FantLab ru

Пьер Буль «Планета обезьян»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1173
Моя оценка:
-

подробнее

Планета обезьян

La planète des singes

Роман, год; цикл «Планета обезьян»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 146
Аннотация:

В 2500 году неутомимый исследователь планет, профессор Антель садится на борт космического корабля со своим учеником, физиком Артуром Левеном и журналистом Улиссом Меру, чтобы исследовать в созвездии Орион гигантскую звезду Беттельгейзе, возле которой обнаружена одна из планет, похожих на Землю. Они пролетают над пейзажем с городами и дорогами, подобными нашим. Исследователи высаживаются на поверхность, видят следы ног у озера и.. появляется очаровательная купальщица, которую они окрестили Нова – первобытный человек, не понимающий человеческую речь. В этот момент раздается шум большой облавы, который приносит им решение загадки: на этой планете люди — дичь, звери, которых травят хозяева планеты — обезьяны. Улисс Меру теряет связь со своими попутчиками (один из которых точно погиб от пули), и попадает как подопытный кролик в научный институт к шимпанзе-биологам. По ходу некоторых тестов и попыток, Меру сумел привлечь внимание и симпатии Зиры, которая рассказывает о нем ученым. Улисс имеет возможность высказаться перед научным конгрессом. Вскоре Улисс узнает, что планета обезьян населена тремя категориями граждан – гориллами (начальство, администрация), орангутанги (официальная наука) и шимпанзе (интеллигенция), но все равны с точки зрения закона, и только люди бесправны. Улисс начинает свою новую жизнь с Новой и борьбу на Планете Обезьян...

© ozor
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.

— антологию «С ружьём на динозавра», 1990 г.

— антологию «Воители безмолвия», 2018 г.


Экранизации:

«Планета обезьян» / «Planet of the Apes» 1968, США, реж: Франклин Дж. Шаффнер

«Под планетой обезьян» / «Beneath the Planet of the Apes» 1970, США, реж: Тед Пост

«Бегство с планеты обезьян» / «Escape from the Planet of the Apes» 1971, США, реж: Дон Тейлор

«Завоевание планеты обезьян» / «Conquest of the Planet of the Apes» 1972, США, реж: Дж. Ли Томпсон

«Битва за планету обезьян» / «Battle for the Planet of the Apes» 1973, США, реж: Дж. Ли Томпсон

«Планета обезьян» / «Planet of the Apes» 1974, США, реж: Арнольд Лейвен, Дон МакДугалл, Бернард МакЭвети, ...

«Планета обезьян» / «Planet of the Apes» 2001, США, реж: Тим Бёртон



Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 13. Пьер Буль
1967 г.
Планета обезьян
1989 г.
С ружьём на динозавра
1990 г.
Планета обезьян
1990 г.
Любовь и невесомость
1991 г.
Планета обезьян
1991 г.
Планета обезьян
1991 г.
Сокровище таинственной расы. Человек в лабиринте. Планета обезьян
1991 г.
Планета обезьян. Бегство с планеты обезьян
1997 г.
Мост через реку Квай. Планета обезьян. Фотограф
1999 г.
Планета обезьян
2001 г.
Планета обезьян
2003 г.
Планета обезьян
2009 г.
Планета обезьян
2010 г.
Планета обезьян
2011 г.
Планета обезьян
2011 г.
Планета обезьян
2017 г.
Планета обезьян
2017 г.
Планета обезьян
2017 г.
Планета обезьян
2017 г.
Планета обезьян
2017 г.
Планета обезьян
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Воители безмолвия
2033 г.

Издания на иностранных языках:

La planète des singes
1963 г.
(французский)
Monkey Planet
1964 г.
(английский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
Beždžionių planeta. Gerasis Leviatanas
1992 г.
(литовский)
Il pianeta delle scimmie
2001 г.
(итальянский)
La planete des singes
2004 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  41  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которую не так просто понять и ещё сложнее оценить. Прежде всего, нужно сказать, что книга ничуть не устарела за последние 45 лет. Более того, проблемы поднятые в ней, стали ещё острее. Во-вторых, книге чрезвычайно повредил американский фильм. Режиссёр либо не читал романа, либо ни хрена не понял в прочитанном, либо нарочно извратил идею. В третьих, книга чрезвычайно далека от такого модного понятия, как толерантность, так что нынешние читатели в ряде случаев старательно «не понимают» о чём роман.

Общая судьба всех великих цивилизаций -- погибнуть от нашествия варваров. Казалось бы, толпам чужаков противостоит централизованное государство, самое совершенное оружие, утончённая культура. Тем не менее, носители этой культуры всё чаще оказываются не носителями, а только потребителями. В армии и среди рабочих (особенно низко квалифицированных) становится всё больше тех самых чужаков. И, в конечном итоге, не требуется даже нашествия. Те, кого ещё недавно презрительно называли черномазыми или мартышками или ещё каким-нибудь оскорбительным прозвищем, становятся хозяевами. Что делать, путь от мерзейшего расизма к слащавой толерантности чрезвычайно короток и лежит через деградацию национального чувства. Пьер Буль сумел заметить это ещё в ту пору, когда на Францию обрушилась первая волна алжирских гастарбайтеров. К несчастью и сейчас проблема выбора стоит по-старому: либо ты расист, нацик, живущий ненавистью (а таких история сметает со своего пути), либо -- сладенький безвольный толераст (а таким -- место в вольерах и зоопарках, выстроенных будущими хозяевами жизни). Где выход? Прямого выхода Пьер Буль не показывает, но его можно найти, внимательно перечитывая книгу. На планете обезьян нет единого человечества. Там есть три не смешивающиеся культуры, которые смогли сосуществовать, не угнетая и не уничтожая друг друга. Вопрос стоит так: найдут ли европейская, арабская, китайская культуры силы сосуществовать, также не угнетая и не уничтожая друг друга. Сейчас всё идёт к тому, что изнеженную европейскую расу ждёт судьба людей на планете обезьян. Люди не смогли внять пророческому предупреждению и закрылись от проблем голливудской поделкой.

Сегодня очередь дошла до России, и, кажется, мы собираемся проходить путь вымирающих наций. Мы видим вспышку расизма, видим расцвет толеразма и всё меньше остаётся людей, которые готовы жить рядом с не такими, как они, оставаясь при этом самим собой и не впадая в снобизм и ненависть. Хотя, возможно, дело упирается всего-навсего в проблему рождаемости.

Как видим, книга и впрямь политически неудобная. Впрочем, её можно рассматривать как игру ума, дешёвенькую фантастичку; можно снять ещё парочку развлекательных фильмов и, в конце концов, убедить самого себя, что книги-то и не было.

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это — не научная фантастика. Это именно вольтеровская сатира, о чём и сказано в биографии автора. Если подходить с позиций логики, книга просто разваливается. Например, как обезьяны вышли в космос, если сам же автор указывает, что их цивилизация не развивается? С каких пор рождение ребёнка вызывает стремительную эволюцию? Каким образом герой за несколько месяцев выучил обезьяний язык до такой степени, что смог выступать перед учёными? И почему цивилизация обезьян — это точный повтор цивилизации людей? Последнее, впрочем, автор объясняет, но даже обезьяны при всей своей тупой подражательности должны были что-то изменить — хотя бы для того, чтобы подстроить под свою физиологию. Между тем из всех нововведений упоминается только необычный пешеходный переход. А во что, интересно, герой обувался, если обезьяны вообще не знают обуви? Этот вопрос Буль просто обошёл стороной. Наконец, каким чудом в городе, погибшем 10 000 лет назад, сохранились не только предметы быта, но даже обрывки платья на кукле? Если слышали про Чатал-Хююк, вы поймёте, о чём я. О так называемой генетической памяти, которая по мнению Буля представляет собой отрывочные отчёты, наподобие магнитофонных записей, я уж молчу.

С точки зрения сюжета всё тоже печально. События беспощадно подстраиваются под героев. Дикие люди каким-то чудом срывают с героев всю одежду, но не трогают их самих. У учёной обезьяны Корнелия оказываются близкие друзья чуть не во всех областях — и директор зоосада у него в приятелях, и астроном, и конструкторы ракеты. Все важнейшие открытия из забытого прошлого обезьян совершаются как по заказу сразу после прибытия землян. Космический аппарат обезьяньего производства с тремя беглецами легко и непринуждённо пристыковывается к земному звездолёту. И так далее.

Но если рассматривать роман как сатиру, всё становится на свои места. Путешествие на Бетельгейзе — это такая же условность, как плавание Гулливера в Лилипутию. Буль довольно остроумно прошёлся по человеческой цивилизации, показав людей со стороны. Действительно, если всё оставить как есть, но вместо людей поставить обезьян, что получится? Поэтому ни о какой научности здесь речи не идёт. Роман — чистая сатира, именно так его и следует воспринимать.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Планету обезьян» следовало бы внимательно прочитать как французам, так и всей Европе в целом. Книга о сегодняшнем дне. Если европейцы будут и дальше подстраиваться под мигрантов, подстраиваться под их культуру, поощрять их варварство и преступления, Европа «умрёт», и просто станет мусульманской с их варварскими законами и отношением к людям и иноверца

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика и must к прочтению.

По многим причинам и первая из них — это про наше время. Слишком много людей в нашем мире в наши дни копируют обезьян Пьера Буля. Со всеми вытекающими. Так и думаешь, как бы нам не прозевать наш шарик.

А вообще шикарная книга, хотя написана немного старомодно (ну, посмотрите на дату выхода, неудивительно). Книга-пророчество, которому лучше бы не сбываться. Книга-предупреждение. Авось проснесет человечество. Аминь.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга французского писателя Пьера Буля «Планета обезьян» по праву относится к классике фантастической литературы. С известной серией фильмов у книги довольно мало общего. По жанру роман можно отнести к антиутопии, хотя и несколько необычного формата.

Главный герой, Улисс Меру, в ходе исследовательской экспедиции попадает на неизвестную планету, которая как две капли воды похожа на Землю. Главное отличие состоит в том, что разумной формой жизни тут стали не люди, а приматы. Люди же представляют собой дикарей, напрочь лишённых интеллекта. По сути, люди и обезьяны поменялись ролями. Главного героя вместе с другими исследователями захватывает в плен команда разумных горилл-охотников. После этого он попадает в исследовательскую лабораторию, где изучаются человеческий мозг и повадки. Улисс пытается установить контакт с обезьянами, доказать собственную разумность и непохожесть на местных людей. В итоге это получается, и он налаживает дружеские отношения с учёной-шимпанзе Зирой. Постепенно главный герой учит обезьяний язык и всё больше узнаёт о планете, на которой оказался. Например, довольно интересно описаны роли трёх обезьяньих рас: гориллы – военные и политики, шимпанзе – передовые учёные, не пользующиеся авторитетом, а вот орангутанги, напротив, считаются светилами науки, хотя сами ничего не изобретают, а лишь повторяют изученное ранее.

Пьер Буль в довольно небольшом по объему романе поднял много интересных вопросов. Во-первых, это гуманное отношение к животным. Если поменять человека и животных местами, мы сразу видим всю чудовищность лабораторных опытов. Во-вторых, сравнивая человека будущего с дикарями, Пьер Буль показывает насколько важен для нормального общения одинаковый интеллектуальный уровень. Одни и те же сигналы главный герой и местные люди воспринимают совершенно по-разному. Особенно это заметно на примере местной девушки Новы. Улисс поначалу влюбляется в неё, но испытывает муки совести, т.к. по разуму она неотличима от животного. Общаются они лишь посредством жестов, и то не всегда успешно. В-третьих, мы ясно видим, насколько важна благодатная почва для развития. Самый выдающийся талант может зачахнуть в неподходящих условиях. И, наоборот, бездарность порой достигает успеха, получив всё необходимое для этого. Да что там бездарность, даже обезьяна становится учёным!

Думаю, главная мысль, которую автор хотел донести до читателя заключается в том, что, если мы не будем упорно трудиться, то опустимся до уровня животных. Любой застой в развитии – это движение назад. Экологическая ниша долго пустовать не будет, и вот в скором времени нас подвинут с пьедестала венца творения. Труд сделал из обезьяны человека, а лень может повернуть процесс вспять.

Итог: На мой взгляд, карикатура получилась довольно острой. Очень часто в современном обществе можно наблюдать культуру отупения и паразитический образ жизни. К сожалению, именно такие сейчас кумиры молодёжи. Не верите? Посмотрите, кто возглавляет тренды YouTube, Instagram, TikTok. Эти «лидеры мнений» показывают подросткам, что можно быть весьма недалёким и при этом успешным. Как человек с биологическим образованием, я понимаю, что современные приматы никогда не займут нишу людей, ведь наши эволюционные пути разошлись примерно 8-10 миллионов лет назад на стадии Накалипитека. Однако тот путь, который избрало сейчас человечество, ведёт к тупику.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мы привыкли считать себя доминирующей формой разумной жизни на планете Земля. Сначала потому, что мы смогли вытеснить в конкурентной жестокой борьбе побочные виды человека, а затем, когда остались одни, это стало нормой и уже ни у кого не возникает сомнений, что человек – единственное разумное существо, равных которому в мире просто нет. На осторожные заявления ученых о том, что человек явление временное, что есть и другие возможности для развития разума (муравьи, дельфины и высшие приматы), мы привыкли реагировать насмешливо и легко отмахиваемся от них, не принимая всерьез.

Потому что на всей планете нет ни одного существа, которое могло бы сравниться с человеком не только по внешности, но и по интеллектуально-волевым качествам.

Кроме обезьяны.

Вы ходили в цирк или зоопарк? Видели там обезьянок, мартышек или шимпанзе? Они забавны, не правда ли? Такие трогательные, глазастые и сообразительные. Мы снисходительно протягиваем им бананы, гладим по голове и заставляем проделывать всякие смешные трюки. Иногда одеваем их, учим курить, и даже разговаривать, впрочем пока безуспешно. При всем при этом мы никогда, даже подсознательно не допускаем мысли о том, что обезьяна может оказаться выше человека на эволюционной лестнице. Картина из кошмарного сна: гориллы устраивают на диких людей охоту с ружьями, капканами и силками, убивают и ловят, а потом сажают в клетки, чтобы показывать на потеху толпе или проводить жестокие опыты. Одичавшие люди без искры разума дергают прутья клетки, воют и улюлюкают, как самые настоящие звери, а шимпанзе в белом халате прохаживается между клеток с блокнотом и делает аккуратные пометки. Ужас, бред, галлюцинация! Такого не может быть. Но что, если представить себе, пусть на одно страшное мгновение, что это возможно?

Француз Пьер Буль проделал вышеозначенный мысленный эксперимент, и плоды своих размышлений в художественной литературной форме воплотил в своем известнейшем романе «Планета обезьян», увидевшем свет в 1963 году – в век расцвета научной фантастики, попав тем самым в «волну». Но поднимаемая им тема оказалась слишком уж серьезной для обычной развлекательной литературы, а первая экранизация 1968 года добавила произведению еще большей популярности: человек в очередной раз задумался о своем месте в царстве животных и взаимоотношениях со своими ближайшими собратьями обезьянами.

Мы поменялись местами с приматами. Планета Сорора, вращающаяся вокруг звезды-гиганта Бетельгейзе, населена разумной жизнью. Но не люди оказались здесь носителями разума, а приматы – шимпанзе, гориллы и орангутанги, достигшие состояния индустриальной цивилизации, которая ко времени действия романа просуществовала уже десять тысяч лет. И на эту планету попадает экспедиция людей 26 столетия, совершенно не подозревая, чем закончатся их приключения. Улисс Меру, протагонист романа, а вместе с ним и читатель, почувствует себя так, как чувствуют себя обезьяны в наших зоопарках, имей они хоть каплю разума – пойманным зверем, к которому относятся как к животному, а не цивилизованному существу. Пьер Буль подарил нам уникальную возможность побывать в шкуре животных, стать уродливой карикатурой на высших существ – обезьян, тем самым используя очень мощную эффективную метафору замещения идентичности, что позволило выйти за привычные рамки и поменять психологию «царя природы».

Второй очень важный момент произведения заключается в критериях разумности. Разумность – это не просто умение абстрактно мыслить, сочинять стихи, владеть языком и письменностью. Нет, разумность означает также и умение не скатываться до животного состояния, действовать гуманно и морально. Иные люди хуже самых мерзких макак. Иные шимпанзе умнее некоторых умственно отсталых людей. Поэтому в конечном счете не важно, кто будет носителем разума, человек или обезьяна, гораздо важнее уровень их культуры и умение понимать друг друга, способность к контакту, дружбе и взаимовыручке.

«Планета обезьян» — литературный тест на человечность и разумность.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень цельное произведение. С нестандартной, хоть и очевидной идеей. Для науной фантастики это весма редкая ситуация, там все звездолеты воюют да попаданцы попадают. Высокого литературного стиля не предвидится, но в данном жанре это ожидание — излишество. Зато целая россыпь популярной философии и аллюзий. Ну, например, сейчас ситуация в Западной Европе с гориллами или орангутангами тоже не ахти, в первую очередь из-за лже-толерантности, по какой уже мои строчки сойдут за экстремистские.

Но, если уже искать блох, то бросается в глаза неудачная попытка автора вставить объяснение, почему обезьяны победили людей на чужой планете в уста человека, над которым проводят эксперимент. Получился весьма искусственный момент. А так достаточно правдоподобно, и безжалостно наводит на мысль, что «царь зверей» — человек имеет над остальными видами весьма зыбкое преимущество.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротная мягкая научная фантастика. Идея, что люди глупеют, а обезьяны очеловечиваются мне все же не зашла. Я придерживаюсь теории, что человек и шимпанзе это разные виды животных из шимпанзе не выйдет человека, хотя человек может потерять разум и превратиться в животное, что и случилось с профессором, одним из героев романа. Еще вызвала сомнения мотивация корреспондента написать статью о путешествии и стать популярным через 1000 лет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень понравилась сцена в которой обезьяны укладывали трупы людей для фотографии- напомнило наших охотников и рыбаков делающих селфи с трупами животных.

Читать было интересно, сюжет держал интерес до конца, что ценно для жанра. Финал я угадал, что не всегда случается. Обычно с хорошими авторами вариативность зашкаливает и предугадать финал бывает сложно. Но тут все же сказалась не моя догадливость, а гуманистическая идея романа толкала на такой предсказуемый финал. Жестокость порождает жестокость.

Рекомендую любителям путешествий по просторам вселенной и мягкой гуманитарно- приключенческой фантастики.

Оценка: 8
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту книгу дважды и каждый раз интерпретировал по разному.

Первый раз я открыл ее лет 12-13 проникнувшись атомосферой оригинального фильма 1968 .

Книга превысила мои ожидания. Она цепляла каждым словом, каждым предложением. Она держала в напряжении вплоть до финального эпизода и заставляла удивленно округлять глаза . Тогда воспринимал «Планету Обезъян» как отличную экшн-историю с непредсказуемым финалом и почти фентезийным сюжетом о захвате Земли человекообразными обезъянами.

Второй раз я прочитал ее когда мне было 20 во время моего проживания в Нью-Йорке. Я не знаю действительно ли Пьер Буль предвидел глобализацию, полный крах колониальной системы и насаждаемую политику политкорректности. Но для меня , находившегося в то время в НЙ было очевидно некое пророческое содержание романа. Видимо , служба автора во французской/колониальной армии сыграла на мировосприятии писателя вполне очевидным образом. Самое пожалуй страшное, что изначально фантастический сценарий беспрепятственно ложится на современную политическую ситуацию во Франции, США и конечно же России. Мы имеем целые правительства состаящие из макак-обезъянок , устраивающие шабаши на Куршавелях и агрессивно разъезжающих на дорогих иномарках. Старая Европа спокойна сдала свою территорию людям с чемоданами , которые изо дня в день вытеснят европейцев и займут их место. Будет ли мир таким как прежде? Финал романа не оставляет такой надежды.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть романа — насмешка над человеком и его высокомерным самодовольством. Меняя местами исследователя и объект его изучения, Буль больно бьет по самолюбию человека, давно утвердившегося во мнении, что он якобы царь природы и вершина эволюции. Легко Буль показывает, как стремительно и безболезненно человек способен скатиться в первобытное состояние, потеряв всякие зачатки разума. Признаться, он и меня задел своими приемами, но разве можно было спокойно принять то, что главгерой так смиренно согласился со своей участью в начале книги, потерял всякую волю и, что хуже всего, радовался похвалам за успехи в «обучении», как какая-то домашняя собачонка? А финал первой части, когда Улисс Меру поддается на хитрость ученого и начинает сознательно исполнять любовный обряд — это просто удар под дых.

Со второй части и далее роман перерастает в полновесную сатиру, острую и узнаваемую — даже сегодня под масками этого разукрашенного обезьяньего царства легко разглядеть пародию на человеческое общество, которое со времени написания книги ничуть не изменилось. Подмена человека обезьяной как литературный прием достигает своего апогея в сцене посещения Улиссом биржи, где цивилизованные обезьяны превращаются в... обезьян, какие отображают самые закоренелые стереотипы человека о них. Цитата:

«Попробуйте себе представить гигантский зал невероятной высоты, битком набитый обезьянами, орущими, жестикулирующими, охваченными истерией, обезьянами, которые суетятся, мечутся, прыгают, сталкиваются и разбегаются не только на полу, но и кишат на всех стенах до самого потолка. Ибо здесь повсюду устроены лестницы, сетки, канаты и трапеции, чтобы обезьяны могли перемещаться во всех трех измерениях и в любом направлении. Таким образом этот обезьяний рой заполнял почти весь объем зала, напоминавшего колоссальную клетку для показа четвероруких в некоем сумасшедшем зоопарке.

Обезьяны буквально летали в этом замкнутом пространстве, всегда успевая за что-нибудь уцепиться, когда падение казалось неминуемым. И все это среди адского шума восклицаний, вопросов, ответов, криков и, наконец, просто воплей, не имеющих ничего общего с разумной речью. Там были, например, обезьяны, которые лаяли, да, да, именно лаяли без всякой видимой причины, перелетая на конце веревки из одного угла зала в другой.

<...> Любое мыслящее создание, попав в этот цирк, неизбежно пришло бы к выводу, что присутствует на шабаше умалишенных или взбесившихся зверей. Здесь все походили друг на друга и ни в ком не было даже проблеска мысли. Все были одинаково одеты, и на всех мордах застыла та же маска сумасшествия».

Высмеивает Буль и шаблонность, штампованность и безынициативность во всех наших сферах деятельности, вплоть до искусства. Легко приводит он своего героя к выводам, что дрессированная обезьяна запросто может заменить человека на любом месте, просто повторяя за ним. Наверное, не просто так возник термин «обезьянничать» — типичное поведение обезьяны сейчас больше соответствует поведению человека. Подражательство становится, по Булю, главной движущей силой эволюции обезьян, а человеческая же лень, в основном мыслительная, приводит к его деградации. Можно сказать, еще одно предупреждение из довольно далекого времени.

И шикарная концовка двойным ударом закрывает риторический вопрос о возможном исходе такого пути. Если так будет продолжаться и дальше — нас ждет будущее на планете обезьян.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После просмотра очередного фильма на эту обезьянью тему, решил таки прочитать первоисточник — а с чего то всё начиналось? Прочитал. Не скажу, что сильно впечатлился, но, думаю, данную книгу всё же прочитать стоит. Хоть смотрится она уже даже старше чем 1963-й год её написания. Война миров Уэллса мне и то показалась современнее.

Можно, конечно, утверждать, что автор провидец и так иносказательно предостерегал белого европейца не утратить себя и свою землю под волнами мигрантов третьего мира (это так по современному актуально), но мне показалось, что автор на этом не акцентировался. Вот даже сравнить с Оруэлллом и его антикоммунистическими утопиями — так они настолько концентрированы, что сомнений в идее произведений просто не возникает. Чего не могу сказать про Планету обезьян. Здесь фактически нету расовых тёрок, человечество просто обленилось и уступило своё место, и если это вызывает какие-то аналогии с современностью, то они мне показались далеко не основополагающими. Просто автору пришлась в пору красивая идея, а что если поменять местами человека и обезьяну, считающуюся его эволюционным предшественником? А что бы было, если бы царями природы были не люди а приматы, каково было бы современному человеку попади он в такой мир? Если здесь идея в расовом противостоянии или модной теперь толерантности, то с тем же успехом эту книгу можно притянуть к зелёным и защитникам животных, типа за отмену экспериментов над животными, тестирования фармакологических или косметических препаратов на них или даже к веганству — мясо вообще обезьяны в книге ели?

Можно так же обвинять экранизации в искажении идеи автора или отсутствии какой-то там философии в пользу безудержной зрелищности, но когда герои автора пол книги ходят голые, обезьяны упорно не разрешают носить одежду, сцены охоты, Улисс находит сначала одну свою любовь в примитивном (по сюжету) звере Нове, потом некие чувства возникают у них с шимпанзе Зирой, герою демонстрируют опыты на мозге, в том числе с генетической памятью, людей, находят говорящую куклу, которой сотни лет и т.д. — что это если не зрелищность? Зачем тогда на режиссёров пенять, если и у автора зрелищность превалирует над философией? ;)

Но основной минус, не давший поднять мне оценку, это герои местами, и часто, до крайности ведут себя глупо. С самого начала бросают корабль так, что любая тупая обезьяна может его без труда уничтожить, оказываются зачем-то без одежды в диком племени, прилетели на чужую планету и банально не в состоянии противостоять нападению стаи диких, по сути, зверей. Что уж тут удивляться, что местные разумные представители цивилизации не находят разницы между пришельцами и глупыми дикарями? Хвалёный профессор вон сам дичает как по мановению волшебной палочки, находит себе самку и сидит счастливый в клетке зоопарка выпрашивая себе банан. Это как? Даже в фильме сценаристы не смогли пройти мимо этой тупости и заставили обезьян сделать ему трепанацию, чтоб как то объяснить это его состояние. Дальше лучше не становится: ГГ Улисс, сидя в клетке, по команде пускает слюни, чем гордится, и вообще часто срывается и ведёт себя как дикий зверь, кидается на прутья клетки, борется за самку и т.п. Никто в целом институте не может отличить разумного пришельца от неразумных животных, даже Зире на это требуется несколько месяцев(!)...

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А до «Аватара» была «Планета обезьян»

***

Пьер Буль навсегда вошел в историю как автор романа «Планета обезьян». Успех ему обеспечила не только реакция читателей на роман, но и многочисленные (и успешные) экранизации. Первая волна фильмов прокатилась по кинотеатрам в середине ХХ века, вторая волна порадовала зрителей в начале века ХХI. Вероятнее всего, многие зрители не знакомы с оригиналом, а зря. Книга у Пьера Буля получилась великолепной.

…далекое будущее. Трое смельчаков (журналист, физик и профессор) соображают экспедицию к далекой звезде Бетельгейзе (она больше нашего Солнца в сотни раз, а спектр сияния красно-оранжевый). Они намерены исследовать систему Бетельгейзе, надеясь встретить разумную жизнь. Исследователи понимают, что вернутся на Землю, когда на родной планете пройдут сотни лет. Их это не останавливает. Вокруг Бетельгейзе они обнаруживают планету с пригодными условиями для жизни. Пышная растительность, животные, аборигены.… Каково же их удивление, когда высшей разумной формой жизни на открытой планете являются приматы?

Пересказывать сюжет нет смысла. Развитие его идет плавно но с хорошей скоростью. По стилистике книга напоминает мэтров-классиков НФ (Верна, Уэллса). Однако Буль более состоятелен в реалистичности идей. У него нет перегибов (речь про железный шар, летящий на Луну, какой был у Уэллса, или про чуть ли не энциклопедические выкладки, коими любил грешить Жюль).

Самое интересное в романе – это идеи. Здесь их огромное количество. Первая – в ответе ли мы за все, что мы сделали, а так же за последствия? Вторая – почему мы стремимся понять других, забыв понять себя? Наконец, готово ли человечество к тому, что в своем стремлении к познанию, можно наткнуться на кардинально иную парадигму мировосприятия? И как в таком случае быть? Ведь когнитивный диссонанс при подобном никто не отменял. К тому же, при контакте с иным Разумом отступит ли ксенофобия (возможно, как базовый инстинкт) на второй план, отдавая пальму первенства Сознанию. Эти и многие другие вопросы Пьер Буль поднимает в своем романе. Конечно, где-то автор обыгрывает это на уровне практически сатиры, порой играет на срезе постиронии. Но и место для жесткости нашлось – есть убийства, примитивные паттерны в виде стремления к размножению и следованию брачных ритуалов. Вместе со всем этим книга Буля похожа на современный мир. Возможно, это и было целью автора – показать не то будущее, не то настоящее. А может, и оба варианта.

Что можно назвать в качестве минусов «Планеты обезьян»? Пожалуй, концовка романа вышла несколько скомканной и ускоренной. Финальный твист предсказуем буквально с момента получения послания в бутылке. Линия профессора обрывается – что же стало с причинами его деградации? Можно только гадать. Но даже при вышеназванных минусах роман остается очень сильным как с точки зрения вложенных идей, так и с точки зрения интереса и наполнения действиями.

Заключение: чтение «Планеты обезьян» даже в 2019 году – истинное удовольствие. Книга легкая по объёму страниц и не такая легкая по объему идей. Вместе с тем ее вполне можно читать для развлечения, если поставить перед собой именно такую цель.

PS: и всё-таки есть мысль, что «Аватар» Кэмерона – это оммаж «Планеты обезьян». И пусть Джеймс какие-то идеи развил, какие-то вывел даже на более усложненный уровень, ценность оригинала (как и оммажа) остается запредельной.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последние исследования генетиков и книги известного писателя и исследователя Г.А.Сидорова позволяют совершенно по другому взглянуть на то, что казалось выдумкой фантастов. Если ДНК приматов на самом деле моложе, чем ДНК людей, то все обезьяны — это остатки человеческих цивилизаций, которые жили до нас. Страх от прочтения книги, это совсем не та реакция, которая убережет нас от повторения их пути.

Изменения внешности человека при его одичании, происходит не настолько быстро, как изменение его психики и полная утрата контакта с Душой и Творцом. Как и в книге, деградировавшие существа всегда будут одерживать победу над теми, кто никак не может определиться в том, куда же им нужно стремиться. Сейчас всю власть на Земле имеют те, кого людьми уже сложно назвать.

Решение, конечно же, не в противостоянии и осуждении, которые заведут нас всё туда же, а в единении друг с другом, природой и духовным миром. Также полезно не забывать, что общение, а тем более близкие отношения, с людьми, у которых количество «животных генов» сильно отличается от нашего, существенно активизирует развитие или деградацию.

Разница между видами обезьян, а также их подчинение друг другу в этой книге, напоминает разницу между народами во «Властелине колец». Жаль, что Пьер Буль не показал, как одновременно с этим, важную роль играют искусственно созданные народы, которые подобны ОРКАМ и гибриды людей с инопланетными существами, которые подобны АВАТАРУ. Их используют уже тысячелетиями, а численность таких существ с человеческой внешностью на Земле сегодня составляет уже сотни миллионов. Об этом также можно узнать из книг Г.А.Сидорова.

Книга «Планета обезьян» для тех читателей, кто хочет остаться человеком, проявляя свою любовь и стремясь к единству.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, «Планета обезьян» показалась мне забавным и, на фоне современных тенденций научной фантастики, оригинальным допущением, которое будоражит воображение и заставляет немного задуматься. С другой стороны, несмотря на идею, мне показалось, что автору не достает писательского мастерства: читаешь и чувствуешь, что вот здесь наверняка кроется какая-то сатира на существующую науку, а также на социум, может, даже кое-где высмеивание человеческого чувства превосходства, а вот тут почти поднимаются этические вопросы экспериментов над животными. Но как будто бы не хватало автору здоровой самоиронии или мастерства, чтобы выписать это все, как следует, чтоб не в бровь, а в глаз, чтобы укололо, поразило читателя в самое сердце, заставило задуматься всерьез. Хотя, почитав о Буле и ознакомившись с еще одним его произведением, я больше склоняюсь к мысли о том, что это у него просто такой пренебрежительный стиль (причем пренебрежение это выказывается по отношению ко всем, даже к тем, кто, по слухам, Булю нравился).

Сатира, как я позже прочитала в одном фанатском блоге, действительно была, в основном, на бывшую классовую систему во Франции: гориллы – это дворянство и знать, невежественные орангутанги – католические клерикалы, а смышленые шимпанзе – массы. Если говорить о персонажах книги, то все они довольно плоские и шаблонные, кроме, может быть, Зиры.

Опыт Буля (как диверсионно-шпионский и военный, в Юго-Восточной Азии, так и писательский) дает основание полагать, что чувство превосходства, промелькнувшее между строк «Планеты обезьян», автор не то, чтобы совсем уж высмеивал, но и сам вполне искренне испытывал. То самое чувство превосходства (замешанного на вежливом любопытстве, но все же превосходства), которое главный герой Улисс Меру испытывает по отношению к обезьянам, которые научились всему у людей и свергли их, став следующей ветвью эволюционного развития на Сороре (и наука у обезьян особо не движется, они способны только подражать, часто бездумно; и над людьми они экспериментируют, хотя люди якобы с животными того же самого не делали). Правда, есть пара небольших предложений о том, что и земные люди ведут себя зачастую так же, как не лучшие представители господствующей расы Сороры.

Если честно, когда ознакомишься с биографией Буля и с другим его известным произведением, «Планета обезьян» предстает уже не научно-фантастическим произведением в чистом виде, а чем-то вроде несколько обиженной сатиры человека с колонизаторской психологией. Я не говорю о том, что все это не имеет никакого основания или не содержит частицы правды, но автор слишком уж несдержанно изливал свои эмоции на страницы в не особенно приглядном виде.

Прямо развитие идеи Киплинговского «Бремени белого человека» получилось, правда, весьма завуалированное. Настолько хорошо завуалированное, что книга дала нехилый толчок воображению людей из киноиндустрии, что привело к развитию и трансформации сюжета в немалом количестве действительно научно-фантастических фильмов и сериалов. И вот эти трансформированные киносюжеты показались мне намного интереснее книги-первоисточника.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Окончательно убедился в том, что надо либо только читать книги, либо только смотреть экранизации по ним. Оригинальная пенталогия хороша именно как цикл фильмов. Да, там отошли от книжного финала, но в остальном все более-менее приемлемо. В современном же ремейке есть финал, отдаленно напоминающий книжный, но нет ничего, из чего делают этот самый «ремейк»... Скорее, фанфик, свободное продолжение заданной темы, коих я отнюдь не против. Но дайте мне качественно интересный фанфик!

Меж тем, основные идеи романа лежат гораздо глубже и простираются гораздо дальше, чем нам попытались показать авторы сценария и режиссеры. Пьер Буль в одной книге сконцентрировал огромнейший повод задуматься над тем, что мы делаем и как потом с этим жить, что нельзя не то что концовки альтернативные придумывать, а и даже слова в предложениях местами менять...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх