FantLab ru

Мария Семёнова «Волкодав»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Голосов:
5012
Моя оценка:
-

подробнее

Волкодав

Роман, год; цикл «Волкодав и его мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 225
Аннотация:

Был мальчик, жил своей жизнью в своем небольшом привычном мире. И вот этот мир уничтожен напрочь. Убиты все, кто его населял, от старого-старого деда и до последнего младенца. Не осталось ни-че-го! И этого мальчика продали на самую страшную каторгу, туда, где сильные взрослые мужчины долго не выживают. Что может быть на душе у такого ребенка? Только одна программа — выжить, освободиться, научиться сражаться и отомстить. Все! Отомстить и умереть, так как больше жить незачем, других целей нет в принципе. И эту програму мальчик/юноша/мужчина выполнил. Прошел все, перенес все, отомстил. А умереть не получилось. И надо жить дальше. А как? Ведь этот человек просто не знает, что оно такое — жить. Он не умеет просто улыбаться солнцу, он не знает, что такое любить женщину, что значит посидеть в кабаке с друзьями... Он не знает и не умеет вообще ничего, что называется «жить». Он умеет только сражаться. Причем он не умеет сражаться вполсилы, он всегда ведет бой как в последний раз. Вся книга — это история о том, как сожженное сердце учится жить.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 563

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3015 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Беляевская премия, 1996 // Фантастическая книга

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1996 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1996 // Крупная форма (роман)

номинант
Мечи, 1997 // Меч в камне

Экранизации:

«Волкодав» / «Wolfhound,The» 2006, Россия, реж: Николай Лебедев



Похожие произведения:

 

 


Волкодав
1995 г.
Волкодав
1997 г.
Волкодав
1997 г.
Волкодав
1997 г.
Волкодав
1998 г.
Волкодав
2000 г.
Волкодав
2001 г.
Волкодав
2001 г.
Волкодав
2002 г.
Волкодав
2003 г.
Волкодав
2003 г.
Волкодав
2005 г.
Волкодав
2005 г.
Волкодав: Истовик-камень. Волкодав
2005 г.
Волкодав: Истовик-камень. Волкодав
2005 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2012 г.
Волкодав
2014 г.
Волкодав
2018 г.

Аудиокниги:

Волкодав из рода Серых Псов
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Vukodav
2007 г.
(сербский)
Wilczarz
2007 г.
(польский)
Вълкодав
2007 г.
(болгарский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По поводу вопроса, «мужик ли Волкодав» вспоминается эпизод из книги, где Юноша бледный со взором горящим предлагает Волкодаву научиться читать. У любого мужского персонажа есть только три варианта ответа на данный вопрос:

1) Положительный(герой -варвар: да, Грызь учиться читат)(герой-волшебник: уважаемый коллега, я слышал что аборигенные варвары владеют примитивной письменностью и с радостью приму Ваше предложение) и т.д.

2) отрицательный(Герой-варвар: грызь ненавидит колдунов),(герой-волшебник: духи запрещают мне читать) и т.п.

3) нейтральный: (Герой-варвар: грхмр...),(герой-волшебник: Знаете, я бы не стал сейчис тратить на это время, возможно позже) ну и далее по тексту.

Что же делает наш Волкодав? он...ОБИЖАЕТСЯ..... как? почему? что за...? Оказывается, юноша не спросил умеет ли он читать. Вывод- Волкодав все таки женщина, хотя и с плоской грудью и попой.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мужчина ли Волкодав?

***

– Волкодав не мужик, – авторитетно заявил Старший, возвращая роман.

– Почему? – грозным щенком тут же ощерился на него Младший.

– Да это баба писала, оно же видно! Герой ни с кем не переспал, хоть под него и ложились. Давали – и не взял! Да ты не спорь, не спорь – сам ведь «палку» ещё не кидал ни разу…

– Опять ЗэКа в моде? Спасибо, не надо. Знавал я дураков, отсидевших за Володеньку Высоцкого, чтобы «настоящими» стать, – презрительно сплюнул Старый, не став даже дочитывать подсунутый бестселлер. – А тут вообще детская сказочка. Подрастёшь – поймёшь…

– И где тут фэнтези, да ещё и славянское? – потряс книгой и чуть не ударил ею по лбу Младшего очкастый Студент. – Один упырь в самом начале и горячечный бред про каких-то вил и симуранов. Лешие где? Шишиги, кикиморы, стриги? Русалки на худой конец? – тут он чему-то усмехнулся и закончил: – Учись, школота!..

Примерно такие разговоры велись после появления на прилавках книжных магазинов в 1995-м году романа Марии Семёновой «Волкодав». Наверняка подобные обсуждения возникают кое-где и сейчас, хотя уже и не столь массово.

Действительно, герой получился нетипичный. Как и мир, в котором он живёт. Что же это за зверь такой, первый и последний из рода Серых Псов? Каждый раз при попытке его определения всплывают ассоциации с отрицанием: не Конан, не Ведьмак, не индеец, не рыцарь, не былинный богатырь, не Иван Сучий сын... Рекламщики, особо не думая, нарекли его «русским Конаном» и, как всегда, попали пальцем не туда.

***

С миром разобраться проще. Если особо не придираться, то здесь всё те же пространство, время и конгломерат культур, что и в более ранних произведениях Семёновой: «Два короля», «Валькирия», «Сольвейг и мы все», «Орлиная круча», «Пелко и волки». Условные славяне, нурманы, балты и ромеи торгуют, ссорятся и мирятся где-то между морем, горами и лесом. В «Волкодаве» горизонт заметно расширился: добавились столь же условные кельты, народы из Великой степи, с Кавказа и представители африканских цивилизаций. На первый взгляд действие происходит во всё те же средние века – но они уже абстрактные и смешанные, а не конкретные. Где-то за пару веков до массового Крещения язычников, только вместо христианских миссионеров действуют и злодействуют жрецы Близнецов. Порох ещё не появился в массовом сознании даже в виде слухов, но таранный удар копьём и сплошной доспех уже есть. Встречаются также некоторые характерные особенности античности, такие как аллюзии на греков и финикийцев.

«Закваска» проблематики произведения также старая семёновская, как в «Лебеди улетают» и «Ведуне». Бывалый и увечный воин берёт под свою защиту слабых, малых, старых и женщин, не требуя ничего взамен. Приём слёзы из камня выжимает, причём в хорошем смысле. Душевные перекосы хранителя и жертв выправляются, зло наказывается, Правда восстанавливается, катарсис достигается. Защитнику богами даётся второй шанс за спасение невинных. А если всё совсем плохо и реалистично, то можно улететь на крыльях, как сделал хромой кузнец, или вообще спрыгнуть с обрыва в никуда. Благодаря этому повествование не станет детской сказкой из-за вымученно-добренького финала, и конфликт разрешится настолько фантастически, что понимай как хочешь, фэнтези это или трагический обрыв струны с предсмертным видением.

Фэнтези ли «Волкодав»? На все сто процентов, поскольку мифологическая и сказочная канва основного и вставных сюжетов видна невооружённым глазом. Другое дело, видит её конкретный читатель или нет, но это уже вопрос его эрудиции. Вводит в заблуждение кажущееся правдоподобие художественного мира и сокращение доли фантастики и её влияния на развитие повествования до минимальных значений. Оговорки Тилорна, намекающие на «попаданчество», счастливо забываются. Главная «фишка» фэнтези – нечеловеческие расы, нечисть, нежить, боги и демоны – практически не участвуют в действии, они встречаются лишь в качестве мимолётных и зачастую субъективных упоминаний. Хочешь верь, хочешь не верь. Героизм главного героя и его живучесть, по существу, являются самым значимым и чуть ли не единственным фантастическим допущением книги, прочно закрепляя её на полке «героического фэнтези».

Термин «магический реализм» напрашивается к подобному стилю сам собой, но, помимо явных несоответствий жанру, роману по крови ближе такая же «славянская» сказовая традиция П. Бажова, В. Галкина, И. Ермакова, А. Мисюрева, Т. Пьянковой и других. В их мирах реально всё, кроме сказочного обрамления и торжества справедливости, как, допустим, в «Седом медведе» у Галкина. Отсюда же, кстати сказать, тянутся и «каторжные» корни клеймёного венна, заставляющие относиться к нему с предубеждением не только персонажей книги. Он не урка, не зэк, не уголовник новейшего времени, а кандальный рудокоп, колодник, вчерашний свободный и всё ещё гордый триединый пахарь, охотник и воин, которому «воли надо». Вспомните Урал, Сибирь, цикл Е. А. Фёдорова «Каменный пояс», фильм Я. Лапшина «Демидовы». Суровые времена, дикие горы, алчные промышленники и звереющие по обоим концам кнута люди в шахтах.

Если на минуточку стать вивисектором и отбросить побочные ответвления сюжета, то получится очень интересная вещь. Всё повествование легко сводится к процедуре обеспечения прохождения инициационных испытаний перед вступлением в брак с иноземным партнёром, но в женском варианте. Кнесинка Елень становится истинным героем, а Волкодав её зооморфным помощником, верным Серым Волком при «царевне Елене троянской». При такой расстановке обретают смысл исключение кнеса из основного действия, его жена-полководец, воинствующая дева Эртан, жрица богини Кан, матриархат уклада и религии веннов. Встают на свои места «надуманные» конфликты Волкодава с Атталиком, Лучезаром и даже Глуздом, усиливается вражда с Винитаром. Венн попросту работает «громоотводом», выводя пассивную «теневую героиню» из-под власти отца, угрозы «кровосмешения» в своём доме и заключения нежелательного брака с недостойными. А сколько раз Серый Волк походя помог счастливо разрешить ту же проблему персонажам второго и третьего плана? Старые рабы, Ниилит и Тилорн, Ане и Кетарн?

Мария Семёнова мастерски вышла за границы «женской литературы» и «ярмарки претендентов», сконструировав основной мужской образ по канонам волшебной сказки. Сказка – она ведь для всех: и мальчиков, и девочек, и взрослых. Может ли иметь половую принадлежность голая функция? Серый Волк, герой-помощник, дух-хранитель – называй как хочешь. Смысл один: Волкодав больше не принадлежит миру людей. Свершив месть, он умер как человек и не смог полностью уйти за грань только потому, что живые нуждались в его помощи. Тилорн, Ниилит, Эврих, старики вельхи, щенок… Список спасённых им длинен, и каждый добавляет полешко-другое в почти догоревший костёр его жизни, эгоистично не давая умереть.

У Ольги Григорьевой в романе «Ладога» один из героев выгорел дотла, и опустевшее, но ещё живое тело из жалости и стремления помочь занял его «астральный» двойник – «кромешник», «хельг гейст». Волкодав Марии Семёновой сам волевым усилием разорвал свою душу надвое, частью уже перейдя смертную грань и даже обретя неполное следующее рождение. В его нынешнем теле просто не осталось земных и плотских желаний, и живо оно лишь ради других, половиной души. Женщина, дом, дети, личное – всё это будет в следующем воплощении. Может быть. «Иди и придёшь», – сказал ему бог. Осталось понять, куда именно идти и что следует выполнить для того, чтобы дали спокойно умереть. Чтобы снова обрести цельность и родиться заново. Чтобы жить самому.

Мужчина ли Волкодав? Нет, он лишь малая часть мужчины. Безмерно идеализированная и преувеличенная мужская функция, обладающая силой, волей и разумом, руководствующаяся неким нравственным императивом, но не имеющая никаких собственных желаний и потребностей. Целиком и полностью женский и подчинённый женщине конструкт. Воплощение наивной веры женщины в то, что Мужчина придёт без зова в нужный момент и спасёт наперекор всему и всем и даже ей самой, и не воспользуется её слабостью, и всё будет хорошо. А потом уйдёт, ничего не попросив взамен, чтобы не мешаться. Исчезнет, чтобы когда-нибудь снова появиться, если у женщины возникнет очередная проблема.

Вместе с тем образ Волкодава благодаря связи со сказкой и умело внесённой (подсмотренной, подсказанной – кто знает?) мужской способности сжигать себя дотла в «последнем бою» получился настолько ярким, что перестал быть только женским. В качестве Идеального Мужчины и Героя он оказался способным стать образцом для подражания и «камертоном мужественности», основательно потеснив в сердцах многих мальчишек яростных варваров и благородных рыцарей, индейцев и ковбоев. Вполне возможно, что это было запланировано автором, а может быть, возникло само собой, случайно заполнив некую пустоту в современной русской фантастической литературе. Как бы то ни было на самом деле, некоторые из Младших это почувствовали и прикипели к «Волкодаву», как к Библии. Они переписывали стихи из Книги и учили их наизусть. Они плевались от экранизаций, сделавших из Идеального Мужчины просто самца. Они взяли образ сурового венна с собой во взрослую жизнь. Своё дело «Волкодав» сделал, и это было действительно доброе и нужное дело.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Кто людям помогает, лишь тратит время зря,

Хорошими делами прославиться нельзя...»

Это утверждение, известной многим с детства, милой старушки, разбивается о «Волкодава» как волна о скалы. Оказывается, добрые деяния ещё способны порадовать немалое количество современных читателей, получивших в последнее время неограниченный доступ к потокам мерзости, пороков и прочей черноты, придавшим произведениям, такую долгожданную – реалистичность.

Прочитав отзывы о «Волкодаве», я, как никогда, готов выразить согласие как с положительными, так и с отрицательными, поскольку большинство из них содержит определённую долю истины.

Основным достоинством «Волкодава», в моих глазах, стали первые главы, ну может даже первая его условная часть. Где есть всё – и сюжет с местью главного героя, и, знакомство с второстепенными персонажами, зверями и артефактами. Причём, особо хочется отметить мастерство автора — драматизировать сюжет, в хорошем смысле слова, т.е. её умение заставить читателя переживать за персонажей. Мало того, автору с большим успехом удаётся встраивать одну драму внутрь другой, затем как матрёшек вынимать их друг из друга и потоками чувств выливать на голову читателю. Возьму для примера момент с выкупом из рабства однорукого Нада для неизвестной главному герою старухи Киренн. Здесь автор блестяще раскрывает нынешнее – печальное положение обоих персонажей, историю их любви и расставания, цену, которую готовы предложить за их счастье посторонние люди… Как оценивать финал этой любви каждый читатель решит сам, поскольку восприниматься он может как счастливый конец, но печалька какая-то на душе всё же остаётся. Следует отметить, что вся эта «микродрама» в объёмах произведения занимает положенное ей количество печатного текста, а не размазывается на полкниги. Сим нюансом, что краткость – сестра таланта, автор радует читателя на продолжении всего повествования. Взять хотя бы описания природы. Они короткие – абзац, два, зато достаточно ёмкие, очень колоритные и живые, и не забивают голову ненужным винегретом.

Ещё мне нравится, когда авторы вставляют в текст свои наблюдения из реальной жизни, можно сказать, делятся с читателем частичкой своего жизненного опыта. Для примера приведу ряд моментов, где наблюдения автора совпадают с моими:

- «Осчастливив нехитрыми подарками Тилорна и Ниилит, Волкодав поймал себя на том, что и сам готов был улыбаться неизвестно чему.» (Кто из вас не испытывал нечто подобное делая подарки близким?);

- «Обидеть может только друг. Обида – это когда тебя насмерть ранит кто-то, к кому ты успел привязаться…» (Здесь, чуток не согласен – обидеть может каждый, но то, что отмеченные выше обиды самые жестокие, думаю, сомнению не подлежит);

- «А уйти без покупки, уже заведя разговор с продавцом, венну не позволяла совесть» (Истинно далеко не для каждого. Да и не грех вовсе. Но иногда замечаю за собой некоторое неудобство, когда поморочив продавцу голову, ухожу ничего не купив);

- «При виде кандальных рубцов сзади послышалось одобрительное «О-о-о!». Волкодава это всегда раздражало. Молокососы, близко не нюхавшие неволи, почему-то любили предстать этакими знатоками, намекнуть неизвестно на что. Дурачьё. Щенки бестолковые» (Очень напоминает тюремную романтику и шансон из всех окон);

- «Боги могущественны и справедливы, однако всё-таки лучше, если правдоборец сноровист, сыт и силён» (Согласен на все 100 – На бога надейся, а сам не плошай).

Если первая часть книги читается на ура, то вторая скатывается к банальному приключению о доставке кнесинки жениху. Нет, я не скажу, что повествование становится невыносимым, скорее, оно теряет краски, сюжет сваливается к уровню «ИДИ И ПРИДЁШЬ» (так сказал Волкодаву Бог Грозы, и, Волкодав не подвёл — пошёл…), а исключительно правильные поступки главного героя начинают надоедать. И именно безмерная правильность главного героя заставляет одних читателей превозносить его до небес, других — плеваться. Я же займу промежуточную позицию, сказав, что некоторые жёсткие, не всеми приемлемые, черты характера придали бы главному герою, такую необходимую современному читателю, реалистичность. Да и каторжный опыт – немалое тому основание. Поступки же Волкодава, порой, больше напоминают деяния Тимура и его команды, или, если хотите, Конана, получившего советское образование, но уж никак не древнего воина.

По поводу чрезмерной феминистичности произведения. Я бы не был так категоричен. Конечно немного странно, что дикари, редко показывающиеся на глаза посторонним не могут сжечь ведьму без справедливого суда кнесинки, зато, кулаки воительницы Эртан здесь вдвое меньше мужских (как и положено природой) и молотом или двуручным мечом, как у других авторов, она не машет.

Касаемо того, что автор в лице Волкодава создала образ «мужчины мечты» многих представительниц прекрасной половины человечества («Но тех, кто слушает только веления плоти, венны за мужчин не считали»). Даже если таких не существует в природе (причём, её же, природы, стараниями), почему бы не пофантазировать? Тем паче, жанр располагает. И это стремление автора, сделать мир лучше, пусть ограничиваясь рамками своего творения, пусть для половины человечества, да пусть хоть только для себя (хотя так получается нечасто — единомышленники найдутся всегда), я приветствую всеми руками и ногами. Хотя, справедливости ради, скажу, что отказ любимого мужчины (есть такой момент в тексте), преподнесённый автором как подарок, большинство женщин вряд ли приняло бы с пониманием.

Чтобы подытожить, скажу, «Волкодав» — самое неавантюрное произведение, с простеньким сюжетом и предсказуемым главным героем, но вместе с тем, оно и самое доброе, написанное замечательным, лёгким языком, с отеческим колоритом. Среди персонажей которого, много таких, за кого хочется переживать и даже на кого равняться, как бы банально и по-детски это ни звучало. Высокий же средний балл свидетельствует о том, что Народ ещё не разучился расставлять приоритеты, и, когда нужно, пренебрегать мелочами, а это не может не радовать.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал этот роман дважды, и ощущения от «Волкодава» у меня теперь два.

Первое – из ранней юности, ещё с той книги в серии «Русское фэнтези». Ощущение это – прекрасное. Ощущение – тёплое. Для меня это было то первое, настоящее русское славянское фэнтези – приятное, увлекательное, до дрожи родное. Вот только с того, первого раза роман запомнился очень плохо – в первую очередь запомнилось ощущение седого славянского мира, в котором, по чести сказать, хотелось бы жить; да самое первое – битва в замке людоеда, обретение двух друзей – а дальше всё как в тумане… И теперь, мне кажется, я понимаю, к чему так.

Я прочитал роман второй раз, уже имея за спиной опыт жизненный и читательский (он, наверное, сыграл тут главную роль), и к удивлению своему, читаючи, стал ощущать разочарование… Да, никуда не делась эта атмосфера, и ощущение мира – всё-таки автор, поднаторевший в истории славян, чётко и осязаемо перенесла своё знание, лишь слегка подретушировав, чтобы на этой базе создать свой мир; и славянскими деталями и тонкостями она распорядилась правильно, так что и они добавляли своего. Начало было интересным само по себе, ведь роман родился там, где ему должно бы закончиться – со сцены мести, за которой он и жизни своей не видел, да вот судьба распорядилась иначе, доказав, что не всё ещё сделано… И приключения героя и его новых друзей, почти новой семьи, за которую он в ответе, увлекали, особенно когда появились мертвецы…

Но дальше я всё сильнее и сильнее начал разочаровываться… в герое. Да, для кого-то это прозвучит кощунством, но я переставал в него верить. Помниться, в рекламных целях, тогда давным-давно Волкодав подавался таким русским Конаном («Грядёт русский Конан! – кричала реклама в книгах издательства «Терра»). И вот сейчас я неожиданно вспомнил это сравнение, и понял, что рубака-варвар кажется мне более живым, более цельным персонажем. Хотя бы уже потому, что он не одноцветен, что он не хорошенькая картинка, а вор, убийца, пират, но со своим кодексом чести, что ему плевать на других, если только этот другой не стал ему чем-то близок, и в этом проявления его благородства казались ещё ярче и ценнее. А Волкодав – именно что картинка; тоже каторжник, тоже последний из рода, и тоже мститель за чудовищное убийство своей семьи (это если сравнивать его с Конаном из фильма), но при всём при этом – он один белый незяпятнаный цвет. Убил своего кровного врага – переживает, что убил его ночью. Спас девку. Вроде что-то человеческое в нём мелькнуло, горечь, что не к нему льнет, но тут же думает: построю им дом, да от всех бед оберегу – ну от его святости слезу не пустить! Видел зло и лютость в рудниках, видел смерть своих друзей, своей семьи – но со всех разве что пылинки сдувать не готов. И – да! – защитник всех сирых и убогих, от парней, девушек, до старой груши и утопляемого щеночка. Нет, всё это не так уж и плохо – мало ли одноцветных героев бывает? – но будь оно как-то в меру. Да только, когда в самом стольном городе он оказался со своей новой «семьёй», это приобрело шквальный, и, хуже того, однообразный порядок. Когда дело дошло до старика со старухой, я уже начал опасаться, когда к двум учёным, собаке и прочим и прочим в доме станут появляться нечестно бездомные кошки, мышки и таракашки, которых надо отбить у живодёров. Наверное, поэтому-то я и не запомнил при первом прочтении ничего, что случились нашим героем в городе – видимо, где-то на подсознании уже тогда перестал воспринимать все это собирание семейства всерьёз...

Но это не вся беда – я начал замечать, что не один герой одноцветен, а все герои одноцветны. Что ни один из них не меняется по ходу романа, по ходу всех приключений и опасностей (то, что после гибели рода и каторги, наш герой ничуть не поменялся – на это я к тому моменту уже махнул рукой). Какими мы встретим их в начале, такими они и будут, никакого роста персонажей, никакого внутреннего развития. И что ещё хуже, они тоже ярко однотонны. Вот увидел наш герой человека, и решил: негодяй – так и будет. Вот увидел наш герой человека, и он ему понравился – это точно хороший человек. И никуда эти роли не изменяться – хоть мир перевернись! С Левым тут уж совсем аж глаза режет, даже символика эта, что левый, а не правый – так и случилось, так и тянулось, так и стал он самым явным и опасным негодяем. И даже «харюки», о которых Волкодав один-то раз и слышал и по одному этому слуху сложил своё мнение, оказались нечестными – а ведь он-то уж на своей-то шкуре мог бы понять, что по внешности человека судить не стоит (самого за рожу злым словом обзывали), но видимо в книге это правило только над ним одним и работает. Честно говоря, в какой-то момент я стал даже «болеть» за то, чтобы Волкодав хоть раз да ошибся – хотелось хоть одного неоднозначного персонажа, и – положа руку на сердце – где-то внутри я начинал болеть против благочинного до приторности героя, у которого разве что нимб не светился. Нет, кривить не буду, с одним героем Волкодав всё же не угадал –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с Винитаром. Не оказался Винитар продолжением своего отца-людоеда, получился настоящим вождём и человеком чести. Но из роли одноцветного честного вождя он тоже не вышел впоследствии, даже там где это ожидалось…

Я как-то поделился наблюдением о шаблонности и недвижности всех героев и о невероятной, до приторности, хорошести главного героя со своим товарищем. Тот заявил, что это неумелость автора. Но я возразил, так как тут же пришла иная мысль – а что если это расчёт? Может даже неосознанный расчёт. Ведь роман создан в девяностые. В несвятые тревожные девяностые с их злом и неправдой, с их воровскими героями в малиновых пиджака. Создан как противовес всему этому. Именно тогда такой, хороший во всём герой, герой со светлой душой, несломленной и не запачканной ничем, защитник всех слабых, то самое добро с умелыми справедливыми кулаками был нужен, необходим как мечта. Он был нужен даже вопреки законам драматургии, вопреки писательской правде, в которой у героев есть не одна плоская сторона, а и тёмные углы, и жизнь его, героя, должна бить, хоть чуток, да меняя, а не отскакивая как от стены. И мир такой был нужен – в зарождающейся волне интереса к славянским корням и славянским же чудесам, с их пряным духом; с тоской по «правде богов», по справедливости, по благочестию. Да и пусть все люди в нём плоские – зато негодяя видно сразу, и не обернётся улыбчивый малый злодеем, чиркнувшим у тебя кошелёк в подземном переходе; да и честных людей в том мире гораздо больше чем нечестных. И в этом автор попала на все сто, как говориться в яблочко – целясь или не целясь, это уж я не знаю, но попала. И это вот тоже надо уметь. В этом я вижу львиную долю успеха романа. В этом – по тому, что очарование моё в нём где-то с середины прошло, и я видел, что, да, язык в нём хорош, и атмосфера в нём хороша, но во многом он не так уж и мастеровит. И постоянное повторение «кое-кто мог бы заметить», «кое-кто потом говорил», «окажись кто-то рядом, он бы мог потом рассказать» начали резать глаза. И кое-где автор сам себе противоречила: то упирала на то, что наш герой не мастак говорить, клещами складного слова не выудить, но тут же он выдавал весьма умные и убедительные доводы, чтобы убедить Елень поступить так, а не иначе. Да и людей, часто смущала его «каторжная рожа» или шрамы, или хмурая улыбка без одного зуба, но никак не летучая мышь, висящая у него в волосах. Да, иногда и рояли в её кустах, были целыми роялищами, особенно в момент, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
погибающего Волкодава спасли крылатые псы и их ангелоподобные хозяева (буднично так).
И с флэшбэками случалась беда,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно с появлением матушки Киндарат, которой до этого будто и не было, а тут оказалось, что по её завету герой наш давал противнику один шанс, и тут же как это было объявлено (а это самый конец книги) дал своему противнику такой шанс… вот только, убейте меня, не помню я, чтоб во всех многочисленных битвах и поединках до этого он подобное делал.
Про плоских персонажей, про их неизменчивость, про няшную приторность сурового Волкодава я уже сказал. Но тут ещё потянуло ощущением, что автор и слезу пытается выжать – и поэтическими вставками, на которых и «серая шёрстка» матёрого одинокого волчары тоскует по ласковой руке (сейчас все люди, что постят в соцсети статусы про одинокого волка, должны возликовать – наконец-то их тонкую душевную организацию поняли!), и слезливые воспоминания о доме (а в них, постоянное упоминание, что кто-то другой веры, другой судьбы прибился к их клану, чтобы радовать детей, а потом погибнуть на глазах ребёнка), и каждый-то его такого молчаливого стремиться обидеть своим замечанием, посмеяться или обмануть, а он всё это терпит… И прочее, и прочее слезливое. Да ещё спавшая с глаз пелена, позволила увидеть и пафос всего этого… пафос речей, пафос описаний…

А потом, когда служба Волкодава у кнесинки пошла во всю, я понял, что герой-то создавался ещё и как девичья мечта! Ну, согласитесь, вот он – суровый, побитый в боях, потрёпанный тяжёлым прошлым, весь в шрамах, но с чистой, теплой, как мех душой, если уж говорить словами самой Семёновой, то как огромный и страшный пёс, который охранит и малое дитя от всего мирового зла – это ли не мечта? Да он и жизни своей не пожалеет, и согреет, и убережёт. Особенно если она в него влюблена, да любить его нельзя, так как другому обещана, да и он лишь каторжанин, который чище и лучше всех витязей. И честнее всех мужчин на свете, так что даже когда она предложит себя – не возьмёт, сбережёт её честь (вот почему-то только их поездки вдвоём в лес на целый день, из которых она возвращается вся в поту, ему не кажутся пятном на её чести). И ах как умильны её просьбы научить драться – она сама попросила, так как это заведено в подобных мечтаниях! А её попытка вырваться из-под «опеки» – дескать, я убегу, а ты догоняй! – слава богу, автор этого не развила, но какое милое заигрывание! Мечта – да и только! И всё это – как маркер, что это фэнтези тяготеет скорее к сказке; и как в сказке белый как снег герой везёт влюблённую в него девицу муженьку, и, как в сказке, правда сшибается с неправдой. И, как в сказке, есть замануха для девочек в виде несчастной любви и Волкодава в образе первой пубертатной мечты (и чтоб оберегал, и жизнью за тебя рисковал – вы, кстати, фильм «Телохранитель» не вспомнили? – мне вот вспомнилось). А для парней замануха – герой со справедливым мечом, русский Конан, в одиночку разгоняющий множество врагов (как там, у моста над пропастью), бьющий противника сильнее и наглее себя, отбивающий мечом аж три летящих стрелы разом, стоящий за правду (это уже чисто по-нашему!). А для детей девяностых есть даже – на сладкое – у него своё карате, да такое, что и голыми руками против вооружённого может, и одним ударом на тот свет отправить способен, и даже свечу силой духа на расстоянии задуть ему не проблема! Особенно порадовал, кстати, и «бесконтактный бой» во всей своей серьезной и по тому комичной форме – тоже ведь фишка из девяностых, прямо из самурайских фильмов в формате ВиЭчЭес.

Да, я, конечно, ёрничаю. Но долг велит сказать, что даже вот так вот, с опавшей пеленой, с теми вещами, которых было у автора в перехлест до состояния обратного эффекта, были для меня моменты, которые понравились до стадии «очень». Во-первых, момент,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда Волкодав отдал меч за умирающего старика.
Вот тут-то первый что-то вспыхнуло, надежда на неоднозначность героя, ведь впервые судьба дала ему сложный выбор
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
между клятвой мечу и своей натурой защищать сирых и убогих.
Сильный был момент, ещё более сильный тем, к чему оно привело
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(показалось даже, будто бы зря справедливый меч отдал).
Беда только в том, что это был единственный момент морального выбора героя за всю книгу. Да он и сам об этом упомянул, порадовавшись в конце, что боги не попустили ему выбирать между долгом и своими желаниями в трудные моменты. Да и обмен оказался-таки не самым сложным, так как
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
меч тут же вернулся – волшебно и легко.

Прекрасно были описаны бои, нет, не поединки которые чуть перегружались описанием телодвижений и приёмов из восточных единоборств, а бои с разбойниками – уж тогда и держало, и напряжение было, не оторваться. Да и перед боями – ощущение их близости, ощущение чужой земли в которой случиться может всякое, да и должно случиться, так как есть некая сила пытающаяся убить несчастную невесту, напряжение густело – и читать это было приятно и всласть, не то, что эту розовеющую сказочную романтику. Вот только к силе это у меня, кстати, случился небольшой вопрос – там, на старой дороге кто был?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По всему банда Жадобы, но откуда тогда у убитых на ноге татуировка поклонников Мораны – ведь по логике, которая была до этого, Семёновские ассасины поодиночке работают, а не ватажной армией, да и в разбойничьей армии воевать им должно быть западло?

А после боя в ущелье напряжении так и вовсе сгустилось, сложной и душещипательной ситуацией, когда стало ясно: Волкодав Стражу Северных Врат кровный враг,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и даже друг Аптахар, с которым он собирался стать кровным братом, тоже кровный враг, и каждый из них это знает.
Вот это была самая сильная и тревожная ситуация. Настоящий нешуточный конфликт. Но беда в том, что он распух, этот конфликт, но так и сдулся, ни во что не вылившись, будто автор побоялась дать ему хода – а жаль, ведь это, возможно, был бы лучший момент романа. Возможно, это было бы и лучшим окончанием романа. А ощущение было, будто автор старательно попыталась всего этого избегнуть. Оттого и отъезд Волкодава вместе с остальным войском выглядел отступлением.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как это наш бравый и верный клятве герой не попробовал проникнуть в страну к своей охраняемой? Не похоже на него. Волкодав остальной части книги маялся бы мыслью, а что с ней там, у горцев, пусть и дружеских (хотя столь «дружеских», что не пускали на свою сторону, глядя, как там их перебивают, а в кнесинку их сыплются грады стрел), не грозит ли опасность неведомая, может в роли тех же ассасинов? Да и долг перед ней не исполнил – из рук в руки не передал, да и она его вроде как не отпускала.

И финал меня, если честно, разочаровал. Да,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бой с Левым
был хорош, и распрю всего романа закончил. Но показалось странным, что кнесов отрок таким уж стал молодцом после знатной порки, и из человека люто ненавидящего Волкодава так чтобы нападать ночью исподтишка, превратился в парня, честно остерегающего его меч. Впрочем, наверное, в прянично-русском мире Семёновой такое вполне в порядке вещей. А ещё слова «которые потом запомнил весь городской люд», с головой выдавали, кто в поединке победит и как. Но как финал это было не так уж и плохо. Плохо только, что это не оказалось финалом…

Семёнова соорудила последнюю главу, которая меня, если честно, обескуражила. Во-первых, зачем? Зачем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Канаону и Плишке было мстить Волкодаву?
Если уж они такие, как их описывали – нечестные на руку, прилипшие к Лучезару как грязь к грязи – то зачем им это? Они бы сидели тише воды, да попытались бы к кнесовому корыту примоститься, так чтоб не оторвать. А они едут мстить, едут, не таясь, зная ведь, что за это дело после честного суда кнес их не пожалеет.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мстить за Лучезара, который им никто –
или всё-таки ошибся Волкодав, не взяв их в телохранители – вон оказывается, какие молодцы, на безумное дело пошли в память о своём хозяине – так кто из них более верный тогда пёс, Волкодав или эти негодяи? В прочем, вопрос этот мог бы возникнуть, дай автор чему-то хоть какие-то иные краски, а так – честный спасает друзей от нечестных, и всё тут. Да и спасет – зная, что догонят, но убегая, когда в городе есть не просто верные люди как Правый или воительницы-вельхенки со своими людьми, которые всё бы уладили, возможно, даже без крови. Так надо было убегать, чтоб под конец романа блеснуть геройством. Логика-то где?

Но самое ударившее в глаза, подрубившее было то, каким образом Семёнова придумала всех спасти.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот взяла и сотворила ещё один мир (и тут внезапно), и оказалось, что спутники мудрецы сами из того мира (и тут внезапно), но каждый из них не знал, что его побратим оттуда (и тут внезапно – «И ты тоже!»).
Нет, я конечно, понимаю, к чему это – это в общем-то квинтэссенция всех деяний Волкодава, его мечта: не жалея живота своего, прикрывая их своей грудью, и ловя ею стрелы, отбиваясь от негодяев из последних сил, затащить своих друзей буквальным образом в лучший мир! Но вот так вот брать и ломать при этом свой собственный выстроенный мир ради этого? И, чёрт возьми, как же это нелепо – нелепей было бы, только если бы пришельцы с Марса с лазерными мечами в руках спасли бы их. И к миру романа доверия мне в этот момент кончилось – а ведь он был одной из тех классных вещей, которые я тут полюбил – но как верить в то, что автор может легко разбавить каким-нибудь порталом именно тогда (и тут внезапно), когда это нужно герою? Негодование, да и только.

Это обидно, ведь читая даже так, со спавшей пеленой очарования, начиная ловить огрехи и моменты авторской слабости, я читал роман всё же не без удовольствия. Я чувствовал, что в общей массе свой он всё же добротен. Да и, чёрт возьми, это веховой роман. Роман-зачин, сформировавший и явивший миру образец русского славянского фэнтези (так что спроси кого-нибудь, о главных образцах жанра, и он перво-наперво вспомнит «Волкодава»). Да, я утверждаю, что он ещё совсем умел как художественное произведение, не идеален во многом, но хорош, добротен и важен как веха.

Единственное, берясь читать его во второй раз, я намеревался прочитать весь цикл, так было интересно, а что же дальше. Сейчас же я с этим обожду. А если и возьмусь, то с другим интересом – будет ли расти автор после столь заслуженно успешного первого своего романа (это ведь всё-таки её первая столь крупная проза), поймет ли она, что переиначивание сказки и бережный перенос знаний славянского менталитета и быта в свой выдуманный мир – это ещё не всё для по-настоящему классного романа? Или, словив почёта и славы, решит, что и так сойдёт? Вот это я бы посмотрел. Посмотрел с надеждой на авторскую мудрость, так как такой почин заслуживает не только внимания и продолжения, но и роста автора над собой.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень нравится поджанр «славянское фэнтези». Знакомство с ним началось с серии замечательных книг Марии Семеновой «Волкодав», которая перечитывалась несколько раз. На мой взгляд, это одно из самых ярких и запоминающихся произведений в современной русской литературе.

То, что автором является женщина, заметно в деталях: очень много внимания уделяется внешним атрибутам одежды, блюдам, и т.д. Не менее подробно описан и окружающий мир, народы и их обычаи. Заметно, что автор очень много времени уделила созданию цельной проработанной вселенной. В ней остро чувствуется славянский колорит, что создает ещё более притягательную атмосферу. Мир настолько правдоподобен, что всё время пытаешься провести параллели с реальными народами: венны и сольвенны – славяне, сегваны – норманы, вельхи – кельты или сарматы, саккаремцы – персы, мономатанцы – африканцы, халисунцы – арабы, арранты – греки и т.д. Восхищение вызывает язык автора: плавный, красивый и ёмкий. Благодаря ему все персонажи и окружение кажутся ещё прекраснее.

Главный герой романа, как мы можем понять из названия – Волкодав. Он из народа веннов, последний представитель рода Серого Пса. Когда-то его родичей предали и уничтожили, а самого мальчика (тогда ещё звавшегося Щенком) продали в рабство на самый страшный рудник – Самоцветные горы. Лишь жажда мести питала его все эти годы, и он смог, совершив невозможное, выйти с каторги – первый за всё время её существования. И вот, спустя годы, Волкодав готов пропеть Песнь Смерти, отомстить и умереть. Но события редко складываются так, как были запланированы, и судьба дарит жизнь. Но что делать с таким подарком? Дальше мести Серый Пёс свою жизнь не видел. А тут ещё и спутники, которым нужна помощь, нарисовались…

Как персонаж, Волкодав получился ярким и запоминающимся – этакий мрачный рыцарь без страха и упрека. Ему чужда корысть, трусость и вероломство. И поэтому на фоне жестокого мира вокруг он смотрится несколько инородно. Но, возможно, это и хотела показать Семенова – даже среди грязи может вырасти чистая душа. Волкодав самозабвенно бросается на защиту слабых и беззащитных, не заботясь о себе. Такие персонажи, безусловно, нужны в мире серой морали, но выжить им крайне сложно. Поэтому автор наделила Серого Пса превосходными воинскими способностями, которые тот применяет лишь во благо. Яркий пример выражения «добро должно быть с кулаками». Иногда поражает детская наивность главного героя, которую некоторые персонажи принимают за глупость и невежество. Но это лишь показывает духовную чистоту, сохранённую во всех испытаниях. Внешность Волкодава описана как устрашающая и порой даже отталкивающая. С первого взгляда его все клеймят каторжником, висельником и бандитом. Но совершённые им добрые поступки весьма красноречивы. Не это ли иллюстрирует обманчивость суждений человека по внешности?

Основной сюжет по сути довольно прост – линейный квест. Нужно доставить кнесенку Елень Глуздовну к её будущему нелюбимому мужу. По дороге герои встретят множество опасностей и испытаний, из которых постараются выйти достойно. Враги строят козни и пытаются помешать состояться браку, а главный враг может скрываться очень близко под личиной дорогого человека.

Герои второго плана прописаны не менее хорошо. К ним легко испытывать как симпатию, так и антипатию. Например, боярин Лучезар сразу вызывает неприязнь, а Винитар, который вроде бы и враг – уважение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Понравился сюжетный ход с Аптахаром: может ли стать врагом тот, кто не раз спасал жизнь.

Часто «Волкодава» сравнивают с сагой о Конане. На мой взгляд, сравнение совсем неуместное. Мне, например, видится больше параллелей с Геральтом из Ривии. Угрюмый и нелюдимый герой с нерушимыми моральными принципами. Советую почитать, когда захочется историю, в которой добро всё же побеждает зло. Я понимаю, что роман не лишен определённых минусов. Очень маловероятно, что герой смог бы сформироваться таким в тех условиях, в которые он попал. С каторги или тюрьмы не выходят крутыми бойцами с добрым сердцем. Но Волкодав – тот неправдоподобный герой, в которого очень бы хотелось поверить. Поэтому ставлю высший балл.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Волкодав» вызывает смешанные чувства. Когда-то давно я прочитал его, потому что один знакомый рекомендовал книгу со словами: «Это как Конан, только со славянским уклоном». В итоге все, что я увидел в романе – перепев историй Говарда с сильным креном во внутренние переживания главного героя. Стоит ли говорить, что такая история мне по вкусу не пришлась? А ведь книга-то о другом, и перечитывая ее сейчас, я это понимаю.

Между тем, сходство с историей варвара (причем киношной), конечно, есть, но лишь на уровне завязки истории. И Конан, и Волкодав в детстве попадают в рабство. Оба они становятся умелыми воинами и обретают свободу. И… И что? Дальше пути персонажей кардинально расходятся, а если взять для сравнения книжного Конана, то разница между героями станет еще больше. Ярлык «русский Конан» был прилеплен к «Волкодаву» в 1995 году, когда эти слова поместили на обложку первого издания романа. Насквозь маркетинговый ход, который сыграл с книгой злую шутку: читатель начал сравнивать произведения, у которых не так уж много общего. И когда российский книжный рынок накрыло волной «конины», «Волкодав» чуть было в ней не утонул. Его спасло то, что Мария Семенова является достаточно талантливым автором, с хорошим литературным слогом и обширными познаниями в славянской истории и мифологии. А также желанием эти знания углублять. Чего только стоит факт, что писательница специально записалась на айкидо, чтобы лучше понять боевые навыки своего персонажа и правильно их выписать.

Заметка на полях: вообще, сейчас, спустя лет 12 после первого прочтения, я склонен сравнивать Волкодава не с Конаном, а скорее с Геральтом Сапковского. Или с Жугой Скирюка.

Но давайте сосредоточимся непосредственно на «Волкодаве». Роман стартует с места в карьер и уже в самом начале показывает читателю, как Волкодав вершит свою месть и убивает Людоеда. Казалось бы, цель жизни достигнута, но в замке своего врага Волкодав обнаруживает Тилорна и Ниилит, забота о которых, и дает ему желание жить дальше.

Нельзя сказать, чтобы книга была под завязку наполнена приключениями и схватками, все-таки типаж Волкодава не особо подходит для непрерывного экшна. Очень много внимания уделено внутреннему миру героя, его размышлениям и рефлексии.

Кстати, видел в отзывах на книгу обвинения, дескать Волкодав – подкаблучник и «фу таким быть», но не могу согласиться с подобными высказываниями. В роду главного героя был принят матриархат и его отношение к женщинам напрямую связано с его происхождением, не переходя рамки уважения и эдакого славянского «джентльменства».

Хорошая книга, ставшая знаковой для славянского фэнтези. Жаль только, что со времен ее выхода не было ничего сходного по качеству и популярности. Даже сама автор не смогла повторить собственный успех.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что тут скажешь — великолепный роман!

На самом деле, только прочитав эту книгу, понимаешь, почему читатели так любезно отнеслись к героям, к сюжету и к миру романа. И почему Семёнова продолжила повествование о Волкодаве, написав последующие события его жизни (что наверняка было задумано заранее) и предыдущие события осветив тоже (что, вполне возможно, стало придумкой более поздней). Мир Волкодава получился на славу — в меру мрачным и одновременно сочным и колоритным, а события книги постоянно держат читателя в напряжённом ожидании — а что там будет дальше. И почти постоянно Волкодав рискует своей жизнью, причём обычно выступая на стороне более слабого и беззащитного — этакий рыцарь без страха и упрёка.

И вроде бы казалось, что поднаелись мы всяких Суперменов и Крепких орешков, Рэмбов и прочих супергероев, однако же Семёновой удалось так органично объяснить читателям и силу, и ловкость, и воинские умения, и животную жажду жизни, и даже его некоторые сверхчеловеческие возможности, что и тени сомнения не возникает в том, что и сам Волкодав, и история его жизни не придуманы автором, а как будто вычитаны ею на одной из берестяных грамот или на одном из камней или глиняных табличек, исцарапанных древними рунами и письменами. Вычитаны и пересказаны нам.

Нужно ли говорить, что и все последующие книги цикла уже закинуты и в букридер, и в аудиоплеер, чтобы пройти дальше вместе с Волкодавом рука об руку...

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Феминофашизм шагает по планете. Спустя 15 лет я решил перечитать данную книгу и теперь от нее просто в ужасе, хоть и написана она складно и талантливо.

Для начала — цитата. Это мысли главного героя:

«Так–то оно так, подумалось Волкодаву. Пусть женщина делает то, что ей больше нравится. Но для того, чтобы совать голову под топор, все-таки существуют мужчины.»

Собственно, это весь сюжет книги и вся ее суть. Вы не найдете в тексте НИ ОДНОГО отрицательного женского персонажа, все сплошь умные, красивые и мудрые. Зато мужики через одного ублюдки, разбойники, да и чего уж там — козлы. Кроме Волкодава. Оооо нет, Волкодав у нас из особо рода — рода СЕРЫХ ПОДКАБЛУЧНИКОВ. По щелчку девичьих пальчиков он как собачка добровольно бежит к ноге своей госпожи и подставляет свою широкую грудь под ножи и стрелы. Не, ну а че такого-то? Мужиков на свете полно, нафиг они нужны? Коли уж на то пошло — всегда можно нарожать новых!

Можно возразить — Волкодав просто из особого рода серых подкаблучников, в его деревне бабы всем заправляли, вот он такой и вырос. Ага? Да нифига! Там все такие! Я чуть не поперхнулся от негодования, когда дружина с улыбкой на устах скакала в самоубийственную атаку на местных бандюганов с мыслями типа «За нашу кнесенку и умереть засчастье!». Да какого хрена? Вы там все с ума сошли что ли? Там до этого была сцена в лесу, где они огромные грибы жрали. Может в этом все дело? Ну как еще объяснить тот факт, что какая-то пидесса с небритыми ногами едет отдать проклятому КОЗЛУ свою невинность по завету бати, а за нее здоровые и полноценные мужики как один рады убиться наперегонки.

Но вернемся к нашему Волкодаву. Он очень любит женщин! Прям очень-очень! Настолько сильно, что чем моложе, тем лучше! В самом начале книги он подружился с какой-то 12-летней(?) девицей и набился к ней в женихи. Да вот в 12 лет спать с малолетними вроде как в этом мире нельзя (в тексте не уточняется), поэтому нужно подождать пару лет и уже тогда можно! Всю книгу Волкодав видит томные сны со своей желанной девочкой и отсчитывает срок до того, как он нагрянет в деревню Барсуков за своим, цитирую, «домашним счастьем».

К сожалению, книга кончается за полтора года до назначенного срока и читатель так и не узнает чем там все дело кончилось. Надеюсь в продолжениях эта тема раскрыта более подробно и детально.

Кстати, замечу, что в 90-ых возраст согласия был 14 лет. И только в нулевых повысили до 16. Так что книга писалась с оглядкой на старые законы и автор даже не подозревала, что все это время Волкодав на самом деле был злостным педофилом.

Ну и в конце замечу, что я читал самое последнее издание от Азбуки в мягкой обложке за 2018 год. И от негодования я так и сяк его мял, пытаясь всячески порвать и испортить, даже кошке давал погрызть. Но видимо светлая женская магия мира Волкодава распространилась и на физическую копию книги, так что в итоге я сдался, так и не сумев уничтожить сей прекрасный феминный труд. Мое почтение.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем обычно книги заканчиваются – герой решает свой главный квест – тем «Волкодав» начинается. Казалось бы, отличная заявка. Теперь впереди нас, видимо, ждёт рвущий шаблоны роман полный неожиданных поворотов, но выяснилось, что у автора нестандартные идеи на этом закончились, а то удачное сюжетное решение из начала книги сыграло плохую службу.

Получилось так – и это главная моя претензия к роману – то, что у главного героя больше не стало некой этой большой цели где-то там на горизонте. И поэтому мы просто наблюдаем некий набор событий, персонажи как-то плывут по течению. Волкодав, например, просто ходит и всех несчастных кого увидит спасает, охраняет, помогает. И всё.

С другой стороны, если приглядеться, то можно обнаружить во всём этом то, как главный герой ищет себя, свою новую цель в жизни. Учится ладить со всем окружающим и просто учится в прямом смысле.

Вообще, Волкодав как персонаж вызывает симпатию, конечно же. Своими человеческими качествами при его тяжёлом прошлом. Но при этом невольно задаёшься вопросом, а возможно ли обладать такими качествами при таком прошлом, возможно ли не обозлиться?

Уважаю позицию автора по поводу феминизма, но слишком уж неприкрыто эта позиция выражается. Будто какие-то комплексы у человека.

Возможно, сказалось, что после после прочтения стартового отрывка книги ожидал чего-то большего от неё, но не получил, поэтому 6 Аршавиных из 10.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем и целом понравилось, хотя не без оговорок. Наверное, моей читательской натуре после таких мэтров, как Толкин, Мартин и Сапковский, «Волкодав» показался несколько незатейливым произведением — слишком поздно прочитала. Хотя именно Мария Семёнова стала одним из, если не главным первопроходцем на ниве героического славянского фэнтези. «Волкодав» стал настоящей классикой отечественной фантастической литературы.

Из несомненных достоинств:

- персонажи: «на лицо ужасный, но добрый внутри» Волкодав и компания;

- Нелетучий Мыш и вообще анималистическая тема;

- любопытно обыгранный штамп с суровым и загадочным прошлым главного героя;

- подкованность автора в описании оружия, снаряжения, славянского быта (пусть и в мифической оболочке);

- небезынтересный мир;

- качественные батальные сцены;

- насыщенный слог;

- первая и последняя треть истории;

- линия таинственной связи с Оленюшкой и тема оборотничества.

Из недостатков:

- некоторая предсказуемость повествования;

- провисание сюжета в середине. Несмотря на происходящие с поездом кнесинки события, чувства динамики не возникает. Нарратив кажется однообразным;

- канитель с охраной кнесинки и сам персонаж Елени, мятущейся и эмоционально неустойчивой (но это уже очень субъективно);

- в отдельных местах «славянизация» лексики и стиля очень нарочита;

- расплывчатый финал;

- самый главный минус, на мой взгляд, в следующем: несмотря на усилия Марии Семёновой, «Волкодав» скроен не без выпирающих стежков и швов. Заботливая материнская рука автора проведёт героев через все бури и невзгоды, и в глубине души ты понимаешь, что, несмотря на любые испытания, всё будет хорошо. Образ Волкодава не может не привлекать читательниц, потому что это не просто канон героя эпоса, но воплощение женской мечты о брутальном мужчине-воине с тёмным прошлым — и в то же время воине великодушном, благородном, добросердечном, умеющим быть ласковым и нежным. И женщину превозносящим. То есть Волкодав — это махровый, лохматый и косматый идеал. Он притягивает, но в его существование верится с трудом даже на страницах книги, уже не говоря о нашей бренной реальности.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, честно даже не знаю как вам сказать милые женщины, но вот «ЭТО», что автор преподносит как супер героя «славянского» фэнтези, может существовать только на страницах подобных книженций, тем более в суровые средневековые времена. Мартисьюшность главного героя тут разбавлено стандартным списком того какой в понимание женщин должен быть современный мужичело — а это добрый, сильный и главное покорный. И не просто заштампованный до поросячего визгу, а идеал с большой буквы, ну просто настоящий средневековый кавалер. И что бы выжить в таком бедламе, такому мужичеле надо и мирок соответственно выточенный под него заделать, со слабыми злыми типичными мужичелами, как в этой нашей поганой реальности, что бы глав герой их всех покалачивал во имя справедливости и радикальной феминистической идеи. Книга хороша в определённом возрасте и при определённым складом ума, но вот для таких злых мужичел из этой поганой реальности как я, увы не покатит, как ни крути, особенно после Темных фэнтези Аберкромби и эпических не менее темных Мартина. Да что там, вообще просто так не покатит, даже если автор из него сделает настоящего мужика, а не набор розовых дамских хотелок, уж извините.

Спасибо за внимания критика всего и вся приветствуется. Есть ещё рецензия ко всему цыклу Волкодав, там я «наплакал» о фэнтезийной доле мужской ни чуть не меньше .

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие проводят параллель между Волкодавом и Конаном, отдавая предпочтение последнему, хотя по мне что тот, что этот — уродливые персонажи.

Сейчас будет многобукаф, но кто-то должен поставить точку в этой клоунаде.

Семенова, конечно же, знала о Конане, смотрела фильм о Конане, и, ЕТБ, переводила рассказы про Конана. Могу даже заверить, что она улучшила дешевые писульки Говарда, который писал такое гуано, что боготворить его могут только школьники-максималисты. Которые в свое время боготворили Волкодава. Ну, типа меня — лет эдак 20 назад.

Говардовский Конан и Волкодав — два конца одной крайности, или две речки, истекающие из штуки под названием ОБИДА ЗА РОДИНУ. Говард, в меру пьющий, и не в меру агрессивный валлиец из Техаса, поначитался тогдашних фоменкоидов и стал мыслить о Великой Кельтике, которую мы потеряли. А тогда время было мутное — в Америке всяких шарлатонов боялись вешать, вот они и расплодились, с лекциями разъезжали, макулатуру свою продавали. Еще Ирландия тогда знатно бугуртила, а англичанку в Асашай всегда ненавидели, даром у них столько ирландцев пасется. Но ирландец какой человек — он к винтовке в жизни не притронется (если, конечно, не набухается), а вот слать проклятия ненавистному Альбиону, пописывая у себя в квартале — это пожалуйста. И вот наслушался всей этой мути агрессивный мальчик Говард-Два-Ствола, ощутил всекельтский дух у себя внутри, да так размахнулся пишмашинкой, что до сих пор она, дурная, бошки детям сшибает. А англичанам пофиг, разумеется. Чтоб им какая-то двухстволка угрожала...

Ой, вернемся взад. Всмысле, к Говарду! Фон-то обрисовали, в нутрях его покопались, а что с Конаном конкретно? Ну, без всякого шовинизма-ревизионизма? А конкретно — придумал папаша Говард недопортоса. Или недотарасабульбу. Да иначе бы не вышло — парень бы задушил сам себя своей же рукой породившей... или перевязью, у кого на что фетиш. Потому что Конан — это имба! И всех он перепьет, и убьет, и отжарит, и съездит — в любой последовательности. На рожон, конечно, не полезет, ибо — кельт, но свое возьмет. Ибо — не персонаж, а комплекс. Животрепещущий комплекс в голове нашей Двустволки-Говарда (для последнего, кстати, это было чревато — там голову разнесло, что салон три дня оттирали; произошло это, разумеется, в машине — как и любого закомплексованного, но хотящего иметь человека).

Оторвемся ненадолго от этих несостоявшихся членов ИРА, и вернемся к родным нашим хуторам. Про тогдашнюю обстановку рассказывать бесмысленно — все равно не поверите, если молоды, а если стары — не будем тревожить ваш маразм. Вернитесь к первым параграфам и сделайте автозамену. Ситуация будет — пестик в тычинку. А если вы не хотите, то не будем тянуть авианосцы за якоря, а просто срезюмируем — что Конан, что Волкодав — порождение крайне похожих эпох.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
упд:

Знающие люди еще вспомнят Соломона, который, несмотря на свое имя – редкостный шлемазл! Шутка ли, вон бабу хотели изнасиловать. Знающие люди говорят: хотят – не мешай, если можешь – присоединяйся. А он что сделал? Ни себе, ни людям – взял и всех поубивал! Еще шейха убил. На белом коне. Он шейхом был, на парад, возможно, ехал, а его убили. Обидно, да. Еще француза какого-то убил. Который баб насиловал. Сделай зэкам доброе дело – сдай его жандармам, зэкам тоже хочется любви. Нет – убил! Ни себе, ни людям! Как Волкодав, собака!

Но вы скажете — Конан из писулек не такой вялый и грустный чел, Конана мы принять можем, а от Волкодава нас подташнивает. А я скажу — глубже надо... быть. Глубже, товарищи! Фильм смотрели? Со Шварцем, где у него сиськи больше чем у местных баб?! Освежитесь теплыми воспоминаниями, вспомните этот блестящий сюжет с викингами на конях, у которых большие рога на шлемах, и самые большие — негра, который этими викингами повелевает! С большими змеями, которые залазиют во всякие отверстия, с большими башнями, с большими сиськами Арни, с большими мечами и... Ладно, вспомнили? Пить дать даю, что вспомнили! И режиссер Петухов или, Кукрыников (забыл фамилию, что-то из птичьего рода) вспомнил в свое время, и вставил в свой... фильм, да?.. Шао Кана, которого назвали Жадобой, который этого Волкодава гонял к Роковой горе, которую назвали Мараной. А я еще пример приведу — «Анна Ярославна, королева Франции», где Волкодава (т.е. Злата) гоняют во Францию, и он охраняет от мечей и других опасных штучек эту самую Ярославну, чтобы она женилась на короле этой самой Франции.

Но речь даже не плагиате с кинца. Да какой может быть плагиат, если любому салонному любителю понятно, что откуда и куда, если у нас в тексте Канаон — мастер меча. Если у нас в фильме у Конана словно язык отрезали, и, возможно, кое-что еще (почему такое странные отношения с женщинами? сказались ли на этом годы, проведенные на местной зоне, или неосторожное обращение с мечом — кто знает?). Но факт остается фактом! Что это за невнятная муть с бабой в клетке? Почему рассвирепела эта ведьма? Почему Валерия покушается на Конана с его потрясающими сиськами только возбухле? Почему Конан бегает в волосатых трусах, поневоле привлекая внимание к этому месту? Вопросы — вопросами, но факт есть факт! Киношный Конан немногословен и достаточно целомудрен. Оба этих признака — такой звоночек. И Волкодав ими полнится, так что никакого плагиата!

Но что же этого тогда, кроме рекламы на известных брендах? Волкодав — это антиконан, сам он Конан (киношный), эта собака, но книжка — анти и анти. Расхождения начинаются с 5 или 10 страницы. В фильме собакены рвут и делают свое черное дело с умирающим отцом-кузнецом, а в книжке собакены его не трогают, словно он территорию пометил. Местного Рексара он убивает без всяких сантиментов, даже кастрюлями не кидается, а дальше... Дальше начинается территория другого, не менее популярного в свое время фильма, и тут я некомпетентен, ибо трешаком не балуюсь.

Впрочем, добавлю. Волкодав, как книжка, — это еще и антироман. В том смысле, что плевать на ваши ожидания, вы думали что суровый, поджарый, заплетенными в косы волосами будет удовлетворять ваши читательские ожидания? Н-на-на, пяткой в нос! Никуда приключаться Волкодав не пойдет, вон он каждую страницу думает куда сбагрить инвалида, твинка и малолетку (в девичестве, видимо — монгола, мексиканца и блондинку). Ха-ха, вы видите что инвалида запрягут собирать милыстюну как героя Последней войны, твинка запрягут гомо-иерархи однояйцевых богов, а малолетку заставят сниматься для Бразерс! Щас будет приключалово! Получай по хлебалу! Все разрулят и Волкодав даже не замарается. О, они пробираются темными дорогами сквозь непроглядные заросли какого-то макфагина, щас будет приключалово! На-на, канкиро! Тут деревня, остановимся побазарить. Надо сказать, это неплохо сделано. Умеет Семенова делать долгие прилюдии. Результат, к сожалению, конечный результат — разочаровывает. Но удовольствие в процессе получаешь. Неприхотливым школьникам, не вкусившим от плодов заморских дяденек — сгодится. Бабам (разнавозрастным), которые вот такого мужика хотят с блестящей висулькой — тоже. Языком, так сказать, Семенова владеет потрясающе. А что до остального — висюльки, то есть это... крепкого такого сюжета не хватает. Как зарисовки — хороши, как роман — не очень. Антироман стремительно превращается в антикнигу, спасает только язык — любого литератора друг.

Что-то я еще хотел сказать, да мысль испугалась и убежала. Видать, крепко шибанул этот Волкодав. С блестящей висулькой. Которая блестит, как сиськи Арни. Эх, эту бы висульку да к этим сиськам — был бы толк, а так... все впросак.

Засим ставлю точку. Вы свои две точки к моей не приставляйте, я хоть и двусмысленно выражаюсь, но ентих делов не люблю, говардовские увлекашки презираю, я больше по бабам, как Семенова, то есть типа Семеновой, не типа, а вообще, женщин нормальных. ну которые с сиськами как у Арни, но без всего выдающегося в других областях.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда народ балдеет от имен типа «Елень Глуздовна», «Фитела» и «Плишка», называя их исконно нашими, русскими -- :((( Когда Волкодав ведет себя, аки настоящий горный орел (квест по доставке кнесинки к жениху провалил — ну и фиг с ним, зато Лучезару отомстил, как мужик!) Когда нам недвусмысленно рассказывается о ситуации в России 90-х -- сверху духовенство, под ним наркомафия, один честный человек на весь Галирад, и тот, увы, князь... (А панацея от национальных пороков -- лени и вранья -- как ни странно, айкидо. Дрыгоножество плюс все положенные асаны. Автор, простите, Вы всерьез?..)

Когда на эту книгу встречаются диаметрально противоположные отзывы (то ли «первое российское фэнтези со смыслом», в ущерб мегапопулярной Конине и мечемахалову -- то ли, наоборот, «фантастика для охранников и ментов») -- короче, когда каждый находит что-то свое, «в целом понравилось», но ПОЧЕМУ понравилось -- хз... Тут поневоле задумаешься, а все ли у меня в порядке с эстетическим вкусом.

Потому что лично для меня все кончилось после 1-й главы. Когда Волкодав завел полуслепого, слабого человека за кустик, помог ему выпрямиться -- и в этот самый миг осознал: такой будет вся его жизнь. Забота об увечных (конкретно -- об этих двух несчастных, еле-еле отбитых им у конунга-людожора). Смена пеленок Тилорну (молодому парню, доведенному до дряхлого состояния). Спасение наивной девчонки Ниилит, постоянно попадающей в неприятности из-за незнания, как себя вести в лесу (в наложницах у Винитария не больно-то опыта наберешься!)

Короче, известная коллизия: быть воином, героем -- или ЧЕЛОВЕКОМ БОЖЬИМ. Помощником слабых калек, нарочно снизошедшим до их уровня...

Казалось бы, при чем здесь Галирад? При чем -- второе «я» Волкодава, гигантский пес? (Он, кстати, может одновременно быть в 2-х телах -- и песьем и человечьем. Так задумано -- или все ж таки ляп?.. :((( При чем здесь Хономер, Канаон и разбойничий атаман, при чем благородный враг -- Винитар-младший?.. Все это хорошо, если только перед нами история карьеры наемника. (И то -- она кончается ничем. Гг понял, что не добьется успехов на этом пути, и умотал от разгневанных читателей в другой мир). А история о человеке, чья жизнь кончилась там, у Винитария в замке, и дальше будет просто нудная рутина... Не написала Семенова об этом (пусть даже народ — противоположного мнения. Я вижу вот _так_: не написала; переключилась в итоге на другое...)

Жаль; потенциал-то был.

Оценка: 4
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром». По лесу шёл человек с летучей мышью на плече, с русо-седыми волосами, несущий в руках длинное копьё. Он шёл к родному дому, где жили чужие, и шёл умирать. Знакомая картина? Да, вы правы, это тот самый суровый и нелюдимый венн, которого обзывают «кумиром дам умеренно взрослого возраста», по имени Волкодав. Читатель, который умудрился никогда не слышать об этом романе, недоуменно спросит: уж не перепутали ли вы, почтенный, начало с концом?

Нет. Вся суть в том, что этот человек, отомстив за свой род, обнаружил, что боги дали ему жить дальше. А как? Давайте посмотрим, кто он такой. Двенадцатилетний мальчишка, с молоком матери впитавший детские прописные истины, потеря всё, и угодил на самый страшный рудник своей части света. Сначала молодой Щенок выживал, все семь лет своего существования он посвящал только тому, чтобы учиться убивать. Выйти из подземья, выучиться воинскому искусству, убить палача собственного рода... Щенок стал Псом, Пёс стал Волкодавом. Одна его половина — свирепый и выжженый изнутри мститель, мастер оружного и безоружного боя, сжатый комок мышц и жил, сметающий всё на своём пути... А в глубине — двенадцатилетний мальчишка, которому так и не дали имя, впитавший в себя прописные истины. Истины детские, да — вера в то, что слабого нужно защищать, женщину — чтить, что есть Правда богов, а справедливость должна побеждать. Свирепый воин и идеалистичный ребёнок, уживающиеся в одном теле, теперь должны научиться жить. Мальчик должен вырасти.

В общем-то, весь роман об этом. Семёновой удалось сделать весьма интересное — в начале её романа Волкодав — несколько угловатый, ходульный, нарочито грубо прорисованный человек... Однако с каждой главой он всё более привлекателен, всё более человечен. Он растёт на глазах у читателя, учиться общаться с людьми, учиться получать удовольствие от жизни, познаёт грамоту. Перед нами — воистину история взросления героя, который, не растеряв своих идеалов, незаметно для себя, совершенствуется, становится новой личностью...

Мда, скажет дон читатель в ответ на эту пафосную речь, и пойдёт смотреть в зеркало. Но вот как-то вот... Не соответствуем? Нет, дело не во мне и не в зеркале, скажет дон читатель, дело в том, что герой-то у вас — ненастоящий, картонный, ненатуральный! Симулякр закомплексованной женщины средних лет, па-аанимаешь... Но дон рецензент, то бишь я, найдёт ответ и на этот вопрос, высказанный в огромном количестве отрицательных отзывов. Дело в том что Волкодав — эпический герой. У вас же нет претензий к Ахиллесу за котёл Фетиды, или Беовульфу за оторванную голыми руками лапу Гренделя? Вот и Волкодав, как последний в роду, должен дать Серым Псам новое рождение, а для этого нужно быть личностью... необычной. Героической. Таков и наш герой — защитник слабых, опора сильных, гроза неправедных. Чем не Отец-Основатель? Я, конечно, ничего не утверждаю, но, мне кажется, моё предположение близко к истине.

Язык книги просто прекрасен, и тёк для меня как вода. Хороший, ёмкий, красивый русский язык, за который ты любишь и уважаешь классиков, заставляет увидеть и красивый мир, окружающий Волкодава, и людей, которые вокруг него. Этот жанр я бы назвал не «славянским фэнтези», а поставил бы более широко: фэнтези этнографическое. Ведь какой основной посыл книги, который ты явственно чувствуешь на протяжении всех шестиста страниц, выражен ближе к концу, неявно и вскользь. Цвет кожи, обычаи, верования — разные, но внутри люди все одинаковые. Венн — «славянин» Волк отъявленный злодей, так же как и боярин Лучезар Лугинич, тогда как сегваны — «норманны» Аптахар и Винитар благородны душой, также как вельхинка — «кельтка» Эртан, саккаремка — «персиянка» Ниилит и даже инопланетный прогрессор, среброволосый Тилорн. Банально? Да, ещё как, но чаще всего именно банальность — самая чистая правда.

В общем-то, жизненный путь Волкодава составляет основу сюжета, поэтому в первой половине книги он не имеет чёткой структуры. Видно, что книга писалась долго, отдельными фрагментами, которые Семёнова потом старательно и аккуратно сшивала между собой, стараясь обходится без швов. Для дебюта, пожалуй, она создавал необычайно сильный текст, хотя явно ещё не научилась строить единую линию сюжета.

Так что я хочу сказать? Несмотря на изрядную полярность мнений, я присоединюсь к тем, кто любит эту книгу. Она светлая, заставляет верить в добро и справедливость... и не только верить — делать. Построить лучший мир, Беловодье, где люди не превращают друг друга в перегной. Мир был бы чище, если бы в нём существовали такие, как Волкодав... Но это всего лишь сказка. Но сказка на все времена. По крайней мере для меня.

P.S. А в седьмом классе я писал про «Волкодава» сочинение. Такие дела.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычная книга. С одной стороны я читал ее (в 95-ом, когда она только появилась на прилавках) на одном дыхании, до 4-х часов ночи за выходные. Очень яркая. Безусловно рекомендую каждому кто ее еще не читал.

С другой стороны сюжет и главные герои очень сильно застряли в середине 90-х. Времена поменялись и сейчас книга и персонажи воспринимаются иначе.

Еще одно странное наблюдение книга совершенно не перечитывается. Делал несколько попыток — не идет и все.

UPD Книга может быть очень важна для понимания атмосферы середины 90-х. В те времена это была крайне правильная и нужная книга. Сейчас ее актуальность несколько уменьшилась.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх