FantLab ru

Мария Семёнова «Волкодав»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Голосов:
5014
Моя оценка:
-

подробнее

Волкодав

Роман, год; цикл «Волкодав и его мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 225
Аннотация:

Был мальчик, жил своей жизнью в своем небольшом привычном мире. И вот этот мир уничтожен напрочь. Убиты все, кто его населял, от старого-старого деда и до последнего младенца. Не осталось ни-че-го! И этого мальчика продали на самую страшную каторгу, туда, где сильные взрослые мужчины долго не выживают. Что может быть на душе у такого ребенка? Только одна программа — выжить, освободиться, научиться сражаться и отомстить. Все! Отомстить и умереть, так как больше жить незачем, других целей нет в принципе. И эту програму мальчик/юноша/мужчина выполнил. Прошел все, перенес все, отомстил. А умереть не получилось. И надо жить дальше. А как? Ведь этот человек просто не знает, что оно такое — жить. Он не умеет просто улыбаться солнцу, он не знает, что такое любить женщину, что значит посидеть в кабаке с друзьями... Он не знает и не умеет вообще ничего, что называется «жить». Он умеет только сражаться. Причем он не умеет сражаться вполсилы, он всегда ведет бой как в последний раз. Вся книга — это история о том, как сожженное сердце учится жить.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 563

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3015 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Беляевская премия, 1996 // Фантастическая книга

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1996 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1996 // Крупная форма (роман)

номинант
Мечи, 1997 // Меч в камне

Экранизации:

«Волкодав» / «Wolfhound,The» 2006, Россия, реж: Николай Лебедев



Похожие произведения:

 

 


Волкодав
1995 г.
Волкодав
1997 г.
Волкодав
1997 г.
Волкодав
1997 г.
Волкодав
1998 г.
Волкодав
2000 г.
Волкодав
2001 г.
Волкодав
2001 г.
Волкодав
2002 г.
Волкодав
2003 г.
Волкодав
2003 г.
Волкодав
2005 г.
Волкодав
2005 г.
Волкодав: Истовик-камень. Волкодав
2005 г.
Волкодав: Истовик-камень. Волкодав
2005 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2006 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав
2012 г.
Волкодав
2014 г.
Волкодав
2018 г.

Аудиокниги:

Волкодав из рода Серых Псов
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Vukodav
2007 г.
(сербский)
Wilczarz
2007 г.
(польский)
Вълкодав
2007 г.
(болгарский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  40  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, как иногда становится жаль, что не можешь ставить минусы. Как можно назвать «Волкодава» слабой книгой? И, назвав его так, не привести никаких аргументов? Это как, например, «А чхал я на вашего Лермонтова, он все у Пушкина содрал», с учетом того, что автор таких слов толком ни Пушкина, ни Лермонтова не читал и не понял. Просто раз хвалят все, то надо обругать и выделиться из толпы.

«Волкодава» прочитала давно, лет семь назад, и эта книга открыла мне жанр фэнтези. Раньше от этого жанра могла отмахнуться: «Ах , вы фэнтези читаете? Несерьезно, это же сказки!»..

Что же примечательного и удивительного в этой книге? Во-первых, она невероятно добрая. И справедливая. И правдивая. Она учит поступать по чести, не отступаться от правой стороны и учиться, учиться у своих и чужих, у всех. Дайте прочесть «Волкодава» своим детям, и эта книга многое им даст. Во-вторых, она заставляет обратить внимание на нашу историю, испытать гордость за то, что ты потомок славян, а это уже очень много. В-третьих, язык и мастерство автора. Простая, но такая красивая и естественная речь, незатейливый, но непередаваемый и волшебный стиль. Когда самые вроде бы обыкновенные фразы цепляют, и ты не можешь оторваться от книги, когда слова будто овладевают тобой, заставляют дрожать от ярости или сострадания.

Хотелось бы учесть еще то, что Семенова никогда не писала, если можно так выразиться «поверху». Если она описывает воинское искусство, значит сама не один год занималась айкидо, если пишет про славян, значит сама большой знаток славянской мифологии, если пишет про викингов, то значит сама знает не только норвежский, но нравы этого народа и даже основы кораблестроения.

«Волкодав» — это тоска по герою, по спасителю, по настоящему русскому человеку, по самому себе, такому каким ты мог бы стать, если бы умел быть честным всегда.

Оценка: 10
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая по своей красоте книга. Читал ее уже много раз и еще столько же буду перечитывать, настолько увлекательно. И вот спустя n-ное количество лет решился написать отзыв. Это произведение, я считаю, стоит, вообще, в стороне от большинства других фэнтэзи. Сейчас объясню, почему:

1. Герой. Идеально проработанный персонаж. И... как это сказать... он выходит за рамки книги. Он живой, такое ощущение, что он дышит. Характер, его поступки, слова, отдельные мелочи. Действительно, настоящий мужчина. Такой, каким он должен быть. Он не выглядит написанным, нарисованным, он выглядит «помещенным» в книгу.

2. Книга учит. На большинство ситуаций здесь можно найти ответ. Перечитал огромное количество фэнтэзийных книг (слава богу, сейчас вышел из этого возраста), но это почти единственная книга, которая способна что-то дать. А не только забрать собой лишнее время доверчивого читателя. Книга способна воспитывать. Потому что, черт возьми, хочется быть похожим на Волкодава.

3. Стиль написания. Язык. Книга настолько домашняя, настолько приносит удовольствие от прочтения, что хочется еще и еще. Это как, к примеру, выпить чашку горячего шоколада зимним вечером, когда за окном пурга. Когда в комнате теплый желтый свет настольной лампы. При чтении слова переливаются на языке. Так и хочется перекатывать и пробовать на вкус звуки, произносить фразы вслух. Сразу видно, что было написано человеком, любящем наш родной русский язык. Да, еще стихотворения перед каждой главой — добавляют антураж.

В общем, во всех отношениях полезная книга.

Оценка: 10
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитала эту книгу именно в далеком уже 95 году. И с тех пор это одна из любимейших моих книг. Хотя часто перечитывать ее не могу, слишком сильная книга, слишком бьет по чувствам, такие книги не читают ради «убить время в поездке».

Не буду повторять похвалы действительно великолепному и неподражаемому языку, прекрасным стихам и продуманности мира. Об этом многие сказали до меня. Хочу написать о самом Герое. Да, книга начинается тем, чем обычно авторы заканчивают, победа Героя над злодеем. Но ведь это как все сказки заканчиваются свадьбой, а в реальной жизни именно с нее только начинается. Эта книга тем и отличается от сказочки-боевика, что совершением подвига только начинается. Оглянитесь назад. Кто такой Волкодав? Был мальчик, жил своей жизнью в своем небольшом привычном мире. И вот этот мир уничтожен напрочь. Убиты все, кто его населял, от старого-старого деда, много лет уже не поднимавшегося с постели, и до последнего младенца, родившегося совсем недавно. Не осталось ни-че-го! И этого мальчика продали на самую страшную каторгу, туда, где сильные взрослые мужчины долго не выживают. Что может быть на душе у такого ребенка? Только одна программа — выжить, освободиться, научиться сражаться и отомстить. Все! Отомстить и умереть, так как больше жить незачем, других целей нет в принципе. И эту програму мальчик/юноша/мужчина выполнил. Прошел все, перенес все, отомстил. А умереть не получилось. И надо жить дальше. А как? Ведь этот человек просто не знает, что оно такое — жить. Он не умеет просто улыбаться солнцу, он не знает, что такое любить женщину, что значит посидеть в кабаке с друзьями... Он не знает и не умеет вообще ничего, что называется «жить». Он умеет только сражаться. Причем он не наемник, он не умеет оглядываться на нанимателя, думать о плате за свою кровь, он не умеет сражаться в полсилы, он всегда ведет бой как в последний раз. Вся книга — это именно история о том, как сожженное сердце учиться жить.

Есть и еще одна линия, тоже редко замечаемая. Это собственно воспоминания Волкодава о доме. Да, они идеалистичны. А какими им еще быть, если это единственное светлое пятно вкошмаре? Да и просто не мог 12-летний мальчик заметить все неправильности, если такие и были, в жизни племени. Для ребенка все, что связано с домом и порядками в нем — идеально, это аксиома. Он ведь другого не знает и сравнивать не может, да и не умеет. Но попробуем все-таки посмотреть непредвзято. В фентези, да и в исторических романах, кочует сюжет о матриархате, как о мире амазонок, где все противоположно нашему миру. Т.е. женщины воюют, а мужчины дома сидят, детей растят, очаг хранят. Да никогда такого не было, это же физиология, мужчина всегда объективно и сильнее и агресивнее женщины, тестостерон рулит. И именно у Марии Семеновой показано реальное непротиворечивое матриархальное общество. Каждый на своем исконном месте, каждый занимается тем, чем предписано природой. Вся разница — кто принимает решения. Там, где мужчина-воин предпочтет силовое решение, женщина-хранительница выберет договор. Худой мир лучше доброй ссоры, это ведь оттуда. Нет войны, мужикам негде геройствовать. Зато и смертей и разрушений тоже нет. Это именно женский взгляд и женский выбор. Ну и женщина-хранительница всегда будет для матриархального мужчина практически святой, так воспитали. Именно этот взгляд и демонстрирует Волкодав. Хотя у него, в силу жизненных обстоятельств, этот подход усилен до самых невозможных вершин. Ведь это то, чем он жил в детстве, чем жил его мир. Тут сомнениям просто места нет, оно идеально по определению.

PS О фильме писать не хочу. Мыслей нет, одни предлоги, и те нецензурные.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отзывах коллег мелькнула очень правильная мысль, по сути исчерпывающая вопрос о том, хорошая ли серия «Волкодав»? Мысль звучала так: Волкодав — герой своего времени. И этой короткой фразой объясняются почти все достоинства и недостатки романа. Но не будем забегать вперед.

С чисто литературной точки зрения и без скидок на эпоху 90-х, о чем пойдет речь ниже, «Волкодав» — довольно контрастная книга. С одной стороны это — типично женское (да простят меня представительницы лучшей половины человечества) фентези. Непобедимый герой, который тонко чувствует и постоянно тяжко страдает, но не теряет своего Великого Благородства, градус коего зашкаливает и ломает любые измерительные приборы. Как и многие авторы-женщины, Семенова, наделяя героя положительными качествами, не может вовремя остановиться. В итоге получается смесь чемпиона по боям без правил с выпускником филфака МГУ и эмо-боем. Поверить в такого героя очень сложно, тем более, что мир «Волкодава» довольно успешно претендует на реалистичность. В итоге герой выглядит чужеродным элементом в собственном мире, что, разумеется, сильно бьет по общему впечатлению от романа.

Другие персонажи тоже не отстают и четко, по ГОСТу, разделяются на «хороших» и «плохих». Автор заботливо поясняет нам кого любить, а кого нет, и, чтобы мы ненароком не запутались, не ленится через каждые 20-30 страниц напоминать что такое хорошо, а что такое плохо. В продолжениях романа начинают мелькать более-менее сложные образы, такие как Сонмор или враждующие горные кланы, но все равно преодолеть общую черно-белость серии они не в силах.

С другой стороны, «Волкодав» совсем не лишен и значительных достоинств.

Самое заметное из них — мир. Семенова — большая любительница истории Раннего Средневековья и, несмотря на увлеченность некоторыми мифами об этом времени, ориентируется в вопросе хорошо. Наверное именно поэтому мир «Волкодава» получился очень живым, ярким и достоверным. В нем напрочь отсутствует главная беда современного фентези: тяжелая вымученность и потуги придумать что-то оригинальное или, хуже того, замаскировать чужие идеи под собственные. Очевидно, что мир создавался автором легко, на волне собственного видения и вдохновения. Он живет, дышит и развивается, а не просто служит кое-как намалеванными декорациями. Мир «Волкодава» интересно исследовать, знакомиться с его историей, открывать новые страницы, как прекрасные, так и жутковатые.

Я не случайно привлекаю такое внимание к этой составляющей. По моему мнению, создание мира — это главный элемент в написании любого фентези или фантастического романа. Успех в сотворении сеттинга может, как в случае с «Волкодавом», или, скажем, с «Дюной» Герберта, вытянуть даже откровенно картонных героев и непримечательный сюжет. Но крах при создании мира гарантированно похоронит любые успехи в других составляющих.

Язык Семеновой тоже в целом можно засчитать роману в плюс. Перо у автора легкое, книга читается быстро и увлекательно. Перед каждой главой в качестве эпиграфа нам предлагаются стихи (за авторством самой Семёновой). Не могу сказать, что они мне очень понравились, но в целом их можно читать, не испытывая приступов тошноты, что в поэзии уже — неплохой результат.

Кроме того, автор обладает талантом буквально парой фраз набросать динамичную картинку, которая потом надолго остается в памяти. Например (цитирую по памяти):

«Глядя как он прыгает с камня на камень, Волкодав подумал, что в случае чего это будет страшный противник — сильный как медведь, но легкий как кот.»

Сразу живо представляешь себе, как крепкий мужик со свойственной бойцам верхних весовых категорий тяжеловесной грацией ловко прыгает по камням.

Единственное, что покоробило в языке — обилие архаизмов. Семёнова неоднократно писала, что считает такие слова атмосферными и чуть ли не «правильными». Не вдаваясь в полемику по поводу законов развития языка, скажу, что все эти «гоить», «вздеть брони» и обилие уменьшительных форм у меня вызывают стойкую ассоциацию с «инда взопрели озимые», но это уже дело личных предпочтений.

Сюжет не блещет оригинальностью — простое путешествие из пункта «А» в пункт «Б». Интриги как таковой нет, кто тут герой, а кто злодей, как я уже писал выше, автор совершенно не скрывает, так что никаких внезапных поворотов не ждите. Впрочем, откровенных логических ошибок или подстраивания поведения героев под повороты сюжета также не отмечено, так что тут ни плюс, ни минус.

Таким образом, «Волкодав» представляет собой неплохой роман с шаблонными героями и простоватым сюжетом, но зато с приятным языком и свежим, даже несмотря на прошедшие 20 лет с момента написания, миром. В целом, «Волкодав» даже сам по себе производит неплохое впечатление, а уж на фоне общей массы славянского фентези выглядит даже очень выгодно. Думаю, этого достаточно чтобы рекомендовать его к прочтению, причем не только любителям жанра, но и широкому кругу читателей.

Но есть еще один чрезвычайно важный момент.

Когда «Волкодав» появился на прилавках книжных магазинов, стоял 1995 год. Многие коллеги в это время еще пешком под стол ходили, а то и вовсе были только в проекте, но наверняка слышали, что это было время национального унижения России. Не буду сейчас разводить политические разговоры, скажу только, что национальная самооценка многих россиян в то время действительно сильно упала. Скажу даже больше — кроме унижения национального это было еще и время крушения традиционных моральных ценностей. СМИ навязывали образ новых «героев» — ловких мошенников, бандитов и прочих «конкретных пацанов». Процветала пропаганда насилия, успеха любой ценой и всякого асоциального поведения. Из-за рубежа хлынул вал низкопробной литературы, встретившийся с не менее бурным потоком аналогичной субстанции отечественного производства. Про то, что творилось на ТВ я вовсе молчу. К середине 90-х народ был уже довольно сильно утомлен такой обстановкой. Главный посыл господствовавшего культурного поля гласил: «вы, россияне — жалкие, тупые, слабые и ни на что не пригодные. Лучшее, на что самые толковые из вас могут надеяться это малиновый пиджак и джип «Гранд-Чероки». И то пока не застрелят.»

На таком негативном фоне «Волкодав» был как глоток свежего воздуха. Гипертрофированное благородство его героев в какой-то степени уравновешивало общий мрачный фон и выглядело не так сусально, как может показаться современному читателю. Если в компот переложили кислой клюквы, то и сахар надо сыпать ложками, так ведь? Так что успех романа определился еще и той обстановкой в которой он был издан. Это — действительно книга своего времени. Именно тогда и именно в тех условиях это был именно тот роман, который был нужен читателям. Поэтому, несмотря на то, что объективно он такой оценки не заслуживает, ставлю 10.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, есть у меня некое предубеждение перед «раскрученными» авторами.:insane: Тем более радостно убеждаться в своей неправоте! Хоть и со скрипом, но взялась за «Волкодава» и совсем не пожалела. Скорее ругала себя за то, что так долго тянула. Великолепный роман! Придраться не могу ни к чему.

С первых же страниц погружаешься в интереснейший сюжет, основанный на славянской старине и захватывающий дух! Наверно, писать фентези на этом материале у Семеновой получается лучше всех. Достоверность даже в мелочах и идеально проработанный мир не дают усомниться ни на минуту в реальности происходящего.

Идеально соблюден баланс между философскими размышлениями и сценами с активной динамикой. Благодаря чему процесс чтения может затягиваться на долгие-долгие часы (как это и случилось со мной).

А о персонажах — разговор особый. Они получились настолько сочными, яркими и живыми, что вызывают у читателей настоящие эмоции. С удивлением ловила себя на мысли, что по настоящему начинаю сопереживать героям и грущу или радуюсь вместе с ними, а не отстранено наблюдаю за событиями со стороны. Сам Волкодав — это рыцарь «по-славянски». Человек без страха и упрека, но со строгими моральными принципами. Идеальный положительный герой (конечно, есть маленькие недостатки, но они только оттеняют достоинства).

Если и существует такой мир, куда я была бы рада попасть, то это мир Волкодава. Но только с самим Волкодавом в друзьях!:lol:

ЗЫ: хотелось бы отметить высокое качество аудиокниги по этому роману. В этом случае тоже не к чему придраться.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго не хотел читать эту книгу. Сказывалось предубеждение к разрекламированным произведениям (как книги Брежнева-то рекламировали!). Однако, время показало, что я был неправ. Открыв случайно и от нечего делать толстый том, я увлекся до такой степени, что прочитал это немаленькое произведение до конца. А на следующий день пошел на книжный базар и купил все, что нашел там про Волкодава. И тоже прочитал одним духом.

Чем меня привлек роман? Прежде всего, очень интересным, каким-то плавным языком; когда читаешь, практически никогда не приходится останавливаться — все сразу понятно и естественно. Сцены, описанные в романе, очень жизненны, хотя порой и сказочны. Описания достаточно велики, но изложены так, что это нисколько не раздражает.

Одним словом, чувствуется талант. Мне ужасно понравилась сцена, когда героя привели на суд кнесинки. Все описано как-то очень логично (я — физик, мне такое по душе!); несмотря на тяжелое положение Волкодава юная правительница, выслушав обвинителя и свидетелей, находит справедливое решение — а ведь это совсем не очевидно! («... Жадоба...носил ли оковы?»). И, прочитав текст этого эпизода уже не сомневаешься — иначе быть не могло!

И так по всему тексту. Роман велик, в нем много достоинств, которые я не в состоянии оценить — например стихи, типа эпиграфов — некоторые понравились, а некоторые я не понял.

Так что следует читать и перечитывать. С точки зрения восприятия человеком (мои ощущения) очень положительная, оптимистичная книга, отвлекает от дурных мыслей, заряжает энергией.

»...какие силы ей доступны!»

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу оценивают совершенно по-разному. Некоторые видят лишь приключенческую канву, моя сестра, например, восхищается стилем и языком произведения (а он действительно бесподобен), меня же больше интересовала психология героев, их поиск смысла жизни, уж простите за банальность. Старые вопросы, где-то тривиальные — что есть добро и что есть зло, почему они так часто меняются местами, имеет ли право человек убивать во имя жизни и можно ли вообще что-то хорошее построить на крови? Однозначного ответа нет, да и автор его не дает, приглашая читателя поискать ответ самостоятельно.

Безмерно восхищает мир Волкодава, он настолько хорошо и подробно продуман, настолько живой и настоящий что фильм по сравнению с этим выглядит собранием комиксов. Роман написан таким языком, что с первой строчки начинаешь чувствовать себя даже не зрителем, а участником событий. И отличные стихи в начале каждой главы. Не могу судить об их литературных достоинствах, это дело критиков, но стихотворения органично вписываются в каждую главу, подчеркивая и оттеняя ее смысл.

В общем, книга всерьез заставлят читателя не только сопереживать героям, но и ДУМАТЬ, и слава богу, что такие книги есть.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот не знаю, как определить жанр этой книги? В принципе, конечно же, фэнтези. Но фантастического в ней настолько мало, что оно и незаметно на фоне вполне реального, хотя и придуманного автором, мира. На фоне многочисленных романов о колдунах, эльфах и иже с ними «Волкодав» производит очень серьезное и хорошее впечатление.

Мир романа — славянский, средневековый, написан настолько реально и подробно, что кажется, сам идешь по городу с мечом за плечами. И описание это отнюдь не изобилует славянизмами, которые зачастую оскомину набивают в подобных книгах — ни одного слова лишнего в описании нет, хотя и сразу чувствуется, что это — славянский мир.

Мир романа — мир языческий. Каждое племя верит в своих богов, у каждого свои обычаи, традиции, суеверия. Но при этом мир по-настоящему интернациональный — люди разных племен знают и уважают веру и обычаи других народов, живут рядом и, как правило, мирно, оценивая соседей не по цвету кожи или одежде, а по человеческим качествам. И еще интересно: в книге довольно много встречается описаний внешних примет племенных традиций, но все они сделаны не для простого описания — информация о них используется дальше, и неоднократно, что, пожалуй, и создает целостную и реальную картину мира.

Герой романа — личность удивительная. Сочетающая в себе веру в добро, уважение к женщине, почтение к старикам — и беспощадность к врагам. За образом последнего Серого Пса отдельными штрихами возникает и образ воспитавшего его племени, сумевшего с детства внушить Волкодаву понятия о чести и достоинстве, которые позволяют безродному человеку на равных быть с благородными и сильными витязями. А кое-кого из них — и превосходить.

Практически все — даже эпизодические — герои романа — люди реальные, неоднозначные, иногда меняющиеся в зависимости от обстоятельств, иногда действующие непреклонно — но даже явные злодеи имеют положительные черты, а герои положительные проявляют слабость, ошибаются. Перед героями не раз встает выбор — кровная месть или боевая дружба, любовь или верность долгу, и каждый раз переживаешь вместе с ними — жизнь сложна и решения даются непросто.

Автор явно хорошо разбирается как в истории и верованиях славянских народов, так и в оружии и в технике рукопашного боя — по крайней мере никакого дискомфорта при чтении не возникает, но все эти описания ( а схваток на мечах описано немало) абсолютно не затянуты и явно не являются самоцелью. А цель — описание поведения человека в сложном и многогранном мире — показывает, что автор и в психологии явно не дилетант.

И еще — в книге действительно неплохие стихи...

Без сомнения, «Волкодав» достоин быть причислен к лучшим произведениям современной фантастической литературы.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мужчина ли Волкодав?

***

– Волкодав не мужик, – авторитетно заявил Старший, возвращая роман.

– Почему? – грозным щенком тут же ощерился на него Младший.

– Да это баба писала, оно же видно! Герой ни с кем не переспал, хоть под него и ложились. Давали – и не взял! Да ты не спорь, не спорь – сам ведь «палку» ещё не кидал ни разу…

– Опять ЗэКа в моде? Спасибо, не надо. Знавал я дураков, отсидевших за Володеньку Высоцкого, чтобы «настоящими» стать, – презрительно сплюнул Старый, не став даже дочитывать подсунутый бестселлер. – А тут вообще детская сказочка. Подрастёшь – поймёшь…

– И где тут фэнтези, да ещё и славянское? – потряс книгой и чуть не ударил ею по лбу Младшего очкастый Студент. – Один упырь в самом начале и горячечный бред про каких-то вил и симуранов. Лешие где? Шишиги, кикиморы, стриги? Русалки на худой конец? – тут он чему-то усмехнулся и закончил: – Учись, школота!..

Примерно такие разговоры велись после появления на прилавках книжных магазинов в 1995-м году романа Марии Семёновой «Волкодав». Наверняка подобные обсуждения возникают кое-где и сейчас, хотя уже и не столь массово.

Действительно, герой получился нетипичный. Как и мир, в котором он живёт. Что же это за зверь такой, первый и последний из рода Серых Псов? Каждый раз при попытке его определения всплывают ассоциации с отрицанием: не Конан, не Ведьмак, не индеец, не рыцарь, не былинный богатырь, не Иван Сучий сын... Рекламщики, особо не думая, нарекли его «русским Конаном» и, как всегда, попали пальцем не туда.

***

С миром разобраться проще. Если особо не придираться, то здесь всё те же пространство, время и конгломерат культур, что и в более ранних произведениях Семёновой: «Два короля», «Валькирия», «Сольвейг и мы все», «Орлиная круча», «Пелко и волки». Условные славяне, нурманы, балты и ромеи торгуют, ссорятся и мирятся где-то между морем, горами и лесом. В «Волкодаве» горизонт заметно расширился: добавились столь же условные кельты, народы из Великой степи, с Кавказа и представители африканских цивилизаций. На первый взгляд действие происходит во всё те же средние века – но они уже абстрактные и смешанные, а не конкретные. Где-то за пару веков до массового Крещения язычников, только вместо христианских миссионеров действуют и злодействуют жрецы Близнецов. Порох ещё не появился в массовом сознании даже в виде слухов, но таранный удар копьём и сплошной доспех уже есть. Встречаются также некоторые характерные особенности античности, такие как аллюзии на греков и финикийцев.

«Закваска» проблематики произведения также старая семёновская, как в «Лебеди улетают» и «Ведуне». Бывалый и увечный воин берёт под свою защиту слабых, малых, старых и женщин, не требуя ничего взамен. Приём слёзы из камня выжимает, причём в хорошем смысле. Душевные перекосы хранителя и жертв выправляются, зло наказывается, Правда восстанавливается, катарсис достигается. Защитнику богами даётся второй шанс за спасение невинных. А если всё совсем плохо и реалистично, то можно улететь на крыльях, как сделал хромой кузнец, или вообще спрыгнуть с обрыва в никуда. Благодаря этому повествование не станет детской сказкой из-за вымученно-добренького финала, и конфликт разрешится настолько фантастически, что понимай как хочешь, фэнтези это или трагический обрыв струны с предсмертным видением.

Фэнтези ли «Волкодав»? На все сто процентов, поскольку мифологическая и сказочная канва основного и вставных сюжетов видна невооружённым глазом. Другое дело, видит её конкретный читатель или нет, но это уже вопрос его эрудиции. Вводит в заблуждение кажущееся правдоподобие художественного мира и сокращение доли фантастики и её влияния на развитие повествования до минимальных значений. Оговорки Тилорна, намекающие на «попаданчество», счастливо забываются. Главная «фишка» фэнтези – нечеловеческие расы, нечисть, нежить, боги и демоны – практически не участвуют в действии, они встречаются лишь в качестве мимолётных и зачастую субъективных упоминаний. Хочешь верь, хочешь не верь. Героизм главного героя и его живучесть, по существу, являются самым значимым и чуть ли не единственным фантастическим допущением книги, прочно закрепляя её на полке «героического фэнтези».

Термин «магический реализм» напрашивается к подобному стилю сам собой, но, помимо явных несоответствий жанру, роману по крови ближе такая же «славянская» сказовая традиция П. Бажова, В. Галкина, И. Ермакова, А. Мисюрева, Т. Пьянковой и других. В их мирах реально всё, кроме сказочного обрамления и торжества справедливости, как, допустим, в «Седом медведе» у Галкина. Отсюда же, кстати сказать, тянутся и «каторжные» корни клеймёного венна, заставляющие относиться к нему с предубеждением не только персонажей книги. Он не урка, не зэк, не уголовник новейшего времени, а кандальный рудокоп, колодник, вчерашний свободный и всё ещё гордый триединый пахарь, охотник и воин, которому «воли надо». Вспомните Урал, Сибирь, цикл Е. А. Фёдорова «Каменный пояс», фильм Я. Лапшина «Демидовы». Суровые времена, дикие горы, алчные промышленники и звереющие по обоим концам кнута люди в шахтах.

Если на минуточку стать вивисектором и отбросить побочные ответвления сюжета, то получится очень интересная вещь. Всё повествование легко сводится к процедуре обеспечения прохождения инициационных испытаний перед вступлением в брак с иноземным партнёром, но в женском варианте. Кнесинка Елень становится истинным героем, а Волкодав её зооморфным помощником, верным Серым Волком при «царевне Елене троянской». При такой расстановке обретают смысл исключение кнеса из основного действия, его жена-полководец, воинствующая дева Эртан, жрица богини Кан, матриархат уклада и религии веннов. Встают на свои места «надуманные» конфликты Волкодава с Атталиком, Лучезаром и даже Глуздом, усиливается вражда с Винитаром. Венн попросту работает «громоотводом», выводя пассивную «теневую героиню» из-под власти отца, угрозы «кровосмешения» в своём доме и заключения нежелательного брака с недостойными. А сколько раз Серый Волк походя помог счастливо разрешить ту же проблему персонажам второго и третьего плана? Старые рабы, Ниилит и Тилорн, Ане и Кетарн?

Мария Семёнова мастерски вышла за границы «женской литературы» и «ярмарки претендентов», сконструировав основной мужской образ по канонам волшебной сказки. Сказка – она ведь для всех: и мальчиков, и девочек, и взрослых. Может ли иметь половую принадлежность голая функция? Серый Волк, герой-помощник, дух-хранитель – называй как хочешь. Смысл один: Волкодав больше не принадлежит миру людей. Свершив месть, он умер как человек и не смог полностью уйти за грань только потому, что живые нуждались в его помощи. Тилорн, Ниилит, Эврих, старики вельхи, щенок… Список спасённых им длинен, и каждый добавляет полешко-другое в почти догоревший костёр его жизни, эгоистично не давая умереть.

У Ольги Григорьевой в романе «Ладога» один из героев выгорел дотла, и опустевшее, но ещё живое тело из жалости и стремления помочь занял его «астральный» двойник – «кромешник», «хельг гейст». Волкодав Марии Семёновой сам волевым усилием разорвал свою душу надвое, частью уже перейдя смертную грань и даже обретя неполное следующее рождение. В его нынешнем теле просто не осталось земных и плотских желаний, и живо оно лишь ради других, половиной души. Женщина, дом, дети, личное – всё это будет в следующем воплощении. Может быть. «Иди и придёшь», – сказал ему бог. Осталось понять, куда именно идти и что следует выполнить для того, чтобы дали спокойно умереть. Чтобы снова обрести цельность и родиться заново. Чтобы жить самому.

Мужчина ли Волкодав? Нет, он лишь малая часть мужчины. Безмерно идеализированная и преувеличенная мужская функция, обладающая силой, волей и разумом, руководствующаяся неким нравственным императивом, но не имеющая никаких собственных желаний и потребностей. Целиком и полностью женский и подчинённый женщине конструкт. Воплощение наивной веры женщины в то, что Мужчина придёт без зова в нужный момент и спасёт наперекор всему и всем и даже ей самой, и не воспользуется её слабостью, и всё будет хорошо. А потом уйдёт, ничего не попросив взамен, чтобы не мешаться. Исчезнет, чтобы когда-нибудь снова появиться, если у женщины возникнет очередная проблема.

Вместе с тем образ Волкодава благодаря связи со сказкой и умело внесённой (подсмотренной, подсказанной – кто знает?) мужской способности сжигать себя дотла в «последнем бою» получился настолько ярким, что перестал быть только женским. В качестве Идеального Мужчины и Героя он оказался способным стать образцом для подражания и «камертоном мужественности», основательно потеснив в сердцах многих мальчишек яростных варваров и благородных рыцарей, индейцев и ковбоев. Вполне возможно, что это было запланировано автором, а может быть, возникло само собой, случайно заполнив некую пустоту в современной русской фантастической литературе. Как бы то ни было на самом деле, некоторые из Младших это почувствовали и прикипели к «Волкодаву», как к Библии. Они переписывали стихи из Книги и учили их наизусть. Они плевались от экранизаций, сделавших из Идеального Мужчины просто самца. Они взяли образ сурового венна с собой во взрослую жизнь. Своё дело «Волкодав» сделал, и это было действительно доброе и нужное дело.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга.

Автор пишет очень интересно. Повествование течет размеренно, как небольшое путешествие. Просто какое-то время нам с Волкодавом по-пути. И в моих мыслях он и сейчас где-то в пути, по другому и быть не может... Постепенно привыкаешь к размеренности его, Волкодава, мыслей, его неспешной манере, основательности и серьезности. Привыкаешь и потом как-то не можешь уже придумать свой мир без него и без этой книги.

Сразу хочу сказать, что книга очень своеобразная и атмосферная, на мой взгляд. Она удалась по многим параметрам. Главный герой и его спутники близки по духу читателю, есть хорошая динамика повествования, интрига то стихает, то становится все более интенсивной, недоброжелатели и враги обладают силой и коварством, достаточными, чтобы заставить читателя нервничать, да и тема взаимоотношений главного героя со всеми остальными, его позиция в жизни, и то, с какой готовностью он ее отстаивает, — как видите, можно достоинства этой книги долго перечислять.

Мне книга нравилась все время прочтения, без исключения. Писательнице, по-моему мнению, удалось все задуманное. Ей удалось создать мир, героя и общий дух книги.

Образ сильного человека, при этом ранимого, частенько заблуждающегося, но в то же время пытающегося жить в соответствии со своими весьма строгими принципами, очень подкупает. Конечно, ему непросто. Слишком уж он нетерпим бывает к разнообразным несправедливостям, да и прямодушен он, что и говорить. И тем не менее именно таким своим поведением и образом мыслей он и подкупает. Мне этот образ бесконечно импонирует именно своими метаниями в душе в поисках правильного поведения по-отношению к той или иной ситуации. Больше всего он требователен именно к себе. Говорят, что мужчина отличается тем, что просто делает то, что нужно сделать, в тот момент, когда это сделать нужно. У Волкодава все обстоит именно так. У этого персонажа прослеживается стиль. Своеобразный стиль, стиль Волкодава. Он во многом предсказуем в своей реакции и вообще в поведении, это действительно присутствует. Но ведь живущий по кодексу последнего оставшегося из племени не может изменить кодекс. Он только меняется сам. Но в определенных пределах, это безусловно. Славянские мотивы очень умело вплетены в узор повествования и создают неповторимый шарм книги.

Считаю особой заслугой Автора умение создать живые и яркие персонажи. Они самобытные, не похожи на главного героя, и каждый из них — это ярко выраженная личность. Дружинники или случайные попутчики, его друзья или враги, существа обычные или метафизичные, все они очень уместны в книге и являются частью хорошо продуманного мира.

Я знаю, что многие не читают книги Марии Семеновой, считая названия типа «Волкодав» очередным названием серий книг про киллеров из наших 90х и тд. Жаль.

Надеюсь, что если одноименный фильм (ему можно поставить оценку «0» совершенно смело) выполнит миссию привлечения читателей к первоисточнику, то его бездарность можно, право слово, наполовину простить. Меня бы его просмотр безусловно не вдохновил на прочтение. Счастье, что я читала книгу раньше.

Спасибо Автору огромное, я получила большое удовольствие от чтения и многократного перечитывания этой книги. В своем жанре она заслуживает, я считаю, одной из высших оценок.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих любимых книг. Могу читать, перечитывать и каждый раз находить что-то новое.

Роман многогранен. Марии Семёновой удалось создать свой славянский маленький мирок, с разными племенами, разными порядками, традициями, культурой. И ознакомление со всем этим происходит не в навязчивой нудной форме отступлений, а вкраплено в сам роман, его сюжет, действие. Читатель не просто наблюдает этот мир со своей читательской стороны, а погружается в него, понимает, как и чем этот мир живёт, каким образом взаимодействуют его элементы, и сам живёт вместе с ним.

Язык Семёновой — это отдельный пункт. Он грамотный, чёткий, ничего лишнего, и в то же время — красиво. Стихи в начале каждой главы (до прочтения «Волкодава» я считала, что это вещь бесполезная и бессмысленная) — идеально вписываются и подчёркивают то, что происходит на данном этапе повествования.

Ещё одна отличительная черта — тонкий психологизм. Показано развитие персонажа, как он меняется от главы к главе. Показано становление характера Волкодава. Странные и необъяснимые на первый взгляд поступки героя становятся понятными и логичными для читателя. Вролкодав не оставаляет читателя равнодушнным. Во всяком случае, меня не оставил — появилось чувство глубокого уважения к этому вымышленному персонажу. А если есть эмоции — это верный признак того, что книга оставила после себя след, что она прочитана не зря.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Справедливый, правдивый, иногда жестокий, но честный. Спасибо Марии Семеновой. Поклон до земли. Волкодав это чарующий, интересный и такой родной сердцу и душе роман. «Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым призрачным серебром»- эти строки заставляют дрожать от предвкушения.

Все здесь на своем месте. И герои. И сюжет. И язык. И смысловая нагрузка. Книга-учитель лично для меня.

Советую всем.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После чтения мысли были настолько разрозненны, что пришлось почитать чужие отзывы, дабы привести их в порядок. Разумеется, я не буду опровергать каждое конкретное презрительное слово о книге, просто скажу, что думаю сама.

Волкодав привлекает именно тем, что он вяло реагирует на оскорбления и имеет силы помогать случайным знакомым, делает то, что должен, не поддаваясь желаниям и чувствам, и не старается «подстроиться» под окружающих, чтобы вызывать дружелюбие. Практически идеальный герой. А то, что в реальности таких мало или вообще нет — книги и не должны быть полностью реалистичными, мы же не в окно автобуса смотрим, а в другой мир.

Не могу не упомянуть про сравнения с любовным романом. Несомненно, люди читали множество любовных романов, раз нашли столько сходств. Тут и романтическая линия со множествами припятствиями, временно поставленная на первый план, и... собственно всё. Каюсь, не читала л.р., но связи почему-то не уловила. Может, потому что это вообще ничем не закончилось, или сам Волкодав ничего такого не чувствовал.

Немного обидно, что главный герой полностью раскрылся в первой же книге. И про рудники узнали, и про семью, и про старушку, и даже месть в самом начале свершилась. Вместе с этим финал вышел обрывочным, что не делает книгу по-настоящему законченной =( Дальше остаётся уповать только на интересные приключения, развитие гг и других персонажей.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал многочисленные отзывы. Много, очень много — почти как роман.

Не понятно почему столько негатива, даже жалко стало Семенову, она старалась, писала.

А тут ее в пух и прах. Герой, дескать слишком правильный, таких в жизни не бывает. Злодеи слишком злые, так тоже не бывает. Создается ощущение, что вокруг нас толпами ходят герои и злодеи, и нам есть с кем сравнивать.

Повествование, видите ли медленное, почитайте полный перевод Толкина. Там от одного описания хоббитских норок с их круглыми дверями и окнами мозг кипит. А поругай Профессора, какой-нибудь ролевик-гоблин встретит вечером в полном обмундировании с деревянным мечом. Объяснит популярно, а может быть даже больно, что нельзя трогать святое.

Славянское фэнтези им не нравится. Это же совсем смешно. Дай Волкодаву шпагу и шляпу с пером — будет пиратское фэнтези. Или «Три мушкетера». Надень на него кожаный плащ — получится dark фэнтези. Дело ведь не в том, где происходит процесс, а как он происходит.

На мой взгляд книга получилась хорошей. Конечно не фонтан, но мне понравилось. И герои правильные, и антигерои тоже правильные — но по-своему, по плохому.

А то, что концовка, как всегда никакая. Так это надо так. Чтобы было с чего следующую книгу писать.

А то, что фильм никакой. Это тоже так надо. Режиссер он лучше знает, как должно быть. Писатель просто все неправильно написал. Не по сценарию.

В общем, читайте люди книги, свое мнение важнее.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно высший балл. Почему, спросите вы. А потому что по-другому нельзя. Язык Семеновой своеобразен, интересен, красочен. Мир Волкодава тщательно продуман, есть своя география, языки, народы. Целое эпическое произведение. Но фильм мне не понравился. Хотя именно из-за фильма я начал читать эту книгу. Тщательно продуманная психология единственного выжившего из Серых Псов, неповторимые герои — все это имеет право называться высшим классом.

Вывод: Умная книга, неплохое сочетание разных жанров, психология — все это заставляет читателя читать и думать о чести, о правде, о добре.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх