FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Новый Дозор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Голосов:
2885
Моя оценка:
-

подробнее

Новый Дозор

Роман, год; цикл «Дозоры»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 133
Аннотация:

Что есть разум? И есть ли разум у физического закона? Однако что есть физический закон? Неизменная часть нашей жизни или жизни Иного, к которой так привыкли, что перестали замечать и лишь пользуются, считая, что безвозмездно? Впрочем, какую плату может потребовать то, что пытаются описать формулами? Или все-таки может? Способен ли Сумрак испугаться? Что делать, если привычная часть мира вдруг оказывается враждебной к тем, кто считал ее доступной лишь для себя? Пожалуй, такая задача по плечу только Антону Городецкому.

Примечание:

Новый роман из «Дозорного» цикла. Части публиковались в блоге автора.


В произведение входит:

7.64 (505)
-
10 отз.
  • Смутные времена
  • Смутные деяния

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Дозоры»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 264

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2745 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2013 // Роман. 2 место («Серебряный РОСКОН»)

лауреат
Филигрань, 2013 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги: Самая долгожданная книга


Дозор
2012 г.
Новый Дозор
2012 г.
Новый Дозор
2012 г.
Дозоры. От Ночного до Шестого
2015 г.
Новый Дозор
2016 г.
Новый Дозор
2019 г.

Аудиокниги:

Новый Дозор
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Нов патрул
2012 г.
(болгарский)
Nowy Patrol
2014 г.
(польский)
新守护人
2014 г.
(китайский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем читать, просмотрел отзывы и приготовился к самому худшему, но беда пришла откуда не ждали... Скупость и затянутость сюжета ещё можно принять, но вот рассуждения героев «за жизнь», это нечто. При чтении не покидало чувство, что я оказался на прокуренной кухне в коммуналке, где подвыпивший сосед-алкаш сидя в замызганной майке, оттянутом трико и тапках на босу ногу, рассказывает мне о мировой геополитике и роли России в мировой истории. Отдельно хочется отметить упомянутую в романе историю борца с курением, который потерпел сокрушительное поражение и броски Антоном окурков с балкона — неоспоримое право каждого представителя Светлых сил. Ложка мёда в этой бочке дёгтя — рассуждения Ласа о обычных людях и привилегированных и презрении вторых к первым. Чудеса и магия уже ничем не обоснованы, а просто лепятся «от балды», без всякого повода и логики. Борьба Света и Тьмы, стала похожа на «противостояние» насквозь коррумпированной полиции и международных наркокартелей, когда чиновники и мафиози гуляют вместе в ресторанах, а судят мелких дилеров, не отстёгивающих дань, да и непонятно, зачем всё это нужно, если сам Сумрак регулирует равновесие. В общем, создалось впечатление, что Дозоры закончились на четвёртой книге...

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Можно Лермонтова знать

Плохо,

Можно Фета пролистать

Вкратце,

Можно вовсе не читать

Блока,

Но... всему же есть предел,

Братцы!»

(Филатов пародирует Рождественского)

С чего бы начать… Скажем так, я не большой поклонник данного писателя. На мой взгляд, он пишет просто легкую развлекательную литературу (пардон, немного забегая вперед – писал). Как по мне, у него полно проходных вещей, есть парочка неплохих, ничего шедеврального нет, но и на совсем уж отвратные произведения из серии «страх, ужас, отрежьте ему пальцы, выколите мне глаза» я пока у данного автора не натыкался. Ровно до этого момента.

Знаете, мне тоже порой хочется просто расслабиться за чтением какой-нибудь макулатуры, не грузя себя сложными перипетиями сюжета или изучением нравов очередной исторической эпохи. Такие моменты слабости достаточно редки, но бывают. И тогда я предпочитаю взять какого-нибудь более-менее знакомого автора вместо того, чтобы нырять в пучину неизведанного. Берясь за прочтение данного опуса, я от него вообще ничего не ждал. Хотел просто расслабиться часок-другой. Но книга не дала мне сделать даже этого. Вообще не понятно, зачем она была написана. Нет, конечно понятно («Money, boy»), скорее неясно, неужели товарищ Лукьяненко вот настолько нуждался в средствах. Ведь деньги растратятся, а позор, он останется…

Сказать, что книга плоха – все равно как обмолвиться, что мол на Плутоне немного холодно. За предыдущие четыре книги автор выжал из своего простенького мира и его неказистых обитателей все, что мог. Герои раскачались для максимального уровня, зло повержено, все простенькие загадки разгаданы, и делать по большому счету тут больше нечего, поэтому автор не нашел ничего лучшего чем удариться в самоповторы и банальщину. Вот вам мальчик, который всем нужен, прямо как в первой книге. Вот вам уже набившие оскомину герои. Вот шутки и подколки, актуальные на момент выхода книги (я их уже не совсем понимаю). А вот – новый неведомый враг, который просто только что выдуманная неведома чучундра с крайне высокими параметрами. Повествование настолько лениво, что герой узнает о сути неизвестного врага, взяв просто почитать детскую книжку у дочери… На этом моменте я закрыл книгу и минут десять пытался представить, как же автор дошел до столь «гениального» сюжетного хода. Представил. Еще представил, что при таких необычайных поворотах истории будет ждать меня в ней в дальнейшем. Книгу больше открывать не стал…

В общем, будь книги самураями, у сего опуса оставался бы один достойный выход – харакири. Впрочем, из ознакомления с ним я вынес важный урок – к позднему творчеству данного писателя прикасаться, наверное, ну вот вообще уже не стоит.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Март 2018

12. Сергей Лукьяненко — «Новый дозор».

«Россию тысячу лет губят все, кому не лень, а она стоит и стоять будет!» ©

Цитата здесь для того, чтобы пояснить, как я терпеть не могу, когда фантастику обильно приправляют политикой и аллюзиями на происходящее в стране. Я человек нейтральный, к играм власть имущих относящийся безынтересно, поэтому мне вдвойне обидно, когда автор начинает отходить от сюжета, вкрапляя в текст о магах прошлых веков вроде как ироничные (для него-то уж точно) пророчества типа: «Воссядет негр на трон за океаном и отправит стальных птиц воевать в пустыню». Божественно смешно, тянет на шедевр (нет). К сожалению — «Новый дозор» в большинстве своем об этом — о словоблудии, рефлексии и иже с ними.

Проблема, наверное, в сюжете, потому что здесь уже автор явно высасывал из высосанного до дна ранее пальца. Сколько бы-то удачные идее закончились на «Дневном дозоре», что наглядно показал «Сумеречный», последовавший третьей книгой цикла. «Последний дозор» оказался неожиданно приятной книгой и от этого разочарование от «Нового» лишь сильнее. После предыдущего романа казалось, что автор нащупал правильное направление, но пятая книга перечеркивает все удачное на корню.

Итак, что же было ранее, и что случилось сейчас?

«Ночной дозор» — Светлые маги бьются с Темными. Классика добра и зла, легкое чтиво на вечерок, пустое и не побуждающее к размышлению.

«Дневной дозор» — Темные маги бьются со Светлыми. Интересно. Взгляд на войну под призмой другой стороны, порой весьма захватывающе и на удивление умнее.

«Сумеречный дозор» — когда у автора заканчиваются идеи, обычно происходит объединение врагов перед колоссальной силой, способной повредить и тем, и другим. И это иногда получается занятно, но чаще всего необоснованно тупо, как, увы, и вышло.

«Последний дозор» отличался сугубо личным сюжетом, связавшим в себе месть за близких, погоню за властью, попытки перестроить мир. У книги было два пути — оказаться намешанным в кучу трешем всего и сразу или получиться и оставить о себе приятное впечатление. Получилось второе, что не могло не радовать. Правда, финал был весьма категоричен и не оставил вопросов без ответа, поэтому продолжение вроде как и не нужно... НО!!! Именно тут на помощь пришел столь нужный палец, из которого можно высасывать, покуда хватит сил.

Серьезно, книга не привносит ничего нового в уже созданную вселенную. Сами идеи

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одаренных мальчиков пророков, или того, что Сумрак — живое существо, способное противостоять Иным, сражаться и бороться за жизнь
звучат клишированно (в случае с первой) и настолько же глупо и безжизненно (в случае со второй), как предположение того, что кислород вдруг решит как следует наподдать наглым людишкам, которые слишком много на себя берут и дышат им. Идея сама по себе безжизненная, но если уж и писать об этом, то максимум рассказ, но никак не полноценный роман, что видно невооруженным глазом. На протяжении почти четырехсот страниц мы наблюдаем разговоры ни о чем, долгие, нудные. место нашлось всему — беседам о политике (как уже было сказано заранее), о судьбах мироздания (как будто этого мало в предыдущих книгах цикла), о вере и религии (и тут тоже?), даже о общественных протестах и движениях поразмыслил автор. Другое дело, что на сюжет это все влияет исключительно от слова «никак». Зато постоянно порождает ругань, недовольство и желание захлопнуть книжку и почитать что-нибудь качественное.

Если вы любитель полупьяных разговоров «за жизнь», то, возможно, вам понравится. Я же такие беседы не переношу, поэтому:

3 из 10.

Итог: Худшая книга цикла, насквозь коммерческое произведение, состряпанное по принципу «заработать на поклонниках». На очереди последний роман — «Шестой дозор». Надеюсь, он выправит ситуацию, иначе придется признать, что «Дозоры» закончились на четвертом томе.

П.С. Из книги в книгу набивают оскомину ставшие любимыми приемы автора, от которых он никак не может отказаться. Типа того, чтобы десяток раз за книгу сравнить Ночной и Дневной дозор, а потом выдать мысль о том, что и те, и другие мерзавцы, или же снова подкинуть Городецкому в наушниках песню, чуть ли не до последней буквы отражающую происходящее с героем, а потом запустить в -надцатый раз от лица героя «свежайшую» мысль, типа: «Порой мне кажется, что я могу воздействовать на плеер, подбирая музыку под ситуацию». Когда я читаю это, то «порой мне кажется, что нет уже никаких сил гонять по кругу одну и ту же идею, что надоела еще в первой книге цикла».

П.П.С. Ну и, конечно же, с каждым новым томом обильно растет число нестыковок, над которыми Лукьяненко будто бы и не работает, либо просто забывает. В первой книге было сказано, что Иные учатся в обычных школах, а в Дозор приходят на курсы, здесь — несколько раз упоминается некая школа Иных. Порталы то переносят мага мгновенно, то тот некоторое время колеблется в бездне в ожидании окончания путешествия. Вы уж определитесь, господин автор, ибо странно получается. Что простительно начинающему писателю — никак не должно из раза в раз переходить по страницам того, кого регулярно представляют не иначе, как «Лучшего отечественного фантаста современности».

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать не так интересно, как предыдущие части, много противоречий с предыдущими книгами

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

новый позор и точка ,это жалкая унылятина

Оценка: 1
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Новый Дозор» на мой взгляд отличается от предыдущих отсутствием дозорного колорита, если можно так выразиться. Нет, прочитал с интересом. Но нет тех интриг, нет тех переживаний. Темы задеты глобальные (как всегда), но читаешь как сериал. Возможно дело в том, что я решил перечитать все Дозоры подряд и слегка устал и необходимо делать перерывы между книгами, тогда и впечатление было бы другое... Приступим к последнему лукьяненовскому «Шестому Дозору«!

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый «дозор» написан про современную жизнь (на момент выпуска). Всë также захватывающе, с небольшим юмором, маленькими подковырками правительства. Всë подано в меру, нестыковок почти незаметно.

Проблемы поданы новые, сложнее предыдущих. С новым выбором для Городецкого.

Так что книга достойно встанет в ряд с другими из этой серии.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то все не по «дозорному». Вроде как масштаб вселенский, а зациклен на двух с половиной персонажах. Резко упал градус значимости слова «Великий». Прямо куда не плюнь — великие колдунищи и колдунистки. Мегазаклинания открываются зубочисткой. Сумрак не интересен, его в прошлой книге выпотрошили, вывернули и обратно заштопали белыми нитками.

Ехидство Лукьяненко ни куда не делось. Опять же мелочное ехидство, как на форуме каком. Сатира — не сатира. Так, пузыри. Что весьма не красит европейски признанного писателя. А ещё стало понятно, что ежели автор в очередной раз упоминает Дж. Роулинг — то это никакое не алаверды, а простая человеческая неприкрытая зависть.

Еда и пойло — утомляет, но привычно.

ЧИТАТЬ? А куда деваться? Я, лично, прочитал на пляже с планшета. Самое то место для этой книги.

Оценка: 5
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не дочитал. Сломался уже после фразы «Опять эти еврейские штучки» (иной вроде бы и обидно пошутит на семитскую тему — а вот как-то нутром чувствуешь, что это все просто глупый стеб, и всерьез принимать не надо. А тут — обратный случай; вроде бы С. Л. ничего такого и не написал... но почему-то противно\досадно).

Когда дошел до того места, где утверждается, что Роулинг — агент лондонского Дозора, понял окончательно: «нэ нада». Не моё. Терпеть не могу, когда люди пытаются примазаться к чужим творческим находкам. Выехать, т. ск., на горбу у других. (И нет, я не о фанфиках. Я о наглом КОСПЛЕЕ). Помнится, Трикс во второй книге тоже «рядился» в Поттера... Обожемой. И это — Лукьяненко? Которого я помню по началу нулевых как талантливого и (еще раз — обожемой) самобытного автора? Да вы шутите, товарищи.

Надя, Светлана, Арина *вот уж кто мне надоел так надоел* плюс очередной «одаренный мальчик» (Кеша, Егор, Макар... какая к черту разница?) Вечное хождение по кругу, невозможность отделаться от изживших себя персонажей. Нуфф сказал. И да, пардон за эмоции... но что-то мне кажется, что на «Последнем Дозоре» (т.е., вот именно на фразе «Ты думаешь, он и вправду ПОСЛЕДНИЙ?») лучше было закончить. Вышло бы по-своему остроумно прикольно и хлестко.

(Пардон за эмоции еще раз :tired: )

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда начинала читать, порадовалась, новый дозор, еще такой интересный. Но чем дальше я погружалась в чтение, тем впечатление становилось все более и более размытым. Конец не понравился совсем.

Идея очеловечить Сумрак, представить человеком, конечно, заслуживает уважения. Но, чтобы этот герой курил сигареты вместе с Городецким, помогая ему решить его (Антона) вопрос. Извините, это полная чушь...

Пророчество — одна из излюбленных тем писателей фантастического жанра. Вот и Лукьяненко в Дозорах обратился к ней. Честно, не очень-то получилось у него. Слабовато, с моей точки зрения, не поражает воображение, как произведения других авторов по этой теме...

Однако интересный вопрос затронут в романе: как полиция реагирует на Иных, Тигров и т.д. Оказывается, среди обычных полицейских есть люди способные выделить в толпе Иных. Думаю, это правильно. Наверняка, должны быть какие-то отличия их от обычных людей, и подготовленный человек способен это увидеть.

В целом произведение проходное, не цепляет.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда нравилось читать о ситуациях непростого выбора, перед которым авторы ставят своих героев. Лукьяненко делает это в своих «Дозорах» часто, умело и красиво. «Новый дозор» не исключение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но вот выбор, который делает в этом романе Арина, мне был не вполне понятен. Ради чего она хотела покончить с собой и Сумраком? Ради спасения людей от Иных?
Но Антон справедливо говорит, что людей невозможно спасти от самих людей. Их в принципе невозможно спасти. А для наглядности иллюстрации Лукьяненко показал нам «шухарта».

Всё-таки велики Стругацкие, и велики созданные ими образы! И Шухарт из «Пикника на обочине», и Румата Эсторский превратились в образы-символы или в имена нарицательные...

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последние книги Лукъяненко, на мой взгляд, стали банально примитивными. Динамичное начало для раскачки (надо же заинтересовать читателя), полнейшая пустота в середине (должна быть начинка) и притянутая за уши концовка(как-то нужно все собрать). Я давно слежу за его творчеством и банально обидно видеть во что превратились его книги.

Здесь все пропитано коммерцией. Здесь простейший слог и обилие диалогов. Здесь пустые герои, которые тупо перестали развиваться. Поступки некоторых без бутылки объяснить просто невозможно. Эта книга больше напоминает не цельное произведение, а фильм уровня B-класса. Самое противное во всем этом, что здесь нет души, нет того самого романтизма из его книг 90-х годов. Это коммерция, сделанная на скорую руку.Причем не самого лучшего качества.

Да эта книга читается запоем. Да здесь присутствуют наши любимые герои. Да Лукъяненко умеет держать интерес в своих книгах. Поймите меня правильно. Это не самая плохая книга, но такой халтурщины от Лукъяненко лично я не привык видеть. Надеюсь, что мы еще когда-нибудь увидим старого Лукъяненко, но думаю уже явно не в серии про дозоры.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пятая история об Антоне Городецком, и я уже устал. Усталость или снижение качества чтива всему виной, или и то и другое, но удовольствия от книги я почти не получил. Разделение на три части совсем условно, перед нами, как и в «Последнем Дозоре», единый цельный роман.

В плане сюжета все печально — это просто невразумительная жвачка. Городецкий обнаруживает мальчика-пророка, который скоро сделает свое главное пророчество, которое не должно быть услышано, ибо уничтожит Сумрак. И вот за пацаном охотится Тигр – воплощение Сумрака, чтобы предсказание не было произнесено.

Читается легко, но уже без огонька и не цепляет. Нет в книге ничего особенного. Персонажи не развиваются (даже по уровням), мир не расширяется, лишь плодятся лишние сущности. Лично я так и не смог адекватно воспринимать этого Тигра: ну не вписывается он в этот выдуманный мир, не вписывается. Пришит белыми нитками на живое.

Если «Дневной Дозор» я считал почти филлером, то «Новый Дозор» – филлер полноценный. Продолжение, которое не нужно, и если бы не существовал «Шестой Дозор», то я бы сказал, что чтение цикла стоит останавливать на четвертом томе. А так – впереди еще одна книга, которую я открываю без предвкушения, а лишь с тоской уставшего человека.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное произведение. Очень рад, что автор вернулся к миру дозоров. История меня сразу заинтересовала и понесла по страницам книги. Но ох уж эти основы мироздания, глубины глубин. Кто говорит, что автор решил подзаработать-не соглашусь. Написано качественно. Мне кажется, что надо потихоньку уходить от Городецкого, он конечно персонаж себе на уме, но мне он гораздо больше нравился, когда был светлым средней руки, а не высшим недоучкой. И еще, хоть и была книга Дневной дозор, но взгляд темной стороны мы почти не видим, а Городецкий вообще ведет себя агрессивно и надменно с ними. Надо посмотреть на страну глазами вампира или колдуна.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если Дозоры для Лукьяненко превратились в дойную корову, то данный экземпляр не только порадовал автора в плане пополнившегося кошелька, но и самого читателя (меня так уж точно приятно удивил). Честно, глядя на среднюю оценку и по диагонали пробежав глазами отзывы, ожидал чего-то ужасного. Исписался автор!, все кричали. В бренд ушел! Никаких новых идей...

О чем это вы? Новый дозор — великолепная книга, которая лишь немного не дотягивает по уровню до первых двух (Ночной и Дневной). В ней поднимаются сложные вопросы, присутствует фирменная философия автора (с которой можно соглашаться, а можно и нет), персонажи живые, действие относительно насыщенное. Логических ляпов и огрехов практически нет. Слог приятен.

И это плохая книга? Ой ли. Просто народ с пиететом ожидает от некогда любимого автора ПРОРЫВА! Хотят, чтобы он их шокировал и удивил. Но задумайтесь на минутку: быть может Сергей Васильевич пишет именно то, что нужно публике? Что продается? Он бы и рад уйти с волны, но... не судьба, как говорится.

Вывод: если к Новому Дозору (как впрочем и ко всем свежим книгам Лукьяненко) относится аки к титану жанра и выставлять соответствующую планку, то вы, скорее всего, останетесь разочарованными. Это хороший роман, значительно выше среднего, но не более того. В качестве развлекательного чтива, когда хочешь вернуться к любимым героям, он идет на ура.

Если сравнивать с неудачным Сумеречным — Новый на три головы выше.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх