FantLab ru

Борис Акунин «Азазель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
3963
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 261
Аннотация:

Двадцатилетний коллежский регистратор сыскной полиции Эраст Петрович Фандорин с разрешения начальства начинает расследовать подозрительное самоубийство студента из «золотой молодежи» и выходит на запутанный глобальный заговор, который определит всю его жизнь... Кто же стоит за этим заговором?

Примечание:

Время действия — 1876 год. Эрасту Фандорину — 20 лет.

На английском языке роман вышел под названием «The Winter Queen».


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 186

Активный словарный запас: высокий (3222 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Премии "Кинжал" / CWA Dagger Awards, 2003 // Золотой кинжал (перевод с русского)

Экранизации:

«Азазель» 2002, Россия, реж: Александр Адабашьян



Похожие произведения:

 

 


Азазель
1998 г.
Азазель. Турецкий гамбит
1998 г.
Азазель
2000 г.
Азазель
2001 г.
Азазель
2002 г.
Азазель
2003 г.
Азазель
2004 г.
Азазель
2004 г.
Азазель. Комиксы
2004 г.
Азазель
2005 г.
Азазель
2007 г.
Азазель
2010 г.
Азазель
2013 г.

Аудиокниги:

Азазель
2002 г.
Азазель
2002 г.
Азазель (аудиокнига на 6 CD)
2002 г.
Азазель
2003 г.
Азазель
2008 г.
Азазель
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Winter Queen
2003 г.
(английский)
The Winter Queen
2004 г.
(английский)
The Winter Queen
2004 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, если бы мне кому-нибудь пришлось советовать этот роман, то я бы его описал характеристикой самого Эраста Фандорина, а именно: Эраст Фандорин, молодой человек наивного склада ума, который носит корсет «Лорд Байрон», следит за диетой и чистит зубы считая до двухсот секунд, этого было бы достаточно. Как говорится — кому надо, тот поймёт...... но можно продолжить. Роман очень патриотичным оказался, на самом деле, что не может не радовать, так как до конца не ясно, ну кто же всё таки плетёт заговор, чьих рук дело все те события, что описаны в романе......

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне книга не понравилась. Герой-недотёпа многократно оказывается на волосок от смерти, при этом спасение приходит из чужих рук: то какой-то отставной любовник убьёт из-за спины нападавшего, то старушка сжалится и выпустит наружу. С этим ещё можно было смириться, если бы не бредовость самой истории.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Какой-то стёб про всемирный заговор детей-подкидышей, чьи таланты тщательно взлелеяны свихнувшейся на благодеяниях бабкой из Англии.

Да, меня тоже не отпускало ощущение скрытых цитат и аллюзий, вот только никакого «квеста» в этом я не ощутил и повар, на мой взгляд, просто перемешал в окрошку всё, что в голову взбрело (половину школьной программы по литературе, не иначе). Особенно отвратителен финал с «бедной Лизой». Чего ради? Чтобы ещё раз «пришить» к «Азазелю» Карамзина?

Роман скорее для скучающих интеллектуалов, которым охота ковыряться в мешанине-вареве и выискивать отсылки, чем для любителей детективной литературы. Увы и ах, детектива-то и не получилось.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучше сказать глупость, чем упустить важное.

Приключения Эраста Фандорина бросила после 3 книги. Видимо наступил тот знаменательный момент, когда надо пересмотреть свое отношение к этой серии. Сказано — сделано и я ушла слушать совершенно потрясающую озвучку книги!

Азазель — первое знакомство читателя с Фандориным. А там уже, к ужасу иль нет, вагон и маленькая тележка книг! Ладно, пока перед читателями совсем еще юный, зеленый, темпераментный Эраст Петрович, двадцать лет от роду.

Странное самоубийство студента — наследника крупного состояния приводит Фандорина к некой крупной подпольной организации, в которой замешаны весьма влиятельные лица. Кто такой Азазель? Кто входит в эту группировку, а главное —кто главный мозг? Все это предстоит узнать нашему герою.

Честно говоря не думаю, что дальше стоит рассказывать. Чудовищно маленький объем, каких-то 224 страницы, но Акунини сумел вместить и рассказать историю от и до, да так, что в глазах зажигается нездоровый азарт и вы просто не можете оторваться от книги!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История очень долго раскачивается, сквозь первую половину книги приходилось продираться с усилием. Воспринималось все как кукольный театр, где видно и декорации и кукловода. Уж очень нарочито подкидывались герою и проблемы, и их решение. Для детективной истории как будто не хватало некоторых логических цепочек. Не успеваешь подумать и проникнуться интригой.

Герой мил, но не настолько обаятелен, чтобы не обращать внимание на его чрезвычайную везучесть. Иногда чересчур догадлив, иногда очевидных вещей не видит. Понимаю, что даже самый умный человек в разные моменты не всегда одинаково сообразителен, но тут уж очень неровно эти моменты проявляются. Видно, что автор специально таким способом поворачивает сюжет туда, куда хочет. Нет ощущения естественно двигающейся истории.

В целом, роман воспринимается как приквел к дальнейшим приключениям героя, а не просто первая книга цикла.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, положивший начало многотомной эпопее про благородного и одаренного во всех смыслах почти сверхчеловека Эраста Фандорина. Первый том, это этап становления героя, первая зарубка на сердце, седина на виске, первый вскрытый преступный умысел и наконец самый первый момент заикания. Организация, чьим именем закодировано название романа, вполне могла существовать в действительности. Бытовые подробности автор также постарался, передать со всей возможной точностью и со всем своим писательским талантом. Поэтому жанр книги можно определить как историко-авантюрный роман или лучше «романъ». Рекомендую, книга не только увлекательная — развлекательная, но и без пропагандистской подкладки, как в последних книгах автора.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь в литературе есть что-то похожее на кулинарию. Вот есть, допустим, два повара, у каждого одинаковый набор ингредиентов, одинаковые специи и готовят они по одному рецепту, но вот у одного выходит что-то либо пересоленное, либо пресное, либо просто невкусное, или что-то неплохое, но вот не дающее какого-то желаемого вкуса. А другой из всего этого, по тому же рецепту, вроде и тоже на вид блюдо делает, но выходит у него и сладко и сытно всё как надо. Что это? Талант? Мастерство? Или всё-таки дар?

Вот и у писателей так же. И Акунин, судя по всему, из вторых – это можно сказать даже по этому, первому роману, и первому (и единственному пока) мной прочитанному. Ведь дело в том, что ничего сверхъестественного он тут не сделал, и никакого секретного ингредиента тут вроде тоже нет; они, эти ингредиенты, очень прозрачны, и другие их использовали, но вот, почему-то, не выходило такого – и сладкого, и сытного и всё как надо.

Ну, согласитесь, что тут необычного? Время, в котором происходит действие, царская Россия – вполне очевидный выбор для конца 90-х, когда оный период был востребован, видимо играла та незнающая разума ностальгия, которая сейчас, по тому же принципу толкает на вершину советские времена – вот хотят люди в них жить, как в конце 90-х в благочинные царские. И автор эту благочинность и приятность поддерживает – так делает, как и хотелось бы читающему. Приятный юный герой – вполне себе наивный, но за которым приятно наблюдать; а эта наивность ещё сильнее позволяет ассоциировать себя с ним. И, кстати, в условия детектива такой вот «сыщик», у которого интуиции и везения (иногда, везения в кавычках) больше чем профессиональных навыков – это вот тоже не ново; не ново, но в данном конкретном случае довольно приятно. Детектив. И детектив, начинающийся с самоубийства – ведь тоже ход нередкий, и всегда чего-то обещающий – какой-то тайны, какой-то интриги… И вот вам – как хотели! Разворачивается свёрточек – а в нём и таинственные символы, и таинственные личности, и убийцы, и предатели на каждом шагу, от чего и не знаешь, кому верить, и пули у виска, и секундная, на волосок, разминка со смертью (и не раз!), и приходящее в последний миг спасенье, или по счастью найденное спасенье; и тут же юная чистая девушка, в которую грех не влюбиться, и своя роковая красотка; а заговор – он, как водится, грандиозен, мировой – не меньше! Вот так – всё по канону, всё из джентльменского набора ингредиентов. И даже концовка – вот такая, какой она и должна быть по оному канону. Да к тому же прагматичен роман – если приглядеться, то нет в нём ничего лишнего, и, как оно и должно быть, каждая деталь (да хоть та же дыхательная гимнастика или же вскользь брошенные слова Брилинга о том, что он сирота, да даже корсет!) рано или поздно стреляет! Да вот из всего этого – и вкусно, и сытно, и чертовски приятно, и в памяти остаётся, хотя кто-нибудь другой попробуй соорудить их этих же ингредиентов – и показалось бы или пресно, или пафосно, или слишком уж, знаете ли, попсово, из ряда «прочитал и забыл» – ведь сколько их таких, из этого теста мешанных! А вот у Акунина получилось создать роман, который – нет мне лично гениальным-то уж не показался, но был вот таким, каким надо, которого душа требует. Как? Талант? Мастерство? Или гениальность? Ну, это я посмотрю позже, когда остальные романы о Фандорине читать буду – а я теперь непременно буду их читать!

Да – вот забыл! – может быть, дело в специях? Какие они у него? Да, в общем-то, тоже, не индийский шафран, вроде бы. Язык. Стилизация под девятнадцатый век, но стилизация очень правильная, умная – без витиеватостей, без зауми; с тонкой пеленой иронии, которая в иной раз, делает всё настолько ярким и придаёт такой вот какой-то оттенок едва ли не анекдотический – и это в самые напряжённые моменты! – но и оно очень мило и приятно! В общем, есть в языке что-то такое интеллигентное, в самом хорошем смысле этого слова – тонкое, умное и без кичливости собственной интеллигентностью. А это ведь тоже – то, что хочется видеть! А ещё в романе и легкая литературная игра просматривается – тут вам и «Пиковая дама» переросшая в пикового валета, и кивок в сторону Шерлока Холмса с его дедуктивным методом, да даже Стругацкие с их «подкидышами» и «прогрессорами», и прочее и прочее – но всё опять же, очень тонко и умно, так, что и глаз не режет, а находить их приятно, как некий маленький квест. Вот так вот. Может быть, действительно, и из избитых ингредиентов можно приготовит отличное блюда – главное только делать это с любовью к тому, что ты делаешь и к тем, для кого ты это делаешь; стараться делать это приятно и с умом, и, чувствуя каким-то своим внутренним чутьём, не по граммам, а именно чутьем, сколько чего нужно добавить. И это чутьё, наверное, и есть талант. Или дар. Или сама гениальность.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И так, первая книга цикла “Приключения Эраста Фандорина” и “первый блин”, что здорово, совершенно не комом. “Азазель” это добротный, атмосферный и увлекательный детектив. Антураж девятнадцатого века, этикет и манера общения героев, все это передано восхитительно и позволяет погрузиться в ту эпоху. А тем, кто был не слишком внимателен на уроках истории, еще и почерпнуть что-нибудь новое для себя.

Главный герой живой, в нем борются желание проявить себя и страх ошибиться, любопытство и нерешительность, холодный рассудок детектива и хлещущие через край эмоции, присущие юности. Он еще новичок в своем деле, но мы можем наблюдать, как он растет и учится, на протяжении всей истории.

Сюжет развивается быстро и динамично, язык легкий и приятный, а потому книга читается практически со скоростью света.

И да, отдельного упоминания заслуживает концовка, которая умудрилась заставить меня зависнуть с открытым ртом на десяток-другой секунд.

В общем, смело советую всем любителям старого-доброго сыска и неожиданных финалов.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, в фантазии автору не откажешь. Такие крутые повороты сюжета надо уметь придумать. И текст очень приятно читать — пишет Акунин хорошим слогом, с едва уловимой стилизацией под 19 век.

Но не особо я симпатизирую героям-везунчикам, да ладно бы просто везунчикам, а тут просто головокружительное везение сначала попасть в переплет, а потом выйти из него сухим из воды, да столько раз. Под конец даже морщились я уже от этого, потому что уже перестаешь за героя переживать и теряешь интерес, что же ему поможет в этот раз.

От финала я в разочаровании. Ну зачем Акунину понадобились эти натуралистические подробности про невесту? И зачем Фандорина надо было в финале сделать дурачком, который не догадывается о самом главном , а думает только о том, как бы поймать господина с подозрительным поведением? А догадаться-то было не так сложно и поступить в соответствии с этим. В общем, на мой взгляд, Акунин в финале уж совсем переборщил в желании произвести эффект разорвавшейся бомбы.

А вот идея про сирот и эстернаты мне понравилась, это интересно было, и сирот в финале очень жалко.

Детектив про Пелагию, которая тоже из везунчиков, но всё же не столь сногсшибательных, понравился намного больше.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Май 1876 года. Эраст Петрович Фандорин служит письмоводителем в Сыскном управлении в Москве. В Александровском саду на глазах у изумлённой публики стреляется студент Московского университета Кокорин. Вот только не всё так просто с этим самоубийством. К чему бы богатому наследнику столь резко обрывать свою жизнь? Эраст Петрович берётся за расследование...

Любимая книга Фандорианы. Первая и последняя, где Фандорин ещё наделён живыми чертами — любопытством, нерешительностью, верой в людей. После «Азазеля» появится машина для расследования преступлений с характерными чертами внешности и дикции. Раз — то, два — сё, три — ещё что-то. По сути тот, настоящий Эраст Фандорин, умирает в конце «Азазеля». А новому Фандорину сопереживать довольно трудно, он слишком крут. Помню своё первое впечатление в 2001 году, это было столь мощно, что я, прочитав всю книгу за один день, уже на следующий поехал в «Дом книги» на Новом Арбате и скупил всё остальное из Акунина. Слог, время действия, место этого самого действия, где всё столь знакомо — Александровский сад, Университет на Моховой, Камергерский, Дмитровка и т.д., закрученный сюжет, летящий вперёд и яркие выпуклые образы людей из прошлого. Всё это вместе взятое просто влюбляло в себя враз и надолго. И понадобилось множество книг из позднего Акунина, чтобы это чувство поугасло. Но вот сейчас перечитал «Азазеля» и оно вернулось вновь.

Сравнение с «Тремя мушкетёрами» имеет право на жизнь, тем более, что сам Акунин не удержался от подмигивания в эпизоде, где Зуров спрашивает у Фандорина, не увидел ли тот лилии на плече у Амалии. Кстати, именно Зуров, чем-то отдалённо напоминающий толстовского Долохова, заметно оживляет повествование, внося необходимый хаос в стройные авторские построения, где есть все необходимые по сюжету персонажи — роковая женщина, чистая любовь главного героя, гениальный злодей мирового масштаба, мудрый наставник и тот, «на которого никогда не подумаешь».

Собственно, «Азазель» — последняя книга Фандорианы, где я заранее не вычислил преступника. При этом роман можно перечитывать и каждый раз получать удовольствие, что для детектива, вообще говоря, едва ли не высшая похвала.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слушал аудио спектакль с озвучкой Безрукова и других талантливых актеров. Просто великолепно!

Акунин конечно классик при жизни. Такое пропускать не в коем случае нельзя.

Отлично закрученная интрига. Довольно интересно описано взросление как профессионала, двадцатилетнего коллежского регистратора сыскной полиции Эраста Петровича Фандорина. Автор часто обращается к его мысленным разговорам с самим собой и мы видим его терзания, сомнения и конечно ошибки (по началу).

Но в течении хода событии, поступь Фандорина все увереннее и решительнее.

Стиль в котором написан роман просто великолепен. Это книга, да и серия в целом, должна стоять на одной полке с «Ревизором» и «Мертвыми душами».

У кого такие вещи идут тяжеловато, аудио-спектакль самое то )

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так случилось, что с творчеством Акунина познакомился только сейчас. Конечно, смотрел и «Турецкий гамбит» и «Статский советник» и, совсем недавно «Азазель». Начинал читать без особого энтузиазма — думал, что будет неинтересно. Но был приятно удивлен. Несмотря на то, что сериал, практически до мелочей следует роману, прочитал с большим удовольствием. Язык, стилизация под манеру письма того времени, симпатичные персонажи и интригующий сюжет в этом помогли необычайно. Мне действительно понравилось.

P.S. Что касается сериала — на мой взгляд, Носков там очень в тему — он действительно передал образ Эраста Фандорина в период становления своей карьеры.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лет 12-15 назад состоялось мое знакомство с Эрастом Петровичем Фандориным. Но получилось немного странно — книги были прочитаны все, кроме самой первой. И наконец-то появилась возможность узнать, с чего же все начиналось.

Эраст Петрович предстает пред нами совсем молоденьким, наивным, добродушным юношей, делающим первые шаги на сыскном поприще. Это стало для меня полнейшей неожиданностью, поскольку по другим книгам знала его как опытного, умного, разносторонне образованного человека.

Все начинается с расследования казалось бы обычного самоубийства студента. Но оказалось это дело гораздо серьезнее. И вот уже Фандорин вовлечен в расследование заговора мирового масштаба, и от его действий зависит судьба множества людей, а то и целых государств!

Слог автора хорош, повествование льется плавно и мягко. Книга (впрочем, как и практически все остальные в этой серии) очень атмосферная, в нее будто ныряешь с головой. Читается буквально за вечер. После финального аккорда (я бы даже сказала, бума) возникло желание перечитать всю серию.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман пустой. Стилистика языка вызывает отвращение после Достоевского. Сюжет, интриги, погони, но ни капли смысла. Роман на вечер или скоротать время в дороге, не более.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Те, кто не слышал об этой книге и о сыщике Эрасте Фандорине, тот точно живет в параллельной вселенной. Несмотря на довольно простое изложение и небольшую форму, роман увлекает с головой. Помню как впервые его прочел — на вокзале Петербурга, пока ждал свой поезд. Купленная за 80р книга, в мягком переплете до сих пор пылится на полке (рядом с Пикулем естественно), напоминая о тех незабываемых часах, что я постигал тайны сыска 19 века.

Если же вы все таки не знакомы, то вкратце дело обстояло так. Юный Эраст Фандорин служит в полицейском управлении письмоводителем. Он амбициозен, красив и умен. По долгу службы сталкивается с непростым делом, а именно с самоубийством молодого студента (богатого) при весьма странных обстоятельствах. Череда ниточек ведет его к влиятельным людям, чего они явно не желали, и тем самым, Фандорин рискует.

Роман ключевой во всей серии, так как влияет на «взросление героя» и формирование личности как таковой. Без хэппи-энда, что важно.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых любимых романов Акунина из серии книг о Эрасте Фандорине.

А больше других, эта книга мне понравилась, наверное, по-тому, что главный герой здесь- совсем ещё молодой человек, неопытный, сомневающийся в себе, немного наивный. И поэтому, образ получился живой и яркий.

Нет, мне нравятся почти все книги из цикла» Приключения Эраста Фандорина», но герой там совсем другой. Там он «супермэн», крушит врагов направо и налево, умнее и сильнее всех. А это уже однообразнее и скучнее. Поэтому для меня, «Азазель» — самый яркий и сильный роман.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх