FantLab ru

Борис Акунин «Внеклассное чтение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.76
Оценок:
1227
Моя оценка:
-

подробнее

Внеклассное чтение

Роман, год; цикл «Приключения магистра»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

У магистра истории Николоса Фандорина неприятности. Началось все с посещения фирмы «Страна Советов» странного посетителя, затем была попытка похищения, а закончится все неминуемым убийством. А за двести лет до описанных выше событий, все те же неприятности грозят любимчику Екатерины Великой, чудо-мальчику Митридату, который оказался, впутан в такие тайны, узнав которые легко убьют и более существенную фигуру, нежели шестилетнего ребенка.

Примечание:

В сборнике «Пятиконечная звезда» (2003) был напечатан «новый» рассказ Б. Акунина «Как вам это понравится?», который, как выяснилось, оказался всего лишь главой из «Внеклассного чтения».


В произведение входит:

  • Том 1. Внеклассное чтение
  • Том 2. Приключения Митридата

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:



Внеклассное чтение. Том 1
2002 г.
Внеклассное чтение. Том 2
2002 г.
Алтын-толобас. Внеклассное чтение
2005 г.
Внеклассное чтение.Том 2
2005 г.
Внеклассное чтение. Том 1
2006 г.
Внеклассное чтение. Том 2
2006 г.
Внеклассное чтение. Книга 1
2007 г.
Внеклассное чтение
2008 г.
Внеклассное чтение. Книга 2
2008 г.
Внеклассное чтение. Том 1
2008 г.
Внеклассное чтение
2009 г.
Внеклассное чтение
2010 г.
Внеклассное чтение. Том 1
2010 г.
Внеклассное чтение. Том 2
2011 г.
Внеклассное чтение
2013 г.
Внеклассное чтение. Том 1
2013 г.
Внеклассное чтение. Том 2
2013 г.
Внеклассное чтение
2015 г.
Внеклассное чтение
2021 г.

Аудиокниги:

Внеклассное чтение
2013 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современную составляющую «Внеклассного чтения» обычно оценивают хуже, чем историческую. Думаю в этом главную роль сыграл Фандорин-младший. Бестолковость его в данной истории зашкаливает. Однако остальные персонажи, несмотря на формальное соответствие определённым шаблонам, на самом деле независимы от них. Они живут своей жизнью, не всегда предсказуемой. Даже Валя, несмотря на мою неприязнь к подобным личностям, вызывает интерес и симпатию.

Сюжет тоже, на первый взгляд, построен по принятым в те годы шаблонам криминального боевика. На самом деле здесь трудно найти повторы опубликованного ранее. Интрига захватывает и не во всём оправдывает ожидания. Кто-нибудь может честно признаться, что к середине книги угадал финал?

Историческая часть, согласен, в общем, превосходит современную. Основная претензия здесь к историческим персонажам. Они не имеют ничего общего с реальными. А те, кому прототипов не нашлось — Фандорин, Митридат, Павлина, даже Пикин — удались по-настоящему. Фандорин-предок при всей своей упёртости на три порядка интереснее Фандорина-потомка. И сюжет из XVIII века не менее интересен, чем из XXI. Это при том, что за основу взято «Путешествие из Петербурга в Москву», одна из самых скучных книг в русской литературе, при всех её публицистических достоинствах.

В целом этот роман выглядит самым интересным в не слишком удачной серии о сэре Николасе. Теперь, когда цикл явно завершён, об этом можно говорить с уверенностью.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот в который раз ловлю себя на мысли, что исторический экскурс у Акунина, вроде, и занимает объем (в «магистратуре» примерно половинный) и, на первый взгляд, достаточно атмосферный, но на деле практически не привносит ничего нового про ту или другую эпоху. Вот золотой век Екатерины (его финал) должен быть притягателен для читателя (тут тебе и походы Суворова, и университет Дашковой-Ломоносова, и бунт Пугачева и многое другое), а нас покормили посиделками распутной, но незлой бабки (даром что двух предшественников уморила) через призму видения маленького мальчика и немного подлилили масонства-сатанизма в духе ТВ-3. Все, многие исторические личности свелись к эпизодическому упоминанию бариста Кутузова. Да и современная половина не радует многообразием. Опять бандюки вот-вот замочат сэра Николаса, но ему удается соскочить, обращая наивность, эквивалентную глупости, себе на пользу.

В-общем, вклада в вечность не получилось. Но, главный плюс акунинщины в поддержании беллетристического интереса, тут опять на уровне. И еще литературные зацепочки, синхронизация и фишечки, вроде названий глав.

Чтение даже не на один раз, ибо лет за 10 большая часть забывается напрочь и вновь читается с интересом.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1795 год. Ко двору императрицы Екатерины Великой попадает вундеркинд Дмитрий Карпов, сумевший в первые же дни придворного бытия спасти жизнь матушке-государыне. Вот только каким бы ты ни был вундеркиндом, на скольких бы языках ни вёл учёных бесед, попутно обыгрывая всех в шахматы, в беспощадном мире взрослых таких спасений не прощают...

2001 год. В офис к директору компании «Страна Советов» Николасу Фандорину приходит странный человек со смертельным приговором этому самому директору в кармане...

Читал «Внеклассное чтение» сразу по выходу в 2002 году. И вот, что удивительно, современную линию повествования из памяти начисто вышибло, а старинную отлично запомнил. Однако перечитал книги полностью и феномену такой вот избирательной амнезии появилось объяснение. Если события восемнадцатого века представляют собой цельное повествование и соответствуют моим об этом веке представлениям, пусть и не глубоким, то события века нашего легко могут заставить поседеть раньше времени того, кто тогда не жил. Судите сами, даже перечень действующих лиц способен впечатлить неокрепшие умы — секретарь-трансвестит-каратист, женщина убийца, тоже, впрочем, каратистка, предпочитающая устранять свои цели во время оргазма, своего, естественно, сумасшедший собкор «Правды», выносящий приговоры направо и налево, зловещий шахматист-косметолог и не менее зловещий аптекарь, двое последних со своими частными армиями, да ещё и одноклассники заодно. Ну и сюжетные повороты типа отечественных гомеопатов (гомеопатов, Карл!), изобрётших наркотик «суперрелаксан», следящего устройства на лысине фандоринского секретаря и майора МУРа, которого так никто и не хватился добавляют чувства нереальности происходящего и прямой насмешки автора над уровнем разумности читателей. Весь этот винегрет легко бы лёг в книгу серии «Иронический детектив» или что-то типа того.

А вот история Дмитрия Карпова, хоть и слегка перегружена событиями и действующими лицами (рядом с троном сие не так удивительно), гораздо интереснее и живее. Повествование наполнено юмором, который связан в основном с разницей в биологическом возрасте мальчика, его интеллектом и познаниями в вопросах пола. В главе «Бригадир» юмористические моменты оказались заранее незапланированными, автор их не закладывал. Когда описывалось передовое хозяйство Мирона Любавина, и крестьяне-то у него сытые и хорошо одетые, и коровы живут в коровьем раю практически, сразу вспомнил земляничное царство Павла Грудинина и почему-то, коров, за которых Александр Лукашенко отчитывал подчинённых не так давно. История рода Фандориных раскрывается опять же за прошедший век с гаком со времён Корнелиуса фон Дорна.

Из романа мы можем почерпнуть, что Борис Акунин задумал множество сюжетов «фандорианы» много раньше, чем соответствующие книги ушли в печать.

«Миранде было предложено на выбор три приключения героического сыщика (ни про одно из них сколько-нибудь достоверных сведений не сохранилось, так что простор фантазии не был ограничен): «Эраст Петрович против Джека Потрошителя», «Эраст Петрович в Японии» и «Эраст Петрович в подводном городе».»

Да, это «Декоратор», «Алмазная колесница» и «Планета Вода».

Трижды в романе повторяется фраза «ускорение падения составляет 981 сантиметр за секунду в квадрате». Объясните уже автору, что это полная бессмыслица.

Есть и приятная виньетка для книголюбов, все главы романа названы так же, как и литературные произведения от чеховского «Рассказа неизвестного человека» до тургеневских «Отцов и детей».

От книг осталось двойственное впечатление и где-то на краю сознания засела мысль, что автор того и добивался.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У президента «Страны Советов», магистра Николоса Фандорина большие проблемы. За ним начинают охоту профессиональные убийцы. Что делать интеллигентному человеку, чтобы спасти свою семью, и по возможности спастись самому? Параллельно с этим двести лет назад гибель грозит и мальчику Митридату, любимчику Екатерины Великой.

Второе произведение, посвященное потомку Эраста Петровича Фандорина, магистру истории, бывшему англичанину, а ныне российскому подданному Николасу Александровичу Фандорину.

Сюжет не затейливый, переплетение настоящего и прошлого мы уже видели в предыдущих книгах автора. Вот только читать про чудо-ребенка куда интереснее, чем про сэра Николоса. Очень сильно портят впечатления многочисленные чудесные спасения, что у Митридата, что у Николоса. Всегда в последний момент что-то обязательно спасет главного героя, а уж концовка обеих сюжетных линий просто курам на смех.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Николоса спасло внезапное «переобувание» бандита, который вдруг оказался не настоящим профессионалом, и ему надоело убивать. Митридата же спасло слабоумие Маслова, который вместо того чтобы самому убить ребенка, а уже потом его закапывать, отправил с поручение своего недоумка подручного, который под водочку разбалтывает секреты кому угодно.

В целом читать интересно (но повторюсь про прошлое все же интереснее). Фанатам Акунина читать обязательно, всем остальным по желанию.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде как самый объёмный роман Акунина. Долго сживался с мирами романа. Поначалу раздражала какая-то несерьёзность в описаниях современной линии... В конце, наконец-то, действие понеслось вскачь. Отличные, хоть и ожидаемые твисты. Прямо скажем, это далеко не приключения Эраста Фандорина.

Пасхалки для поклонников творчества: в книге, написанной в 2002-м году, упоманиются сюжеты о ЭФ, которые были напечатаны намного позже... Тут два варианта — или Акунин уже в 2002-м году знал весь план до 2016-го года, то ли это оказалось самосбывающимся пророчеством — «ну раз я упомянул эти сюжеты, надо писать...»

6(НЕПЛОХО)

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настолько, насколько мне понравилась линия Фандорина времен Екатерины, настолько же не понравилась линия Николаса. Такое ощущение, что писались эти сюжеты мастером слова и бумагомаракой — причем, авторы не утруждали себя хотя бы чуть-чуть совмещать то, о чем они пишут. Эпоха Екатерины, пусть и маленький кусочек, всего лишь несколько эпизодов, написаны с настоящим блеском. Выпуклые характеры, отличный живой, выразительный язык. Очень тонко и точно переданы особенности детской психологии, что добавляет дополнительную прелесть сюжету, и без того лихому. Благородство и предательство, мужество и трусость, высота души и продажность — в потрясающем, особом «акунинском» языке приобретают небывалую достоверность. Я несколько раз перечитывала «Внеклассное чтение» — только куски о Митридате)

Другая сторона «медали» — наше время. Одно слово — убого. Сюжет еле-еле вытягивается из полной «чернухи», герои вырезаны из 100% пенопласта — вычурные, абсолютно карикатурные, пародийные характеры. Настолько, насколько мила, женственна, прекрасна Павлина Аникитишна, столь же картонны и Инга, и даже Миранда, и, конечно (о Боже!) Жанна. Про бравого майора, золотого мужа-олигарха, трансвестита Валю — это вообще без комментариев. Суденты иститута Горького пишут лучше: мало того что сюжет никакой, характеры липовые, так еще и язык — блатной-жаргонный, но ведь вот какое дело — жаргонную лексику Акунин часто использует в романах, и везде она органична, выпукла, только подчеркивает «вкусность» языка. Во «Внеклассном чтении» же это просто пародия, «плинтусный» уровень, по чести сказать — дешевка. В «Алтне-Толобасе» современная часть тоже никуда не годилась, но здесь она просто достигла дна.

Тем не менее высокая оценка — за прозрачную слезинку Павлины Аникитишны по мечтам о любви и красоте.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Борис Акунин

Внеклассное чтение

В этом романе для меня стали понятны 2 вещи:

1. Действительно говорят, что на детях и внуках гениев природа решает отдохнуть.

2. После двух выдающихся представителей линии фон Дорнов, третий не отличается ни умом, ни сообразительностью, ни психологической стойкостью.

В российской ветви это были Лев Никитич Фон-Дорн (сладкий барин), Самсон Фондорин (не тот, который...), Пётр Исаакиевич Фандорин (отец Эраста, игрок и неудачник) ну и естественно баронет Николас, подтверждающий это семейное «правило».

Внук Эраста Петровича скучен, инфантилен, закомплексован и неудачлив в финансовых делах, если бы не жена Алтын, даже просто страшно подумать, как сложилась бы судьба потомка прославленного рода в постсоветсой России. И здесь, на ровном месте Николас умудряется вляпаться в дело, к которому он не имеет ни малейшего отношения, и если бы не сторонние обстоятельства, то сомневаюсь выпутался бы он сам из заварухи, в которую угодил по собственному тугодумию. Наверняка Акунин выводит этого персонажа таким «непосредственным», ведь в сравнении с ним его потомки выглядят достойно, благородно и смело. Так было с историей Корнелиуса фон Дорна, так вышло и с Данилой и Самсоном Фондориными.

Именно события 1795 года являются локомотивом и движущей силой романа «Внеклассное чтение», вот где интриги, скандалы, расследования, погони, благородные поступки, эмоциональные нотки. Стилизация конца ХVIII просто замечательная, вполне в духе Пикуля, Лажечникова и Мережковского. Исторические события грамотно вплетены в нить повествования, что хочется поверить, что так и было в самом деле...Плюс ко всему автор раскрывает многие моменты семейного древа Фандориных, где белых пятен и подводных камней тоже хватает...

Впереди ещё две книги про руссиш-британиш Ники, но уверен, что и там он будет служить фоном для более захватывающих исторических событий предков Эраста Петровича, коих по свету было воз и малая тележка.

На очереди «Ф.М.»

Р.S. Ещё одна мысль пришла в голову. Вполне возможно в 1920 году во чреве некой Елизаветы из России был вывезен номинальный носитель фамилии Фандорин, а не генетический наследник (аналогия как с Самсоном вполне возможна). Тогда это объясняет несоответствие типажа Николаса его громкой родословной...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самый удачный роман Акунин, по моему мнению. «Современная линия» разочаровала образом ГГ (этот Фандорин огорчает ощущением вырождения клана), «старинная» — недоумением по поводу введения в сюжет этого немыслимого вундеркинда, к тому же «нефандоринских кровей». Да и количество чудесных спасений в последнюю минуту зашкаливает а-ля голливуд. Детективная линия с Николасом мне понравилась, поворот с Миратом оказался неожиданным. В целом — очень среднее восприятие. Конечно же, в сравнении с другими произведениями.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, я люблю Акунина. Во всяком случае, практически все, что я читала у него раньше, мне очень нравилось. Прежде всего — необычностью сюжетов и персонажей. И Эраст Фандорин, и особенно Пелагея, имхо — очень удачные изобретения. Но увы, всему хорошему когда-нибудь приходит конец. Как говаривал пан Анджей, когда автор не в состоянии больше ничего выжать из героя, он начинает живописать его детей и внуков. Так же и Николас Фандорин — несчастная жертва экономических законов, гласящих, что если товар хорошо продается, останавливать его производство ни в коем случае нельзя.

В свое время мне понравился «Алтын-Толобас», кста. В нем еще сохранилось настроение предыдущих романов, общая необычность, и это ощущение веселого драйва, очень характерное для Акунина вообще. И я как-то даже оптимистично рассчитывала, что следующие книги будут не хуже.

Но Чтение — книжка откровенно *плохая*, на мой взгляд, и к прочтению не рекомендуется. Я вообще удивлена, как такой талантивый автор сумел разом настолько испортить о себе хорошее впечатление — потому что это откровенная лажа и дешевка.

В романе две идущие более ли менее параллельно сюжетные линии: наше время и время Екатерины II. В нашем времени действует тот же Николас Фандорин, причем действие развивается по худшим из законов жанра. Сначала появляется таинственный сумасшедший, считающий себя вправе судить и рядить, и убивающий всяких людей на основании «высшей справедливости». Не знаю, как вы, а я встречала сотню подобных сюжетов у Донцовой и иже с ними. Дальше еще хуже — главгер ввязывается в разборки между двумя бандитскими группировками. При этом участвуют: плохой бандит, хороший бандит, невероятно-сексуальная-и-опасная-наемная-убийца-которая-клеит-главгера. Слов нет, чтобы выразить мое презрение по этому поводу, потому что обычно литературку *такого пошиба* я и в руки бы не стала брать. Книга, собсно, и заканчивается тем, что бандиты радостно поубивали друг друга

Вторая сюжетная линия вообще довольно непонятная — про какого-то мальчика-вундеркинда, про Фандоринского предка, который почему-то стал отшельником в лесу.

Первая и вторая сюжетная линии между собой не связаны никак, что отнюдь не делает роману чести. Обе книги ждешь, что вот, вот они будут сближаться и наконец пересекутся — и ничего. Так что в итоге совершенно непонятно, зачем было введено аж две.

В общем, дорогие мои, все вышеописанное очень печально. Нравился мне Акунин, а теперь... боюсь, я больше не буду его читать.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Линия времен Екатерины — милая стилизация. местами весьма и весьма удачная.

Линия современности — уныло, штамопвано, неправдоподобно.

Может это оттого, что я не живл в 18-м веке?

Похоже.

Автор сводит две динии в рамках интриги, но не в рамках восприятия персонажей. Алтына-толобаса не получилось.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга! Чего все зациклились на Эрасте Фандорине. Это другая книга, другая история. Две шикарных истории (соглашусь что современная немного хуже). Твердые 9 баллов!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нудновато, много лишних описаний, да и теперь не интересно читать такого Акунина, после знакомства с циклом про Эраста Фандорина...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне как раз нравится, что в романе две сюжетные линии: если одна не очень, то на второй хотя бы отдыхаешь. Не люблю бандитские разборки разлива 90-х, для меня это «-«. Да и маленький гений как то не впечатлил, «+« — приоткрывается завеса о предке Д.Фандорине; «жизнеописание славного потомка» — Н.Фандорина.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История по определению не может оставить меня равнодушной — люблю другие эпохи, другие нравы. Хотя кое-где и было нудновато, но есть чем себя увлечь..)

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если у меня едва хватило слов для передачи впечатлений от предыдущего романа серии, то здесь слова попросту закончились! Друзья, перед вами — КЛАССИКА! :pray: Вот что надо преподавать в школе. Параллельность сюжетов вкупе с их явной перекличкой — выше всяких похвал! Ошеломляющая вещь!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх