FantLab ru

Клайв Баркер «Запретное»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
296
Моя оценка:
-

подробнее

Запретное

The Forbidden

Другие названия: Candyman

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Собирая материал для своей темы, о граффити, в институт, Элен решила сделать несколько фотографий в полузаброшенном районе. В одном из домом она обнаруживает странное изображение. Пытаясь выяснить, кто на нем изображен, она узнает об ужасных убийствах, совершенные в этом районе, и о неком Кэндимене. Кто он такой, и какое имеет отношение ко всему, что происходит в районе?

Входит в:

— условный цикл «Книги крови»  >  сборник «Книга крови 5», 1985 г.

— условный цикл «Fantasy Tales»  >  антологию «The Best Horror from Fantasy Tales», 1988 г.

— условный цикл «Space Movies»  >  антологию «Space Movies: Classic Science Fiction Films», 1995 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— антологию «The Unexplained: Stories of the Paranormal», 1998 г.

— сборник «The Essential Clive Barker: Selected Fictions», 1999 г.


Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1986 // Малая форма

Экранизации:

«Кэндимэн» / «Candyman» 1992, США, реж: Бернард Роуз





В планах издательств:

Книги крови
2020 г.

Издания:

Книга крови II
1996 г.
Книги крови 5-6. Дети Вавилона
2008 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги крови
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Clive Barker's Books of Blood: Volume 5
1986 г.
(английский)
In the Flesh
1986 г.
(английский)
The Best Horror from Fantasy Tales
1988 г.
(английский)
The Best Horror from Fantasy Tales
1990 г.
(английский)
Classic Science Fiction
1995 г.
(английский)
Space Movies: Classic Science Fiction Films
1995 г.
(английский)
The Unexplained: Stories of the Paranormal
1998 г.
(английский)
The Unexplained: Stories of the Paranormal
1998 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Vintage Science Fiction: Stories Inspired by Landmark Films
1999 г.
(английский)
The Best Horror from Fantasy Tales
2003 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Едва ли не лучший рассказ во всем цикле. Хорош, прежде всего,точно переданной Баркером мрачной, безнадежной атмосферой района трущоб (или как говорят в нашем любезном отечетстве — «района массовой застройки»). Обшарпанные дома, заколоченные подъезды, разрисованные всевозможными граффити стены, одинокие, насквозь проржавевшие качели на запущенной детской площадке, маленькие грязноватые магазинчики, торгующие дешевым пойлом... Все местные жители, включая детей, несут на себе печать серости и безысходности.

Именно в таком районе и оказалась героиня рассказа Баркера, собирающая изображения граффити для своей научной работы. В одном из пустующих домов она наталкивается на загадочное изображение — одновременно страшное и притягательное,необыкновенно выразительное и отталкивающее.

Это — Кэндимен, «Сластена», своеобразный персонаж фольклора насельников трущоб, воплощение их страхов и надежд. В забытых властями и Богом районах, где царит безнадежность и тягостная усредненность, именно там появляется Кэндимен. Люди боятся и ожидают его, он своеобразный темный мессия этого царства серости и разложения, только он может внести хоть какое-то разнообразие в здешнюю тусклую жизнь.

Исследовательница граффити Элен — продукт совсем другой социокультурной среды, с совершенно иными стереотипами, мифами, поведенческими установками. И начав свою игру на абсолютно чуждой, враждебной ей территории Кэндимена, Элен оказывается изначально обреченной. Обреченной с той самой секунды, когда она решительно толкнула дверь в заброшенную квартиру.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При чтении прежде всего удивляет абсолютное сходство подобных мест у нас и за границей. Если не считать иностранного слова «граффити», все реалии повести очень свойственны заброшенным районам российских городов (да и у нас уже довольно давно есть «художиствинные» надписи на стенах и заборах). Мне прямо захотелось рискнуть и добраться до одного из таких райончиков, чтобы пройтись по улицам и в реальности почувствовать то, что так живо передано в книге. Что-то непостижимое, мистическое буквально чувствуется в воздухе, даже мысли в голову приходят непривычные, неожиданные.

Мало того, в американских фильмах так часто можно видеть то же самое — один в один! — (о фильме по повести чуть позже), что это сбивает с толку, поэтому место действия некоторые обозначили как «Америка/Северная», хотя писатель британский, а в тексте упоминается, например, «Дэйли Телеграф».

Именно там, где люди живут без целей и надежд, где сегодняшний день ничем не отличается от вчерашнего и такого же дня пять лет назад, людям хочется развеять тоску похабными надписями, душераздирающими историями, мелкими сплетнями. Посторонний человек будет восприниматься как пришелец с другой планеты, особенно если заявит, что ИЗУЧАЕТ эту среду... Да и впрямь психология людей там иногда как у населения другой планеты.

Не могу не сказать о фильме. Но только о первом «Кэндимэне». Повесть, где больше внимания уделено психологии жителей трущоб, приобретает совершенно новое измерение в величественном фильме о том, как городская легенда проникает в реальность и обычный человек становится героем жутких историй. Музыка фильма очень точно передает настроение. И признайтесь, вы ведь тоже боитесь произнести «Кэндимэн» в пятый раз?...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С Кэндименом я познакомился довольно давно посредством экранизации. Фильм произвел достаточно приятное впечатление, и, когда выпала возможность познакомиться с рассказом-первоисточником, я не преминул ею воспользоваться. К творчеству Клайва Баркера у меня достаточно неровное отношение: при первом прочтении его рассказы оставили меня равнодушным, однако впоследствии когда я с нужным настроением возвращался к ним и перечитывал, то неизменно оценивал эти истории выше.

Сюжет вертится вокруг девушки Элен, которая решила написать исследовательскую работу, посвященную граффити. Элен ходит по бедным районам, фотографирует стены и однажды натыкается на весьма жуткое изображение чьей-то головы. Желая выяснить, кто же это, Элен расспрашивает людей этого района, узнает о жутких убийствах и Кэндимене. Много внимания в рассказе уделено социальной составляющей и жизни людей в трущобах. Сам Кэндимен объявится только в конце, и его образ отличается от того, что показано в фильме. Перед нами как раз тот случай, когда рассказ и фильм стоит воспринимать как разные вариации одной истории, т.к. произведения неплохо дополняют друг друга, пусть и с некоторыми оговорками.

Несколько слов о самом Кэндимене: в фильме это вариация городской легенды о злобном духе, которого можно призвать, несколько раз произнеся его имя вслух (иногда существуют дополнительные условия, типа стоять ночью перед зеркалом или произносить ровно в полночь и т.д.). Самые известные коллеги Кэндимена — Биттлджус, Кровавая Мэри и, российский аналог, Пиковая Дама. Воплощен образ киношного злого духа известным актером хоррор-фильмов 90-х Тони Тоддом. Так что внешне Кэндимен — это здоровенный негр с крюком вместо правой руки и достаточно необычными отношениями с осами. В рассказе данный персонаж тоже имеет прямое отношение к городским легендам, однако его природа и история не были озвучены.

Интересный факт: наравне с такими культовыми персонажами фильмов ужасов, как Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз, Пинхед, Герберт Уэст и т.д. Кэндимен появляется в любительском файтинге «Terrordrome» и смотрится на фоне остальных очень достойно. В последней версии игры прикрутили сюжет, так что основной конфликт у Кэндимена развивается с Фредди Крюгером, что хорошо, ведь у этих персонажей есть общие черты.

Рекомендую данный рассказ всем любителям социального триллера с долей мистики.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Баркер — мастер описаний различных локаций, буквально вселяющий душу в неодушевлённое. Так и в «Запретном»: городские трущобы предстают перед читателем не просто как набор архитектурных сооружений, а почти как живое существо — полусгнившее и очень неприятно пахнущее. А что может привлечь в подобном малоприятном месте, как не запах сладостей? Именно на этом контрасте и построено произведение.

Главная героиня Эллен — изучает граффити и это увлечение приводит её в эти самые трущобы. Увидев в заброшенном доме №14 изображение Кэндимена и почувствовав запах сладостей, она оказалась пленницей тайны, о которой знают жители трущоб, но не сама главная героиня. И вот как раз эта-то недосказанность и начинает притягивать исследовательницу снова и снова в эти ужасающие трущобы, чтобы попытаться раскрыть тайну, которая превращает её в пчелу, летящую на мёд. Ведь каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с тем, сколь притягательна может быть тайн, какой бы ужасной она не была. Бывает, что это лишает покоя, сна и вот уже снова хочется вглядеться в запретное — такое манящее и сладкое...

Кэндимен — это «городская дегенда», сборный образ тех страшных историй, которыми так богаты города, но не мегаполисы, а именно такие вот депрессивные районы трущоб, которые мастерски описаны Баркером. И в повести автор исследует сам феномен возникновения этого явления, преклонения и почитания перед ним людей. И, в конечном итоге рождения культа вокруг этого события, веры в тайну и её обожествления. И даже самое отвратительное и страшное событие становится сладким мёдом, притягивая к себе людей-пчёл, так падких на всё запретное.

Потрясающее по своей выразительности и психологичности произведение, старающееся исследовать одну из тёмных частей человеческой личности. На мой взгляд, исследование более чем успешное.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кэндимен — городская легенда.

Как Баркеру удается создавать таких героев как Кэндиме? Уму не постежимо. Но он Делает это. При чтении книги создается ощущение что смотришь фильм, настолько качественно (хорошо, офигено незнаю какое еще можно слово подобрать) прорисованны герои и окружающая обстановка. «Гуляя» по трущобам ощущаешь вонь мусора, в местных чувствуется страх и обреченность.

По поводу главной героине. Как говорится: Не суй свой нос в чужой вопрос. Найдя в одном из домов странное изображение, она пытается выяснить «природу» возникновения его. Если бы она знала какую цену ей придется заплатить за разгадку тайны.

Что же касается Кэндимена, то забыть его образ просто невозможно. Он стал такой же легендарной личностью как Пинхэд, Крюгер, Майерс и Вурхиз.

Одним словом ШЕДЕВР!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, когда-то я смотрела этот фильм. Не помню практически сюжета, но картина на стене сейчас показалась мне знакомой, видимо, по фильму.

Очень ярко социальная вещь; тут главное даже не сам Кендимэн, а та самая среда, которая порождает... да нет, скорее, извергает из своих недр подобные легенды. И она же питает их, да так заботливо, что способна возродить к реальной жизни!

Эта среда, эти кварталы/гетто/трущобы — особый мир, где бы они ни были, в каком городе, в какой стране. Кто живет там, — отверженные, изгои, парии? Или просто — другие? В любом случае, чужакам из респектабельных районов дорога сюда заказана...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ с великолепной атмосферой местной легенды и интригующим сюжетом. Постепенно, по мере чтения, странные граффити в трущобах, зловещие слухи об убийце с крюком вместо руки, явные недоговорки местных жителей, все это складывается в одну общую картину, и появляется он, порождение городских легенд, сплетен и страхов.

Часто именно они оказываются сильнее в своем действии,чем факты. Слухи ползут быстро и по пути от одного человека к др.обрастают индивидуальными подробностями. И подпитывает их вера людей, за которой и являлся Конфетник к тем, кто не верит в него или не знает как относиться к городским слухам и сплетням, настолько сильно укоренившимся в сознании жителей трущоб и дающих ему жизнь.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы вера в 'запретное' читающего состоялась, необходимы доводы для веры в это самое 'запретное'. И я говорю не об убедительных доказательствах потустороннего. Возьмём хотя бы 'Серую Дрянь' Кинга — великолепный, ужасающий (в прекрасном смысле сказанного) рассказ, где человек превратился в устрашающее 'нечто', глотнув несвежего пивка (я несколько утрирую, но суть именно такая). В кривых руках подобная история стала бы мерзким анекдотом, но 'Король Ужаса' выписал свою придумку столь умело (а реакция героев на указанную 'дрянь' так естественна), что нигде она не вызывает сомнения, неверия.

Если бы дети из 'Оно' вместо коллективного поджопника 'чудовищу', вдруг, положив на дружбу, молча зарезали б друг друга, а роман на том бы кончился — создал бы этот поворот чувство 'ТАИНСТВЕННОСТИ'? Куда там! Раздражения, непонимания разве что.

А ведь 'Запретное' как раз 'про это'. Что это за мать, не препятствующая 'городской легенде' зарезать собственного сына? Анни-Мари — пусть резидент трущоб, но всё же часть мегаполиса, а не сектант условных 'Детей Кукурузы'. И раз уж Элен с ней в беседе нос не морщит — до статуса отброса той далеко.

Что это за жители крупного города с повадками иннсмутских граждан? Как целый РАЙОН отгородился от реальности? Где Баркер такие гетто видел?

Я понимаю, что любой 'ужастик' — фантазия, но авторские схемы нагнетания — фальшь и буффонада. Одно дело — ставить вопросы, не предоставляя ответа, и совсем иное — собирать свой мир по 'законам' фарса. 'Не верю!'

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасающе убедительный рассказ о том, что мифология не есть наука музейная, архивная, стерильная. Миф — это то, что корёжит, плющит, формирует жизнь миллионов людей прямо сейчас, на наших глазах. Героиня заворожена открывшейся ей гранью между мифологическим представлениями о реальности — и её втягивает в промежуток реальностей.

Фильм «Кэндимен», которым сам Баркер был крайне недоволен, мне нравится, хотя совсем иначе, чем рассказ. И там, в фильме, помимо всего хорошего, потрясающая музыка Филиппа Гласса!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не рисуйте на стенах! Да и не читайте, что там написано! Не то рискуете вляпаться. Как вляпалась героиня нашего рассказа.

Ну, если уж говорить про героиню... то это прям-таки рыцарь без страха и упрёка. Миниатюрная дама слышит историю о том, что в бедном, опустившемся квартале завёлся маньяк и периодически туда возвращается (как же, расследовать надо! ). Продолжает бесстрашно заползать во все руины, вооружившись мечом человеколюбия и щитом любопытства. И конечно же ей не страшно! Одним словом вы поняли: ГГ ведёт себя уж до смешного бесстрашно ( амазонкам — не обижаться! ).

Видно, что автор пытался прилепить сюда морально-этическую проблематику, но не сумел довести её до логического конца. А мотив странной любви жителей квартала к главному бяке так и остался «за кадром». Последняя мысль героини, вообще, выглядит странной.

Конечно, если говорить лишь о нагнетании атмосферы безумия в рассказе, то этот элемент тут — высший класс. Так что, кто любит просто постучать зубами от страха, не обращая внимание на другие аспекты повествования — пожалуйте сюда!

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно противоречивый рассказ. В нем очень удачна прописана атмосфера современных городских трущоб, довольно яркие их описания. Также довольно неплохо показаны обитатели этой клоаки, их психология.

А вот сюжет и ГГ не впечатлили. Главный монстр нереально гротесковый и абсолютно не страшен. ГГ, автором заявлена как женщина — ученый, однако, она больше напоминает рафинированную дамочки из богемы, поведение которой не всегда логично.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как любителя социальщины во всех проявлениях, от рассказа просто зашкаливало. Ну кто кроме Клайва Баркера может описать трущобы такими «вкусными» терминами? Кто ещё может посредствам городской легенды, так четко показать социальные аспекты и даже философию, и все это в маленьком рассказе? А на несколько страниц, уже в кульминации, показать нам такого потрясающего, даже, отчасти, благородного Кэндимена? Потрясающий рассказ, потрясающего писателя.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Описания неблагополучного района очень яркие и точные, да и сами его жители изображены очень натурально, впечатляще реалистично. Этот район похож на какой-то параллельный мир; либо на его преддверие. В таком месте действительно могло случиться всё что угодно. Угнетаемая ежедневной тоской и беспросветностью быта, фантазия человека неистощима и сама по себе может рождать кошмары. Казалось бы, кто такой Кэндимен? Просто часть урбанистической мифологии гетто, страшная сказка, которую сами люди воплотили в жизнь. Жители района трущоб, приносящие жертву жуткому подобию божества, рожденному людской фантазией и тягой к приукрашиванию. И ничего не подозревающая Элен, наивно забравшаяся в жертвенный костер.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Именно этот рассказ Баркера дал жизнь очередному порождению ада, и которого сегодня мы знаем по имени Кэндимэн.

Рассказ, как практически и все рассказы Баркера, очень атмосферный, реалистичный и красочный. Отмосфера жути и страха нагнетается страница от страницы и ведет к жуткой развязке.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень атмосферный. Может получиться неплохая экранизация. Этому способствуют хождения по заброшенным подворотням, закоулкам, квартирам. Да и Конфетник хорош. Одним словом, готовая Городская легенда.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх