fantlab ru

Борис Акунин «Пелагия и красный петух»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
1347
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

На пароходе «Севрюга» убит двойник пророка Майнулы. Волею случая на пароходе находится преосвященный Митрофаний со своей духовной дочерью Пелагией, которая просто не может остаться в стороне, когда имеет место таинственная история. И вот монахиня отправляется сначала на родину убитого — деревеньку, расположенную в труднопроходимых лесах, а затем в Святую Землю, где надеется найти ответы на многие вопросы. Параллельно с этим статский советник Матвей Бердичевский проводит собственное расследование.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 360

Активный словарный запас: очень высокий (3283 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Пелагия и красный петух. В 2 томах
2003 г.
Пелагия и красный петух. В 2 томах. Том 1
2003 г.
Пелагия и красный петух. В 2 томах. Том 2
2003 г.
Пелагия и красный петух. В двух томах
2003 г.
Пелагия и красный петух
2004 г.
Пелагия и красный петух. В 2 томах
2004 г.
Пелагия и белый бульдог
2005 г.
Пелагия и белый бульдог. Пелагия и черный монах. Пелагия и красный петух
2005 г.
Пелагия и красный петух
2005 г.
Пелагия и красный петух. Том 1
2006 г.
Пелагия и красный петух. Том 2
2007 г.
Пелагия и красный петух
2010 г.
Пелагия и красный петух
2011 г.
Пелагия и красный петух
2011 г.
Пелагия и красный петух
2014 г.
Пелагия и красный петух
2015 г.
Пелагия и красный петух
2018 г.
Пелагия и красный петух
2022 г.

Аудиокниги:

Пелагия и красный петух
2009 г.
Пелагия и красный петух
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Pelagia & The Red Rooster
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, у меня язык не поворачивается назвать эту книгу плохой — ведь я уже второй день хожу под впечатлением и даже решил оставить отзыв, чем обычно не грешу.

С другой — впечатление это: «что это было???»

Да, книга заканчивается очень неожиданно. Но плюс ли это? Я люблю философские книги. Я люблю юмористические книги, то есть меня нельзя упрекнуть, что: «вы просто привыкли к хиханькам, а вам подсунули СЕРЬЕЗНУЮ вещь». Я люблю хорошие финалы и расстраиваюсь от печальных, но смиряюсь с ними, если этого требует сюжет с здравый смысл.

Здесь же у меня полное ощущение, что от селедки отрубили хвост, пришили к курице и предлагают полюбоваться, как красиво получилось.

Первые две книги цикла были ироническим детективом. Да, с налетом мистики, но в конце рациональное мышление и здоровый реализм неизменно разоблачали злобные козни врагов. С середины третьей текст начал уходить в «селедку», а в конце вообще стрельнул в фантастику с финалом «все умерли». Умерли ли, задумался я? Исходя из первых двух книг, г-н Акунин отрицал всяческий мистицизм.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То есть конец можно толковать и как «неожиданно герои уверовали, и из кустов выехал рояль, то бишь вышел Мессия», и как «на самом деле не было никакого мессии, а до пророка и Пелагии просто добрались люди прокуратора и тишком уничтожили».

Но в обоих случаях конец оставил острое разочарование. В первом — потому что ну никак логически и психологически не сочетается с двумя первыми книгами, во втором — потом что в таком случае все кончилось ничем: зло восторжествовало и продолжит торжествовать дальше.

Конечно, можно сказать, что «это глубокий авторский замысел». Но ответ со стороны читателя: «недостоверно, не верю».

И очень, очень жалко главных героев, умерщвленных как будто просто по принципу «серия книг закончена, и чтобы больше не просили — всех в расход»...

Да, прекрасный язык, меткие замечания, интересные характеры и рассуждения о христианстве. Ощущения как от коряво построенной беседки, красиво задрапированной вьюнками.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря — не особо понравилось, хотя хорошего о книге можно сказать немало.

Фирменный акунинский язык, интересные ремарки, легкая читаемость, историчность и т.д. и т.п., за что многие книги этого автора искренне люблю.

Но, многое не понравилось и не понравилось отчетливо. Во-первых и в главных, это присутствие мистики. Ничего против нее не имею, но в предыдущих детективах автор, хоть и часто играл на том, что подоплека тех или иных событий — мистическая, все же в конце давал рациональное объяснение событий. И это был, действительно, исторический детектив. Самый настоящий.

Здесь же на переправе поменяли коней. Конечно, есть вариант, что я автора поняла превратно (тогда — не только я), и «не мистическое» объяснение есть, просто я его не смогла своим ограниченным умом понять. Ну, тогда, как детектив — книга неудачная.

Во вторых, при чтении нередко появлялось ощущение этакого винегрета — будто автор сам еще не решил, что же он пишет — детектив, фентези, «про второе пришествие» или что-то философское. А необходимость выдерживать при этом легкий и развлекательный стиль повествования делает книгу еще более странной.

Когда я уяснила, что от «второго пришествия» не отвертеться, стало совсем грустно. Ибо — ну какой тут детектив... И первого пришествия особо не заметили, и второе не заметим — что тут полемизировать. Перепевы библейских историй на тему того, «что все было не так или не совсем так» — вещь неоднозначная и сделать ее хорошо и интересно довольно сложно. Тут волей-неволей будут сравнивать с Булгаковым, а выиграть в таком сравнении непросто.

Провинциальный детектив оказался разрушен, мистический (христианский детектив????) — так и не родился. Рассуждения на тему жизни и религии, которые смотрелись вполне мило и уместно в первых книгах, тут стали уже слегка (а местами — и не слегка) раздражать. На мой вкус их многовато.

Что имеем в итоге? Легко читаемый, грамотно написанный, довольно интересный текст с массой хороших сцен, не без морализаторства, и не без натяжек и «роялей». Увы — гибрид «ежа с ужом», хотя и качественно написанный.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Борис Акунин — известный экспериментатор. Обычно он для того чтобы выкинуть очередной стилистический финт начинает новую серию, но в этот раз решил, что окончить трилогию про монахиню Пелагию надо необычно и неожиданно. Риск, конечно же, велик — «Пелагия и чёрный монах» — отличная книга, прекрасный детектив, который вывел серию на новый уровень качества, но остался всё таким же провинциальным, логичным и очень интересным. Третью книгу мы ждали, естественно, написанную в том же духе. Но Акунин решил нас удивить.

Первое (и главное), о чём стоит помнить, открывая книгу «Пелагия и красный петух» это то, что книга перестала быть чистым детективом, получила мистическую составляющую. Не раскрывая всех карт, стоит сразу оговорить: никаких «логичных объяснений» на этот раз не будет. Финал расследования заведёт Пелагию в метафизический тупик. И, в конце концов, перед нами предстанет новая история ни много, ни мало Иисуса Христа.

Сказать, что это шок, — ничего не сказать. Как? Зачем? Почему? — эти и многие другие вопросы резонно задать автору, потому что фраза «ни к селу, ни к городу» наиболее хорошо описывают всю мистику, закрученную вокруг сюжета. Акунин нарушил целостность уютного мирка «Провинциального детектива», ввёл туда лишние сущности, которые выглядят там дико и портят всё впечатление. Фантастику Акунин писать никогда не умел — она у него выглядит или схематично (как в «Квесте») или безвкусно (как в «Фантастике»), и хронодыры этой книги не являются исключением. Представьте, что Раскольникова забирают инопланетяне, или Пьер Безухов начинает вдруг пускать из рук огненные шары. Несуразно — лучшее определение.

И при том получили развитие линии второстепенных персонажей. Закрутилась очередная церковная интрига. Произошло много интересных событий.

Вот только поверить в мир Пелагии уже не получается. Целостность «Провинциального детектива» как серии разрушена безвозвратно. Не удивительно, что средние оценки книги заметно ниже, чем у предыдущей. Возможно, лучшим выбором будет остановиться на «Чёрном монахе», дальше — на свой страх и риск.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав уже давно первые две книги серии «Провiнциальный детектив», я не спешил добраться до «Красного петуха». А произведение оказалось довольно любопытное... Почти до самого конца я ждал классической развязки, где все загадки будут объяснены логикой и здравым смыслом. Но автор удивил, впрочем, Борис Акунин не любит клонировать произведения и всегда экспериментирует с жанрами. На мой взгляд, произведение получилось довольно цельное — нет больших перегибов, всего в меру. Упор на религиях, но написано вполне доступно для нерелигиозного читателя.

Уверен, что автор допустил кучу исторических неточностей и искажений, но для художественной литературы это не порок. Главное как автор создаёт атмосферу своего книжного мира, а Акунин делает это замечательно! Читатель погружается, то в профессиональный мир речных щепаче, то в дикой мир российской глуши, то в религиозную среду ортодоксальных евреев, а ещё ужасную атмосферу маньяка-аристократа и т.д. Особо отмечу исторические привязки — с чего начиналась история нового Израиля, что предвещало ведущую роль Штатов, как расшатывались основы Российской империи... возможно, все эти мысли автора очень субъективны, но читаются с интересом...

Советую читать тем, кто любит перечитывать «Мастер и Маргариту». Тем же, кто ценит детективный экшн, это произведение покажется скучноватым.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С нетерпением ждал этот роман. Все гадал — как же Акунин сможет перепрыгнуть самим же им поднятую до небес «Черным монахом» планку?

И перепрыгнул ведь.

Правда, для этого пришлось поменять жанр.

Как детектив — книга интерес представляет не большой.

Но вот как литературное произведение — Акунин превзошел здесь самого себя.

Другим за такие книги (да не такие — хуже, гораздо хуже) всяких «Русских букеров» дают.

А Акунину — ничего, он же развлекательное чтиво пишет.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На пароходе «Севрюга» убит пророк Майнула. Митрофаний и Пелагия первыми оказываются на месте преступления. Но оказывается, что это был всего лишь двойник пророка. И вот монахиня отправляется на родину убитого, чтобы найти ответы на некоторые вопросы. Но вместо ответов она чуть не находит собственную смерть, и теперь чтобы спрятать свою духовную дочь, преосвященный отправляет ее в Иерусалим.

Заключительная книга цикла, посвященного монахине Пелагии. Как и первые книги, данная развивается постепенно, не спеша. Нам поведают о жизнях многих людей, которые буквально на следующей странице отправятся в мир иной. И зачем спрашивается было тратить наше время и бумагу на людей, которые просто не успевают повлиять на сюжет? Я не знаю как все остальные, но детектива я здесь не увидел. Я увидел путеводитель по Святой Земле, тайные мечты автора о новых Содоме и Гоморре, угнетение евреев другими народами, и угнетение других народов евреями, и просто огромное количество нестандартных людей, которые мнят себя великими (прямо как автор). Единственное, что я не увидел, это детектива, как в первых двух книгах. Кто окажется злодеем, было понятно с первых страниц, кто умрет — также понятно заранее. Единственное что оставалось в тайне — пророк Майнула, и лучше бы я оставался в неведение, ибо то, что приготовил нам автор — БРЕД. Ему уже просто надоело писать книги про данную героиню, но видно нужны были деньги, и как это бывает, пришлось выкручиваться. И если Стивен Кинг в такой ситуации выпустил на книжные полки великолепное «Кладбище домашних животных», то Акунин посредственную «Пелагея и красный петух».

Жаль времени потраченного на данное произведение. Плюс только один — читается легко. Поэтому если вам все равно, что читать, можете потратить свое время, но я бы рекомендовал остановиться на первых двух книгах.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятное чтение. К тому же порадовавшее неожиданным окончанием.

Не скажу, что читалось на одном дыхании. Есть здесь неоправданные длинноты, в которых действие провисает, и читателю приходится с досадой торопливо их пробегать. Но никуда не деться — стиль традиционно хорош, и действие снова затягивает в себя.

Хроноистория с Эммануилом мне понравилась. Понятно, что верующие должны тут негодовать и возмущаться, а мне показалось, что ход очень интересный. А слова, вложенные в уста этого персонажа (то есть слова, собственно говоря, самого автора), мне просто-таки симпатичны. (А вот и еще одна версия личности Иуды. Как хорошо было у АБС про дрисливого гусенка... а тут совершенно иное!).

Интересный. роман. И чудесный финал для завершения всего цикла: удивительный вариант христовой невесты...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание!!!

Воцерковленным и фанатично верующим просьба не прикасаться!

В заключительном романе серии Акунин с трясины вступил на канат, балансируя на котором, он и прошагал до самой развязки. Тема Второго пришествия уже давно не даёт покоя нашему писателю (тут вам и Айтматов, и Стругацкие...). Рискуя привлечь на свою голову проклятия верующих и обвинения в богохульстве, Акунин нашёл в себе силы сообщить читателю созревшее в душе понимание личности Христа.

Мне лично такое понимание близко.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятное завершение трилогии о Пелегии, прочитала на одном дыхании. По ощущениям, история бойкой монашки напоминает повести Булгакова — сюжет немного мистический, ГГ живой и экспрессивный. Если в историях о сыщике Фандорине привлекает в первую очередь детективная логика, то здесь интересны персонажи — Пелагия, Митрофаний, Мануйла. После прочтения осталось чувство, что мир не такой как кажется.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю с чего начать. Тут и двоякое, и троякое впечатления от романа. Отдельными местами читать совершенно скучно, и тут же в наличии фрагменты от коих оторваться практически не возможно. Начало романа, первые тридцать-пятьдесят страниц, мне приходилось себя пересиливать и заставлять осваивать этот текст. Такой концентрации представителей неформальных организаций и обществ на небольшой промежуток книжного времени давненько не встречал – «найденыши», содомиты, еврейские переселенцы и речное ворье. Рассуждения персонажей на различные теологические темы, связанные с православием, иудаизмом и прочими верованиями. Необходимость быть подкованным в вопросах истоков создания современного еврейского государства. Аж до тошноты, как в школе, на неинтересных уроках, особливо в мае. Честное слово. Но по совету супруги в своем чтении я пошел дальше. Когда основная линия сюжета превратилась в детективную историю с главной героиней прошлых книг цикла, стало проще. Дальше все понеслось, как во многих произведениях Чхартишвили: быстро, увлекательно, легковесно, где-то предсказуемо неожиданно (да именно так) и с претензией на глубокие философские мысли. Первый том заведомо менее читабельный по причине необходимости понимания, что это вообще за мистика, с чем ее едят. Второй том «проглатывается» на одном дыхании – там ответы на вопросы, поставленные в первой части. Мне показался весьма неглупым пассаж о причинах увеличении процента однополой любви в зависимости от уровня жизни и утонченности хьюмансов:smile:. Очень даже недурна акунинская версия распятия Христа. Зрело, и мудро смотрятся мысли Митрофания и Пелагии о предназначении каждого человеческого индивидуума. Автором достигнута цель, заставить читателя сопереживать главным героям – на мой взгляд, естественно. Правда, в этом, здорово помогают первые две книги цикла о Пелагии. Больше всего мне по душе финал. Второе пришествие Иисуса, светлые мысли, чистые помыслы, отсылки к Старому и Новому заветам. Единственное, как всегда, у Григория Шалвовича развлекательность и бешеный темп сюжета наряду с многочисленными легковесными упрощениями, существенно портят общую картину произведения. Постоянная попытка усидеть на двух стульях дает неоднозначный результат, как-то отсутствие классической основательности романов британских авторов конца XIX начала XX веков, так и совершенно ненужные глубокомысленные философские витиеватости несвойственные современному американскому ширпотребу. Семь, наверное, будет самой справедливой оценкой сему творению.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Десять лет книга стояла на полке, прочел за 1 день! Это невероятный роман. Насколько я люблю Акунина, но подобную вещь вряд ли с каким из его произведений можно сравнить. Настолько многогранен этот философско — приключенческий роман. А читается так легко, как родник струится. Феноменальная книга! Поставил бы больше если бы смог.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Акунин этой книгой явно хотел сказать, что то для себя очень важное.... И разорвался между детективной историей и околорелигиозными рассуждениями. В результате посредственно вышло и то и другое. Ни хрена себе провинциальный детектив:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сестра Пелагия аж в Палестине звездит, и с Христом за ручку уходит на Голгофу.
Просто панк опера какая то получается. Не хочется рубить с плеча, но думается, что Акунин почему то устал от этой своей серии и решил ее так эффектно завершить. И завершил, но читать всю серию под одной обложкой слабонервным не рекомендуется. Уж больно разные и о разном получились книги.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю,понравился мне роман,или нет.

К слабым сторонам книги отнесу то, что серия «Пелагия» начиналась как отличные детективные романы. Но к второй книге-«Пелагия и Черный монах», Акунин свёл роман к мистике, правда в конце, все объяснилось реальными причинами. В третьей же книге, сюжет полностью уходит в область сверхъестественного, ни много ни мало, к второму пришествию Христа!

Так же Акунин, как гений плагиата содрал пол-книги у Булгакова, а вторую половину сюжета беззастенчиво повзоимствовал у «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского.

А ещё мне не понравилось описание огромного количества сект и религиозных течений в России в конце XIX века. Тут и всевозможные еврейские организации, гомосексуальные общины, палестинские арабы , черкесы , кого только нет! Надоедает читать про всех этих раввинов,цадиков, переводить сноски с иврита и идиша.

Но несмотря на все эти, как мне кажется недостатки, книга получилась интересная!

Мне было интересно узнать о дальнейшей судьбе полюбившихся главных героев. Динамичные приключения не дают заскучать читателю ни на минуту. Ну, конечно и яркий и лёгкий язык автора. Приятное и развлекательное чтение,хотя по-моему мнению, третья книга все-таки получилась слабее двух первых.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне обычная акунинская книга: немного детектива, немного мистики и приключения с наемным убийцей.

Финальная сверхидея в жанре криптоистории — вместо христа распяли его ученика, а сам он через пещерку с хронодырой поала в 19 век, поом вернулся обратно, чем и объясняются видимо слухи о его воскрешении.

Слава Дэну Брауну, его полку прибыло.

Сам по себе детктив очень линейный — Пелагия разгадывает загадки и как гончая идет по следу от волги до иерусалима. Кроме того, это хороший дорожный путеводитель о сектах.

перечитывать не стоит.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственный роман БА, далеко выходяший за рамки детектива и, оттого, единственная его вещь, что я захотел прочесть заново, перечитал и, возможно, еще перечитаю. Масса интересных наблюдений, в т.ч. исторического характера, в т.ч. об особенностях иудейства. Наверное, из-за достаточной сложности и частых отклонений от детективной фабулы это произведение столь мало популярно именно среди горячих поклонников творчества БА.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх