fantlab ru

Кевин Уилсон «Туннель к центру Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.95
Оценок:
55
Моя оценка:
-

подробнее

Туннель к центру Земли

Tunneling to the Center of the Earth

Сборник, год

Аннотация:

Собрание нефантастических историй из жизни людей, не совсем нормальных с обычной точки зрения. Зарисовки небольшого периода их жизни.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.27 (66)
-
4 отз.
6.18 (62)
-
2 отз.
4.76 (60)
-
2 отз.
5.86 (55)
-
2 отз.
4.60 (53)
-
2 отз.
5.65 (59)
-
2 отз.
6.44 (51)
-
3 отз.
4.62 (49)
-
2 отз.
6.06 (49)
-
2 отз.
6.55 (51)
-
3 отз.
6.19 (48)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2009 // Авторский сборник

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2010 // (сборник)

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2011 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Туннель к центру Земли
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неплохой сборник рассказов, который, как мне кажется, провалился по трем причинам.

1. Этой книги в «Снах разума» быть не должно. Серьезно. Того кто додумался позиционировать Уилсона как интеллектуальную фантастику нужно гнать с работы ссаными тряпками. Хуже серии для этого сборника не придумать. На мой взгляд продвигать книгу стоило исключительно как мейнстрим, желательно в серии «Альтернатива». Там ей самое место.

2. Ужасающий коллаж на обложке. Художнику, пардон, фотошоперу, который клеил ЭТО нужно сначала оторвать руки, а потом гнать с работы в связи с полной профнепригодностью. Более далекой от текста иллюстрации придумать невозможно. На обложке — ретрофантастика в стиле «Затерянного мира», а в книге... ну это всё равно, что вы покупали брикет мороженого, а вам продали сливочное масло. Тоже вещь нужная, но на упаковке написано совсем другое!

3. И это косяк уже автора: абсолютно неудачный выбор заглавного рассказа для сборника. Да, быть может он наиболее характерный и даже кому-то показался лучшим. Но суть-то не в этом. Наиболее полно впечатление от прозы Уилсона передает совсем другой рассказ:«Музей Обыденных Редкостей». Именно так должен был называться сборник! Ведь даже отзывы посетителей этого музея удивительным образом совпадают с мнением читателей. Приведу их здесь целиком:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Странно…

Действительно странное место.

Весьма любопытно. Буду рекомендовать друзьям посетить ваш музей.

Мило, но очень странно.

Весьма разочарован. Моя падчерица заплакала, увидев выставку цыплячьих костей.

Какое мне дело до всех этих вещей? Вы можете объяснить?

Как странно!

Лучше бы они сделали закусочную.

Странно.

Занялись бы лучше делом!

Уверен, для многих рассказанные автором истории покажутся странными, оставят равнодушными или даже вызовут раздражение. Но наверняка найдутся и те, кто найдут их весьма любопытными и даже постараются рекомендовать их знакомым. И я из их числа.

Это даже не столько рассказы, скорее зарисовки из жизни необычных людей в необычных обстоятельствах. Автора мало заботит сюжетная композиция своих историй, многие попросту лишены начала и конца, да и событийный ряд его заботит гораздо меньше символического. Он пытается воздействовать прямо на сердце, минуя мозг, если мне будет позволено такое сравнение.

Большинство рассказов посвящены проблеме взросления и взаимоотношений людей разных возрастов. Уилсон предельно честен и реалистичен в том что описывает, при этом не чураясь многих запретных и неудобных тем: тут и нежные, романтические отношения 16-летней девочки и 12-летнего мальчика, и гомосексуальные отношения подростков. Очень четко показана пропасть между миром детей и миром взрослых, полное непонимание последними проблем первых. Потому, наверное, многие герои автора не желают взрослеть, а некоторые даже готовы зарыться под землю, чтобы спрятаться от жестокого «взрослого» мира.

И опять-таки здесь наиболее характерен рассказ «Музей Обыденных Редкостей», в котором старость и молодость приходят к примирению и гармонии, создавая из банального хлама и никому не нужного мусора маленький шедевр.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нас окружают причудливые холмы и пирамиды из камней. Натянутые резинки ждут малейшего прикосновения, чтобы выстрелить. Гирлянды из тысяч скрепок протянуты между стенами, алюминиевая фольга на полу нежно шуршит под ногами. В таком виде предметы наконец-то обретают форму. Кажется, будто в комнате что-то взорвалось. Вещи достигли критической массы и обрели смысл. Мы живем с ними, ходим мимо, и случайность их сочетаний становится частью нас. Теперь я понимаю, как приятно позволить какой-нибудь банальности заполнить твою жизнь, чтобы ты оглянулся и сказал: «Это мое, мне это нужно».

Пожалуй, эта цитата наиболее полно передает мое впечатление от сборника.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой сборник рассказов, приятно провел время за его чтением. Конечно, писать на обложке «Рэй Брэдбери эпохи Стивена Кинга!» — это моветон. Не тот уровень мастерства у рассказчика, истории хоть и красивые, но простоватые. Удивлен, что «Туннель к центру Земли» заслужил премию Ширли Джексон. Однако нечто общее между Уилсоном и автором «Марсианских хроник» определенно есть: восприятие окружающей реальности и повседневной жизни, как чего-то романтично-печального, чувство легкого одиночества, легкости. Фантастика в окружающих нас людях, ситуациях, образах. Это хорошо просматривается в самих рассказах, еще больше чувствуется после того, как прочитаешь интервью с автором в конце томика – спасибо издателям за это небольшое приложение. В серии «Сны разума» стоит особняком, фантастики как таковой почти нет: зубастые младенцы, поедающие гамбургеры, бабушки напрокат, погибшие от самопроизвольного возгорания родители, выпускники колледжа, изрывшие своими туннелями весь город – Уилсон не пишет фантастику, он слегка правит окружающий мир. Хотя есть взрывающиеся коровы, да. Если говорить о самых интересных рассказах, то для меня ими стали «Бабушка напрокат», «Птицы в доме» (наверное, лучший рассказ в сборнике, трогательный и красивый), «Туннель к центру Земли», «Музей Обыденных Редкостей» (с удовольствием посмотрел бы на коллекции вилок, этикеток от консервированных абрикосов и резиновых ленточек для бумаг) и история с длинным и вычурным названием «Мертвая сестра: руководство для безутешного брата (том пятый: от Лаконичности до Предчувствия потери)». Меньше всего приглянулись «Мортал комбат» и «Выше, дальше, быстрее» — просто не понимаю их. Все остальное где-то по середине.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Туннель к центру Земли» наверное самая неожиданная и неоднозначная книга в серии «Сны разума». Хотя бы потому, что это скорее сборник «странных» рассказов, которые по исполнению куда ближе к мейнстриму,а не к научной фантастике. Уилсон практически не использует фантдопущений, не стремится поразить читателя необычными идеями и полётом фантазии. Разумеется, после сборников Чана, Мелкоу и Уиллис читатели серии ожидали совершенно другого даже не уровня, а скорее стиля, направления рассказов. Потому-то книга и была встречена столь прохладно.

А ведь между тем сборник вовсе не плох. Уилсон пишет довольно милые и не лишённые определённого обаяния рассказы — о детстве и взрослении, о любви и одиночестве, о жизни и её странных чудесах. И о чудаках, окончательно в этой самой жизни запутавшихся и заблудившихся. Все до одного герои застряли в порочном круге собственных предрассудков и иллюзий, все смотрят на мир сквозь призму заблуждений, в которых убеждали себя годами. Вместе с читателем каждый из них попытается найти выход из тупика, разорвать тишину одиночества и непонимания.

Окончательно всё становится на места после авторского послесловия. Только прочитав, что думал и переживал автор во время работы над рассказами, понимаешь, что стоит за этими на первый взгляд простоватыми и нескладными строками. Кевин вложил в свои рассказы всю душу, вывернулся наизнанку. Автор на себе испытал то, о чём пишет. Конечно, с точки зрения задумки и красоты исполнения рассказы сборника оставляют желать лучшего. Но настолько честной, искренне написанной книги мне не попадалось очень давно.

Книга, конечно, на любителя. Если вам не доставляет удовольствия выслушивать исповедь совершенно незнакомого и по большому счёту неинтересного вам человека — эта книга не для вас. Если вы жизнерадостный и общительный человек с кучей друзей — смело проходите мимо. Если вы ждёте от сборника качественной научной фантастики — можете отложить томик в сторонку. Но если на фразе об общительности и множестве друзей вы печально вздохнули — срочно читать. Для убежденного социофоба единственное отличие книжки Уилсона от популистской макулатуры по психологии в том, что эти славные рассказы действительно могут помочь.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это самый неровный сборник рассказов из всех, читанных мной до сих пор. Среди ведер с э-э-э... навозом попадаются жемчужины. Их немного, но они всё-таки есть. И после каждого сильного рассказа идет откровенно проходной. Не скажу, что получил море удовольствия, не скажу, что сборник провальный, но вот один вопрос у меня всё-таки есть: «Что делает сборник мейнстримных рассказов в серии научной фантастики и нетрадиционной фэнтезятины?»

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В аннотации говорилось, что-то, типа это Рэй Бредбери эпохи Стивена Кинга... Написали бы Сэлинджер эпохи Келли Линч — не сильно бы изменилось — но, по мне, было бы точнее... В одном из рассказов посетители музея, оставляя отзывы, через одного оценивают экспозицию словом «Странно». И это слово подходит ко всему этому сборника, да и к автору наверное. Вряд ли у нас еще будут издавать этого автора, в основном потому, что вряд ли кто-нибудь из читателей этого сборника отважится повторить эксперимент... Ну разве, что в следующий раз отнесут этого автора к мэйнстриму — и будет это правильно и для критиков, и для читателей. Для серии — Сны разума — это явно чужая и лишняя книга. С другой стороны, только поэтому я ее и купил. Честно говоря — зря.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну и о чем этот сборник? О том, что из шести миллиардов людей на Земле определенное количество таких, у которых тараканы в голове совсем большие? Описывается уход людей (молодых) от мира и способы, которыми они это делают. Кто-то копает туннель, кто-то клеит модели. Все вместе напоминат рассказы психиатра: «А вот был еще один случай...». Фантастики в сборнике нет, никакой. И написано скучно

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, перед нами сборник рассказов, лауреатов премий по типу «American Library Association Award». то есть премий, которые вручаются не только фантастике...

Сам автор позиционируется/рекламируется как «Южный Рэй Бредбери эпохи Стивена Кинга». Уже одна эта фраза фраза, ещё до прочтения, мне показалась бредом. Бредбери эпохи Стивена Кинга? Как может автор, издающийся СЕЙЧАС, быть из эпохи Стивена Кинга, лучшие книги которого (Кинга), сделавшие ему Имя, вышли лет 15-20 назад?...

Так и оказалось :(

разочарование первое.

Это не фантастика. Почти всё и почти полностью. Это новеллы, сравнить которые даже не знаю с чем. Что-то есть от Бредбери, что-то от Роальда Даля, что-то от Конни Уиллис... Но всё гораздо слабее, чем у названных мною авторов.

повторю ещё раз — это не фантастика. сюжеты рассказов... от первой любви подростков «не от мира сего» до «руководства братьям, у которых умерли сёстры»...

разочарование второе.

Слабо. очень слабо. Какой к чёрту Южный Рей Бредбери??? (разве что слово южный использовано как издёвка, как оскорбление... тогда да) Вот такие рассказы могли бы быть у Бредбери (если упростить и выкинуть всю фантастичесую составляющую), у Конни Уиллис (если упростить и выкинуть из её рассказов фантастику, изящность и юмор)... Эти рассказики выглядят как РАННИЕ рассказы названных мною авторов. Очень ранние, подростковые, которые те писали ещё для себя и ни за что бы не позволили их напечатать ввиду сырости и слабости этих рассказов.

разочарование третье.

испорченные сюжеты. Среди 11 рассказов сборника нашлись-таки штуки 3-4, которые мне понравились. С оригинальным сюжетом. Но автор совершенно не умеет появившуюся хорошую мысль довести до ума, дать достойное завершение оригинальному сюжету. Все рассказы, которые мне всё-таки понравились в своём начале, оказались испорченными автором к финалу. Тупому, неоригинальному, насквозь предсказуемому бытовому финалу.

счастливые находки.

Напомню, в данном авторском сборнике 11 рассказов.

из всей книги нашёл пару-тройку фраз... я приведу их ниже. Эти фразы — лучшее из первых 9 рассказов данного сборника.

И, уж и не знаю, как это автору удалось, в сборнике всё же есть аж ДВА отличных рассказа. Финал у них всё такой же предсказуемый, но написаны реально хорошо, лаконично, профессионально. Это последние два рассказа сборника. называются они «Музей Обыденных Редкостей» и «Наихудший прогноз». Но к фантастике и они не имеют никакого отношения.

редактору этой книжной серии в издательстве АСТ — руки оторвать. ну как можно выпустить в серии фантастических книг НЕ фантастику. Посоветуйте кто-нибудь этому редактору читать не только рекламные отзывы об авторах, но и сами книги, которые он подписывает в печать.

оценки

первые девять рассказов 4/10

последние два рассказа 7/10

Цитаты из рассказов:

«Безутешный брат втайне уверен, что родители предпочли бы, чтобы умер он, а не сестра. В восьмидесяти процентов случаев он прав.»

«То, что вы любили когда-то, не может измениться. Вы можете лишь перестать в него верить.»

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это вообще не фантастика, даже не «фантастика ближнего прицела». Просто мэйнстримный сборник, зачем то засунули в НФ-серию «Сны разума». «Убили серию» © Караваев.

Большинство рассказов вызывают единственное чувство: «Ну и что? К чему все это нагородил автор?». Есть пара интересных идей, но и они похожи на идеи Рэя Бредбери.

В послесловии автор пытается как-то выгородить себя, объяснить свои рассказы, но, простите книга должна говорить сама за себя, безо всяких «объяснений у киоска».

Больше книг этого автора покупать не буду, а при покупке следующих книг серии, буду внимательнее и осторожнее. Подожду реакции Фантлаба.

Вкратце пройдусь по рассказам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Бабушка напрокат» — идея интересная, можно было бы развить её, но автор оборвал все на середине. К тому же, лучше чем Брэдберри в «Электрическое тело, пою», тему «бабушки напрокат» раскрыть трудно. Оценка: 5.

«Вспыхнуть и сгореть» — у двух братьев, родители сгорели из-за «спонтанного самовозгорания» (старая городская легенда). Теперь один режет себе вены, а другой собирает буквы Й. Ни смысла в их деяниях, ни фантастичности я не обнаружил. Оценка: 3.

«Мертвая сестра: руководство для безутешного брата (том пятый: от Лаконичности до Предчувствия потери)» — бредятина. Зачем вообще я это читал? У меня, слава Ктулху, нету ни живых, ни мертвых сестер. И зачем автор это писал? Оценка: 2.

«Птицы в доме». Красиво, но опять же не о чём. Кусок, вырванный из жизни братьев, делящих дом своей матери. Оценка: 4.

«Мортал комбат» — полная «трагизма» история двух подростков-гомосексуалистов играющих в приставочный файтинг. Тьфу, гадость. Оценка: 1.

«Туннель к центру Земли» — три выпускника ВУЗа, вместо того чтобы пойти работать, роют во дворе яму. Фрейдизм, плюс нежелание ребенка взрослеть. Неплохо, но как-то не дописано. Оценка: 4.

«Стрелок». Очень неплохо. Вначале хотел отругать рассказ за плагиат фильма «Престиж», потом увидел, что он написан за три года до выхода фильма. Идея интересна. Оценка: 7. Лучший рассказ в сборнике.

«Роман хормейстерши (младенческие зубки)». Ололо, пыщь-пыщь, реальнэ. У младенца выросли зубы и он есть гамбургеры. Хочется спросить: «Собственно, ну и что?». А рассказчик вообще, скрытый педофил с оральной фиксацией. Оценка: 1.

«Выше, дальше, быстрее». Интересно, почему 16-ти летний парень и 12-ти летняя девочка — это плохо, а 16-ти летняя девушка и 12-ти летний мальчик (кто сказал «аутичный? :) ) это трогательная дружба? Оценка: 3.

«Музей Обыденных Редкостей». Музей барахла, которые многие люди собирают всю жизнь. Идея интересная. Если бы его развить в направлении: «Что можно найти, в коробках с хламом у некоторых людей». Но автор натянул сову на глобус, и рассказ опять превратился в философствование на тему жизни и хлама. Смотрительница музея со страхом взросления, и доктор переживающий из-за того, что отец не украл их столовые приборы. Кстати, нормальных людей, в сборнике, раз-два и обчелся. Наверное только мать Пенни из «Выше, Дальше, Быстрее», да Сью-Би, подруга героя, из «Стрелка». Оценка: 5.

«Наихудший прогноз». Что-то более менее фантастичное. Фирма выдающая наихудшие прогнозы развития событий. Но опять идея не развита и нет нормальной развязки. К тому же мысль о том, что люди охотнее верят плохому прогнозу, чем хорошему, была еще в «Трое в лодке» Джерома К. Джерома. Оценка: 6.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия «Сны Разума» уже было зарекомендовала себя настолько, что можно было смело покупать книги, открывать и читать, потому что под обложкой — стоящая научная фантастика, обладатели Хьюго, Небьюлы, Локуса и т.п. Но вот с этой книгой случилась осечка, причем осечка более чем полная.

В аннотации к книге написано, что автор — «южный Рэй Брэдбери эпохи Стивена Кинга». Так вот — это полная хрень, которая совершенно не соответствует действительности — ни по части Брэдбери, ни по стилистике Кинга. Как выясняется уже после прочтения, не нужно обращать внимания и на красной строкой на обложке выведенную награду автору от Американской ассоциации библиотекарей.

«Туннель к центру Земли» — сборник рассказов. Не знаю, что там имели авторы аннотаций, имевших ввиду «фантастическую литературную традицию Глубокого Юга США», «южный талант» и т.п. — рассказы не принадлежат к настоящей фантастике никаким боком. Это простые, рассказанные простецким же языком рассказы из окружающего нас мира иногда странных по своей природе людей.

Из 11 рассказов запомнились только два. «Бабушка напрокат» — история про бабушку, работающую бабушкой напрокат сразу для многих семей, которая однажды сталкивается с совершенно необычной ситуацией. И «Туннель к центру Земли» — такая изящная, теплая аллегория на запутавшуюся в собственной жизни современную молодежь. Но не более того.

ИТОГ: ощущения в целом ровные, но вынужден констатировать, что разочарован, не обнаружив в книге из фантастической серии собственно фантастики. Хочется верить, что дальше подобных провалов не будет.

P.S. Обложка ни с одним рассказов сборника не имеет ничего общего. Вообще непонятно, откуда она была выдрана маркетологами.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх