FantLab ru

Джонатан Страуд «Глаз голема»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
1660
Моя оценка:
-

подробнее

Глаз голема

The Golem's Eye

Роман, год; цикл «Трилогия Бартимеуса»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 92
Аннотация:

Хорошо быть молодым и талантливым волшебником. Волшебников в Британской империи уважают.

Еще бы, ведь именно волшебники правят страной, прочим остается лишь благодарить судьбу, что об их благополучии заботятся могущественные маги (правда, не все в народе это понимают). Натаниэлю всего четырнадцать лет, но его уже ценит начальство, и даже сам премьер-министр ему покровительствует. Одна беда — друзей нет (у волшебников их вообще, как правило, не бывает), зато завистников — хоть отбавляй. А тут, как назло, в Лондоне по ночам начинает твориться форменное безобразие, и шеф полиции утверждает, что это дело рук тех самых хулиганов, поймать которых было поручено Натаниэлю. Да уж, в такой переделке без сильного союзника не обойтись. И Натаниэлю не остается ничего, кроме как снова вызвать джина по имени Бартимеус, который однажды уже помог ему вернуть Амулет Самарканда...

«Глаз Голема» продолжает «Трилогию Бартимеуса», великолепный цикл детской Фэнтези Джонатана Страуда.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2006 // Роман для подростков

Похожие произведения:

 

 


Глаз голема
2005 г.
Глаз голема
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Golem's Eye
2004 г.
(английский)
Бартімеус: Око ґолема
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда джинн становится человечнее одного волшебника

***

«Амулет Самарканда» — книга интересная, но оставляющая вопросы без ответов. Это вполне можно было списать как на дебютный том цикла, так и на одну из первых работ автора. Поэтому «Глаз голема» вызывал чуть большие ожидания, чем первая книга. К счастью, ожидания оправдались, возможно не все, возможно, не в том направлении, но Страуд всё-таки смог удивить.

Итак, Натаниэль повзрослел, ему 14 лет, он работает в министерстве. Конечно, не на первых ролях, но для его возраста это достаточно хорошее место. У него есть новая наставница, куда более требовательная, но и более компетентная, нежели мистер Андервуд. И, безусловно, Натаниэль так же работает с Бартимеусом – джинном, который уже доказал свою проф пригодность ранее. Зачином для «Глаза голема» становится обострившееся противостояние Сопротивления (преступная организация, действующая против волшебников) и министерства волшебников. Если говорить более конкретно, то по одной из улиц проходит таинственной существо, отнюдь не магическое, верша погром и вакханалию. Вот это событие и становится пусковым механизмом для сюжета.

Однако я бы назвал не сюжет главным в данной книге. Он, в принципе, сам по себе интересен, хоть и не нов. Это политический триллер, приключенческий и где-то авантюрно-плутовской. Самым же интересным для меня стало развитие тандема Натаниэль – Бартимеус. Причем как развитие их отношений, так и развитие каждого персонажа в отдельности. В первой книге мы видим Натаниэля-ребенка, который в погоне за местью наворотил таких дел, что дух захватывает. И при этом Натаниэль вызывал симпатию. Он стремился к справедливости, он испытывал чувства к людям, он уважал Бартимеуса. Во второй же книге ситуация резко меняется. Здесь Натаниэль – сноб, он очень жесткий, ни разу не благородный. Бартимеус для него – инструмент, не более. Так же он относится и к простолюдинам. Такой Натаниэль уже не вызывает особого пиетета… С Бартимеусом ситуацию диаметрально противоположная. Сперва он выглядит эдаким пустомелей-джинном, который обманет любого и каждого, лишь бы выгадать что-то себе. Он много шутит и ёрничает, он мало думает о последствиях своих дел. Во второй книге, особенно ближе к финалу, Бартимеус – куда более вдумчивый, более серьезный, он меньше шутит. Он так же видит, куда скатывается его хозяин и чем это грозит ему. А встреча Китти и Бартимеуса и вовсе становится судьбоносной (забегаю уже в действие третьей книги). Иными словами, тандем из прохладного уважения плавно переходит в ледяную работу, где цель – это всё. И, на мой взгляд, изменения, которые произошли с этими героями, очень любопытны и заслуживают внимания. Мало кто из авторов столь заморачивается по поводу своих персонажей. Я говорю конкретно про янг эдалт (подростковую литературу).

Так же хочется сказать, что книга стала более мрачной по сравнению с первой. В неё добавились интриги, политические подтексты. Сносок здесь меньше ровно на треть. Еще одно нововведение – это новый ПОВ – Китти. Её персонаж добавляет иной взгляд на происходящее – взгляд простолюдина. Страуд рисует более выпуклую картину, что не может не радовать. Еще один плюс – это выстрелы прошлых ружей, которые автор повесил на страницах «Амулета Самарканда».

Заключение: «Глаз голема» — более интересная, более серьезная книга, нежели «Амулет Самарканда». Персонажи меняются, меняется и контекст повествования. При этом роман читает чуть сложнее. Автор дает ответы на некоторые прошлые вопросы, но так же ставит и новые. Вперед за «Вратами Птолемея»!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прошлая книга меня во многом меня зацепила именно элементами антиутопии: страны, где царит олигархия в виде магов. Поэтому, меня сильно порадовало, что этот том куда глубже развивает эту тему, концентрируясь в основном на противостоянии верхушки магов и повстанческой организации. В целом, книга стала взрослее и глубже, как бы развиваясь вместе с главными героями.

И да, в «Глазе голема» теперь на одного главного героя больше — мы смотрим на мир под совершенно другим углом из глаз девочки-простолюдинки.

Все же некая «подростковость» в романе есть. Она в первую очередь отображается в проработке второстепенных персонажей: местами они чересчур примитивны, наивны и глупы.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как мужает на наших глазах Натаниэль, так и вторая книга трилогии демонстрирует нам «повзрослевший» образчик подросткового фэнтези, которое к моему несомненному удивлению будет интересно читателю любого возраста. Нат, переживший тяжелые испытания, разочаровавшийся в прежнем наставнике, на этот раз стремится к одному — к власти. А в качестве образчика для подражания он избирает новую наставницу Уайтвэл, чьи методы упрочения позиций в кругу сильных мира сего не оставляют сомнения в честолюбивых замыслах.

В этом свете очень интересна позиция Бартимеуса, эдакого «голоса совести» юного волшебника. Джинн на протяжении всей книги пытается достучаться до где-то глубоко погребенной совести и чувству справедливости Ната. Бартимеус даже пытается спасти своего хозяина, пусть и подтолкнув руку Китти.

Наконец-то появляется и третье действующее лицо трилогии — Китти — третья сторона в извечной борьбе волшебников, простолюдинов и духов. Очень яркий и сильный персонаж, чья история наглядно демонстрирует антагонизм магии и «обычности».

В целом очень необычное произведение!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За одну-единственную сцену в гробнице Глэдстоуна я бы поставил твердую десятку, в одной этой сцене столько неожиданных поворотов! В целом произведение неровное, в этом плане, как мне кажется, несравнимо с первой частью трилогии, от которой невозможно было оторваться. Больше, конечно, привлекает как персонаж Бартимеус, хотя та ещё язва! Китти Джонс необыкновенно хороша, а вот Натаниэль — нет, не вызывает симпатий... Вообще идёт намного медленнее, чем первая часть.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может конечно поторопился с отзывом, т.к. прочитал чуть больше половины книги. Но, уже отметил для себя, как бы мне ни показалась очень привлекательной первая часть трилогии и как бы легко она ни читалась, здесь книга раскачивается в разы медленнее. Автор не спешит раскрывать все козыри, добавляя сбивающую с толку по-началу версию событий глазами Китти. Но потом ничего, втягиваешься, но к сожалению только к середине книги. Я бы не сказал, что написано хуже, или не так интересно, нет. Просто сбило с толку (а я сразу накинулся на 2ю часть после 1й) то, что не так много может быть стало Бартимеуса, а Натаниэль совсем перестал вызывать сочувствия и той малой толики симпатии, что присутствовала в 1й книге. А вот юмор тут мне больше понравился, очень вкусно я бы сказал, улыбку вызывает. В общем-то надо дочитать, надо и так и поступим, и даже не без удовольствия. А отзыв лишь для тех, кто сломя голову понесётся читать 2ю часть, думая, что как на духу тут будет всё тоже самое. Лично я потом возьму перерыв другой книжкой и дам себе соскучиться ;)

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В романе три главных героя. Не один, как обычно, не два, как в первой части трилогии, а три. К юному волшебнику Натаниэлю, успевшему стать членом правительства, и почти вечному, всё повидавшему, демону Бартимеусу добавилась обычная девушка Китти. Она и в первой части мелькнула, но здесь вышла на первый план и оказалась первым положительным героем. Взгляд с трёх сторон добавил многомерности повествованию. А увлекательность и юмор (знаменитый английский, не какой-нибудь) никуда не пропали.

Когда в стране проблемы, начинаешь мечтать: вот бы в правительство волшебников. Страуд придумал Англию, в правительстве которой одни волшебники. А получилось ничуть не лучше, чем у нас. О чём мечтать, непонятно.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже более сложное по сравнению с «Амулетом Самарканда» произведение. Тут уже не два главных персонажа, а целых три. К джину Бартемиусу и юному волшебнику Натаниелю присоединилась участница сопротивления против волшебников девочка Китти.

И снова автор кидает нас в безумства волшебного мира.

Но мир волшебников показан не таким красивым и привлекательным, как в первой книге.

И это делает данное произведение более захватывающим!

Оценка 9 из 10

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один пример как власть портит людей. Маленький мальчик Натаниель постепенно превратился в волшебника Джона Мэндрейка. Может он этого и не хотел, но положение обязывает.

Девочка Китти, с раннего детства столкнувшаяся с несправедливостью и классовым неравенством, всем своим существом ненавидит Мэндрейка и ему подобных. Но несмотря на это спасет его из лап голема.

Ее родители, предавшие дочь, лишь бы на них не пало подозрение в измене.

Министр внутренних дел устраивает акты террора, с одной-единственной целью, увеличить свою власть и влияние.

Покровительница Джона отворачивается от него при первой же опасности.

И, так сказать ««луч света в темном царстве» джинн Бартемиус, для друзей Барт. Существо из другого мира возрастом в пять тысяч лет. Не являясь человеком по своей природе, это единственный человек по сути. У него одного осталась совесть, не считая Китти, в этом темном мире, созданном воображением господина Страуда.

И ему это удалось. Вполне заслуженные аплодисменты.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не раз повторял, что являюсь большим поклонником цикла Роуллинг «Гарри Поттер». Познакомившись с этим циклом в 2005 году (на тот момент на русском языке были изданы пять книг цикла) помню как с большим нетерпением ждал «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» и «Гарри Поттер и Дары Смерти». Прочитав последнюю книгу цикла я был восторге. Кроме захватывающего сюжета автор смогла преподнести несколько новшеств в последней книге. Вот Роуллинг, вот Гений думал я! Джоанн Роуллинг конечно гений, но это касается только цикла и мира который она придумала. Но...никак не касается последней книги цикла. Почему? Да потому что новшества которые она применила в романе «Гарри Поттер и Дары Смерти» были придуманы и воплощены в жизнь другим автором-Джонатаном Страудом в романе «Глаз Голема».Хотите доказательств? Пожалуйста!

1) роман «ГПиДС». Для обладания бузиновой палочкой (самый мощный артефакт) Волан-Де-Морт» забирается в склеп где похоронен лучший волшебник всех времен Дамблдор и крадет ее.

роман «Глаз Голема». Организация «Сопротивление» забирается в склеп лучшего волшебника всех времен Глэдстоуна и похищает самый мощный артефакт- посох Гледстоуна

2)роман «ГПиДС». Гриндевальд отправляется на поиски бузиновой палочки, о которой ходят легенды. Для этого он и Волан-Де-Морт поочередно отправятся к изготовителю волшебных палочек и узнают ее тайну.

роман «Глаз Голема». Для того, чтобы узнать тайну происхождения страшного чудовища Голема, Натаниэль и Бартимеус отправляются в Прагу где остался последний изготовитель манускриптов для повелевания Големами. Это чешский мастер Кавка.

3) роман «ГПиДС». Загадки, которые оставил перед смертью Альбус Дамблдор.

роман «Глаз Голема». Загадки, которые оставил великий Гледстоун.

Так, что Джоан Роуллинг не сильно «замарачивалась» над созданием оригинальных идей. Весь материал (книга Страуда) уже был готов и популярен во всем мире. Оставалось только мастерски воспользоваться этим.

Роман «Глаз Голема» расскажет нам историю, которая произошла через два года после событий «Амулета Самарканда». Наш герой Натаниэль подрос, возмужал. Теперь он занимает высокую должность в волшебном отделе расследований. Ему благоволит премьер-министр Деверост, которого он спас в первой книге. У него есть прекрасный учитель и покровитель Джессика Уайтвелл. Вроде все хорошо. Но...это мир волшебников. Жестокий и эгоистичный мир, в котором сегодня ты можешь быть в фаворе и всеми любимым, а завтра на тебя свалят всех собак. Так происходит и в этот раз. В мир волшебников приходит беда. Активизировалось «Сопротивление»,продолжающее бесчинствовать в городе, а тут еще появляется Голем (мистическое существо, которого не берет никакая магия и который грозит уничтожением миру волшебников). Кто его вызвал, для каких целей? Неизвестно. Но все ниточки ведут на верхушку политической элиты. Сам Натаниэль понимает, что не справится с этим заданием в одиночку и на помощь вызывает могущественного джина Бартимеуса.

Персонажи как всегда получились у Страуда отличными и хорошо прописанными. Больше всех меня в этой книге «зацепил» персонаж Китти (Кэтлин Джонс).Эта девушка входит в организацию «Сопротивление»,которое организовал загадочный старичок Пенифезер. Китти никогда бы не вступила в эту организацию, если бы не давняя обида на волшебника Тэллоу, который когда-то унизил Китти и покалечил ее лучшего друга. Только организация «Сопротивление» сможет помочь ей в отмщении. Но как же добраться до Тэллоу если в Лондоне началась большая заваруха и вот-вот начнется волшебная война?

Очень хочется, чтобы это произведение прочитало как можно больше читателей. Такие высококачественные произведения пишутся не часто.

Рекомендация: Шедевр! Во всяком случае в подростковой фэнтези!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова здравствуй странник, ты снова пришел в эту безжалостную и грязную Британию. Каждый путник на распутье выбирает свой путь, и я думаю не каждый возьмет продолжение, если первая книга ему не понравилась. Я сомневаюсь что в этот раз ты забрел сюда случайно, значит ты обоснованно возжелал вернуться в мир чудес и волшебства, той, великолепной, громоздкой, метафоричной и величественной Британии где ждет своих безумных приключений мальчик волшебник Натаниэль и его верный джинн — Бартимеус!

Снова и снова руки тянутся ко второй книге которая значительно потолстела со времен «Амулета Самарканда». Действие происходит спустя пару лет, Натаниэль в полной мере превратился в Джона Мэндрейка и всеми доступными средствами старается пробраться намного выше чем он находится на этот момент и даже берется за зловещее и сложное задание чтобы выслужиться перед премьер-министром. Все надежды Бартимеуса что Натаниэль не как все волшебники в прошлом томе смотрятся уже к этому некой аляповатостью. Натаниэль жадно пробирается к сути вещей старается пробраться вверх. Бартимеус сам снова на высоте — едкий, наглый и совершенно издевается над всем и вся высмеивая даже африта в костях одного из знаменитейших волшебников прошлого. Новым дополнением Страуда среди главных героев стала девочка с врожденной сопротивляемость магии Китти Джонс, пришедшая кстати прямиком с первого тома. Сначала правда не очень привычно читать главы за нее, но вскоре вливаешься и читаешь ее историю потерь, страха и бесстрашия с упоением.

Что действительно хорошо, это живой, действительно продуманный и проработанный мир той, альтернативной Британии. В него начинаешь верить, практически во все, от напыщенных и самодовольных магов, до джиннов тяготивших поднять бунт, от каждого магического всплеска и до действия простолюдина. Герои хороши, юмор Бартимеуса всегда вовремя и интересен, за семьсот с лишкой страниц он не успевает и надоесть. Все сделано живо и благодаря слогу, практически читается влет.

Если ты странник отворил эти врата, не бойся погрузиться в этот мир, нас ждет масса приключений. Не стоит сравнивать произведения Страуда с остальными детско-юношескими произведениями. Страуд не пишет для детей, он пишет для всех, поэтому его миры не черно-белые, цветные. Он более реалистичен и дает Натаниэлю немало качеств и отрицательных, больше создавая его фигуру и образ, придавая объем.

Вот и все благородный читатель, если ты прочел «Глаз Голема», то смахни очередную слезу расставания, по беспокойся о чудесах в жизни и запомни крепко-накрепко что книги впадающие в души, самые искренние, честные и смелые. За сим раскланиваюсь и приступаю к «Вратам Птолемея».

Оценка: нет
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Должен признаться, предыдущая книга была «поживее». Автор меняе характер Натаниеля

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к сожалению, не в лучшую сторону
, что немного портит книгу. Положение спасает Бартимеус со своим юмором и внесение новых героев
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Китти с Сопротивлением
. Книга остается читабельной, а концовка — еще более интригующей, чем в первой части — если в Сопротивление побеждено и предатель среди министров найден, то кто же всем этим проворачивал?

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга точно была для любого возраста. Эта — для детей, даже не для всех подростков. Характеры Китти, Натаниэля, министров не вызывают особого (если не сказать — никакого) доверия. Спасает все Бартимеус и разнообразная магия. Из-за них цикл остается читабельно-интересным.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

8/10 Джонатан Страуд «Глаз голема» (вторая часть из «Трилогии Бартемиуса») -- легкое приключенческое фентэзи для подростков. По сравнению с первой частью, сюжет стал более серьезным и глубоким, хотя и наивному романтизму нашлось место. Повествование интересное и нигде не провисает, за исключением средней «судебной» части. Диалоги, персонажи, сюжет, язык -- все на высоком уровне.

Резюме: сиквел, добротное приключенческое фентэзи для подростков

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо отдать должное автору, не побоявшемуся написать книгу с совершенно отвратительным героем, не вызывающим ни капельки симпатии — искренне надеялся, что Натаниэль все-таки сдохнет в конце, хотя и знал, что этого не произойдет, это трилогия в конце концов — и уникально воплощающем в себе все отрицательные черты не только подростков, но и взрослых. В течение всей книги я держал кулаки за Китти и ее соратников по Сопротивлению, хоть они и безмозглые идиоты, но все-таки отличаются от одноклеточного Мэндрейка. Вообще стоит заметить — складывается ощущение, что книга написана человеком, никогда в Британии не бывшим и судящим о ней по книжкам и фильмам — ну никакой убедительности в описании города. Лондон? Манчестер? Ньюкастл? Да все, что угодно. Когда Нил Стивенсон описывает Лондон, я ему верю, а Страуду — нет. Кроме этого, в книге полно лакун — например, странное несоответствие магии и уровня техники: в сцене с судом упомянуты компьютеры, но при этом они словно выдраны из другой реальности, кажется, даже их операторы не знают, что с ними делать. Политическая система описана в духе «здесь помню, здесь не помню»: есть премьер-министр, нет короля, есть парламент, нет выборов. Как вообще функционирует эта система? Типа «царь горы» — кто первый встал, того и тапки? Почему все волшебники такие архигады? Так ведь не бывает! А эти переборы в описаниях персонажей — у каждого есть какая-нибудь ярко выраженная деталь, превращающая его в какое-то подобие клоуна: кто-то жрет много, кто-то худой как скелет, у кого-то помада на все лицо... Нормальных типа не осталось? А эти чудесные сценки, когда группа крутых магов просит совета у 14-летнего пацана, у которого ни опыта, ни знаний! Это же бред! Даже с Гарри нашим Поттером так не носились, как с этим писаным яйцом Натаниэлем. И это я даже не буду особо про переводчиков говорить, хотя их перлы вроде «щербатого канделябра» и «полицейских в серых формах» немало меня повеселили... Бартимеус? Ну разве что Бартимеус. Все-таки это его трилогия.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Объясню за что такая оценка. Во-первых, чрезмерная затянутость сюжета. Страуд явно тянет с развязкой. Во-вторых, это персонажи. Нет-нет их характеры обозначены вполне чётко, их поступки логичны и продуманны. Не нравятся сами персонажи. Ни Китти, ни Натаниэль, ни банда которая шугает весь город и держит волшебников на нервах. Если и выбирать тому кому действительно нужно сочувствовать — так это Бартемиус. Его история интересна, он не лишён юмора и иронии. Без сомнения этот персонаж заслуживает аплодисментов. В-третьих, мир блёклый, особенно нагнетает Лондон. А вот Прага сама романтика

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
приключения Бартемиуса и Натаниэля в этом городе были самыми интересными во всей книге.
Ещё позабавила история со скелетом, не дурно придумано надо отдать должное автору.

В общем из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы: книга читабельна, она имеет определённые минусы, её достоинства закрывают глаза на недостатки. Однако это не моё, я предпочитаю эпическую фантастику. А книга таковым не является.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх