FantLab ru

Агата Кристи «Убийства по алфавиту»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Голосов:
312
Моя оценка:
-

подробнее

Убийства по алфавиту

The A.B.C. Murders

Другие названия: The Alphabet Murders; А.Б.В.; В алфавитном порядке; Убийства в алфавитном порядке

Роман, год; цикл «Эркюль Пуаро»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

Эркюль Пуаро начинает получать письма, в которых неизвестный бросает ему вызов каждый раз перед тем, как совершить убийство. Убивает он в алфавитном порядке.

Примечание:

Первая публикация на русском языке состоялась под названием «А.Б.В.» в газете «Сегодня Вечером» (Рига) 1 сентября-6 октября 1936 г.


Входит в:

— антологию «Следствие продолжается», 1990 г.

— журнал «Звезда Востока» 1990'5», 1990 г.

— журнал «Звезда Востока» 1990'6», 1990 г.


Экранизации:

«Убийства по алфавиту» / «The Alphabet Murders» 1965, Великобритания, реж: Фрэнк Тэшлин

«Убийства по алфавиту» / «The ABC Murders» 2018, Великобритания, реж: Алекс Габасси



Похожие произведения:

 

 


Следствие продолжается
1990 г.
В алфавитном порядке
1990 г.
Убийства в алфавитном порядке
1990 г.
Убийства по алфавиту
1990 г.
Убийство в алфавитном порядке
1990 г.
Избранные произведения в 3-х томах. Том 1. Эркюль Пуаро
1991 г.
Сочинения. Том 7
1991 г.
Убийства по алфавиту
1991 г.
Убийства по алфавиту. Час нуль. Том 6
1991 г.
Агата Кристи. Детективные романы. Том 9
1992 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1992 г.
Сочинения. Том 7
1992 г.
Избранные произведения. Том 15
1994 г.
Смерть в облаках. Убийства по алфавиту. Убийство в Месопотамии. Невероятная кража, Родосский треугольник
1995 г.
Собрание сочинений. Том 4
1995 г.
Том 6. Эркюль Пуаро
1995 г.
Смерть в облаках
1997 г.
Почему не позвали Уилби. Мужчина в коричневом костюме. Убийство Роджера Экройда. В алфавитном порядке
1998 г.
Рождество Эркюля Пуаро
2001 г.
В алфавитном порядке. После похорон.
2002 г.
Убийство по алфавиту
2003 г.
В алфавитном порядке
2004 г.
Убийства по алфавиту
2004 г.
Убийство в «Восточном экспрессе». Карты на столе. В алфавитном порядке. Смерть приходит в конце
2004 г.
Драма в трех актах. Убийство по алфавиту
2006 г.
Убийства по алфавиту
2008 г.
Убийства по алфавиту
2011 г.
Убийства по алфавиту
2013 г.
Убийства по алфавиту
2016 г.
Убийства по алфавиту
2016 г.
Смерть в облаках. Убийства по алфавиту
2017 г.
Убийства по алфавиту
2018 г.
Убийства по алфавиту
2019 г.
Убийства по алфавиту
2019 г.

Периодика:

Звезда Востока № 5, май 1990
1990 г.
Звезда Востока № 6, июнь 1990
1990 г.

Издания на иностранных языках:

Selected Detective Prose
1989 г.
(английский)
Убивства за абеткою
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2016 г.

Шикарно. Просто шикарно. Но, если вы не любитель напрячь маленькие серые клеточки, эта книга не для вас.

« -- Ограбление? Подделка? Слишком по-вегетариански! Должно быть убийство! Кровавое убийство. И с гарниром, конечно.

– Действительно. Чем горячей, тем лучше.

– Кто будет жертвой – мужчина или женщина? – продолжал я. – Думаю, мужчина. Какая-нибудь «шишка». Американский миллионер. Премьер-министр. Газетный магнат. Сцена преступления. Старая добрая библиотека? Оружие: витой кинжал или какой-нибудь тупой предмет – высеченный из камня идол…

Пуаро вздохнул.

– Ну да, конечно, – сказал я, – есть еще яд… но с ним слишком много возни. А револьверный выстрел отдается эхом в ночи. Потом там должна быть красивая девушка, или даже две…

– С каштановыми волосами, – проворчал мой друг.

– Опять эти ваши шуточки! Одна из красивых девушек, конечно же, должна быть несправедливо подозреваема… и у нее должна быть размолвка с молодым человеком. Потом, разумеется, должны быть и другие подозреваемые. Старуха таинственного вида… и какой-нибудь друг или враг убитого… и секретарь – темная лошадка… и добродушный мужчина с грубоватыми манерами… и пара уволенных слуг или егерей или что-то в этом роде… и дубина-детектив из таких, как Джепп… и, пожалуй, хватит.

– И все насчет «сливок»?

– А вы не согласны?

Пуаро печально посмотрел на меня:

– Вы прекрасно пересказали все детективы, которые когда-либо были.

– Ну хорошо, а что рассказали бы вы?

Пуаро, закрыв глаза, откинулся в кресле. Его голос, мурлыкая, прорывался сквозь губы:

– Очень простое преступление. Преступление без осложнений. Преступление в тихой местности… очень бесстрастное, очень интимное.

– Как это? Преступление разве может быть интимным?

– Предположим, – пробормотал Пуаро, – четверо сели играть в бридж, а один – в кресле у камина. Под конец вечера обнаруживается, что человек у камина мертв. Один из четверки, будучи вне игры, подошел и убил его. А остальные трое, погруженные в игру, ничего не заметили. Вот это было бы вам преступление! Который из четырех?

– Ну, здесь нет ничего будоражащего, – сказал я.

Пуаро бросил на меня укоризненный взгляд:

– Потому что нет витых кинжалов, нет шантажа, нет изумруда – украденного глаза божества… Вы сентиментальны, Гастингс!»

Так вот — кинжалов, идолов, трупов в библиотеке и прочих прелестей здесь не будет. Но будет очень-очень много психологии, размышлений, выстраивания сложных схем — даром, что нам вроде бы с самого начала показывают, кто убийца. И он идеально подходит под схему, выстроенную в «маленьких серых клеточках» Эркюля. Но... но... вот именно, что вроде бы. Под эту же схему, как выясняется впоследствии — и, как, несомненно, увидит внимательный читатель, — подошел бы вовсе не один человек, и определить, КТО же — очень, очень трудно (если так хорошенько раскинуть мозгами, то даже у Дональда, даже у умницы Меган-то нет алиби. И у Торы Грей, и у простушки Мэри Дровер ;)) Это только Гастингс мог наивно предполагать, что все с самого начала будет понятно ;))

Короче, роман на вид очень простой, а по сути — там глубины-то немеряно. Не открывая никаких Америк (чисто внешне), Агата Кристи на самом деле обновила и оживила жанр. Тем, кто знает Пуаро прежде всего по фильмам с Питером Устиновым, т а к а я история может показаться странной. Но поверьте — с ней стоит ознакомиться.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2018 г.

Эффект фокуса — тебя обманывают, а тебе это даже нравится, ты в эйфории.

Леди Агата смогла обмануть и на этот раз, уже на уровне жанра. Ведь читая этот роман, казалось, вот он триллер, драйв, маньяк впридачу, безумие, план-перехват... Даже померещилось, что читаешь не Агату Кристи, а Стивена Кинга, напоминало «Мертвую зону». И вроде бы всё укладывается в новый, необычный для Королевы детектива жанр... Да вот не всё. И парочка деталей не дают покоя неутомимым серым клеточкам Эркюля Пуаро.

Роман «Убийства по алфавиту» навёл на следующие мысли:

1. Жизнь для автора — самое ценное, что есть на свете. Поэтому в ее произведениях сплошные убийства. И поэтому привлечение сил такого гения, как Пуаро, оправдано только при расследовании преступлений против жизни.

2. Есть следы материальные, а есть «следы» психологические. Представьте. Человек идет по узкому коридору, с белыми меловыми стенами. Ему придется их касаться, в итоге следы останутся и на куртке, и на стенах. Теперь представьте, что это не натуральный человек, а его психологический портрет идёт по узкому коридору преступного деяния. Суть в том, что совершенное преступление всегда будет нести в себе детали личности преступника. Как минимум, цель и мотивы. Но это как минимум. А кроме того, ещё и характер самих действий, и прочее-прочее.

3. Агата Кристи поступает следующим образом. Она берет несколько кусочков мозаики, рассматривает их со всех сторон, показывает, что они никак не могут соединиться в целую картинку.. а потом наглым образом создаёт новое измерение, благодаря которому все части складываются идеально. Это похоже на две параллельные прямые на листе бумаги, которые вроде как не пересекаются, но если этот лист загнуть под углом градусов в 45, прямые пересекутся.

4. Не бывает простых ответов. Нельзя отвечать на вопросы, фактически никак не отвечая на них. Если звучит непонятно, прочтите роман:)

В целом, я снова впечатлён. Создаётся ощущение, что у Агаты Кристи не бывает скучных, серых, банальных детективов. Каждый удивляет и поражает с тех сторон, с которых ты и не ожидаешь. Каждый раз на финальной речи Пуаро тебя охватывает возбуждение, предвкушение раскрытия тайны фокуса. И пускай объяснение Пуаро зачастую выглядит довольно пафосно. Пускай ситуации, создаваемые Королевой, сложны и необычны до фантастичности. Пускай. Ведь персонажи в ее книгах чрезвычайно, катастрофически живые. Особенно сам Эркюль Пуаро со своими пороками и капитан Гастингс со своей наивностью и верностью маленькому бельгийцу. И в итоге картинка оживает.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2017 г.

Одиннадцатый роман о Пуаро. На большинстве сайтов годом издания этого романа указан 1936. И действительно, первое книжное издание было 6 января в Англии и 14 февраля в Америке. А вот первая публикация этого романа была в американском журнале Космополитан в ноябре 1935 года (в одном номере) и чуть позже в Англии в Daily Express в конце ноября-начале декабря (в шестнадцати номерах). Но в этих журнальных публикациях текст был сокращен почти наполовину.

К середине тридцатых Кристи вышла на свою крейсерскую скорость в писательстве. Три романа в год, или пара романов и сборник рассказов в год. С упором на Эркюля Пуаро. В 1935-36 годах вышло шесть романов и пять из них было об знаменитом бельгийце.

Этот роман отличался от прочих несколькими вещами. Во-первых, впервые со “Смерти лорда Эджвера” 33-го года в повествовании появляется капитан Гастингс. Второе завязано на первое — роман написан то от первого лица (Гастингс), то вдруг Кристи перескакивает на повествование от третьего лица.

И третье — открытый мир. У Кристи ведь обычно герметичные детективы — салон самолета, поезд, замок, остров — ну то есть от пяти до десяти подозреваемых. Или же — небольшая община, деревня, лагерь в пустыне, закрытая школа — ну там тоже пять-десять подозреваемых, остальные — статисты. А тут — раз городок, два городок, три городок, список можно продолжить. И поскольку жертвы не связаны между собой, то и набор свидетелей и подозреваемых каждый раз разный. Кристи этим не очень пользуется, но хоть какое-то разнообразие.

Роман после выхода был принят очень хорошо — и критикой, и читателями. И до сих пор роман обычно фигурирует в списках самых значимых произведений писательницы — не в первой пятерке (там всё оккупировано всем известными произведениями), но точно во второй.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Убийца, Франклин Кларк, решает убить своего брата Кармайкла. Чтобы не вызывать подозрений, он представляет его убийство как дело рук маньяка — для чего убивает двоих людей до брата и одного после. Параллельно он подставляет под подозрения неуравновешенного эпилептика Александра Бонапарта Каста. Был заподозрен Пуаро за легкий расизм в общении (Англия для англичан и всё такое), также проявившийся и в написанных им от лица убийцы письмах. Ну а потом и улики подтянулись — трость, которой были убиты первая и третья жертва, и свидетели, опознавшие его на местах второго и четвертого убийств.

Финальная речь Пуаро обычная для того периода Кристи — до-о-олгие логические построения Пуаро (я подумал, он сказал, я почувствовал, он скривился и я понял), подкрепленные парочкой вещественных доказательств, предъявленных в конце.

Сейчас роман читается не так интересно, но тут не вина писательницы, а ровно наоборот. Кристи родила в романе столько интересных ходов, что с тех пор другие писатели затерли их до невозможности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маскирование нужного убийства несколькими другими — сколько угодно, хоть бы и “Убийца полицейских” Макбейна. Письма маньяка-убийцы следователю — да куча таких и книг и фильмов была.

В результате преступник определяется на раз — но это с учетом знания творчества подражателей.

Итого. Сильный роман писательницы, в то время находящейся на пике формы.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2011 г.

Первый летектив Агаты Кристи, что я прочитал. Действие с самого начала взяло меня на крючок. Я почти до конца повествования думал, что убийца —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Александр Бонапарт Каст
И какого было моё удивление, когда убивал людей совсем другой. Агата Кристи всегда так пишет — кажется, что всё очевидно — убийца оказывается совсем другим.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2011 г.

Роман, безусловно хорош, но мысли о том, что мотивы этих преступлений лежат в другой плоскости, стали приходить гораздо раньше.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2017 г.

...для тех, кому есть что скрывать, нет ничего страшнее разговора!

Агата Кристи как всегда на высоте! Убийство по алфавиту — настоящий вызов для нашего обоятельного бельгийца Пуаро. Для него нет тайн, а если попадаются такие загадочные случаи, как поимка серийного убийцы ABC, то тут уж он все разместит по полочкам. Выстроит свою неповторимую и логическую цепь событий. Да, я знала, что Агата Кристи любит путать и водить вокруг пальца читателей, но личность убийцы для меня была загадкой, т.к. не видела связи.

В целом книга понравилась.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2014 г.

Сам по себе стиль А. Кристи мне не нравится: дело ли в нем самом или в переводе, не знаю. Впрочем, полагаю, это книга берет не стилем, а сюжетом.

А что до сюжета...

Настолько классический детектив, что догадываешься о развязке просто потому что видел это много раз в иных произведениях. Я пусть и не отгадала, кто убийца, но уже в процессе чтения поняла, как примерно могут развиваться события и какие у него могли быть мотивы. Полагаю, дело в том, что я уже встречалась ранее с подобным сюжетным ходом и я практически уверена, что вдохновлялся писатель той книги именно творчеством Агаты Кристи и, возможно, даже конкретно этим детективом. Классика, что сказать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх