fantlab ru

Борис Акунин «Турецкий гамбит»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
3716
Моя оценка:
-

подробнее

Турецкий гамбит

Роман, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 241
Аннотация:

Начало русско-турецкой войны 1877-1878 года. Русские войска форсировали Дунай и продолжают наступать, накатывая валом на турецкие позиции и отбрасывая их в глубь территории. На всей территории Российской Империи царят воодушевление и патриотизм, солдаты верят в непоколебимость русского духа, непобедимость армии. Газеты всего мира поют дифирамбы русской армии и русским офицерам, русскому оружию и русскому солдату. Победа, кажется, не за горами, враг будет разбит!

И через эту кровавую вакханалию русская девушка, Варвара Суворова, едет к своему жениху в ставку главнокомандующего. По пути она встречает русского волонтера, везущего крайне важную информацию для командования русской армии...

Примечание:

Время действия — 1877 год. Эрасту Фандорину — 21 год.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 167

Активный словарный запас: очень высокий (3400 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Турецкий гамбит» 2005, Россия, Болгария, реж: Джаник Файзиев



Похожие произведения:

 

 


Азазель. Турецкий гамбит
1998 г.
Смерть в долине, или «Турецкий гамбит» `
1999 г.
Турецкий гамбит
2000 г.
Турецкий гамбит
2000 г.
Турецкий гамбит
2001 г.
Турецкий гамбит
2001 г.
Турецкий гамбит
2003 г.
Турецкий гамбит
2003 г.
Турецкий гамбит (подарочное издание)
2003 г.
Турецкий гамбит
2005 г.
Турецкий гамбит
2005 г.
Турецкий гамбит
2005 г.
Турецкий гамбит
2005 г.
Турецкий гамбит
2008 г.
Турецкий гамбит
2010 г.
Турецкий гамбит
2013 г.
Турецкий гамбит
2013 г.
Турецкий гамбит
2017 г.
Турецкий гамбит
2018 г.

Аудиокниги:

Турецкий гамбит
2006 г.
Турецкий гамбит
2008 г.
Турецкий гамбит
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Turkish Gambit
2005 г.
(английский)
Turkish Gambit
2005 г.
(английский)
Turkisches Gambit
2007 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лубочное» повествование продолжается, на этот раз на фоне русско-турецкой войны 1870-х, яркой и блистательной военной кампании, в которой нынче вновь возникает след пунктирной жизни нашего сыщика, Эраста Петровича Фандорина, на коне и при ружье. Казалось бы, вокруг война, кровь и смерть, но, как и в случае «Азазеля», всё это будто-бы «понарошку», ненастоящее, читая «Турецкий гамбит», мы должны понимать, что это фэнтези-детектив «по мотивам», а не исторический роман. Именно поэтому предусмотрительный Акунин изменил фамилии военных и государственных деятелей, чтобы избежать обвинений в неисторичности, ведь глубокое прорабатывание фона явно не входило в его планы. Конечно, ответственный прозаик, вроде Николая Задорнова, несколько лет бы работал над созданием веристичного фона, но для сугубого беллетриста это было бы совсем невыносимым испытанием, поэтому роман написан на материале, по сути, одной книги — военных заметок художника Василия Верещагина, адъютанта великого князя Николая Николаевича в составе Дунайской армии.

Так что замах на «шпионский детектив» не слишком удался, хотя финальный бенефис Фандорина удался автору на славу. Но разоблачение козней коварного Анвара-Эфенди вовсе не главное в этом небольшом романе, в отличие от «Азазеля» или, допустим, «Левиафана». Ныне повествование ведётся из-за плеча совершенно карикатурной, откровенно лубочной «передовой девицы», «стрижки», благодаря своей энергичной глупости попавшей в штаб действующей армии. В общем, вся интрига крутится вокруг её чисто девичьих переживаний, которые Акунин описывает с неприкрытой иронией (как он не огрёб от женской половины своих читателей, не пойму...), и бесконечной историей ухлёстывания за ней всего командного состава. Наш дорогой Эраст Петрович действует больше за кадром, в присутствии прелестницы Вари он больше дрыхнет и почитывает римскую классику, рассуждая параллельно о тщете всего сущего.

В общем, не вышло из Варвары Суворовой ни доктора Уотсона, ни капитана Гастингса, а у Бориса Акунина не вышел полноценный шпионский детектив. Что же вышло? Авантюрный роман с элементами приключений, щепоткой детективной интриги и лёгкой глазурью романтики. Читается просто прекрасно, авторский слог ладно скроен и ловко слеплен, не отнять, поэтому «Турецкий гамбит» остаётся приятной, хоть и одноразовой, беллетристикой.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, это никакая не историческая проза. Даже на мой дилетантский взгляд многое показалось неправдоподобным и натянутым.

Чтобы армия выполнила рискованный манёвр, основываясь на данных о численности противника, полученных от журналиста... Журналиста страны, которая сегодня формально нейтральна, но по факту — имеет ощутимые и нескрываемые интересы в регионе, страны, исторически поддерживавшей противника... Журналиста, который цитирует то, что вражеский военачальник заявил для печати...

Да и вообще — было ли так развито журналистское движение и благородно-нейтральное к нему отношение со стороны сил, вовлечённых в крупномасштабный военный конфликт? У нас и сейчас журналистов особо никуда не пускают, зачастую подозревают в шпионаже, а при каждом удобном случае — накрывают «по ошибке дружественным огнём». А что говорить о временах русско-турецких войн?

Сюда же можно отнести пребывание сомнительной гражданки без паспорта при ставке действующей армии. Ну, и много всего ещё. На мой взгляд, автор берёт современные реалии и сознательно адаптирует их под «глуповатый» XIX век — мол, такое вот тогда запросто могло быть, что поделать — джентльмены, суфражистки, домострой, лужки-пастушки и вот это вот всё...

У кадрового поручика царской армии Александра Ивановича Куприна армейские будни выглядят более реалистично, но я всё равно ставлю «Турецкому гамбиту» десятку. Почему?

Да потому, что это — нарочито художественное произведение нашего современника, залихватский шпионский детектив на фоне русско-турецкой войны, захватывающая книжка, проглоченная за один день без отрыва от субботнего отдыха. На мой взгляд, это вполне веская причина для высокой оценки произведения.

И да, изначально я «растащился» по фильму и только сейчас добрался до литературного первоисточника. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что капитан Перепёлкин ни в чём не виноват! Финальную рокировку главного злодея считаю удачной находкой создателей фильма. В остальном же, фильм, как мне показалось, вполне соответствует духу книги, достойная экранизация.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Варвара Андреевна Суворова в разгар русско-турецкой войны едет к жениху на фронт. Она молодая, сильная и независимая. А еще ее бросил проводник, она потеряла все свои вещи, и теперь ее ждет весьма незавидная судьба. Стоп. А где же Фандорин? Сейчас появится и спасет девушку. А еще разоблачит вражеского агента в штабе русской армии. Но это потом.

По прибытии в штаб, Эраст и Варвара сразу попадают в водоворот интриг и странных «случайностей». Где-то здесь вражеский шпион, который долго и успешно работает на турков. К тому же Эрасту поручают поймать неуловимого и таинственного Али-бея, хитрого и коварного политика, участника организации «Азазель».

Второй роман об Эрасте Петровиче написан в жанре шпионского детектива. Вместе с жанром сменился и главный герой. Да, вы не ослышались – роль главного героя в «Турецком гамбите» исполняет та самая Варвара Андреевна. Ее глазами мы видим еще молодого возрастом, но уже не такого наивного Фандорина. После финала «Азазеля» парень очень сильно изменился морально, да еще заработал несколько отличительных черт (фишек) – седые виски и легкое заикание.

У автора прекрасно получилось передать не только атмосферу военного штаба с его неразберихой, но и ощущение окружающей героев опасности. Шпионом может оказаться каждый, поэтому приходиться подозревать всех. Кроме Эраста Петровича, конечно же. Но чувство, что враг следит за каждым шагом героев и подталкивает их в нужном направлении, не покидает ни на миг.

Позже в штаб приезжает старый знакомый – граф Зуров. Несмотря на краткий визит, этот чертяка принесет парочку улыбок и разбавит военный колорит. Пока это мой любимый второстепенный персонаж (до появления Масахиро осталась одна книга).

«Турецкий гамбит» — увлекательный детектив, с отлично выписанным историческим фоном, приятными персонажами и хорошей детективной интригой.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу, что фильм я не смотрел, так что сужу о книге свежим взглядом.

В отличие от первого романа Акунин, на мой взгляд, выбрал прекрасный фокал. Вся история описана с глаз Вари Суворовой, невесты одного армейского шифровальщика. Варя пробирается в действующую на Балканах русскую армию, знакомится со всеми подозреваемыми, тесно общается с главным детективом-контрразведчиком Фандориным. Частично фокал (point of view) похож на фокал простодушного помощника, но только частично, потому что автор не делает Варю тенью Фандорина. Это тоже мне понравилось. Слишком уж примитивным было бы сотворить из прогрессивной девушки очередного «доктора Ватсона» или «Гастинга». У Вари свой неповторимый характер, стремление к независимости, занятные мысли о мире, справедливом равноправном обществе, при этом она не чужда обычным женским порывам, воспринимает происходящее женским взглядом. Безусловно, и окружающие относятся к Варе как к молодой женщине, флиртуют и т.п. Отстранённость в виде верности жениху (которого в романе почти нет, он то работает, то арестован) смещает баланс от чувственного в сторону аналитики, но не настолько, чтобы автор не имел возможности (и Акунин этим широко пользуется) затуманить ключевые эпизоды женским восприятием. Дуэль в Бухаресте? Варя обижена, что мужчины её игнорируют. Болтовня ирландского журналиста? Варя уверена, что откровенность вызвана её чарами. Прекрасный выбор ПОВ-героя, рассказчика.

На фоне Вари Фандорин, введённый в самом начале, немного теряется. Он, конечно, загадочен и тем привлекателен для Вари, но к середине книги она, и читатели, к Фандорину охладевают. Тем ярче проявляется Фандорин в конце романа. Эдакий неприметный старичок, который вдруг оказывается могучим добрым волшебником. Это ещё один мастерский ход Акунина. Вспомним «Азазеля», где бестолковый Фандорин постоянно висел на волосок от смерти, бегал как любопытный щенок по всей Европе, терялся в догадках и допускал промахи. Всё, с этим неумехой покончено. Теперь Фандорин стал настоящим проницательным сыщиком, и это радует.

Что касается главной интриги, то я немного запутался в этих эфенди и анварах-али, сколько предполагалось шпионов: два или один. Как я понял из финала, шпион был один, но он перебегал туда-сюда, чтобы создать видимость двух. Может, я не совсем правильно понял. В любом случае, благодаря действиям этого лазутчика русская армия занялась многомесячной осадой крохотного болгарского городка вместо того, чтобы штурмовать Стамбул. Впрочем, из финала следует, что Стамбул штурмовать не стоило по дипломатическим соображениям. Вообще, все эти монархические войны для меня всегда были несколько туманны. Я никогда не мог понять, зачем Суворов перешёл Альпы и какие земли отошли к России в результате этого героического деяния. Вот и у Акунина: воевали у Константинополя, получили кусок Бессарабии. Где одно, а где другое?.. Как бы там ни было, турецкий шпион нам вредил, и его разоблачили, потому что Фандорин всё понял. Ну и ладненько.

Глобальный передел мира в романе поднят, но не так наивно, как с заговором детей-подкидышей в «Азазеле». Что-то мне подсказывает, что постепенно Акунин успокоится и строить теории заговора перестанет, сосредоточившись на кознях только против России. А может, и нет. Почитаю дальше, проверю. :)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман из лучшей половины Фандорианы. В отличие, кстати, от экранизации, которая излишне перенасыщена быстро стареющими спецэффектами, да и выбор кавказца Бероева хуже двух других вариантов. Но возвратимся к книге. Понятно, что её нужно читать сквозь призму приключенеских произведений, иначе возникнет множество вопросов. Например, с какого перепугу в штабе действующей армии тусовалась псевдо-суфражистка Варя. Или явно притянутый за уши главзлодей. Но сам дух книги завораживающе тянул от страницы к странице. Книга на одну ночь, что удаётся немногим современным произведениям, которые читаешь в несколько заходов.

Персонажи прописаны не одной определяющей краской, что усиливает силу произведения. Ладно, сквозному Фандорину менятся сам бог велел. Так меняются чуть ли не каждый герой, и нельзя однозначно сделать вывод, то ли это индивидуальные перемены, то ли вредный автор крутит читателем в своих интересах.

Ну, и исторический момент познавателен. Плевна, Осман-паша, Скобелев (пусть и немного закамуфлирована фамилия), перепелкин-Куропаткин... Не так и часто современный поток информации обращается к некогда важным и не столь уж далёким событиям для России.

Свою роль шпионский детектив выполняет весьма хорошо.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Война, Варвара Андреевна, — ужасная гадость. На ней не б-бывает ни правых, ни виноватых. А хорошие и плохие есть с обеих сторон. Только хороших обычно убивают п-первыми.

Не так давно перечитала «Азазель» и решила дать Фандорину второй шанс. Что же, теперь стала припоминать, почему несколько лет назад бросила серию.

Турецкий гамбит — история, которую видим через Варвару Андреевну. Девушка, придерживающаяся передовых взглядов, тайно отправляется из Петербурга к жениху. Прется в зону боевых действий! Бесстрашная мадам. В поезде ее обворовывает проводник, плюс, чтобы вывести романтическую дурь из башки, осталась одна в сомнительной придорожной корчме. Чтобы понимать — одна женщина среди дикарей-мужиков! Благо Фандорин спешит на помощь.

А потом начался танец с бубнами! Честное слово, как только наши герои попали в лагерь, пошла такая свистопляска! Куча действующих лиц, мест, событий, что хотелось свернуться клубочком и просто ждать, когда все закончится. Чтобы как-то облегчить восприятие, слушала в потрясающей начитке Дарьи Мороз, но даже это не спасло!

Тяжело далась вторая часть приключений Эраста. Герой повзрослел и сбросил детский пушок. После стычки с Азазелем, жизнь радикально изменилась и это даже хорошо. Радует, что читаю в компании, так что —движемся дальше)

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкий авантюрный почти шпионский, почти военный приключенческий роман о похождениях молодого, но уже многое повидавшего и многое изведавшего Эраста Фандорина.

Волею судеб звёзды сошлись над Царьградом, он же Константинополь, он же Стамбул. Русская армия, а с ней — и Эраст, числящихся при свите великого князя, вовсю (или как получится) гонят турка из Европы. Однако ж завелся и тут окоянный шпион, и хотя круг подозреваемых не особенно широк, взять за жабры или, тем более за Фаберже подозреваемых нельзя. Не поймут-с. Поэтому приходится применять дедуктивный метод.

Конечно, есть и прекрасная дама, или скорее дамочка, есть разного рода побочные приключения неуловимого Эраста, но в основном текст по делу, относительно невелик плюс имеет свойство закончиться великолепной развязкой. Рекомендую.

Кстати, к чести авторов сценария фильма по этому роману, ключевая интрига была несколько переделана.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

1877 год. На Балканский театр военных действий к жениху прибывает Варвара Суворова, девица весьма прогрессивных взглядов. По дороге на фронт она встретится с русским волонтёром Эрастом Петровичем Фандориным. А в это время в расположении русской армии находится и отнюдь не бездействует безжалостный шпион турецкого султана Анвар. Удастся ли Фандорину вычислить врага, спрятавшегося под чужой личиной?

В классическом детективе злодеем обычно оказывается с виду безобидный товарищ, что с самого начала книги мелькает на заднем плане. Не то у Акунина, здесь ещё с «Азазеля» этим самым злодеем обычно является едва ли не самый симпатичный и интересный читателю персонаж, зачастую действующий не из банальной алчности, а с напрочь сломанной сверхидеей психикой.

При этом случай с сериалом, когда автор поменял одного шпиона на другого, практически не затронув скелет сюжета, чётко показывает, что детектив как жанр — это скорее литературная игра, к которой не стоит относиться излишне серьёзно.

С высоты сегодняшних знаний позабавила цитата из Фандорина: «– Если живешь в г-государстве, надобно либо его беречь, либо уж уезжать – иначе получается паразитизм и лакейские пересуды.» Является ли паразитизмом жизнь в другом государстве, но зарабатывание денег на эту жизнь в России, при условии, что государство Российское ты же и аккуратно поливаешь отнюдь не елеем при каждом случае?

Сам же роман отлично написан как в плане языка, так и в плане сюжета, персонажи выписаны аккуратно и объёмно. Жаль, что не все доживут до конца. Впрочем, в этом, отчасти, и фирменный стиль писателя. Тут пару книг пережить могут истинные счастливцы.

Плюс ко всему «Турецкий гамбит» способен пробудить интерес к истории у молодёжи, что немаловажно. Глядишь, и сквер у метро «Китай-город» будут знать в первую очередь по памятнику «Героям Плевны».

P.S. Почитал отзывы. Многие пишут, что вот какой нехороший Анвар предал родную Турцию. Хочу только напомнить, что Анвар не турок, Анвар — азазель и азазельство это всё, что он действительно может предать, но этим своим идеалам он как раз хранит верность до конца.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В разгаре русско-турецкая война, а Варвара Суворова отправляется на фронт, чтобы встретиться со своим женихом. Она хоть и смелая да смекалистая, но все-таки девушка, да на чужой нерусской земле, и конечно же попадает в затруднительное положение. Однако на помощь приходит интересный молодой человек с седыми висками. Он чуть заикается, держится уверенно, но не фривольно, и Варе ничего не остается, как довериться ему. Эраст Фандорин (мы же сразу его узнали) не подвел.

С приключениями, опасностями, скачками и шашками наголо герои добрались до фронта. Жених Варин нашелся, но его тут же арестовали: в передаваемой шифровке были изменены важные данные, что привело к бесполезным с тактической точки зрения военным действиям и большим потерям в будущем. Да только начальство подозревает, что не Петя Яблоков во всем виноват, а в ряды русской армии затесался самый настоящий шпион и предатель. И действует он так активно и нагло, что победа русских уже под большим вопросом.

Шпиона искать будет, конечно же, Фандорин. Да только читатель не увидит большую часть его расследований и поисков, не узнает его мыслей и подозрений, потому что повествование второй части цикла ведется от Вариного лица. Но знаете, это не делает книгу хуже, по мне так наоборот, делает сюжет гораздо более ярким и живым, таким, какой является сама Варя.

Слушала книгу в исполнении Дарьи Мороз, и это, как мне кажется, вышло отлично. Голос очень подходил Варе Суворовой, а в голове так и рисовался задорный боевой девичий образ.

Акунин задумал цикл про Эраста Фандорина таким, что каждая отдельная часть будет представителем разного стиля детективного романа. Будет крайней интересно прочитать их всех.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно :) На одном дыхании!

Повествование ведется не от женского лица, но, скажем так, со стороны девушки!

Получилось очень интересно, несмотря на то, что книга о войне!

Варя поехала к своему «бывшему будущему мужу» как сама его называет. Поехала в место, где ведутся военные действия! Не хило! И, когда ей осталось совсем не много, её бросает и обворовывает проводник! Вот она в забегаловке, полной мужиков, без денег, одна, как в ловушке. Лихорадочно соображает КАК ЕЙ ВЫКРУТИТЬСЯ?! И встречает Фандорина :) Кстати вот кого-кого, а Эраста Фандорина в книге не так уж много. А вот его работа очень значительна!

Варя меня просто поразила. Просто взять, поехать в место боевых действий к жениху. Да там остаться! Понимаю в качестве медсестры, но нет. Просто как девушка. Как украшение мужскому обществу! Нет, Варя совсем не глупа. Но ей так нравится внимание мужчин… Еще бы, единственная мадемуазель!

Поразили и мужчины… Вояки – а какие галантные! По отношению к даме. Никто не забывает правила приличия. А рядом война… Не позволяют себе лишнего, под предлогом «Я с поле боя, я уставший, вот хочу и веду себя грубо». Повезло Варе с обществом :)

В итоге – злодей найден. Дело сделано. Каждый уехал обратно. До следующей книги :)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И второй роман из цикла про Эраста Фандорина я начал читать с некоторой опаской. Поскольку фильм (и в коротком и в длинном варианте) смотрел не единожды, возникали вполне обоснованные опасения, что читать будет неинтересно, тем более, что фильм мне понравился и образы, взлелеянные неоднократным просмотром фильма накрепко засели в сознании. А что, если книга не будет соответствовать???

Но все опасения были напрасными. Прочитал с большим удовольствием. Фандорин здесь уже не тот юноша со взором горящим, наивный и пылкий, которого мы знали по Азазель. Хотя прошел всего год, но он заматерел, немного почерствел душой (вполне понятно почему), стал заикаться (потому же) и явно поумнел. :-)

По-прежнему замечательный легкий язык, увлекательный сюжет, неожиданная концовка (вдвойне неожиданная для тех, кто смотрел фильм). Очень понравилось. Рекомендую всем!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичная «патер-брауновщина». Вот этот вот человек (на которого все думают, что он убийца, потому что факты и т.д.) — убийцей быть никак не может, у него типаж личности как бы несовместим с понятием «убийство». Это ясно любому, у кого есть хоть капелька здравого смысла. И наоборот, вот перед нами совершенно, казалось бы, невинная овечка — так если вы, ув. гг., хоть чуть-чуть напряжете извилины, то сразу же поймете, что... Ну и т.п. Весь роман, собственно, Фандорин ищет не столько шпиона, сколько убийцу. Акунин в очередной раз всех натянул, подсунув читателю классический детектив под видом полит. триллера.

Вычисляют вражину, естессно, не только по психологии, а и по уликам тоже. Но, как обычно бывает в стилизациях под «старый» детектив, здесь одно неразрывно связано с другим. Эээх, ностальгия... Жаль, такие книги уже не пишутся всерьез. Жаль, что это — хоть и искусная — но все же под(д)елка.

з.ы.: Попадались при чтении забавные моменты («Это что еще за балаган?! — гаркнул Соболев». Так и видишь Сергея Соболева с Фантлаба в роли отважного, хоть и своенравного генерала =)) Интересно, господин по фамилии Караваев там случаем нигде не пробегал? ;))

з.з.ы.: Интрига

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в фильме
тоже хороша. И финал... Вот уж где автор меня удивил так удивил...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фандорин стал на год старше. У него появилась седина на висках (в 21-то!). Гремит русско-турецкая война. Юная нигилистка Варвара Суворова спешит к своему жениху прямо в гущу событий. По пути она встречает Эраста Фандорина, и они не без приключений добираются до места. Жених Варвары служит шифровальщиком. В момент встречи влюбленных, он зачем-то покинул свой пост, оставив шифровальную машину в одиночестве. И тут началось такое...

Роман ведется от лица Варвары Суворовой, бойкой девушки, которая может и пококетничать и пойти в разведку. Фандорин же отодвинут на второй план до поры, до времени. Он тугодумит, ошибается, русская армия несет потери, в то время как турки и их шпион в стане нашей армии наводит хаос.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не самый любимый мной роман про приключения Фандорина. «Азазелль» мне понравился больше.

Главная героиня произведения — Варвара Суворова, а Э. Фандорин на протяжении почти всего действия книги стоит в стороне. Все его выводы оказываются ошибочными, а все подозреваемые по очереди становятся непричастными к шпионажу.

Но, как всегда, в финале, Эраст Петрович раскрывает все тайны и спасает Отечество. Н-да! Читаешь другие книги про контрразведчиков, там все решается за часы и минуты. Ведь цена ошибки — победа в войне и жизни тысяч солдат и офицеров! А у Акунина герой ковыряется со своими дедукциями больше пол-года. За что его держат на службе? Ошибка за ошибкой, а начальство на него чуть не молится!

Зато, Анвар — супер герой! Наш пострел везде успел! В одиночку вертит стратегией русско-турецкой войны как только хочет.

В общем, роман не оставил сильного впечатления.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения Турецкого Гамбита, книга оставила двойственное впечатление. С одной стороны и читается легко и юмор понравился, а с другой стороны не очень понравилось как Акунин восхищается Анваром Эфенди и тугоумость Фандорина, Вари и всего руководства российской армии.

Теперь пройдемся по героям.

Итак главный герой всего цикла господин Фандорин. Тут он впервые предстает в своем новом образе франта, заикается, седые виски, разбирание фактов по полкам и еще пока без японских привычек. В данном романе как ни странно отодвинут на 2-й план. Он практически ничего не делает на протяжении всего действия и только тормозит. А в конце появляется таким героем и разоблачает турецкого разведчика. Причем успевает в последний момент, когда уже понесены кое какие потери.

Далее Варвара Суворова — персонаж от лица которого ведется повествование. Очень странный персонаж, который кокетничает (может даже что-то и больше) со всеми мужиками в произведении. И с гусарами, и с офицерами, и с белым генералом, и с журналистами. Итог, совершенно неинтересный персонаж, плоский, не цепляющий и не вызывающий сопереживания.

Затем Д,Эвре (он же Анвар Эфенди). Этот персонаж в одиночку пытается выиграть войну у России. При этом у него какая-то странная мотивация. Якобы нужно остановить Российскую империю, которая несет угрозу всему цивилизованному миру и дать спокойно развиваться Европе и США, при этом он спокойно жертвует своей Родиной — Турцией. Для меня он не дотягивает до антогонистов 3-й и 4-ой книг.

Еще здесь имеется Зуров, отвечающий за юмор в данном произведении, Соболев,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о смерти которого мы будем читать в Смерти Ахилесса
, показаннй здесь бесшабашным воякой.

Интриги для меня не было, сразу было понятно, что крыса Д,Эвре.

Итог 7 баллов. Лучше Азазеля, но хуже Левиафана и Смерти Ахилесса.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх