fantlab ru

Павел Марушкин «Девочка из страны кошмаров»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.83
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Девочка из страны кошмаров

Роман, год

Аннотация:

Уезжая, отец предостерег Клариссу: «Бойся черных карет и людей с неживыми глазами!» К счастью, она хорошо запомнила его слова, это спасло ей жизнь. Теперь впереди путешествие-бегство, где на каждом шагу — опасности и могущественные враги. Скоро Кларисса будет знать о черных каретах, людях с пустым взглядом и магии некросвета гораздо больше отца... Что может спасти хрупкую маленькую девочку, оказавшуюся в центре клубка интриг, тайной борьбы за власть и темных страстей? Кем она станет после того, как одолеет свой страх?..


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Девочка из страны кошмаров
2010 г.
Девочка из страны кошмаров
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Марушкина подобен чудесной изысканной вещице, богато украшенной изящным орнаментом сложных отношений между государствами, эмалевыми миниатюрами красочных зарисовок, пронизанной хитрыми механизмами причин и следствий.

Разгорается притихшая было война между Бриллиантидой и Титанией, вылавливают нарушителей королевские паровые корветы, грозно смотрят в бушующее море стволы республиканских броненосцев, а по улицам Уфотаффо разъезжают в черных электрических каретах люди с оловяными глазами. Из прошлого тянутся загадки — как сеть спиритических обществ породила революцию и какую роль сыграли братья Тролле? Но основное внимание приковано к главным героям — юной Клариссе и ее отцу Атаназиусу.

По форме роман многое позаимствовал от классических приключенческих книг о подростках 19 века. Разлука с отцом, приживальчество в недоброй семье, бегство и бродяжничество, погони и тайны. Автор проводит героиню через различные социальные слои, от подворотен и ночлежек до тайных обществ и заморских стран. Изумительно выписанный антураж затягивает без оглядки. Марушкин сотворил мир в духе Грина, сочетая возвышенную романтику и мрачный реализм.

Главный недостаток — смазанная кульминация и будто обрубленная на полуслове концовка. Хотя закольцовывание и пояснения в послесловии дают кое-какие ответы на вопросы, остается ощущение незавершенности. Да и становление характера Клариссы оказалось прервано на самом интересном месте. Впрочем, уже за фантазию и атмосферу хочется простить автору многое.

Итог: приключения в изящном и атмосферном стим-панк антураже прогресса, магии и войны.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стремление автора написать книгу для детей весьма похвально. Но если оно вызвано не любовью к детям, а иными побуждениями, получается то, что мы здесь и имеем.

Роман читается достаточно легко, язык понятен и неплох... для взрослого. Так для кого же написана эта книга? Задавшись этим вопросом, неожиданно обнаруживаешь, в чем главная неудача автора.

Судя по главной героине — девочке, книга написана для подростковой аудитории. Здесь вам и приключения, и школа магов, и таинственные артефакты, спецслужбы и даже маньяки-убийцы... Автор не пожалел фантазии, чтобы сделать произведение как можно более экспрессивным и шокирующим. Откровенно скучных мест мало. Мотивы и переживания героев выписаны умело, в этом автору не откажешь. Сюжетная линия загадочна и извилиста, как и подобает приключенческой книге. Но при всем при этом книгу не назовешь удачной.

Если это детская книга, что ясно по герою и по сюжету, то автор допустил немало ошибок: огромный мир с множеством сложных для детей названий, пояснения, морские термины, без которых можно — и нужно было — обойтись, они не нужны современному ребенку. Приведу в пример всем известных Волкова и Носова: у них всего этого нет — но какие яркие и запоминающиеся книги получились!

К сожалению, несмотря на оригинальный сюжет, у автора все узнаваемо, и потому по мере прочтения интерес падает в арифметической прогрессии. Как так? Оттого, что г.Марушкин попросту поленился придумывать и потому пришлось заляпывать произведение штампами и надерганными из чужих романов сюжетами. Ну, вспоминайте: малолетняя нищенка попадает в служанки к своим опекунам, затем оказывается в обществе беспризорников; впоследствии выясняется, что она — отпрыск знатного рода. И далее: девочка в школе магии; добрый маг, появляющийся в самый трудный момент; заговоры тайного общества, пираты, скрипты-головоломки, и чего тут только нет. На мой взгляд, автор пересолил с приключениями, коих хватило бы не на один роман.

В тексте множество узнаваемого, начиная от названий и заканчивая сюжетными линиями. О сюжете ниже, о названиях сейчас: Кариатический — Адриатический, Фортугана — Португалия, Бриллиантида — Атлантида, Титания и так далее. Быть может, автор специально так сделал, но мне лично этот ход кажется сомнительным.

Язык заслуживает отдельного порицания. Несмотря на видимую легкость фраз, проблема автора в том, что он опять-таки совершенно не думает о читателе. Книга содержит затруднительные для современных подростков слова: «гедонист», «шалман» и тому подобные. Диалоги людей, живущих в 17-18 веках (пусть даже альтернативной истории), судя по научным достижениям, одежде и т.п. — вообще шокируют. Герои и автор вместе с ними употребляют современный сленг: «новодел», «легавые», «экзальтированные», «объятья Морфея», «презренный металл» и прочие, и прочие... Все эти штампы по меньшей мере смешны, и конкретно указывают на нежелание писателя как следует потрудиться над текстом.

Итак, действие происходит в некоем альтернативном мире. Почему же температуру там меряют именно в градусах? По Цельсию или Фаренгейту — забыл упомянуть автор. Встретил и метрическую систему мер: «без малого 8 километров». Есть и «чернокожие невольники», именно чернокожие, заметьте!; есть «республиканский триколор», «августейшие монархи»... И так далее и тому подобное. Жуткая, совершенно непродуманная мешанина прошлого, выдуманного и современного. Автор пытается оригинальничать, но его придумки тонут в океане надерганных отовсюду образов и названий. Есть хорошие места, но это именно те места, где почти нет этого выдуманного мира: понравились путешествие по ледяной пустыне, хороши описания природы... Лишь одна интересная находка — Итанский Регистрат, где люди подчинены бумагам, но эта любопытная линия не получила фактически никакого продолжения...

Очень много лишнего! Множество характерных, но фактически ненужных персонажей, созданных, скорее всего, для того, чтобы придать роману объем. Много скучнейших описаний былых походов, сражений, революций и открытий, многие из которых опять же никак не соединены с историей девочки. К чему они? Опять же для толщины книги? Есть легенда о братьях Тролле, как они изобрели эти магические фонари — и этого вполне достаточно.

Желание написать уж очень оригинальную вещь сыграло с автором злую шутку.

А ведь г. Марушкин мог создать неплохой исторический приключенческий роман, если бы очень постарался. И тогда не нужно было бы придумывать всю эту страну, которая, если честно, ну никак и ничем не цепляет. Страна Жевунов Волкова цепляет, запоминается, и продолжения идут на ура, но здесь этого нет. Что самое печальное, нет даже стремления, потому что видно — автору лень придумывать интересный для детей мир. Он придумал его для себя, чтобы было удобно писать, но он не живет в нем, даже не гостит.

Из-за этого многогранная громада сюжета не выглядит цельной. Дети, конечно, не взрослые — многого попросту не заметят, но это не повод снижать планку, если хочешь написать достойную вещь.

Если же автор сознательно писал роман-однодневку под заказ, под чьи-то явно бредовые представления о детской литературе, то многие поднятые здесь вопросы прошу считать глупыми и несостоятельными. Аминь.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу выбрала случайно — на волне вновь пробудившегося интереса к стимпанку. Скажу сразу, как такового тимпанка здесь мы не найдем. Есть в романе некоторые устройства, кареты, паровые корабли, но если бы этого не было, сюжет бы не пострадал, а потому нельзя считать их незаменимой частью сюжета или характерной чертой описываемого автором мира. Сюжет динамичен и захватывает с первых же страниц, погружая в стремительный водоворот событий, интриг, приключений, поджидающих героев на каждом шагу. Но создалось впечатление, будто автор сам до конца не понимал, куда вся эта круговерть приведет. Нет в романе финала, нет объяснения происходящего. Это не просто открытый финал, это финал оборванный. И это смазало мое весьма положительное впечатление от книги.

Что понравилось, так это проработка мира. Хотя лично мне не хватило визуализации — карты этого мира. Особенно в тех моментах, где описывались военные баталии и политические интриги между странами. Тем не менее, автор довольно подробно и методично описывает географию и историю своего мира. Стоит отметить главных персонажей — отца и дочь Квантикки. Они получились живыми, хоть поступки и реакции их не всегда выглядели логичными, особенно если учесть, что девочке на момент описываемых событий было лишь одиннадцать лет. Злодеи-антагонисты, представленные в романе людьми, восприимчивыми к магии и именующими себя Властителями, а магию — Властью, довольно унылы и являются лишь неким подобием злодеев. Их цели весьма туманны, природа магии не объяснена вообще — она словно взялась ниоткуда и ушла в никуда. Есть лишь туманные догадки. Даже главный герой — Атаназиус Квантикки, — отправившийся на поиски источника магии (таинственных синих N-лучей) и нашедший его, сказавший, что постиг ее природу, так ничего и не объяснил. И вот это большой минус. В такой ситуации даже додумать за автора вряд ли получится — слишком много недомолвок, словно предполагается продолжение истории. И если бы таковое намечалось, то множество вопросов и претензий к этому роману сразу бы снялось.

«Опасайся черных карет и людей с оловянными глазами» — вот лейтмотив всего романа. Люди эти — маги, властители, обладающие силой, которую дарует им таинственный синий свет ламп. Это тайный орден на службе государства. У меня так и не получилось определить, положительные это персонажи, отрицательные или же нейтральные. Уж слишком густо все это покрыто тайной, а между тем сюжет строится и на этой линии тоже. Властители играют далеко не последнюю роль во всем происходящем. Автор покрыл повествование слишком непроницаемой тканью таинственности, и вычленять основополагающие элементы с каждой главой становилось все сложнее.

Хочется сказать о стиле и слоге. Язык романа довольно богат лексически и синтаксически. Я прочитала не без удовольствия. Текст пестрит красочными описаниями природы, сравнениями, характеристиками, емкими ремарками, хотя порой и не без штампов. Однако нет в книге речевй характеристики персонажей, и это бросается в глаза. Герои из разных стран, социальных и культурных слоев, разного возраста и образования, но всех их характеризует одинаковая манера речи без специфического колорита, присущего той или иной местности или сословию.

В общем и целом роман мне понравился, но разочаровал финал, а точнее — его отсутствие или, скажем, нарочитая открытость.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марушкину снова удалось написать очень нетривиальную книгу.

Вышедшая в детской серии, она скорее расчитана на «любую» аудиторию.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх