fantlab ru

Ларри Нивен «Вуаль анархии»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
155
Моя оценка:
-

подробнее

Вуаль анархии

Cloak of Anarchy

Другие названия: Под покровом анархии; Плащ анархии

Рассказ, год; цикл «Известный космос»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

В Королевском парке Свободы никто не смеет поднять руку на другого. Больше никаких законов там нет, и ты можешь делать всё, что захочешь. За тем, чтобы этот единственный закон соблюдался, строго следят полицейские глаза — золотистые точки на фоне голубого неба.

Но, что если однажды талантливому изобретателю пришла в голову мысль сбить все полицейские глаза парка и поиграть в анархию? Получится ли из этого хорошее развлечение? А может, получится что-то совсем другое...

© Lucy

Входит в:

— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact 1972'03», 1972 г.

— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Second Annual Collection», 1973 г.

— антологию «2020 Vision», 1974 г.

— сборник «Легенды освоенного космоса», 1975 г.

— антологию «TV: 2000», 1982 г.

— антологию «Tin Stars», 1986 г.

— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.

— журнал «Солярис 1992'2», 1992 г.

— антологию «Мир Птаввов», 1993 г.

— сборник «The Best of Larry Niven», 2010 г.


Похожие произведения:

 

 


Мир Птаввов
1993 г.
Легенды Освоенного Космоса. Мир-кольцо
2001 г.
Хроники Известного космоса
2018 г.
Хроники Известного космоса
2021 г.

Периодика:

Analog Science Fiction/Science Fact, March 1972
1972 г.
(английский)
Солярис, 2/1992
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Известный Космос
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Best Science Fiction Stories of the Year: Second Annual Collection
1973 г.
(английский)
2020 Vision
1974 г.
(английский)
Tales of Known Space
1975 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year, Second Annual Collection
1975 г.
(английский)
2020 Vision
1980 г.
(английский)
TV: 2000
1982 г.
(английский)
Tin Stars
1986 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из цикла «Известный космос».

Очень -очень философский сюжет. Кто-нибудь ловил себя на мысли , задумывая какой -либо неблаговидный поступок, ...ох, это же неприлично и некрасиво , и подло так поступать?... Ловили! И делали выбор — большинство — в пользу отказа от такого поступка. Значит , в мозгу человека есть психологические ограничители. Но как они работают или не работают? И мысль не приходила, что за это накажут, мысль приходила , что этого нельзя делать по моральным соображениям. Вот когда такой механизм эволюции начнёт работать у всех людей, тогда будет утопия, приятная утопия.

Автор — как и многие до него и после него — преподнёс вариант общества , где все плохие поступки ограничивает техника. Но техника имеет свойство ломаться, что он нам и описал.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно убедительное художественное описание так называемого «парадокса свободы» — полная и ничем не ограниченная свобода превращается в свою полную противоположность. Поскольку свобода без ограничений — это также и свобода грабить, насиловать, убивать и так далее.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ напомнил «Преступление в Утопии» Мака Рейнольдса, где преступность побеждена тотальной слежкой. Западным писателям даже и не приходит в голову, что построение Утопиии — это не техническая задача по заковыванию человека в жёсткие кандалы внешнего контроля. Это изменение самой природы человека.

К чести Нивена, он не настаивает, что его Будущее — это Утопия. Даже и близко нет. Это то же наше современное общество плюс технический прогресс.

Нивен довольно метко подметил, что знаменитая культура и цивилизованность современного человека — это продукт внешних ограничивающих рамок, в виде законов и неизбежности наказания, всякого политеса-этикета. Стоит только эти рамки снять, гарантировать человеку безнаказанность, как из него начинает мурло лезть.

Конечно, часть людей носит моральный закон внутри себя, другим нужны внешние рамки и в каком соотношении в обществе тех и других — это вопрос, но когда ситуация скатывается к анархии, часто власть оказывается у обладателей грубой силы не ограниченных моральными принципами даже если их количественно меньше на порядок.

Впрочем, не только анархия, но и мощное идеологическое давление способно превратить вполне разумных, добропорядочных и законопослушных «бюргеров»-мещан в садистов и рабовладельцев.

За примерами мгновенной деградации далеко ходить не надо: постреволюционный «белый» и «красный» террор в России, массовое мародёрство во время стихийных бедствий в США, Чечня начала девяностых, Германия начала сороковых или националистические сотни и батальоны на Украине последних лет.

Нивен описывает практически лабораторный эксперимент типа Стэнфордского тюремного. Лишившись надзора и будучи предоставлены сами себе, группа людей немедленно отказывается от норм цивилизованного поведения в пользу закона джунглей и права сильного. Эдакий «Повелитель мух» грядущего века.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, доказывающий безосновательность идей анархии и невозможность ее претворения в жизнь.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютной свободы для всех не бывает, а анархисты на самом деле — одна из самых опасных категорий людей.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странные представления у Ларри Нивена об обществе будущего. Люди, по его мнению, выродятся в домашних животных, овец, под присмотром вездесущих летающих роботов. При этом не останется ни моральных ценностей, ни, что самое странное, способности к самоорганизации. На небольшом примере отказа техники в ограниченном пространстве автор рисует картину полной анархии и беспредела, подчёркивая, что люди — бараны, и группа из нескольких (пять? четыре?) негодяев легко может захватить жизненно важные ресурсы. Очень, очень инфантильный мир у Нивена получается. И при этом злоба, агрессия, низменные инстинкты легко, буквально по щелчку вырываются наружу. Это что же за люди такие?

Ну да, мысль была в том, чтобы показать, насколько анархия и отсутствие полиции, законов, ограничений пагубны для общества. Ну так это смотря какое общество. То, что у Нивена, — не только к анархии, оно вообще ни к какой форме самоуправления не готово.

И отсюда возникает другой вопрос, который Нивен, может быть, и не хотел затрагивать, но вопрос этот есть. А так ли хорошо для общества, для людей, когда их поведение проистекает не из внутреннего самоощущения, а навязано и поддерживает внешними надзирателями? Атрофия совести полнейшая. Нет никаких моральных ограничений. Удивительно, как ещё в этом Парке Свободы не додумались подонки ставить капканы или что-нибудь подобное. Ведь полицейский глаз не сможет остановить, скажем, радиоуправляемый снаряд, на него бессмысленно светить «парализующим» лучом.

Не понравился рассказ. Вроде и есть люди, но на людей мало похожи. У других авторов психологически достоверно описаны ситуации борьбы за скудные ресурсы в ограниченном пространстве. Значительно достовернее.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх