FantLab ru

Борис Акунин «Азазель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Голосов:
3796
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 252
Аннотация:

Двадцатилетний коллежский регистратор сыскной полиции Эраст Петрович Фандорин с разрешения начальства начинает расследовать подозрительное самоубийство студента из «золотой молодежи» и выходит на запутанный глобальный заговор, который определит всю его жизнь... Кто же стоит за этим заговором?

Примечание:

Время действия — 1876 год. Эрасту Фандорину — 20 лет.

На английском языке роман вышел под названием «The Winter Queen».


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 186

Активный словарный запас: высокий (3222 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Премии "Кинжал" от Ассоциации писателей-криминалистов / Crime Writers Association Dagger Awards, 2003 // Золотой кинжал (перевод с русского)

Экранизации:

«Азазель» 2002, Россия, реж: Александр Адабашьян



Похожие произведения:

 

 


Азазель
1998 г.
Азазель. Турецкий гамбит
1998 г.
Азазель
2000 г.
Азазель
2001 г.
Азазель
2002 г.
Азазель
2003 г.
Азазель
2004 г.
Азазель
2004 г.
Азазель. Комиксы
2004 г.
Азазель
2005 г.
Азазель
2007 г.
Азазель
2010 г.
Азазель
2013 г.

Аудиокниги:

Азазель
2002 г.
Азазель
2002 г.
Азазель (аудиокнига на 6 CD)
2002 г.
Азазель
2003 г.
Азазель
2008 г.
Азазель
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Winter Queen
2003 г.
(английский)
The Winter Queen
2004 г.
(английский)
The Winter Queen
2004 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, положивший начало многотомной эпопее про благородного и одаренного во всех смыслах почти сверхчеловека Эраста Фандорина. Первый том, это этап становления героя, первая зарубка на сердце, седина на виске, первый вскрытый преступный умысел и наконец самый первый момент заикания. Организация, чьим именем закодировано название романа, вполне могла существовать в действительности. Бытовые подробности автор также постарался, передать со всей возможной точностью и со всем своим писательским талантом. Поэтому жанр книги можно определить как историко-авантюрный роман или лучше «романъ». Рекомендую, книга не только увлекательная — развлекательная, но и без пропагандистской подкладки, как в последних книгах автора.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь в литературе есть что-то похожее на кулинарию. Вот есть, допустим, два повара, у каждого одинаковый набор ингредиентов, одинаковые специи и готовят они по одному рецепту, но вот у одного выходит что-то либо пересоленное, либо пресное, либо просто невкусное, или что-то неплохое, но вот не дающее какого-то желаемого вкуса. А другой из всего этого, по тому же рецепту, вроде и тоже на вид блюдо делает, но выходит у него и сладко и сытно всё как надо. Что это? Талант? Мастерство? Или всё-таки дар?

Вот и у писателей так же. И Акунин, судя по всему, из вторых – это можно сказать даже по этому, первому роману, и первому (и единственному пока) мной прочитанному. Ведь дело в том, что ничего сверхъестественного он тут не сделал, и никакого секретного ингредиента тут вроде тоже нет; они, эти ингредиенты, очень прозрачны, и другие их использовали, но вот, почему-то, не выходило такого – и сладкого, и сытного и всё как надо.

Ну, согласитесь, что тут необычного? Время, в котором происходит действие, царская Россия – вполне очевидный выбор для конца 90-х, когда оный период был востребован, видимо играла та незнающая разума ностальгия, которая сейчас, по тому же принципу толкает на вершину советские времена – вот хотят люди в них жить, как в конце 90-х в благочинные царские. И автор эту благочинность и приятность поддерживает – так делает, как и хотелось бы читающему. Приятный юный герой – вполне себе наивный, но за которым приятно наблюдать; а эта наивность ещё сильнее позволяет ассоциировать себя с ним. И, кстати, в условия детектива такой вот «сыщик», у которого интуиции и везения (иногда, везения в кавычках) больше чем профессиональных навыков – это вот тоже не ново; не ново, но в данном конкретном случае довольно приятно. Детектив. И детектив, начинающийся с самоубийства – ведь тоже ход нередкий, и всегда чего-то обещающий – какой-то тайны, какой-то интриги… И вот вам – как хотели! Разворачивается свёрточек – а в нём и таинственные символы, и таинственные личности, и убийцы, и предатели на каждом шагу, от чего и не знаешь, кому верить, и пули у виска, и секундная, на волосок, разминка со смертью (и не раз!), и приходящее в последний миг спасенье, или по счастью найденное спасенье; и тут же юная чистая девушка, в которую грех не влюбиться, и своя роковая красотка; а заговор – он, как водится, грандиозен, мировой – не меньше! Вот так – всё по канону, всё из джентльменского набора ингредиентов. И даже концовка – вот такая, какой она и должна быть по оному канону. Да к тому же прагматичен роман – если приглядеться, то нет в нём ничего лишнего, и, как оно и должно быть, каждая деталь (да хоть та же дыхательная гимнастика или же вскользь брошенные слова Брилинга о том, что он сирота, да даже корсет!) рано или поздно стреляет! Да вот из всего этого – и вкусно, и сытно, и чертовски приятно, и в памяти остаётся, хотя кто-нибудь другой попробуй соорудить их этих же ингредиентов – и показалось бы или пресно, или пафосно, или слишком уж, знаете ли, попсово, из ряда «прочитал и забыл» – ведь сколько их таких, из этого теста мешанных! А вот у Акунина получилось создать роман, который – нет мне лично гениальным-то уж не показался, но был вот таким, каким надо, которого душа требует. Как? Талант? Мастерство? Или гениальность? Ну, это я посмотрю позже, когда остальные романы о Фандорине читать буду – а я теперь непременно буду их читать!

Да – вот забыл! – может быть, дело в специях? Какие они у него? Да, в общем-то, тоже, не индийский шафран, вроде бы. Язык. Стилизация под девятнадцатый век, но стилизация очень правильная, умная – без витиеватостей, без зауми; с тонкой пеленой иронии, которая в иной раз, делает всё настолько ярким и придаёт такой вот какой-то оттенок едва ли не анекдотический – и это в самые напряжённые моменты! – но и оно очень мило и приятно! В общем, есть в языке что-то такое интеллигентное, в самом хорошем смысле этого слова – тонкое, умное и без кичливости собственной интеллигентностью. А это ведь тоже – то, что хочется видеть! А ещё в романе и легкая литературная игра просматривается – тут вам и «Пиковая дама» переросшая в пикового валета, и кивок в сторону Шерлока Холмса с его дедуктивным методом, да даже Стругацкие с их «подкидышами» и «прогрессорами», и прочее и прочее – но всё опять же, очень тонко и умно, так, что и глаз не режет, а находить их приятно, как некий маленький квест. Вот так вот. Может быть, действительно, и из избитых ингредиентов можно приготовит отличное блюда – главное только делать это с любовью к тому, что ты делаешь и к тем, для кого ты это делаешь; стараться делать это приятно и с умом, и, чувствуя каким-то своим внутренним чутьём, не по граммам, а именно чутьем, сколько чего нужно добавить. И это чутьё, наверное, и есть талант. Или дар. Или сама гениальность.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И так, первая книга цикла “Приключения Эраста Фандорина” и “первый блин”, что здорово, совершенно не комом. “Азазель” это добротный, атмосферный и увлекательный детектив. Антураж девятнадцатого века, этикет и манера общения героев, все это передано восхитительно и позволяет погрузиться в ту эпоху. А тем, кто был не слишком внимателен на уроках истории, еще и почерпнуть что-нибудь новое для себя.

Главный герой живой, в нем борются желание проявить себя и страх ошибиться, любопытство и нерешительность, холодный рассудок детектива и хлещущие через край эмоции, присущие юности. Он еще новичок в своем деле, но мы можем наблюдать, как он растет и учится, на протяжении всей истории.

Сюжет развивается быстро и динамично, язык легкий и приятный, а потому книга читается практически со скоростью света.

И да, отдельного упоминания заслуживает концовка, которая умудрилась заставить меня зависнуть с открытым ртом на десяток-другой секунд.

В общем, смело советую всем любителям старого-доброго сыска и неожиданных финалов.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, в фантазии автору не откажешь. Такие крутые повороты сюжета надо уметь придумать. И текст очень приятно читать — пишет Акунин хорошим слогом, с едва уловимой стилизацией под 19 век.

Но не особо я симпатизирую героям-везунчикам, да ладно бы просто везунчикам, а тут просто головокружительное везение сначала попасть в переплет, а потом выйти из него сухим из воды, да столько раз. Под конец даже морщились я уже от этого, потому что уже перестаешь за героя переживать и теряешь интерес, что же ему поможет в этот раз.

От финала я в разочаровании. Ну зачем Акунину понадобились эти натуралистические подробности про невесту? И зачем Фандорина надо было в финале сделать дурачком, который не догадывается о самом главном , а думает только о том, как бы поймать господина с подозрительным поведением? А догадаться-то было не так сложно и поступить в соответствии с этим. В общем, на мой взгляд, Акунин в финале уж совсем переборщил в желании произвести эффект разорвавшейся бомбы.

А вот идея про сирот и эстернаты мне понравилась, это интересно было, и сирот в финале очень жалко.

Детектив про Пелагию, которая тоже из везунчиков, но всё же не столь сногсшибательных, понравился намного больше.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Май 1876 года. Эраст Петрович Фандорин служит письмоводителем в Сыскном управлении в Москве. В Александровском саду на глазах у изумлённой публики стреляется студент Московского университета Кокорин. Вот только не всё так просто с этим самоубийством. К чему бы богатому наследнику столь резко обрывать свою жизнь? Эраст Петрович берётся за расследование...

Любимая книга Фандорианы. Первая и последняя, где Фандорин ещё наделён живыми чертами — любопытством, нерешительностью, верой в людей. После «Азазеля» появится машина для расследования преступлений с характерными чертами внешности и дикции. Раз — то, два — сё, три — ещё что-то. По сути тот, настоящий Эраст Фандорин, умирает в конце «Азазеля». А новому Фандорину сопереживать довольно трудно, он слишком крут. Помню своё первое впечатление в 2001 году, это было столь мощно, что я, прочитав всю книгу за один день, уже на следующий поехал в «Дом книги» на Новом Арбате и скупил всё остальное из Акунина. Слог, время действия, место этого самого действия, где всё столь знакомо — Александровский сад, Университет на Моховой, Камергерский, Дмитровка и т.д., закрученный сюжет, летящий вперёд и яркие выпуклые образы людей из прошлого. Всё это вместе взятое просто влюбляло в себя враз и надолго. И понадобилось множество книг из позднего Акунина, чтобы это чувство поугасло. Но вот сейчас перечитал «Азазеля» и оно вернулось вновь.

Сравнение с «Тремя мушкетёрами» имеет право на жизнь, тем более, что сам Акунин не удержался от подмигивания в эпизоде, где Зуров спрашивает у Фандорина, не увидел ли тот лилии на плече у Амалии. Кстати, именно Зуров, чем-то отдалённо напоминающий толстовского Долохова, заметно оживляет повествование, внося необходимый хаос в стройные авторские построения, где есть все необходимые по сюжету персонажи — роковая женщина, чистая любовь главного героя, гениальный злодей мирового масштаба, мудрый наставник и тот, «на которого никогда не подумаешь».

Собственно, «Азазель» — последняя книга Фандорианы, где я заранее не вычислил преступника. При этом роман можно перечитывать и каждый раз получать удовольствие, что для детектива, вообще говоря, едва ли не высшая похвала.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слушал аудио спектакль с озвучкой Безрукова и других талантливых актеров. Просто великолепно!

Акунин конечно классик при жизни. Такое пропускать не в коем случае нельзя.

Отлично закрученная интрига. Довольно интересно описано взросление как профессионала, двадцатилетнего коллежского регистратора сыскной полиции Эраста Петровича Фандорина. Автор часто обращается к его мысленным разговорам с самим собой и мы видим его терзания, сомнения и конечно ошибки (по началу).

Но в течении хода событии, поступь Фандорина все увереннее и решительнее.

Стиль в котором написан роман просто великолепен. Это книга, да и серия в целом, должна стоять на одной полке с «Ревизором» и «Мертвыми душами».

У кого такие вещи идут тяжеловато, аудио-спектакль самое то )

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так случилось, что с творчеством Акунина познакомился только сейчас. Конечно, смотрел и «Турецкий гамбит» и «Статский советник» и, совсем недавно «Азазель». Начинал читать без особого энтузиазма — думал, что будет неинтересно. Но был приятно удивлен. Несмотря на то, что сериал, практически до мелочей следует роману, прочитал с большим удовольствием. Язык, стилизация под манеру письма того времени, симпатичные персонажи и интригующий сюжет в этом помогли необычайно. Мне действительно понравилось.

P.S. Что касается сериала — на мой взгляд, Носков там очень в тему — он действительно передал образ Эраста Фандорина в период становления своей карьеры.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лет 12-15 назад состоялось мое знакомство с Эрастом Петровичем Фандориным. Но получилось немного странно — книги были прочитаны все, кроме самой первой. И наконец-то появилась возможность узнать, с чего же все начиналось.

Эраст Петрович предстает пред нами совсем молоденьким, наивным, добродушным юношей, делающим первые шаги на сыскном поприще. Это стало для меня полнейшей неожиданностью, поскольку по другим книгам знала его как опытного, умного, разносторонне образованного человека.

Все начинается с расследования казалось бы обычного самоубийства студента. Но оказалось это дело гораздо серьезнее. И вот уже Фандорин вовлечен в расследование заговора мирового масштаба, и от его действий зависит судьба множества людей, а то и целых государств!

Слог автора хорош, повествование льется плавно и мягко. Книга (впрочем, как и практически все остальные в этой серии) очень атмосферная, в нее будто ныряешь с головой. Читается буквально за вечер. После финального аккорда (я бы даже сказала, бума) возникло желание перечитать всю серию.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман пустой. Стилистика языка вызывает отвращение после Достоевского. Сюжет, интриги, погони, но ни капли смысла. Роман на вечер или скоротать время в дороге, не более.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Те, кто не слышал об этой книге и о сыщике Эрасте Фандорине, тот точно живет в параллельной вселенной. Несмотря на довольно простое изложение и небольшую форму, роман увлекает с головой. Помню как впервые его прочел — на вокзале Петербурга, пока ждал свой поезд. Купленная за 80р книга, в мягком переплете до сих пор пылится на полке (рядом с Пикулем естественно), напоминая о тех незабываемых часах, что я постигал тайны сыска 19 века.

Если же вы все таки не знакомы, то вкратце дело обстояло так. Юный Эраст Фандорин служит в полицейском управлении письмоводителем. Он амбициозен, красив и умен. По долгу службы сталкивается с непростым делом, а именно с самоубийством молодого студента (богатого) при весьма странных обстоятельствах. Череда ниточек ведет его к влиятельным людям, чего они явно не желали, и тем самым, Фандорин рискует.

Роман ключевой во всей серии, так как влияет на «взросление героя» и формирование личности как таковой. Без хэппи-энда, что важно.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых любимых романов Акунина из серии книг о Эрасте Фандорине.

А больше других, эта книга мне понравилась, наверное, по-тому, что главный герой здесь- совсем ещё молодой человек, неопытный, сомневающийся в себе, немного наивный. И поэтому, образ получился живой и яркий.

Нет, мне нравятся почти все книги из цикла» Приключения Эраста Фандорина», но герой там совсем другой. Там он «супермэн», крушит врагов направо и налево, умнее и сильнее всех. А это уже однообразнее и скучнее. Поэтому для меня, «Азазель» — самый яркий и сильный роман.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редко бывает чтобы первый роман цикла был слабее следующих, но это как раз такой редкий случай. Вообще у Акунина такая тенденция 1-ый ниочем, 2-ой лучше, 3-ий хорош, 4-ый великолепен, а дальше по нисходящей.

Мне романы Акунина чем-то напомнили романы А. Дюма (Только с элементами детектива). Конкретно об Азазели, что можно сказать: в этом романе Фандорин еще не Джеймс Бонд; главный виновник как всегда у Акунина очевиден. В целом сюжет не так уж и плох, но и чего-то интересного тоже нет.

Из больших минусов это невероятно сказочные спасения господина Эраста, концовка сделанная только для драмы и для того чтобы совершились перемены в характере у главного героя. Кстати это господин Акунин как под копирку передрал все у того же Дюма (Констанция, которая появляется на пару глав в книге с одной ролью, быть убитой Миледи. Так и тут Лиза появляется чтобы погибнуть в конце). Не люблю такие дешевые трюки, да и в плане интриги для детектива маловато. Поэтому всего лишь 6 баллов.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучненько.

Во-первых, хотя повествование приятно отличается своей живостью и гладкостью (как котик, да), но какое-то оно умилительно наивное вышло. В героях бравый Д'Артаньян, в злодеях серый кардинал, и далее по списку: коварная и соблазнительная Миледи — 1 шт, милая и прекрасная Констанция — 1 шт, безжалостный убийца — 1 шт, безумный ученый — 1 шт, аглицкие шпионы, перехваченные письма и мировые заговоры — согласно заказу.

Во-вторых, сюжет оказался типичным квестом, хотя ожидалось детективное расследование.

В-третьих, историзЬм историзЬмом, но XIX век выглядит декорацией, а XX весело подмигивает, а порой и вовсю резвится на сцене, выскакивая то в шуточках, то в идеях героев, а то и в их мотивах. Такие гениальные озарения и прогрессивность с приставкой пост любят в голливудских сказках.

Но все же, есть в этом какая-то милота, симпатичность. А аудиокнига какая замечательная получилась! Спасибо актерам озвучки: Сергею Безрукову, Александру Филиппенко, Ольге Аросевой и многим другим.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Борис Акунин

Азазель

Первый роман из цикла «Приключения Эраста Фандорина» примечателен тем, что здесь мы зкомимся с будущим светилом сыска, юным и романтичным юношей, преисполненного мечтой стать настоящим следователем. И жизнь даёт ему такой шанс-заинтересовавшись самоубийством некоего Кокорина, Фандорин попадает в водоворот интриг, заговоров и неразрешимых загадок.

«Азазель»-типичный образец классического детектива. Распутывание клубка загадочных событий-ниточка за ниточкой, опрос свидетелей, складывание мозайки, покушение на главного героя.

Красивый роман, красивая эпоха-чопорные дамы, бравые гусарские забавы, роковые красавицы, чванливые чиновники, брутальные головорезы-такая череда персонажей проходит перед нами глазами Эраста Петровича. Из этой книги мы знаем откуда у Фандорина серебристые виски и лёгкое заикание, привычка нумеровать факты и невероятное везение в азартных играх.

Отсылки к «Азазели» можно найти в большинстве книг о Фандорине, потомучто именно события весны 1876 года во многом определят характер и образ жизни Эраста Петровича.

P.S. Разачарован телефильмом по этому роману, создатели фильма весьма своеобразно обошлись с первоисточником-и фигура Бриллинга была представлена в каком то клоунском и легкомысленном стиле, и Зуров-карикатура на гусара и бретера книжного Ипплита и события в Лондоне нарочито плоские и неестественные. И главный минус фильма-воплощение Фандорина Носковым, полный мискастинг.

А книга очеь хорошая, входит в мою 5-ку любимых книг о Эрасте Петровиче Фандорине.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лет десять-пятнадцать назад роман был раскручен до такой степени, что человек, его не читавший, не мог себя считать полностью соответствующим понятию современного интеллигентного человека. Сегодня, по прошествии времени, уже можно составить более объективное преставление о книге.

Итак, во-первых, это, конечно, не классический детектив — логических построений здесь раз-два и обчелся, да и те довольно примитивные. Определение полицейского детектива подходит книге гораздо больше — она достаточно динамична, в ней много перестрелок, погонь и убийств. Только вот подано это все автором в каком-то очень легком, полусказочном ключе — постоянные чудесные спасения главного героя, его уникальные и всегда ко времени подходящие способности, неожиданные, пространные и подробные откровения злодеев, наконец, удивительное благоволение и расположение к нему его начальства. Наверное, из известных писателей наиболее известный аналог таких детективов — книги Эдгара Уоллеса, с его утрированно-харизматическими злодеями и удачливыми сыщиками....

Конечно, легкость и живость повествования вкупе с антуражем из ныне достаточно идеализированного и приукрашенного XIX века не могли остаться незамеченными: читать просто, читать легко, читать увлекательно, да и голова все время свободной остается. И герой мил и симпатичен, правда сердце читателя почему-то не завоевывает. В общем, книга для неплохого развлекательного времяпровождения, но без включения при этом в работу ни ума, ни сердца.

И, теперь уже очевидно, что интеллигентный человек таковым и останется вне зависимости от того, читал ли он «Азазель» Акунина или нет :).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх