fantlab ru

Роберт Харрис «Империй»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Империй

Imperium

Роман, год; цикл «Цицерон»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Первый роман биографической трилогии о Цицероне охватывает период с начала его политической карьеры и первых значительных успехов на публичном поприще до момента избрания его на должность консула в 64 году до н. э.

Входит в:

— цикл «Цицерон»



Империй
2007 г.
Империй
2009 г.
Империй. Люструм. Диктатор
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Імперій
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман охватывает жизнь Цицерона до избрания консулом и написан от лица Тирона – раба и секретаря Цицерона, изобретателя системы стенографической записи. Персонаж сей действительно существовал и действительно написал многотомное жизнеописание Цицерона – к сожалению, утраченное ещё в древности и известное ныне только по ссылкам на него других античных историков.

У Роберта Харриса я прежде читал только «Фатерланд» (в переводе на русский), который не то чтобы разочаровал, но показался высушенным и нарочитым, слишком рассудочным, с тщательно сделанными, но вполне схематичными персонажами. «Imperium» в оригинале пошёл у меня гораздо лучше. Харрис не стал с годами более «художественным» автором, зато отлично научился скрывать свои слабости и акцентировать писательские достоинства. Например, роман очень украшает повествование от лица персонажа, который постоянно находится «на передовой» сюжета, но практически никогда не «под огнём». С одной стороны, в центре внимания постоянно находится Цицерон, с другой – он показан несколько сбоку, с точки зрения близкого и доверенного, но всё же совершенно другого человека. То же самое касается показа политической жизни Рима, взаимоотношения Цицерона с которой являются самой принципиальной частью романа.

Римская Республика первой половины I века до нашей эры изображена в полном соответствии с репликой Цицерона – это величие, безнадёжно утопающее в грязи. Постоянно звучащая риторика о величии демократии, политической принципиальности и верховенстве закона сочетается здесь с чудовищной коррупцией, крайним цинизмом и откровенным манипулированием судебной властью. Цицерон практически сразу оказывается в ситуации, когда должен выбирать: или он политический идеалист (и тогда он фактически бессилен), или он политик-практик (и добивается практических результатов ценой компромиссов, на которые идеалист бы никогда не пошёл). Некоторое время он пытается балансировать на грани, не делая решительного выбора, но очень скоро выясняет, что в этом случае его просто цинично используют – и враги, и те, кого он считал своими соратниками. Эпизод, когда будущий великий оратор осознаёт, что в римской политической кухне он не повар, и даже не поварёнок, а второсортная баранья лопатка в котелке, подан на редкость выразительно. История написана; честолюбие и практичный склад ума выводят Цицерона на единственный приемлемый для действующего политика путь: это сложная многоплановая игра, целью которой является личный выигрыш при условии балансировки множества сторонних интересов.

Харрис аккуратно увязывает документированную историю Рима с вымышленным им сюжетом. Писателя крайне трудно упрекнуть в отступлении от исторической правды (хотя он и позволяет себе несколько совершенно лишних анахронизмов вроде появившихся значительно позже новых названий месяцев). С другой стороны, множество сюжетных интриг определенно додуманы, но сделано всё тщательно, без бросающихся в глаза логических проколов – и с чётким следованием авторской задаче.

А главной задачей Харриса было отыгрывание параллелей Римской истории и истории современной. И здесь у него всё получается просто великолепно. Когда читатель втыкается в описание реакции на катастрофическое для Рима нападение пиратов на Остию, воспоминание об атаке на Всемирный Торговый Центр впрыгивает в голову само собой – и прямые следствия этих двух событий оказываются убийственно аналогичны.

При этом регулярно возникающие ассоциации с событиями современной истории России выглядят куда более обоснованными – но это, конечно, произошло помимо воли британского автора, для которого нынешняя Россия почти неизбежно является диковатой политической провинцией. Но я-то, живущий в России, не могу не ужасаться тому, как точно некоторые события романа ложатся на бытие нашего Отечества. Особенно это относится к должностной коррупции, которая была в Риме ничуть не менее обыденной, чем то, что мы наблюдаем здесь и сейчас.

Позволю себе тихо надеяться, что Харрис не забросит тему и задуманную трилогию допишет. Задел получился мощный.

Роман уже два года как издан на русском языке под названием «Империй», но о качестве перевода ничего сказать не могу, в руках его не держал. Оригинал написан достаточно просто, чтобы с его переводом справился даже не хватающий с неба звёзд профессионал, но тут бывает всякое, сами знаете. Но оригинал рекомендую безусловно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К большому сожалению,книги Р.Харриса мало известны в России .Проходят незаметно для читателя, растворяясь в массе детективной литературы. Рекламы нет, тиражи небольшие, издатели постоянно меняются. Да и сам автор «теряется» среди однофамильцев),его библиографии нет и на FantLabe... Что крайне жаль,- писатель очень необычный. Все его книги...оригинальны. По нынешним временам это большая редкость. Книг у Р.Харриса не много, но каждая из них самобытна и полноценна. Разительно отличается от волны коммерческих циклов «коллег по жанру», штампующих романы с «кочующими» из книги в книгу сюжетами.

Интересно,что большинство книг Р.Харриса экранизированы. Причём удачно. Но если старые фильмы,такие как «Фатерланд» или «Архангел» найти трудно, это кино для знатоков,то «Enigma» регулярно показывается по ящику. А «Призрак» вышел на большом экране и в России. Трудно определить жанр в котором пишет автор. Смесь триллера, детектива и истории для большинства произведений. Но «Архангел» и «Фатерланд» вполне могут считаться альтернативной историей (хоть сюжеты явно детективы, но в них есть и Россия с угрозой реставрации коммунизма с сыном Сталина во главе,и 3тий Рейх процветающий в 50х годах...)

«Империй»- нечто особенное. Зависит от читателя. Политический триллер времён республиканского Рима для одного. Исторический роман,посвящённый реальным событиям,делу Цицерона против Верреса, для другого (так сказать новелизация судебного процесса некогда имевшего место)). Или просто лекция по римскому праву и избирательной системе,переходящая в историю Первого Триумвирата. Практически, учебник изданный как роман, и крайне скучный для третьего. Всё это отчасти верно,книга понравится далеко не всем. А вот прочитать ее будет полезно каждому.Кто-то станет лучше понимать эпоху Рима,столь популярную в нашей литературе,или ознакомится с римским правом,ставшим основой европейской демократии,или,наконец,просто узнает о существовании такого человека как Марк Туллий Цицерон.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман интересен уже тем, что в нем нет штампов, неизменно связаных в нашем воображении со словами: «Древний Рим». Харрис твердо решил не описывать гладиаторские бои, роскошные оргии и прочее в том же духе. Необычно... Вместо этого автор взял не менее интересную сторону жизни римлян — политические интриги. И показал их великолепно, умно, с явными отсылками к современности — а политика Римской республики и впрямь выглядит очень современно. Выборы, охота за голосами, подкуп избирателей... как все знакомо! В самом центре интриг вполне уверенно чувствует себя главный герой романа — Цицерон. О, этот талантливый выскочка из Арпина! Ни громкого имени, ни знатных предков, ни состояния — неужели он и впрямь хочет быть консулом? И неужели — станет?

Но если римскую политику Харрис описал досконально, то здесь же и слабость его романа: ничего другого в книге просто нет. Рим в это время воюет со Спартаком, с Митридатом, с пиратами, наконец. Но ни одной батальной сцены не будет. Личная жизнь героев также протекает на самом заднем плане. Все они думают только о предстоящих выборах или о каком-нибудь громком судебном процессе, причем круглые сутки. Тирон, рассказчик, — вообще не личность, с тем же успехом вместо него можно было поставить диктофон. Остальные не далеко от него ушли. Лишь изредка нам дают понять, что Цицерон — не просто машина для произнесения речей, а живой человек, что Помпей — талантливый полководец и вообще что жизнь Рима состоит не только из выборов и заговоров.

Ну, и антураж, куда же без него в историческом романе. Не знаю, как оценить эту сторону книги. Глубокая проработка темы сочетается с грубейшими ляпами. Харрис знает, например, чем трибутные комиции отличаются от центуриатных — и даже способен донести это знание до читателя. И тут же — осточертевшая, кочующая из романа в роман древнеримская кукуруза. Можно подумать, что авторы — последователи Хрущева и мечтают засадить «царицей полей» все регионы во все века. Помидоры в харрисовском Риме тоже произрастают.

В целом, «Империй» произвел весьма двойственное впечатление. Необычно, умно и... как-то однобоко.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх