FantLab ru

Джонатан Страуд «Амулет Самарканда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
2233
Моя оценка:
-

подробнее

Амулет Самарканда

The Amulet of Samarkand

Роман, год; цикл «Трилогия Бартимеуса»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 133
Аннотация:

Ученику волшебника Натаниэлю необходимо украсть могущественный артефакт — Амулет Самарканда. Для этого он обращается к джинну четвертого уровня Бартимеусу. Но вот незадача: при выполнении возложенного на него задания джинн случайно узнает настоящее имя мальчика, что недопустимо, так как знание подлинного имени волшебника дает над ним власть. В результате этого образовалась довольно неприятная ситуация — хотя Бартимеус и повязан чарами подчинения, неизвестно, что он станет делать, узнав имя Натаниэля и получив над ним власть. А тут еще один волшебник затеял какую-то игру. События происходят в Лондоне в начале третьего тысячелетия.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Трилогия Бартимеуса. Книга 1. Амулет Самарканда
2004 г.
Амулет Самарканда
2005 г.
Амулет Самарканда
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Amulet of Samarkand
2004 г.
(английский)
Бартімеус: Амулет Самарканда
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Натаниэль, ученик волшебника, решил украсть могущественный артефакт Амулет Самарканда. Для этого он обращается к джинну четвертого уровня Бартимеусу, но вот незадача, при выполнении возложенного на него задания джинн случайно узнает настоящее имя мальчика, что недопустимо. Одновременно с этим один могущественный волшебник затевает переворот, и о его планах знает только Натаниэль. Теперь юному волшебнику нужно решить эти проблемы.

Давно мне не попадалась книга способная затянуть меня настолько сильно. На сон оставалось менее четырех часов в день. Все свободное время до работы и после также были посвящены книге. У автора есть удивительная способность притягивать внимание к своей книге. Всегда дочитывая главу до конца и надеясь уже отправиться спать, ты незаметно для себя самого продолжаешь чтение книги, дабы узнать все новые подробности сюжета.

А так как интерес читателя держится на одну треть благодаря персонажам, то перейдем к ним. Главных героев у нас двое. Натаниэль, двенадцатилетний ученик волшебника. Он очень одаренный и амбициозный мальчик, попавший в обучение к крайне посредственному волшебнику. Именно из-за этого он в столь юном возрасте решился вызвать джинна четвертого уровня Бартимеуса, чтобы отомстить одному волшебнику за унижение. Кстати знакомьтесь, Бартимеус, второй главный герой данного произведения, довольно вредный джинн. От его повествования ведется половина книги, и именно он отвечает за весь юмор произведения. А его комментарии, оформленные в виде сносок, читать также интересно, как и события основного сюжета.

Теперь поговорим про сюжет, вторая составляющая интереса книги для читателя. Ученик волшебника вызывает довольно сильного джинна для мести. Вся книга, (что там книга, вся трилогия) начинается с этого довольно банального сюжета. Но в дальнейшем события нарастают как снежный ком. Одни действия сменяются другими. Тут вам и погони, убийства, теракты, даже массовый заговор имеется. И пусть главный антагонист и его мотивы понятны сразу — скучать не придется. Также в процессе чтения нам будут раскрывать мир и его историю, поэтому поговорим про него.

Мир прописан достаточно подробно. Есть волшебники (высшая каста) и простолюдины (вся остальная масса людей, которые обеспечивают беззаботное существование волшебников). Для первой книги все более или менее понятно. Но если копнуть поглубже возникают некоторые вопросы. Как стать волшебником? В книге вскользь упоминается, что волшебником в принципе может стать любой. Что родители отдают своих детей на обучения, отказываясь от них. Но как это работает? В книге довольно много волшебников. И получается, что от них также в свое время отказались родители. Даже от великого Глэдстоуна? Что за родители в этом мире? Что за уровни волшебников и демонов? Как они классифицируются? В идеале можно было бы поместить в конце книги примечание, но почему не упомянуть в тексте, буквально один абзац? Однако все эти вопросы мелочны. Надеюсь, автор в следующих книгах на них ответит. Да даже если и нет, удовольствия от чтения они не портят.

Ну и напоследок — про сравнение с Гарри Поттером. Честно не заметил. Главные герои отличаются также сильно как я и Ален Делон. Гарри сирота, в детстве столкнувшийся со смертью, переживший покушение одного из величайших волшебников и с унижением мерзейшей семьи Дурслей. Для него поступление в Хогвартс как глоток свежего воздуха, возможность погрузиться в настоящий мир и занимать там какое-то место. Натаниэля же родители просто продали. Примите это как факт. Даже характеры у них разные. Не говоря уже про принципы магии. Возможно, Страуд и вдохновлялся произведениями про мальчика со шрамом, но в глаза это не бросается. Мир получился самобытный, герои интересными.

Как итог. Великолепное подростковое произведение с интересным миром, захватывающим сюжетом и великолепными главными героями. Читать всем, но поклонники Гарри Поттера учтите, что этот мир более мрачный, Натаниэль больше похож на Драко Малфоя, а антагониста сравнимого с Волан-Де-Мортом здесь нет.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивлен высокими оценками, фэнтези не плохое, но весьма среднее, это тут случай когда автору не хватает деталей и глубины, все придельно предсказуемо и поверхностно, стоит отметить сцены агических битв что по идеи должны были стать самыми яркими моментами в книги описаны в 2-3 словах, абсолютно «не натурально». Книга для детей, увы.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы хотите читать драйвовое фэнтези с волшебниками и демонами, смело берите «Амулет Самарканда«!

Великолепный не провисающий сюжет заставит вас читать этот роман не отрываясь. Здесь практически только действие: экшен, экшен и еще раз экшен. Минимум описаний и прочей шелухи. Герои живые, их мотивации естественные, написанному хочешь верить.

С другой стороны это просто развлекательное чтиво. Особо глубоких мыслей и идей вы здесь не найдете. Книга отлично подойдет детям — здесь нет секса, расчлененки и прочего дерьма. Зато полно легкого английского юмора, который делает роман несерьезным и самоироничным, за что огромный плюс автору.

Итог: качественное легкое и ненавязчивое чтиво на несколько вечеров для расслабления после рабочего дня.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Амбиции, джинны, волшебники и амулет

***

Начав знакомство с «Трилогией Бартимеуса» с «Кольцо Соломона», я точно не прогадал. Роман, написанный позднее, чем «Амулет Самарканда» понравился мне куда больше. Однако это не повод говорить, что первая книга трилогии плоха.

Что произойдет, если амбициозный юноша-волшебник призовет еще более амбициозного джинна? Натаниэль и Бартимеус не только соображают на двоих лихую авантюру, они оказываются вовлечены в безудержный хаос прямо посреди богемного, хоть и мрачноватого, Лондона. Невинная шалость оборачивается такими последствиями, что предсказать их Натаниэль точно не мог. А ведь он всего лишь хотел добиться справедливости. Собственно, отсюда вытекает и сюжетная канва произведения — это чисто авантюрно-плутовской, приключенческий подростковый роман.

Главных героев здесь ровно двое. Первый — это Натаниэль, ему всего 12, он всё еще числится учеником при своем наставнике. Юноша полон амбиций, он верит в чистый, ясный мир. У него нет друзей, зато он крайне умен, перспективен в магии. Буквально с первых страниц понятно, что Натаниэль способен на большие свершения. Не портит впечатление о нем даже стремление к мести. Скорее всего, это даже не месть в чистом виде, а именно стремление добиться справедливости. Наивность — один из пороков Ната. А кто ж без пороков в этом мире? Второй герой — это джинн Бартимеус. Он знаком читателю с «Кольца Соломона», если читатель начал знакомство с циклом с приквела. Бартимеус — скромный, непорочный, работяга-джинн от слова «Самый». Если вы еще не поняли, то объясню. Бартимеус — один из самых вредных, плутовских джиннов, которые вам только встречались. И даже среди тех, которые не встречались. Бартимеус отвечает за лихость произведения, он ироничен, умен, скабрезен. Он норовит сожрать хозяина, стоит лишь подвернуться случаю. Вместе с Натаниэлем они создают отличный дуэт.

Перевод книги весьма хорош. Роман читается легко, ошибки, если они и есть, замечены не были. Радует и динамика. Произведение бежит семимильными шагами, автор впихивает своих героев из одной авантюры в другую, не забывая приправлять действие многочисленными сносками. Они — это отдельный разговор, если вы еще не читали «Кольцо Соломона». Дело в том, что Бартимеус очень часто поясняет свои слова, действия и мысли сносками. Их много, они полны юмора и важных деталей. Страуд вполне мог обойтись и без них, но тогда его «Трилогия Бартимеуса» не так ярко выделялась бы на фоне других книг.

Что сказать о минусах? Мир прописан не так уж хорошо. Как действует сама магия — непонятно. Можно ли вызвать джинна, если он уже работает на другого? Скорее всего, сделать это нельзя, но как факт это не представлено. Отчего зависит уровень волшебника? В общем, впереди у автора есть еще две книги, чтобы приоткрыть завесу тайны. Но, думаю, Страуд ответить не на все вопросы.

Заключение: 8 джиннов и один без из 10. Почему я рекомендую сперва читать «Кольцо Соломона» и только потом «Амулет Самарканда»? «Кольцо» банально короче, в нем больше лихого драйва и юмора. Ощущается, что к моменту его написания автор поднаторел в литературных делах. Точно так же по «Амулету Самарканда» заметно, что это одна из первых работ Страуда.

Еще пара слов о сравнении с Гарри Поттером. Общего у книг не так уж много — это стартовые вехи — главный герой (мальчик), магия и Лондон. Конечно, «Трилогия Бартимеуса» не так популярна, как книги Роулинг. У них нет экранизации, у них меньше тиражи. Вот только оценки и отзывы у книг Страуда вполне себе на уровне. Конечно, «Гарри Поттер» — это практически эталон подростковой фэнтези, которую можно читать в любом возрасте. Но и «Трилогия Бартимеуса» очень даже сильная вещь.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман в большей части ориентирован на подростков. Тем кто только начинает осваивать мир фэнтези. Не зря ведь пишут что слабоват по сравнению с Гарри Поттером и Властелином колец.

Страуд создал иную вселенную, с другой магией. По сути единственное что могут делать волшебники — вызывать демонов разной силы. И это у проженного читателя фэнтези вызывает непонимание и разочарование.

Серый мир антиутопии, в котором много сходство и параллелий с нашим.

Маленький мальчик и демон. Демон кстати говоря более интересный персонаж чем мальчик.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Высокие оценки, хорошие отзывы, сравнение с Гарри Поттером — все это подкупило меня начать историю про Натаниэля и Бартимиуса. Но, чем дальше шло повествование, тем сложнее оно давалось... А после половины книги началась такая тоска и уныние, что спать хотелось даже при утреннем чтении.

Может, если бы я прочитал эту книгу лет в 12, могли остаться приятные впечатления. Но сейчас это невероятно наивная, десткая книжка с абсолютно предсказуемым сюжетом. Тысячелетний джин с человеческим характером, который умеет только прекращаться в животных — это вообще отдельная история, а заносчивый выскочка с Гарри Поттером уж соперничать точно не может — даже имя свое растрепал всем подряд, не говоря уже про кучу косяков.

Система магия так и вовсе оставляет в недоумении. Получается, все, что могут волшебники, это вызывать демонов и им приказывать.

Ну и я удивлен такому шквалу положительных отзывов. Купили что ли всех?))))

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд, книга может напоминать классическую историю взросления ребенка-волшебника. И в какой-то мере так и есть. Но, по мере прочтения, можно открыть другую грань романа: мрачная антиутопия, даже в какой-то мере темное фентези. Книга просто пронизана спесью и заносчивостью колдунов, их презрением, как к волшебным существам, так и к обычным людям, которые низведены до уровня слуг, почти рабов.

Вместе с тем, роман полон легкого юмора (немного напомнило Пратчетта), его приятно читать и интересно познавать мир, созданный автором. Система магии довольно оригинальна и свежа. Из недостатков, я бы отметил, простой и незамысловатый сюжет (он действительно детский) и некую незавершенность почти всех персонажей, кроме главного героя и джинна.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не думал, что мне, поклоннику классического фэнтези, может понравиться городское. Но это действительно весьма интересное и необычное произведение! Задумка с джинами и системой общества впечатляет, а главные герои радуют своей «живостью». При этом повествование очень динамичное и не преподносит кучу роялей в кустах, чем грешат многие писатели новых подвидов фэнтези. И да, на мой взгляд, произведение подойдет для любого возраста.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы и неплохой роман, а было не особо интересно его читать. Может стиль автора не для меня, может быть всяческие мелкие несуразицы испортили впечатление, может быть не мой возрастной ценз, а может быть ещё какие-то факторы... В общем — следующие произведения цикла читать не буду.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книжек про учеником мага очень много. Чем выделяется эта?

Плюсы

Оригинальный сетинг: мрачный и жестокий, но при этом не средневековый, а вполне «цивилизованный» мир. Неплохо прописанная иная, отличная от нашей социальная структура.

Система магии основой которой является демонология, бестиарий основанный на ближневосточной мифологии.

Нет однозначно хороших персонажей.

Есть четко выраженный, но не навязываемый моральный посыл.

Редкий случай антигерой подросток на месте ГГ.

Комментарии-сноски джина!

Минусы:

Кроме главных героев остальные персонажи картонные и неубедительные. Могущественные маги порой проявляют редкую глупость.

Есть однозначно плохие персонажи.

Интрига достаточно предсказуема.

Непоследовательное поведение древнего джина, то он хитрец, то простак.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд — типичное подростковое фэнтези, где присутствуют «школа магии» и тема взросления главного героя. Но если вчитываться более вдумчиво, быстро станет понятно, что не всё здесь так просто...

Практически все волшебники в мире, созданном британским фантастом Джонатаном Страудом, являются демонологами, что, согласитесь, не очень уж и типично для детских волшебных сказок. Они способны вызывать мелких бесов, которые могут помочь в каких-то бытовых мелочах, демонов-курьеров, демонов-стражей. А также — могущественных джиннов и ифритов, подчинив которых, волшебник становится обладателем инструмента поистине чудовищной силы...

Одного из таких джиннов — Бартимеуса — и призывает центральный персонаж романа, двенадцатилетний маг по имени Натаниэль. И вот, на глазах у читателя, с Натаниэлем происходит не очень приятная метаморфоза. Этот симпатичный малый становится весьма самовлюблённым и заносчивым. За его преображением тем более обидно наблюдать потому, что ты понимаешь — будь обстоятельства иными, и Натаниэль мог бы стать великим героем. Но ему элементарно не с кого взять подобающий пример — своего учителя, Артура Андервуда, Натаниэль откровенно презирает (и не без оснований), да и среди остальных волшебников не сыскать того, кто не погряз бы в низости и подлости. Так что — вот это поворот — единственным среди героев книги, кто способен обучить Натаниэля азам достойного поведения, является не кто иной, как демон...

И именно образ джинна Бартимеуса, безусловно, является главной — и даже можно сказать, основополагающей удачей этого романа. Он предстаёт перед нами то полным циничного обаяния классическим трикстером, то простофилей, то откровенным плутом. На этого персонажа Джонатан Страуд словно бы «повесил» всю юмористическую составляющую своей книги. И тот блестяще справился с поставленной задачей эту составляющую «вытянуть». Особенно удачными получились комментарии-сноски джинна. Прекрасный авторский ход, хотя и вполне очевидно, что он позаимствован у таких классиков фэнтезийной литературы, как Роберт Асприн и Терри Пратчетт.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступал к циклу, в надежде на что-то свежее, насоветовали в каком-то топе, вот и решил ознакомиться. Книга написана легким языком и прочиталась довольно быстро. Но вот только с середины книги уже, что называется, дочитывал. Книга с заявкой на серьезность и двойное дно у персонажей по факту довольно банальна и вторична. Подростковое чтиво. Персонажи плосковаты, сюжетные повороты довольно банальны. Скоротать время в метро можно, но для себя остальные две книги я пока отложил, ибо первая абсолютно не впечатлила.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, вся первая часть этой Трилогии сводится к фразе Бартимеуса на предпоследней странице:

...А ещё у тебя есть совесть — опять таки редкое свойство, которое очень легко потерять. Береги ее.

Кому-кому, а джинну можно верить. Мальчишка не безнадежен. Посмотрим, что будет дальше. Приступаю ко 2-й книге. Необычно. Такого ещё не читал.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время редкий случай в моей читательской практике когда книга вызывает ярко однозначные впечатления. Амулет Самарканда не стал исключением,впечатления самые противоречивые! С одной стороны очень лёгкий и вполне себе «вкусный» язык автора позволяющий проникнуться и с головой окунуться в атмосферу и реалии описываемого мира,прочувствовать героев,посмеяться над шутками. И это главный плюс книги,автор умеет писать,его текст живой и яркий,через него не приходится продираться и это конечно прекрасно,но увы слишком мало,для того что бы книга стала лично для меня знаковым литературным произведением. Лично мне не хватило мира в котором происходит действие,такое ощущение,что он всё время остаётся за кадром и дорисовывать,додумывать мне постоянно приходилось самому призывая на помощь своё визионерское восприятие. А грамотное описание волшебного мира с его историей,реалиями,уникальными особенностями,существами живущими в нём это фундамент любого произведения подобного толка. Но фундамент получился откровенно зыбкий....для меня это как видеть сон без картинки,читается текст,мозг воспринимает происходящее действие,а вот сопутствующего видеоряда фактически нет,только рваные обрывки. Второй и наверное главный для меня минус романа это его полная бездуховность и даже в какой-то мере антинравственность. Мир волшебников откровенно неприятен ,героями движет эгоизм и по большей части низменные страсти. Идеи добра , справедливости и света даже не упоминаются,эдакий реализм с уклоном в чернуху. А ведь книга во многом позиционируется как детская...и у меня возникает закономерный вопрос чему она может научить юного человека!? Уж точно не стремлению к добру и вот это очень печально....

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Два главных героя. Натаниэль и Бартомеус. Один – человек, другой – демон. Мальчишка и джинн в расцвете сил. Одному – 10 лет, другому – за 5 тысяч. И ни одного не назовёшь белым и пушистым. Демону такое и не положено. И ангел станет циником на его работе. Но циник Бартимеус умудрился сохранить моральные принципы и поглядывает на людей свысока. И, зачастую, имеет на это право. Вот, невинный мальчик Натаниэль – умный, способный, трудолюбивый. Но и в нём демонические страсти, ум сочетается с тщеславием, способности – с ограниченностью. Такая парочка персонажей, попав в хорошие писательские руки, гарантирует увлекательный роман. Джонатан Страуд – хороший писатель. У него – три романа получились.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх