства. Всё необходимое будет рассказано, всё что за рамками истории на сюжет не повлияет. А вот кое-что нереальное, к сожалению, уже просочилось в интернет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему некторые персонажи видят в небе две Луны? Где граница между мирами? Какую роль в этой истории имеет секта, причастная к убийствам и другим нарушениям закона?

Эти спойлеры уже можно прочитать на многих сайтах. Но настоятельно рекомендую узнать подробности самостоятельно. Испорченный телефон (хотя сейчас интернет) в данном случае рассказывает историю так, как её поняли некоторые читатели. А ведь творчество Мураками позволяет использовать своё воображение, а не выдаёт один чёткий факт...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх