fantlab ru

Борис Акунин «Нефритовые чётки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
1983
Моя оценка:
-

подробнее

Нефритовые чётки

Сборник, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Аннотация:

Это сборник рассказов о приключениях русского суперсыщика в XIX веке, призванный закрыть многие «пробелы» в биографии Эраста Петровича.

Примечание:

Ранее Акунин хотел назвать этот сборник «Приключения Эраста Фандорина в XIX веке».

В сборник вошли 7 рассказов (из них 2 — уже ранее известных) и 3 повести («Долина Мечты», «Перед концом света» и «Узница башни»).

Книга вышла в продажу 21 ноября 2006 года стартовым тиражом в 500 000 экземпляров!



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.51 (884)
-
22 отз.
7.63 (789)
-
31 отз.
8.06 (785)
-
25 отз.
7.94 (838)
-
20 отз.
7.53 (803)
-
23 отз.
7.57 (761)
-
23 отз.
7.76 (774)
-
23 отз.
7.79 (785)
-
28 отз.
8.40 (807)
-
30 отз.
7.91 (839)
-
35 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Нефритовые четки
2007 г.
Нефритовые четки
2008 г.

Аудиокниги:

Нефритовые четки
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня хороший сборник — это нечто большее, чем набор рассказов и повестей под одной обложкой. Именно такие книги потом помнятся через много лет. Борис Акунин с задачей справился. Главная идея «Нефритовых чёток» прекрасна — отдать дань уважения Детективу как жанру и великим предшественникам, своими трудами проложившим дорогу к славе Эрасту Фандорину и его литературному отцу. Аккуратно заполняя лакуны в фандоринской биографии, Борис Акунин сумел сделать это увлекательно и разнообразно, где-то получилось филигранно, где-то — попроще. Но везде, пожалуй, за исключением «Одной десятой процента» радость узнавания знакомого сюжета, или же отдельных ходов, или хотя бы настроения чужих произведений, не омрачалась излишне грубыми, по-живому, заимствованиями идей, ситуаций или образов.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший сборник детективных рассказов о приключениях профессионального детектива Эраста Петровича Фандорина. В чем-то очередные «оммажи», на основе бессмертных трудов сэра Артура Конан Дойла, в чем-то упрощённые, но душевные японские зарисовки, в чем-то неплохие вариации как смесь уголовной и светской хроники того исторического периода.

По хронологии -период с 1881 по 1899 годы, первоначально события рассказов идут в ежегодном порядке но после четвертого «дела» автор или решил оставить время про запас, либо же попросту маэстро урезал марш, но на оставшиеся пятнадцать лет пришлось всего шесть рассказов.

По месту событий — Япония, САСШ, Европа, родные пенаты. По качеству текста — нормально, если не грузиться разными «где-то я это уже читал». Если же грузиться, то будет не особо интересно.

В общем и целом — коммерческий продукт приемлемого качества.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейший сборник! Не понравился только один рассказ, самый последний. И то лишь из-за того, что не люблю, когда автор использует персонажей других авторов. В данном рассказе мы встречаем Шерлока Холмса. Все же предпочитаю встречать его на страницах книг Конан Дойля.

Все остальные рассказы выше всяких похвал! Этакие мини-детективы, которые не менее (а иногда и гораздо более) захватывающие, непредсказуемые и интересные, чем большие произведения автора.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот сборник рассказов прописан только для истинных поклонников серии, так как раскрывает некоторые детали главного героя (начиная с имени «Эраст», заканчивая наличием у героя знаменитых четок). Посредственные рассказы, где детективный сюжет кое-как вмещается в малую форму, навевают лишь ностальгию по более удачным романам. В последней повести «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых» автор сталкивает Эраста Фандорина с Шерлоком Холмсом и его помощником, а также с Арсеном Люпеном, главным героем романов и новелл французского писателя Мориса Леблана. Неплохо, да? Наверное, нет. Это как сравнивать «Самый лучший фильм» с комедиями Гайдая и Рязанова.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестяще. На мой взгляд, это самая лучшая книга Акунина из того, что я прочитал (около 40 процентов его творчества). Оказывается, Акунин — блестящий мастер коротких рассказов, о чём я и не подозревал, читая его гораздо более длинные произведения про Фандориных и про Пелагию. Некоторым рассказам я поставил 10 из 10: это «Скарпея Баскаковых», «Нефритовые чётки», «Из жизни щепок» и «Узница башни, или краткий, но прекрасный путь трёх мудрых».

Что хотел отметить отдельно. Рассказ «Скарпея Баскаковых», наверно, не следует сравнивать с «Собакой Баскервилей», потому что Акунин совершенно явно занимался стилизацией; но зато «Скарпею Баскаковых» вполне можно сравнить с «Дикой охотой короля Стаха» Владимира Короткевича, так как она тоже имела в своей основе «Собаку Баскервилей». И, на мой взгляд, Акунин Короткевича явно превзошёл.

«Узница башни». Думаю, тут бы восхитился и сам Конан-Дойль. Блестящая задумка, и, главное, Акунин не стал делать Холмса второстепенным персонажем в сравнении с Фандориным (чего я опасался). Ну и злодеи тоже оказались под стать сыщикам.

«Нефритовые чётки». Не знаю, под кого стилизовано, но выше всяких похвал.

«Из жизни щепок». Тоже не знаю, под кого стилизовано — но тоже выше всяких похвал. Молодец!!!

Ещё «Долина Мечты» понравилась, оценил на 9. Мог бы и на 10, но мне чуть-чуть (не сильно, а именно ЧУТЬ-ЧУТЬ!) не понравилась концовка и то, как изображены русские колонисты. Интересно, а никто за эту повесть не обвинял Акунина в русофобии? Я, конечно, не стану этого делать, но формальные основания есть — изобразил русских колонистов почти никуда не годными трусами. Ну что ж, бывает и такое...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неоднозначный сборник. Семь рассказов и три повести. Все они являются подражанием стилю других писателей, о чем сказано в предисловии.

Мне больше понравились «Долина мечты»- стилизованная под вестерн, и «Перед концом света»- повесть про раскольничьи скиты на севере России. Неплохой рассказ «Нефритовые четки», объясняющий, откуда у Фандорина появился столь любимый им предмет. Конечно, романы Акунина мне нравятся больше, но своя прелесть есть и у коротких детективных рассказов.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднородный сборник-стилизация под различных авторов, и в итоге сплошной винегрет из жанров.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, крепкий, интересный сборник. Занятная задумка: использование известных литературных персонажей: автор «свёл» их с Фандориным, и ГГ в каждой паре стал восприниматься немного по-другому. Пожалуй, градус иронии в этом сборнике немного выше обычного.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Специфичный сборник.

Да и уровень рассказов разный.

Но в общем — приятный коктейль римейков классиков. Причем довольно добротный.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уважаемый автор пошел, видимо, навстречу многочисленным просьбам фанатов «фандоринской» серии и соизволил написать сборник рассказов о разных годах жизни многими нежно любимого сыщика.

Хочу отметить, что книга больше всего похожа на, как сейчас модно говорить, трибьют. Рассказы разные по стилю и напоминают творения классиков жанра. Не случайно и посвящен томик целой плеяде известных детективщиков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В сборник вошли рассказы:

* «Сигумо» (уже публиковался в составе «Кладбищенских историй»). История из практики г-на Фандорина в Японии. Мистицизм и аутентичная нечисть прилагается.

*«Table-talk 1882 года» — стилизация под «салонную болтовню» и походя раскрываемое убийство. Похожее построение рассказа замечено у А. Кристи. ;)

*«Из жизни щепок». Этот рассказ впечатлил неожиданным поворотом событий, заменой первопричины. Африканские страсти в интерьере русской железнодорожной конторы.

*«Нефритовые четки». Тут тоже хвататет мистики и невкусных подробностей, но, в целом, как-то бледновато. Хотя и раскрывает происхождение сериального фетиша. ;)

* «Скарпея Баскаковых». Привет британской демонической собаке! Фабула почти не отклоняется от канонической версии г-на Конан Дойла. Финал предсказуем, но теперь читатель знает, откуда взялась прекрасная дама из «Декоратора»... И может догадаться, почему она поступила так, как поступила.

* «Одна десятая процента». История идеального убийства и невероятных совпадений. Фандорин — любимец судьбы!

*«Чаепитие в Бристоле». Мило. Изгой Фандорин знакомится с совершенно замечательной старушкой, которая очччень напоминает мисс Марпл. Для полноты картины добавим выжившего из ума лорда, трех его сыновей-джентльменов и одного тоскующего леопарда. Приметы времени?

* «Долина мечты». А тут у нас гремучая смесь из вестерна, расхожих дикозападных суеверий, золотой лихорадки и разудалого мошенничества. На мой взгляд, неоправданно затянуто.

* «Перед концом света». Вот этот рассказ считаю самым удачным в сборнике. Немалую роль в этом играет этнографический элемент. Эпидемия самоубийств в старообрядческой среде, прекрасные древние сказания, бытовые зарисовки, характеры — великолепно!

* «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых». Рассказ произвел впечатление большой шутки. Столько художественных приемов задействовано, столько неожиданных поворотов... Только представьте — г.г. Холмс, эск. и Фандорин, м-р, объединились против дьявольски хитрого г-на Люпена. Отношения показаны партнерско-сопернические, и немалую лепту в общую пестроту вносит сотрудничество господ Сибаты и Ватсона. Ватсон учит Масу писательскому мастерству! В общем и целом напоминает капустник по мотивам. :) Но читать весело, особенно после «Конца света».

Что хочу сказать в целом — планку серии Акунин не уронил. Но следует учитывать, что томик адресован в первую очередь, тем, кто читал все остальное. Рассказы заполняют лакуны межну романами, повествуют и о судьбе второстепенных персонажей, показывают различные слои общества — все это, безусловно, интересно. Но на мой взгляд, именно эта нацеленность отбирает у рассказов часть самостоятельности.

Большой плюс издания — очень милые графические иллюстрации, выполненные с отменным мастерством и вкусом.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Распрощавшись с Эрастом Фандориным в конце «Алмазной колесницы», Борис Акунин оставил читателя томиться в ожидании самого интересного — герой стареет, жизнь его медленно, но верно подоходит к концу, а на горизонте маячит самая интересная часть и его и российского жизненного пути — у Фандорина это преисполненная мудрости старость, а у России — революция.

Лично мне всегда было интересно, как Фандорин, в своё время отринувший методы Пожарского, лоб в лоб столкнётся с тем кровавым хаосом, что не допускали ни «Азазель», ни Анвар, ни упомянутый Пожарский. Фандорин, который «бережно себя несёт, расплескать боится» и гражданская война, смерть и разрушение... и — понимание, что в своё время надо было не воротить нос от грязных методов борьбы с террористами, а марать «белы рученьки»... О, это было бы сильное завершение саги.

Однако, в новой книжке, получившей название «Нефритовые чётки» Акунин решил не брать столь сложные темы, а просто сбросить с героя груз нерасказанных историй — так поступила в своё время Макс Фрай со своим циклом про Ехо. Теперь и Акунин пишет о приключениях Фандорина на протяжении всего XIX века — от работы в Японии до 1900 года. Нам напоминают, как развивался герой — плюс добавляют к портрету небольшие, но занятные штрихи — где Фандорин откопал нефритовые чётки, которые постоянно перебирает, откуда взялась его служанка времён «Декоратора», как он путешествовал по миру и что делал в разных странах... Немножко времени автор уделил «невинно-убиенному» Тюльпанову — оказывается, малец не сразу пал от руки милашки Декоратора, а ещё успел в сыске поработать!

Образ Фандорина в новой книжке не противоречит себе, а даже укрепляется. Эраст Петрович всё тот же лощёный аристократ, вызывающий буйных восторг у девушек и страх у преступников. Причём довольно интересно наблюдать в перспективе как молодой восторженный юноша, показанный в «Сугумо» взрослеет и, на мой взгляд, портится, убегая из Родины («Чаепитие в Бристоле»), допуская сознательные ошибки («Долина Мечты»). И, в качестве действительно интересного финала (объясняющего возвращение на Родину в «Ловце стрекоз») — фееричная сцена в «Перед концом света». А вот последний рассказ Акунин написал зря — образы Шерлока Холмса и Арсена Люпена, описанные Акуниным какие-то... неверные, да и само их присутствие как-то обедняет, обезреалистичивает повествование.

Вместе с доработкой образа героя, Акунин дорабатывает концепцию проекта — раньше нам были представлены «все жанры классического криминального романа», теперь — уж точно все. В «Скарапее Баскаковых» перед нами детектив с животным — не зря абревеатура «С.Б.» совпадает с аналогичным рассказом Конан Дойля — «Собака Баскервилей». Только тут не собака, а здоровенная змея. В «Одной десятой процента» Акунин пытаеся написать детектив про преступника, у которого нет мотива преступления — чтож, в целом получилось. Зачёт, так сказать, хотя такую идею я уже где-то видел...

Что до самих рассказов, то они находятся на среднем уровне — есть совсем неинтересные, типа вынесенных в заглавие «Нефритовых чёток», а есть замечательные — «Из жизни щепок», например. Были у Акунина сюжеты и лучше, были у хуже.

Позабавило то, что серия обзавелась картинками — наконец-то я понял как должен выглядить Фандорин! В фильмах он какой-то не похожий на книжный прототип, а вот художнику удалось нарисовать героя таким, каким он должен быть.

В целом — томик неплох. Обеспечивает довольно недурственное и не грузящее чтение где-то на недельку. Для метро — вообще идеал. Ну а поклонники приключений Эраста Фандорина давно уже должны бежать в магазин за книгой. В-общем, лично я жду приключений Фандорина в XX веке, когда должно начаться самое интересное :-) Хочется верить, что автор серию продолжит.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дети и взрослые по-разному относятся к сказкам. И различие не в том, что первые всему верят, а вторые во всем сомневаются (еще неизвестно, кого легче обмануть, и басни про светлое будущее принесли человечеству неизмеримо больше зла, чем истории про Белоснежку и Пиноккио). Нет, уставшие от рутины «большие» чаще всего стремятся к новому, еще не испытанному, – а вот малышам подавай то, что они уже слышали, и желательно теми же словами.

В каком-то смысле постмодернисты, к числу которых можно отнести и Б. Акунина, — это люди, которые не желают расставаться с детством. Повторение услышанного, увиденного, прочитанного бесконечно забавляет и писателей, и читателей родом из «постсовременности». Они не устают поминать Борхеса — историй, мол, «всего четыре». Многие из них превосходные стилисты, каждый из них начитан и эрудирован. Они с легкостью комбинируют несовместимые, казалось бы, элементы литературы прошлого, и самая большая радость для них – это радость УЗНАВАНИЯ.

На титульном листе «Нефритовых четок» мы видим десять великих имен — посвящение великим мастерам детективного жанра. По странному совпадению, рассказов в сборнике тоже десять… и становится ясно, что никакое это совпадение, а приглашение поиграть в загадки…

Над древним дворянским родом тяготеет проклятие, и единственному оставшемуся в живых наследнику не сдобровать: где-то в окрестных болотах скрывается кошмарная тварь, которая принесет с собой ужас и смерть…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Собака Баскервилей»? Нет, «Скарпея Баскаковых».

В Англии живет милая старушка, которая на досуге вместо вязания занимается раскрытием преступлений…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мисс Марпл? Нет, мисс Палмер.

Подкованному в детективах читателю все орешки окажутся по зубам, потому что Акунин действует довольно прямолинейно (и правильно делает): не прячет ссылки на шедевры прошлых лет в случайных цитатах и намеках, а заимствует сюжетные ходы целиком. (Правда, мне не сразу открылось, что «Table-talk 1882 года» — это аллюзия не только на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Человека, которого изрубили в куски», но и на «Убийство на улице Морг»)

К чести автора, рассказы об Эрасте Фандорине прекрасно воспринимаются и вне этих интеллектуальных игрищ. Книга, которую издают тиражом в полмиллиона, не может быть достоянием одних только высоколобых. Отсюда и некоторая условность персонажей и их мотивов — впрочем, то же самое можно сказать о всем акунинском творчестве в целом… а если размахнуться, так и о любой развлекательной литературе, хоть плохой, хоть хорошей.

Книги о Фандорине относятся ко второму разряду. Легкое, интересное и при этом ни капельки не пошлое чтение. Много ли в современной русской литературе найдется аналогов? Сомневаюсь. Главное — не ждать от Акунина достоевских глубин или булгаковских высот. Впрочем, в лучшей истории «Нефритовых четок», повести «Перед концом света» (о раскольниках, фанатизме и страхе), автор близок к тому, чтобы называться уже Автором.

Все остальное – не выше семерки по моей шкале, но любителям фандоринской мифологии каждой эпизод из его бурной жизни будет интересен. Судьба метает его из города в город, из страны в страну, из должности в должность — и каждый удар судьбы Эраст Петрович сносит с нордической стойкостью... но «смелым людям часто снятся страшные сны...»

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор решил совметить все что смог в одной книге. Такой своеобразный коктейль из различных жанров — довольно выигрышная комбинация. Ведь все люди разные и предпочитают различные жанры. А вот вам: все под одной крышечкой. :super:

Хотя некоторые истории и портят общую картину, тем не менее читается очень легко.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, сборничек откровенно пародийный. Для любителей кроссвордов, читаем сначала список авторов, кому Акунин выразиз свое почтение. А потом читаем «ремейки» этих самых авторов и получаем удовольствие. Меньшее, чем от угадываения скрытых в фандоринских романах парраллелей, но всетаки!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник интересен уже хотя бы тем, что в нем есть что-то не похожее на ранее написаное. Очень приятно, что рассказы не затянуты, нет ничего лишнего. Кроме того, невозможно предугадать что ожидать от следующего рассказа. Браво автор :appl:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх