FantLab ru

Борис Акунин «Нефритовые чётки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
1792
Моя оценка:
-

подробнее

Нефритовые чётки

Сборник, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Аннотация:

Это сборник рассказов о приключениях русского суперсыщика в XIX веке, призванный закрыть многие «пробелы» в биографии Эраста Петровича.

Примечание:

Ранее Акунин хотел назвать этот сборник «Приключения Эраста Фандорина в XIX веке».

В сборник вошли 7 рассказов (из них 2 — уже ранее известных) и 3 повести («Долина Мечты», «Перед концом света» и «Узница башни»).

Книга вышла в продажу 21 ноября 2006 года стартовым тиражом в 500 000 экземпляров!


В произведение входит:

7.54 (784)
-
20 отз.
7.65 (698)
-
31 отз.
8.07 (692)
-
23 отз.
7.95 (744)
-
19 отз.
7.52 (722)
-
22 отз.
7.60 (675)
-
22 отз.
7.78 (688)
-
22 отз.
7.80 (699)
-
27 отз.
8.40 (716)
-
28 отз.
7.91 (749)
-
32 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Нефритовые четки
2007 г.
Нефритовые четки
2008 г.

Аудиокниги:

Нефритовые четки
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Распрощавшись с Эрастом Фандориным в конце «Алмазной колесницы», Борис Акунин оставил читателя томиться в ожидании самого интересного — герой стареет, жизнь его медленно, но верно подоходит к концу, а на горизонте маячит самая интересная часть и его и российского жизненного пути — у Фандорина это преисполненная мудрости старость, а у России — революция.

Лично мне всегда было интересно, как Фандорин, в своё время отринувший методы Пожарского, лоб в лоб столкнётся с тем кровавым хаосом, что не допускали ни «Азазель», ни Анвар, ни упомянутый Пожарский. Фандорин, который «бережно себя несёт, расплескать боится» и гражданская война, смерть и разрушение... и — понимание, что в своё время надо было не воротить нос от грязных методов борьбы с террористами, а марать «белы рученьки»... О, это было бы сильное завершение саги.

Однако, в новой книжке, получившей название «Нефритовые чётки» Акунин решил не брать столь сложные темы, а просто сбросить с героя груз нерасказанных историй — так поступила в своё время Макс Фрай со своим циклом про Ехо. Теперь и Акунин пишет о приключениях Фандорина на протяжении всего XIX века — от работы в Японии до 1900 года. Нам напоминают, как развивался герой — плюс добавляют к портрету небольшие, но занятные штрихи — где Фандорин откопал нефритовые чётки, которые постоянно перебирает, откуда взялась его служанка времён «Декоратора», как он путешествовал по миру и что делал в разных странах... Немножко времени автор уделил «невинно-убиенному» Тюльпанову — оказывается, малец не сразу пал от руки милашки Декоратора, а ещё успел в сыске поработать!

Образ Фандорина в новой книжке не противоречит себе, а даже укрепляется. Эраст Петрович всё тот же лощёный аристократ, вызывающий буйных восторг у девушек и страх у преступников. Причём довольно интересно наблюдать в перспективе как молодой восторженный юноша, показанный в «Сугумо» взрослеет и, на мой взгляд, портится, убегая из Родины («Чаепитие в Бристоле»), допуская сознательные ошибки («Долина Мечты»). И, в качестве действительно интересного финала (объясняющего возвращение на Родину в «Ловце стрекоз») — фееричная сцена в «Перед концом света». А вот последний рассказ Акунин написал зря — образы Шерлока Холмса и Арсена Люпена, описанные Акуниным какие-то... неверные, да и само их присутствие как-то обедняет, обезреалистичивает повествование.

Вместе с доработкой образа героя, Акунин дорабатывает концепцию проекта — раньше нам были представлены «все жанры классического криминального романа», теперь — уж точно все. В «Скарапее Баскаковых» перед нами детектив с животным — не зря абревеатура «С.Б.» совпадает с аналогичным рассказом Конан Дойля — «Собака Баскервилей». Только тут не собака, а здоровенная змея. В «Одной десятой процента» Акунин пытаеся написать детектив про преступника, у которого нет мотива преступления — чтож, в целом получилось. Зачёт, так сказать, хотя такую идею я уже где-то видел...

Что до самих рассказов, то они находятся на среднем уровне — есть совсем неинтересные, типа вынесенных в заглавие «Нефритовых чёток», а есть замечательные — «Из жизни щепок», например. Были у Акунина сюжеты и лучше, были у хуже.

Позабавило то, что серия обзавелась картинками — наконец-то я понял как должен выглядить Фандорин! В фильмах он какой-то не похожий на книжный прототип, а вот художнику удалось нарисовать героя таким, каким он должен быть.

В целом — томик неплох. Обеспечивает довольно недурственное и не грузящее чтение где-то на недельку. Для метро — вообще идеал. Ну а поклонники приключений Эраста Фандорина давно уже должны бежать в магазин за книгой. В-общем, лично я жду приключений Фандорина в XX веке, когда должно начаться самое интересное :-) Хочется верить, что автор серию продолжит.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уважаемый автор пошел, видимо, навстречу многочисленным просьбам фанатов «фандоринской» серии и соизволил написать сборник рассказов о разных годах жизни многими нежно любимого сыщика.

Хочу отметить, что книга больше всего похожа на, как сейчас модно говорить, трибьют. Рассказы разные по стилю и напоминают творения классиков жанра. Не случайно и посвящен томик целой плеяде известных детективщиков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В сборник вошли рассказы:

* «Сигумо» (уже публиковался в составе «Кладбищенских историй»). История из практики г-на Фандорина в Японии. Мистицизм и аутентичная нечисть прилагается.

*«Table-talk 1882 года» — стилизация под «салонную болтовню» и походя раскрываемое убийство. Похожее построение рассказа замечено у А. Кристи. ;)

*«Из жизни щепок». Этот рассказ впечатлил неожиданным поворотом событий, заменой первопричины. Африканские страсти в интерьере русской железнодорожной конторы.

*«Нефритовые четки». Тут тоже хвататет мистики и невкусных подробностей, но, в целом, как-то бледновато. Хотя и раскрывает происхождение сериального фетиша. ;)

* «Скарпея Баскаковых». Привет британской демонической собаке! Фабула почти не отклоняется от канонической версии г-на Конан Дойла. Финал предсказуем, но теперь читатель знает, откуда взялась прекрасная дама из «Декоратора»... И может догадаться, почему она поступила так, как поступила.

* «Одна десятая процента». История идеального убийства и невероятных совпадений. Фандорин — любимец судьбы!

*«Чаепитие в Бристоле». Мило. Изгой Фандорин знакомится с совершенно замечательной старушкой, которая очччень напоминает мисс Марпл. Для полноты картины добавим выжившего из ума лорда, трех его сыновей-джентльменов и одного тоскующего леопарда. Приметы времени?

* «Долина мечты». А тут у нас гремучая смесь из вестерна, расхожих дикозападных суеверий, золотой лихорадки и разудалого мошенничества. На мой взгляд, неоправданно затянуто.

* «Перед концом света». Вот этот рассказ считаю самым удачным в сборнике. Немалую роль в этом играет этнографический элемент. Эпидемия самоубийств в старообрядческой среде, прекрасные древние сказания, бытовые зарисовки, характеры — великолепно!

* «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых». Рассказ произвел впечатление большой шутки. Столько художественных приемов задействовано, столько неожиданных поворотов... Только представьте — г.г. Холмс, эск. и Фандорин, м-р, объединились против дьявольски хитрого г-на Люпена. Отношения показаны партнерско-сопернические, и немалую лепту в общую пестроту вносит сотрудничество господ Сибаты и Ватсона. Ватсон учит Масу писательскому мастерству! В общем и целом напоминает капустник по мотивам. :) Но читать весело, особенно после «Конца света».

Что хочу сказать в целом — планку серии Акунин не уронил. Но следует учитывать, что томик адресован в первую очередь, тем, кто читал все остальное. Рассказы заполняют лакуны межну романами, повествуют и о судьбе второстепенных персонажей, показывают различные слои общества — все это, безусловно, интересно. Но на мой взгляд, именно эта нацеленность отбирает у рассказов часть самостоятельности.

Большой плюс издания — очень милые графические иллюстрации, выполненные с отменным мастерством и вкусом.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дети и взрослые по-разному относятся к сказкам. И различие не в том, что первые всему верят, а вторые во всем сомневаются (еще неизвестно, кого легче обмануть, и басни про светлое будущее принесли человечеству неизмеримо больше зла, чем истории про Белоснежку и Пиноккио). Нет, уставшие от рутины «большие» чаще всего стремятся к новому, еще не испытанному, – а вот малышам подавай то, что они уже слышали, и желательно теми же словами.

В каком-то смысле постмодернисты, к числу которых можно отнести и Б. Акунина, — это люди, которые не желают расставаться с детством. Повторение услышанного, увиденного, прочитанного бесконечно забавляет и писателей, и читателей родом из «постсовременности». Они не устают поминать Борхеса — историй, мол, «всего четыре». Многие из них превосходные стилисты, каждый из них начитан и эрудирован. Они с легкостью комбинируют несовместимые, казалось бы, элементы литературы прошлого, и самая большая радость для них – это радость УЗНАВАНИЯ.

На титульном листе «Нефритовых четок» мы видим десять великих имен — посвящение великим мастерам детективного жанра. По странному совпадению, рассказов в сборнике тоже десять… и становится ясно, что никакое это совпадение, а приглашение поиграть в загадки…

Над древним дворянским родом тяготеет проклятие, и единственному оставшемуся в живых наследнику не сдобровать: где-то в окрестных болотах скрывается кошмарная тварь, которая принесет с собой ужас и смерть…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Собака Баскервилей»? Нет, «Скарпея Баскаковых».

В Англии живет милая старушка, которая на досуге вместо вязания занимается раскрытием преступлений…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мисс Марпл? Нет, мисс Палмер.

Подкованному в детективах читателю все орешки окажутся по зубам, потому что Акунин действует довольно прямолинейно (и правильно делает): не прячет ссылки на шедевры прошлых лет в случайных цитатах и намеках, а заимствует сюжетные ходы целиком. (Правда, мне не сразу открылось, что «Table-talk 1882 года» — это аллюзия не только на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Человека, которого изрубили в куски», но и на «Убийство на улице Морг»)

К чести автора, рассказы об Эрасте Фандорине прекрасно воспринимаются и вне этих интеллектуальных игрищ. Книга, которую издают тиражом в полмиллиона, не может быть достоянием одних только высоколобых. Отсюда и некоторая условность персонажей и их мотивов — впрочем, то же самое можно сказать о всем акунинском творчестве в целом… а если размахнуться, так и о любой развлекательной литературе, хоть плохой, хоть хорошей.

Книги о Фандорине относятся ко второму разряду. Легкое, интересное и при этом ни капельки не пошлое чтение. Много ли в современной русской литературе найдется аналогов? Сомневаюсь. Главное — не ждать от Акунина достоевских глубин или булгаковских высот. Впрочем, в лучшей истории «Нефритовых четок», повести «Перед концом света» (о раскольниках, фанатизме и страхе), автор близок к тому, чтобы называться уже Автором.

Все остальное – не выше семерки по моей шкале, но любителям фандоринской мифологии каждой эпизод из его бурной жизни будет интересен. Судьба метает его из города в город, из страны в страну, из должности в должность — и каждый удар судьбы Эраст Петрович сносит с нордической стойкостью... но «смелым людям часто снятся страшные сны...»

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестяще. На мой взгляд, это самая лучшая книга Акунина из того, что я прочитал (около 40 процентов его творчества). Оказывается, Акунин — блестящий мастер коротких рассказов, о чём я и не подозревал, читая его гораздо более длинные произведения про Фандориных и про Пелагию. Некоторым рассказам я поставил 10 из 10: это «Скарпея Баскаковых», «Нефритовые чётки», «Из жизни щепок» и «Узница башни, или краткий, но прекрасный путь трёх мудрых».

Что хотел отметить отдельно. Рассказ «Скарпея Баскаковых», наверно, не следует сравнивать с «Собакой Баскервилей», потому что Акунин совершенно явно занимался стилизацией; но зато «Скарпею Баскаковых» вполне можно сравнить с «Дикой охотой короля Стаха» Владимира Короткевича, так как она тоже имела в своей основе «Собаку Баскервилей». И, на мой взгляд, Акунин Короткевича явно превзошёл.

«Узница башни». Думаю, тут бы восхитился и сам Конан-Дойль. Блестящая задумка, и, главное, Акунин не стал делать Холмса второстепенным персонажем в сравнении с Фандориным (чего я опасался). Ну и злодеи тоже оказались под стать сыщикам.

«Нефритовые чётки». Не знаю, под кого стилизовано, но выше всяких похвал.

«Из жизни щепок». Тоже не знаю, под кого стилизовано — но тоже выше всяких похвал. Молодец!!!

Ещё «Долина Мечты» понравилась, оценил на 9. Мог бы и на 10, но мне чуть-чуть (не сильно, а именно ЧУТЬ-ЧУТЬ!) не понравилась концовка и то, как изображены русские колонисты. Интересно, а никто за эту повесть не обвинял Акунина в русофобии? Я, конечно, не стану этого делать, но формальные основания есть — изобразил русских колонистов почти никуда не годными трусами. Ну что ж, бывает и такое...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

{Удивительно, но факт, что последняя (а может нет?) книга «про Фандорина», является одной из лучших в этом цикле.}

Я понимаю что здесь отзывы а не обсуждения. НОООООООООО. Книга действительно хороша, в литературном плане может и выше всех в серии, но нет в ней того духа эпохи за который я так люблю Акунина. Какая-то она скороспелая. Мало экскурса в историю, который у Акунина так хорошо выходит.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный сборник! Замечу только что более объемные вещи Акунину удаются лучше. Потому как в рассказах только окунешься в интригу, а уже и финал. Маловато!

Особо же отмечу рассказ «Из жизни щепок» и повесть «Узница башни». Но вообще сборник ровный и удовольствие от его прочтения получил полное.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейший сборник! Не понравился только один рассказ, самый последний. И то лишь из-за того, что не люблю, когда автор использует персонажей других авторов. В данном рассказе мы встречаем Шерлока Холмса. Все же предпочитаю встречать его на страницах книг Конан Дойля.

Все остальные рассказы выше всяких похвал! Этакие мини-детективы, которые не менее (а иногда и гораздо более) захватывающие, непредсказуемые и интересные, чем большие произведения автора.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот сборник рассказов прописан только для истинных поклонников серии, так как раскрывает некоторые детали главного героя (начиная с имени «Эраст», заканчивая наличием у героя знаменитых четок). Посредственные рассказы, где детективный сюжет кое-как вмещается в малую форму, навевают лишь ностальгию по более удачным романам. В последней повести «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых» автор сталкивает Эраста Фандорина с Шерлоком Холмсом и его помощником, а также с Арсеном Люпеном, главным героем романов и новелл французского писателя Мориса Леблана. Неплохо, да? Наверное, нет. Это как сравнивать «Самый лучший фильм» с комедиями Гайдая и Рязанова.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор решил совметить все что смог в одной книге. Такой своеобразный коктейль из различных жанров — довольно выигрышная комбинация. Ведь все люди разные и предпочитают различные жанры. А вот вам: все под одной крышечкой. :super:

Хотя некоторые истории и портят общую картину, тем не менее читается очень легко.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долгожданная книга о приключениях Эраста Фандорина. Как всегда красиво, интеллекутально и временами непредсказуемо. Хотя на рассказе «Скарпея Баскаковых» обнаружил сильное сходство с «Собакой Баскервиллей!, и далее понял, что это неспроста. В рассказе «Чаепитие в Бристоле», посвящённое Агате Кристи, мисс Палмер весьма сильно напоминает мисс Марпл =) А зная, что «Перед концом света» посвящается Умберто Эко, без труда нашёлся и главный убийца =) В общем, весьма занимательное чтиво...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неоднозначный сборник рассказов. Все они являются подражанием стилю других писателей, о чем сказано в предисловии. Мне больше понравились «Долина мечты»- стилизованный под вестерн, и «Перед концом света»- рассказ про раскольничьи скиты на севере России. Неплохой рассказ «Нефритовые четки», объясняющий, откуда у Фандорина появился столь любимый им предмет. Конечно, романы Акунина мне нравятся больше, но своя прелесть есть и у коротких детективных рассказов.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, крепкий, интересный сборник. Занятная задумка: использование известных литературных персонажей: автор «свёл» их с Фандориным, и ГГ в каждой паре стал восприниматься немного по-другому. Пожалуй, градус иронии в этом сборнике немного выше обычного.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, сборничек откровенно пародийный. Для любителей кроссвордов, читаем сначала список авторов, кому Акунин выразиз свое почтение. А потом читаем «ремейки» этих самых авторов и получаем удовольствие. Меньшее, чем от угадываения скрытых в фандоринских романах парраллелей, но всетаки!

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборник разочаровал!

Как уже писалось в предыдущих отзывах, «объёмные вещи Акунину удаются лучше» — от себя добавлю, на много лучше!

Некоторые их историй просто обрываются, что, в моих глазах однозначный минус.

«Заимствование» чужих персонажей из классики жанра, отдаёт плагиатом и наводит на мысль, что автор исчерпал данного персонажа.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший сборник — рассказы дополняют романы :smile: Плюс сборника в том, что у каждого рассказа проставлен год в котором происходит действие, что очень порадует любителей читать цикл в хронологическом порядке. Главное не прочесть рассказ раньше предшествующего романа :wink:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх